Libmonster ID: RU-8986
Автор(ы) публикации: С. ЛЯСКОВСКИЙ

Академия наук Союза ССР. М.-Л. 1946. 251 стр. Ц. 22 р. 50 к.

Второй номер. "Советской этнографии" не менее интересен и содержателен, чем первый. В нём уделено внимание как общим вопросам истории доклассового общества и этнографии, так и более специальным материалам и изысканиям.

Столетие со дня рождения великого русского путешественника и этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая журнал отмечает статьёй Я. Я. Рогинского "Н. Н. Миклухо-Маклай". В ней дамы биография учёного и оценка передового для своей эпохи и значительного для нас подробного изучения им папуасов Новой Гвинеи, вне каких-либо расовых и империалистических предрассудков. Миклухо-Маклай настолько опередил своё время, что многие из открытых им фактов могут быть только теперь оценены во всём их значении.

В разделе "Вопросы общей этнографии и антропологии" М. Г. Левин дал статью "Проблема пигмеев в антропологии и этнографии" - на одну из наиболее актуальных тем современной этнографической науки. Сначала антрополог Кольман (80 - 90-е годы), затем глава культурно-исторической школы В. Шмидт (1911 г. и позже) выступили с утверждением, что пигмеи являются древнейшим слоем человечества "вообще - у Кольмана - и только шерстистоволосого типа - у В. Шмидта. Автор статьи подробно излагает и критикует взгляды Кольмана, В. Шмидта, Менгина, перенесших идеи школы в первобытную археологию, Шебесты. Особенно детально разбирает он антропологические данные. В результате анализа, в особенности палеоантропологии Африки, он устанавливает относительно молодой возраст расового типа пигмеев.

В. И. Чичеров разбирает интересный вопрос о традиции и авторском начале в фольклоре. Автор считает ошибочными существующие две противоположные теории, согласно которым фольклор либо предполагает полное безавторство, безличность, безыскусственность либо, наоборот, является всецело творчеством писателей. Автор приходит к выводу, что мастера фольклора всех типов воспринимают традицию, но в то же время, следуя особенностям своих талантов, чеканят хранимые традицией произведения, меняют их, создают новые. В образующихся таким путём "школах" индивидуальность и коллектив гармонически и неразрывно сливаются. Примеры этого автор берёт из истории русского фольклора. Но точка зрения Чичерова могла бы быть плодотворно применена и к истории хотя бы древнегреческого эпоса. Статья "Традиция и авторское начало в фольклоре" носит популярный характер и не учитывает в достаточной мере обильной научной литературы.

В разделе "Вопросы этногенеза" напечатана статья члена-корреспондента Академии наук СССР А. Д. Удальцова "Племена европейской Сарматии II в. н. э.". Это лишь часть одной из глав подготовляемой к печати работы автора "Древнейшее население Восточной Европы и проблема происхождения славян". Статья анализирует известную карту Птолемея, которая даётся в реконструкции Кулаковского. Анализ карты сводится к уточнению географического расположения племён, иной раз к исправлению ошибок Птолемея. Население европейской Сарматии времён Птолемея оказывается крайне разнообразным и сложным. В нём приходится различать предков славян, представленных двумя ветвями - венедской и словенской; племена балтийской языковой группы, наконец, алано-сармато-скифскую группу племён.

Н. Н. Чебоксаров даёт специальное исследование - "Этногенез коми по данным антропологии". Автор приходит к выводу о многообразии расовых типов, вошедших в состав коми. Большую роль здесь сыграло смешение европеидов с монголоидами за время с III тысячелетия до н. э. Н. Н. Чебоксаров, используя данные не только антропологии, но и археологии и письменные источники (летописи, грамоты и т. п.), пытается уточнить историю племён коми. Статья иллюстрирована картами, фотографиями и антропологическими таблицами. В

стр. 121

частности в основе этих таблиц лежит огромный труд детальных антропологических измерений нескольких тысяч характерных представителей различных расовых типов. Такого рода материал подлежит проверке специалистами и критическому анализу на страницах специального антропологического органа.

В. В. Гинзбург даёт предварительное сообщение об "Антропологических данных по этногенезу хазар". Экспедицией в районе Саркела в 1934 - 1936 гг. под руководством М, И. Артамонова были впервые получены антропологические данные о хазарах. Все изученные погребения относятся к IX - XII векам. В большом кургане оказались европеидные черепа двух крайних групп: брахикефалов (40%) и долихокефалов (37,5%). Очевидно, мы имеем дело с разнородным по типу европеидным населением, лишь механически смешанным в недавнее время. В малых курганах был обнаружен более монголоидный тип черепов. Автор видит в носителях длинноголового европеидного типа славян, начавших колонизацию этого края, а короткоголовый тип приписывает основной массе местного населения. Монголоидные типы, по его мнению, являются потомками гунно-турецких племён, образовавших Хазарский каганат. Такая схема, позволяющая отождествлять типы черепов с принадлежностью к различным народностям, возбуждает принципиальные сомнения. Маловероятно, чтобы у этих различных народностей были ярко выражены расовые особенности: обычно на ранних ступенях развития обнаруживается уже сильное смешение расовых черт. Однако схема во всяком случае заинтересовывает и заставляет продолжить её обсуждение после выхода в свет полного отчёта.

Разнообразен и интересен раздел "Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР". С. П. Толстое в статье "Новогодний праздник "Каландас" у хорезмийских христиан начала XI в. (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений)" приходит к новым данным о культурных связях Хорезма с кавказским и хазаро-славянским миром. На основании анализа описания праздника "Каландас" у ал-Бируни, хорезмийского учёного X-XI вв., и сопоставления этих данных со славяно-румыно-греческим типом колядового обряда автор полагает, что христианский праздник был занесён в Хорезм из Восточной Европы, что христианская колония в Хорезме включала в свой состав хазаро-русско-аланские элементы. С. П. Толстов подчёркивает многообразные связи между Хорезмом и хазарами, находя и в Хазарии хорезмийские элементы. Своеобразное религиозно-культурное единство обоих миров отразилось в организации единой хазарско-хорезмийской митрополии средины VIII в. (см. карту на стр. 105).

В статье "Очерки по этнографии Кавказа" М. О. Косвен, на основании печатных источников и некоторых личных наблюдений, сообщает данные о пережитках родового строя у различных народностей Кавказа. Так, почти всюду на Кавказе сохранились следы семейной общины, иной раз даже древнейшей стадии, с преобладанием коллективной собственности. Статья носит характер предварительной, ориентировочной разработки вопроса, но автору удалось показать, что затронутое им заслуживает детального исследования и специальными экспедициями могли бы быть добыты дополнительные ценные данные.

Л. П. Потапов даёт специальное исследование - "Культ гор на Алтае". Оно основано на обширной этнографической литературе и собственных полевых записях. Культ гор на Алтае оказался связанным с древнейшим охотничьим бытом и родовым строем. Каждая почитаемая родом гора находится на его охотничьей территории. Этот культ древнее шаманства и возник не позже низшей ступени варварства. Он находится в связи с "той стадией развития религиозных представлений, когда последние в виде духов-хозяев воплощаются в антропоморфных образах, когда господствовал культ природы и стихии, когда ещё не делали вещественных изображений божеств".

Л. Г. Бараг приводит ряд "Песен белорусских девушек, угнанных в немецкую неволю", в которых запечатлены страдания и непоколебимая сила духа русских людей в годы великого испытания. Многие из песен поразительны по своему художественному совершенству и потрясающи по своему моральному пафосу.

В разделе "Из истории этнографии и антропологии" помещены две заметки. В первой из них,. "Из истории русской африканистики", А. А. Шийк напоминает о книге Е. П. Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (2 тома. СПБ. 1849). Е. П. Ковалевский не был ни этнографом, ни географом, его интересовала геология района Голубого Нила и юго-западной Абиссинии, но он живо, интересно и правдиво передаёт свои впечатления. Отдельные наблюдения его до сих пор ценны, например о пережитках матриархата. В главе "Негры" (т. II, гл. VII) он критически разбирает и отвергает расистскую точку зрения на негров, ратуя за единство человеческого рода. Во второй статье, "С. А. Туккаев - этнограф осетинского народа", автор её Г. А. Кокиев даёт краткую характеристику осетинского учёного.

В разделе "Заметки, сообщения, авторефераты" помещена заметка С. Н. Минц "Фольклор Великой Отечественной войны в московских архивах". Автор указывает на богатство и значение этого материала, ждущего своих исследователей. З. А. Никольская помещает полевые этнографические заметки "Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района". Особый интерес представляют рассказы стариков в возрасте от 70 до 100 и более лет, сохранивших в памяти никем не записанные и нигде не отмеченные воспоминания о глубокой старине. В. В. Богданов публикует "Сказку о девичьем и мужичьем царствах", записанную ещё в 1891 г. в Смоленской губернии.

Очень богат отдел хроники. С. А. Токарев делится этнографическими наблюдениями в балканских странах. Эти наблюдения касаются Болгарии, Сербии и Хорватии

стр. 122

и производились при содействии и с участием местных этнографов Они затрагивают постановку этнографической работы, деревенскую архитектуру, святочно-новогодний цикл обрядов, народную музыку, быт русских и турок. Далее идут краткие заметки о работе Института этнографии Академии наук СССР, отмечается 40-летие со дня смерти К. Л. Хетагурова, сообщаются данные о Горийском государственном историко-этнографическом музее, о Государственном историко-этнографическом музее в Тбилиси, об этнографической работе в Азербайджанской ССР, о выставке в Ленинградском государственном музее этнографии: "Айны - жители южного Сахалина и Курильских островов".

Большим плюсом второго номера "Советской этнографии" по сравнению с первым является обильный и разнообразный отдел критики и библиографии. В нём мы находим обширную рецензию Б. Горданова на монографию С. А. Токарева - "Общественный строй якутов XVII-XVIII вв." (Якутск. 1943) М. О. Косвен даёт оценку работ американского этнографа Маргарет Мид о "Проблемах воспитания и психологии ребёнка в свете этнографического материала". Далее идут 25 рецензий на этнографические работы, в подавляющем большинстве иностранные. Эти работы касаются всех частей света и дают очень много интересного материала. Некоторые из рецензий дают подробный критический разбор литературы, другие - являются краткими аннотациями.

Приветствуя расширение критико-библиографического отдела "Советской этнографии", приходится всё же повторить пожелание, чтобы вместо довольно случайного отбора рецензируемых работ читатель находил на этих страницах систематические обзоры текущей этнографической литературы по географическим районам, темам и научным направлениям и критические рецензии на ведущие, наиболее крупные труды.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-СОВЕТСКАЯ-ЭТНОГРАФИЯ-N-2

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexei ChekmanekКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Chekmanek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. ЛЯСКОВСКИЙ, Критика и библиография. "СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ" N 2 // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-СОВЕТСКАЯ-ЭТНОГРАФИЯ-N-2 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. ЛЯСКОВСКИЙ:

С. ЛЯСКОВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexei Chekmanek
Южно-Сахалинск, Россия
1276 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Критика и библиография. "СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ" N 2
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android