К проблеме развития капитализма вширь. М. Наука. 1981. 232 с.
Разработка проблемы развития капитализма вглубь и вширь включает анализ как роста капиталистических отношений в промышленности и земледелии в пределах Центра Европейской России, издавна заселенной части страны, так и распространения сферы господства капитализма на новые территории, которые еще не все были заселены, где еще не все земли были заняты. В. И. Ленин писал, что стремление российского капитализма развиваться вширь "особенно рельефно" сказалось на окраинах, заселение которых получило "такой громадный толчок в пореформенный, капиталистический период русской истории" 1 . При этом первостепенное значение имеет учет тесного переплетения и слияния обеих сторон единого процесса развития капитализма в России.
Эти ленинские положения нашли отражение в книге старшего научного сотрудника Института истории СССР АН СССР, кандидата исторических наук Л. В. Куприяновой. Хронологический диапазон работы дает возможность раскрыть сложную историю городообразовательных процессов на Северном Кавказе. До середины XIX в. немногочисленные города в этом крае имели в основном военно-колонизационный облик, что выражалось в значительном казацком элементе в составе их населения. Падение крепостного права в 1861 г., совпавшее со временем окончательного присоединения Северного Кавказа к России, явилось важнейшим рубежом в процессе вовлечения этого района в систему общероссийского рынка, становления нового типа капиталистического города.
Автор показал, что серьезным фактором развития капитализма на Северном Кавказе служило железнодорожное строительство, которое, как отмечал Ф. Энгельс, ускорило "создание капиталистической промышленности и революционизирование примитивного земледелия" 2 . Постройка главной магистрали этого края - Владикавказской железной дороги в 70 - 80-х годах XIX в. укрепила экономические связи Северного Кавказа с ведущими промышленными районами страны, и его города стали превращаться в центры хозяйственной жизни этого района, вовлекая в сферу своего влияния огромные территории, экономически тяготевшие к ним. Наиболее стремительно формирование капиталистического города на Северном Кавказе происходило в последние десятилетия XIX в. в условиях широко развернувшейся капиталистической индустриализации России. Бурное развитие тяжелой индустрии Юга,
1 Ленин В. И. ПСС. Т. 4, с. 86; см. также т. 3, с. 563 - 564.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22, с. 450.
стр. 126
которое Ленин расценивал как "техническую революцию" 3 , в особенности способствовало росту таких крупных индустриальных центров, как Новороссийск, Грозный, Владикавказ. Автор рассматривает два типа капиталистического города на Северном Кавказе. Это, с одной стороны, аграрно-торговые города в районах торгового земледелия, с другой - крупнокапиталистические города в районах горнодобывающей промышленности, которые одновременно являлись важнейшими железнодорожными пунктами.
Обстоятельно рассмотрены в книге причины роста городов Северокавказского края в пореформенную эпоху. Главная из них, как показывает Л. В. Куприянова, заключалась в быстром увеличении промышленного населения за счет земледельческого. Представляется интересной характеристика социального и профессионального состава горожан, полученная на основе обработки данных переписи населения 1897 года. Используя ленинскую группировку, автор дает сравнительный анализ социального состава городского населения Европейской России и Северного Кавказа и делает вывод о значительном количестве торгово-промышленного населения в северокавказских городах. При этом в Черноморской губ. его концентрация достигала максимальных размеров (с. 176 - 177).
Главный социальный результат становления капиталистического города - формирование кадров промышленного пролетариата. В работе показано, что среди промышленных городов на Северном Кавказе самым крупным по численности и концентрации рабочего класса был Новороссийск - важнейший промышленный центр, железнодорожный пункт и морской порт. Пролетарское ядро города сосредоточивалось на цементных заводах общероссийского значения. Особенностью формирования промышленного пролетариата Новороссийска было преобладание пришлых рабочих, преимущественно выходцев из центральных губерний России (с. 157, 159). Высокая концентрация, большой удельный вес фабрично-заводских, железнодорожных и портовых рабочих в городе определяли классовую сплоченность, революционность его пролетариата. В 1905 г. рабочие Новороссийска вписали яркую страницу в историю революционной борьбы, создав "Новороссийскую республику".
Крупнейшим средоточием горнопромышленного пролетариата в 90-х годах прошлого века стал Грозный, где на нефтяных промыслах и нефтеперерабатывающих заводах вместе с русскими трудились рабочие местных народностей. Важным торгово-промышленным городом являлся и Владикавказ, население которого в пореформенную эпоху увеличилось в 12 раз. Более половины его составляли рабочие промышленных предприятий и железнодорожного транспорта (с. 127, 166). Владикавказ был одним из наиболее крупных транспортных пунктов края. Железнодорожную магистраль обслуживала значительная масса рабочих, мигрировавших сюда в поисках работы из Центральной России (с. 127). Русские рабочие, преобладавшие в составе городского промышленного пролетариата, играли ведущую роль в классовых боях, сплачивая рабочих угнетенных национальностей и народностей Северного Кавказа на борьбу против самодержавия, против капитализма.
Исследование Л. В. Куприяновой содержит данные о том, что капиталистические отношения распространялись не только вширь, на новые территории, но еще более вглубь, особенно в местностях, тяготеющих к Владикавказской магистрали. К началу XX в. эта национальная окраина, тесно связанная с общероссийским рынком, в полной мере стала частью народного хозяйства капиталистической России.
Рассмотренные в монографии тенденции являлись частью сложного процесса - социально- экономического сближения края с Центральной Россией. Автор показывает, что вхождение народов Северного Кавказа в состав, России ускоряло их социально-политическое и культурное развитие, создавало предпосылки революционного союза всех угнетенных царизмом народов. Таким образом, все в большей мере выявлялось прогрессивное значение вхождения их в состав России.
Советская историография уже много лет ведет изучение аграрных проблем развития капитализма вширь. Появление книги Л. В. Куприяновой свидетельствует о том, какие широкие возможности открываются перед исследователями другого, не менее важного направления - истории капиталистической промышленности, урбанизации, роста крупных городов, зарождения и концентрации индустриального пролетариата, роста его сознательности и организованности. Важно раскрыть менее изу-
3 Ленин В. И. ПСС. Т. 3, с. 489.
стр. 127
ченную сторону вопроса во всероссийском масштабе, не исключая всех окраинных регионов страны. Условия развития российского капитализма были, как известно, таковы, что движение вперед совершалось при господстве самодержавных порядков и сохранении остатков крепостничества, и этот прогресс оплачивался "ценой страшной растраты человеческих и материальных ресурсов, самой хищнической эксплуатации труда капиталом" 4 .
Развитие капитализма вширь вело не к затуханию (как утверждают и ныне буржуазные идеологи), а, напротив, к обострению коренных социальных антагонизмов, подтверждая марксистско- ленинское положение о том, что любой прогресс в капиталистической системе "сопровождается... также и "прогрессом" противоречий, т. е. обострением и расширением их" 5 . Поэтому рассматриваемую проблему особенно важно всесторонне исследовать с точки зрения вызревания социально-экономических предпосылок всероссийского революционного процесса с учетом многонационального характера и прочих особенностей окраин страны.
4 История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 1. М. 1964, с. 9.
5 Ленин В. И. ПСС. Т. 2, с. 180.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |