Libmonster ID: RU-10121
Автор(ы) публикации: А. ТАБАХ

В данной статье обобщены результаты исследования международного опыта по реформированию пенсионных систем, проведенного автором в 2006 - 2009 гг. Исследование предпринято с целью суммировать зарубежный опыт перехода от распределительной модели к смешанной или чисто накопительной; рассмотреть проблемы, связанные с внедрением новых институтов, и изменение институциональной среды социально-трудовых отношений; сформулировать рекомендации, чтобы преобразовать российскую пенсионную систему и избежать "институциональных ловушек", угрожающих государству, работникам и работодателям.

Тема реформирования пенсионной системы разработана на общетеоретическом уровне, но русскоязычных исследований по обобщению практического опыта реформирования пенсионных систем немного. Зарубежные исследования можно разделить на несколько групп. Во-первых, теоретические работы, в которых анализируются общие принципы реформирования пенсионных систем, в том числе в прикладном контексте, на опыте конкретных стран1. Во-вторых, прикладные исследования Всемирного банка и ОЭСР. В-третьих, аналитические обзоры, рассматривающие практику реформирования пенсионных систем с точки зрения операторов рынка или правительств стран, планирующих соответствующие реформы.

Несмотря на значительное количество работ, так или иначе затрагивающих реформирование пенсионных систем, большинство исследований посвящено их макроэкономическим эффектам и влиянию на финансовые рынки, и очень мало внимания уделено последствиям реформ для рынка труда и институциональной среды. Большинство авторов участвовали в проведении реформ в своих странах либо в их продвижении со стороны международных финансовых организаций, поэтому часто авторы исследований оказываются в ситуации "конфликта интересов" в отношении мотивов и стимулов проведения реформ, а также при оценке их успешности.

В результате исследований были получены следующие выводы. Во-первых, накопительные пенсионные системы (НПС) успешно вводились либо демократическими политическими режимами на основе консенсуса, либо авторитарными режимами диктаторскими методами. (Во втором случае существенными были корректировки плана реформ в процессе их исполнения.) Во-вторых, существенной проблемой при


1 Например, см.: Gyra M.Rutkowski M. The Quest for Pension Reform: Poland's Security through Diversity // World Bank Social Protection Discussion Paper No 9815. 1998; GyraM.Palmer E. Shifting Perspectives in Pension Reform // IZA Discussion Paper No 1369. Warsaw, Stockholm, 2004; Picera J. El cascabel al Gato: La batalla par la reforma previsional. Santiago de Chile: Zig-Zag, 1991; Averting The Old Age Crisis // A World Bank Policy Research Report. 1994.

стр. 138

введении НПС была и остается их гармонизация с налоговым, финансовым и трудовым законодательством. В-третьих, введение НПС способствует легализации рынка и увеличению занятости, но достаточно часто приводит к образованию новых административных барьеров и появлению трансакционных издержек, способствуя стабильности, но приводя к потере гибкости системы. В-четвертых, при интеграции распределительных систем и НПС необходимо учитывать разнообразие субъектов на рынке труда, сложности с портативностью пенсионных прав2, существование неорганизованной рабочей силы. Успех внедрения накопительных схем в значительной степени зависит от взаимодействия регуляторов с бизнесом и общественными организациями.

Институциональные причины реформирования пенсионных систем

Пенсионные системы в большинстве развитых стран сформировались на этапе, когда население пенсионного возраста составляло незначительную долю численности работающих. После завершения демографического перехода на фоне дальнейшего роста продолжительности жизни ситуация радикально изменилась. Кроме того, за годы существования солидарных пенсионных систем проявились их существенные недостатки. В частности, высокие налоги на фонд оплаты труда препятствуют официальной занятости и приводят к миграции работающих людей в неформальный сектор экономики; из-за возможности досрочного выхода на пенсию сокращается количество опытных работников; методы финансирования государственных программ могут отрицательно сказываться на экономике, повышая финансовую нагрузку на предпринимателей и государство; достаточно большим группам граждан удается избегать уплаты налогов и взносов, не теряя при этом пенсионного обеспечения; растущий дефицит средств на финансирование пенсионных программ часто приводит к уменьшению расходов на другие бюджетные цели.

"Трехуровневая" модель смешанной пенсионной системы за последние десятилетия стала основой пенсионных реформ как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой. Эту модель разработали специалисты Всемирного банка и активно продвигали ее в рамках программ поддержки экономических реформ. Реформирование пенсионной системы осуществляется с целью создать систему страхования по старости, позволяющую производить достаточные, приемлемые с точки зрения затрат, устойчивые и надежные пенсионные выплаты, и одновременно реализовать программы повышения благосостояния населения с учетом специфики страны. Модернизированная пенсионная система - это комбинация пяти базовых элементов3.

1. Социальный или "нулевой" уровень (в виде "демогранта" - универсального по размеру пособия любому гражданину или жителю


2 Сохранение накоплений работников при смене места работы, особенно для работников с небольшим стажем и размером накоплений.

3 Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.

стр. 139

государства, - или социальной пенсии, выделяемой всем нуждающимся в финансовой поддержке гражданам или жителям) обеспечивает минимальный уровень социальной защиты. 2. Накопительная схема "первого уровня", связанная с различными уровнями заработков и призванная заместить некоторую часть дохода. 3. Обязательный "второй уровень", который, по сути, представляет собой личный сберегательный счет. 4. Добровольные программы "третьего уровня", которые могут принимать разную форму (индивидуальные, финансируемые работодателем, с установленными выплатами, с установленными взносами), но всегда имеют гибкий и произвольный характер. 5. Неофициальные внутрисемейные или межпоколенческие источники как финансовой, так и нефинансовой помощи пожилым людям, в том числе доступ к услугам здравоохранения и обеспечение жильем.

Пенсионная система, опирающаяся на максимальное количество этих компонентов, в зависимости от потенциала и предпочтений отдельных стран может благодаря диверсификации рисков более эффективно и действенно обеспечить пенсионный доход. Факторы для каждой составляющей мало коррелируют друг с другом, поэтому практически при любом сценарии развития экономики определенный ожидаемый уровень пенсионного дохода (поступлений) может быть достигнут при небольшом риске путем диверсификации и перехода к многокомпонентной системе.

Создание накопительных пенсионных систем в странах с переходной экономикой приводит к очень важным политическим и культурным последствиям, не только способствуя развитию других общественных институтов, но и увеличивая объем собственности у работающего по найму населения и усиливая личную заинтересованность в стабильном развитии экономики страны.

В Чили появление пенсионных фондов обеспечило позитивный макроэкономический эффект. В начале 1980-х годов в Чили фактически не было серьезного рынка капитала, главную роль играли местные банки. Можно сказать, что этот рынок сформировался в результате пенсионной реформы4. Одновременно с пенсионной реформой в Чили проходила приватизация, которая серьезно изменила весь ландшафт экономики. По мере превращения государственных компаний в частные пенсионные фонды активно вкладывались в капиталы новых компаний. Фонды приобретали новые активы, а участие институциональных "народных" инвесторов помогло обеспечить финансовую и политическую поддержку приватизации, даже после ухода Пиночета.

Введение накопительных пенсионных систем в Восточной Европе и странах бывшего СССР способствовало улучшению макроэкономической ситуации, снижению дефицита солидарной пенсионной системы и повышению ликвидности фондового рынка5. Несмотря на некоторые социальные издержки и недовольство лиц предпенсионного возраста, реформы были восприняты положительно работодателями и участниками финансовых рынков. В Польше, где было проведено наиболее глубокое реформирование пенсионной системы, она стала органичной частью экономики и финансового рынка. Реформа выполнила основные задачи: возросла долгосрочная финансовая стабильность, вырос уровень доверия населения к пенсионной системе. Реформа способствовала оздоровлению государственных финансов. Продуманность пенсионной реформы и достаточно серьезная защита пенсионной системы от политического влияния обеспечили доверие к ней.


4 Acuna R.Iglesias A. Chile's Pension Reform After 20 Years // World Bank Social Protection Discussion Paper No 0129. 2001.

5 Holzmann R.Orenstein M.Rutkowski M. Pension Reform in Europe: Process and Progress / World Bank. 2003.

стр. 140

Глобальный финансово-экономический кризис 2007 - 2009 гг. стал проверкой смешанных пенсионных систем на прочность. В большинстве стран с реформированной пенсионной системой пенсионные накопления понесли существенные инвестиционные потери6. С другой стороны, финансовые рынки стран с высоким уровнем накопительной составляющей в пенсионной системе (Польша, Чили, Австралия) оказались более устойчивыми по сравнению с мировыми рынками. НПС, как и в условиях прежних финансовых кризисов в отдельных странах, показала себя сильным "встроенным стабилизатором".

Последовательность и продуманность пенсионной реформы

Трансформация пенсионной системы из солидарной в смешанную - процесс сложный и дорогостоящий. В качестве примера успешного перехода можно назвать Чили7, где авторитарное правительство позволило осуществить относительно быстрое реформирование. Были полностью учтены пенсионные права, заработанные в распределительной пенсионной системе. Все работники, решившие перейти в новую накопительную пенсионную систему, получали облигацию под названием "признание пенсионного долга" (recognition bond), которую вносили на индивидуальный счет в новой системе пенсионного страхования. (Облигация индексировалась в зависимости от темпа инфляции так, что обеспечивалась ее доходность 4% годовых в реальном исчислении.) Одновременно с созданием новой системы пенсионного обеспечения все номинальные ставки заработной платы были увеличены таким образом, что в них интегрировали взносы работодателей в старую пенсионную систему. Оставшаяся часть была преобразована во временный налог на фонд оплаты труда, предназначенный для финансирования переходного периода; по мере уменьшения этого налога до нуля в соответствии с законом о пенсионной реформе уменьшались издержки работодателей по найму работников. Финансирование переходного периода было сложной технической проблемой даже для авторитарного режима Чили. Условные обязательства распределительной пенсионной системы в 1980 г. оценивались в размере около 80% ВВП. Использовались практически все способы финансирования издержек, связанных с переходом к накопительной системе: доходы от приватизации, увеличение государственного долга, снижение других расходов бюджета. Примерно 40% издержек финансировалось с помощью государственных облигаций. Экономический рост, ускорившийся благодаря появлению источника долгосрочных инвестиционных ресурсов в виде НПС, привел к существенному увеличению налоговых поступлений, особенно от НДС. Через 15 лет после начала пенсионной реформы бюджет Чили стал профицитным.


6 The Financial Crisis and Mandatory Pension Systems in Developing Countries: Short- and Medium-term Responses for Retirement Income Systems / World Bank. 2009; Pensions in Crisis: Europe and Central Asia Regional Policy Note / World Bank. 2009.

7 The Chilean Pension reform / OECD Working Paper. 1998.

стр. 141

В демократических странах последовательность и разработанность реформы выступает одним из важнейших параметров перестройки пенсионных систем. Удачный пример - система страхования по старости в Великобритании. Эта система стала результатом множества постепенных институциональных изменений, проведенных за последние десятилетия. В итоге появилась устойчивая модель, в которой государственные и частные источники финансирования тесно переплетены друг с другом, что обусловливает сравнительно низкий уровень государственных расходов на пенсионное обеспечение граждан. Примером одномоментной последовательной реформы может служить пенсионная система Польши, где в отличие от большинства других стран реформа проводилась с минимальным изменением планов после принятия законодательной базы. Особо следует отметить создание специального органа, ответственного за разработку и реализацию реформы, и его независимость от текущей политической конъюнктуры. Часто сменяющиеся правительства удержались от принятия популистских мер и защитили пенсионную систему от попыток внешнего вмешательства. Это не удалось сделать в Венгрии и многих странах Латинской Америки (за исключением Чили).

Системы пенсионного обеспечения в контексте сложившихся политических и экономических институтов

Развитие институтов социальной сферы не всегда соответствует изменениям общественного устройства, и зачастую их асимметрия приводит к кризисному состоянию именно пенсионной системы, блокирует развитие ее отдельных институтов, которые нельзя модернизировать, не затрагивая основ общественного устройства.

Национальные пенсионные системы непосредственно связаны с моделью экономической политики государства (либеральная, консервативная, социально-демократическая и их комбинации), особенностями проводимой социальной политики, историческими и культурными традициями, а также общей ситуацией в стране на момент, когда пенсионные реформы были запущены. Так, относительно высокий размер и значительный разрыв в уровне заработной платы (по покупательной способности и по доле в ВВП, значительно дифференцированные по группам населения) благоприятно сказываются на развитии социального, а особенно личного пенсионного страхования. При умеренном уровне и относительно равномерном распределении заработной платы необходимо развивать институт профессионального (корпоративного) пенсионного страхования в качестве дополнения (и весьма весомого) к институту обязательного социального пенсионного страхования (Швеция, Польша)8. Кроме того, переход большинства работодателей на накопительные пенсионные программы позволяет снизить барьеры трудовой мобильности в этих странах. При схожих пенсионных программах переход между различными отраслями экономики будет проще для работников как


8 Konberg B.Palmer E.Sunden A. The NDC Reform in Sweden: The 1994 Legislation to the Present // Pension Reform: Issues and Prospects for Non-Financial Defined Contribution (NDC) Schemes / R. Holzmann, E. Palmer (eds.). Washington, DC: World Bank, 2006.

стр. 142

в предпенсионном, так и в пенсионном возрасте. Низкий уровень заработной платы в момент запуска реформ обусловливает необходимость сформировать пенсионную систему на основе жестко нормативной модели государственного пенсионного обеспечения (Сингапур).

Политическая защищенность пенсионной системы

Независимость пенсионной системы от текущей политической ситуации в стране и краткосрочных планов действующего руководства государства выступает одним из наиболее значимых факторов ее успеха и стабильности.

Пенсионная система подвержена политическим рискам сразу по нескольким параметрам. Во-первых, указания по управлению активами со стороны государственного пенсионного фонда достаточно часто приводят к их использованию в интересах текущего руководства страны, а не участников самой системы. Избыточные вложения в низкодоходные государственные проекты развития, льготные ипотечные кредиты, покрытие дефицита бюджета обусловливают отрицательную доходность во многих странах, приводят к подрыву системы социального обеспечения. Причем государство за счет регулирования структуры вложений может использовать ресурсы не только государственного фонда, но и частных пенсионных фондов. Во-вторых, государства имеют привычку снижать нормативы обязательных отчислений и выплат в пользу текущих пенсионеров, что резко снижает устойчивость системы. Еще один политический риск связан с тем, что в случае финансовых затруднений пенсионные фонды и управляющие компании традиционно используются как источники финансовых ресурсов для бюджета, в кризисных ситуациях подвергаются добровольно-принудительной реструктуризации, а в итоге становятся жертвами дефолта.

В 2001 - 2002 гг. Аргентина пережила сильный кризис. Правительство пыталось спасти ситуацию на рынке государственного долга, в том числе за счет инвестирования средств с пенсионных счетов граждан в государственные обязательства. Это отрицательно сказалось на доверии граждан не только к руководству страны, но и к системам социального обеспечения в целом, а в итоге привело к фактической конфискации активов пенсионной системы государством осенью 2008 г.9

Самой надежной (хотя и недостаточной) мерой по обеспечению защиты пенсионных прав от политических рисков является постепенная приватизация всех управляющих компаний и создание равного конкурентного поля в рамках гражданского права. Мировой опыт показывает, что частное управление пенсионными сбережениями при жестком контроле независимого и сильного регулятора - оптимальный способ обеспечить эффективное управление активами в интересах будущих пенсионеров. Уравнивание всех пенсионных фондов в правах и обязанностях обеспечивает их независимость от государства.


9 Rofman R.Fajnzylber E.Herrera G. Reforming the Pension Reforms: The Recent Initiatives and Actions on Pensions in Argentina and Chile // World Bank Social Protection Discussion Paper No 083. 2008.

стр. 143

Создание государственной управляющей компании для управления пенсионными резервами должно быть временной мерой.

Обеспечение стабильности реформированной пенсионной системы и прав застрахованных лиц

Различные составляющие инфраструктуры пенсионной системы, распределение полномочий между ними и большое количество участников помогают защитить права застрахованных лиц и других агентов, поскольку профессиональные управляющие находятся в рамках законодательства о рынке ценных бумаг и доверительном управлении, выполнение требований которого должно повысить надежность пенсионной схемы.

Успешные пенсионные реформы включали формирование многоуровневой системы контроля со стороны государства и диверсифицированной системы саморегулирования пенсионной индустрии. Например, в Польше постоянный контроль за открытыми пенсионными фондами (ОПФ) со стороны Фонда социального страхования (ZUS), национального депозитария и независимых депозитариев выступает защитным механизмом, дополняющим требования к собственному капиталу и квалификации сотрудников управляющих компаний и ОПФ, а также лимиты на вложения в отдельные категории ценных бумаг. К нарушителям могут применяться жесткие санкции вплоть до принудительной ликвидации. На случай существенных убытков по причине злого умысла или ошибок управляющих компаний создан компенсационный фонд, который будет производить выплаты, если закончатся средства самой УК и резервы ОПФ. Однако, учитывая высокую концентрацию пенсионной индустрии, гарантийный фонд скорее всего не будет иметь достаточно ресурсов, чтобы компенсировать убытки от несостоятельности хотя бы одного из четырех крупнейших пенсионных фондов, и потребуется существенное вмешательство государства.

В качестве успешного примера формирования институтов, поддерживающих стабильность пенсионной системы, можно привести Швецию, где в рамках реформы были сбалансированы интересы государства, населения, финансовых институтов и (в меньшей степени) работодателей. Поскольку система была надстроена над высокоразвитой и устойчивой солидарной пенсионной системой и системой профессиональных пенсий, возможные проблемы были минимизированы. К отличительным особенностям шведской пенсионной системы можно отнести большое количество финансовых институтов (более 500), вовлеченных в рынок пенсионного страхования.

Установление пенсионного возраста

Пенсионный возраст выступает одним из основных факторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансирован-

стр. 144

ность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто означает прекращение работы, этот возраст влияет на совокупное предложение рабочей силы. Во многих странах пенсионный возраст законодательно закреплен на уровне 65 лет для мужчин и 60 для женщин (Великобритания, Чили, Аргентина, Польша), в некоторых странах он одинаков для мужчин и для женщин - 65 лет (Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Португалия, Испания). В Чили законодательно установленный (нормативный) пенсионный возраст равен 65 годам для мужчин и 60 - для женщин. Однако при желании каждый чилиец может выйти на пенсию раньше. Реальный "пенсионный возраст" составляет для мужчин 55,6 лет (что на 9,4 года меньше положенного), а для женщин - 53,3 года (что на 6,7 года меньше, чем предусмотрено государством). Итого реальный средний возраст выхода на пенсию чилийских граждан равен 55,2 года. Естественно, это влияет на общий состав рабочей силы10.

Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев является необходимой составляющей пенсионной реформы, однако эта мера крайне непопулярна среди населения. В странах, проводивших реформу, увеличение пенсионного возраста происходило постепенно.

Так, в Казахстане он увеличился на три года в течение 4,5 лет и в результате достиг 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. В Венгрии до 1998 г. пенсионный возраст составлял 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Этот показатель для мужчин был увеличен до 62 лет, начиная с 2000 г., а для женщин он увеличивался каждые два года на один год и в 2009 г. зафиксирован на уровне 62 года. В Австралии планирование изменения пенсионного возраста достигло своеобразного рекорда - увеличение с 55 до 60 лет началось в 2000 г., а закончится к 2025 г.

Преимущества подобного планирования реформы очевидны. Правительство дает четкий сигнал населению и работодателям, заблаговременно извещая их о том, что через определенное количество лет границы трудоспособного возраста начнут расширяться. В результате государство не нарушает обязательств, которые оно дало работникам, находящимся в предпенсионном возрасте, а у молодых работников и работодателей остается достаточно времени, чтобы адаптироваться к будущим изменениям. Принципиальное отличие этого варианта от предложения просто отложить решение проблемы состоит в том, что сроки повышения пенсионного возраста четко обозначены, их нельзя произвольно изменить, а это, в свою очередь, предполагает возникновение обязательств у всех участников пенсионной системы. Реформа перестает быть неожиданностью, и затраты на ее проведение снижаются.

Прикладные вопросы устройства смешанных пенсионных систем

Опыт реформирования зарубежных пенсионных систем показывает, что существует достаточно широкое поле для заимствования


10 Crabbe C. A. A Quarter Century of Pension Reform in Latin America and the Caribbean: Lessons Learned and Next Steps / Inter-American Development Bank. 2006.

стр. 145

новых институтов. Почти все решения были многовариантны и допускали право реформаторов на ошибку (при четком понимании целей, которых они хотят достичь). Естественно, что в силу значительных финансовых потоков и длительных сроков реализации, а также политической остроты вопросов пенсионного обеспечения пенсионные системы регулярно становятся предметом политической борьбы.

Для донесения до участников системы их прав, обязанностей и возможностей в сфере пенсионного обеспечения необходима информационная поддержка. Практически во всех успешных случаях реформой занимался специальный политический орган достаточно высокого уровня. Представители государства, ответственные за пенсионную реформу, должны проявлять интерес к проекту и либо очень подробно и заранее разрабатывать всю нормативную базу, либо иметь возможность ее корректировать по мере появления проблем. В противном случае реформа пробуксовывала, например, из-за трудностей в системе перечисления пенсионных взносов или при выборе управляющего.

В странах с низкой финансовой культурой населения и недостаточно развитым фондовым рынком жизнеспособными были три варианта (или комбинация второго и третьего вариантов).

Сильно огосударствленная система управления пенсионными накоплениями: единый орган, ответственный за сбор и управление накоплениями, жесткие ограничения выбора для участников системы, наличие системы страхования рисков. При этом централизация накопительного уровня пенсионной системы при своей относительной дешевизне приводит к концентрации рисков у одного управляющего и не благоприятствует развитию финансовой культуры населения страны.

Частная накопительная система с ограниченной конкуренцией - первоначально ограниченный и постепенно сужающийся круг управляющих, свободный выбор управляющих участниками.

Система с пенсионными планами и фондами, находящимися под жестким контролем работодателей, с необходимостью обеспечить портативность пенсионных накоплений при смене рабочего места.

В странах с более развитыми финансовой культурой населения и фондовым рынком удалось создать значительно более децентрализованную систему управления пенсионными накоплениями и перенести риски и ответственность на самих участников или работодателей. Набор вариантов и работоспособные комбинации институтов достаточно разнообразны, различаясь преимуществами и недостатками при интеграции с существующими правилами и процедурами. Например, выбор при дизайне НПС между государственным либо частным управлением влечет за собой цепь последствий. Централизованная структура, отвечающая не только за сбор, но и за управление пенсионными накоплениями (вариант Сингапура), существенно удешевляет управление и упрощает контроль за пенсионной системой, но при этом значительно усиливает ее политические и финансовые риски, требует поддержки высокого уровня качества регулятора и прозрачного механизма инвестиционных решений. Частное управление, будучи более дорогостоящим и требуя более жесткого регулирования и действенного сорегулирования, способно распределить финансовые риски между группами участников

стр. 146

пенсионной системы и хотя бы частично перевести политические риски в управляемое гражданско-правовое поле. Отдельный регулятор может быть полезен на первом этапе реформы, в частности для пропаганды новой пенсионной системы. При дальнейшем реформировании более важны полномочия и качество деятельности регулятора, нежели его ориентация исключительно на пенсионную систему.

Пенсионные взносы могут финансироваться работодателями, работниками (в пропорции к заработной плате или независимо от нее, в рамках добровольного страхования) или государством (при возможности выбора между государственными и частными пенсионными накоплениями, как в Великобритании). В случае внесения средств работодателями работники психологически не воспринимают накопления как нечто, требующее их собственного внимания и ответственности. Пенсионные системы, наиболее успешные с точки зрения участия населения, перешли на финансирование пенсионных накоплений из доходов работников сразу (Чили) или постепенно (Казахстан, Польша). Ключевую роль играет защита интересов категорий граждан, ограниченных в возможности создавать накопления и обеспечить себе достаточный доход к старости. Необходимо разработать меры по обеспечению пенсионных прав неработающих супругов в случае развода и по предоставлению возможности делать добровольные взносы или специальных государственных субсидий для компенсации возникающих проблем (аналогично внедренной в России процедуре выдачи "материнского капитала" при рождении второго ребенка).

Модернизация пенсионной системы России

В России к настоящему времени сложилась сильно огосударствленная пенсионная система с крайне жесткими правилами инвестирования накоплений и небольшим набором стимулов для участников к выбору негосударственных схем пенсионного обеспечения. Внедряемая с 2009 г. схема государственного софинансирования накопительной части пенсии несколько улучшила ситуацию. Финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. существенно подорвал доверие к негосударственным управляющим компаниям и НПФ. В результате в ближайшие годы пенсионная система может стать еще более законсервированной и зависимой от государственного финансирования. Ее коррекция может занять достаточно долгое время и потребовать существенных усилий от государства, финансовых институтов и работодателей. Однако такое изменение представляется необходимым для преодоления рисков несоответствия пенсионной системы демографической и социально-экономической ситуации в стране.

На наш взгляд, к наиболее разумным мерам по изменению сложившейся ситуации относятся следующие.

Во-первых, расширение круга допустимых направлений инвестирования пенсионных накоплений и передача средств в доверительное управление крупным управляющим компаниям для их вложения в инвестиционные инструменты внутри страны и за рубежом. Движение в этом направлении позволит снизить издержки для государства

стр. 147

и управляющих, но будет меньше влиять на развитие фондового рынка и потребует мер для повышения прозрачности НПС. Отдельные решения по изменению законодательства и ряда нормативных актов были приняты в 2009 г. для государственной управляющей компании, но их масштаб представляется недостаточным.

Во-вторых, стимулирование (возможно, принудительное) перехода участников системы из государственной в частные управляющие компании или пенсионные фонды (с отслеживанием рисков, связанных со слабыми и ненадежными УК и разумными ограничениями возможного выбора).

В-третьих, если выбирать "государственный" вариант при формировании обязательных пенсионных накоплений, то необходимо повысить роль добровольных пенсионных накоплений и/или упростить использование обязательных взносов для вложения в негосударственные пенсионные фонды, создаваемые крупными работодателями.

В условиях роста дефицита рабочей силы и необходимости снизить нагрузку на фонд оплаты труда (на фоне благоприятной внешней конъюнктуры и высокого уровня доходов бюджета) возможно формирование трехзвенной пенсионной системы, соответствующей структуре российской экономики и планам ее модернизации.

1. Базовые пенсии по возрасту, финансируемые из общих доходов бюджета, а не из налогов на фонд оплаты труда.

2. Обязательные пенсионные накопления, с возможностью выбора между:

- условно-накопительным государственным пенсионным страхованием - аналогом нынешней "страховой" части трудовой пенсии (может быть обязательным для старших поколений и опцией для средних возрастов);

- непосредственными взносами в корпоративные НПФ или страховые схемы, находящимися под жестким контролем работодателей и профсоюзов. Данный вариант учитывает концентрацию рабочей силы в крупных компаниях и может предлагаться их сотрудникам для взносов в ограниченный круг крупных НПФ, чтобы облегчить надзор и предотвратить злоупотребления. Регулятор должен обеспечить портативность пенсионных накоплений при смене рабочего места либо сохранить пенсионные права в "старом" фонде;

- формированием накоплений под управлением ограниченного круга частных управляющих компаний. Разрешение банкам создавать пенсионные счета представляется излишней нагрузкой на банковскую систему и чревато дополнительными финансовыми рисками.

3. Добровольные пенсионные накопления, с возможностью выбора между взносами в НПФ и в пенсионные фонды под надзором широкого круга управляющих. При низком уровне ставок по налогообложению доходов физических лиц для стимулирования взносов на пенсионное обеспечение следует ввести налоговые льготы по уплате взносов на пенсионное страхование.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАКОПИТЕЛЬНЫЕ-ПЕНСИОННЫЕ-СИСТЕМЫ-ЗА-РУБЕЖОМ-И-ИХ-ВНЕДРЕНИЕ-В-РОССИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ТАБАХ, НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЗА РУБЕЖОМ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАКОПИТЕЛЬНЫЕ-ПЕНСИОННЫЕ-СИСТЕМЫ-ЗА-РУБЕЖОМ-И-ИХ-ВНЕДРЕНИЕ-В-РОССИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ТАБАХ:

А. ТАБАХ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
1132 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3095 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЗА РУБЕЖОМ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android