Libmonster ID: RU-8771
Автор(ы) публикации: Б. П. НИКИТИН

Объектом исследования является современная человеческая общность, живой собственник комплекса надиндивидуальных культурных средств и жизненных ценностей. Надиндивидуалыюе образование, внутри которого мы живем, будет обозначаться терминами "организм культуры" или "сообщество" определенного типа.

Проблема статьи - определить метод работы с нашим объектом. Необходимо отделить метод от его применения к органическому объекту. До применения метод должен быть определен в наиболее абстрактном виде. Метод определяется в треугольнике: (1) собственно метод исследования; (2) аксиоматика, определяющая, выделяющая объект исследования; (3) качества предмета исследования, возведенного над объектом посредством метода. Этот треугольник вырастает из аксиоматики объекта исследования, с которой и начнем. Комплекс аксиом, определяющих органический объект исследования, должен быть таков, чтобы на его основе (над ним) можно было построить предмет с нужными нам общими качествами. В противном случае к определению объекта пришлось бы вернуться, чтобы пересмотреть его аксиоматику.

Аксиомы выделения объекта исследования

В аксиоматике свернут авторский опыт работы с объектом с позиции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. И, главное, ее больные методологические проблемы и запросы, вырастающие из лежащих в ее основе взглядов Гегеля и Г. Г. Шпета, учителя молодого Л. С. Выготского [2].

стр. 133


Через комплекс аксиом выделяется наш объект исследования с некоторыми качествами будущего предмета исследования. Чтобы построенный предмет мог обладать нужным нам качеством формальной конструкции, тот объект, над которым он возводится, должен выделяться через комплекс аксиом, адекватных избранному прототипу формальной конструкции. В качествах избранного прототипа, аксиоматически введенных в определение объекта исследования, будет выражаться общая конструкция будущего предмета, извлекаемого из этого объекта.

Аксиома 1. Утверждается качественность развития объекта, а отсюда и этапность его филогенеза. За период филогенеза наш качественно развивающийся объект прожил ряд качественно особых форм. В каждой из этих особых этапных форм объект, оставаясь самим собой, достигал нового, более высокого качества культуры, которое далее оставалось с ним (в нем) навсегда. Достигнутое новое качество культуры объекта являлось качественно высшим на планете лишь в течение определенного периода.

Из аксиомы 1 следует необходимость заложить в определение объекта еще две аксиомы. Аксиома 2: об универсальном, общем критерии качественной особости шага, сделанного развивающимся объектом, переходящим в свою очередную этапную форму, либо уже находящимся в ней. Аксиома 3: о начале периода филогенеза нашего объекта.

Аксиома 2. Постулируется некий общий критерий качественности очередного шага в развитии нашего объекта. Этот критерий должен давать основание утверждать, что произвольная пара внешне сколько-то особых конкретных форм нашего развивающегося объекта является, либо не является его качественно особыми этапными формами.

Критерию качественной особости ряда филогенетически последовательных этапных форм развивающегося объекта, вводимому аксиоматически, приходится рождаться вне еще не построенной концепции этого объекта. Любое основание качественности этапов развития объекта может являться лишь рабочей гипотезой. Проверяется же принятая гипотеза качественности на всем ряде этапных форм объекта единственным способом: сколь продуктивным для пользователя окажется предмет, возведенный над объектом, в основу которого она положена.

На основе аксиомы 2 можно утверждать, что период филогенеза нашего объекта, определяемого через ряд его качественно особых этапных форм, уходит в прошлое ровно настолько, насколько будет

стр. 134


возможно применение предложенного критерия качественной особости всех его этапных форм. Иначе говоря, на многоэтапном пути в современность наш объект прожил ровно через столько качественно особых этапных форм, сколько их позволит выделить критерий особого качества, заложенный в аксиоме 2.

Аксиома 3. Из критерия этапности качественного развития относительной высоты культуры нашего объекта просто выводится качественный и, уже отсюда, хронологический момент начала его филогенеза. Началом периода филогенеза нашего объекта является его та самая первая форма, к которой оказывается возможно применение общего критерия качественной особости всего ряда его этапных форм.

После принятия этих трех аксиом объект исследования будет выглядеть как филогенетический ряд качественно особых форм, последовательно прожитых им на пути в современность. Объектом исследования становится весь ряд качественно особых этапных форм, последовательно прожитых объектом. При этом из факта существования некого пути развития, поэтапно прожитого объектом, вовсе не следует, что современное состояние объекта было исходной целью его развития. Путь развития, отраженный в определенном ряде этапных форм, является лишь историческим следом, в котором развитие состоялось, поэтапно отражаясь в устройстве объекта.

Предмет исследования

Построение предмета исследования заключается в преобразовании общего многоэтапного представления о развивающемся объекте и данных о нем в максимально формальную целостность, в конструкцию из понятий, позволяющую увидеть общее устройство и функционирование современного организма культуры. При этом принципиально, чтобы предмет исследования позволял решать класс задач, ради решения которых автор затевал свою работу с объектом.

Для нас стартовой проблемой послужил методологический запрос, исходящий от культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Ей необходимо качественно глубже знать, как устроен и как функционирует тот надиндивидуальный субъект, который активно и постоянно лепит себе душу каждого очередного родившегося индивида, буквально делая его своим человеком. Иначе говоря, запрос от культурно-исторической психологии к философии фор-

стр. 135


мулируется следующим образом. На место гегелевской "Феноменологии духа" остро необходим качественно более современный (начиная с классов обобщенных фактов) вариант понимания устройства надидивидуального субъекта - организма культуры. Чтобы на этом качественно новом фундаменте сама психология смогла переосмыслить свои основы, идущие от Л. С. Выготского и его учителя - гегельянца Г. Г. Шпета [2].

Большинство из этапных форм нашего объекта давно стали объектами наук о человеке или человеческих общностях. Вокруг каждой из них сложился свой понятийный аппарат и свои концепции, не совместимые принципиально. Построение какого-либо связно устроенного предмета над нашим объектом в этих условиях принципиально невозможно. Остается вспомнить мнение Р. Декарта, метафорически уподоблявшего себя архитектору, которому уместнее проектировать правильный новый город в чистом поле, а не среди остатков старых стен, к которым надо было бы прилаживаться, подчиняться. Нам приходится начинать как бы на чистом месте, чтобы там построить качественно новый предмет, способный максимально формально описывать сложнейшее устройство нашего объекта. Отсюда вытекает основная задача искомого метода работы с объектом.

Метод должен порождать целую систему новых понятий о множестве частных форм культуры, которые будут способны описать устройство зрелого органического объекта. Для создания метода, способного порождать предмет исследования как систему понятий о множестве частных форм культуры, к будущему предмету должны быть предъявлены определенные общие требования: предмет и метод должны взаимодополнять друг друга определенным образом. А именно, будущий предмет должен обладать качеством формальной конструкции. Только тогда искомый метод сможет быть аспектом устройства подобного предмета. А применение метода к нашему объекту будет порождать предмет исследования с требуемыми качествами.

Для построения предмета исследования с качеством формальной конструкции приходится следовать известным прототипам таких конструкций. К этому подходу нас приучила царица формальных конструкций - математика. (И если автор не осознает этого обстоятельства, то это не помешает ему, подобно мольеровскому герою, говорить прозой.) Через три аксиомы, определяющие объект исследования, тот уже был уподоблен определенному прототипу формальной конструкции (концепции). Рассмотрим же этот

стр. 136


прототип предмета, из которого еще предстоит вырастить метод работы со своим объектом для выведения из него предмета исследования с качеством формальной конструкции.

Аксиоматически введя в определение объекта представление об его поэтапном качественном развитии, мы тем самым уподобляем выделенный ряд этапных форм объекта наипростейшему формальному прототипу - отрезку целочисленного числового ряда. Так ведется от Гегеля. Для использования этой аналогии искомый метод должен основываться на сущностном аналоге абстрактного определения типового элемента числового ряда. В предмете, которым является натуральный ряд чисел, подобным типовым элементом формального ряда является абстрактное понятие "целое число". В концепции Маркса сущностным аналогом абстрактного понятия "целое число" являлась абстрактная "клеточка" его органического объекта, развивавшегося поэтапно.

Из принятия отрезка натурального ряда в качестве прототипа организации возводимого предмета следует. (1) Все качественно особые этапные формы, последовательно прожитые развившимся объектом, в возводимом предмете явятся конкретно-филогенетическими воплощениями устройства абстрактной "клеточки" объекта, сущностным прототипом которой является абстрактное понятие "целое число". (2) Абстрактное определение понятия "целое число" должно быть дополнено либо должно содержать в себе операцию прибавления единицы. Что должно будет позволить перемещаться внутри построенного предмета к следующему числу из этого же отрезка натурального числового ряда. При соблюдении этих двух общих требований выделенный отрезок натурального ряда, наполненный конкретными количествами, станет отдельностью формально организованного предмета, в котором все однородные элементы конструкции формально (по правилам) связаны друг с другом. И мы свободно сможем перемещаться между ними. То есть, внутри своего предмета.

Отсюда вывод: эта пара общих требований к типовому элементу устройства предмета, возводимого по прототипу отрезка натурального числового ряда, является основополагающими требованиями и к абстрактной "клеточке" нашего органического объекта. Сформулируем эти требования.

Требование 1. "Клеточка" должна являться абстрактной моделью устройства нашего объекта. Она должна быть применима к каждой из ряда качественно особых этапных форм, последовательно прожитых нашим объектом. В качестве модели "клеточка" мо-

стр. 137


жет выглядеть как комплекс определений всех ее абстрактных понятий, включая и всевозможные связи их друг с другом и с миром, в котором живет наш объект.

Требование 2. В предмете, общая организация которого уподобленна отрезку натурального числового ряда, абстрактное определение целого числа должно дополняться операцией прибавления единицы. Тогда мы сможем перемещаться по предмету как по числовому ряду. Применительно к "клеточке" органического объекта требование 2 выглядит так. В устройство "клеточки" должно быть введено описание абстрактного механизма качественного скачка, переводящего наш объект из одной его этапной формы к качественно следующей. И так на всем интервале филогенеза, описанного дискретным рядом качественно особых этапных форм объекта.

Только в этом случае филогенетическая последовательность этапных форм развивающегося объекта, смоделированных посредством "клеточки", приобретет в возводимом предмете качество формальной целостности. При удовлетворении требования 2 формальная целостность предмета оказывается уподобленна отрезку натурального ряда. А пользователи предмета получают потенциальную возможность использовать само качество формальной связи всех его понятийных элементов. По аналогии с использованием элементов числового ряда для действий перемножения чисел столбиком.

Однако использование отрезка натурального числового ряда в качестве прототипа организации возводимого предмета является излишним упрощением. Среди прототипов элементарных формальных конструкции есть форма, более адекватная задаче описания связей большого комплекса разнородных понятий, составляющего предмет исследования. Пусть абстрактная "клеточка" содержит N особых понятий, которые описывают ее устройство. В каждой из М этапных форм объекта, моделируемых посредством "клеточки", все ее абстрактные понятия, принимают одну из своих конкретных форм. Тогда на каждом из М этапов филогенеза "клеточкой" извлекается из очередной формы объекта (практически порождается) N новых понятий о частных формах культуры. Отсюда наиболее адекватной формой для представления всего порожденного множества новых понятий, описывающих устройство предмета, является прямоугольная матрица понятий. В качестве формального прототипа для организации всего множества элементов возводимого предмета матрица понятий является достаточно простой конструк-

стр. 138


цией. И, более того, она естественно вырастает из классической, идущей от Гегеля, организации многоуровневого предмета по прототипу отрезка натурального числового ряда.

Оформление предмета в матрицу понятий начинается с того, что абстрактные понятия "клеточки" объекта произвольно нумеруются от 1 до N. Конкретная форма, которую N абстрактных понятий "клеточки " извлекут из очередной этапной формы объекта, составит (заполнит собой) одну строку новых понятий возводимой матрицы. Новые понятия оформляются в строку согласно их нумерации в "клеточке". Предмет, возведенный восхождением по нашему объекту, примет вид прямоугольной матрицы из M*N определенных новых понятий о частных формах культуры. В силу требования 1, внутри себя понятия каждой строки матрицы будут взаимосвязаны определенным над ними устройством абстрактной "клеточки". В силу требования 2, каждая пара смежных строк матрицы понятий будет формально взаимосвязана друг с другом. Смежные строки матрицы будут связаны включенным в "клеточку" абстрактным механизмом качественного скачка нашего развивающегося объекта от очередной его этапной формы к следующей. А отсюда следует, что формально, т. е. по определенным правилам, будут взаимосвязаны все M*N элементов возводимой матрицы новых понятий о частных формах культуры.

В качестве прототипа формальной конструкции матрица хороша прежде всего тем, что на ней удобно и определять и осуществлять как операции формальные связи между множеством новых понятий о частных формах культуры, образующих предмет. Достигаемое качество нематематической формальной целостности предмета заключается в следующем. Возьмем произвольную пару понятий, занимающих в матрице позиции: {i, j} и {k, 1}. Формальная связь этой произвольной пары понятий не нуждается в особом обосновании в классической форме текста, создаваемого о связи именно этих двух понятий. Точно так же, как не нуждается в подобном прописывании формальная связь произвольной пары чисел из отрезка натурального ряда. Связь каждой пары понятий уже определена внутри предмета согласно определенным в нем формальным правилам. Этим достигается абсолютно новое качество предмета исследования среди всех предметов, когда-либо возведенных вокруг нашего объекта.

стр. 139


Выращивание "клеточки"

"Клеточка", удовлетворяющая требованиям 1 и 2, создается применительно к объекту исследования. В 60-е годы XX в. исследователи марксова метода восхождения пришли к выводу, что "клеточка" должна выводиться из зрелой формы объекта. Мы предлагаем иной путь выращивания "клеточки". Объектом нашего исследования является весь филогенетический ряд качественно особых этапных форм, последовательно прожитых объектом на пути в современное состояние. Чтобы в возведенном предмете максимально отразились все качественные особенности устройства зрелого объекта, ставшие переломными в его развитии, "клеточка" должна выводиться из всего ряда качественно особых этапных форм объекта. Рабочая версия "клеточки" объекта, пригодная для построения предмета, особым образом выращивается из своей простейшей исходной версии. А эта исходная версия "клеточки" выводится из аксиом, определяющих объект исследования. Дело в том, что в аксиомах, посредством которых определен наш объект, содержатся три абстрактных понятия, способных выступить в качестве исходной, наиболее тощей (в смысле полноты ее абстракций) версии "клеточки". Обозначим эти три понятия.

Во-первых, это сам критерий придания внешне особой форме объекта статуса его качественно особой этапной формы. Принятый критерий качественности предполагает, что в сообществе существует качественно особая форма культуры, которую должен присвоить каждый новичок, чтобы удовлетворять его высоким социальным требованиям. Эта форма культуры должна быть качественно особенна в двух формах: как своим содержанием, так и способом присвоения новичком. Подобную форму культуры, которую каждый новичок присваивает от своих наставников из сообщества, будем называть культурным объектом сообщества. Каждая этапная форма объекта должна характеризоваться своим качественно особым типом культурного объекта, сущностным для этого этапа развития. Откуда следует, что в филогенетически смежных сообществах их сущностные культурные объекты качественно разнотипны.

Во-вторых, сообщество индивидов, чтобы быть жизнеспособным целым, должно регулярно совершать акты своей жизнедеятельности. Ими сообщество подтверждает свою целостность и, главное, преодолевает различные вызовы, опасные для самого качества органической целостности, которое может быть утеряно.

стр. 140


Будем называть подобные акты жизнедеятельности сообщества высшими действиями сообщества.

В-третьих, каждая из выделенного ряда этапных форм объекта, т.е. каждый качественно особый тип сообщества, формально является высшим на планете, качественно наиболее сложной и поэтому потенциально прогрессивной формой объекта лишь в течение определенного периода. Пока не возникнет где-либо следующий, качественно более высокий и прогрессивный тип сообщества. Подобный период жизни этапной формы объекта будем называть филогенетическим периодом сообщества определенного типа. Этот период длится от появления первого сообщества этого типа до появления где-либо на планете следующей, качественно более высокой этапной формы объекта. За филогенетический период сообщество выращивает в себе следующую этапную форму объекта. Поэтому в филогенетическом периоде сообщества особенно интересны его начало и окончание, их особенности высшего действия.

Таким образом, исходная версия "клеточки" образована из трех предельно тощих абстракций: "культурный объект", "высшее действие", "филогенетический период" сообщества. Эта версия "клеточки" еще не удовлетворяет требованию 2. Но она уже позволяет начать выращивание из нее следующей, более полной и детальной версии.

Алгоритм выращивания рабочей версии "клеточки" напоминает накатывание большого снежного кома из мокрого снега. Очередная версия "клеточки" применяется для восхождения по всему ряду этапных форм объекта. Каждая из них описывается посредством "клеточки". Применение версии "клеточки" к какой-то одной из этапных форм объекта может поставить нам неожиданные вопросы, на которые эта "клеточка" не сможет дать ответа. На том этапе филогенеза, где восхождение споткнулось, в той этапной форме объекта ищется ответ на возникший вопрос. Ответ должен принять форму понятия, которое могло бы войти в "клеточку". Конечно, только если возможность и необходимость этого нововведения будут согласоваться с объектом исследования. Нахождение ответа на возникший вопрос создает возможность включить в "клеточку" еще одну абстракцию, отвечающую на этот вопрос. Эта новая абстракция, претендующая на место в "клеточке", должна быть на первый взгляд применима ко всем этапным формам объекта. Тем не менее, уже начатое восхождение по объекту доводится до конца со стартовой версией "клеточки". Только после завершения поэтапного восхождения по объекту производится глубокое переопре-

стр. 141


деление всего устройства "клеточки": включение в нее всех потенциально возможных новых понятий в их связи со всеми остальными. Этим создается очередная новая версия "клеточки". После чего восхождение по объекту начинается сначала, но уже с новой версией "клеточки". Теперь она ставит объекту свои более глубокие вопросы. Она провоцирует возможность введения в нее новых понятий.

Как показывает практика, образование новых понятийных элементов устройства "клеточки" происходит за счет последовательного расщепления трех понятий из ее исходной версии. Вокруг каждого их них образуется свое "облако" абстракций. Возникший комплекс абстракций, включающий в себя и три переопределенных понятия исходной версии, становится понятийным составом рабочей версии "клеточки", устроенной из N понятий. Бесконечное выращивание "клеточки" может быть прервано после завершения любого из нескольких восхождений по объекту. Последняя ее версия объявляется рабочей.

Применение к объекту "клеточки" в ее последней рабочей версии построит предмет исследования, ядром которого будет прямоугольная матрица M*N понятий. Где N - число абстрактных понятий, определенных в составе "клеточки" и, отсюда, в строке матрицы. Где М - выделенное число этапных форм объекта и, тем самым, число строк матрицы понятий. Нумерация строк матрицы понятий соответствует последовательности этапов развития объекта. Построенный предмет исследования будет обладать качеством нематематической формальной конструкции.

Чтобы не ограничиваться столь общим определением предлагаемого метода работы с нашим органическим объектом покажем две заготовки на пути к предмету исследования. (1) Какой вид принял наш объект при использованном критерии качественности актов его развития: через какие этапные формы он прошагал в постидустриальную современность. (2) Какой вид приняла абстрактная "клеточка". В объеме статьи определение "клеточки" не сможет быть достаточно полным. Удастся лишь наметить самые общие контуры ее 20 понятий в их связи друг с другом.

Вид объекта

Для создания рабочего определения нашего объекта три аксиомы необходимо дополнить несколькими постулатами, выполняющими совершенно иные функции. Аксиомы определяли объект

стр. 142


исследования в связи с априорно определенными в них качествами предмета исследования. Через аксиомы в определение объекта исследования был введен класс формальных прототипов общей организации будущего предмета исследования. Постулаты же будут определять надиндивидуальный объект в отношении к живущему в нем индивиду. Постулаты расставят свои ударения среди бесконечного множества аспектов жизни объекта, делая его нашим. Так, чтобы предмет, возведенный над объектом исследования, мог отвечать на исходный для нас запрос культурно-исторической психологии к философии.

Постулат 1. Млекопитающее человек на всех стадиях своего филогенеза, в том числе и явно дочеловеческого, хотя бы часть жизни являлся функциональным элементом в составе качественно определенного надындивидуального субъекта. Каждое такое надиндивидуальное образование млекопитающих будем называть сообществом определенного типа. Многое из того, что делается человеком, является его действиями в составе определенного сообщества, которое через них стремится жить дальше, оставаясь самим собой. Иначе говоря, многие свои действия индивид делает не только для себя, но и для того надиндивидуального субъекта, который ранее в чем-то сформировал себе его психику. И в составе которого индивид теперь живет.

Постулат 2. Все, чем сообщество млекопитающих активно наделяет психику своего индивида, будет рассматриваться как культурные средства, как бы странно они не выглядели с точки зрения культурологии. Естественно, что чем древнее эти культурные средства качественно различных, разнотипных сообществ различных млекопитающих, тем причудливее они будут выглядеть. Сообщества млекопитающих, включая человеческие, качественно разнотипны как по культурным средствам, которыми они наделяют мышление своего индивида, так и по надиндивидуальным жизненным ценностям, формируемым у него же. Их общая характеристика - направленность на выживание и внутреннюю стабильность самого сообщества как такового, легко прешагивающего через жизни отдельных своих индивидов.

Постулат 3. Посредством комплекса присвоенных культурных средств ради сформированных надиндивидуальных жизненных ценностей индивид активно выступает деятелем в составе родного сообщества, которое осуществляет акты своей жизнедеятельности.

Постулат 4. В концепции надиндивидуального субъекта вообще нет места индивидуальному субъекту - человеку. Индивид яв-

стр. 143


ляется функциональным элементом в составе сообщества. Субъектом актов собственной жизнедеятельности является само сообщество. Простейшей "молекулярной" формой, в которой сообщество строит отдельные события из актов собственной жизнедеятельности, является правильно взаимодействующая пара индивидов, за каждым из которых стоит глубоко разная субкультура социальных подгрупп сообщества, к которым эти индивиды объективно принадлежат. Поэтому какое-либо ценное для сообщества преобразование окружающего мира осуществляют не умелые руки индивида, а минимум пара разных субкультурных подгрупп сообщества, поставленных в определенные взаимоотношения при строго определенных условиях.

Принятые аксиомы и постулаты определяют объект исследования. Согласно аксиоме 2, в качестве основания качественной особости конкретной этапной формы объекта принят способ обучения новенького индивида высшим формам действий в каждом из внешне своеобразных типов сообществ. Каждое сообщество учит новичков как в нем жить. Сообщества, которые учат своих новичков неким качественно особым новым способом и при этом учат их качественно новому содержанию, определяются как качественно особые этапные формы объекта, как этапные типы сообществ. По этому критерию качественности в филогенезе нашего объекта оказалось выделено 7 качественно особых типов сообществ.

Филогенетически первым из выделенного ряда качественно особых типов сообществ является пара из младенца и кормящей его матери, так называемая "диада", существующая уже у самых ранних млекопитающих. Диады высших приматов, а затем и двуногих гоминид, знаменуют собой финалы филогенетического периода сообществ этого типа. Финал филогенетического периода диады гоминид сущностно характеризуется достижением качества функциональной специализации пар конечностей младенца на "ноги для прямохождения" и "руки для тонких манипуляций" с мелкими объектами.

Перечисляя выделенные этапы филогенеза объекта, обозначим его качественно особые этапные формы последовательно возникающими типами сообществ.

Этап 1. Сообщество "диада", состоящее из грудного младенца и кормящей его матери. Этот филогенетически исходный тип сообщества есть у всех млекопитающих. Диада создает младенцу необходимые условия для регулярного совершения все более сложных классов общих движений тела относительно близко воспринимав-

стр. 144


мого тела матери. И, уже вторично, общих движений тела младенца относительно других близких объектов. Жизнь конкретной диады заканчивается, когда младенец в условиях сообщества приобретает возможность самостоятельно подходить ко всему, что он видит перед собой. Младенец гоминид за период жизни в диаде приобретает определенный комплекс культурных средств, позволяющих ему буквально уйти в сообщество качественно следующего типа. Сущностные формы культуры диады - это чувственная любовь членов пары и это условия для построения сложных общих движений тела младенца относительно всегда близкого тела матери.

Этап 2. Сообщество "семья малыша" состоит из очень подвижного, уже ходячего, но абсолютно беспомощного малыша и группы окружающих его любящих взрослых, неважно сколько их. Этот тип сообщества есть у всех высших млекопитающих. Конкретное сообщество этого типа существует вокруг конкретного малыша. Оно заканчивается, когда подросший малыш наберется опыта взрослой жизни настолько, чтобы начать жить без непрерывной опеки со стороны взрослых.

Этап 3. Сообщество "община хищников". Кроме прайда львов и стаи волков сюда входят община современных вольных шимпанзе, больших любителей поохотится голыми руками, чтобы поесть любимого сырого мяса. И конечно, это общины палеоантропов, которые более 2,5 млн. лет назад начали изготовлять первые каменные орудия. И все это время в их общинах развивались традиции невербальной коммуникации и ритуалы совместной охоты. Сюда же относятся и общины так называемых ранних сапиенсов, которые в сфере археологических артефактов ничем ярким, качественно новым о себе не заявили. Комплекс средств коммуникации внутри общины палеоантропов к финалу ее филогенетического периода включал пантомимические и особые голосовые средства (класс щелкающих звуков), которые были включены в событие, внутри которого шло общение, принципиально невыделимые из него. Этим использованием голоса еще не было достигнуто качество устной речи, делающее ее пригодной для исполнения мифов.

Этап 4. Сообщество "этнос". В результате определенной мутации внутри одной из общин неоатропов возник первый этнос. Его составили люди с современным обликом и с современной гортанью. Группа выходцев из первого этноса пришла в Европу около 35 тыс. лет назад, чтобы в там и остаться. Антропологам они известны как кроманьонцы. Сообщество "этнос" особенно тем, что в

стр. 145


нем появилась собственно устная речь нашего распевного типа. Она пришла на смену щелкающим звукам общины прошлых гоминид. Мифы в этносе не только исполняются, но еще и поются. В этносе появился шаман, поющий мифы. Одним из мифов эпохи первоэтноса является миф о Мировом Дереве, тогда же разнесенный по ойкумене верхнего палеолита вплоть до Южной Америки.

Этап 5. Сообщество "раннее государство" (царство) от шумеров и египтян до греков. Апофеоз филогенетического периода этого сообщества отмечен силлогистикой Аристотеля, геометрией Евклида, римским правом и христианством.

Этап 6. Индустриальное сообщество Нового времени, эпоха механических машин, фабрик и духа капитализма.

Этап 7. Современный постиндустриальный тип сообщества.

Все перечисленные этапные формы нашего качественно развивающегося объекта последовательно становились качественно особыми новыми уровнями его организации. В возводимом предмете эти уровни объекта (теперь они качественно особые пласты нашей культуры) станут строками матрицы понятий.

Наша "клеточка"

Содержание всех понятий абстрактной "клеточки" выведено из нашего объекта, поэтапно становящегося в филогенезе. Общий способ их выведения описан выше: через выращивание всей "клеточки" и очередного понятия в ее составе. Все ее понятия значат только то, что в них определено. Никаких отсылок к другим авторам и другим наукам. Никаких свободных ассоциаций читателя. Полное и связное определение 20 новых понятий абстрактной "клеточки" в объеме статьи не представляется возможным. Удастся лишь контурно обозначить области существования понятий и некоторые взаимосвязи между ними. Кроме этого, удастся лишь нечетко обозначить филогенетически конкретные формы абстрактных понятий через контрастные примеры в некоторых сообществах. Прежде всего в первом (диаде) и современном. При определении "клеточки" будет использоваться терминология возводимого предмета. А именно, выделенные этапы филогенеза объекта выступят как уровни организации возводимого предмета, т.е. как строки матрицы понятий.

Высшее действие. Сообщество живет, регулярно осуществляя акты своего высшего действия. Различные высшие действия осуществляются сообществом для преодоления различных опасных вы-

стр. 146


зовов. Высшее действие сообщества создает для своего осуществления артефакты, о которых ниже. Формы высших действий - от комплекса оживления в сообществе "диада" гоминид (когда младенец впервые, глаза в глаза начинает улыбаться близко видимому лицу матери) до высшего действия на основе высоких технологий.

Филогенетический период. За филогенетический период сообщества его высшее действие, в пределах своего качества, развивается от исходной формы высшего действия, с которой родилось первое сообщество этого типа, до финальной формы, при которой становится потенциально возможен скачек одного из многих однотипных сообществ на качественно следующий уровень развития.

Органы. Сообщество состоит из двух или более разных органов - групп индивидуальных носителей одной из нескольких его субкультур. В каждом филогенетически первом сообществе уровня i хотя бы одним из таких органов является сообщество с качеством уровня i - 1.

Структурная пара органов либо их индивидов. Элементарным структурным образованием в составе сообщества является пара разных органов, поставленных в определенные взаимоотношения структурной пары органов. В диаде такими носителями разных субкультур сообщества, иногда составляющих его структурную пару, являются младенец и кормящая его мать. В индустриальном сообществе структурную пару составляют, в частности, рабочий и инженер. В современном сообществе носителями его разных субкультур являются человек пользователь и его персональный компьютер, выполняющий программу. Подчеркнем, что компьютер, противопоставленный пользователю, является не просто техническим средством, машиной в одном ряду с паровозом. Компьютер все более обретает культурное качество активного проводника нечеловеческой субкультуры современного сообщества. Поэтому он оказался способен занять в структурной паре функциональное место другого человека, которое некогда занимало близко видимое лицо матери.

Простое событие. Акт высшего действия сообщества распадается для внешнего наблюдателя на отдельные простые события Простое событие создается при взаимодействии структурной пары органов. Простое событие сообщества опосредованно культурным объектом этого же сообщества.

Культурный объект является средством, которым опосредуется каждое взаимодействие между органами в их структурной паре. Это взаимодействие создает простое событие и затрагивает мир

стр. 147


как внутри сообщества, так и весь остальной мир, существующий для этого сообщества. Не используемые в "клеточке" абстрактные понятия "знак" и его "значение" оказываются растворенными в понятиях культурного объекта сообществ некоторых типов. Конкретный культурный объект является живым, пока он регулярно используется и тем самым воссоздается в его сообществе. Все множество живых культурных объектов сообщества является плотью его культурного тела, т.е. конкретное сообщество существует, пока живо и регулярно воссоздается в его высших действиях критическое количество его культурных объектов. В диаде культурный объект объединяет общее движение тела младенца относительно близко видимой матери и воспринимаемое им ее тело. В этносе (уровень 4) культурным объектом является произнесенное простое предложение исполняемого мифа плюс тот эпизод мифа, о котором это предложение говорится. В раннем государстве (уровень 5) культурным объектом является новая форма культуры, которую ее современник Платон обозначил термином "идеальное". В современном сообществе содержанием культурного объекта является взаимодействие членов структурной пары органов, опосредованное выполняемой компьютерной программой.

Сообщество располагает множеством конкретных культурных объектов в качестве арсенала своих культурных средств. Культурные объекты регулярно используются сообществом, и тем самым каждый раз воссоздаются в новом конкретном варианте, отражающем собой простое событие применения. А вновь созданный конкретный вариант (экземпляр) культурного объекта становится очередным жизненно ценным культурным средством в теле сообщества.

Артефакт сообщества создается в его высшем действии. В состав культурного объекта может входить естественный природный объект либо ранее созданный артефакт сообщества. Качественный диапазон артефактов сообщества - от изготовленного каменного орудия (уровень 3), через изображение идола (уровень 4), через написанное слово (уровень 5), через механическую машину (уровень 6) до физического процесса, организованного на экране дисплея и воспринимаемого пользователем компьютера как текст либо картинка любого содержания (уровень 7).

Сцена. Культурный объект опосредует взаимодействие между органами в их структурной паре. При этом парой создается отдельное простое событие, которое происходит на качественно ограниченной сцене. Сцена обладает культурным качеством особого типа

стр. 148


пространства, освоенного сообществом. Диапазон типов сцены - от близко видимого младенцу лица матери (уровень 1), через святое место вокруг изображения идола (уровень 4), через натуральный ряд положительных чисел (уровень 5) до математического пространства прямоугольной матрицы в сотни тысяч пиксел, видимой формой которой является видимый пользователю экран дисплея (уровень 7).

Субстратные элементы сцены. Сцена сообщества заполнена субстратными элементами сцены, которые являются тканью для текущих там простых событий. Именно из субстратных элементов сцены на ней воссоздаются культурные объекты, опосредовавшие простое событие. Причем, на сцене сообщества уровня i субстратными элементами являются культурные объекты уровня i - 1 и конструкции из них. Субстратные элементы взаимно организованы на сцене и живут на ней по особым законам природы сцены. В закономерной жизни субстратных элементов сцены сообществу является качественно особая природа, какой она существует для него. Присвоение сообществом закономерностей природы его сцены происходит в форме конкретных культурных объектов. Естественная природа существует для сообщества лишь сквозь призму его качественно определенных культурных средств: культурных объектов, опосредующих простые события. Природа дана сообществу в простых событиях, происходящих на его сцене.

Физика сообщества. Описание качества и законов природы сцены является физикой сообщества. В качественном диапазоне особых физик от "экологической оптики" Дж. Гибсона [1] (уровни 1 и 2), через лингвистику как физику этноса (уровень 4), через математическую физику И. Ньютона (уровень б) и до поликонцептуальной физики конца XX в. (уровень 7).

Схема синтеза. Это особая форма культуры, объединяющая собой группу разнородных субстратных элементов сцены в целостность отдельного культурного объекта сообщества. Так на уровне 4 схемой синтеза является общее движение человеческого тела по артикуляции предложения об актуальном простом событии. Причем артикулируют это предложение оба члена структурной пары индивидов: как говорящий, так и слушающий его. В верхнем палеолите так исполнялись первые мифы. Шаман пел эпизод мифа и разыгрывал на сцене все то, о чем он поет. (Принципиально также сейчас учат годовалых детей говорить на родном языке.) Этот тип схемы синтеза объединяет структурную пару органов вокруг свершающего простого события, о котором говорится простое предло-

стр. 149


жение. В каждом из этапных сообществ используется своя качественно особая схема синтеза его культурных объектов.

Мир ценностей. Каждый построенный культурный объект наделяется качеством определенной жизненной ценности для его сообщества. Отсюда все жизненно ценное в окружающем мире дано сообществу на "языке" его культурных объектов. Все множество культурных объектов сообщества одновременно имеет формы организации по двум разным основаниям. По качеству жизненной ценности для сообщества все его культурные объекты организованы в биполярный мир ценностей. В его пространстве все культурные объекты распределены между двумя антагонистическими полюсами. Это полюса максимальной положительной и максимальной отрицательной ценности конкретных культурных объектов для сообщества. Оба этих полюса определены сообществу через его конкретные культурные объекты.

Универсум. В проекции на территорию обитания все это же множество культурных объектов сообщества организовано в универсум сообщества. Акты высшего действия регулярно воссоздают, воспроизводят благоприятный для сообщества миропорядок его универсума.

Божество. В "клеточке", моделирующей абстрактное этапное сообщество, это единственная форма культуры, которая относится к сфере взаимодействия сообщества и его индивида. Само сообщество в регулярных актах высшего действия и в проекции их продуктов (конкретных культурных объектов) на противоположные полюса мира ценностей выступает перед своим индивидом в качестве божества сообщества. Божеством сообщества является качественно особая форма культуры, в которой сообществу дан Бог. Этой формой данности Бога сообществу является антагонистическая пара культурных объектов, выступающих полюсами мира ценностей сообщества. Божество сообщества требует от своего индивида следования принципам и законам организации универсума и высшего действия. Потому что все это составляет объективное условие сохранения за сообществом качества быть самим собой, быть живым как таковое, а не превратиться рабов или толпы беженцев.

Применение метода к объекту ведется в настоящее время. Возведенный предмет исследования будет организован как формальная конструкция: прямоугольная матрица из 7x20=140 новых понятий, описывающая устройство организма культуры.

Возводимый предмет затрагивает глубинные основы понимания объектов исследования и предметов ряда наук, существующих

стр. 150


над частными аспектами организма культуры. Наш предмет, когда его возведение будет завершено, должен особо исследоваться: с точки зрения глубинных взаимосвязей комплекса частных наук, которые он объединяет. На фоне качества всеобщей формальной связи всех элементов матрицы, интерес представляет их связь внутри некоторых столбцов матрицы понятий. Там может быть прослежен филогенез внутри нашего объекта исследования частных объектов и предметов исследования ряда наук, что принципиально выходит за рамки возможностей их собственного видения и их понимания.

Обозначим одну из таких пар: классическая физика и лингвистика. Классическому физику (с его дифференциальными уравнениями и самомнением знатока фундаментальных основ мироздания) противоестественно даже подумать, что его физика и лингвистика работают на полянах, которые являются сущностно подобными с чьей-то теоретической позиции. Но внутри нашего предмета у этих наук сколько-то родственны как объекты, так и предметы их действительного исследования.

Дело в том, что внутри нашего предмета объекты исследования классической физики и лингвистики - это объекты "физики сообществ" уровней 4 и 6. Всего же в нашем предмете придется отрефлексировать особость (но и при этом, сущностное родство) семи особых физик сообществ: по числу уровней объекта нашего исследования. Пока же признается особость лишь двух разных физик: классической (Ньютоновой) и современной (квантовой), которые в матрице понятий занимают уровни б и 7. Все семь физик разных сообществ, включая в них и лингвистику, находятся в одном столбце матрицы понятий. И уже поэтому могут быть полезны друг другу для понимания природы своих объектов исследования и предметов своих наук.

Согласно чьей-то шутке, более двух тысяч лет философия видела свою основную задачу в том, чтобы комментировать труды Платона и его комментаторов. Поэтому философа не может не покоробить сама мысль о том, что древняя форма культуры, которую современник ее типа сообщества - Платон - в свое время обозначил термином "идеальное", окажется рядовым среди 140 элементов в составе возводимого предмета с качеством формальной конструкции: матрицы понятий. Из рассмотрения нашего предмета следует, что попытки философии пролонгировать платоновское идеальное в современность должны сталкиваться с непреодолимыми трудностями уже потому, что на этом самом месте, но двумя уровнями выше, в современном сообществе появилась новая

стр. 151


форма культуры качественно иного уровня сложности. Она оживает на экране дисплея и она вовсе не то "идеальное" (т.е. она не понятие, определяемое несколькими фразами), а качественно более сложная культурная конструкция. Что это так, хорошо видно в филогенетическом ряду из семи разноуровневых культурных объектов, составляющих один из столбцов матрицы понятий. Там форма культуры, которую Платон назвал "идеальным" и определил, как смог, занимает свое место в 5 строке матрицы понятий. А современный культурный объект (например, игровой эпизод, разыгрываемый перед пользователем на дисплея компьютера) занимает место строго над ней, но в 7 строке этой же матрицы понятий.

В возводимом предмете окажется заложено еще много подобных тем для исследования, не говоря уж о стартовой для нас проблеме культурных основ культурно-исторической психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

2. Зинченко В. П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М., 2000.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОД-ПОСТРОЕНИЯ-ФОРМАЛЬНОЙ-СИСТЕМЫ-ПОНЯТИЙ-ОПИСЫВАЮЩЕЙ-УСТРОЙСТВО-ОРГАНИЗМА-КУЛЬТУРЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Polina YagodaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Yagoda

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. П. НИКИТИН, МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ОПИСЫВАЮЩЕЙ УСТРОЙСТВО ОРГАНИЗМА КУЛЬТУРЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОД-ПОСТРОЕНИЯ-ФОРМАЛЬНОЙ-СИСТЕМЫ-ПОНЯТИЙ-ОПИСЫВАЮЩЕЙ-УСТРОЙСТВО-ОРГАНИЗМА-КУЛЬТУРЫ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - Б. П. НИКИТИН:

Б. П. НИКИТИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Polina Yagoda
Kaliningrad, Россия
762 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
3 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ОПИСЫВАЮЩЕЙ УСТРОЙСТВО ОРГАНИЗМА КУЛЬТУРЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android