Libmonster ID: RU-17073
Автор(ы) публикации: В. П. ТЕРЕХОВ

В. П. ТЕРЕХОВ, Чрезвычайный и полномочный посол, профессор МГИМО (Университета)

50-я годовщина установления дипломатических отношений между СССР и ФРГ дала историкам, политикам и журналистам повод вновь обратиться к событиям полувековой давности, сыгравшим немаловажную роль в международных отношениях того времени. Хорошую возможность оценить происходившее в 1955 г. предоставила и публикация новых документов, относящихся к этому событию.

В Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД РФ (МГИМО) выпущен сборник документов и материалов "Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ" с предисловием ректора, члена-корр. РАН А. В. Торкунова и комментариями участников тех событий - посла в отставке Р. А. Сергеева и проф. А. А. Ахтамзяна. Сборник содержит стенограммы переговоров, документы и материалы, относящиеся к визиту канцлера ФРГ К. Аденауэра в Москву 8 - 14 сентября 1955 г. Стенограммы публикуются в открытой печати впервые. До сих пор они были доступны лишь с ограничениями, поскольку имели гриф "Для служебного пользования".

Почти одновременно московское отделение Фонда им. Конрада Аденауэра при содействии министерств иностранных дел России и Германии, а также Российского государственного архива новейшей истории и агентства "ИТАР-ТАСС" выпустило аналогичный сборник, в котором наряду со стенограммами из российских источников публикуются их немецкие варианты, а также не имеющие русского аналога1 записи переговоров, сделанные немецкими дипломатами. В сборнике помещены также тексты политических заявлений канцлера Аденауэра после его визита в Москву и резолюции бундестага в связи с установлением дипломатических отношений с СССР, не переведенные на русский язык.

Оба сборника удачно дополняют друг друга и позволяют исследователям сравнить на основе архивных записей позиции сторон, их развитие, приоритеты, выявить "зоны умолчания", резервируемые сторонами по тем или иным соображениям.

Внимание интересующихся историей российско-германских отношений привлечет и сборник статей "Взгляд назад в будущее", выпущенный "РИА-Новости" к 50-летнему юбилею2. Издание содержит статьи ныне здравствующих послов СССР и России в ФРГ и ГДР, послов ФРГ в СССР и России, а также российских и немецких ученых, освещающие различные этапы отношений между двумя странами.

В послевоенной истории выделяются три события, ставшие отправными точками существенных перемен в наших отношениях с ФРГ. Это, прежде всего, установление дипломатических отношений в 1955 г., заключение Московского договора в 1970 г. и решение проблемы объединения Германии в 1990 г. Каждое из этих событий вызревало в сложном противоборстве интересов, мнений, позиций и сопровождалось выходом на новый уровень политического самосознания партийно-государственных элит наших стран, приводило к формированию нового баланса политических сил на мировой арене.

Возникает естественный вопрос: почему дипломатические отношения между СССР и ФРГ были установлены именно в 1955 г., не раньше и не позже? Какие обстоятельства, какие мотивы, какие расчеты побудили руководства двух государств пойти на такой шаг через десять лет после окончания второй мировой войны?

Причины были достаточно вескими. Они были обусловлены послевоенным международным развитием, политической стратегией ведущих мировых держав, а отнюдь не только соображениями сложившегося на тот момент национального интереса. Разворачивалась сложная игра, в которой каждая сторона стремилась обеспечить для себя максимально выгодные позиции в складывавшемся новом балансе сил. Формировался, причем как в Советском Союзе, так и на Западе, новый подход к решению германского вопроса, в частности, к одному из его элементов - объединению Германии.

Поездка в Москву в сентябре 1955 г. непросто далась германскому канцлеру Аденауэру. Что бы ни говорили и ни писали впоследствии немецкие политики, фактически он отправился в СССР за признанием ФРГ в качестве легитимного международного партнера, не имея при этом никаких гарантий, что такое признание будет ему предоставлено. Советский Союз был победителем во второй мировой войне, одной из держав, определивших в Потсдаме условия и параметры мирного урегулирования на немецкой земле. А это означает, что он обладал очень весомым статусом и серьезными возможностями влияния на ход мировых и европейских дел. Не имея отношений, не установив взаимопонимания с СССР, правительство ФРГ не могло рассчитывать на международно-правовое подведение черты под второй мировой войной, на допуск ФРГ в ООН, без чего боннская республика не могла стать равноправным членом международного сообщества. Создав ядерное и ракетное оружие, СССР сломил ядерную монополию США и получил возможность на равных ве-


МГИМО(У) МИД РОССИИ. М.: МГИМО, 2005, 239 с.

1 Визит канцлера Аденауэра в Москву 8 - 14 сентября 1955 г. Документы и материалы. М., 2005.

2 Взгляд назад на будущее. К 50-летию установления дипломатических отношений. М., 2005.

стр. 197


сти борьбу за влияние на мировой арене. Не учитывать всего этого в Бонне не могли.

Тем не менее, в ФРГ, прежде всего в консервативном лагере, существовала сильная оппозиция поездке канцлера в Москву, установлению с СССР дипломатических отношений. Правые видели в этом своего рода Каноссу, отход от "доктрины Хальштейна", дискредитацию претензии на единоличное представительство интересов "всех немцев". Опасались, что установление дипломатических отношений с СССР станет международно-правовым подтверждением концепции двух германских государств, что такой акт подорвет политику Бонна в вопросах объединения Германии.

С определенным подозрением к нормализации отношений ФРГ с СССР относились и западные союзники, в том числе и США, что подкрепляло сомнения консерваторов. Во внутриполитические дискуссии вбрасывалась тема "нового Рапалло", тема, которая до сих пор остается весьма болезненной в Германии. Не был свободен от сомнений и сам Аденауэр. Не случайно в своих выступлениях в Москве он постоянно ссылался на верность ФРГ своим обязательствам перед союзниками по НАТО, стремясь рассеять малейшие подозрения с их стороны на этот счет.

Но и Москве предстояло принять нелегкое решение об установлении дипломатических отношений с государством, которое советская пропаганда клеймила как очаг реваншизма и милитаризма, как американского вассала и марионетку, как виновника раскола Германии и источник международной напряженности. Не без оснований, хотя и с большими передержками. Это был стиль "холодной войны", которого придерживались обе стороны.

В то же время, советское руководство не могло не сознавать, что к 1955 г. надежды на возможность создания единого германского государства с нейтральным статусом, которое было бы построено по принципам, близким политическому правосознанию и миропониманию советских лидеров, и которое поддерживало бы дружественные отношения с СССР, фактически испарились. На германской земле сложились два государства, интегрированные в противостоящие военно-политические и экономические блоки, и свою политику в отношениях с ними, как и свою европейскую и мировую политику, надо было выстраивать с учетом этого факта. Отсутствие официальных отношений с ФРГ, постоянная конфронтация с ней становились контрпродуктивными для самого Советского Союза, для стабилизации международного положения ГДР и общей разрядки напряженности.

Нельзя, конечно, исключать, что свою роль играло и стремление компенсировать в политическом плане вступившее в силу решение о членстве ФРГ в НАТО, что существенно влияло на политический и военный баланс сил. Вырабатывался новый курс на параллельное существование двух германских государств на неопределенную, но, как считалось, длительную историческую перспективу. Объединение Германии, причем в понимании обеих сторон, отодвигалось все глубже в туманную даль исторического процесса.

Установление дипломатических отношений с ФРГ нельзя рассматривать вне контекста международной обстановки в середине 1955 г. и проводимого советским руководством в тот период политического курса. В мае 1955 г. был подписан Государственный договор с Австрией, определивший ее статус как нейтральной страны. Закончился период ее оккупации. Было соблазнительно рассматривать Австрию как пример для Германии. Но оказалось, что это всего лишь иллюзии, и они быстро рассеялись в столкновении с реальностью.

В июле 1955 г. в Женеве состоялась конференция глав государств и правительств четырех держав-победительниц во второй мировой войне. Несмотря на то, что она не привела к широким договоренностям, появилась надежда на продолжение коллективных поисков путей к окончанию холодной войны и достижению эффективной разрядки международной напряженности. Понятие "дух Женевы" в течение некоторого времени определяло настроение международной общественности.

В этом же году были нормализованы отношения СССР с Югославией.

Затихли конфликты в Индокитае и Корее, еще не разгорелся в полную силу ближневосточный конфликт, не обострились советско-китайские отношения, хотя признаки этого уже замаячили на горизонте, о чем свидетельствовал и интерес к китайской теме в ходе переговоров с Аденауэром в Москве. Канцлер ФРГ, этот Талейран XX в., как его называл один из выдающихся советских дипломатов и германистов В. С. Семенов, искусно актуализировал эту тему, подогревая нарождавшееся раздражение советских руководителей политикой Китая.

Как известно, контакты, предварявшие установление дипломатических отношений, состоялись в Париже. 7 июня 1955 г. советский посол во Франции СА. Виноградов передал своему коллеге из ФРГ фон Мальцану ноту, в которой подтверждалось стремление к нормализации отношений и высказывалось приглашение Аденауэру прибыть с этой целью в Москву во главе правительственной делегации ФРГ. В Бонне отреагировали положительно, однако выработка позиции и определение срока визита затянулись до середины августа.

Причиной задержки были сложности внутреннего согласования и координации с главным союзником - США. В Бонне стремились представить дело так, а, судя по некоторым публикациям, и сейчас продолжают так считать, будто заинтересованной стороной при установлении дипломатических отношений является исключительно Советский Союз, а правительство ФРГ еще подумает, прежде чем давать на это согласие. Была выработана пропагандистская схема обработки общественного мнения,

стр. 198


которая включала два главных тезиса. Аденауэр едет в Москву, во-первых, для того, чтобы предъявить Советскому Союзу свою программу объединения Германии и получить согласие с его стороны и, во-вторых, - добиться освобождения и выезда в ФРГ остававшихся в СССР немецких военнопленных, осужденных за военные преступления и отбывавших наказание в СССР.

Но это была программа для публичного использования. На самом же деле речь шла о международно-правовом признании ФРГ со стороны СССР после подписания Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО, о согласовании модели отношений в условиях существования двух германских государств и фактического изъятия из политической повестки дня темы объединения Германии. Из сферы практической дипломатии она переходила в область пропаганды и публичной политики.

В ходе переговоров в Москве Аденауэр старался придерживаться выработанной тактики. Однако никакого согласия на боннскую модель объединения Германии он не получил. Пришлось довольствоваться устным согласием на то, что несколько тысяч осужденных немцев будут отпущены, что и было вскоре исполнено. В числе освобожденных оказались многие генералы, занявшие впоследствии руководящие позиции в бундесвере, в том числе, генеральный инспектор бундесвера Хойзингер.

Все эти обстоятельства ясно прослеживаются, когда читаешь стенограммы переговоров, выступления Аденауэра, министра иностранных дел ФРГ Брентано, а с советской стороны - Н. А. Булганина, Н. С. Хрущева и В. М. Молотова. В накаленной атмосфере переговоров дипломатические дебаты то и дело превращались в бескомпромиссную дуэль политических и идеологических противников, чье сознание было затуманено собственной пропагандой, глубоким недоверием друг к другу, нежеланием или неспособностью воспринять аргументы другой стороны.

Тем не менее, политические интересы сторон побуждали искать согласия и сближения позиций, и руководители двух государств, преодолевая предубеждения, все же находили в лабиринте, казалось бы, непримиримых противоречий путь к компромиссам и достижению договоренности, хотя и хрупкой, но позволившей решить главную задачу - установить дипломатические отношения и ввести диалог между двумя государствами в русло регулярного упорядоченного общения.

Поиск компромисса, как это обычно и бывает на международных конференциях, происходил за рамками официальных заседаний, в кулуарах, в ходе неформальных бесед руководителей на протокольных встречах и приемах. В этом смысле опубликованный сборник документов, как справедливо отмечает в предисловии к нему А. В. Торкунов, действительно является хорошим учебным пособием по дипломатической практике. Правда, при этом надо иметь в виду не только удачные примеры и приемы дипломатического искусства, но и допускавшиеся участниками эмоциональные сбои и тактические просчеты.

В 1955 г. в результате недельных переговоров в Москве дипломатические отношения между СССР и ФРГ были, таким образом, установлены. Но не более того. Был сделан лишь первый шаг на длинном пути налаживания нормальных контактов и сотрудничества в различных сферах. Но он был сделан, и это было весьма важно. Политически наши государства оставались антагонистами. Жесткая конфронтация, дипломатические и пропагандистские войны еще долго определяли характер отношений между СССР и ФРГ. И дело не только в различии интересов и подходов к решению существовавших проблем. Общественности обеих стран необходимо было психологически созреть для нормализации межгосударственных отношений. А государственно-политические элиты должны были выработать приемлемую модель перехода от хронической конфронтации к взаимодействию в хотя бы медленном и лимитированном сближении позиций. Слишком велико было взаимное недоверие и отчужденность, вызванная недавней войной.

До широкой нормализации отношений между СССР и ФРГ оставались еще десятилетия. Но начало было положено.


3 Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-50-ЛЕТИЮ-УСТАНОВЛЕНИЯ-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИИ-МЕЖДУ-СССР-И-ФРГ-СБОРНИК-ДОКУМЕНТОВ-И-МАТЕРИАЛОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. П. ТЕРЕХОВ, К 50-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ СССР И ФРГ: СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.07.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-50-ЛЕТИЮ-УСТАНОВЛЕНИЯ-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИИ-МЕЖДУ-СССР-И-ФРГ-СБОРНИК-ДОКУМЕНТОВ-И-МАТЕРИАЛОВ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. П. ТЕРЕХОВ:

В. П. ТЕРЕХОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
196 просмотров рейтинг
19.07.2021 (1010 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
час назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
12 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К 50-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ СССР И ФРГ: СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android