Libmonster ID: RU-8646
Автор(ы) публикации: Э. М. ВИКТОРОВ

Выдающийся немецкий мыслитель А. Шопенгауэр, к сожалению, запятнал себя как яростный женоненавистник и мизантроп. В этой небольшой статье можно кратко попытаться выяснить взаимосвязь между метафизикой воли Шопенгауэра и его женоненавистничеством. Дело в том, что философско- этические взгляды рассматриваемого ученого созревали в духе любимого им закона достаточного основания. Ну, а главное основание практически всех его афористических тезисов - это своеобразно трагикомичная Воля к жизни.

Согласно пылкому немцу, в мире господствует иррациональное, могущественное первоначало - Воля. И наиболее ярко она воплощается в бытии человеческого рода, поэтому у человека вместе с разумом неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти 1 . Потому что страх смерти, присущий всему живому, есть оборотная сторона воли к жизни, которую мы все представляем 2 .

При этом могучая привязанность к жизни - неразумна и слепа, она объясняется только тем, что все наше внутреннее существо уже само по себе есть воля к жизни. И последняя, несмотря на ее преимущественно скверный характер, представляется нам высшим благом. Воля обеспечивает вечность окружающего мира, она пронизывает собой природу, но одновременно она является источником разобщенности между мужским и женским началом. А все потому, что главный атрибут Воли к жизни в рамках человеческого существования определяется в философии Шопенгауэра следующим образом: "Воля к жизни по отношению к человеческому виду... половой инстинкт и страстная забота о потомстве" 3 . Так обеспечивается бессмертие человеческого рода, как вида. Но как это не печально, залог нашего бессмертия является залогом наших страданий. Каждый индивид - это результат объективации или порождения воли к жизни. Мы видим себя только в качестве явлений, а воля - это вещь в себе. Явления приходят и уходят, а она остается вечной и неизменной. Проклятая и непреодолимая воля порождает и постепенно убивает каждого человека, сохраняя тем са-


1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1999. Т. 2.

2 Там же.

3 Там же. С. 673.

стр. 114


мым человеческий род в целом. Индивида ждет неминуемая смерть, чтобы могли рождаться и умирать новые индивиды.

Наши эротические отношения пропитаны действием пресловутой, неумолимой Воли: получается, что в жизнедеятельности человечества она проявляется прежде всего в форме полового инстинкта и следующего за ним акта деторождения. Немецкий философ так характеризует отношения между представителями мужского и женского начала: "Половые отношения в человеческом мире... представляют собой незримый центр всяческих дел и стремлений... Они - причина войны и цель мира ...неиссякаемый источник острот... именно поэтому в их основе лежит глубочайшая серьезность" 4 . Итак, по Шопенгауэру, половой инстинкт - ядро воли к жизни, или "концентрация всякого воления".

Таким образом, если по Платону, основа и цель бытия - это демиург с его идеями, то у Шопенгауэра - мистически мрачная Воля к жизни в виде полового инстинкта. Но дело все в том, что индивид не соответствует своему половому инстинкту. Это связано с тем, что каждый из нас смертей, а половое влечение - бессмертная основа существования всего человечества в целом. В этом отношении мы противоположны нашему половому инстинкту. И данное противоречие, достигая катастрофического финала, разрешается ценой нашей жизни. Таков пессимизм философии Шопенгауэра. "Вот почему половой инстинкт - самое полное откровение воли к жизни..." 5 , - делает один из своих генеральных выводов Шопенгауэр.

Подробно философ останавливается на этом явлении в специальной главе главного произведения. Глава называется "Метафизика половой любви". Автор как бы подчеркивает уже в названии метафизическую неизменность подобных отношений, которые обеспечивают как можно более бесконечное существование человеческого рода.

Шопенгауэр, как и Платон, подчеркивает строгую индивидуальность в выборе объекта полового влечения. Отсюда и вытекают все проблемы половой любви, включая не только женоненавистничество, но и мужененавистничество в такой же степени. Индивидуализированный выбор, который мы осуществляем благодаря воле к жизни, способствует нашему безнадежному отчуждению от всех других лиц иного пола, к коим мы испытываем отвращение или в лучшем случае - безразличие. "Так как на свете не существует двух совершенно одинаковых индивидуумов, то каждому определенному мужчине должна лучше всего соответствовать одна определенная женщина..." 6 , - указывает Шопенгауэр.

И далее он повторяет умозаключения Платона о том, что каждый из нас не имеет те многочисленные достоинства, какие есть у окружающих лиц другого пола. Поэтому индивидуализированная половая потребит


4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

стр. 115


ность является инстинктивным желанием преодолеть свою личную недостаточность в тех или иных человеческих качествах. Потому и стремятся друг к другу люди с качественно различными характеристиками.

Развивая свою пессимистическую теорию, Шопенгауэр утверждает, что душевно-физический холод взаимной неприязни неизбежно вторгается во взаимоотношения любящих друг друга мужчин и женщин. Все потому, что основу эротической любви составляет, по мнению немецкого мыслителя, проклятый половой инстинкт как проявление Воли к жизни. Ее коварство, по Шопенгауэру, заставляет половое влечение угасать после его удовлетворения. Ибо интересы Воли к жизни требуют возникновения новой вспышки вышеназванного влечения уже к другому объекту. А цель одна - порождение нового потомства как залог существования человечества.

Таким образом, немецкого философа можно истолковать в том аспекте, который принято считать имморальным. Воля находится как бы вне морали. Она трансцендентна по отношению к последней, так как ее имморализм имеет объективный иррациональный характер. А мораль рациональна, люди создали ее с помощью логических умозаключений. Значит, непобедим не только половой инстинкт, но и любовь вместе с женоненавистничеством, из него вытекающими. Вслед за де Садом, но только на более высоком теоретическом уровне, Шопенгауэр вскрывает явную отчужденность несчастного человека от моральных норм и запретов, благодаря роковому влиянию воли к жизни. Природа в лице пресловутой воли объективно имморальна. Более того, последняя так действует на слабого индивида, что самопротиворечие личности в процессе половой влюбленности заканчивается периодически самоубийством, а дьявольская сила продолжает свое существование, порождая все новых и новых субъектов.

И как подчеркивает немецкий пессимист: "Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидуумов. Правда, влюбленные мнят, что они идут навстречу собственному счастью: но действительная цель любви чужда им самим, потому что она заключается в рождении индивидуума..." 7 . Родители, порождая потомство, неминуемо отчуждаются от него, а взросление детей есть одновременно умирание их родителей. Сью забывает о матери, когда влюбляется в свою будущую невесту, а дочь - об отце. Таково веление Воли к жизни. Все мы являемся ее объективациями, следующими из половых влечений наших родителей. Поэтому, " за то, что один испытал наслаждение, другой должен жить, страдать и умереть". Человеческая жизнь, здесь Шопенгауэр повторяет учение Будды, - это сплошные заботы и страдания, и в конце концов - смерть, как наш долг той же Воле к жизни.

Еще один глобальный фактор рассматриваемой Воли также имморального характера, который и является непосредственным основанием для


7 Там же.

стр. 116


женоненавистничества. Он выражается в эгоизме, присущем каждому индивиду в отдельности. Дело в том, что Воля к жизни с такой силой концентрирует себя в каждой своей объективации - человеке, что любой из нас представляет себя центром Вселенной, а остальные кажутся лишь вспомогательными орудиями для своего существования. Таким образом, Воля порождает тотальный эгоизм всех по отношению ко всем, "...потому что каждый индивидуум, это - сполна вся воля к жизни" 8 .

И, наконец, несмотря на свой иррационализм в целом, следуя самому настоящему закону достаточного основания и исходя из собственной волюнтаристской доктрины, Шопенгауэр уже в более поздней работе "Афоризмы по житейской мудрости" 9 определяет свое философствующее женоненавистничество. Все это можно истолковать следующим образом: если в мире правит бал вышеописанная Воля к жизни, то:

- Она сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, что вытекает из того, что цель и смысл существования женщины целиком и полностью связаны с половым инстинктом и деторождением, а последние феномены являются самыми важными объективациями Воли в рамках человеческого существования. Таким образом, широко известное женоненавистничество Шопенгауэра начинается с указания на тот факт, что женщина несчастна, если она не удовлетворена в первую очередь своей интимной жизнью. Таково стихийное устремление Воли к жизни;

- отсюда следует неизмеримо меньший духовный и социальный уровень развития типичной женщины, в отличие от типичного мужчины. Воля с ее половым инстинктом вынуждает женщину развиваться несколько односторонне. Как ехидничает Шопенгауэр: "Женщины... всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной...";

- вышеназванный факт имеет непосредственную связь со следующим, объективным по Шопенгауэру, явлением: половое созревание индивидуумов прекрасного пола наступает гораздо быстрее, чем у мужчин. Зато последние в своем развитии достигают более высоких духовных качеств;

- поэтому, и здесь выдающийся немец пытается положить начало чуть ли не половой психологии, субъекты мужского и женского пола коренным образом различаются по способу восприятия окружающей действительности: женское восприятие интуитивно-поверхностное, иррациональное, значит более близкое к Воле, мужское - наоборот, сущностное, стремящееся к рациональному осмыслению феноменов действительности;


8 Там же.

9 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991. С. 186-197.

стр. 117


- так как Воля к жизни сильнее проявляет себя в деятельности представительниц прекрасного пола, отсюда следует гораздо большая степень эгоизма и имморализма женской природы, по сравнению с мужской;

- а из последнего, по мнению Шопенгауэра, можно сделать вывод о реалистическом прагматизме женского начала в отличие от идеалистического романтизма начала мужского;

- в оставшихся тезисах о прекрасном поле германский мыслитель достигает апогея своей философской неприязни ко всему женскому: он считает, что обладательницы слабого пола более чувствительны, чем мужчины, с одной стороны, это хорошо, значит они больше склонны к состраданию, а с другой стороны, их чувствительность способствует их крайней несправедливости по отношению к окружающим людям;

- как более слабые существа, женщины склонны в большей степени, чем мужчины, к хитрости и лжи, с помощью которых они добиваются своих целей, особенно в сфере действия полового инстинкта;

- так как природное волюнтаристское предназначение женщин, согласно немецкому философу, непосредственно связано с половым инстинктом и деторождением, то они, в отличие от представителей сильного пола, в большей степени выражают интересы всего человеческого рода, а значит, и самой Воли к жизни. Отсюда следует, что если природная черта мужчины - индивидуализм, то природная черта обладательниц женского начала - коллективизм;

- и еще одно важное замечание автора "Афоризмов": если мужчины стремятся к обладанию всеми окружающими их явлениями, то женщины в силу их Волевого предназначения стремятся обладать лишь самими мужчинами. Как утверждает Шопенгауэр: "...собственность, приобретаемая мужчинами... непрестанным трудом, попадает в руки женщин...";

- и, наконец, рассматриваемый философ увидел в феномене женской красоты - лишь последствие мужского полового влечения,

Итак, Воля к жизни порождает несчастное человечество с его роковым половым инстинктом, из-за которого одурманенные мужчины поклоняются Прекрасному полу - тоже созданию вездесущей Воли. Таким образом, согласно философии Шопенгауэра, Прекрасный пол существует только благодаря госпоже Воле и бесчисленным проявлениям мужского полового инстинкта, который Она беспрестанно созидает. В этом суть философствующего женоненавистничества знаменитого немца. В конечном счете, просто необходимо подчеркнуть, что Прекрасный пол становится еще прекраснее, когда на него "поругивается" такой великий чудак, как Шопенгауэр.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТАФИЗИКА-ВОЛИ-А-ШОПЕНГАУЭРА-И-ПРЕКРАСНЫЙ-ПОЛ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Э. М. ВИКТОРОВ, МЕТАФИЗИКА ВОЛИ А. ШОПЕНГАУЭРА И ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТАФИЗИКА-ВОЛИ-А-ШОПЕНГАУЭРА-И-ПРЕКРАСНЫЙ-ПОЛ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Э. М. ВИКТОРОВ:

Э. М. ВИКТОРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
2711 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЕТАФИЗИКА ВОЛИ А. ШОПЕНГАУЭРА И ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android