Выдающийся немецкий мыслитель А. Шопенгауэр, к сожалению, запятнал себя как яростный женоненавистник и мизантроп. В этой небольшой статье можно кратко попытаться выяснить взаимосвязь между метафизикой воли Шопенгауэра и его женоненавистничеством. Дело в том, что философско- этические взгляды рассматриваемого ученого созревали в духе любимого им закона достаточного основания. Ну, а главное основание практически всех его афористических тезисов - это своеобразно трагикомичная Воля к жизни.
Согласно пылкому немцу, в мире господствует иррациональное, могущественное первоначало - Воля. И наиболее ярко она воплощается в бытии человеческого рода, поэтому у человека вместе с разумом неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти 1 . Потому что страх смерти, присущий всему живому, есть оборотная сторона воли к жизни, которую мы все представляем 2 .
При этом могучая привязанность к жизни - неразумна и слепа, она объясняется только тем, что все наше внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни. И последняя, несмотря на ее преимущественно скверный характер, представляется нам высшим благом. Воля обеспечивает вечность окружающего мира, она пронизывает собой природу, но одновременно она является источником разобщенности между мужским и женским началом. А все потому, что главный атрибут Воли к жизни в рамках человеческого существования определяется в философии Шопенгауэра следующим образом: "Воля к жизни по отношению к человеческому виду... половой инстинкт и страстная забота о потомстве" 3 . Так обеспечивается бессмертие человеческого рода, как вида. Но как это не печально, залог нашего бессмертия является залогом наших страданий. Каждый индивид - это результат объективации или порождения воли к жизни. Мы видим себя только в качестве явлений, а воля - это вещь в себе. Явления приходят и уходят, а она остается вечной и неизменной. Проклятая и непреодолимая воля порождает и постепенно убивает каждого человека, сохраняя тем са-
1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1999. Т. 2.
2 Там же.
3 Там же. С. 673.
стр. 114
мым человеческий род в целом. Индивида ждет неминуемая смерть, чтобы могли рождаться и умирать новые индивиды.
Наши эротические отношения пропитаны действием пресловутой, неумолимой Воли: получается, что в жизнедеятельности человечества она проявляется прежде всего в форме полового инстинкта и следующего за ним акта деторождения. Немецкий философ так характеризует отношения между представителями мужского и женского начала: "Половые отношения в человеческом мире... представляют собой незримый центр всяческих дел и стремлений... Они - причина войны и цель мира ...неиссякаемый источник острот... именно поэтому в их основе лежит глубочайшая серьезность" 4 . Итак, по Шопенгауэру, половой инстинкт - ядро воли к жизни, или "концентрация всякого воления".
Таким образом, если по Платону, основа и цель бытия - это демиург с его идеями, то у Шопенгауэра - мистически мрачная Воля к жизни в виде полового инстинкта. Но дело все в том, что индивид не соответствует своему половому инстинкту. Это связано с тем, что каждый из нас смертей, а половое влечение - бессмертная основа существования всего человечества в целом. В этом отношении мы противоположны нашему половому инстинкту. И данное противоречие, достигая катастрофического финала, разрешается ценой нашей жизни. Таков пессимизм философии Шопенгауэра. "Вот почему половой инстинкт - самое полное откровение воли к жизни..." 5 , - делает один из своих генеральных выводов Шопенгауэр.
Подробно философ останавливается на этом явлении в специальной главе главного произведения. Глава называется "Метафизика половой любви". Автор как бы подчеркивает уже в названии метафизическую неизменность подобных отношений, которые обеспечивают как можно более бесконечное существование человеческого рода.
Шопенгауэр, как и Платон, подчеркивает строгую индивидуальность в выборе объекта полового влечения. Отсюда и вытекают все проблемы половой любви, включая не только женоненавистничество, но и мужененавистничество в такой же степени. Индивидуализированный выбор, который мы осуществляем благодаря воле к жизни, способствует нашему безнадежному отчуждению от всех других лиц иного пола, к коим мы испытываем отвращение или в лучшем случае - безразличие. "Так как на свете не существует двух совершенно одинаковых индивидуумов, то каждому определенному мужчине должна лучше всего соответствовать одна определенная женщина..." 6 , - указывает Шопенгауэр.
И далее он повторяет умозаключения Платона о том, что каждый из нас не имеет те многочисленные достоинства, какие есть у окружающих лиц другого пола. Поэтому индивидуализированная половая потребит
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
стр. 115
ность является инстинктивным желанием преодолеть свою личную недостаточность в тех или иных человеческих качествах. Потому и стремятся друг к другу люди с качественно различными характеристиками.
Развивая свою пессимистическую теорию, Шопенгауэр утверждает, что душевно-физический холод взаимной неприязни неизбежно вторгается во взаимоотношения любящих друг друга мужчин и женщин. Все потому, что основу эротической любви составляет, по мнению немецкого мыслителя, проклятый половой инстинкт как проявление Воли к жизни. Ее коварство, по Шопенгауэру, заставляет половое влечение угасать после его удовлетворения. Ибо интересы Воли к жизни требуют возникновения новой вспышки вышеназванного влечения уже к другому объекту. А цель одна - порождение нового потомства как залог существования человечества.
Таким образом, немецкого философа можно истолковать в том аспекте, который принято считать имморальным. Воля находится как бы вне морали. Она трансцендентна по отношению к последней, так как ее имморализм имеет объективный иррациональный характер. А мораль рациональна, люди создали ее с помощью логических умозаключений. Значит, непобедим не только половой инстинкт, но и любовь вместе с женоненавистничеством, из него вытекающими. Вслед за де Садом, но только на более высоком теоретическом уровне, Шопенгауэр вскрывает явную отчужденность несчастного человека от моральных норм и запретов, благодаря роковому влиянию воли к жизни. Природа в лице пресловутой воли объективно имморальна. Более того, последняя так действует на слабого индивида, что самопротиворечие личности в процессе половой влюбленности заканчивается периодически самоубийством, а дьявольская сила продолжает свое существование, порождая все новых и новых субъектов.
И как подчеркивает немецкий пессимист: "Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидуумов. Правда, влюбленные мнят, что они идут навстречу собственному счастью: но действительная цель любви чужда им самим, потому что она заключается в рождении индивидуума..." 7 . Родители, порождая потомство, неминуемо отчуждаются от него, а взросление детей есть одновременно умирание их родителей. Сью забывает о матери, когда влюбляется в свою будущую невесту, а дочь - об отце. Таково веление Воли к жизни. Все мы являемся ее объективациями, следующими из половых влечений наших родителей. Поэтому, " за то, что один испытал наслаждение, другой должен жить, страдать и умереть". Человеческая жизнь, здесь Шопенгауэр повторяет учение Будды, - это сплошные заботы и страдания, и в конце концов - смерть, как наш долг той же Воле к жизни.
Еще один глобальный фактор рассматриваемой Воли также имморального характера, который и является непосредственным основанием для
7 Там же.
стр. 116
женоненавистничества. Он выражается в эгоизме, присущем каждому индивиду в отдельности. Дело в том, что Воля к жизни с такой силой концентрирует себя в каждой своей объективации - человеке, что любой из нас представляет себя центром Вселенной, а остальные кажутся лишь вспомогательными орудиями для своего существования. Таким образом, Воля порождает тотальный эгоизм всех по отношению ко всем, "...потому что каждый индивидуум, это - сполна вся воля к жизни" 8 .
И, наконец, несмотря на свой иррационализм в целом, следуя самому настоящему закону достаточного основания и исходя из собственной волюнтаристской доктрины, Шопенгауэр уже в более поздней работе "Афоризмы по житейской мудрости" 9 определяет свое философствующее женоненавистничество. Все это можно истолковать следующим образом: если в мире правит бал вышеописанная Воля к жизни, то:
- Она сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, что вытекает из того, что цель и смысл существования женщины целиком и полностью связаны с половым инстинктом и деторождением, а последние феномены являются самыми важными объективациями Воли в рамках человеческого существования. Таким образом, широко известное женоненавистничество Шопенгауэра начинается с указания на тот факт, что женщина несчастна, если она не удовлетворена в первую очередь своей интимной жизнью. Таково стихийное устремление Воли к жизни;
- отсюда следует неизмеримо меньший духовный и социальный уровень развития типичной женщины, в отличие от типичного мужчины. Воля с ее половым инстинктом вынуждает женщину развиваться несколько односторонне. Как ехидничает Шопенгауэр: "Женщины... всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной...";
- вышеназванный факт имеет непосредственную связь со следующим, объективным по Шопенгауэру, явлением: половое созревание индивидуумов прекрасного пола наступает гораздо быстрее, чем у мужчин. Зато последние в своем развитии достигают более высоких духовных качеств;
- поэтому, и здесь выдающийся немец пытается положить начало чуть ли не половой психологии, субъекты мужского и женского пола коренным образом различаются по способу восприятия окружающей действительности: женское восприятие интуитивно-поверхностное, иррациональное, значит более близкое к Воле, мужское - наоборот, сущностное, стремящееся к рациональному осмыслению феноменов действительности;
8 Там же.
9 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991. С. 186-197.
стр. 117
- так как Воля к жизни сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, отсюда следует гораздо большая степень эгоизма и имморализма женской природы, по сравнению с мужской;
- а из последнего, по мнению Шопенгауэра, можно сделать вывод о реалистическом прагматизме женского начала в отличие от идеалистического романтизма начала мужского;
- в оставшихся тезисах о прекрасном поле германский мыслитель достигает апогея своей философской неприязни ко всему женскому: он считает, что обладательницы слабого пола более чувствительны, чем мужчины, с одной стороны, это хорошо, значит они больше склонны к состраданию, а с другой стороны, их чувствительность способствует их крайней несправедливости по отношению к окружающим людям;
- как более слабые существа, женщины склонны в большей степени, чем мужчины, к хитрости и лжи, с помощью которых они добиваются своих целей, особенно в сфере действия полового инстинкта;
- так как природное волюнтаристское предназначение женщин, согласно немецкому философу, непосредственно связано с половым инстинктом и деторождением, то они, в отличие от представителей сильного пола, в большей степени выражают интересы всего человеческого рода, а значит, и самой Воли к жизни. Отсюда следует, что если природная черта мужчины - индивидуализм, то природная черта обладательниц женского начала - коллективизм;
- и еще одно важное замечание автора "Афоризмов": если мужчины стремятся к обладанию всеми окружающими их явлениями, то женщины в силу их Волевого предназначения стремятся обладать лишь самими мужчинами. Как утверждает Шопенгауэр: "...собственность, приобретаемая мужчинами... непрестанным трудом, попадает в руки женщин...";
- и, наконец, рассматриваемый философ увидел в феномене женской красоты - лишь последствие мужского полового влечения,
Итак, Воля к жизни порождает несчастное человечество с его роковым половым инстинктом, из-за которого одурманенные мужчины поклоняются Прекрасному полу - тоже созданию вездесущей Воли. Таким образом, согласно философии Шопенгауэра, Прекрасный пол существует только благодаря госпоже Воле и бесчисленным проявлениям мужского полового инстинкта, который Она беспрестанно созидает. В этом суть философствующего женоненавистничества знаменитого немца. В конечном счете, просто необходимо подчеркнуть, что Прекрасный пол становится еще прекраснее, когда на него "поругивается" такой великий чудак, как Шопенгауэр.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |