Libmonster ID: RU-7985
Автор(ы) публикации: В. САМОЙЛОВ

В начале XVII века в пределы русской земли вторглись польско-литовские паны, стремясь уничтожить национальную независимость русского народа.

После провала попыток интервентов подчинить Московское государство Польше с помощью своих наймитов - Лжедимитрия I и Лжедимитрия II - польско-литовские паны при содействии изменников из бояр в августе 1610 года провозгласили русским царем польского королевича Владислава.

Польско-литовские захватчики овладели Москвой, Смоленском и другими важнейшими городами русской земли. В это же время шведские интервенты, воспользовавшись ослаблением Московского государства, захватили богатый Новгород. И те и другие захватчики грабили и убивали русских людей, всячески глумились над населением, вообще вели себя как в завоеванной земле.

Составитель "Новой повести" так описывал это страшное время: "Сами видите, что они (интервенты. - В. С. ) ныне над нами чинят: всегда в тех наших всем нам смерть показуют, и поругаются и насилуют нам, и посещают нас и домы наша у вас отнимают, и поносят нам в лепоту, яко волцы зубы своими скрегчют, и грозят нам и претят смертию"1 .

Союзница Москвы Англия, получившая от Грозного и Бориса Годунова всяческие торговые льготы на Руси, ждала только удобного случая, чтобы ввязаться в дележ Московского государства. Один из главарей английской Московской компании, Джон Мерик, сидя в Москве, писал в Лондон письма с требованием, чтобы Англия "облагодетельствовала" русский народ установлением над ним английского протектората2 .

Торгуя шпагой и совестью, вчерашние иноземные солдаты и офицеры, находившиеся в рядах русского войска: немцы, англичане и французы - с легким сердцем переходили на сторону поляков.

Но русский народ, свергший татарское иго, не хотел стать данником европейских "цивилизаторов".

Ненависть народа к иноземным захватчикам была глубока и активна. По всей стране, в городах и селах, организовывались многочисленные отряды, мужественно сражавшиеся с интервентами и уничтожавшие их.

Вскоре организовалось первое ополчение. Весной 1611 года оно подошло к Москве и осадило поляков, которые сожгли город и заперлись в Кремле. Но из-за внутренних раздоров первое ополчение распалось, не добившись изгнания интервентов.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде торговец мясом Козьма Минин и опытный полководец князь Пожарский стали собирать второе общенациональное ополчение.

1 "Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени", стр. 200. Л. 1925. 3-е изд.

2 "Чтения в обществе истории и Древностей Российских". Кн. 3-я, стр. 82. М. 1874.

стр. 58
После четырехмесячной стоянки в Ярославле летом 1612 года второе ополчение двинулось к Москве. Соединившись с остатками первого ополчения, русское войско во главе с Мининым и Пожарским после кровопролитных боев к 27 октября 1612 года очистило Москву от поляков.

В январе 1613 года в Москве собрался Земский собор, состоявший из выборных представителей от помещиков, купцов и казаков, для избрания русского царя. Земский собор постановил не избирать в цари иностранца, потому что русские "польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступление и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом"1 .

21 февраля 1613 года Земский собор заочно избрал царем молодого боярина Михаила Романова, который в это время находился в Костроме.

Чтобы продолжить междуцарствие и воспользоваться им в своих захватнических целях, интервенты решили убить царя Михаила. Узнав от своих шпионов, что Михаил находится в своей вотчине Домнино за Костромой, они послали туда отряд своих войск. В дремучих буйских лесах, недалеко от Домнина, отряд встретил старого крестьянина и заставил его стать проводником поляков. Однако этот крестьянин, страстно ненавидевший интервентов за горе и разорение, причиненное ими русскому народу, узнав, с какой целью идет отряд в Домнино, обманул польских жолнеров и завел их в непроходимый лес, где интервенты, узнав об обмане, замучили старика, но и сами погибли.

Этот старик был Иван Осипович Сусанин, крепостной крестьянин бояр Романовых, происходивший из деревни Деревеньки, Шачебольского стану, на реке Корбе, близ села Домнина, Костромского уезда.

1

Известия о подвиге Ивана Сусанина, доведшие до вас, чрезвычайно скудны.

Множество документов времен "Смуты" погибло для науки как во время польской интервенции XVII века, так и во время французского вторжения в Россию в 1812

План Москвы 1610 года, составленный поляками по заданию короля Сигизмунда.

Гос. исторический музей.

1 Соловьев, С. М. "История Россия с древнейших времен". Кн. 2-я, стр. 1039. СПБ. Изд-во товарищества "Общественная польза".

стр. 59
году от бесчисленных пожаров. Не сохранились многие документы и вследствие нерадивого отношения царских чиновников к архивам. Впервые в исторической литературе подвиг Сусанина был упомянут И. Васьковым в его книге "Собрание исторических известий, относящихся до Костромы", изданной в Москве в 1792 году1 .

Вслед за Васьковым описание подвига Сусанина поместил в 1804 году Щекатов в своем "Географическом словаре" при об'яснении названия "Пустошь Коробово".

С 1817 года, со времени выхода "Истории" Сергея Глинки, описание подвига Сусанина находит свое место во всех учебниках русской истории.

В 1822 году, в третьей части "Собрания государственных грамот и договоров", была опубликована жалованная грамота царя Михаила Романова зятю Ивана Сусанина - Богдану Собинину, крестьянину села Домнина, который получил землю в вечное пользование и был освобожден от всех податей и повинностей. Эта грамота - единственный документальный источник о подвиге Ивана Сусанина. Она была написана 30 ноября 1619 года. Позднее она была подтверждена грамотами 1633, 1641, 1691, 1767 и 1837 годов. В грамоте 1619 года было написано: "...пожаловали есмя Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашка Собишша, за службу к нам и за кровь и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы великий государь и великий князь Михаиле Феодорович всея Русии в прошлом во рка (1613. - В. С. ) году были на Костроме и втепоры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдангкова Ивана Сусанина втепоры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, ще втепоры мы великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии были; и он Иван, ведая про нас великого государя, где мы втепоры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерныя пытки, про нас великого государя тем Польским и Литовским людям, где мы втепоры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти..."2 .

Скудные документальные сведения о подвиге Сусанина в значительной степени дополняются местными, костромскими народными сказаниями о Сусанине, которые в течение столетий передавались из поколения в поколение.

Впервые овод этих преданий был изложен А. Домнинским в его работе "Правда о Сусанине", помещенной в 1871 году на страницах исторического журнала "Русский архив". Автор изложил в ней те варианты народных сказаний, которые зародились непосредственно на родине Сусанина.

Все сказания3 начинаются с описания того, как польско-литовские захватчики стремились завоевать русскую землю и подчинить ее "Польской державе", как они издевались над русским пародом и как русские люди от мала до велика поднялись против иноземного врага. Сказания сообщают, что Михаил Романов, избранный Земским собором в русские цари, в исходе зимы 1613 года находился в своей вотчине Домдино за Костромой. "В село Домнино, - рассказывают предания, - приезжали паны с собаками погубить царя Михайла Феодоровича"4 .

Иван Сусанин решил пожертвовать своей жизнью, лишь бы уничтожить ненавистных всему народу ляхов. Он привел их сначала к себе в дом и "угощал их хлебом-солью". Тем временем, предупрежденный об опасности, Михаил Романов уехал из Домнина в Кострому и укрылся там за крепкими стенами Ипатьевского монастыря.

Сусанин сказал полякам, что Михаил якобы находится в лесу на охоте, и завел их в глухую трущобу. Интервенты угрозами пытались заставить Сусанина вывести их из лесу.

"Паны его мучили, - сообщает предание, - и кроили из спины ремни"5 . Но Сусанин оставался тверд. После долгих, мучительных издевательств над Сусаниным они убили его и изрубили его тело на мелкие куски. Но "поганые поляки-губители сами тут же погибли"6 , - заканчивает предание.

Монархические историки при анализе событий, связанных с подвигом Ивана Сусанина, оперировали тем официальным толкованием подвига Сусанина, которое было изложено в жалованных грамотах 1619 и последующих голов. Сочинитель этой грамоты дьяк Иван Болотников вменил в заслугу Сусанину то, что он не сказал полякам, где находился Михаил Романов, когда они его искали. Грамота представила Сусанина просто как преданного своему господину раба, а не как сознательного защит-

1 Ранее, в 1767 голу, о подвиге Сусанина, конечно, в сугубо монархическом истолкования упомянул костромской епископ Дамаскин в приветственной речи к Екатерине II, приехавшей в Кострому.

2 Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3-я, стр. 214 - 215. М. 1822.

3 Включая неопубликованные записи народных сказаний, ныне хранящиеся в Костромском государственном архиве, в фонде Костромской губернской архивной комиссии.

4 "Русский архив". 1871 год, стр. 011.

5 Там же, стр. 012.

6 Там же, стр. 021.

стр. 60

Призыв Минина к нижегородцам на борьбу с интервентами.

Эскиз И. Е. Репина.

ника своей родины, ненавидевшего иноземных захватчиков.

Царизм неспроста в конце XVIII столетия фальсифицировал образ Ивана Сусанина.

В XVIII веке крестьянская война под предводительством Пугачева основательно потрясла устои дворянско-помещичьего государства. Пугачевское движение было подавлено. Но вскоре развернулась французская буржуазная революция 1789 года, которая не только свергла монархию Людовика XVI во Франции, но и грозила гибелью всем европейским монархиям. На огромных пространствах Российской империи снова вспыхнули волнения помещичьих крестьян и рабочих частных и казенных фабрик и заводов. Вот почему идеологи монархизма бросились в архив, пытаясь найти в истории факты, которыми после соответствующей обработки можно было бы "подтвердить" всенародное единение вокруг правящей династии.

В качестве одного из таких фактов был использован и самоотверженный подвиг Сусанина, который идеолога монархизма изображали как проявление всенародной любви к дому Романовых.

В начале XIX века Щекатов и Сергей Глинка выступили с таким толкованием подвига Сусанина, из которого неискушенный читатель мог сделать вывод, что главной заслугой Сусанина было "спасение царской особы". В свете этой официальной версии царская цензура рассматривала историческую трактовку образа Сусанина в исторических трудах, в литературных произведениях, в музыке.

Монархическая спекуляция на образе Сусанина особенно усилилась в период крестьянской реформы 1861 года. С. М. Соловьев и другие монархические историки доказывали, что самое замечательное в подвиге Сусанина - то, что он спас царя Михаила Романова.

"В 1838 году царь Николай I распорядился поставить Сусанину памятник в Костроме. Он был открыт 14 марта 1851 года на Екатеринославской, потом Сусанинской площади города Костромы. Это был четырнадцатиметровый обелиск, увенчанный бюстом Михаила Романова, ниже которого в коленопреклоненной позе смиренного раба, воздев руки к небу, стоял Сусанин.

Накануне трехсотлетия со дня воцарения династии Романовых монархист Платонов в учебнике русской истории писал, что царю Михаилу "грозила опасность от бродячего польского или казачьего отряда, каких много было на Руси после падения Тушина. Михаила Феодоровича спас крестьянин его села Домнина, Иван Сусанин. Известив своего боярина об опасности, он сам завел врагов в леса и там погиб с ними, вместо того, чтобы указать им путь в боярскую усадьбу"1 .

1 Проф. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории, стр. 205. СПБ. 1911. 4-е изд.

стр. 61
Мораль такой трактовки подвига Сусанина была нехитра: кто бы ни нападал на царя - чужие ли поляки, пли свои казаки, - крепостной крестьянин Романовых Сусанин пожертвовал своей жизнью для спасения своего помещика, боярина Михаила Романова.

Таким образом, царизм пытался спекулировать на реакционной фальсификации образа Сусанина, используя его для борьбы с нарастающим революционным движением против царя, помещиков и капиталистов.

2

Монархическая фальсификация образа Сусанина побудила некоторых историков и писателей выступить против официальной версии о подвиге Сусанина.

В 1862 году мелкобуржуазный историк Н. И. Костомаров подверг сомнению историчность подвита и самой личности Сусанина. Эпиграфом к своему исследованию об Иване Сусанине Костомаров взял цитату из соборного приговора 1678 года об одном апокрифическом сказании, в котором было написано:

"В житии сем не мало, но много писано неправды, и того ради аще бы от части нечто было и праведно писано, ни в чесом же ему вериги не подобает".

Возможность подвига Сусанина Костомаров отвергал на том основании, что документальные сведения о нем были крайне скудны. Кроме жалованной грамоты 1619 года "ни в русских, ни в иностранных тогдашних сочинениях, несмотря на множество подробностей, хорошо очерчивающих эту эпоху, нет ни слова об этом подвиге"1 .

Однако известно, что образцы доблести и мужества русских людей в борьбе с иноземными врагами, аналогичные подвигу Сусанина, были в ту эпоху массовыми, но только в редких случаях они фиксировались современниками.

Героический поступок Сусанина не был единичен. Например поляк Самуил Мацкевич рассказывает, что в феврале 1612 года его отряд, направлявшийся в Москву на выручку к засевшим там полякам, возле Можайска был разбит русскими партизанами. Одна часть отряда повернула назад, а другая спасалась бегством к Можайску. Здесь, в деревне Вишенце, поляки насильно заставили быть проводником у них одного старика-крестьянина, требуя, чтобы он вывел их на дорогу к Москве, минуя занятый русским отрядом Волоколамск. Однако этот русский безыменный герой-крестьянин незаметно подвел поляков к Волоколамску.

Только случайная встреча с некиим паном Руцким, который предупредил поляков об опасности, спасла польский отряд. Поляки вернулись обратно и отрубили проводнику голову.

Историчность подвига Сусанина подтверждает жалованная грамота 1619 года, подлинность которой не подвергается сомнению. Историк С. М. Соловьев, главный оппонент Костомарова, правильно отметил, что сказания летописцев времен "Смуты" вообще были немногословны. Мы не можем требовать от летописцев всеоб'емлющего описания событий Смутного. времени, если даже Земский собор 1613 года точно не знал, где находится избранный им в цари Михаил: в Ярославле или в Костроме.

Костомаров сомневался в подвиге Сусанина также и потому, что грамота Богдану Собинину - единственный документ о Сусанине - была дана только через шесть лет после смерти Сусанина. Костомаров пришел к выводу, что в 1619 году Богдан Собинин, желая избавиться от податей и повинностей, сам выдумал подвиг Сусанина и выпросил себе обельную грамоту. Это предположение Костомарова неосновательно. Надо помнить, в какой исторической обстановке выдана эта обельная грамота Собинину. Как известно, в 1617 году Московское государство заключило столбовский мир со Швецией, в конце 1618 года было заключено деулинское перемирие с Польшей, летом 1619 года из польского плена возвратился отец Михаила Романова патриарх Филарет.

Михаил Романов и бояре торжественно отметили эти события. В связи с ними Михаил Романов с матерью в 1619 году ездил в макарьевский Унженский монастырь, находящийся в Костромской стороне. Естественно, что Богдан Собинин мот напомнить Михаилу Романову о подвиге Сусанина именно в этот момент.

В качестве еще одного аргумента против подлинности подвига Ивана Сусанина Костомаров выдвинул наличие противоречия в сведениях о местопребывании Михаила весной 1613 года: в Костроме или в Домнине.

С. М. Соловьев правильно опроверг этот аргумент, когда в ответе Костомарову писал, что "во времена Нестора, когда еще живы были старцы, помнившие крещение русской земли, ходили однако противоречивые известия о месте, где Владимир принял крещение"2 .

Неверно утверждение Костомарова и о том, что в 1613 году в Костромской сто-

1 Н. Костомаров "Исторические монографии и исследования". Т. I, стр. 434. СПБ. 1872.

2 Соловьев, С. М. ".История России с древнейших времен". Кн. 2-я, стр. 1397. СПБ. Изд-во товарищества "Общественная польза".

стр. 62

Гибель Ивана Сусанина.

Русский народный лубок. 1854 год.

ране не было ни поляков, ни литовцев и что Сусанина убили свои "(воровские люди". Отряды интервентов именно, в 1613 году разорили и сожгли в Костромской стороне города Галич, Солигаляч, Любим и др.

Далее, Костомаров указывает, что ежели Сусанин не показал полякам дороги, то они могли взять в проводники любого другого крестьянина. Но Костомаров забыл, что, по народным сказаниям, Сусанин завел поляков в такую лесную трущобу, откуда выбраться в деревню было невозможно. В 1871 году А. Домнинский, говоря о характере лесной местности вокруг Домнина, писал: "В нашей местности зимою, в феврале или в марте месяцах, никак невозможно ни пройти, ни проехать, кроме проложенных дорог"1 .

Надо думать, какой была эта местность в 1613 году, если через 268 лет в ней еще не было возможности "ни пройти, ни проехать"!

Таким образам, Костомаров, борясь против монархической спекуляции и фальсификации подвига Ивана Сусанина, неправильно отрицал историчность Сусанина и его подвига.

3

Иначе подошли к этому вопросу передовые люди русского общества в XIX веке.

В условиях свирепой царской цензуры они стремились дать подвигу Сусанина трактовку, отличную от казенно-монархической и приближающуюся к исторической истине. Рылееву, Пушкину, Михаилу Глинке, Добролюбову Иван Сусанин был близок и дорог как народный герой, боровшийся против иноземных поработителей, а не как верноподданный крепостной холоп бояр Романовых.

Один из первых русских революционеров, декабрист Кондратий Рылеев в поэтической думе "Иван Сусанин" дал прекрасный образ замечательного патриота. Он захватывающе изобразил сцену в лесу, когда поляки увидели, что Сусанин завел их туда, откуда не было никакого пути:

"...Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Все в том захолустье и мертво ж глухо...
"Куда ты завел нас?!" - лях старый
вскричал.
1 "Русский архив". 1871 год, стр. 09.

стр. 63
"Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте! Замучьте! Моя здесь могила!
По знайте и рвитесь. Я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества
любит
И душу изменой свою не погубит".
"Злодей! - закричали враги, закипев. -
Умрешь под мечами!" "Не страшен ваш
гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ли смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!"1.
Революционер Рылеев только в силу цензурных условий заставляет Сусанина умирать "за царя". В примечаниях же к думе Рылеев, характеризуя личность Сусанина, написал: "Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь"2 .

А. С. Пушкин, критически относившийся к поэтическим думам Рылеева, весной 1825 года писал ему: "Исключаю (из числа остальных дум. - В. С. ) Ивана Сусанина, первую думу, по коей я начал подозревать в тебе истинный талант"3 .

Революционный критик-демократ Н. Л. Добролюбов также отзывался о Сусанине как о народном патриоте, который пожертвовал своей жизнью за независимость родины.

Другой выдающийся демократ, поэт Н. А. Некрасов, в поэме "Кому на Руси жить хорошо" вложил в уста крестьянки Матрены Тимофеевны теплые слова о Сусанине, которого она увидела на памятнике в Костроме:

"Ушла. Бреду тихохонько...
Стоит из меди кованный,
Точь в точь Савелий дедушка,
Мужик на площади. -
Чей памятник? Сусанина.
Я перед ним помешкала..."4.
Образ Сусанина, отдавшего жизнь за родину, нашел свое творческое отражение не только в поэзии, но и в музыке. Еще в 30-х годах XIX столетия знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка написал первую русскую народную оперу- "Иван Сусанин". Известно, что придворная клика Николая I извратила творческий замысел композитора. Николай I даже изменил название оперы, которую назвали сначала "Смерть за царя", потом - "Жизнь за царя". Композитору была навязана казенно-патриотическая подтекстовка, написанная бездарным бароном Розеном.

Только в наши дни истинный замысел гениального русского композитора был восстановлен в полном соответствии с исторической правдой нашим советским театром. Авторы либретто оперы "Иван Сусанин", поставленной в Московском государственном академическом Большом театре оперы и балета, правильно поняли свою задачу. Они перенесли действие оперы из Домнина под Москву. Иван Сусанин - олицетворение общенародного патриотизма в борьбе с польскими интервентами - спасает не Михаила, а Москву и Русь.

К сожалению, наши советские историки совершенно не занимались исследованием вопроса об Иване Сусанине. Антинаучные установки так называемой исторической школы М. Н. Покровского, долгое время господствовавшие в советской исторической науке, исключали возможность об'ективной постановки вопроса о личности и подвиге Сусанина.

Считая польского агента Лжедимитрия противодворянским царем, врагом помещиков и купцов, Покровский фактически отрицал общенародный характер борьбы против польско-литовских интервентов и недооценивал патриотический под'ем всего русского народа.

Историки так называемой школы Покровского даже не ставили перед собою вопроса, прогрессивен или реакционен подвиг Сусанина. Их пугало то, что при исследовании вопроса о Сусанине нельзя обойти молчанием связь подвига Сусанина со спасением Михаила Романова. По ведь нельзя антиисторически, не считаясь с конкретной обстановкой начала XVII века, оценивать события и считать подвиг Сусанина реакционным только потому, что он имел своим результатом спасение царя Михаила, тем более что убийство Михаила нужно было интервентам, чтобы продлить Смутное время и ослабить сопротивление Московского государства.

Сусанин, как и многие лучшие представители русского народа, сложил свою голову в общенародной борьбе против польско-литовских панов, пытавшихся превратить Московское государство в свою колонию.

Подвиг Сусанина ярко выразил мужество, геройство и доблесть русского народа, победоносно отстоявшего национальную независимость своей родины.

Эти качества Ивана Сусанина жили, живут и будут жить всегда в каждом гражданине нашей великой родины на страх всем ее врагам.

1 К. Рылеев. Стихотворения, стр. 129 - 130. "Советский писатель". 1938.

2 Там же, стр. 167 (подчеркнуто мною. - В. С ).

3 Там же, стр. 33.

4 Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо", стр. 206. Гослитиздат. 1936.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-50-летию-со-дня-смерти-М-Е-Салтыкова-Щедрина-НАРОДНЫЙ-ГЕРОЙ-ИВАН-СУСАНИН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. САМОЙЛОВ, К 50-летию со дня смерти М. Е. Салтыкова-Щедрина. НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ ИВАН СУСАНИН // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-50-летию-со-дня-смерти-М-Е-Салтыкова-Щедрина-НАРОДНЫЙ-ГЕРОЙ-ИВАН-СУСАНИН (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. САМОЙЛОВ:

В. САМОЙЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
628 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3135 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К 50-летию со дня смерти М. Е. Салтыкова-Щедрина. НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ ИВАН СУСАНИН
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android