Libmonster ID: RU-8644
Автор(ы) публикации: Н. Ю. ФЕДОРОВ

Философский взгляд на повседневную работу

Научная теория рождается прежде всего из категорий и противоречий собственного предметного источника. Социология труда, в отличие от этого общего правила, длительное время не обладала самостоятельными теоретическими исходными положениями. Такие ее понятия, как "содержание труда", "отношение к труду" и многие другие, были насыщены технико-технологическим, психологическим и иным содержанием. Поэтому мы пытаемся описать базовый предмет социологии труда и построить ее исходные категории. Как нам представляется, это процесс живого труда, труда как вида человеческой деятельности, в котором складываются социальные отношения между ее участниками - работниками.

В 80-х годах среди советских экономистов развернулась дискуссия об экономических противоречиях социализма, но противоречия живого труда затрагивались в ней очень редко, и уж во всяком случае участники дискуссии не ставили их в качестве центральных противоречий социализма. В социологии же проблема социальных противоречий самого труда поднималась совершенно недостаточно, хотя и затрагивалась в той или иной форме. Уже тогда остро вставало противоречие между малоквалифицированным трудом и высоким образованием работников, между изменением труда в условиях обновления производства и наличием значительной части рабочих, имеющих квалификацию устаревшего профиля. Сейчас неизбежно и все в большей степени формируется противоречие между наемным трудом и капиталом. Такие противоречия, при всей их важности, обусловлены более глубокими процессами. Мне хотелось бы остановиться на принципиальных противоречиях труда как социальной деятельности и социального отношения. Такая необходимость вызвана реальной угрозой потери предмета социологии труда, ее включения в активно развивающуюся теорию экономической социологии и других, несоциологических, наук.

Социологические исследования труда и само социальное управление начиная с 60-х годов развивалось, как известно, от практических потребностей производства - с одной стороны, и от зашедшей в тупик идеологизированного исторического материализма - с другой. Теорети-

стр. 83


ческое обществоведение не обладало такой теорией труда, которая позволяла бы исследовать специфические отношения конкретных социальных общностей. Поэтому обобщения исследованных фактов, становление категорий социологии труда происходило индуктивным путем, в виде индуктивной социологической теории. Социологи исходили из эмпирически найденных закономерностей и эмпирических классификаций явлений, а также из понятий смежных наук. Например, понятия содержания и характера труда сформировались под влиянием его наблюдаемых практически значимых характеристик - ручной и механизированный, высоко- и малоквалифицированный и другие. Как технически заданное трактуется и понятие трудовой функции. Преимущественно психологическое содержание имеют исследования мотивации труда. Исследование "Человек и его работа" оставалось классическим, помимо других причин, еще и потому, что оно - одно из немногих, где авторы изучают основную проблему с абстрактных, философско-теоретических позиций и логически доводят категории до эмпирически наблюдаемых фактов. Индуктивно построенные понятия неизбежно сохраняют конкретный характер явлений, и выделить сугубо социальные моменты, отделить их от психологических и экономических здесь практически невозможно. В результате теория социологии труда исходила из множественности общественных явлений и в итоге ограничивалась ею, а научная задача заключалась в их классификации, структуризации и т. п.

Такой путь закономерен и необходим. Тем не менее, теорию нельзя назвать социологической, а противоречия труда - социальными, если эта теория не обладает исходными категориями со своим собственный содержанием. Нельзя, например, определить социально-трудовые отношения непосредственно через отношения экономические, через собственность, или через юридические, через право на труд и правовые гарантии, или только через общность производственных целей и технологического процесса и т. п.

Не случайно и среди самих социологов были широко распространены такие точки зрения на социологию, как на своего рода компиляцию психологии, эргономики, экономики и др. Многие считали, что социология должна заниматься преимущественно и даже только проблемами кадров, потому что ее главный предмет - это человек, работник, а кадры - это и есть люди. Но кадры при этом оставались в рамках межличностных или профессионально-квалификационных, то есть технически обусловленных отношений. Многие отдавали предпочтение проблемам социальной инфраструктуры, развитие которой всегда было необходимо, а достигнутые результаты легко учитывались, и сводили к ней социальную проблематику предприятия. А социум, сами объективные социальные отношения в

стр. 84


труде, сами конкретные люди во всем многообразии их отношений оставались за бортом.

Доминирование именно такого подхода стало одной из причин того, что в наши дни социология труда перестала быть самостоятельной отраслью научного знания, ее проблематика растворилась в проблематике социально-трудового партнерства, экономической социологии, экономики труда и других научных дисциплин.

В настоящей статье изложена попытка дедуктивного социологического исследования труда: умозаключение следует не от факта к понятию и далее - снова к факту, а от понятия к понятию - с тем, чтобы определить их социологическое содержание и вывести именно социологические эмпирические факты. Это позволит выделить начальные категории социологии труда, собственно социальное начало трудового процесса, которое присутствует во всех его проявлениях. В конечно счете, я полагаю, необходимо поставить вопрос о категории всеобщего социального эквивалента, аналогичной всеобщему экономическому эквиваленту, деньгам, о социологической категории, которая концентрирует в себе социально-трудовые отношения.

Исходным является положение, которое может встретить скептическое отношение: общество имеет свою первичную клеточку, свой зародыш, из которого вырастают его основные элементы и противоречия. Для этого в социологическом исследовании труда следует сделать акцент на человеке и за исходную точку брать работника (в данной статье - рабочего) и его производственную операцию, работу. Именно человек в процессе работы представляет собой ту очевидную точку отсчета, от которой мы должны отталкиваться и в которой сосредоточены все противоречия социально-трудовых отношений.

Согласно деятельностному подходу к сущности человека вообще и работника в процессе работы - в частности труд представляет собой вид человеческой деятельности. Поставить проблему трудовой деятельности резонно с вопроса: что создает живой труд? Это, прежде всего, товар, т. е. некоторый предмет, имеющий потребительную стоимость и стоимость. С другой стороны, в труде человек изменяет самого себя. Следовательно, трудовая деятельность включает самостоятельные, разнородные процессы и отношения - предметные и человеческие, социальные и экономические. Вместе с тем, в ней предметы существуют только в общественном, а человек - только в предметном процессе, социальные отношения трудящихся - в экономических, а экономические - в социальных. В трудовой деятельности одно исключает другое и не может существовать без него, труд, следовательно, един и противоречив.

Как вырастает человек из труда? Ведь его трудовая цель - это производительность, выпуск продукции или оказание услуг, зарплата и

стр. 85


экономическая эффективность, а не собственное развитие. Развитие человека в процессе труда нужно и ему, и работодателю лишь постольку, поскольку он выполняет новые работы и повышает производительность. Человеку как таковому, как элементу социума нет места среди техники и экономики. Проблема заключается в существовании источника, благодаря которому социальные изменения рабочего происходят в производственно-экономическом процессе.

Если проблема решается за счет предметной стороны труда, то человек подчинен машине и зарплате, становится их продолжением. Поскольку изменяется техника и растет заработок, постольку развивается и рабочий. Такая постановка вопроса характерна для исследований социальных проблем труда в условиях технического прогресса, для узко экономического подхода к труду. Цель социального развития работника - это производственная и экономическая эффективность. Это технократизм и экономизм в социологии.

Есть другой вариант ответа: противоречие между предметным и социальным характером труда разрешается за счет социальной стороны, за счет удовлетворения потребностей и интересов, снижения численности малоразвитых групп, повышения специального образования и квалификации как самоцели. Тогда цель - это всестороннее развитие личности на основе профессионального развития, которое неизбежно будет значительно обгонять производственно-техническое развитие и может оказаться не связанной с экономической эффективностью. Такую точку зрения можно назвать абстрактным гуманизмом.

Более обоснованно считать, что противоречие труда разрешается в деятельности рабочих с его орудиями и предметами, в деятельности, которая и в принципе, и в каждом своем конкретном акте носит общественный характер. Но парадокс заключается в том, что социальные отношения между трудящимися вырастают из подчиненности человека техническому и экономическому процессу.

Для того, чтобы в конкретной форме отличить рабочего от машины, нужно ввести в социологию труда понятие социальных качеств рабочих. Возраст, физическое движение, целесообразность, сложность - все это имеет и человек, и машина. Предметы, включаясь в производство, имеют свое качество - быть оборудованием, сырьем, продукцией. Так же и рабочий, вступая в трудовой процесс, уже должен иметь качества, необходимые для работы, уже сформированные и вместе с тем воспроизводимые в его труде и жизни.

Вообще качества человека зависят от того, что он осваивает, создает и реализует. Например, владение товаром создает качество собственника, семейная и репродуктивная деятельность - качество члена семьи и т. д. Связь между индивидуальными людьми формирует отношение между ними именно по поводу этих качеств.

стр. 86


Качества человека обладают предметным, предметно- социальным и собственно социальным содержанием. В первом случае они существуют безотносительно к общественной сущности человека: вещи представляют собой лишь средство удовлетворения потребностей, возраст - это физиологическое содержание жизни, квалификация - производственно-техническое содержание работы.

Предметно-социальные качества - это результаты деятельности людей, которые имеют определенную форму - предметную и человеческую. Так, вещи - это результат человеческой деятельности, возраст - результат жизнедеятельности индивида за определеннее время, квалификация - результат накопленного опыта и специальной подготовки. Эти качества, в отличие от просто предметных, взаимообусловлены: образование, жизненный опыт и трудовой формируют квалификацию, а она в свою очередь подчинена созданию вещей и наряду с конкретной социальной средой определяет потребность работника в образовании и т. д. Социальные же качества как таковые не материализуются в отдельных вещах и индивидах и проявляются только в виде качеств общественного целого: вещь, товар - как стоимость, стержень экономических отношений, квалификация - трудовых, возраст - демографических. Условия производства, его предметный результат и сам непосредственный процесс выступают только как моменты деятельности людей, а в качестве субъектов - только индивиды в их взаимоотношениях. Качества людей представляют собой средства создания и одновременно промежуточный результат этих взаимоотношений. В совместном труде они предстают как социально-трудовые отношения по поводу самого труда и качеств трудящихся, в которых складывается социально- трудовая общность - естественное объединение людей в совместной деятельности данного вида.

В социальной трудовой общности можно выделить три среза, которые соответствуют трем указанным типам качеств, и вместе с каждым качеством - тип деятельности, отношений и общности. Схематично это выглядит следующим образом:

- предметные качества человека складываются в конкретном труде. В нем формируется качество "рабочая сила", технологические отношения и социально-трудовая общность "рабочие кадры";

- предметно-социальные качества человека существуют в предметно-абстрактном труде, где формируется трудовое мастерство и способность к труду. По поводу этих качеств между рабочими складываются социопредметные отношения и общность "совокупный рабочий";

- собственно социальные качества людей создаются в социально конкретном труде и выступают в виде способности рабочего к любому труду на данном производстве. Социальные отношения образуют социальную общность "трудовой коллектив".

стр. 87


Противоречия труда существуют между предметной и социальной стороной, между качествами и отношениями людей во всех трех типах деятельности и отношений. Это схема. Теперь по порядку каждое звено.

А. Противоположность человека и предмета выступает в труде в форме противоположности орудий и предметов труда; с одной стороны, и рабочей силы - с другой. Предметное качество человека в труде - это быть рабочей силой, совокупностью способностей человека, которые он использует в производстве потребительных стоимостей, иначе говоря, в выполнении производственных операций, в работе. Дело рабочей силы - это конкретный труд, в котором и формируется конкретная рабочая сила. Она непосредственно зависит от данного оборудования, рабочего места и системы рабочих мест, достигает конкретные производственные цели.

Работа как таковая однозначно определяет и сама определена содержанием рабочей силы: человек выполняет то, что может, и может то, что выполняет. Цель конкретной работы достигнута с ее окончанием. Сам человек выступает лишь как наличное бытие рабочей силы и воспроизводит его в систематическом повторении операций.

Систематическое выполнение работы одинакового предметного содержания разными людьми и создает их общее качество, в котором отражается конкретное содержание труда. Это качество проявляется в профессии. Рабочий выполняет только то, что непосредственно задано его профессией и соответствует движению машины. Наличие профессии приравнивает рабочих между собой или противопоставляет их друг другу. Профессия существует в специфических предметных действиях, и благодаря этим действиям создается основа отношений между рабочими - производственно-технологические цели, нормы, правила, порядок самой работы. Рабочие вступают в отношения именно по поводу конкретного содержания выполняемой работы и, соответственно, своей рабочей силы.

Сами отношения возникают на основе технологического разделения труда и представляют собой технологические отношения. Один рабочий относится к другому лишь как к техническому исполнителю. а каждый индивид как человек замкнут в себе. Связи между ними заключаются лишь в распределении работ и главное - в обмене профессиональными знаниями и навыками и в буквальной форме, и в форме обмена вещными результатами труда. Сама эта связь подчинена системе рабочих мест.

Противоречие трудовой деятельности между рабочим и средствами труда разрешается, таким образом, в технологической взаимосвязи между конкретными профессионалами (членами профессиональных групп) в профессиональных отношениях по поводу

стр. 88


конкретного содержания выполняемых работ и качества рабочей силы.

В технологических отношениях складывается форма социальной общности, которую можно определить как рабочие кадры. Этот термин первоначально использовался липа в связи с вопросами занятости, обеспеченности рабочих мест трудовыми ресурсами, а с развитием социологии в него стали вкладывать социальное, психологическое и другое, более широкое человеческое содержание. Однако его суть, мне кажется, остается прежней. "Кадры" - это, по существу дела, не понятие, а случайно сформировавшийся термин. Это простая совокупность индивидов, занятых на производстве, и требования к ним предъявляются чисто производственные: "Тебя поставили, так стой и работай!". У нас даже термины здесь всегда применялись с физическим оттенком - взаимодействовать, контактировать и т. п.

Многие социологические исследования 60-80-х годов и особенно практика социального управления оставались на уровне технологических отношений. Исходным и конечным пунктом процесса труда здесь является отдельный, чувственно воспринимаемый индивид, объединенный в группу, совокупность и т. п. Но такое объединение остается механическим и самое большее - психологическим и организационным. Оно скрывает общественные отношения рабочих. Это, по существу, лишь начальная ступень исследования труда, которая заключается в простом перечислении операций, профессий, в описании и классификации содержания труда. Здесь еще нет никаких оснований для того, чтобы объединить отдельные человеческие действия в единый процесс социальной деятельности, а отдельных людей - в действительно социальную общность. Операции и люди, связанные технологически, объединены между собой по предметным основаниям, с социальной же точки зрения их объединение и сопоставимость очень ограниченна.

Шаг на пути к социальному объединению позволяет сделать неоднозначная связь между содержанием труда и профессии. Профессия формируется на протяжении трудового пути и в период специальной подготовки, труд же всегда ограничен данным рабочим местом. Поэтому содержание профессии всегда шире содержания труда. Так, профессиональная деятельность оператора автоматических и полуавтоматических станков содержит знания и навыки работы на 11 видах станков примерно со 120 разновидностями метчиков, плашек и других режущих инструментов. Это дает возможность выполнять около 40 разновидностей обработки металла, а также установку режущего инструмента и мелкий ремонт. А в труде оператора полуавтомата количество различных режущих инструментов ограничено 10-15, а узкая специализация оборудования и длительность переналадки допускает практически обработку лишь от 2 до 8 видов деталей в месяц. У оператора автомата в

стр. 89


условиях узкой специализации оборудования предметы и результаты труда изменяются незначительно, несколько большее разнообразие вносит труд с некоторыми узлами, механизмами и приспособлениями. Количество же инструментов и видов обработки у него примерно то же самое, что и у оператора полуавтомата.

Другой пример. Профессиональная деятельность операторов механических станков включает знания и навыки работы с помощью примерно 80-130 подвидов режущих инструментов (станочники), доводчиков-притирщиков - с 35-40 видами эмульсий и доводочных смесей. Рабочий имеет возможность работать с 4-9 видами узлов и механизмов на 3-7 видах станков, с 15-20 видами частей каждого узла. Благодаря этому станочники могут выполнять около 30-40 видов обработки металла, а доводчик-притирщик - вести около 12-15 видов доводки. Практически же специализированные станочники используют 6-10 различных инструментов для 3-4 разновидностей обработки металла, доводчик - 4-7 средств для доводки трех-пяти различных деталей. В отличие от специализированного рабочего, токарь-универсал меняет предмет и результат своего труда гораздо чаще - от 8 до 16 раз в месяц и самостоятельно выполняет наладку станка. Выполняя переналадку, рабочие имеют дело с 4-5 узлами и механизмами, со 120-150 деталями каждого из них.

У наладчиков специальных станков и слесарей-ремонтников промышленного оборудования профессиональные знания включают примерно 15-20 узлов и механизмов на 8-17 типах станков, с каждым из которых осваиваются понятия о 20-40 деталях. Наладчику необходимо знать, кроме того, около 70- 80 видов режущих инструментов и 20-25 видов вспомогательных приспособлений. В выполнении трудовых операций они используют, однако, от 80 до 140 деталей, из которых состоит каждый узел и механизм, наладка же ограничена работой с 12-15 режущими инструментами. Наладчик, переналаживая станок, имеет дело не со всеми, а лишь с некоторыми узлами, необходимыми для переналадки.

Несоответствие между профессией и трудом является объективным противоречием - накопленное знание и навыки всегда больше тех, которые нужны на рабочем мосте. Это порождает проблему так называемого избыточного образования.

Благодаря такой избыточности рабочий получает возможность преодолеть узкоспециализированное разделение труда и перейти на новую ступень развития своих социально-трудовых отношений.

Б. Теперь рабочий регулярно выполняет не только одинаковые, но и различные производственные операция, различные по своей сложности, содержанию, профилю, напряженности, следовательно, различные и по трудоемкости, оплате и пр.

стр. 90


Разнообразие в течение месяца колеблется от 3 операций у слесаря механосборочных работ до 64 у слесаря-ремонтника промышленного оборудования. Следует отметить такой труд, как на полуавтомате. Он считается одним из наиболее однообразных. Это вызвано его физическим характером и монотонностью основных производственных операций. Вместе с тем, оператор полуавтомата выполняет и установку режущих инструментов, причем на многошпиндельных станках она включает весьма разнообразные действия. Труд специализированного станочника, который также считается однообразным, с учетом операций по замене режущего инструмента, по осмотру исполнительных органов станка, контроля готовой продукции и переналадке на новую деталь, которую выполняют некоторые из них, включает иногда порядка 10-15 различных операций. В условиях же узкоспециализированного пооперационного разделения труда рабочие выполняют от 3 до 12 различных операций в месяц.

Операции рабочего, разумеется, систематически сменяют друг друга. Поэтому труд становится не только актуальным, но и потенциальным. Вместе с таким раздвоением труда раздваивается и качество рабочей силы. Актуальный труд включает специфические действия со своими объектами и таким же специфически предметным должно быть качество рабочего. Это качество можно определить термином "трудовое мастерство". Оно включает единичные знания и навыки, которые реализуются в индивидуальных операциях. Потенциальный же труд формируется в тех же самых действиях, однако существует не в виде простой их совокупности, а в виде обобщенных, типовых знаний и навыков, которые способен освоить рабочий и хранить до того момента, пока они не будут реализованы в различных конкретных трудовых операциях. Сформировавшись в выполнении конкретных операций, трудовое мастерство концентрируется в профессии и существует в виде способности выполнять ту работу, которую он в данный момент не выполняет, но может выполнять. Сама эта способность существует не на предметном, а на таком основании, которое является общим для различных операций и общим для деятельности рабочих различных профессий. Это абстрактный труд - расходование рабочей силы в физическом смысле, лишенное конкретной специфики, безразличное к своим предметам и орудиям, это предметно абстрактный труд.

Абстрактный и конкретный труд традиционно считаются категориями политической экономии. Это вызвано тем, что наряду с некоторыми другими они являются исходными категориями "Капитала", который выступает прежде всего как экономическое произведение. Как известно, за абстрактным трудом, образующим стоимость, стоят общественные отношения между людьми. Но это еще не значит, что он становится именно экономическим процессом и категорией имен-

стр. 91


но политической экономии. Общественная определенность абстрактного труда означает его зависимость и от других видов отношений, не только экономических, но и от психологических, организационных и других.

Общественная обусловленность абстрактного труда дает основание для того, чтобы исследовать его не только в системе экономических, но и в системе других отношений между людьми. Если в экономическом исследовании абстрактный труд представляет собой основу самовозрастания стоимости и капитала, то есть основу общественного отношения между капиталистом и рабочим, то в социологическом исследовании абстрактный труд - это основа общественных отношений между самим трудящимися.

Абстрактный труд, таким образом, реализует возможность, "предоставленную" профессией. Он снимает рамки специализированной конкретной работы. Рабочий теперь выполняет именно разнообразные и прежде всего разнообразные операции. Конкретная трудовая операция находится в зависимости от способности человека выполнять ее, и эта зависимость представляет собой функцию рабочего, трудовую функцию человека, предметно абстрактную трудовую функцию, в которой объединены различные операции.

Определение труда как трудовой функции было широко распространено в социологии. По самой природе этого понятия, понятия функции, оно выражает зависимость труда от человека. Социальное содержание труда предстает в определенности трудовых операций, функцией рабочего.

Трудовая функция абстрактна и подчиняет себе конкретные операции, объединяет их в себе. Благодаря трудовой функции человек получает возможность "войти" в предметнее движение объектов и "ввести" его в собственное движение социальных качеств. Тогда труд предстает в единстве процесса деятельности человека с машинным производством, а предметы, оборудование и пр., существуя независимо от рабочего, могут быть освоены и подчинены ему.

Благодаря разнообразию трудовых операций абстрактный труд создает возможность социально-трудовых отношений. Их содержание заключается в том, что рабочие теперь выполняют трудовые операции не только для того, чтобы достичь конкретную производственную цель, но и для того, чтобы обеспечить работой друг друга. Токарь работает не только для того, чтобы изготовить деталь, но и для того, чтобы ремонтник мог отремонтировать станок после работы токаря и тем самым реализовать свое трудовое мастерство; ремонтник не только ремонтирует станок для того, чтобы тот был исправен, но и для того, чтобы дать токарю возможность эксплуатировать станок, и т. д. Один исполнитель относится к работе другого как к своей цели. Действия данного индиви-

стр. 92


да определены действиями других рабочих: человек работает не только так, как он может работать, но и так, как это надо рабочим другой профессии для того, чтобы они выполняли свои операции. Трудовое мастерство одного человека опосредовано трудовым мастерством другого. Само содержание труда становится не целью, а средством для того, чтобы установить соответствующие правила, порядок, нормы взаимоотношений между рабочими. Если эти нормы и правила не соблюдаются, будь то норма выработки, должностные права и обязанности или заработная плата, то нет и результата труда - ни предметно-производственного, ни экономического, ни какого-либо другого, а сам человек не вступает в отношения с другими рабочими и, собственно говоря, не становится рабочим.

Между рабочими складываются противоположные отношения, в каждое из которых человек включается как частичный рабочий. В одном случае он элемент производственной организации, в другом - момент производства стоимости, в третьем - фрагмент демографического баланса. Противоположность отношений порождает внутреннюю противоположность самого человека и его труда. В различных предметно абстрактных и вместе с тем общественно специфических отношениях - экономических, демографических, квалификационных и других - общественные отношения существуют в ограниченной форме. Их можно назвать социопредметными отношениями, которые складываются по поводу содержания и степени развития трудового мастерства и способности к труду.

Социальное содержание всех этих отношений возникает в результате их взаимосвязи, стержень которой - сам рабочий и его трудовая функция. Взаимосвязь между конкретным содержанием профессии, образования, возраста, заработной платы и пр. тогда становится социальной, когда это содержание преображается под влиянием самой взаимосвязи. От уровня образования зависит уровень профессионального труда; если определенная возрастная группа имеет большую заработную плату, то это значит, что демографическое качество возраста имеет экономическое содержание.

Сам абстрактный труд создает лишь возможность социально- трудовых отношений. Действительными их делает квалификация. Как известно, она выражается в том, что рабочий должен знать и уметь, и вместе с тем в том, что он реально делает, техническую сложность, точность и ответственность операций. Квалификация, следовательно, объединяет актуальный и потенциальный труд, трудовое мастерство и способность к труду. Она обусловлена самим рабочим, его опытом, подготовкой, то есть социально. Она зависит от затрат на подготовку, от величины стоимости, которую производит рабочий, что выражается в тарифе, следовательно, имеет экономическое содержание. Конкретное

стр. 93


предметное содержание квалификации зависит от организации труда и подготовки, т. е. имеет и организационно- производственное содержание. Квалификация, таким образом, является эквивалентом, в котором сконцентрированы противоположные отношения между рабочими. Будучи включенным в отдельные виды социально-трудовых отношений, индивидуальный рабочий выполняет свои трудовые операции и тем самым подчиняет себе производственно-технологический процесс. Само содержание операции, оплата труда, возраст и подготовка рабочего обусловлены его квалификацией.

Предметно абстрактный труд создает и основу для сопоставления и приравнивания различных трудовых операций, квалификация же выступает здесь в виде количественного средства измерения, будь то разряд, тариф или время обучения.

В квалификационных отношениях складывается и социопредметная форма социально-трудовой общности - совокупный рабочий. Под совокупным рабочим К. Маркс подразумевает массу частичных рабочих, комбинированный персонал предприятия, связанный, во-первых, экономическими отношениями рабочей силы, ее положением как товара; во-вторых, технологическими отношениями, так как к каждому из рабочих предъявляются специфические профессиональные требования для выполнения операций. Совокупный рабочий обусловлен и уровнем образования и, следовательно, включает в себя соответствующие отношения.

Противоречие трудовой деятельности между рабочими как людьми и как технологически объединенными элементами производства разрешается, таким образом, во взаимосвязи между членами конкретных квалификационных групп, определяющих каждое из всех остальных отношений - экономические, профессиональные, образовательные и пр. по поводу абстрактного содержания труда.

В. Однако индивид включен не только в непосредственную квалификационную связь с рабочими на данном рабочем месте, участке. В постоянном повторении различных трудовых операций друг для друга выявляется общепроизводственный порядок движения и освоения элементов производства для всех рабочих. Этот порядок расширяет способность рабочего к труду до тех пределов, которые имеет само производство. Освоив его, человек может вступить в отношения с рабочим любой профессии. Но вместе с тем, он не может одновременно выполнять больше нескольких операций. Поэтому общий порядок существует в качестве способности к труду, причем к любому труду безотносительно к его конкретному выполнению, а трудовая функция содержит этот порядок: каждая из них, будь то обработка, ремонт или наладка, вплетена в единый процесс производства и отношений между людьми.

стр. 94


Квалификация не выражает всеобщего характера этого порядка. Нетрудно найти множество рабочих и работ, не имеющих одинакового конкретного содержания, знаний и навыков. Квалификация не содержит всеобщего эквивалента самой трудовой деятельности, благодаря которому любой рабочий и его работа будет приравнена к любой другой работе и рабочему. Она представляет собой не всеобщий, а частный социально-трудовой эквивалент. Она всегда ограничена конкретным предметным содержанием, различается по тарифу на работы одинаковой сложности, временем подготовки для выполнения одинаковых работ и т. д.

Всеобщим социально-трудовым эквивалентом является, на наш взгляд, знание объектов труда. Само освоение работы и производства заключается в том, чтобы знать и уметь использовать свойства техники, сырья, материалов, продукции. Знания рабочего постоянно воспроизводятся во всех простых элементах труда - в целесообразной деятельности, в орудиях и предметах. Труд выступает как движение знания в изменении объектов работы, знание отражает объект труда в человеческом мышлении и определяет содержание работы. Тем самым оно подчиняет рабочему содержание производственного процесса - тому, что сам человек может делать, его собственной функции. Знание концентрирует в себе трудовой и жизненный опыт, профессиональное и общее образование и существует благодаря его личным качествам. Мастерство рабочего определяется качеством его знания, а само знание - это качество рабочего, ибо оно является таковым, каков сам рабочий, его образование и пр. С другой стороны, объективно знания определены местом человека в системе общественных отношений, уровнем развития образования в обществе, производственной культурой, трудовым опытом поколения.

Знание, используемое в трудовой функции, общественно необходимо. Будучи принадлежностью человека, оно выражает труд как социальный процесс. Специфические общественные отношения, в которые вступают рабочие между собой, приравниваются друг к другу посредством знания: чем выше профессиональное образование, тем большим количеством знаний обладает рабочий; чем больше знаний, чем более сложную, квалифицированную работу он делает, тем выше его тариф, тем больше различных операций он выполняет благодаря разделению и организации труда. Специфические общественные отношения выступают в единстве своего многообразия как социально конкретные отношения между рабочими. Благодаря знанию в выполнении трудовых функций складывается собственно социально- трудовая общность - коллектив, коллективная способность к труду. Рабочий коллектив - это социальные отношения между рабочими по поводу способности к труду, отношения, которые складываются в функционально-трудовой деятельности. Социальная цель коллектива - это развитие и реализация способностей своих членов к труду.

стр. 95


Сами по себе знания имеют, однако, конкретно-предметное, несопоставимое между собой содержание. Лишь во взаимосвязанной деятельности рабочих, лишь в выполнении общественно обусловленной трудовой функции они могут сопоставляться и приравниваться друг к другу.

В качестве единицы измерения сложности можно предложить теперь уже не квалификацию, а элементарную единицу знания - понятие. В деятельности по систематическому исполнению операций оно существует в ограниченном, формальном виде и выражается с помощью простых терминов с тем или иным конкретным содержанием. Практическая цель работы ограничивает количество элементов понятия (в сущности своей беспредельное) до одного элемента и тем самым делает его предельно простым для исполнителя. В процессе труда понятие получает предел своего усложнения и не выражается более сложными понятиями. Тем самым оно не только остается специфичным, но и становится абстрактным и приравнивается к любому другому понятию. Например, в операции по обработке детали понятия о мощности и скорости двигателя, об устройстве шпинделя и суппорта ограничены знанием выходных данных и не включают все многообразие научного и конструкторского содержания. Тем самым двигатель становится не более сложным, чем, например, цилиндрическая поверхность детали, а шпиндель приравнивается к суппорту или любому другому узлу. В результате разнокачественные работы могут быть сопоставимы и сравнимы между собой как акты деятельности рабочего с большим или меньшим количеством понятий, как акты абстрактного труда. В сложности выражена мера освоения объекта работы и вместе с тем наличие этих знаний у рабочего.

Для расчета сложности в качестве источника сведений используются описания оборудования, продукции, сырья и пр. в учебных пособиях. С помощью этих описаний был составлен перечень свойств, необходимых для работы, и определено количество понятий о каждом из этих свойств. Этот перечень включает свойства, определяющие качество узла, детали, технические свойства и условия работы, изменения предмета труда, внешние признаки нормальной работы и неполадок и другие, всего 10 групп. Сумма понятий выражает сложность трудовой операции, а сумма понятий обо всех трудовых операциях - сложность трудовой функции рабочего данной профессии (таблица 1).

Наиболее сложной из исследованных трудовых функций является функция наладчика автоматической линии (таблица 1). Она насчитывает 6650 понятий. Надо отметить, что это вызвано не высокой сложностью его операций, а разнообразием операций средней сложности. Наиболее сложной из всех его трудовых операций является переналадка некоторых узлов и механизмов, в которой он участвует наряду с наладчиком по переналадке. А сложность наиболее часто выполняемой опе-

стр. 96


рации - наблюдения за автоматической работой оборудования - невелика; также сравнительно несложной является большинство других его операций по ремонту и подналадке.

Таблица 1. Операции рабочих по уровню сложности и повторяемости

Наименование профессии

сложность

наименование профессии

повторяемость

наладчик токарных автоматов и полуавтоматов

3900

наладчик агрегатов

4320

наладчик агрегатов

3100

наладчик агрегатов

4320

наладчик КИП и А

2200

прядильщик

4200

Слесарь КИП и А

1800

Наладчик автоматических линий, наладчик агрегатов

3840

Слесарь КИП и А

1600

доводчик

2340

наладчик КИП и А

1200

оператор токарного автомата

2200

слесарь-ремонтник промышленного оборудования

900

специализированный токарь, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов

1800

токарь-универсал, термист, слесарь-ремонтник

550

прядильщик, транспортировщик

1700

термист, наладчик агрегатов, электромонтер

480

кузнец, наладчик автоматических линий

1500

оператор токарного автомата, наладчик токарных автоматов и подавтоматов, токарь-универсал, наладчик автоматических линий

420

кузнец

1200

Термист, слесарь-ремонтник, электромонтер

410

доводчик, слесарь механосборочных работ

1000

термист, слесарь-ремонтник, слесарь КИП и А

350

токарь, слесарь механо-сборочных работ

990

токари всех специальностей

330

прядильщик, слесарь механо-сборочных работ

780

наладчик агрегатов, слесарь КИП и А

290

оператор линолиумной линии

50

Оператор токарного полуавтомата

210

наладчик автоматической линии

480

слесарь-инструментальщик, наладчик агрегатов

180

оператор линолиумной линии, наладчик автоматической линии, кузнец

440

оператор линолиумной линии, слесарь КИП и А

160

доводчик

400

оператор токарного автомата, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик автоматической кой линии

150

оператор токарного полуавтомата, слесарь-инструментальщик, наладчик. агрегатов, слесарь КИП и А

90

оператор линолиумной линии, слесарь инструментальщик, слесарь- ремонтник, слесарь КИП и А, оператор токарного

140

оператор линолиумной линии, термист

85

полуавтомата, прядильщик, специализированный токарь

130

рабочие всех исследованный специальностей

50 и ниже

стр. 97


Наименование профессии

сложность

наименование профессии

повторяемость

ткач, наладчик КИП и А

120

 

 

 

наладчик автоматических линий, специализированные токари, слесарь- ремонтник

110

 

 

 

 

оператор токарного автомата, ткач, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, кузнец, слесарь механосборочных работ

90

 

 

 

 

прядильщик, ткач, кузнец на молотах, наладчик, наладчик КИП и А, электромонтер

70

 

 

 

 

оператор линолиумной линии, прядильщик, полировщик

60

 

 

 

 

наладчик автоматических линий, кузнец, доводчик, полировщик, слесарь механосборочных работ, транспортировщик, слесарь-ремонтник, электромонтер, слесарь КИП и А

50

 

 

 

 

Весьма сложны наиболее разнообразные трудовые функции электромонтера (3840 понятий) и слесаря-ремонтника (2200 понятий). Наименее сложна функция транспортировщика (около 30 понятий).

Сложность трудовых операций колеблется от 20-30 понятий, необходимых для некоторых ремонтных и транспортировочных работ, до 3900 понятий, используемых в операции по наладке агрегатов. Сравнительно невысокими оказываются наиболее сложные операции у наладчика и оператора автоматизированных линий. У наладчика токарных автоматов и полуавтоматов высокосложными являются лишь операции по переналадке двух станков различного типа и примерно одинаковой сложности (3900 понятий). Остальные его операции значительно проще.

Таким образом, противоречие между отдельными специфическими отношениями между рабочими, между предметным и социальным содержанием труда разрешается в знании работы, которым обладает человек.

Однако и само знание все же остается обусловленным, заданным предметно-производственным процессом, оно, следовательно, так же предметно конкретно, как и сами операции. Поэтому знания в описанном виде еще не выражают в полной мере труд как социальную деятельность.

В чем же, наконец, содержится социальный источник функционального труда, источник социально-трудовых отношений? Он должен заключаться в способности рабочего к труду и вместе с тем

стр. 98


формироваться в выполнении трудовых операции. То, что содержит производственный процесс, уже должно быть освоено рабочим в выполнении операций. Оно не может поступать извне, не может находиться нигде иначе, кроме как в самом человеке. Усложнение труда в принципе ограничено заданной сложностью, интенсивностью производства и квалификацией рабочего, его физическими и умственными возможностями. Сложность, на первый взгляд, растет за счет совмещения функций, усложнения оборудования и продукции, но в таком случае прежде освоенные знания, которые постоянно не используются, не нужны актуальному труду, и суммарная сложность функции не меняется. Также и в самом объекте труда рабочий получает количество понятий, не превышающих суммарную сложность того труда, который он выполняет.

Внутренний источник роста сложности - это профессия. Рабочий осваивает знание о специализированном производстве благодаря тому, что оно уже принадлежит ему в форме профессионального знания, а не определено объектом труда непосредственно. Профессия выступает как знание закономерности, знание типа объектов труда. Конкретные трудовые операции выполняются исходя из обобщенных профессиональных знаний.

Как и сам труд, профессия обладает сложностью, которая представляет собой количество обобщенных знаний, имеющихся у рабочего. Величина сложности профессии (таблица 2) колеблется от 1200 понятий у транспортировщика до 196000 понятий у наладчика и слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики с профессионально- техническим образованием. Наиболее сложными являются профессии наладчиков и ремонтников, менее сложными - профессии рабочих, занятых эксплуатацией автоматизированного оборудования, слесаря- инструментальщика и термиста и еще менее - профессии станочников-пооперационников и слесаря механосборочных работ на конвейере. Сложность профессии у рабочих, получивших подготовку на производственно-технических курсах, примерно в 2-3 раза ниже, чем у рабочих той же профессии, имеющих профессионально-техническое образование.

Профессиональные знания, однако, так же, как и операциональные, остаются определенными предметно. Их содержание - это те же объекты труда, однозначно заданные рабочему. В освоении профессии в каждый данный момент всегда имеются физические и умственные ограничения, обусловленные самим индивидом. Следовательно, будучи источником процесса труда и принадлежностью рабочего, профессия все же остается его предметным качеством, а не социальным.

стр. 99


Таблица 2 Характеристика трудовых функций рабочих

Наименование профессии

Сложность профессии (понятий; тыс. ед.)

Сложность функции (понятий; ед.)

Повторяемость функций; операций, ед.

Содержательность функций, (единиц понятий в операциях)

НТО *

НТК ***

АВ** ; ед.

ранг

АВ ** ; ед.

ранг

ПТО *

ПТК ***

АВ** , ед.

ранг

АВ** , ед.

ранг

АВ** ; ед.

ранг

АВ** ; ед.

ранг

доводчик

22.4

14

4.5

17

180

17

9.8

5

-

-

0.3

16

кузнец

28.3

12

-

-

170

18

4.6

10

0.6

15

1.3

15

Наладчик автоматических линий

140.0

2

25.4

6

650

1

9.3

6

74.5

3

300.9

2

Наладчик токарных автоматов и полуавтоматов

68.6

8

18.7

8

4400

4

17.2

1

180.1

1

291.1

3

Наладчик агрегатов

80.0

6

17.4

9

5110

2

17.0

3

74.8

2

458.6

1

Оператор токарного автомата

52.5

10

9.8

10

1580

-

17.1

2

40.9

4

143.5

4

Оператор полуавтомата

52.5

10

6.5

14

900

12

14.6

4

5.2

9

3.4

14

Оператор линолиумной линии

-

-

24.6

7

2340

7

7.5

7

-

-

31.1

11

полировщик

17.4

15

8.7

12

70

20

5.1

9

3.3

12

-

-

прядильщик

87.2

5

-

-

210

16

6.7

8

-

-

-

-

ткач

87.2

5

-

-

180

17

6.7

8

0.1

17

-

-

Слесарь КИП и А

196.0

1

58.6

1

4580

3

0.6

17

3.6

11

8.9

13

Слесарь механосборочных работ

32.3

11

6.5

15

215

15

2.8

13

0.04

18

0.1

17

Слесарь-инструментальщик

72.4

7

27.3

5

2180

10

1.2

15

2.5

13

55.0

6

Слесарь-ремонтник

108.3

4

32.5

4

2200

9

0.5

18

13.0

5

57.1

5

Термист на печах

56.8

9

6.7

13

1540

11

0.7

16

-

-

2.6

14

Токарь-операционник с наладкой

26.6

13

5.3

16

770

13

4.2

11

12.4

6

40.1

7

Токарь-операционник без наладки

26.6

13

5.3

16

460

14

4.2

13

0.3

16

2.6

14

Токарь-универсал

26.6

13

8.9

11

4300

5

0.1

19

-

-

22.5

8

транспортировщик

-

-

1.2

18

30.0

19

3.4

14

12.0

7

20.3

9

электромонтер

116.4

3

36.8

3

3840

6

2.0

16

7.2

8

13.2

10

-------

ПТО - Профессионально-техническое образование; АВ - абсолютная величина; ПТК - Производственно-технические курсы.

стр. 100


Должен существовать некоторый акт социальной деятельности с объектом труда, благодаря которому предметно определенные трудовая функция, трудовая операция, профессия становятся определенными социально. Этот акт есть целенаправленный выбор объекта и вместе с ним - конкретных знаний о нем из тех, которыми располагают различные рабочие на данном рабочем место и которые концентрирует в себе профессия. Ведь труд детерминирован совершенно разнородными процессами - с одной стороны, машинным производствам, с другой - деятельностью человека. Поэтому для человека движение производства само по себе представляет собой множество случайных движений. Закономерное механическое движение без связи с рабочими еще не является социальной закономерностью.

Из всего множества знаний об оборудовании, материалах и продукции рабочий выбирает те, которые ему необходимы для данной работы. В своей трудовой функции рабочий в форме выбора осваивает и реализует знания об объектах труда и профиль их изменения. Этот выбор он делает в соответствии с собственной целью из своих профессиональных знаний и возможных работ, которые он может выполнить на рабочем месте.

Сама функционально-трудовая деятельность, таким образом, это выбор трудовых операций. Выбор и выполнение выбранных операций связывает их между собой в деятельности рабочих, в отличие от связи операций посредством машин. Трудовыми операциями различного предметного содержания рабочий упорядочивает движение орудий и предметов труда, т.е. вносит в механическое движение социальную целесообразность. Иначе, без его участия оно представляет собой цепь лишь предметно детерминированных событий, целесообразных лишь с производственно-технической стороны. Для рабочего они имеют большую или меньшую вероятность и совершаются с некоторой неопределенностью. Выбрав знания и выполнив операции некоторого содержания в определенной последовательности, он подчиняет себе производственный процесс. Социальное содержание трудовой функции - это упорядочение рабочим взаимосвязи между выбранными операциями и объектами, составляющими производственный процесс.

Выбор рабочим объекта и конкретных знаний о нем в выполнении трудовой операции - это ее содержательность. В ней выражено разнообразие и сложность труда как социального процесса, или социальная сложность и разнообразие функционального труда. Содержательность операций заключается в значимости ее выбора для социального развития рабочего в труде: операцию какого именно предметного содержания, сложности и повторяемости он в состоянии выбрать и выполнить по сравнению с возможными на рабочем месте.

Для расчета содержательности труда использована формула отрицательной энтропии. Содержательность операции/представляет собой

частное от деления меры упорядоченности движения знаний Я, на меру упорядоченности движения операций Н m , т. е.

где

i - сложность операци,

U - сложность профессии,

m - повторяемость операции,

М - повторяемость функции,

р i - вероятность выбора знаний об объекте операции,

р m - вероятность выбора операции.

Содержательность функции F представляет собой сумму содержательности опепяпотг

Смысл формулы содержательности труда заключается в том, что, во-первых, понятия рабочего о данном объекте труда реализуются во всех операциях; во-вторых, понятия, образующие сложность профессии, создаются и реализуются в каждой операции. Содержательность операции, таким образом, выражает соответствие между множествами понятий и операций.

Если формулу содержательности операции записать следующим образом:

то, учитывая безразмерность выражения, стоящего под логарифмом, получим следующее средство выражения содержательности:

т. е. наличие понятий данной операции во всех операциях и наличие всех понятий в данной операции, т. е. i/m. Содержательность измеряется, следовательно, количествам понятий в операции.

стр. 102

Содержательность трудовых операций колеблется от 0,002 i/m в операции по наблюдению за работой исполнительных органов станков, которую выполняет наладчик автоматической линии с профессионально-техническим образованием, до 40,9- i/m в операции наладчика агрегатов по устранению неполадок и подналадке технологического режима работы шпиндельного блока. Содержательность подавляющего большинства трудовых операций исследованных рабочих с профессионально-техническим образованием колеблется в чрезвычайно небольшом интервале - от 0,1 до 0,6, а с производственно-техническими курсами - от 0,4 до 1,0.

Содержательность одних и тех же операций существенно различается у рабочих в зависимости от формы специальной подготовки. Например, если у оператора токарного автомата с профессионально-техническим образованием содержательность наиболее сложной операции (мелкий ремонт) равна 8,1 i/m, то эта же операция того же рабочего, но подготовленного на производственно-технических курсах, имеет содержательность 28,6 i/m. Содержательность переналадки станка, выполняемой токарем-операционником с профессионально-техническим образованием, равна 5,8 i/m, а с производственно-техническими курсами- 18,8 i/m .

К наиболее содержательным относятся операции по наладке и ремонту, которые выполняют не только наладчики и ремонтники всех специальностей, но и операторы полуавтомата (установка инструмента) и автомата (мелкий ремонт), токарь-операционник (наладка станка на новую деталь) и другие рабочие. К группе операций с высокой содержательностью (более 1 i/m) относятся лишь операции наладчика агрегатов и наладчика автоматов и полуавтоматов, наладчика автоматических линий, а также одна из операций оператора токарных автоматов и полуавтоматов. Операции этих рабочих являются социально более развитыми. У других рабочих такими же являются лишь отдельные операции. Высокая содержательность большинства операций наладчиков указанных специальностей объясняется тем, что они имеют профессию и трудовую операцию высокой сложности, высокий уровень разнообразия и повторяемости операций.

К группе операций средней содержательности от 0,1 до 1,0 i/m относится большинство операций таких рабочих, как токарь- универсал, слесарь-инструментальщик, электромонтер и слесарь-ремонтник. К группе операций низкой содержательности относится большинство операций станочников механизированного и автоматизированного производства, слесаря механосборочных работ, а также слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Содержательность трудовых функций (таблица 2) колеблется от 0,04 у слесаря механосборочных работ с производственно- техническими курсами до 458,6 у наладчика агрегатов с производственно-

стр. 103

техническими курсами. У рабочих большинства профессий она включена в интервал с низкой содержательностью от 0,04 до 8,9. Среди функций средней содержательности, которая колеблется от 10,8 до 74,8, преобладают функции операторов автоматов и полуавтоматов и наладчиков и ремонтников. К функциям высокой содержательности - более 140 -относятся функции лишь некоторых из специальностей наладчиков.

В заключении поставим вопрос об одном из основных социальных противоречий труда. Трудящиеся различаются способностью к труду, которая реализуется в выполнении трудовых операций, в выборе этих операций. Способность формируется самим трудом и качествами человека, обусловленными возрастом, условиями жизни, образованием, и вместе с тем непременно должна быть реализована, иначе она не имеет смысла, теряется. Это мы видим, например, в девальвации специального образования у людей, выполняющих простые функции. Но в полной мере способность к труду реализоваться не может, так как рабочее место по сути своей предполагает ограниченный круг специфических операций. А, кроме того, именно за систематическое выполнение одних и тех же работ производится оплата труда. Выбор, таким образом, ограничен и предметно, и экономически. Перемещение на другое рабочее место дает лишь временный эффект, через некоторое время новое место становится социально ограниченным, а с другой стороны, теряют смысл накопленные знания и образование, способность к труду остается на прежнем уровне. Социальное развитие рабочего в труде, таким образом, заходит в тупик.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ-ТЕОРИИ-ТРУДА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Ю. ФЕДОРОВ, К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТРУДА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ-ТЕОРИИ-ТРУДА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - Н. Ю. ФЕДОРОВ:

Н. Ю. ФЕДОРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
872 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
13 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
19 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТРУДА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android