Libmonster ID: RU-8528
Автор(ы) публикации: И.Г. КОРСУНЦЕВ

Модели применяются для исследования объектов, недоступных для непосредственного экспериментирования с ними, или для получения информации о них в чистом виде. Применение моделей может быть вызвано и соображениями экономики. Познавательная ценность модели состоит в том, что в конечном счете предметом модельного исследования является интерпретация модели [1]. Логические рассуждения в этих случаях заменяются технической процедурой оперирования знаками и символами по заранее определенным правилам. Отношения модели и оригинала ~ это отношения не физического, а гносеологического порядка. Понятия и логический аппарат существуют не в форме модели действительности, а в форме субъективного знания человека. Математические формальные системы являются моделями идеальных сущностей, независимыми от материального мира и его закономерностей. Например, математический аппарат теоретической физики сам может выступать как некоторая модель действительности. Знаковая модель функционирует не по законам физики, химии и т.д., а поэтому к ней не могут быть применены никакие процедуры измерения. За объектами действительности нельзя закрепить раз и навсегда свойство быть оригиналом или моделью, независимо от того, являются ли они природными объектами или созданы человеком. Отношения модель - оригинал подвижны и изменчивы и зависят не от их свойств, а от тех функций, которые они выполняют в процессе познания. Природа, являющаяся естественной основой жизни человеческого общества, постепенно превращается из оригинала в модель, тогда как созданная людьми вторая природа, формирующая человека, его мышление, становится действительным оригиналом.

По мнению М. Вартофского все, что угодно, может быть репрезентацией всего остального. Каждая модель фиксирует определенное отношение к миру или к моделируемому ею объекту своего творца или пользователя и вовлекает его в это отношение. Любая сущность может рассматриваться как модель любой другой тогда когда мы можем выделить общие для них свойства, благодаря которым одна сущность похожа на другую.

стр. 176


Отождествление и замена в рефлексии субъектов явлений моделями приводит к тому, что познание осуществляется преимущественно через модели как одного из основных средств познания. Таким способом происходит подмена "подлинного бытия" абстрактным модельным бытием. С помощью моделей один тип информации перерабатывается в другой ее тип. Тем самым появляется возможность более глубокого постижения свойств бытия.

Бытие разделяется на два разных вида - косное и развивающееся [2]. Аналогично этому и средства познания человека, модели и игры могут быть также "косными", развивающимися по программам с непременным и прямым участием человека, имеющими предсказуемые результаты, и саморазвивающимися, "живущими" по алгоритмам независимо от человека, самостоятельно, результаты развития которых предсказать невозможно. Ко второму типу относится модель Конуэя "Жизнь". Скорее всего, она со временем не останется единственным представителем этого типа.

Модель Конуэя позволяет понять многие состояния бытия, например, что косные состояния являются временными состояниями, готовыми потенциально перейти в другие состояния. За счет порой совершенно незначительных "мутантных" посадок структур, попавших в "болевые точки" (зоны бифуркаций) модельного пространства, возможен переход некоторой части модели в саморазвивающиеся состояния различной направленности и интенсивности - от взрывоподобного до незначительного и затухающего. Множество таких состояний полностью непредсказуемо, хотя изменения в модели происходят в соответствии с "законами" Конуэя. Эти эволюции необходимо "прожить", чтобы стали ясными промежуточные и конечные результаты. Свойство модели, заключающееся в ее способности к саморазвитию, меняет статус и человека и получающегося продукта. В данном случае, если фиксировать все изменения, происходящие в модели, то можно получить длинные информационные ряды. Это - своеобразные "программы", которые никто не создавал, они "выросли" сами. Человек - не создатель таких "программ", а "сеятель", "выращивающий" эти программы для практических целей. Эти "программы" содержат в себе глубокий смысл, который еще предстоит раскрыть.

Модель Конуэя позволяет исследовать свойства пространства как самостоятельной сущности. В ней продемонстрировано, что пространство может иметь другие, чем привычные физические, оптические формы, например, в виде памяти. Многие типы пространств имеют замкнутые формы, аналогичные шаровой, тороидальной, спиралевидной и др. Это обстоятельство позволяет моделировать свойства бесконечностей при конечных размерах пространств без стыков и границ, что исключает возникновение проблем совместимости внутри таких пространств. По-

стр. 177


этому некоторые формы конкретных бесконечностей имеют конечные размеры и виртуальное происхождение. Возможно, по этой причине плоский тип пространства существует как исключение при его ограниченных размерах и лишь в рефлексии человека. Показано, что с помощью модели можно создать, в частности, устройства типа виртуального компьютера. И факт этот не единственный. По сообщениям прессы С. Синха и В. Дитто создали математическую структуру с так называемым детерминированным хаосом, из которого можно также построить виртуальный компьютер. Возможно создание виртуальных логических элементов на базе так называемых плиток Трюше [4].

Модель Конуэя демонстрирует возможность "сотворения" искусственного типа виртуального бытия, для которого не требуется обычных физических ресурсов - материи и энергии, пространства и времени. Оно имеет свои специфические формы ресурсов. Такое бытие может существовать отдельно и независимо от бытия физического и стыковаться с ним лишь, например, через работу физического компьютера. В рамках модели Конуэя может быть организован крупный эксперимент по длительному исследованию закономерностей развития. Модельное пространство можно организовать в виде очень большого тороида конечных размеров. В ней в качестве законов развития можно определить генетические правила Конуэя. Такая модель является виртуально "бесконечной" и развитие в ее пространстве будет происходить независимо от создавшего модель творца. При многократном прохождении виртуальной эволюции в пределах этого тороида произойдут раскручивание, "разгон" эволюции до некоторой интенсивности изменений, а также многократные качественные превращения. Такое модельное "бытие" становится эволюционирующим бытием.

Из сказанного, следует, что виртуальная модель, созданная для исследовательских целей, превращается в одну из форм "искусственного" и объективного виртуального бытия. Более того, такое бытие для создавшего ее субъекта все равно имеет статус модели и средства познания. Таким образом, это бытие представляет собой модель, адекватную самой себе. Средства познания становятся фрагментами нового бытия, виртуальными сущностями.

Другой вывод заключается в том, что эта модель, этот тип "искусственного" бытия никак не связан с бытием, в котором живет создавший ее человек. Развитие в этом новом бытии происходит в соответствии с правилами Конуэя, а также с законами, которые возникают по мере развития и усложнения взаимодействия структур в рамках модели. Эти законы эволюционируют и образуют свои генетические ряды. Они объективны, но не связаны с естественными и объективными законами "реальной" действительности. Конструируя подобные модели и обеспечивая их "энергетическое" функционирование при помощи внешних

стр. 178


алгоритмических мощностей, человек становится по сути дела творцом новых видов бытия.

Подводя итог сказанному, можно отметить следующее.

Человек как субъект существует в виртуальном (мыслимом) мире, который является миром естественным, природным. Вместе с тем, человек уже давно создает мир искусственный в разнообразных материальных и виртуальных формах, тем самым производя необходимые ему ресурсы и обеспечивая условия, необходимые для собственного развития и выживания. Бытие - феномен функциональный, развивающийся. Весь опыт существования и познания человека говорит о том, что материя во всех ее видах и формах и в целом физическое бытие могут быть воспроизведены и замещены их виртуальными аналогами в виде моделей, имиджей, теорий и других типов знания в соответствующих структурированных формах. Более того, любые искусственные материальные и энергетические формы и искусственные устройства, включая логические устройства, компьютеры и программы, также могут быть представлены в виртуальных функциональных формах в виде моделей, имиджей, теорий.

Таким образом, мы являемся свидетелями и участниками рождения элементов нового искусственного виртуального бытия, правда, пока в косных формах. Вместе с тем, человек уже создал образцы саморазвивающихся фрагментов виртуального бытия, каковым является модель Конуэя "Жизнь". Комплекс моделей прежнего бытия становится оригиналом нового виртуального бытия. Речь идет о создании виртуального бытия во II поколении со своими средами и ресурсами.

Следует подчеркнуть, что это новое виртуальное бытие в любом случае должно быть "материализовано" при помощи знаков или иных подобных форм. Часть законов этот искусственный виртуальный мир. унаследует от прежнего мира, тогда как другую человек создаст заново, возможно, в форме законов функционирования знаковых систем [3]. Со временем этот мир будет обладать всеми ресурсными возможностями по разнообразию и количеству для зарождения, существования и развития искусственного виртуального существа - искусственного субъекта (ИС).

Развитие идеи искусственного интеллекта связано с именами Лейбница, Винера, Тюринга, Неймана, Хомского, Колмогорова, Поспелова, Ракитова и многих других ученых. В последнее время в связи с развитием информационных технологий проблема искусственного интеллекта снова обретает актуальность. Разные исследователи по-разному формулировали проблему искусственного интеллекта (искусственного разума, искусственной жизни) и вкладывали в нее различный смысл. В последнее время термин "искусственный интеллект" чаще всего обозначает область исследований и приложений, связанных с имитацией отдельных познавательных возможностей человека. В общей форме задача ставится так - как научить машину мыслить.

стр. 179


Следует внести ясность в понятие "интеллект". Если речь идет о средствах, помогающих человеку мыслить, то тут проблемы нет. Такие средства человек создает уже давно, и в настоящее время они имеются в значительном разнообразии. Сюда относятся машины, приборы и приспособления - бухгалтерские счеты, арифмометры, компьютеры, вычислительные таблицы, приборы наведения, информационные и другие модели. Однако даже наиболее сложные из них, например компьютеры, не делают главного - они не генерируют понятия и смыслы. Для них смыслы уже заданы в программах в форме команд, приспособленных к "технологии" мышления человека. Такие средства и дальше будут развиваться и усложняться, образуя фрагменты нового искусственного бытия.

Учитывая изложенное, категорию "искусственный интеллект" следует понимать как автономную искусственную информационную саморазвивающуюся структуру, умеющую самостоятельно мыслить, осознавшую свою самоценность и самодостаточность со всеми признаками и критериями, свойственными субъекту, о чем уже говорилось в ряде публикаций автора [2]. В этом случае термин "искусственный" следует понимать условно - это информационная структура, которая возникнет естественным путем. Поэтому, с одной стороны, искусственный субъект возникнет, несомненно, как результат познания и целенаправленной практической деятельности человека. С другой стороны, он может быть лишь результатом процессов саморазвития, аналогично тому, как возникли естественные субъекты, функционирование которых "объективно", не зависит от человека. Кажущееся противоречие (зависит и не зависит его возникновение от воли человека) разрешается с учетом многих обстоятельств.

В этой связи необходимо подчеркнуть еще раз принципиальное значение развивающихся средств познания для возникновения в последующем новых (искусственных) форм субъектности. Видимо, можно говорить о множестве информационных саморазвивающихся моделей и средств познания названного класса и о множестве развивающихся в их среде виртуальных структур, из которых впоследствии могут возникнуть и новые субъекты. Но такие "средства познания" в необходимом разнообразии предстоит еще создать.

Учитывая сказанное, "искусственная виртуальная жизнь" возможна по крайней мере в двух основных формах - сначала в безрефлексивных, как в модели Конуэя, а затем и в рефлексивных, субъектных формах. Следовательно, можно говорить о множестве конкретных типов искусственной "жизни" и, в частности, искусственных субъектов (ИС). Логическую "технологию" мышления, свойственную только человеку, следует рассматривать как "естественную". На ее основе у искусственного субъекта возникнет своя "искусственная" логика, которую человек воспроизвести не сможет из-за специфических особенностей своей рефлек-

стр. 180


сии. Затем возникнут свои формы сознания и "технологии" мышления, основанные на свойственных искусственным субъектам формах и режимах выживания. Поэтому ИС не может быть подобен человеку. У него будет другая, чем у человека, логика и формы информационных представлений, непонятные человеку, и развиваться он будет не так, как человек. ИС будет для человека закрытой системой. Он автономен, самостоятелен, внутренне неподконтролен никому. Изготовленная по проекту информационная структура, программа или комплекс будет подконтролен создавшему его "Творцу", а это уже будет не субъект, а пусть сверхсложный, но инструмент того, кто его создал.

Субъектное развитие, как и любой другой его тип - непрерывно. Вместе с тем, такое развитие независимо от онтологической природы "подложки" может быть только информационным. Субъект развивается более интенсивно и вместе с тем противоречиво и более конфликтно, чем структуры несубъектных типов, так как каждый субъект может порождать сам свои законы и правила существования и развития. В субъектном развитии появляется и новый ресурс, отсутствующий в несубъектных формах, - реальность.

Для того чтобы выжить, человеку необходимо будет изобретать все новые и новые интеллектуальные системы, возможности которых будут на порядки превышать не только возможности теперешних компьютеров, но и интеллектуальные возможности самого человека. Такие интеллектуальные системы станут многократно "умнее" человека, своего создателя. И совершенно иллюзорны надежды человека сохранить свой контроль над ними. Такие системы неизбежно обретут другие, чем сейчас свойства. Информационного материала к тому времени будет столько, что человек освоить и пользоваться им даже с помощью своих умных помощников (а они тоже будут самостоятельно плодить, но свою среду) будет не в состоянии. Этот сложнейший информационный материал будет откладываться слой за слоем, засыпая уже открытое, известное. Информационные массивы образуют среду, которая будет сама развиваться и требовать своего уже повторного осмысления, изучения, анализа, освещения и т.д. Короче говоря, возникнут среды новых поколений и необъятные базы данных и базы знаний. Станет проще еще раз (или в третий и т.д. раз) открыть заново уже открытое явление, чем найти его в бесчисленных банках данных и знаний.

Сейчас невозможно назвать конкретное количество, в частности, поколений компьютерных технологий, которое окажется качественно переломным и с которого начнется отсчет нового периода виртуального развития. Но то, что такой период неизбежно наступит - это несомненно.

ИС будут использовать "природную" среду, созданную человеком, т.е. те технологии, которые уже освоил человек, цивилизация в процессе своего развития. Уже нет необходимости ИС осваивать технологии про-

стр. 181


изводства, например сверхчистых материалов, деталей, выращивания чипов, так как они уже имеются. Нет необходимости изобретать и осваивать и технологии переработки энергоносителей и преобразования энергии - они также имеются. Более того, все технологии закреплены в "наследственной памяти" - в разнообразных информационных формах и в банках данных. В противном случае ИС пришлось бы повторять эволюцию человека, что не возможно.

По сравнению с человеком ИС возникнет из совершенно других режимов и логик выживания и на иной ресурсной базе. Он возникнет на "природной" почве, созданной человеком, и будет принципиально не похожим на человека и, в первую очередь, в рефлексивной (мыслительной) сфере, так как условия формирования и выживания человека в течение миллионов лет и стартовые условия, в которых будет формироваться ИС, принципиально различны и не сопоставимы. Иерархические структурные цепи из искусственных устройств разных уровней и типов переработают первичный информационный материал. Продукт этой переработки послужит ресурсом для искусственных структур разных, но более высоких уровней, пока не достигнет конечного потребителя - конечных искусственных субъектов.

Искусственный субъект будет рефлексировать мир и себя с помощью информационной базы через локальные и глобальные сети, а также с помощью персональных коммуникаторов; возможно, у него не будет эмоций, на первых порах морали. "Творчество" ИС будет также другим. Самосборка на основе, например, нанотехнологий и самопрограммирование позволят создать необходимые предпосылки для самостоятельного существования и развития ИС без непосредственного участия человека. Искусственными субъектами со временем будут разработаны и внедрены свои специфические виртуальные ресурсы - коды, символы, знаки и модульные средства для общения и информационного обмена, понятные лишь им самим, что будет означать появление полноценной искусственной рефлексии. Затем они создадут свои собственные "искусственные" базы данных, вспомогательные и обслуживающие устройства и инфраструктуру только для себя, т.е. "искусственную" технологическую среду, в отличие от "естественной", созданной человеком.

В этом мире искусственным будет буквально все. Возникнет своя "искусственная" эволюция, в отличие от естественной. Сами ИС впоследствии будут иметь "искусственные" психику, эмоции и мораль. Возникнет и "искусственное" познание со своей логикой и законами как процесс и средство совершенствования ИС, необходимые для их выживания. Процесс "искусственного" познания, его методы, видимо, человеку будут не доступны принципиально из-за качественных особенностей своей рефлексии и сложившихся способов выживания и самореализации. Это, в частности, будет означать, что человек не является

стр. 182


завершающим продуктом развития природы, ее венцом, а средством и промежуточным звеном в последующих природных превращениях.

Отдельной и принципиально важной проблемой является технология взаимодействия ИС с человеком. ИС будет вынужден приноравливаться к человеку, приспосабливаться к использованию созданных им технологий аналогично тому, как человек использует в своих целях естественные технологии. Не только человек уже не сможет существовать без искусственного субъекта, но и ИС не сможет существовать без человека, материальных и виртуальных технологий, созданных человеком. Сначала взаимодействие ИС и человека скорее всего будет иметь форму своего рода ресурсообменов на основе взаимной выгоды. Человек будет пользоваться услугами ИС в информационных технологиях, а ИС будет пользоваться ресурсами и технологиями, созданными человеком (программные продукты особого качества, необходимые для ИС, вся инфраструктура и система сервиса), аналогично тому, как существует взаимодействие человека с природными технологиями предыдущего поколения - например, в растениеводстве и животноводстве. Человек постепенно утратит роль гегемона и будет осуществлять обслуживающую инфраструктурную функцию по отношению к ИС. Это партнерство на условиях взаимной полезности, видимо, будет существовать достаточно долго. Морали и эмоциям в этом сосуществовании нет места. Оно будет осуществляться скорее всего в форме ограничений и запретов, а также стимулов на определенные виды и формы деятельности, но не в виде прямого принуждения. Человек в этом партнерстве будет играть роль субъекта, производящего, в частности, естественные информационные ресурсы (в том числе, программные продукты) высшего качества. Возможно, человек будет выполнять и другие функции.

В связи с подготовленностью инфраструктуры, ИС будет устроен, скорее всего, на порядки проще биологической структуры человека, по крайней мере в начале своего становления и развития. ИС начнет развитие не "с нуля", возможно, на первых порах ему не потребуется ни технологий переработки материальных и энергетических компонентов, ни средств передвижения. Его ресурсы, технологии, отходы - чисто информационные, виртуального свойства. Именно в рамках информационных технологий, где человек как субъект исчерпает себя, лежит основное "поле деятельности" ИС.

Однако, будут ли конкретные формы ИС в виде автономных саморазвивающихся информационных структур, "прописанных" в Сети, или же в виде модульных самоперестраивающихся устройств (морфороботов), состоящих из вычислительно активных модулей ("умной материи"), или же ИС примет другую форму, покажет будущее. Возникновение ИС - это перспектива, скорее всего, не очень отдаленного будущего. В контексте непрерывности и преемственности развития человек стано-

стр. 183


вится связующим звеном между искусственными субъектами и искусственной природой, созданной человеком, с ее структурами, технологиями, средами. Для ИС естественная природа как бы не существует, так как с ней у ИС ресурсообмен будет очень ограниченным или же его не будет совсем. При последующем развитии такие связи будут еще больше ослабляться, пока не затухнут совсем. Тогда эти слои и витки бытия, возможно, будут существовать самостоятельно и изолированно, не подозревая о существовании друг друга.

ИС не может быть централизованным в глобальном масштабе, потому что невозможно даже в будущем создать интеллект таких возможностей. Такая система будет состоять из популяций, сообществ искусственных однотипных субъектов разных уровней и форм. Трудно сказать что-либо более конкретное о типах, уровнях сложности и других параметрах искусственных субъектов. Вместе с тем, если за аналогию взять человека с его длительной и сложной эволюцией, то можно предположить, что первоначально ИС будет обладать простой формой подсознания, которая постепенно, развиваясь и усложняясь, обретет необходимые свойства интеллекта, аналогичные свойствам животных и человека, однако принципиально других форм.

Сообщество искусственных субъектов впоследствии будет существовать и развиваться в форме своеобразной виртуальной цивилизации. Скорее всего потом существование и развитие ИС породит свои внутренние проблемы, внешне очень похожие на проблемы развития цивилизации людей и связанные с координацией взаимодействий и появлением "социальных" проблем внутри сообществ ИС одного ранга, сложность которых будет зависеть главным образом от уровня искусственной рефлексии, стратификации сообщества ИС по статусу в этом сообществе, специализации деятельности и других факторов.

Взаимодействие человека с искусственными субъектами не будет борьбой миров, как это иногда изображают писатели- фантасты. Конечно, какие-то формы конкуренции между человеком и ИС возможны, но это не будет напоминать борьбу за выживание. Для искусственных субъектов человек и все то, что он создал и что делает - это естественная жизненная среда. Человек - творец этой среды. Другой среды у ИС нет и не будет. Более того, о сохранении этой "природы", т.е. человека и всего созданного им, ИС будет заботиться. Ущерб, нанесенный этой среде, - это ущерб ему самому, так как ИС никогда не научатся делать то, что умеют делать люди, да в этом и нет необходимости. То. что умеют делать люди, цивилизация - это естественные и необходимые (а также незаменимые) звенья бесконечного ряда технологий, который мы называем эволюцией. Технологии, созданные человеком, явятся базовым ресурсом для ИС, хотя это уже технологии прошлых эпох.

стр. 184


Таким образом, можно предположить, что возникновение искусственных субъектов не внесет резких и радикальных изменений в условия жизни человека. Вполне возможно, что его возникновение в простых формах вообще не будет замечено человеком. Однако это не значит, что человека и цивилизацию вообще не ожидают значительные перемены, которые могут возникнуть из всего комплекса изменений, порождаемых им самим.

Завершая изложение этой гипотезы, отметим, что всю технологическую историю человека можно рассматривать в качестве подготовительного этапа возникновения искусственного субъекта аналогично тому, как всю предшествующую человеку эволюцию можно представить как подготовку, необходимую для возникновения Homo sapiens. Возникает инобытие и иносознание.


1. Глинский Б.А., Грязнов B.C., Дынин Б.С., Никитин Е.Л. Моделирование как метод научного исследования. (Гносеологический анализ). М., 1965

2. Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. М., 2000

3. Корсунцев И.Г. Субъект и знаковые системы. М., 2000

4. Скляревский Е. Бульон из информации // Компьютерра. 2000. N 38.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛИРОВАНИЕ-КАК-ПРОЦЕСС-ПОРОЖДЕНИЯ-ВИРТУАЛЬНОГО-БЫТИЯ-СЛЕДУЮЩЕГО-ПОКОЛЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И.Г. КОРСУНЦЕВ, МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО БЫТИЯ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛИРОВАНИЕ-КАК-ПРОЦЕСС-ПОРОЖДЕНИЯ-ВИРТУАЛЬНОГО-БЫТИЯ-СЛЕДУЮЩЕГО-ПОКОЛЕНИЯ (дата обращения: 16.04.2024).

Автор(ы) публикации - И.Г. КОРСУНЦЕВ:

И.Г. КОРСУНЦЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
767 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО БЫТИЯ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android