Libmonster ID: RU-16410
Автор(ы) публикации: В. Павлятенко

Восточный вектор российской внешнеполитической стратегии в силу целого ряда объективных причин является исключительно важным с точки зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России. Совершенно очевидно, что эта стратегия, как и на других направлениях, выстраивается с учетом приоритетов, которые обусловливаются различными, категориями интересов. На этой шкале интересов российско-японские отношения занимают весьма важное место.

За последние 10 лет двусторонние отношения заметно прогрессировали и на сегодня Россия и Япония пришли к пониманию и договоренности о необходимости "прилагать усилия к строительству отношений созидательного партнерства, отвечающего стратегическим и геополитическим интересам двух стран". За этими словами стоит не только готовность двух соседних государств уважать интересы друг друга, но и признание важности и взаимозависимости каждого из партнеров в обеспечении безопасности и процветания народов России и Японии.

Отмечая безусловный в целом прогресс в двусторонних отношениях, следует одновременно подчеркнуть, что развитие российско-японских отношений последних лет носило несколько "перекошенный" характер - доминировала политическая составляющая, в то время как экономическая компонента оставалась и продолжает оставаться на "неприлично" низком для России и Японии уровне. Подобная ситуация во многом носила обусловленный характер, связанный с реальностями продолжающейся экономической реформы в России. В то же время диспропорция в развитии политических и экономических отношений создавала предпосылки для негативной оценки политики Японии в отношении России, как "односторонней, преследующей только собственные интересы в ущерб интересам России". Значимость таких оценок возрастала в связи с "резкими шатаниями" японского курса в отношении России после прихода к власти в Японии премьер-министра Дз. Коидзуми. Однако последовательный курс России в отношении Японии и быстро меняющаяся ситуация в мире стали основными факторами формирования новых прагматических подходов Токио к его всесторонним отношениям с Москвой.


Павлятенко Виктор Николаевич, кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Японии ИДВ РАН.

(c) 2003

стр. 21


Поворотным пунктом стала встреча Президента России и премьер-министра Японии в июле 2002 г. на саммите "Большой восьмерки" в Кананаскисе, где оба лидера пришли к согласию о необходимости проведения встречи на высшем уровне для решения текущих проблем двусторонних отношений и обсуждения планов развития созидательного партнерства на будущее. Такая встреча состоялась во время первого официального визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию 9 - 12 января 2003 года.

Главным итогом указанного визита стало подписание Российско-японского плана действий (далее Плана - В. П.)). Цель Плана - придать "новое качество двусторонним отношениям, исходя из осознания важности дальнейшего углубления взаимопонимания, уважения друг друга и укрепления взаимного доверия", а так же активизация сотрудничества в различных сферах, имея в виду "вывести российско-японские отношения на уровень, который соответствовал бы их потенциальным возможностям, что имело бы стратегическое значение для ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом". По оценке Президента России, данный План был выработан с целью создания "базы для развития отношений по всем областям, не в последнюю очередь, в сфере экономики", а его новизна заключается в "комплексном характере". "Это своеобразная путеводная карта, - подчеркнул Президент России на пресс- конференции после подписания Плана действий, - которая позволяет развивать отношения по ключевым направлениям".

План охватывает весь комплекс двусторонних отношений, затрагивающий практически все направления сотрудничества цивилизованных государств: политический диалог, переговоры по заключению всеобъемлющего договора, взаимодействие на международной арене, сотрудничество в торгово- экономической области, развитие связей в оборонной и правоохранительной областях, развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран. Новый двусторонний документ отличается и структурной новизной: постановка конкретных задач развития сотрудничества осуществлена на основе подведенных в самом тексте Плана итогов взаимоотношений за последние годы. План рассчитан на среднесрочную перспективу - 5 - 10 лет, период, в течение которого российско-японские отношения должны приобрести новое качество и получить сильный импульс "для обеспечения динамичного и всестороннего развития российско-японского сотрудничества".

Какие же задачи ставит План перед Россией и Японией в среднесрочной перспективе, насколько они выполнимы и каковы перспективы развития двусторонних отношений в целом?

1. Углубление политического диалога: "Продвижение многоуровнего и всестороннего диалога".

На основе прежде достигнутых результатов по определению "магистральных направлений движения двух стран к построению созидательного партнерства", стороны считают необходимым следующее:

- активизировать диалог на высшем уровне за счет регулярного характера разнообразных контактов между руководителями обеих стран, в том числе и посредством "горячей линии", которая создается впервые;

- расширить контакты на высоком уровне: между внешнеполитическими и оборонными ведомствами и их руководителями, по линии Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, на уровне министров и руководителей других ведомств;

- содействовать дальнейшему расширению обменов между представителями законодательных органов обеих стран, межпартийных обменов, персональных контактов между депутатами парламентов.

стр. 22


Следует подчеркнуть, что рассматриваемая область является наиболее "продвинутой" во всем комплексе двусторонних отношений. Именно политический диалог между двумя странами протекает наиболее динамично и его результаты, как правило, носят конкретный, предметный характер. Как на положительный момент следует указать на то обстоятельство, что именно политический диалог между Россией и Японией за прошедшие годы никогда не прерывался, несмотря на наличие известных "предлогов" для его свертывания. Как представляется, указанное обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует об адекватном понимании важности двусторонних отношений для каждого из партеров, а с другой - является залогом успеха реализации данной части Плана.

2. Переговоры по мирному договору: "Преодолеть трудное наследие прошлого и открыть новые горизонты широкого российско-японского партнерства".

В рамках данного блока Плана стороны определили для себя следующий круг задач:

- активизировать переговоры в целях скорейшего выхода на решение еще остающихся проблем;

- продолжать усилия "по разъяснению общественности двух стран важности заключения мирного договора";

- прилагать усилия для дальнейшего развития безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами;

- продолжить на взаимовыгодной основе сотрудничество в области промысла морских биоресурсов; искать устраивающие обе страны формы совместной хозяйственной деятельности в районе островов в рамках функционирования подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности.

Проблема заключения "мирного договора", связанная, прежде всего, с "решением территориального вопроса" - главная политическая проблема в двусторонних отношениях. Не ставя своей целью анализ историко-правовых аспектов "территориального вопроса", отметим одно важное обстоятельство. На сегодня нет предпосылок к разрешению данного вопроса в близкой перспективе в силу двух факторов: для России решение данной проблемы давно вышло за рамки "политического мужества", а японская сторона ни политически, ни морально не готова к каким-либо компромиссам в своей чрезвычайно жесткой позиции. В этом смысле План не внес практически никаких изменений в объективно сложившуюся ситуацию. Формулировки об условиях, целях и средствах заключения мирного договора кочуют из одного документа в другой на протяжении более 10 лет. И тот факт, что в аккумулированном виде они нашли отражение в новом документе, свидетельствует лишь об отсутствии вариантов компромисса между обеими сторонами.

Японская сторона в первые месяцы текущего года неоднократно демонстрировала неизменность своей бескомпромиссной позиции. Накануне и во время официального визита в серии интервью и выступлений Дз. Коидзуми неоднократно подчеркивал, что застой в двусторонних экономических отношениях напрямую связан с "отсутствием мирного договора и нерешенностью территориальной проблемы". На митинге по случаю национального "Дня возвращения северных территорий" 7 февраля 2003 г. японский премьер-министр вновь заявил о своей решимости подписать мирный договор только на условии решения вопроса о 4-х островах. После официального визита японского премьер-министра в Россию в парламенте Японии впервые была создана специальная группа из числа членов парламента, ставящих своей задачей "возвращение северных территорий". Следует подчеркнуть, что эти и другие "мероприятия" нацелены, прежде всего, на внутреннее потребление, на использование "территориального вопроса" в борьбе за укрепление политических позиций нынешнего японского премьер- министра. Однако, как представ-

стр. 23


ляется, хотя российская сторона и понимает "особенности текущего периода" в Японии, тем не менее, такие действия японской стороны не только в известной мере омрачают атмосферу двусторонних отношений, но и, как ни парадоксально, ослабляют ее собственные позиции на переговорах с Россией.

Более перспективными представляются мероприятия, намеченные в данном разделе Плана, которые по своей сути нацелены на создание атмосферы взаимного сотрудничества, взаимопонимания и укрепления доверия. Именно реализация этих мероприятий должна будет стать основным результатом выполнения задач, поставленных в данном блоке Плана.

3. Сотрудничество на международной арене: "Продвижение диалога и действия в качестве стратегических партнеров".

Сотрудничество на международной арене в целом уже давно является важной составляющей российско-японских отношений и представляет собой ту область сотрудничества, в которой достигнуты конкретные позитивные результаты, укрепляющие двусторонние отношения в целом. В Плане намечены следующие магистральные направления данного сотрудничества:

- взаимодействие с целью решения международных проблем;

- сотрудничество в сфере контроля над вооружениями, в области разоружения и нераспространения;

- взаимодействие при обсуждении региональных проблем;

В рамках этих магистральных направлений выделяются такие конкретные вопросы как: взаимодействие в широком плане по антитеррористической проблематике, активизация скоординированных действий по всему комплексу вопросов функционирования ООН, расширение взаимодействия в рамках "Группы восьми", углубление сложившегося между Россией и Японией диалога на высоком уровне по проблемам, связанным с ситуацией на Корейском полуострове, сотрудничество в интересах создания многостороннего диалогового механизма в области обеспечения безопасности в Северо- Восточной Азии и др.

Договоренность на высшем уровне о сотрудничестве на международной арене была достигнута еще в 1998 г. в рамках Московской декларации об установлении созидательного партнерства. Свое развитие эта договоренность получила в "Совместном заявлении Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о взаимодействии в международных делах" (сентябрь 2000 г.) и "Совместном заявлении Министра иностранных дел Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом" (февраль 2002 г.). Нынешний План - углубленная детализация проблем и расширение направлений взаимного сотрудничества, направленного на поддержание и сохранение международной стабильности и безопасности в целом.

Оценивая перспективы данного сотрудничества необходимо иметь в виду следующее. Становление Японии в качестве одного из главных участников международного процесса происходило в рамках тесного военно-политического союза с США, которые определяли и продолжают во многом определять - прямо или косвенно - степень самостоятельности действий своего союзника. Это обстоятельство сказывается сегодня при формировании позиции Японии в отношении войны с Ираком и развития ситуации на Корейском полуострове. Совершенно очевидно, что самостоятельный выбор Японией военно- политического союзника стал выбором и реального стратегического партнера - США. В этой связи естественно, что при определенных ситуациях это обстоятельство будет доминировать в позиции Японии и в процессе сотрудничества с Россией в международных делах. Токио будет учитывать фактор российско-американских отношений. Так в частности, в ходе январского визита в Россию начальник Управления национальной обороны Японии (УНО) С. Исиба весьма осторожно отреагировал на предложение министра обороны РФ о со-

стр. 24


вместных действиях по исследованию проблем создания и самому созданию региональной ПРО ТВД в Северо-Восточной Азии. Такую же осторожную позицию Япония занимает в вопросах военно-технического сотрудничества с Россией. Совершенно очевидно и закономерно, что "тень" союзнических отношений с США во многом будет определять уровень и пределы российско- японского сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и в области военно-технического сотрудничества. Вместе с тем, с учетом долгосрочных тенденций развития всеобъемлющей международной обстановки, поставленные в Плане задачи российско-японского сотрудничества на международной арене могут создать предпосылки для повышения качества этого сотрудничества.

4. Сотрудничество в торгово-экономической области. "Через доверие и совместные действия к взаимной выгоде".

Сотрудничество в торгово-экономической и научно-технической сферах относится к числу стратегических приоритетов российско-японских отношений. Эти приоритеты были определены в "Программе углубления сотрудничества в торгово-экономической области между российской Федерацией и Японией" (сентябрь 2000 г.) и получили свое развитие в настоящем Плане. Эти приоритеты включают:

- продвижение торгово-инвестиционного взаимодействия;

- техническое и интеллектуальное содействие России;

- сотрудничество в области энергетики, в том числе атомной;

- сотрудничество в области экологии, сохранения и использования биоресурсов;

- сотрудничество в области науки и техники, космоса, транспорта и туризма;

- взаимодействие в вопросах межрегионального сотрудничества и др.

Программа экономического и научно-технического сотрудничества основана не столько на объективных потребностях партнеров, сколько на их объективных возможностях взаимовыгодного взаимодействия в указанных областях. Одно из важных направлений сотрудничества в рассматриваемой области - межрегиональное сотрудничество, сотрудничество между приморскими префектурами Японии и дальневосточными субъектами России. Именно эта форма сотрудничества содержит в себе потенциал быстрой и конкретной отдачи, способствующей формированию системы экономической взаимозависимости, которая станет основой углубления взаимопонимания и взаимного доверия между нашими двумя странами и их народами.

Вместе с тем, как представляется, на пути реализации рассматриваемого блока Плана действий достаточно много объективных препятствий.

Во-первых, взаимодополняемость российской и японской экономик не является абсолютным фактом текущего периода. Не использование действительно существующего двустороннего потенциала экономического взаимодействия обусловлено реальным состоянием экономик России и Японии, которые находятся на разных стадиях экономического и технологического развития. Япония находится на переходном этапе к постиндустриальному обществу, Россия - в замедленном темпе движется к созданию основ рыночной экономики. Во внешнеторговом обороте Японии доля России составляет немногим более 1% (18-е место после Малайзии, Таиланда, Индонезии). Даже в сырьевом обеспечении Японии доля России составляет менее 1% по стоимости. Ни по одной из статей импорта и экспорта Японии Россия не занимает существенных позиций за исключением редкоземельных металлов. В равной мере в качестве экспортного рынка Россия на сегодня не соответствует потенциальным экспортным возможностям Японии. Экономическая значимость России для экономической безопасности Японии носит минимальный характер.

стр. 25


Во-вторых, объективно существующая заинтересованность японских деловых кругов в развитии "цивилизованных" экономических взаимоотношений с Россией не может быть реализована на современном этапе и в силу реалий российского рынка. По мнению японских экономистов, в России до сих пор отсутствуют такие важные условия для нормального функционирования японского бизнеса и капитала как:

стабильность и предсказуемость вертикали власти и макроэкономики;

наличие отлаженного механизма административного регулирования, четко определяющего разграничения полномочий между центром и регионами;

наличие развитой рыночной инфраструктуры - банков, страховых компаний, бирж, рынка земли, недвижимости, механизмов определения издержек и ценообразования, налогового права и др.;

наличие эффективного механизма экономического стимулирования на федеральном и региональном уровнях, особенно в вопросах поощрения инвестиционной деятельности;

Эти и целый ряд других конкретных факторов заставляют японский капитал занимать выжидательную позицию, что используется политическим руководством страны как фактор политического торга.

В-третьих, кризис в инвестиционно-промышленном сотрудничестве объективно обусловлен неудовлетворительным финансовым состоянием российских партнеров, которые не могут выдавать гарантийные обязательства. Японский капитал более жестко и прагматично, чем другие западные партнеры, подходит к политическим и иным рискам, существующим на российском рынке. Важной предпосылкой для активизации деятельности японского капитала на российском рынке может быть только 100% государственная гарантия всех важных инвестиционных проектов.

В-четвертых, конкретные проблемы стагнации в области торговли во многом обусловлены следующими факторами:

- несовершенным законодательным обеспечением внутри и внешнеэкономической деятельности;

- сложной, экономически неоправданной и произвольно применяемой в региональном формате системой налогообложения;

- малоэффективной и плохо контролируемой таможенной системой;

- экономически неоправданной и негарантированной с точки зрения безопасности системы транспортировки грузов и др.;

- изменением структуры промышленного производства в России в пользу преимущественного развития ресурсодобывающих отраслей: низкий уровень капиталовложений в машиностроительный комплекс негативно отразился на структуре двусторонней торговли, где важной статьей российского импорта всегда было японское промышленное оборудование и др.

В-пятых, в России до сих пор до конца не созданы инструменты государственного содействия развитию экономических связей, что отпугивает японских инвесторов. Слабым звеном двусторонних экономических отношений является поверхностное знание субъектов торгово-экономических отношений двух стран. Старая система субъектов, знакомая японскому бизнесу, не получила адекватной замены на современном этапе. Новые российские чиновники и предприниматели в своем большинстве до сих пор не имеют четкого представления о специфике "японского торгово-экономического менталитета" и особенностях экономической стратегии Японии в целом.

В-шестых, серьезным тормозом являются факторы морально-этических взаимоотношений российских бизнесменов и исполнительной власти российских регионов с представителями японского бизнеса, прежде всего малого и среднего.

стр. 26


В определенной мере на состояние и перспективы двусторонних экономических отношений влияет нынешнее состояние собственно экономики Японии. Однако, современные проблемы, связанные с состоянием и развитием японской экономики, обладающей значительным запасом прочности, коренным образом отличаются от проблем российской экономики и не являются определяющими в нынешней выжидательной позиции японского бизнеса в отношении российского рынка.

Как и всякий план Российско-японский план действий составлен на перспективу, исходя из реальных и потенциальных потребностей партнеров. И в этом смысле в нем заложены предпосылки к тому, что российская сторона может и будет предпринимать конкретные шаги в сторону постепенной ликвидации существующих с ее стороны объективных препятствий к полномасштабному экономическому сотрудничеству с Японией. Аналогичных шагов хотелось бы ожидать и от Японии.

5. Развитие связей в оборонной и правоохранительной областях: "В интересах мира и безопасности России и Японии".

Данный блок двусторонних отношений - сравнительно новое направление взаимодействия России и Японии. Однако, несмотря на свою "молодость", сотрудничество двух стран в оборонной и правоохранительной сферах, с учетом его старта с нулевой отметки, продвигается достаточно успешно. В оборонной сфере на постоянной основе осуществляются встречи руководителей военных ведомств двух стран, начальников органов высшего управления вооруженными силами, руководства видов (родов) войск, проводятся встречи экспертов военно-научных учреждений, осуществляется практика межведомственных консультаций, были поставлены на регулярную основу совместные учения по поиску и спасению на море. В области взаимодействия правоохранительных органов получило конкретное развитие сотрудничество по противодействию международному терроризму, международной организованной преступности, включая незаконный оборот наркотиков и оружия и др. На основании достигнутых результатов и для их развития в Плане поставлены следующие задачи по развитию двусторонних отношений в данных сферах:

- на регулярной основе проводить встречи между руководителями военных ведомств, обмениваться визитами боевых кораблей, продолжать обмены по линии военных исследовательских и учебных заведений;

- проводить заседания Совместной рабочей группы по развитию военных обменов и укреплению мер доверия, включая рассмотрение вопросов совершенствования базы взаимодействия в оборонной сфере;

- активно сотрудничать в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма, продвигать взаимодействие в интересах борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов;

- осуществлять регулярные встречи представителей правоохранительных органов, развивать сотрудничество между ведомствами, обеспечивающими поддержание безопасности на море, совершенствовать обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью.

Совершенно очевидно, что поставленные в Плане эти и другие задачи имеют не только актуальный характер, но и играют исключительно важную роль в обеспечении национальной безопасности обеих стран. Помимо этого, в силу того, что многие современные угрозы носят транснациональный характер, успешная борьба и противодействие им может осуществляться только на многосторонней основе, что в свою очередь является залогом конкретного, результативного и взаимовыгодного российско-японского сотрудничества в будущем. В свою очередь данное сотрудничество будет важной составляющей широкомасштабного российско-японского взаимодействия в целом.

стр. 27


6. Развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран: "В интересах углубления взаимопонимания и дружбы".

Область культурных связей - наиболее развития сфера непосредственных контактов широких народных масс двух стран на протяжении длительного времени. Взаимный интерес японского и российского народов к культуре друг друга являются объективным фактором того, что именно на этом направлении сотрудничества могут и будут достигнуты наиболее весомые результаты, на которые нацелен План действий - расширение и углубление взаимопонимания, уважения, доверия между народами России и Японии. Поставленные в Плане задачи по расширению сотрудничества не носят новаторского характера и представляют собой расширенную программу взаимоотношений в данной области. Однако именно это обстоятельство свидетельствует об оптимальном содержании уже осуществляемого российско-японского сотрудничества.

Вместе с тем, необходимо отметить и "неравнозначный" характер такого сотрудничества, в котором в последние годы и ведущую и вспомогательную "партию" в основном играет японская сторона. За последние 10 лет сотрудничества в указанной области Япония в хорошем смысле осуществила "культурное наступление" в отношении России. Результатом этого "наступления" стало углубленное понимание российской общественностью основ и особенностей японской культуры, образа мышления японцев, их тонкого восприятия природы, их жизненной философии, т.е. тех субстанций, которые близки для понимания русского человека. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что японская культура в России перестала быть уделом специалистов и стал доступная широким массам. Это - главный результат, результат, к которому должна стремиться российская сторона в плане осуществления ответного "культурного наступления" на Японию. На сегодня приходится лишь сожалеть об отсутствии активной культурной политики России в отношении Японии. Вместе с тем, похоже, что План действий ставит именно эту задачу перед российской стороной - проводить на японском направлении активную культурную политику, направленную на углубление двусторонних отношений на основе дружбы и взаимопонимания между двумя народами.

Российско-японский план действий - важный документ, на основе которого в близкой перспективе будут развиваться всесторонние отношения между Россией и Японией. Этот документ не носит законченного характера, потому что в нем не отражены те новые направления сотрудничества, которые могут появиться уже в ближайшем будущем. Не совершенен этот документ и с точки зрения ряда поставленных в нем задач, которые в близкой перспективе не могут быть решены по объективным и субъективным причинам. В Плане заложены и определенные противоречия. Однако, как представляется, актуальность и жизненность Плана обусловлена тем, что области совпадения интересов двух государств во многом превосходят имеющиеся между ними расхождения. В силу этого объективного обстоятельства нынешний Российско-японский план действий можно с полным основанием назвать лоцманской картой, на которой проложен фарватер, где будет двигаться российско-японский корабль в близкой и среднесрочной перспективе.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Лоцманская-карта-российско-японских-отношений

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий СмогоржевскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Павлятенко, Лоцманская карта российско-японских отношений // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Лоцманская-карта-российско-японских-отношений (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. Павлятенко:

В. Павлятенко → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий Смогоржевский
Минск, Беларусь
255 просмотров рейтинг
22.01.2021 (1184 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Лоцманская карта российско-японских отношений
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android