Libmonster ID: RU-7836
Автор(ы) публикации: Л. БАЖЕНОВ

Средняя Азия, включая и южную часть Казахстана, принадлежит к тем областям Советского Союза, история которых восходит к очень отдаленным временам, причем эта история неразрывно связана с историей стран древнего Востока.

Долины Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, так же как и долины горных рек, благодаря своему плодородию с древнейших времен имели многочисленное население. Эти речные долины напоминали в известном отношении прибрежье знаменитых рек: Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Янцзы и Инда, являвшихся центрами древнейшей цивилизации. Средняя Азия была постоянным связующим звеном между Месопотамией и Ираном с одной стороны и Китаем и Индией - с другой.

Начиная с VI века до нашей эры здесь развертываются крупнейшие исторические события. За Аму-Дарьей, по преданию, кончает свою жизнь полулегендарный основатель персидского государства Кир. При персах Бактрия (Балх) становится одним из важнейших религиозных центров (зороастризма). Александр Македонский значительную часть времени в период своих походов проводит на территории Средней Азии. В III веке в Бактрии возникает интереснейшее, с исторической точки зрения, греко-бактрийское эллинистическое государство, в котором перекрещиваются влияния Греции и Индии. Одновременно с ним в пределах нынешней Туркменской ССР формируется парфянское государство, в дальнейшем подчиняющее себе весь Иран и Месопотамию; до границ Римской империи.

Какое важное значение имели в древности районы Средней Азии, видно, в частности, из того, что в мифах о древнейших великих завоевателях: Сезострисе, Нине и Семирамиде - мы встречаем постоянные упоминания о походах в Бактрию и о подчинении среднеазиатских племен.

Изучая древнюю историю Средней Азии, мы наталкиваемся на большие затруднения прежде всего потому, что территория Средней Азии несмотря на колоссальное количество материальных остатков древности до сих пор еще очень слабо исследована. Материалы, которыми располагает историческая наука, ничтожны. Найденные письменные источники в лучшем случае восходят к периоду, предшествовавшему арабскому завоеванию.

Поэтому исключительную ценность приобретают сообщения античных авторов. Античный мир, и в первую очередь Греция, в своем политическом, экономическом и культурном развитии был теснейшим образом связан с Востоком. Страны Передней Азии постоянно привлекали к себе внимание античных историков и географов. Правда, в центре их внимания были прежде всего Сирия, Месопотамия, Армения и Иран, но все же и о Средней Азии они сообщают нам значительное количество чрезвычайно ценных сведений. В течение всего рассматриваемого нами периода, начиная с эпохи греко-персидских войн и кончая основанием парфянского государства, сведения о Средней Азии постоянно просачивались в античную литературу и могут служить нам основными, руководящими вехами при изучении истории Средней Азии.


Настоящая статья представляет собой сокращенную монографию Л. Баженова, вышедшую отдельной брошюрой в издании Госиздата УзССР в Ташкенте в 1937 году. Сокращенный текст перепечатывается без существенных изменений.

стр. 57

Скифы.

Изображение на никопольской серебряной вале,

1

Древнейшие упоминания о Средней Азии мы встречаем в Зенд-Авеста1 . Среди областей, являвшихся предметом борьбы между Аура-Мазда и Ариманом2 , упоминаются Согд-Согдиана - область между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей; Муру-Маргиана - область вокруг нынешнего города Мерва; Богда-Бактрия - область современного Балха. Но, кроме перечня географических названий, Зенд-Авеста о Средней Азии ничего не сообщает.

Впервые Средняя Азия выступает на историческую арену во второй половине VI века до нашей эры. В этот период на территории Ирана возникает мощная мидо-персидская держава, распространившая свои владения до Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Мидяне, а затем персы вступили в борьбу с жившими здесь племенами, подчиняя их своей власти. Сами по себе персидские письменные источники чрезвычайно скудны, но зато персы передали значительное количество рассказов о жителях Средней Азии: об их обычаях, быте, об истории их покорения греками (Греция находилась в это время в тесных политических и экономических взаимоотношениях с Персией). Кроме того сведения о скифских племенах, живших к северу от Аму-Дарьи, доходили к грекам через торговые связи с причерноморскими скифами. Средняя Азия с ее огромными пространствами, необычайным многообразием природных условий неизбежно должна была представлять пеструю картину в отношении народонаселения. Ее не только населяло множество самых различных племен, но и уровень их общественного развития был чрезвычайно разнообразен.

Обобщая все то, что дошло до нас от различных греческих авторов, в том числе Геродота, можно дать следующую картину расселения племен по Средней Азии в конце VI века до нашей эры: югозападную часть Казахстана занимали в этот момент иссидоны; пространство между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей - массагеты; в Кара-Кумах находились дай; по нижнему течению Аму-Дарьи - хоразмии; в районах Балха - бактрийцы; в южной части Туркмении - парфяне; западную половину Узбекистана занимали согдийцы, а дальше на восток простирались владения саков. Кроме того значительное количество мелких племен жило в горах. Иссидоны, саки, дай и массагеты являлись, по свидетельству античных авторов, частью многочисленных скифских племен, занимавших в это время пространство от берегов Дуная до Син-Цзяна.

2

До мидо-персидского завоевания большинство среднеазиатских племен жило в обстановке доклассового общества. Об этом неопровержимо свидетельствует целый ряд греческих авторов. У некоторых групп населения, повидимому, сохранялось простое собирательства." Страбон пишет: "Массагеты, живущие на островах, питаются кореньями и дикими плодами, потому что у них нет посевов. Одеваются они в древесную кору, скота у них нет. Пьют сок, выжимаемый из древесных плодов"3 .

Чрезвычайно широко были распространены у многих племен пережитки группового брака. "Хотя каж-


1 Зенд-Авеста - священная книга древних персов.

2 Названия доброго и злого божества в древнеперсидской мифологии.

3 Страбон "География". IX, 8.

стр. 58

дый из них женится на одной женщине, - говорит Геродот, - но женами они пользуются сообща. По словам эллинов, таков обычай и скифов; на самом деле так поступают не скифы, а массагеты. Если какой-нибудь массагет пожелает иметь общение с женщиной, он вешает колчан свой перед ее повозкой и спокойно с ней сообщается"1 . Об этом же обычае неоднократно говорят и другие авторы.

У нас нет прямых указаний на наличие здесь элементов матриархата, если не считать упоминания о царицах у массагетов и саков. Но интересно отметить, что легендарные государства амазонок - женщин-воинов - многие античные писатели помещают в пределах Средней Азии. Надо сказать, что вообще положение женщин в этот период у большинства среднеазиатских племен было весьма почетным и независимым. У иссидонов они пользовались одинаковыми правами с мужчинами, а сакские женщины принимали участие в военных походах.

Но простое собирательство и элементы группового брака являлись уже пережитками. Большинство племен Средней Азии жило в условиях патриархально-родового быта - последней стадии доклассового общества. Об этом свидетельствует тот факт, что кочевое скотоводство и оседлое земледелие являлись уже основным занятием подавляющего большинства населения. В нашем распоряжении нет достаточных сведений, чтобы сделать точный вывод о том, насколько крепки были эти патриархально-родовые отношения. Мы не имеем никаких указаний на наличие имущественной диференциации. Правда, Геродот, говоря о массагетах, пишет, что они сражались и на лошадях и пешими, но едва ли из этого можно сделать вывод, что уже выделилась беднейшая часть населения, не имеющая лошадей и принужденная сражаться пешими. Скорее всего здесь дело в чисто военном подразделении, не имеющем связи с имущественным положением. Античные авторы постоянно упоминают царей и цариц у массагетов и саков, но, очевидно, речь идет о племенных вождях.

Характерно, что у греческих авторов сложилась крепко установившаяся традиция изображать скифов, к которым греки относили также саков, иссидонов и даев, как народ справедливый, не знающий обмана, угнетения, зависти, т. е. всех неизбежных спутников имущественного неравенства и эксплоатации.

Дай и иссидоны, большая часть массагетов и саков, занимавших огромные среднеазиатские степи и пустыни, были кочевниками-скотоводами. Лошади и овцы составляли основную массу разводимого скота. Почти все наши источники говорят о широком распространении здесь овцеводства. Эфор прямо называет саков овечьими пастухами. Овцы доставляли основную массу продуктов питания; из овечьей шерсти и овчин изготовлялась одежда.

Не меньшую роль играла и лошадь: кобылье молоко и мясо лошади в самых широких размерах употреблялись в пищу. Кроме того лошадь являлась основным средством передвижения. Кочевники были прекрасными наездниками. Конница среднеазиатских племен пользовалась большой известностью. Лошадь считалась также наиболее ценным видом жертвоприношения.

Кочевые племена еще мало знали железо: медь и бронза были основными материалами, находившимися в употреблении. "Все предметы у них - массагетов, - пишет Геродот, - из золота и меди. Все, что требуется для копий, стрел и секир, приготовляется из меди. Головные уборы и подпруги украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцыри для лошадей; напротив, уздечки, удила и бляхи на сбруе приготовляются из золота. Железа и серебра они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золота и меди у них в изобилии"2 .

Жилищами им служили крытые повозки, своего рода кибитки на ко-


1 Геродот "История". I, 216.

2 Геродот "История". I, 215.

стр. 59

лесах, которые они перевозили с собой, кочуя с места на место в поисках новых пастбищ.

Меньше известно нам об оседлом населении Средней Азии в этот период. Интересно отметить тот факт, что античные авторы не проводят резкой грани между оседлым и кочевым населением. Наоборот, сообщаемые ими сведения говорят о том, что среди одного и того же племени имелись оседлые и кочевые элементы. Страбон, говоря о массагетах, различает среди них оседлые группы и группы кочевые. Нередко происходило оседание кочевников, переходящих от скотоводства к земледелию. Помпеи Трог пишет о том, что Бактры были основаны скифами (т. е. кочевниками).

Новейшие археологические раскопки, произведенные Григорьевым весной 1934 года в долине Нижнего Чирчика, неподалеку от Ташкента, подтверждают наличие среди кочевников-саков отдельных земледельческих групп и довольно крупных оседлых поселений.

В долинах Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, Зеравшана, Мургаба, а также в различных частях предгорий земледельческие общины составляли основную массу населения. То, что эти общины существовали здесь с незапамятных времен, лучше всего доказывают раскопки в Анау.

Плодородие почвы и земледельческое искусство Бактрии, Согдианы и Маргианы пользовались огромной славой в античном мире. В качестве продуктов, возделывавшихся здесь с очень давнего времени, упоминаются ячмень, пшеница, просо, кунжут и рис, а также хлопок. Кроме того в более поздний период особой известностью пользовались маргианские и бактрийские виноградные лозы, кисти плодов которых иногда достигали якобы двух локтей (футов) в длину.

Земледельческие общины уже умели пользоваться искусственным орошением, без которого и в тот период невозможно было сколько-нибудь широкое развитие земледелия. Геродот сообщает нам о том, что персы уже застали здесь ирригационную систему, созданную до их появления местными общинами.

По некоторым данным, можно сделать вывод, что районы Хоразмии, Парфии, Маргианы, Бактрии и отчасти Согда стояли в это время на более высокой стадии общественного развития чем области, занятые кочевниками. Характерно, что в четвертом культурном слое Анау, начало которого археолог Пумпелли датирует серединой V века до нашей эры, найдено значительное количество железных орудий. Это невольно наводит на мысль о том, что техника железных орудий была уже освоена в оседлой полосе, в то время как кочевники употребляли медь и бронзу.

Густое земледельческое население имела Хоразмия (современный Хорезм). Несомненно, Хоразмия была одним из древнейших центров культуры в Средней Азии. Вполне возможно, что процесс классового расслоения происходил среди хоразмийских племен значительно раньше персидского завоевания. Характерно, что Хоразмия в результате упорной борьбы сумела впоследствии отстоять свою независимость от персов. Повидимому, в начале IV века до нашей эры Хоразмия стала самостоятельным государством. Когда войска Александра Македонского появились в Средней Азии, Хоразмия уже не входила в состав персидской монархии. Хоразмийский царь в качестве независимого владетеля явился в лагерь Александра, обещая ему поддержку, если тот задумает поход на север от Яксарта.

Чрезвычайно могущественным и влиятельным в пределах Средней Азии являлся союз согдийских племен. Долина Зеравшана была одной из плодороднейших и густо населенных частей Средней Азии. Столица Согдианы Мараканда (современный Самарканд) была, повидимому, крупным городским центром еще в VI веке до нашей эры. Следы древних сооружений искусственного орошения в долине Зеравшана могут быть отнесены к весьма отдаленным временам, значительно более древним чем персидское и даже индийское

стр. 60

завоевания. Согдийцы имели свою письменность, свое летосчисление, свой календарь.

В особенности должна привлечь наше внимание в полосе оседлого земледелия Бактрия; Бактры - один из древнейших городских центров Азии. Бактры были крупным городом еще до персидского завоевания. Согласно легенде, великий ассирийский завоеватель Нин должен был для покорения Бактрии двинуть огромную армию. Сказания рисуют Бактры крупным, сильно укрепленным городом, наполненным сокровищами, центром значительного государства, на завоевание которого Нин должен был потратить много времени.

Сделавшись впоследствии сатрапией персидской монархии, Бактрия - сердце Ирана, как ее называли, - занимала среди провинций Ирана особое положение: она играла выдающуюся роль как центр зоро-астрийской религии. 360 талантов серебром подати, которые она уплачивала ежегодно, указывали на наличие здесь густого населения.

Немногие археологические раскопки, а также разрозненные находки, имеющиеся к настоящему моменту, позволяют сделать вывод, что ремесло и торговля получили уже известное развитие на территории Средней Азии еще до прихода персов. Через Среднюю Азию проходил скифский "золотой путь", соединяющий Алтай с причерноморскими степями. Золото к массагетам могло приходить или с Алтая или из районов современного горного Таджикистана. С древнейших времен из Средней Азии вывозилась ляпис-лазурь, которая так ценилась при дворах ассирийских царей и египетских фараонов.

Некоторые косвенные данные указывают на то, что Средняя Азия с древнейших времен имела торговые связи с Индией. Кроме того целый ряд предметов, упоминаемых при описании вооружения массагетов, мог изготовляться только искусными ремесленниками. Конечно, великая посредническая роль Средней Азии в полной мере начала сказываться несколько позднее, тогда, когда Иран на западе, а долины Хуанхэ и Янцзы на востоке стали центрами крупных государственных об'единений, но все же посредническая торговля между Китаем и Передней Азией в известной мере существовала и раньше.

Такова была Средняя Азия в тот момент, когда в нее вторглась армия персидских завоевателей.

3

Племена Средней Азии вошли, по-видимому, в соприкосновение с Ираном в период возникновения мидийской державы, причем наступающей стороной были мидяне. К началу VI века до нашей эры мидяне подчинили себе южные районы Средней Азии. У Диодора имеется указание на то, что мидянам пришлось вести войну с саками. Причиной ее было отпадение принадлежащих Мидии парфян, призвавших себе на помощь сакские племена. Война закончилась вторичным подчинением Парфии и дружественным союзом между мидянами и саками. Из этого следует, что Парфия входила в состав мидийской монархии. Однако дальше на север, за пределы левого берега Аму-Дарьи, власть мидян не простиралась.

Господство мидян было свергнуто персами, которые во главе с родом Ахеменидов овладели мидийским государством. Они и направили впервые свои военные походы за пределы Аму-Дарьи - в северные области Средней Азии.

Среднеазиатские племена и прежде всего массагеты оказывали упорное сопротивление персидскому завоеванию. Но как бы храбро ни бились за свою независимость разрозненные и сравнительно малочисленные племена Средней Азии, они не могли устоять в столкновении с персидской державой, во много раз превосходившей их своим военным могуществом. К концу VI века до нашей эры, в период царствования Дария I Гистаспа, почти вся Средняя Азия, до берегов Сыр-Дарьи, входит в состав персидской монархии. Бехистунская надпись в числе подвластных Дарию областей перечисляет Парфию, Хоразмию, Бактрию,

стр. 61

Дарий с побежденными мятежниками.

Памятник Дарию в Багистане. I век до нашей эры.

Согдиану и земли саков, указывая, что они приносят ему дань и исполняют его приказания.

В период персидского господства происходит процесс разложения доклассовых общественных отношений, процесс формирования классов. Несомненно, что само персидское завоевание ускорило классовую диференциацию. Завоеватели жестоко эксплоатировали покоренные народности.

Во времена Дария I Средняя Азия была разделена на несколько податных округов - сатрапий. Во главе каждого округа стоял сатрап, наместник царя, чаще назначаемый из членов рода Ахеменидов, в распоряжении которого имелись отряды войск и многочисленный штат чиновников, в том числе тайная полиция - царские "глаза" и "уши". Главной задачей сатрапа было выколачивание податей из подвластного населения и своевременное представление их в центр персидской монархии.

Помимо прямых податей, которыми облагалось население, персидские сатрапы изыскивали всевозможные способы выкачивать из населения дополнительные средства. В земледельческих округах персы прежде всего поспешили захватить контроль над оросительными сооружениями, которые в их руках стали средством беспощадной эксплоатации земледельческих общин.

Содержание сатрапов, их двора, чиновников, гарнизонов войск шло за счет местных жителей, ложась дополнительным бременем на население.

Элементы эксплоатации, имущественного неравенства и рабства получают широкое распространение среди народов Средней Азии. Прежде всего сами персидские сатрапы, обзаводясь хозяйством, обрабатывали его при помощи труда рабов. Рабы были основной рабочей силой и при проведении оросительных работ. Кроме того Средняя Азия служила местом ссылки. Сюда в качестве полусвободных поселяли значительные массы людей, высылаемых по политическим соображениям из других частей персидского государства. Например восставшие милетцы и баркеане после усмирения восстаний были обращены в рабство и поселены в Бактрии. Однако нельзя думать, что рабство здесь искусственно насаждалось персами. Глубокий процесс классовой диференциации охватил и среднеазиатские племена. В этот период начинается формирование родовой землевладельческой аристократии. Персидская администрация сосредоточивала в своих руках лишь сбор дани и общее наблюдение за завоеванными областями.

стр. 62

Племенные вожди сохранили полностью свою власть над местными общинами. Они тоже в этот период обзаводятся собственным хозяйством, построенным на рабском труде, и эксплоатируют подвластные им общины. Исходя из фактов, относящихся к другим частям персидской монархии, мы с полным основанием можем предположить, что персы покровительствовали расширению экономического и политического влияния вождей, поскольку таковые были верными агентами их власти. Под покровительством персов, уплатив требуемую с них дань, они спокойно могли увеличивать свои богатства за счет рабов и общинников. К концу персидского владычества этот слой родовой землевладельческой аристократии наметился весьма отчетливо.

У нас нет достаточных сведений относительно роли общин и общинных организаций в данный период, но несомненно, однако, что восточные общины с их замкнутостью, соединением ремесла и земледелия оказывали величайшее влияние на ход исторического развития и здесь, в Средней Азии. Процесс классовой диференциации задерживался этими сплоченными общинами, которые продолжали существовать тысячелетиями, входя в состав различных государственных об'единений.

Народности Средней Азии, кроме уплаты дани, были обязаны доставлять вспомогательные войска в случае крупных походов персидского царя. По приказу сатрапов, племенные ополчения под командой родовых вождей выступали в указанные им места, где собирались в крупные отряды, начальниками над которыми были обыкновенно персы. В период греко-персидских войн греки могли воочию наблюдать бактрийцев, согдийцев и т. д. с их характерными вооружениями и одеждой.

Среднеазиатские ополчения пользовались блестящей военной славой. Мардоний, оставшийся в Греции после поражения персидского флота при Саламине, в числе отборных войск оставил при себе саков и бактрийцев. Конница саков выделялась даже среди превосходной персидской конницы. Помимо участия в крупных походах, представителей среднеазиатских племен охотно привлекали на военную службу в Персию в качестве наемников. Саки и бактрийцы входили даже в состав царской гвардии, так называемых десяти тысяч бессмертных.

Военные походы и военная служба еще более усиливали власть родовых вождей. Они командовали племенными ополчениями, получали подарки; если приводили с собой большое число воинов, на их долю выпадала военная добыча, между тем как рядовые воины несли на своих плечах все тяготы походов, ничего не получая.

Связь с огромным персидским государством и накопление в руках формировавшейся родовой землевладельческой аристократии значительного количества материальных ценностей дали новый толчок к развитию ремесла и торговли. Наряду с внутренней торговлей в середине IV века до нашей эры вырастает посредническая роль Средней Азии, В Индии - в долинах Инда и Ганга, в Китае - по течению Хуанхэ и Янцзы складываются в это время крупные государственные об'единения. Средняя Азия становится связующим звеном между тремя великими очагами древних культур.

В V и IV веках до нашей эры в Средней Азии возникает значительное количество новых городских

Телохранители персидских царей. Барельеф.

стр. 63

Развалины Персеполя.

центров. По преданию, Кир заложил здесь семь городов, которые сосредоточили вскоре в своих стенах многочисленное население. Главный из них - Кирополис (Ура-Тюбе) - впоследствии оказал долгое и упорное сопротивление армии Александра Македонского. Бактры становятся в этот период одним из крупнейших, городов персидской монархии. К концу персидского владычества вырастает в крупный населенный пункт мараканда (Самарканд).

Значительные изменения произошли в этот период в области религии. Мы очень мало знаем о религиозных культах среднеазиатских племен до проникновения сюда персов. По словам Страбона и Геродота, среди массагетов было распространено поклонение солнцу, которому приносили в жертву лошадей. Однако никаких более подробных сведений у нас нет.

В земледельческих областях был распространен культ Анахитис - богини плодородия, - материальные остатки которого ввиде статуэток изображающих женщину с ребенком на руках, найдены в различных местах Средней Азии. Персидская монархия с мощным государственным аппаратом, острыми классовыми противоречиями не могла, конечно довольствоваться старыми, примитивными религиозными культами. При Ахеменидах господствующей религией стала так называемая религия "Зороастра. По учению Зороастра во главе мира стоит светлое божество Аура-Мазда - создатель всех положительных начал в природе и человеке. Ему противостоит Ариман - создатель всех злых начал. Между ними идет постоянная борьба. Каждый последователь Зороастра должен был рассматривать себя как воина Аура-Мазда, принимающего участие в борьбе против сил Аримана, и, конечно, как воин был обязан беспрекословно повиноваться тем, кто является наместником и агентом Аура-Мазда на земле. Религия Зороастра получила распространение во всех завоеванных персами областях. Проникла она также и в Среднюю Азию.

Несмотря на все усилия персов власть их не была особенно прочной: она постоянно наталкивалась на жестокое сопротивление со стороны Местного населения. Средняя Азия принадлежала к областям, весьма неспокойным с точки зрения персидской администрации. Различные причины лежали в основе антиперсидских выступлений. Прежде всего широкие массы населения жестоко ненавидели персидских сатрапов, выколачивающих из них бесконечные подати. Часто приходила в столкновение с персами и местная родовая

стр. 64

Анахитис. Старинное изображение.

аристократия, которая, хотя и пользовалась известным покровительством со стороны персидского царя, все же с неудовольствием наблюдала, как огромные материальные средства уходят к персам, вместо того чтобы оставаться в руках местных господствующих групп. Наконец, сами персидские сатрапы нередко пользовались затруднениями центрального правительства и об'являли себя независимыми монархами. Мы не имеем материалов для того, чтобы представить себе последовательный ход исторических событий в период персидского господства в Средней Азии. Однако те отрывочные сведения, которые до нас дошли, говорят нам и о крупных восстаниях и о том, что здесь постоянно существовало острое недовольство персидским владычеством.

Последнее столетие существования персидской монархии пестрит восстаниями в различных частях государства. Однако эти восстания, как правило, подавлялись персами. Только на территории Средней Азии ряд выступлений против персов закончился победой и привел к отпадению некоторых провинций. С середины IV века до нашей эры завоевывает себе самостоятельность Хоразмия, ставшая независимой монархией. Кроме того саки перестают быть подданными персидского царя.

Попытка персидского царя Дария подчинить себе среднеазиатских скифов окончилась неудачно. Свободолюбивые кочевники степей нашей родины в Средней Азии сумели дать персидским захватчикам такой же суровый отпор, как и скифы северного Причерноморья.

4

В 334 году до нашей эры армия Александра Македонского перешла Геллеспонт и вступила в пределы персидской монархии. После первых неудач, приведших к отдаче в руки Александра Малой Азии, персидский царь Дарий Кодоман к весне 333 года сумел поставить на ноги все военные силы персидской империи. Но несмотря на это сражения при Иссе (333 год) и Гавгамеле (331 год) явились могилами персидского

могущества; согнанные из-под палки племенные ополчения не проявляли никакого желания энергично сражаться для поддержания власти своих угнетателей. Они покидали поле сражения при первых же признаках неудачи. Провинции, часто целые страны, вроде Египта, добровольно переходили на сторону победителя.

Несомненно, что неудачи персов, приведшие к падению их политического могущества, нашли соответствующий отклик среди племен Средней Азии. Мы видели, с каким трудом держались здесь Ахемениды в последнее столетие существования персидской монархии. Естественно предположить, что известия о разгроме при Иссе и Гавгамеле должны были вызвать среди среднеазиатских племен движение за завоевание независимости.

Аура-Мазда.

С изображения на персидских памятниках.

стр. 65

Ариман, убиваемый царем.

С большого рельефа в дариевом дворце в Персеполе.

Планы Дария сделать Среднюю Азию ареной борьбы за восстановление власти персов не встречали среди них сочувствия. В самом деле, бактрийцы, согдийцы, парфяне должны были теперь своими руками восстанавливать власть своих угнетателей, восстанавливать положение, против которого они боролись в течение столетий. Не лучше ли было, наоборот, покончить с персами и если бороться, то бороться за свою независимость против новых завоевателей?

За Каспийскими воротами Александру предстояло продолжать войну не с подданными персидского царя, сражавшимися по его приказу, а с племенами, отстаивавшими свою свободу, рассматривавшими македонян как новых поработителей. Понятно, что Александра здесь ждало сопротивление, подобного которому он не встречал нигде в пределах всей персидской монархии.

Для завоевания Средней Азии Александру Македонскому потребовалось свыше 3 лет (329 - 327 годы до нашей эры). Несмотря на отчаянное сопротивление населявших Среднюю Азию народов и неоднократные восстания покоренных уже областей великому завоевателю удалось к 327 году захватить большую часть Средней Азии1 .

После завоевания Средняя Азия вошла в состав огромной македонской монархии, простиравшей свои границы от Адриатического моря на западе до Сыр-Дарьи и Индии на востоке.

Александр не даром потратил столько усилий для подчинения Средней Азии. Области вокруг Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи имели для основанной им монархии величайшее значение. Их многочисленное население являлось об'ектом эксплоатации для македонских завоевателей; доходы, получавшиеся отсюда наследниками Александра, были еще больше чем доходы персов. Парфия, Маргиана, Бактрия и Согдиана прикрывали Иран от нападения степных кочевников. Кроме того здесь пролегали великие торговые пути в Индию и страны Дальнего Востока, значение которых начинало все больше и больше сказываться уже в эпоху македонского завоевания.

Велико было влияние, оказанное походами Александра на внутреннюю жизнь Средней Азии. В результате их еще больше окрепла землевладельческая знать. Для того чтобы сделать ее своей опорой, Александр принужден был увеличить ее земельные владения и усилить ее влияние на свободные общины. Став агентом македонских завоевателей и сосредоточив в своих руках огромные массы земли и рабов, эта знать образовала господствующую группу в важнейших областях Средней Азии. С политическим влиянием землевладельческой аристократии должны были серьезнейшим образом считаться и наследники Александра. Вся последующая


1 О походе Александра Македонского в Среднюю Азию смотри статью А. Бергера в 11 журнала "Борьба классов" за 1936 год.

стр. 66

история доказывает, что власть македонских завоевателей была сильна здесь лишь постольку, поскольку она опиралась на поддержку местных господствующих элементов.

После македонского завоевания разрослись и торговые связи Средней Азии. В особенности большое значение имело установление прямых сношений с Индией. Быстро росло и количество городов, в особенности в Согдиане и Бактрии. Из двенадцати городских центров, основанных Александром и его полководцами, особенно крупное торговое значение получила Александрия Крайняя (Ходжент), через которую завязалась торговля с Ферганой и народами, жившими дальше на восток, в пределах современного Син-Цзяна. Когда через 75 лет после смерти Александра бактрийский сатрап Диодот провозгласил свою независимость, то, по словам Помпея Трога, в его власти оказалась "тысяча городов".

5

После смерти Александра в Вавилоне, последовавшей вскоре после возвращения из индийского похода, в 323 году, вспыхивает ожесточенная борьба между его наследниками, диодохами.

В результате борьбы между диодохами большая часть азиатской монархии Александра сосредоточилась в руках его полководца Селевка. Окончательно утвердившись к 312 году в Вавилоне, он подчинил себе затем Сирию, Армению, большую часть Ирана и Среднюю Азию. "Селевк приобрел власть над всей Сирией за Евфратом у моря и над внутренней Фракией. Он владел Месопотамией, Арменией, Каппадокией, называемой Селевкией" персами, парфянами, бактрийцами, арабами, тапирами, Согдианой, Арахозией, Гирканией и всеми народами до Инда, завоеванными Александром..."1 - пишет Арриан.

Селевкиды в основном придерживались персидской системы управления завоеванными странами, с той лишь разницей, что в релях пресечения сепаратистских наклонностей сатрапов они делили подвластные им области на возможно более мелкие единицы.

Средняя Азия была для Селевкидов крупнейшим источником доходов, в особенности ее густо пасе

Битва при Иссе. I век до нашей эры.

Стенная роспись.


1 Арриан "Сирия", 55.

стр. 67

Битва при Гавгамеле. I век до нашей эры.

ленные земледельческие области, платившие большое количество податей. Наследник Селевка Антиох I Сотер обратил особое внимание на постройку здесь городов и укреплений. Грандиозные работы были предприняты в Маргиане: весь центр оазиса на протяжении более двухсот километров был обнесен сплошной стеной, и в середине его был построен город, названный в честь строителя Антиохией. "Изумленный плодородием равнины (имеется в виду Маргиана), Антиох Сотер обвел ее стеной, имеющей в окружности 1500 стадий, и основал в ней город Антиохию. Земля здесь также производит хорошую виноградную лозу. Рассказывают даже, что здесь часто попадаются стволы, которые могут быть обняты только двумя лицами, а виноградные кисти в два локтя"1 .

В это же время было произведено исследование течений Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи с целью использования их для расширения торговых связей.

При Селевкидах греческое влияние, в особенности в Согдиане и Бактрии, пустило довольно глубокие корни. Значительное количество греческих купцов и ремесленников осело в городах этих областей. Их присутствие здесь подтверждается целым рядом археологических находок. Кроме того в большом количестве греки должны были быть здесь как представители военной и гражданской администрации Селевкидов. Мы уже говорили о военном значении Средней Азии, прикрывавшей Иран со стороны великих степей севера и северовостока. Здесь всегда должны были находиться крупные гарнизоны войск, среди которых, безусловно, находились и части, состоявшие из греческих и македонских наемников. С полным основанием мы можем предположить, что греко-македонские элементы проникали и в состав местной землевладельческой аристократии, в особенности из администрации и командного состава войск.

Экономически мощная и политически влиятельная местная аристо-


1 Страбон "География". XV, 7.

стр. 68

кратия по мере своего окончательного укрепления начинала смотреть на власть Селевкидов как на зло. Селевкиды выкачивали из среднеазиатских сатрапий огромные материальные ценности. Естественно, что это не могло нравиться местным господствующим элементам, желавшим получать их в свою пользу. Они чувствовали себя теперь достаточно сильными для того, чтобы создать собственные государственные об'единения, не зависящие от власти македонян. При этом они всегда могли рассчитывать на поддержку широких масс местного населения, ненавидевших власть иностранных завоевателей. Внутреннее состояние монархии Селевкидов к этому времени (середина III века) очень благоприятствовало намерениям местной аристократии. При Антиохе II Теосе и Селевке Каллинике все силы монархии Селевкидов были заняты борьбой в Сирии и Малой Азии за поддержание здесь македонского владычества. Это создало благоприятную обстановку для отпадения среднеазиатских областей, которое и произошло примерно к 250 году до нашей эры.

В Средней Азии образовалось сразу два центра борьбы против власти Селевкидов, которые в дальнейшем оформились как два самостоятельных государства. Это были Бактрия и Парфия. В Бактрии инициативу провозглашения независимости взяли на себя сами греки. Бактрийский сатрап Диодот провозгласил себя независимым царем Бактрии.

В Парфии во главе восстания встал знатный род Арсакидов, повидимому, и до этого уже живший не в ладах с македонской администрацией и связанный с полунезависимыми племенами даев, жившими в Кара-Кумах. Используя ненависть парфян к македонским завоевателям, Арсакиды с конными отрядами каракумских кочевников врываются в Парфию (около 250 года), собирают вокруг себя представителей других знатных парфянских родов, нападают на сатрапа Парфии, убивают его и захватывают власть в свои руки. Таким образом, если в Бактрии во главе независимой бактрийской монархии оказались греко-македонские элементы, то в Парфии они были истреблены и власть сосредоточилась в руках парфянских знатных родов. Страбон прямо говорит о том, что Арсак поспешил захватить власть в свои руки прежде всего потому, что опасался, что Диодот распространит свое владычество и на Парфию.

В конечном счете, в руках Диодота оказались Согдиана, Бактрия и Маргиана, т. е. пространство от берегов Сыр-Дарьи на севере до верхнего течения Инда на юге.

Арсакиды захватили Парфию и северную часть Гиркании.

6

Первые годы самостоятельного существования греко-бактрийской монархии и Парфии были годами напряженной внутренней и внешней войны. Землевладельческая аристократия обеих стран, стремясь закрепить свою власть и упрочить свое господство, беспощадно подавляла всякое внутреннее сопротивление в захваченных ею областях.

Кроме того оба вновь возникшие государства вели ожесточенную войну между собой. Арсак I, основатель парфянской монархии, погиб вскоре же после провозглашения независимости, будучи смертельно ранен в одном из сражений. В 248 году до нашей эры во главе монархии становится брат Арсака Тиридат, царстовавший под именем Арсака II. Парфяне считали Тиридата истинным создателем парфянского государства. Им были окончательно покорены еще не признавшие господства Арсакидов племена, создано ядро постоянных, войск наряду с ополчениями аристократии, построены крепости в важнейших стратегических частях страны, в частности отстроена и укреплена новая столица Парфии - Дарра (возле Каахка). Внутренний строй Парфии и Греко-Бактрии известен нам очень плохо. Правда, античные писатели и китайские летописи сообщают довольно много сведений о социальных отношениях Парфии, но сведения эти относятся к более позднему периоду, когда парфяне подчинили

стр. 69

себе Иран и Месопотамию, заняв господствующее положение в этих странах древнейшей ассиро-вавилонской и персидской культуры. Власть в Парфии сосредоточилась в руках рабовладельческой аристократии, имевшей в своем распоряжении огромное количество земель, скота и рабов. Страной управляло несколько таких знатных родов, державших в полной зависимости всю остальную массу свободных общин скотоводов и землевладельцев. Представители этих знатных и могущественных родов занимали все виднейшие должности в государстве; из них же были составлены два совета, которые римские авторы иногда называли сенатом.

В качестве типичного представителя этой знати можно назвать Сурену, парфянского полководца, разбившего Красса. Сурена имел огромное количество земель и рабов; по словам Плутарха, он являлся на войну в сопровождении 10 тысяч лично им сформированного войска, состоящего из его рабов. "Сурена и его потомки имели высокое право при восшествии на престол нового парфянского царя возлагать на него корону"1 .

Этим обрядом символизировался, невидимому, тот факт, что парфянский царь получал свою корону из рук знати. Знатные роды крепко держали власть в своих руках. Мы знаем случаи, когда совет знати смещал парфянских царей, неугодных им, и передавал их корону другим лицам2 .

О внутренних отношениях Греко-Бактрии у нас меньше сведений. Несомненно, что и здесь господствующее положение в государстве занимала греко-македонская и местная согдийская и бактрийская землевладельческая знать. Однако в Бактрии большую роль должны были играть купеческие элементы многочисленных и богатых бактрийских городов. Мы уже говорили, что отпадение Парфии и Бактрии произошло при очень благоприятных внешних обстоятельствах. В первые годы монархия Селевкидов ничего не могла предпринять для того, чтобы вновь вернуть себе отпавшие области, и они могли спокойно использовать это время для своего внутреннего и внешнего укрепления. Однако в последующие годы Бактрии и Парфии пришлось выдержать долгую и жестокую борьбу за сохранение своей самостоятельности.

Серьезная угроза нависла над обоими государствами тогда, когда Птоломей Эврегет, замышляя восстановить монархию Александра, подчинил себе всю Переднюю Азию и дошел до границ Бактрии и Парфии. Независимость последних висела буквально на волоске, однако восстание, вспыхнувшее в Египте, заставило Птоломея прекратить поход и поспешно вернуться обратно.

Арсак II воспользовался создавшейся ситуацией для того, чтобы подчинить себе Гирканию - область, расположенную по южным и юговосточным берегам Каспийского моря.

Селевк Каллиник предпринял в 1238 году до нашей эры поход против Парфии. Ему удалось заручиться поддержкой Диодота Бактрийского, находившегося в это время в жестокой вражде с Арсакидами. Атакованный с двух сторон, Арсак принужден был отказаться от сопротивления и бежать к кочевникам севера. Получив от них помощь, он выжидал дальнейшего хода событий, и, действительно, в ближайшее время дела приняли благоприятный для него оборот. Диодот I умер, а его наследник Диодот II поспешил порвать с Селевком и об'единить свои силы с парфянами. Соединенная парфяно-бактрийская армия нанесла Селевку жестокое поражение и принудила его к поспешному отступлению.

Парфяне совершенно справедливо считали эту победу подлинным началом самостоятельного существования своего государства и учредили в честь ее ежегодный праздник.

Бактрия и Парфия могли теперь чувствовать себя не только в полкой безопасности от Селевкидов, но и получили возможность расширять свои владения за их счет.

Так, при наследнике Арсака II, Артабане I, повидимому, в начале


1 Плутарх "Жизнеописание Красса".

2 "Иосиф Флавий "Иудейские войны".

стр. 70

второго десятилетия III века до нашей эры, парфяне владели большей частью Мидии вместе с ее древней столицей Экбатаной.

В Бактрии после смерти Диодота II, свергнутого с престола около 230 года до нашей эры, происходят сильные внутренние неурядицы. Отдельные области, в том числе Согдиана, пытаются освободиться от греко-бактрийского владычества. Однако основатель новой династии Эвфидем вновь восстанавливает единство греко-бактрийской монархии и начинает расширять ее границы в южном направлении.

Последний раз серьезная опасность угрожала самостоятельному существованию этих двух среднеазиатских государств при Антиохе Великом.

Восшествие на престол Антиоха Великого было связано с крупными внутренними беспорядками в монархии Селевкидов. От нее отпали все восточные сатрапии, так что одно время власть Антиоха простиралась лишь на Сирию. Но затем, искусно пользуясь раздором в лагере противников, он не только вновь подчинил себе Месопотамию и прилегающие к ней области Мидии и Персии, но и предпринял серьезный поход (209 год до нашей эры) для восстановления власти Селевкидов во всех когда-то принадлежавших им областях. Занятые парфянами области Мидии вместе с Экбатаной быстро перешли в его руки. В открытом сражении войска Артабана потерпели жестокое поражение. Однако упорное сопротивление парфян как на поле сражения, так и за стенами городов, а также тот факт, что парфянская аристократия, отстаивавшая свое господство, готова была вести войну дальше, заручившись поддержкой кочевников сервера, заставили Антиоха пойти на мир. Македонская армия могла еще выигрывать сражения и брать города, но вести длительную войну в столь отдаленной местности у Антиоха не хватало сил. Поэтому мир, заключенный им с Артабаном, был очень выгодным для последнего компромиссом. Артабан должен был уступить часть своих владений, обязался высылать ежегодные подарки и выставлять вспомогательные войска. Взамен этого Антиох принужден был признать Артабана царем Парфии и Гиркании.

Еще меньше реальных результатов принес Селевкидам предпринятый зачтем поход против Бактрии.

Заключив мир с парфянами, Антиох в 206 году предпринял поход на владения Эвфидема. На реке Арии произошло сражение, в котором баки трийцы были разбиты. Эвфидем бежал и затем направил послов с мирными предложениями в лагерь Антиоха. Македонская армия была истощена походом, ощущала острый недостаток в с'естных припасах, и поэтому Антиох был рад завязать мирные переговоры. Во время последних Эвфидему удалось доказать Антиоху, что если он даже и завоюет Бактрию и Согдиану, то все равно не в состоянии будет удержать их в своих руках. Эвфидем был торжественно утвержден в сане паря Бактрии, его сыну Деметрию была обещана рука дочери Антиоха, взамен чего Эвфидем в изобилии снабдил македонскую армию с'естными припасами и выдал победителю всех своих боевых слонов.

После заключения мира Антиох через Гиндукуш двинулся в Индию. Поход Антиоха в пределы Средней Азии можно считать историческим рубежом, после которого окончательно утвердилось самостоятельное существование Бактрии и Парфии.

Эфемерная власть, которую приобрел Антиох III над Бактрией и Парфией, исчезла вместе с уходом его войск, а смертельный удар, нанесенный Селевкидам в 190 году до нашей эры римлянами, покончил навсегда с их притязаниями на господство в западной части Ирана и Средней Азии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАРОДЫ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ДРЕВНИЙ-ПЕРИОД-VI-II-ВЕКА-ДО-НАШЕЙ-ЭРЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. БАЖЕНОВ, НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (VI-II ВЕКА ДО НАШЕЙ ЭРЫ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАРОДЫ-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ДРЕВНИЙ-ПЕРИОД-VI-II-ВЕКА-ДО-НАШЕЙ-ЭРЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. БАЖЕНОВ:

Л. БАЖЕНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
4115 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3159 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (VI-II ВЕКА ДО НАШЕЙ ЭРЫ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android