Николай Петрович Остроумов родился в 1848 г.; с 1866 по 1870 г. обучался в Казанской духовной академии; с 1870 по 1877 г. был преподавателем (доцентом) этой академии, в 1877 г. министерством народного просвещения переведён в Туркестанский край, где он в течение 40 лет (до 1917 г.) работал директором гимназии и инспектором народных училищ Туркестанского края. Свою научную деятельность Остроумов начинает, будучи ещё в Казани, с изучения религии, культуры и быта татар, башкир и других нерусских народов Поволжья.
По приезде в Туркестанский край Остроумов усиленно занимается исследованием ислама, этнографией и археологией Туркестанского края. Во второй половине XIX е. по его инициативе учреждается Туркестанский кружок любителей археологии, вице-председателем которого на протяжении многих лет состоял сам Остроумов. Членами этого кружка были многие известные русские учёные (Бартольд, Вяткин и др.). За период с 1878 по 1927 г. им опубликовано более 157 названий книг и брошюр по этнографии и многочисленные статьи по различным вопросам, касающимся изучения бывшего Туркестанского края.
Уже в 80-х годах XIX в. Остроумов приобретает известность среди русских и иностранных ориенталистов и ведёт с ними оживлённую переписку. Материалы переписки характеризуют многогранную деятельность известных русских учёных-ориенталистов второй половины XIX столетия.
Личный архив Остроумова состоит из 185 отдельных пакетов, включающих более десятка тысяч документов: писем, рукописей на различных языках, газетных вырезок, газет, ярлыков, снимков и др.
Большой интерес для советских востоковедов представляют письма и рукописи академика В. Бартольда (в количестве 286) с 1893 по 1930 год. Бартольд из года в год в своих письмах сообщает об археологических исследованиях в районе бывшей Семиреченской области и в других районах Туркестанского края. Кроме того в личном архиве Остроумова хранятся письма акад. Крымского, арабиста акад. Крачковского, акад. Н. Веселовского, В. Вяткина, письма известного тюрколога Самойловича, Н. Катанова, Н. Пантусова, П. М. Мелиоранского, письма известного собирателя восточных рукописей Тизенгаузена и известного русского ориенталиста второй половины XIX в. Розена.
Значительный интерес представляют письма известного просветителя и издателя газеты "Терджиман" ("Переводчик") И. Гаспринского, рисующие прогрессивные движения среди мусульманских народов бывшей Российской империи. Интересны также письма различных лиц, в которых сообщается об археологических изысканиях и находках в районах дореволюционного Туркестана и частично на территории Западного Китая; имеется несколько писем этнографа дореволюционного Казахстана Диваева. Здесь же хранятся письма известного миссионера Ильминского (выступавшего в качестве политического агента от царского
Личный архив Остроумова хранится в Центральном историческом архиве КазССР (гор. Алма-Ата).
правительства на протяжении многих лет среди нерусских народов Поволжья).
Среди материалов Остроумова хранятся также письма иностранных учёных (на французском, английском, турецком, немецком языках); в их числе имеются письма венгерского учёного-ориенталиста Вамбери и других.
Наряду с письмами в фонде хранятся рукописи и печатные гранки по вопросам религии ислама, воспоминания Остроумова и его монографии о деятельности различных лиц.
Особую группу в архиве составляют стихи, поэмы, письма, исторические рассказы мусульманских поэтов, писателей, приближённых среднеазиатских ханов (на чагатайском, казахском, узбекском и других языках); в их числе имеется исторический рассказ Ахмета Кенисарина (сына Кенисары Касымова) "О прошедших временах", в котором он даёт подробную родословную своего отца Кенисары Касымова, описывает его биографию - вплоть до его трагической смерти на территории современной Киргизии в 1847 году. Значительное место в своём рассказе Ахмет Кенисарин отводит также вопросам взаимоотношений Казахстана с Россией и Китаем, военной тактики своего отца. Вторая часть рассказа Ахмета целиком посвящена деятельности его брата - султана Садыка Кенисарина, который играл немалую роль в политической жизни Казахстана и Кокандского ханства в середине XIX века. Его рассказ написан на узбекском языке и не лишён языкового интереса.
В особую группу можно также выделить многочисленные газетные вырезки, тщательно производившиеся Остроумовым с 60-х годов XIX в. из различных русских, татарских, узбекских и частично иностранных газет, вырезки, относящиеся к истории мусульманских народов бывшей Российской империи, Аравии, Ирана, Турции, мусульманских народов Китая и других стран.
Помимо газетных вырезок в фонде Остроумова хранятся газеты на русском, татарском, узбекском, персидском (иранском) языках, освещающие вопросы истории, этнографии, культуру и быт мусульманских народов. Таковы, например: "Киргизская степная газета", газета "Вакт" ("Время"), "Суз" ("Слово"), "Туркестанская туземная газета", "Терджиман" ("Переводчик"), "Вестник Ближнего Востока", газеты "Хуршид", "Таракки", издававшиеся в Туркестанском крае, "Туркестанские ведомости" и другие.
Для этнографов и археологов большой интерес представляют фотографические снимки образцов арабского орнамента XIV - XVIII вв.; снимки исторических памятников (мазары, гробницы ханов, шейхов), снимки мусульманских храмов, находящихся на территории Туркестана и Западного Китая, отдельные снимки археологических раскопок, снимки городов, развалин; снимки предметов, найденных на территории бывшей Семиреченской области; этнографические снимки народов Западного Китая, Туркестана и Казахстана; снимки надгробных надписей и изречений и другие.
Кроме того в фонде Остроумова хранятся проекты, положения и записи об административном и духовном управлении мусульман; записка по истории Афганистана; жалованные грамоты и ярлыки среднеазиатских ханов; статистические данные о численности мусульманских народов во всём мире; материалы о движении среди мусульман в связи с войной на Балканах; материалы об Андижанском восстании. Здесь же хранится песня-сатира Остроумова "Виктор-бай", направленная против ростовщичества.
Настоящий краткий обзор не раскрывает всего богатства личного архива Остроумова, представляющего большой интерес для историков, этнографов, языковедов-тюркологов, арабистов и археологов.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |