Libmonster ID: RU-14855
Автор(ы) публикации: А. Г. САЦКИЙ

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774 г.), заключенному между Россией и Турцией, к России отошли Азов, Таганрог, Еникале, Керчь, Кинбурн и часть территории между устьями Днепра и Южного Буга. Российский военный флот, запертый до того в Таганрогском заливе Азовского моря, получил право плавать по Черному морю, не выходя, однако, за его пределы. Но воспользоваться этим правом Россия, по существу, не могла, ибо флота на Черном море она практически не имела. Российское правительство понимало, что Турция, оправившись от последствий войны 1768 - 1774 гг. и поддерживаемая европейскими державами, попытается силой вернуть утраченные позиции в Северном Причерноморье.

Из состава Азовской флотилии лишь несколько небольших фрегатов могли выходить в Черное море: малые глубины Таганрогского залива затрудняли постройку более крупных военных судов1 . Поэтому Адмиралтейств- коллегия, ведавшая военно-морскими делами, обратила особое внимание на Керченскую бухту и Днепровско-Бугский лиман, видя в них возможные центры судостроения и места базирования будущего Черноморского флота.

Одним из первых документов, в котором говорилось об использовании Днепровско-Бугского лимана в качестве новой базы флота, был указ от 27 сентября 1774 года. Командующему Азовской флотилией адмиралу А. Н. Сенявину предписывалось выяснить возможность содержания нескольких фрегатов флотилии при крепости Кинбурн. Мысль о создании в этом лимане гавани с военным портом и верфи появилась позднее, когда Адмиралтейств- коллегия сочла выгоднее строить суда в лимане, чем на донских верфях. На лимане могли возводиться более крупные корабли, пригодные для плавания в открытом море. Привлекала и относительная простота доставки кораблестроительных материалов из лесных массивов, расположенных по Днепру и его притокам. В этой связи Сенявину было поручено в 1775 г. осмотреть лиман и его побережье и высказать свои соображения о месте создания военного порта и указано, что "за решительное принять должно, чтоб на лимане иметь город, гавань и военный флот"2 . Осмотр Сенявиным северовосточного и южного берегов лимана, про-


1 Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. М. -Л. 1939, с. 106.

2 ЦГАВМФ СССР, ф. 212, оп. 4, д. 79, лл. 2 - 6.

стр. 176


меры глубин показали, что необходимым требованиям отвечает в какой-то мере урочище Глубокая Пристань. Относительно верфи Сенявин писал, что ее целесообразно заложить на Днепре несколько выше укрепления Александр- шанца3 .

В 1775 г. Екатерина II подписала указ, в котором излагались положения о создании морских сил в лимане4 . Этот документ определял особенности в организации и развитии судостроения на Юге России. Было принято предложение Сенявина о строительстве военного порта в лимане, а верфи - в районе Александршанца, хотя это предопределяло использование специальных судоподъемных понтонов-камелей для вывода крупных кораблей через устье Днепра и тем самым уменьшало одно из основных преимуществ, на которое рассчитывала коллегия, планируя перевод постройки судов с донских верфей в лиман. Судостроение на Азовском море предлагалось сократить, оставив там "исправление починками и построение мелких судов". Гавань для военного порта должна была обеспечить безопасную стоянку не менее чем 20 крупным кораблям с соответствующим числом мелких вспомогательных судов. Ограниченность размеров лимана и его мелководность обусловили принятие такого решения: три четверти общего числа крупных кораблей в мирное время должны были находиться на стапелях в состоянии максимальной готовности. Соответственно верфи предписывалось иметь не менее 15 эллингов (строения, в которых возводится корпус корабля), расположенных достаточно близко друг от друга для удобства окружения их совместно с адмиралтейскими зданиями системой защитных укреплений.

Сенявину предписывалось приступить к заготовке леса для обеспечения начала работ на лимане5 . Лес предполагалось заготовить в течение наступивших зимних месяцев, чтобы успеть опробовать возможность его сплава с весенним паводком через днепровские пороги. В феврале 1776 г. вице- президент Адмиралтейств-коллегий И. Г. Чернышев сообщил новороссийскому наместнику кн. Г. А. Потемкину об отправлении из Петербурга корабельного мастера В. А. Селянинова "для приискания по Днепру под верфь места и промера, будущими при нем штурманами, Днепра до самого Киева и осмотра лесов"6 . Для руководства работами на лимане был назначен член Адмиралтейств-коллегий генерал-контролер С. Б. Шубин, которому надлежало "для начатия на Днепровском лимане гавани и верфи отправиться туда непродолжительно"7 . В помощь ему коллегия определила бывшего корабельного мастера, советника интендантской экспедиции бригадира И. Ильина и группу флотских и армейских офицеров8 . В инструкции, полученной генерал-контролером, снова речь шла о совместной постройке военного порта, адмиралтейства и верфи в районе Глубокой Пристани9. Шубину предлагалось построить временную верфь на три эллинга. Он предпочел для этой цели участок у Александр-шанца, объясняя свой выбор близким расположением к лиману, наличием укреплений и армейского гарнизона.

В ноябре 1777 г. Адмиралтейств-коллегия представила доклад Екатерине II10 , в котором местоположение военного порта, адмиралтейства и верфи определялось на лимане при Глубокой Пристани. Там же должно было находиться Главное черноморское правление. Относительно верфи у Александр-шанца говорилось, что "коллегия полагает завести оную временную верфь, доколе на лимане все построено и в порядок приведено будет". При этом предполагалось построить на временной верфи эллинги для пяти кораблей11 . В мае 1778 г. дело строительства Черноморского флота было передано Потемкину. В очередном указе отмечалось, "что заведение временного строения кораблей на Днепре при Александр-шанцах е. и. в. не находит надобным, ибо оное по достижении намерений о гавани и верфи само бы собою уничтожилось и произошла бы только напрасная потеря денег"12 .

Но коллегия, которая ратовала за создание военной гавани и главной верфи именно в лимане)/ потом изменила свое мнение. В представлении по этому поводу говори-


3 Там же, лл. 17 - 19.

4 Там же, лл. 10 - 12.

5 Там же, л. 25.

12. "Вопросы истерии" N 8.

6 Там же, л. 56.

7 Там же, д. 8, лл. 7 - 15.

8 Материалы для истории русского флота. Ч. VI. СПб. 1877, с. 699.

9 ЦГАВМФ СССР, ф. 212, оп. 4, д. 81, лл. 373 - 398.

10 Там же, лл. 360 - 363.

11 Аркас З. А, Начало учреждения российского флота на Черном море и действия его с 1778 по 1798 год. - Записки Одесского общества истории и древностей, 1860, т. IV, с. 262.

12 Материалы для истории русского флота. Ч. VI, с. 710.

стр. 177


лось, что "все обстоятельства собрав и довольно рассуждая, коллегия положила за удобное заводить адмиралтейство и верфь при Александр-шанцах, нежели в лимане"13 . Причиной такого решения коллегии послужило, видимо, то, что в лимане глубины, достаточные для спуска крупных кораблей, начинались довольно далеко от берега. А это потребовало бы для постройки эллингов возводить на мелководье специальные насыпи, огромный объем работ по которым в безлюдном крае надолго задержал бы и удорожил создание верфи. В данной ситуации решающее слово предоставлялось Адмиралтейств-коллегий. При этом, независимо от того, где это место будет назначено, оно должно носить имя "город Херсон". То был один из тех редких случаев, когда город получил имя еще до того, как окончательно определилось мести его постройки. Этот город и стал базой кораблестроения на Юге России.

Члену Адмиралтейств-коллегий, генерал-цейхмейстеру и флота генерал- поручику И. А. Ганнибалу поручалось "построение новозаводимого на Днепре при урочище Александровском шанце города Херсона с надлежащими укреплениями и в оном верфи и адмиралтейства"14 . В октябре 1778 г. Ганнибал приступил к сооружению эллингов, для которых заготовляли лес по Днепру и в Могилевской губернии. К началу 1781 г. предполагалось построить восемь кораблей. Однако острая нехватка в людях, знающих судостроительные работы, нарушения сроков поставок материалов подрядчиками привели к тому, что к концу весны 1779 г. был готов только один эллинг, на котором 26 мая заложен первый 60-пушечный корабль, названный "Св. Екатерина". Строительство двух следующих уже 66-пушечных кораблей велось с июня 1780 г. на Херсонской верфи. Их закладкой руководил корабельный мастер С. И. Афанасьев, переведенный из Донской флотилии на место Селянинова.

В 1781 г. был издан указ, утвердивший фактическую независимость И. А. Ганнибала от Адмиралтейств-коллегий в решении таких вопросов, как поставка различных материалов и припасов, размещение заказов на вооружение и подрядов на заготовку леса и т. п., в пределах суммы, ассигнуемой на создание верфи, гавани и постройку кораблей15 . Размеры этой суммы должен был исчислять сам Ганнибал и ежегодно представлять записку о потребном количестве денег непосредственно Екатерине II. В отличие от первоначальных наметок данный указ предопределял построить и содержать в Херсоне флот из двенадцати 66-пушечных кораблей с соответствующим числом фрегатов, разведывательных, посыльных и транспортных судов.

Препятствием для реализации намеченного плана являлась острая нехватка адмиралтейских и флотских кадров. 28 июля 1781 г. в Херсоне состоялась закладка еще четырех 66-пушечных кораблей. Таким образом, 7 кораблей из 12 находились в стадии строительства. Число казенных мастеровых, рекрутов и солдат составляло тогда около 7 тыс. человек, а с учетом вольнонаемных - 10 тысяч16 . Часть вольнонаемных мастеровых оседала в Херсоне. Сюда устремились купцы из различных мест страны и из-за границы. Для прибывших на постоянное жительство бесплатно отводились земли в черте города для постройки домов и лавок.

Летом 1782 г. снова обострились отношения между Россией и Турцией. Дело явно шло к новой войне17 . И только русский флот мог воспрепятствовать переброске турецких войск в Крым18 . Адмиралтейств-коллегий было приказано: "Из числа назначенных к строению в Херсоне... 7 кораблей изготовить отделкою и вооружением, так чтоб оные как наискорее, а по крайней мере к будущего году к спуску на воду и самому употреблению непременно поспеть могли"19 . Судя по этому распоряжению, в Петербурге не знали об истинном положении дел на Херсонской верфи. О каких семи кораблях могла идти речь, если даже заложенный первым корабль "Св. Екатерина" находился еще на стапеле, а значительная часть корабельного леса, необходимого для постройки других кораблей, стояла на корню в приднепровских лесах?

В конце 1782 г. Потемкин отправил в Петербург свой план действий по присо-


13 Там же.

14 Там же, с. 713.

15 Там же, с. 724, 725.

16 Дружинина Е. И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. М. 1959, с. 82.

17 Тарле Е. В. Екатерина II и ее дипломатия. М. 1945.

18 Петров А. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины П. 1787 - 1791 г. СПб. 1880, с. 82.

19 Материалы для истории русского флота. Ч. VI, с. 728, 729.

стр. 178


единению Крыма к России. В его осуществлении важная роль отводилась Черноморскому военному флоту. Прибыв в столицу, Потемкин принял ряд экстренных мер по усилению Херсонского адмиралтейства квалифицированными мастеровыми. В северных губерниях "для производства корабельного строения" нанимали плотников, "коих ныне и отправлено пять партий"20 ; из Казани препровождено в Херсон 300 рекрутов; к концу декабря на южную верфь отправлено около 1190 "мастеровых людей"21 . В это число входили и 40 охтенских адмиралтейских плотников, поехавших с семьями на постоянное жительство в Херсон.

В январе 1783 г. была введена должность командующего Черноморским флотом; им стал участник Чесменского сражения вице-адмирал Ф. А. Клокачев22 . О том, какое положение он застал в Херсоне, красноречиво свидетельствует его письмо И. Г. Чернышеву: "Осматривая адмиралтейство и строящиеся корабли, которые нашел я в малом построении, паче что еще и недостаточно к строению всякого звания лесов, в коих ни капитан Овцын23 , ни корабельный мастер, ни даже сами содержатели ни приходного, ни расходного счету не знают. В проезд же мой довольное количество видел лесов, разбросанных при речках в воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило. Был я во всех магазинах, чтоб видеть припасы, материалы, однако неожидаемо сыскал почти порожние, словом сказать сей порт нашел и в бедном и в беспорядочном состоянии"24 . Положение со стоящими на стапелях кораблями было не лучше. На заложенном за четыре года до того корабле "Св. Екатерина" следовало менять обшивку из-за появившейся гнили. Из шести 66-пушечных кораблей только четыре имели выставленный полностью набор.

В июне 1783 г. капитаном над портом был определен капитан 1-го ранга М. И. Войнович, а затем капитан 1-го ранга А. П. Муромцев, сменивший Войновича, который вернулся к своим обязанностям командира 66-пушечного корабля "Слава Екатерины". Спущенный на воду 16 сентября 1783 г., он фактически открыл эпоху русского военного судостроения на Черном море. Заложенный же первым корабль "Св. Екатерина" так и не был спущен на воду: его набор прогнил настолько, что недостроенный корпус было решено разобрать с тем, чтобы использовать годные детали для постройки фрегата на другом стапеле25 .

В апреле 1783 г. Крым был включен в состав России. Эта акция позволила приступить к освоению Ахтиарской бухты, избранной для будущего базирования главных сил Черноморского флота. На удобное положение бухты одним из первых обратил внимание командовавший в Крыму русскими войсками А. В. Суворов, по указанию которого на берегу бухты были построены укрепления26 . Необыкновенные достоинства бухты отмечал и Клокачев, доносивший в Петербург: "Во всей Европе нет подобной сей гавани... можно в ней иметь флот до ста линейных кораблей"27 . Начало порту и городу, названному Севастополем, дали четыре каменных здания, как это отмечает в автобиографических записках Д. Н. Сенявин - будущий прославленный адмирал28 . Первоначально предполагалось при новом порте организовать постройку судов подобно тому, как это делалось в Херсонском адмиралтействе. В конце 1784 г. велась заготовка дубовых лесов на два линейных корабля29 . Однако это намерение оказалось неосуществленным из-за трудностей и дороговизны доставки в Севастополь большого объема необходимых материалов, в первую очередь леса.

Летом 1783 г. из Петербурга в Херсон прибыли первые команды для строящихся кораблей. На Черное море было командировано несколько тысяч матросов, солдат, канониров и мастеровых различных профессий. Разделенные на партии, под надзором морских и армейских офицеров, они двигались на подводах через Новгород, Москву, Тулу к Кременчугу, а оттуда бескрайними и безлюдными степями - к Херсону. Прибывших размещали в пустых казармах ар-


20 Записки Одесского общества истории и древностей, 1879, т. XI, с. 326.

21 Там же, с. 327.

22 Материалы для истории русского флота. Ч. XIII. 1890, с. 2; ч. XV. 1895, с. 13.

23 Овцын И. Т. - с 1780 по 1783 г. капитан над Херсонским портом.

24 Материалы для истории русского флота. Ч. XV, с. 10.

25 Там же, с. 30.

26 А. В. Суворов. Документы. Т. 2. М. 1951, с. 69.

27 ЦГАВМФ СССР, ф. 172, оп. 1, д. 37, л. 11.

28 Головачев В. Ф. История Севастополя как русского порта. СПб. 1872; ЦГАВМФ СССР, ф. 315, оп. 1, д. 443, л. 22; см. также: Венюкова С. В. Из истории возникновения Севастополя.

29 Записки Одесского общества истории и древностей, 1879, т. XI, с. 366.

стр. 179


мейских полков, часть которых была выведена в полевые лагеря30 . В числе офицеров, присланных с Балтийского флота, находился и капитан 2-го ранга Ф. Ф. Ушаков, назначенный командиром на один из 66-пушечных кораблей31 .

Нужда в опытных мастеровых на Херсонской верфи и нехватка в какой-то мере людских ресурсов северных губерний побудили Потемкина поручить московскому губернатору Н. П. Архарову наем 1200 плотников, первые партии которых отправились из Москвы уже в июле. Одновременно в Туле шла вербовка кузнецов для Херсонского адмиралтейства32 . Чума, завезенная в Херсон из Константинополя, унесла в течение лета и осени 1783 г. много сотен жизней и приостановила на несколько месяцев работы в адмиралтействе. Умер и вице-адмирал Ф. А. Клокачев. Новым командующим Черноморского флота был назначен вице-адмирал Я. Ф. Сухотин.

Лето 1784 г. прошло в заботах по достройке и подготовке к спуску второго 66- пушечного корабля, получившего имя "Св. Павел", и вооружению "Славы Екатерины". Ее прибытие на рейд к Очакову, где проходили оснастка корабля, загрузка балласта и установка артиллерии, произвело большое впечатление на турок, которые не могли поверить, что русским удалось перетянуть такую громаду через лиманские мели. Первый линейный корабль "Слава Екатерины" в августе вошел в состав Черноморского флота. В 1785 г. были утверждены штаты адмиралтейства и флота на Черном море. Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных кораблей и десяти 66-пушечных, а также восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных и шести 22-пушечных фрегатов, 5 боевых шхун и 23 транспортных судов33 . Личный состав флота определялся в 13 500 человек.

Была узаконена и фактически существовавшая самостоятельность судостроения и флота на Черном море. Для управления всеми флотскими делами организовывалось Черноморское адмиралтейское правление. Судостроение на азовских верфях передавалось тому же правлению34 . Возглавил его 30- летний капитан 1-го ранга "офицер отличных познаний в морском деле" Н. С. Мордвинов35 . Сын известного русского адмирала С. И. Мордвинова, прослуживший несколько лет волонтером в английском флоте, а затем командовавший линейными кораблями на Балтике, Н. С. Мордвинов был человеком образованным, энергичным и честолюбивым.

Образование Черноморского адмиралтейского правления положительно сказалось на строительстве флота. Отделение правления от Адмиралтейств- коллегий позволяло ему в зависимости от конкретных местных обстоятельств распределять финансовые и материальные ресурсы, выделяемые правительством на создание флота и развитие судостроительной базы на Черном море. Независимость Черноморского правления от Адмиралтейств- коллегий и влияние Потемкина при дворе позволили отказаться от постройки 66-пушечных кораблей балтийского образца и перейти к поискам такого типа корабля, который отвечал бы специфическим условиям замкнутого черноморского военного театра. Корабельный мастер С. И. Афанасьев разрабатывал проекты судов, отличавшиеся рядом прогрессивных конструктивных новшеств, ставя об этом в известность Потемкина, который проявлял живейший интерес ко всему, что имело отношение к флоту36 .

Между тем Турция не желала мириться с потерей Крыма и появлением на Черном море русского военного флота. К войне с Россией ее подстрекали Англия и Франция, которые не хотели усиления России на Черном море. В августе 1787 г. Турция начала военные действия. К этому времени флот получил с Херсонской верфи четыре37 66-пушечных корабля и два 50- пушечных фрегата. Кроме того, в Херсоне достраивался спущенный на воду 80- пушечный корабль "Иосиф II", а у Глубокой Пристани оснащались 66- пушечный корабль "Св. Владимир" и 50-пушечный фрегат "Св. Александр".


30 Полномочный И. А. Род мой и происхождение. - Записки Одесского общества истории и древностей, 1889, т. XV, с. 690.

31 Скаловский Р. Жизнь адмирала Ф. Ф. Ушакова. Ч. I. СПб, 1856, с. 41.

32 Записки Одесского общества истории и древностей, 1879. т. XI, с. 335 - 336.

33 Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. М. 1952, с. 288; Исторический очерк развития штатов. - Морской сборник, 1911, N 4, Неофициальный раздел, с. 6.

34 Скаловский Р. Ук. соч., с. 173.

35 Архив гр. Мордвиновых. Т. I. СПб. 1901, с. 368 - 371.

36 Давыдов Ю. В. Сенявин. М. 1972, с. 31.

37 Корабль "Св. Александр" разбился в районе Евпатории 23 октября 1786 г, при переходе из Херсона в Севастополь.

стр. 180


Хотя война и не была неожиданной, она застала Черноморское правление недостаточно подготовленным к обеспечению действий флота в боевых условиях. Это объяснялось рядом причин, основной из которых являлся хронический дефицит платежных средств. Все просчеты и упущения в работе правления и его служб, ощущавшиеся в мирное время не столь остро, сказались с началом войны. В оправдание на обвинения в адрес правления со стороны Потемкина, недовольного неудачами осенней военной кампании 1787 г. и непрерывным потоком донесений и писем о нехватке или отсутствии необходимых флоту вещей, Н. С. Мордвинов писал: "Будьте справедливы - у нас не было способов все заплатить. Правление имело попечение обо всем; делало свои представления, требовало денег... Севастопольский флот должно было исправить, снабдить оный для военного времени, производить работы по разным местам: и везде втрое дороже, нежели в обыкновенное время... Теперь должны мы более 900 тысяч. Я за долг ставлю вас предуведомить, что если не пришлете к нам миллиона два, то четыре заплатите, когда упустим лето, то время, в которое все товары дешевле, а перевоз втрое и вчетверо меньше стоит"38 .

Часть вины за плохую подготовку адмиралтейства к трудностям военного времени ложится на служащих правления, пользовавшихся любой возможностью для личного обогащения. Сетуя в письме В. С. Попову на низкое жалованье и как следствие - не заинтересованность в добросовестной работе своих подчиненных, Мордвинов предлагал повысить вдвое жалованье всем адмиралтейским чинам39 . Считая стиль работы Черноморского правления причиной многих зол, Потемкин, чтобы подчинить работу правления задачам военного времени, решил сам руководить его деятельностью, фактически устранив Мордвинова от управления. Однако это не улучшило положения дел в адмиралтействе. Трудности в снабжении флота возрастали, долги адмиралтейского правления увеличивались. Потемкин разразился гневным письмом в адрес Мордвинова: "Я вам откровенно скажу, что во всех деяниях правления больше формы, нежели дела... Есть два образа производить дела: один, где все возможное обращается в пользу и придумываются разные способы к поправлению недостатков; тут, по пословице, и шило бреет; другой, где метода наблюдается больше пользы; она везде бременит и усердию ставит препоны"40 .

Конфликт между Потемкиным и Мордвиновым привел к тому, что в декабре 1788 г. последний направил Потемкину письмо с просьбой освободить его от службы. Его место занял контр-адмирал М. И. Войнович, следующий по старшинству после Мордвинова офицер Черноморского флота. Потемкин, не нарушая субординации, фактически отстранял осторожного контрадмирала от непосредственного командования корабельной эскадрой - главной ударной силой флота. Не было секретом, что единственное тогда большое сражение с турецким флотом (у о-ва Фидониси) русская эскадра выиграла благодаря решительным действиям младшего флагмана эскадры капитана бригадирского ранга Ф. Ф. Ушакова, который после отъезда Войновича в Херсон становился, в силу установлений о старшинстве, командиром эскадры и Севастопольского порта41 .

Финансовые затруднения, с которыми с начала войны столкнулось Черноморское правление, принудили его на первых порах отказаться от закладки новых крупных кораблей. Неудобство положения Херсонской верфи для их постройки побудило Потемкина обратить внимание на Бугский лиман, глубины которого были больше и позволяли без дополнительных усилий выводить корабли в море. Взятие Очакова русскими войсками в декабре 1788 г. открыло выход из лимана в море, и севастопольская эскадра была усилена двумя линейными кораблями и фрегатом, находившимися в лимане. С этой же целью - на Херсонской верфи в марте 1789 г. был заложен 66-пушечный корабль "Богоявление господне" и начата постройка 44-пушечного фрегата "Навархия". Несколько более крупный фрегат был заложен в январе 1790 г. на новой верфи в устье Ингула, получившей название "город Николаев"42 . Эти фрегаты были первыми кораблями, спроектированными Афа-


38 ЦГИА СССР, ф. 994, оп. 2, д. 16, лл. 10, 11.

39 Там же, лл. 1, 2.

40 Бумаги кн. Г. А. Потемкина-Таврического. - Сборник военно- исторических материалов, СПб., 1894, вып. VII, N 56.

41 Болгари П., Зоткин Н. и др. Черноморский флот. М. 1967, с. 15.

42 Записки Одесского общества истории и древностей, 1860, т. II, с. 672.

стр. 181


насьевым, исходя из специфики боевой службы флота на Черном море.

Анализ деятельности Черноморского правления в 1789 - 1790 гг. показывает, что главным лицом в Черноморском правлении становится в это время обер- интендант С. И. Афанасьев, а командиру Черноморского флота Войновичу отводится второстепенное место. Удовлетворенный успешной деятельностью Афанасьева в Черноморском правлении и Ушакова в командовании флотом, Потемкин в марте 1790 г. подписал ордер Черноморскому правлению: "Предположа лично командовать флотом черноморским, назначил я начальствовать подо мною г. контр-адмиралу и кавалеру Ушакову. Г. контр- адмирал и кавалер граф Войнович отряжен в командование морских сил каспийских... И как в правлении остается старшим г. бригадир Афанасьев, то и подтверждается ему особливое иметь попечение о скорейшем исполнении всех моих предписаний"43 . В ордере, адресованном Ушакову, в частности, говорилось: "Не обременяя вас правлением адмиралтейства, препоручаю вам начальство флота по военному употреблению"44 .

Эти изменения в управлении морскими силами были весьма своевременными. Подтверждением тому служат выигранное 8 июля эскадрой Ушакова сражение у Керченского пролива, в результате чего была сорвана намечавшаяся высадка турецких войск в Крыму, и разгром Ушаковым турецкого флота в двухдневной битве в районе между Тендрой и Гаджибеем. В январе 1791 г. Потемкин поставил формально во главе Черноморского правления Ушакова. Узнав о назначении, контр-адмирал в письме Афанасьеву отмечал: "Как я обязан многими необходимыми надобностями в рассуждении военного времени безотлучно быть при флоте и уповаю, что весьма редко, да и то разве на самое малое время, случайно могу быть в Херсоне, посему соблаговолите, милостивый государь, по Черноморскому адмиралтейскому правлению все должное исполнять"45 . Таким образом, фактическое распределение обязанностей осталось таким же, как и до назначения Ушакова.

Русско-турецкая война завершилась для Черноморского флота еще одной блестящей победой: 31 июля 1791 г. у мыса Калиакрия русская эскадра под командованием Ушакова разгромила больший по численности и превосходящий по огневой мощи турецкий флот.

Весной 1791 г. Потемкин, исходя из опыта войны, разработал программу дальнейшего развития флота и судостроения на Черном море, реализация которой была намечена на ближайшие годы46 . Эта программа охватывала все стороны флотской и адмиралтейской деятельности: от количества и типа кораблей различных рангов до снабжения намеченного к открытию училища корабельной архитектуры новейшими английскими и французскими книгами по судостроению. Однако осуществить эти планы Потемкину не удалось. 5 октября 1791 г. он умер по пути из Ясс в Николаев. Временное командование Южной армией и Черноморским флотом перешло к генерал-аншефу М. В. Каховскому47 .

Так завершился начальный период создания Черноморского флота. Основой организации российских морских сил на Черном море послужили людские и материальные ресурсы северных и центральных районов страны. Перемещение на юг части квалифицированных кадров из традиционных центров судостроения, а также штатного состава Балтийского флота позволило в кратчайшие сроки создать судостроительную базу и ядро боеспособного флота, причем без привлечения иностранных специалистов. Комплекс организационных мероприятий по созданию единого органа - Черноморского правления положительно сказался на дальнейшем развитии и укреплении морских сил России на юге, а целесообразность преобразований получила подтверждение в успехах молодого Черноморского флота в ходе русско- турецкой войны 1787 - 1791 гг., когда Ушаков разработал и применил новую, прогрессивную тактику ведения морских сражений.


43 Адмирал Ушаков. Документы. Т. 1. М. 1951, с. 117

44 Там же, с. 118.

45 Там же, с. 454.

46 Архив гр. Мордвиновых, с. 503 - 509.

47 Бумаги кн. Г. А. Потемкина-Таврического. - Сборник военно- исторических материалов, СПб., 1894, вып. VIII, с. 261.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАЧАЛО-СОЗДАНИЯ-ЧЕРНОМОРСКОГО-ФЛОТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Г. САЦКИЙ, НАЧАЛО СОЗДАНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.08.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАЧАЛО-СОЗДАНИЯ-ЧЕРНОМОРСКОГО-ФЛОТА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. Г. САЦКИЙ:

А. Г. САЦКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
990 просмотров рейтинг
25.08.2018 (2064 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НАЧАЛО СОЗДАНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android