Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-10542
Автор(ы) публикации: Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ
Источник: Википедия

Рахмонберди Мадазимов — основатель и организатор театрального движения на юге Киргизии, основатель и первый художественный руководитель театра имени Бобура города Ош.

Содержание

1 Биография
2 Работа в театре
3 Семья
4 Написанные книги
5 Литература
6 Ссылки

Биография

Мирзо Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) родился в 1875 году в городе Узген. Он, как и его отец Мухаммадазим, был авторитетным муллой, совершившим паломничество Мекку; он молитвами лечил даже безнадёжных тяжелобольных. Мирзо Рахмонберди хаджи имел большой авторитет, даже проезжавшие мимо него всадники на лошадях, увидев его издали спускались с лошади и склоняли перед ним голову. Рахмонберди хаджи Мадазимов был писателем, в 1914—1915 годах в типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» («Характеристика Оша»), «Исмлар имлоси» («Словарь имён»).

В 1914 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с учителями русско-туземной школы города Ош (Киргизия) был основан театральный кружок.

В 1918 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с другими просвещёнными деятелями и учителями Ошского уезда Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, Назирханом Камоловым, А.Саидовым, А.Эшонхоновым, Абдукодиром Исхоковым, Исроилжоном Исмоиловым, Жалилом Собитовым впервые на Юге Кыргызстана был основан самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Художественный руководитель театральной труппы Рахмонберди Мадазимов был первым основателем и организатором театрального движения на Юге Кыргызстана. В 1919 году кружок сформировался в драматическую труппу. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Киргизии. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского узбекского государственного академического музыкально-драматического театра. Узбекский театр в городе Ош является одним из старейших профессиональных театров в Центральной Азии, после Ташкентского Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.

Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929—1931 годы в театре были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся Оша, Аравана, Узгена, Кара-Суу, Нооката, Ходжаабада. Реакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Розияхон Муминовой, Тожихон Хасановой, Уринбою Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники.

Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театру оказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения.

Заслуги Рахмонберди Мадазимова как организатора и основателя театрального движения на юге Кыргызстана и первого основателя и организатора театральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В книге Абдугани Абдугафурова «Академический театр» изданная в феврале 2010 года посвящённая 90-летнему юбилею Ошского узбекского театра имени Бабура отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности театра.

Основатель Ошского узбекского театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене.

Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и культуры много лет работали на сцене театра имени Бабура города Ош. Уринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей театра имени Бобура города Ош и внесли большой вклад в развитие искусства и культуры Киргизии, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены руководством Киргизской ССР и они были награждены орденами, многочисленными медалями, почётными грамотами.

Работа в театре

1919 год — М.Бехбудий «Падаркуш», Маннон Уйгур «Лекарь из Туркестана».
1920 год — Хамза «Отравленная жизнь».
1921 год — Гулом Зафарий «Сирота».
1922 год — Хамза «Наказание клеветников».
1923 год — Комил Яшин «Лолахон».
1924 год — Махмуд Рахмон «Рапорт с юга».
1925 год — К.Яшин и М.Музаффаров «Гулсара».
1926 год — К.Яшин «Два коммуниста».
1927 год — К.Яшин «Друзья».
1928 год — К.Яшин «Внутри».
1929 год — Гулом Зафарий «Халима», К.Яшин «Ажи-ажи».
1930 год — Умаржон Исмоилов «Истории на хлопковом поле».
1931 год — Н. В. Гоголь «Женитьба».
1932 год — Маннон Уйгур «Переводчик».

Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.

Семья

Отец — Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году), религиозный деятель. Мать — Биби Солиха (1850—1922), уроженка города Уратепа. Супруга — Бибихон (1884—1922), уроженка города Уратепа. Дети — Назокатхон (1902—1934), Хожинисо (1907—1932), Уринбой (1910—1980), Назирхон (1912—1917), Журахон (1917—1977).

Написанные книги

«Ўшнинг тавсифи» (Характеристика Оша), 1914 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.
«Исмлар имлоси» (Словарь имён), 1915 год, типография при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края, город Ташкент.

Литература

Энциклопедия Ошской области, Академия Наук Киргизской ССР. Раздел Театральная жизнь, стр.110, 1987 год, город Фрунзе.
Национальная Энциклопедия Узбекистана, Академия Наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, 2000-2006 годы (буква Ў, стр.219), Государственное научное издательство ««Узбекская национальная энциклопедия», Ташкент.
А. Абдугафуров «Академический театр», г. Ош, 2010 год.

Ссылки


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАДАЗИМОВ-РАХМОНБЕРДИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Дилмурод РахмоновКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/dll

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ, МАДАЗИМОВ РАХМОНБЕРДИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАДАЗИМОВ-РАХМОНБЕРДИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ:

Дилдорбек хаджи РАХМОНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, поделки из камней, находки
Каталог: Разное 
139 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Находка, поделка из камня
Каталог: Разное 
157 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Стихи, находка, поделка из камня
157 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
В докладе представлена предложенная И.М.Мирошник принципиально новая теоретическая модель амфотерной психометрии – модель коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики, принципиально отличная от классической диагностики и традиционной психометрии. В отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения психических процессов, состояний и свойств личности, выполняли одновременно диагностическую, коррекционно-терапевтическую и развивающую функции.
210 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ ТАИЛАНД
Каталог: Политология 
232 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ТУРЕЦКО-ПАКИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Каталог: Политология 
252 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Макоша Венера Костёнки
Каталог: История 
477 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Выдвинута новая для мировой философии концепция о связи материального и идеального, в основу которой положена идея о том, что идеальное есть отношения между материальными объектами.
742 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Фотографируем на мобильный как профессионал. Полезные советы
793 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Становление и развитие трудового права с 1918 г. по 1920 г. в нашей стране может служить наглядным подтверждением того, как теория, в данном случае социалистическая, не выдержала испытания практикой. Действительность оказалась намного суровее, возможности намного ограниченнее, а организационные проблемы намного сложнее, чем это казалось сразу после революции. Поэтому труд стал обмениваться не на зарплату, а на продовольственный паек, который позволял выживать в крайне скудных условиях. Поэтому происходит замена трудовой повинности на принудительный труд.
Каталог: Право 
847 дней(я) назад · от Ольга Максимова

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МАДАЗИМОВ РАХМОНБЕРДИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android