Libmonster ID: RU-14585

Имя М. Л. Налбандяна, выдающегося деятеля армянской демократической культуры, неотделимо от истории русского революционного движения. Поэт, публицист, революционер и мыслитель, он принадлежал к славной когорте революционного поколения - выходцев из разночинской среды, сформировавшегося в годы общедемократического подъема второй половины 50-х годов XIX века. Яркая и самобытная индивидуальность, он в то же время являл собой типического представителя нового этапа освободительного движения в России. Многогранность личности, широта научных интересов - характерные черты революционно-демократической интеллигенции 60-х годов XIX века. В лице своих наиболее ярких представителей революционеры- разночинцы, возглавившие общественную борьбу, стремились к неразрывности теории и практики, к научному, материалистическому обоснованию путей социального переустройства. Налбандян принадлежал к тем характернейшим деятелям эпохи, людям с глубоко продуманной и прочувствованной идеей, для которых личное и общее находились в нерасторжимом единстве, породившем, собственно, сам термин "шестидесятник".

Эта органичность, бывшая до тех пор фактом исключительным, в 60-х годах XIX в. впервые в русской общественной жизни становится явлением социальным, наложившим свой отпечаток на эпоху в целом. Новизна явления определялась новизной породившей его социально-политической ситуации. В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. в России сложилась революционная ситуация. Этот непродолжительный по времени период аккумулировал в себе огромную социальную энергию веками порабощенного крестьянства - энергию, так и не нашедшую своего адекватного внешнего выражения. "В России в 1861 году, - писал В. И. Ленин, - народ, сотни лет бывший в рабстве у помещиков, не в состоянии был подняться на широкую, открытую, сознательную борьбу за свободу. Крестьянские восстания того времени остались одинокими, раздробленными, стихийными "бунтами", и их легко подавляли"1 . Соединения массового народного протеста с революционно- демократическим движением - соединения, которого больше всего страшилось царское правительство, не произошло. Реформы предупредили освобождение "снизу". Либерализм в ходе изживания кризиса "верхов", по мере укрепления позиций самодержавия выявлял не только свою полную несостоятельность, неспособность возглавить демократическое движение и страх перед ним, но и пошел на открытое предательство, на пресмыкательство перед царской властью.

Революционная демократия была единственной силой, отстаивавшей интересы крестьянства. В ее рядах был и Иалбандян, тесно связав-


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 20. стр. 140.

стр. 30


ший себя с ведущими деятелями первой "Земли и воли", отдавший целиком свой блестящий публицистический талант и поэтическое вдохновение пропаганде идеалов революции, демократии, социализма, отстаиванию интересов трудового армянского народа. В своем идейном развитии к началу 60-х годов XIX в. он прошел путь от демократического просветительства к революционному демократизму, что, впрочем, не исключало наличия в его мировоззрении до конца жизни чисто просветительских моментов. Демократические и свободолюбивые устремления Налбандяна определились еще в ранней юности и питались непосредственным жизненным окружением, острыми столкновениями одаренного и чуткого к несправедливости юноши, выходца из беднейших общественных слоев, с клерикалами и богатеями, грабившими и презиравшими народ.

Духовное возмужание, становление научного мышления, философских и социально-политических воззрений Налбандяна целиком связаны с Московским университетом, с теми общественными и идейными влияниями, которые формировали в передовой студенческой среде фалангу непримиримых противников самодержавия и крепостничества во всех его проявлениях - духовных и материальных. Сам выбор Налбандяном медицинского факультета, на который он поступил в 1853 г., его острый интерес к естественным наукам являются характернейшей приметой времени. Налбандян принадлежал к тем "самым энергическим умам" своего времени, для которых, говоря словами Н. А. Серно-Соловьевича, естествознание стало лучше других наук удовлетворять требованиям научного объяснения всего многообразия жизни, в том числе общественной2 .

Годы пребывания Налбандяна в Московском университете, в котором он оставался вплоть до 1859 г., отмечены бурным ростом общественной активности студентов, возникновением в его стенах революционной организации. Она сложилась под оболочкой "Библиотеки казанских студентов", созданной в университете в 1856 г. учениками Н. Г. Чернышевского, перебравшимися сюда из Казанского университета. Образование в 1858 г. ядра тайного революционного общества на базе этой организации произошло при взволновавших университет обстоятельствах, связанных с "варнековской историей": отказом студентов первого курса медицинского факультета слушать лекции профессора по кафедре сравнительной анатомии и физиологии А. Н. Варнеки. Общественное возбуждение, вызванное выступлением студентов- медиков, породило возникновение в университете многочисленных рукописных журналов. В связи с "варнековской историей" среди студентов стали распространяться летучие листки со стихотворением Н. П. Огарева "Искандеру", известное по последующим публикациям под названием "Свобода". Одновременно с появлением рукописных журналов, обнаруживавших идейные и практические связи их авторов с лондонскими пропагандистами, группой участников "Библиотеки казанских студентов" было начато литографирование запрещенной литературы, главным образом продукции Вольной русской типографии.

Все это не просто фон, на котором протекали студенческие годы Налбандяна: отсюда, из Московского университета, его студенческих организаций, тянутся непосредственные нити к его последующей литературной и общественно- политической деятельности. Еще М. Лемке отмечал: "Столичные условия жизни и университетская среда оказали свое влияние на чуткую натуру Налбандяна, развернув его умственный горизонт и переобразовав его в духе реалистической школы Добролюбова и Писарева. Основные мотивы русского движения - тяга к народу и


2 Н. А. Серно-Соловьевич. Публицистика. Письма. М. 1963, стр. 190.

стр. 31


демократическое свободомыслие - глубоко запали в его душу"3 . "Полярная звезда" А. П. Герцена, с первым номером которой Налбандян познакомился вскоре после его выхода, дала мощный импульс его духовному развитию в этом направлении. И отнюдь не только факт его последующей переписки с одним из членов "Библиотеки казанских студентов" наталкивает на такое предположение; все действия, предпринимаемые Иалбандяном, связанные с его поездками за границу, шли в русле пропагандистских начинаний революционной организации, сложившейся в стенах Московского университета.

Для Налбандяна - богато одаренного литературными способностями человека, чей поэтический и публицистический талант развернулся уже в студенческие годы, стремление к созданию вольного печатного станка, служащего делу возрождения и свободы своего народа, было естественно и органично. Оно вытекало из его идейных устремлений и продолжало те формы политической пропаганды, которые применялись студентами Московского университета и прежде всего "Библиотекой казанских студентов", столь близкой ему своим революционно-демократическим направлением. Революционный подвиг Герцена и Огарева, размах пропаганды, осуществляемой Вольной русской типографией, служили вдохновляющим примером.

Участие Налбандяна в создании журнала "Северное сияние" ("Юсисапайл"), его сотрудничество в нем, благодаря которому это издание заняло ведущее положение в армянской периодической прессе, выходившей в России, представляло попытку с его стороны обратиться к соотечественникам с просветительским, революционно-демократическим словом, оставаясь на русской почве. Можно только поражаться размаху и жанровому разнообразию журнальной деятельности Налбандяна - сатирика и романиста, поэта и публициста, литературного критика и теоретика, автора остро социально- политических статей, пламенного борца за развитие демократической армянской культуры. Однако политические условия, ненависть, которую вызывал Налбандян в реакционных кругах, по существу, пресекли его столь блестяще развернувшуюся литературно-журнальную деятельность в подцензурных условиях. Она продолжалась на первом этапе в журнале "Северное сияние" немногим более года: с января 1858 по март 1859 года.

Последовавший в том же месяце отъезд Налбандяна за границу имел своей прямой практической целью выяснение возможностей учреждения вольного армянского станка за границей, коль скоро продолжение издания "Северного сияния" в России в единственно приемлемом для Налбандяна направлении оказывалось невозможным. О том, что именно такова была основная цель его поездки в Лондон, свидетельствует письмо Налбандяна Г. Салтикяну от 5 мая 1859 г., посланное ему в Москву из Парижа. Вот что писал Налбандян накануне отъезда из Франции в Англию: "Завтра выеду в Лондон... Не знаю, в каком положении "Юсисапайл" ... Я надеюсь, что Вы, все наши правдолюбивые и честно мыслящие соотечественники и друзья, окажете мне помощь и поддержку в случае, если в Москве закроется "Юсисапайл" и придется вновь открыть его в другом месте... Все мы, мыслящие люди, должны ополчиться против этого и показать грядущим поколениям, что мы не были беспечны в отношении нации, что против ее врагов мы стояли грудью и что ради пользы нации мы жертвовали своим покоем, покинули родину и проч. и проч."4 .

Искренность своего чувства, полное слияние с народом Налбандян подтвердил всей своей короткой, но яркой жизнью. Написанное за гра-


3 М. Лемке. Очерки освободительного "движения "шестидесятых годов". СПБ. 1908, стр. 73.

4 М. Налбандян. Соч. Т. II. Ереван. 1970, стр. 237.

стр. 32


ницей в 1859 г. стихотворение "Свобода", где он провозглашает себя "свободы воином, навек... отдавшим себя народу", как бы закрепляло Налбандяна на позициях революционного демократизма. Оно прямо перекликалось (это отмечено в литературе5 ) с программным стихотворением Огарева под тем же названием "Свобода", опубликованным в "Полярной звезде" на 1858 г. и вскоре же распространенным студентами Московского университета в виде летучих листков. Как стихотворение Огарева стало гимном русской революционной молодежи, так и произведение Налбандяна вошло в сокровищницу армянской революционной поэзии, стало гимном передовой молодежи Армении.

Поездка в Лондон, где он пробыл с 10 мая по 3 июня 1859 г. (по н. ст.), закрепила его духовное единение с лондонскими пропагандистами непосредственной личной связью. Историки не располагают пока достаточными данными, разъясняющими причины, в силу которых Налбандян не реализовал в Лондоне своего намерения. Не исключено здесь воздействие Герцена, в принципе отрицательно относившегося к эмиграции, если в этом не было крайней необходимости, и стоявшего в тот момент за сосредоточение деятельности внутри самой России. Первостепенное значение Герцен и Огарев придавали при этом "организации дела народного просвещения силами общества"6 в целях воспитания революционного сознания народа. Именно такой совет они дали посетившему их в 1859 г. профессору Киевского университета П. В. Павлову, ставшему, как известно, во главе движения по созданию воскресных школ в России. Эти же рекомендации получил от них и ряд других участников революционных кружков, побывавших в Лондоне. В свете этого предпринятые Налбандяном после возвращения из заграничной поездки действия, направленные на получение кандидатской степени с тем, чтобы иметь возможность открыть в Н. Нахичевани учебное заведение, приобретают совершенно определенный смысл. Они вписываются в рамки общественно-педагогического движения эпохи революционной ситуации, движения по созданию народных школ - одной из действенных форм сближения революционной интеллигенции с народом. Прямым продолжением этого практического дела была и поездка за получением индийского наследства, завещанного Н. Нахичевани для целей народного просвещения7 .

Пребывание Налбандяна в связи с подготовкой и защитой кандидатской диссертации в Петербурге, в его университете, продолжавшееся с ноября 1859 по июнь 1860 г., способствовало его сближению с той общественной средой, в которой складывались зачатки будущей общерусской революционной организации "Земля и воля", с людьми, находившимися в непосредственном общении с идейным вождем революционно-демократического движения Чернышевским. Трибуна революционной демократии - журнал "Современник", несмотря на жесткость цензурных ограничений, являлся мощным фактором, формировавшим политическое сознание современников. В ряду публицистических выступлений Чернышевского на страницах возглавляемого им журнала следует особо отметить периодические обзоры "Политика". В острейший период развертывавшейся в Италии под руководством Дж. Гарибальди национально-освободительной борьбы Чернышевский на итальянском материале развивал, по существу, программу социально- политической революции в России. События, происходившие на Апеннинском


5 См. С. Даронян. Микаэл Налбандян и русские революционные демократы. М. 1967, стр. 124.

6 Г. И. Ионова. Воскресные школы в годы первой революционной ситуации (1859 - 1861). "Исторические записки". Т. 57. 1956, стр. 181.

7 Налбандян был уполномочен нахичеванским обществом добиться получения суммы, предназначавшейся городу по завещанию богатого калькуттского купца Масех-Бабадмана, умершего в 1794 году.

стр. 33


полуострове, оказывали серьезное идейное влияние на формирование деятелей "молодой России". Несомненно, что восприятие Налбандяном национально- освободительной борьбы итальянского народа, личности самого Гарибальди складывалось под воздействием передовой русской публицистики, под влиянием общественной среды, приветствовавшей революционные устремления итальянского Рисорджименто.

Как для складывающегося в России тайного революционного общества послужили действенным примером организационные принципы "Молодой Италии", так тем же образом была воодушевлена и деятельность Налбандяна, начавшего вместе с А. Свачяном в Константинополе в 1860 г., на пути в Лондон, работу по созданию тайной революционной организации "Партия молодых". Борьба за национальное единство, за демократические права армянского народа была глубоко созвучна гарибальдийскому движению, которое Налбандян восторженно приветствовал. "Я не завидую освобождению Италии, - писал он Свачяну 11 января 1861 г. из Неаполя, - напротив, от души радуюсь за нее. Но когда я вижу бессилие моего народа, сердце мое надрывается и душа горит... Этна и Везувий дымятся. В древнем вулкане Арарата неужели не осталось хоть искорки огня? Вот мучительный вопрос!"8 . И как естествен был революционный союз, русско-польско- итальянское революционное сотрудничество, возникшее в ходе освободительной борьбы этих народов, личные контакты ее участников с Гарибальди, так естественно было и стремление Налбандяна к установлению связей с Дж. Мадзини и Гарибальди и с деятелями польского движения, о чем имеются косвенные данные9 .

Прослеживая жизнь и деятельность Налбандяна, убеждаешься, что их основные вехи четко соотносятся с русским революционным движением. Он вновь прибыл в Лондон в январе 1861 г., в тот самый момент, когда там делались первые шаги к созданию общероссийского тайного общества, шли непосредственные переговоры между руководителями русского Заграничного пропагандистского центра и представителями внутрирусского движения. Общество предназначалось для подготовки и руководства народным, то есть прежде всего крестьянским, восстанием. В истории первой "Земли и воли" воплощена совместная революционно-практическая деятельность, с одной стороны, Герцена и Огарева - двух крупнейших революционеров поколения, пришедшего на смену декабристам, с другой - революционеров-демократов, учеников Чернышевского. Здесь, в Лондоне, в январе 1861 г. происходили переговоры между приехавшим из Петербурга А. А. Слепцовым и издателями "Колокола", здесь находился Н. Серно-Соловьевич, с которым сближается Налбандян и который, как считает акад. М. В. Нечкина, вместе с Огаревым, Чернышевским, Обручевым и своим братом Александром составили круг лиц, решивших организовать будущую "Землю и волю" и договорившихся между собой10 .

В руках Налбандяна, как только он приехал в Лондон, несомненно, оказался новогодний номер "Колокола", который открывался статьей Огарева "На новый год". Она отразила переломный момент в политической линии газеты: старая установка на мирный исход, хотя и помимо правительства, силами общества, теперь совершенно отчетливо соче-


8 М. Налбандян. Указ. соч., стр. 241.

9 Мы имеем в виду прежде всего зашифрованное письмо Налбандяну участника "Партии молодых" С. Тагворяна от 24 мая 1862 г., а также шифры, отобранные у него при аресте (см.: М. Лемке. Указ. соч., стр. 78 - 83; М. Налбандян. Избранные философские и общественно-политические произведения. М. 1954, стр. 671 - 672; С. К. Да ронян. Микаэл Налбандян. М. 1963, стр. 106 - 108).

10 М. В. Нечкина. Возникновение первой "Земли и воли". "Революционная ситуация в России в 1859 - 1861 гг.". М. 1960, стр. 293 - 294.

стр. 34


тается в ней с установкой на возможность революционного исхода. Огарев писал свою статью до опубликования указа об освобождении крестьян и дал подготовленной реформе ту оценку, на которую опирался в дальнейшем при обосновании неизбежности восстания, Замечательным вкладом Налбандяна в развитие этой революционной установки, в пропаганду идеи революции, внедрение ее в сознание армянского народа была созданная им в то время и вышедшая в апреле 1861 г. в Париже брошюра "Несколько строк".

Памфлет Налбандяна - страстная отповедь на клеветническое выступление против него редактора реакционного константинопольского журнала, воинствующего церковника О. Чамурчяна. Мракобесию и деспотизму Налбандян противопоставляет "свободу совести и сознательную свободу", утверждает идеи демократизма и революционного завоевания попранных прав народа. "Защищать безжалостно попранные права" забитого, жалкого, "нищего, голого и голодного" труженика-армянина, заявлял Налбандян, "вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие и освятить своею кровью прославляемую нами свободу" 11 . В борьбе за свободу, - писал Налбандян, - "наше кредо. В нем спасение нации"12 . Брошюра "Несколько строк" стала программой армянских революционных демократов. В брошюре содержатся сведения, свидетельствующие о не оставлявшем Налбандяна намерении создать вольную армянскую прессу за границей: "В Лондоне уже поставлен станок для вольной армянской прессы"13 . Представляется справедливым предположение, что, хотя, как следует из слов Налбандяна, станок установлен "руками англичан", к его возникновению были причастны и он сам и руководители вольной русской типографии.

Облеченный доверием армянской общины Н. Нахичевани, Налбандян должен был покинуть Европу, чтобы исполнить свою миссию в Индии. Его возвращение в Лондон в январе 1862 г. стало еще одной вехой его революционной биографии - вехой самой знаменательной. Последний этап активной политической деятельности Налбандяна полностью слит с тем взлетом организационно-практической и пропагандистской работы, которую развернул русский Заграничный центр совместно с внутрирусскими революционными силами по подготовке военно-крестьянской революции в России. Данные, которые содержат оказавшиеся в руках III Отделения письма к Налбандяну М. А. Бакунина, упоминания о нем в письмах Герцена, Огарева и некоторых других участников общественного движения того времени, материалы процесса 32-х, жертвой которого Налбандян стал, свидетельствуют, что он полностью был включен в конспиративные революционные акции, пользовался полным доверием в осуществлении связи русского подполья с Лондоном через Петербург, Москву, Одессу, Тифлис и Константинополь, что на него возлагалась наиболее ответственная и жизненно важная тогда задача по организации путей транспортировки лондонских пропагандистских изданий в Россию. При этом предполагалось, как можно заключить из письма Бакунина от 6 мая 1862 г., посланного Налбандяну в Париж14 , объединение усилий русских революционеров с "Партией молодых" в Турции. Шифры, переданные Налбандяну Бакуниным, содержали множество терминов, пользование которыми было необходимо, чтобы сообщать в Лондон самую широкую политическую


11 М. Налбандян. Соч. Т. II, стр. 24 - 25.

12 Там же, стр. 25.

13 Там же. стр. 26.

14 См. М. Лемке. Указ, соч., стр. 76 - 77.

стр. 35


информацию, включающую сведения и о положении в правительстве и о делах в подполье.

Вряд ли случайна синхронность подготовки восстания в Зейтуне при идейном руководстве "Партии молодых" и Налбандяна и мобилизации революционных сил России с целью поднять крестьян на революцию. Для Налбандяна, не прерывавшего оперативной связи с руководителями "Партии молодых", было одинаково близко дело освобождения и русского и армянского народа, их социальное и политическое преуспевание. По-видимому, еще зимой 1861 г., тогда же, когда и Н. Серно-Соловьевич, Налбандян познакомился с находившимся в Лондоне Мадзини. Вождь итальянских республиканцев, пламенный борец за свободу Италии, был в курсе конспиративных замыслов русских революционеров. Складывавшееся русско-польско-итальянское сотрудничество было обогащено при деятельном участии Налбандяна приобщением к нему демократических сил армянского народа в Турции и России.

Полное слияние позиции Налбандяна с идейными и тактическими установками русской революционной партии нашло свое выражение в его замечательной работе "Земледелие как верный путь", созданной за границей в январе - апреле 1862 г. и вышедшей в Париже, когда ее автор находился уже в России. Труд Налбандяна стоит в одном ряду с наиболее выдающимися произведениями идеологов русской революционной демократии: Чернышевского, Герцена, Огарева, Н. Серно-Соловьевича, М. Л. Михайлова, Н. В. Шелгунова. Оставаясь на позициях общинного социализма, Налбандян в этом венчающем его публицистическую деятельность сочинении дал идейно-политическое обоснование крестьянской революции, разоблачил иллюзорность освобождения крестьян в России, осуществленного руками их бывших владельцев, показал бедствия армянского народа в Турции. "Земледелие как верный путь" прочно закрепило революционно-демократические и интернационалистические идеи в сознании армянского народа. "Зарождающуюся в России свободу, - писал Налбандян, - смело можно назвать свободой для человечества, ибо она имеет под собой почву, так как русские не только для себя добиваются свободы", но и "для Польши и Финляндии, Малороссии.., Кавказа, Грузии и Армении... Освобождение России имеет огромное значение для освобождения всего человечества"15 . Труд Налбандяна теснейшим образом соотносился с программным документом складывавшейся "Земли и воли" - прокламацией Огарева "Что нужно народу?".

Налбандян вернулся в Петербург 21 мая 1862 г., в те самые дни, когда стала проводиться в жизнь правительственная программа наступления на революционный лагерь. Пущенный в ход механизм реализации реформы 1861 г., жестокое подавление взрыва крестьянского протеста против обманного освобождения, политика лавирования обеспечивали царизму ту степень устойчивости, чтобы разгромом революционных сил окончательно закрепить свою победу. Начавшиеся 15 мая 1862 г. пожары в Петербурге были искусно использованы для создания перелома в общественном мнении, благоприятного идейного настроя в оправдание массовых репрессий в отношении революционного лагеря, всех прогрессивных сил.

Арест выданного шпионом доверенного Лондонского центра П. А. Ветошникова дал в руки правительства материал, на основании которого было состряпано "Дело о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами", известное под сокращенным названием "Дело 32-х". 7 июля 1862 г. последовало правительственное предписание об аресте Чернышевского, Н. Серно-Соловьевича, Налбандяна. Он был арестован спустя неделю в своем родном городе Н. Нахичева-


15 М Налбандян. Соч. Т. II, стр. 73.

стр. 36


ни. Три года, проведенные им в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, в номере, соседнем с камерой Чернышевского, отмечены мужественной борьбой несгибаемого революционера с тюремщиками, руководимыми самим самодержцем. Поразительно сходство всей линии поведения на следствии этих двух выдающихся деятелей, их непрекращавшаяся и в заключении революционная проповедь, напряженная творческая деятельность в застенках Петропавловки.

Глубоко симптоматично, что исследователи жизни и деятельности Налбандяна, его творчества и системы воззрений постоянно проводят параллели с деятельностью и взглядами его выдающихся современников - русских революционных демократов. Особо ощутима психологическая и духовная близость Налбандяна и Огарева и прямая перекличка идей в их поэтическом и публицистическом наследии. А какой сердечностью и любовью проникнуты упоминания о Налбандяне в письмах Огарева и Герцена. "Золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости", - пишет о нем Огарев16 . "Преблагороднейший", "благороднейший и добрейший доктор медицины... Налбандов", "очень и очень честный и хороший человек", "мы помним и любим его", - присоединяется к Огареву Герцен17 . Не многие удостаивались такого глубокого человеческого расположения крайне сдержанного в проявлении чувств Герцена. Отношение издателей "Колокола" к Налбандяну сопоставимо лишь с их отношением к Н. Серно-Соловьевичу, выдающемуся революционеру, кристально чистому человеку, "последнему маркизу Поза", как называл его Герцен18 . В этой перекличке жизненных судеб, характера и содержания деятельности, взаимном, глубоком уважении и любви нашла свое отражение та объединявшая всех этих людей приобщенность, говоря их языком, к общему делу, к делу революции, которая составляла смысл и пафос их жизни.

"Герой и мученик" Микаэл Налбандян был загублен царизмом, как были загублены Михайлов, Чернышевский, Серно-Соловьевич и многие другие прекрасные сыны России. Имя Налбандяна - борца за свободу армянского и русского народов - принадлежит истории нашей великой Родины.


16 А. И. Герцен. Собр. соч. Т. XXVII, кн. 1, стр. 243.

17 Там же, стр. 216, 218, 243.

18 Там же. Т. XVIII, стр. 200.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАЛБАНДЯН-И-РУССКОЕ-РЕВОЛЮЦИОННОЕ-ДВИЖЕНИЕ-60-х-ГОДОВ-XIX-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

НАЛБАНДЯН И РУССКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАЛБАНДЯН-И-РУССКОЕ-РЕВОЛЮЦИОННОЕ-ДВИЖЕНИЕ-60-х-ГОДОВ-XIX-ВЕКА (дата обращения: 29.03.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
622 просмотров рейтинг
15.02.2018 (2233 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НАЛБАНДЯН И РУССКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android