Libmonster ID: RU-7209
Автор(ы) публикации: Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ

За последние годы наблюдается несомненное оживление на историческом фронте в СССР. Это прежде всего результат того общего подъема "науки в ССОР, которым сопровождается рост социалистической культуры." В то время как в странах капитализма можно отметить целый ряд упадочных явлений в области науки: там закрываются школы, университеты, интеллигенция все больше и больше чувствует себя ненужной частью общества и не видит перспектив для своего развития, - в СССР гигантски растет число научных и научно-исследовательских учреждений, усиливается забота государственной власти и коммунистической партии об улучшении условий работы научных учреждений по подготовке многочисленных научных кадров советской социалистической интеллигенции. Оживление на историческом (фронте - этот несомненный успех исторической - науки (хотя и очень пока еще слабый) - объясняется все большим распространением революционнейшей из наук - диалектического и исторического материализма. В этом отношении огромную роль сыграло появление год тому назад "Краткого курса истории ВКП(б)".

Выход "Краткого курса истории ВКП(б)" (9 сентября 1938 г.) совпал с чествованием 150-летия Великой французской буржуазно-демократической революции. Конечно, эти два события - разного порядка и они неравноценны. Прежде всего между Французской революцией и появлением "Краткого курса истории ВКП(б) лежит огромное историческое пространство в полтора столетия, в течение которых образовались во всем мире крупнейшие буржуазные государства; за этот период они проделали весь путь своего развития и расцвета, превратились в империалистические государства и ныне склонились к упадку, к загниванию, к распаду. Двадцать два года тому назад на развалинах бывшей царской империи, некогда решавшей судьбы царств и народов, образовалось новое государство - Советская Социалистическая Республика, в которой героическая борьба 170- миллионного народа под руководством партии большевиков привела к победе социализма. 150 лет тому назад Великой французской буржуазно-демократической революцией утверждалось господство капитализма на месте свергнутой народом феодальной монархии, а менее чем через 150 лет в другой великой стране, 'В России, народные массы во главе с коммунистической партией свергли власть капитализма и положили начало новой эры - социализма.

Еще в конце XVIII и в начале XIX столетий среди рабочих и ремесленных масс Франции зародились идеи нового общественного устройства. Они вызвали на свет целую фалангу мыслителей - социалистов-утопистов, - в трудах которых содержались гениальные предвидения, гениальные намеки на отдельные черты того общества, которому суждено было осуществиться спустя сто лет с лишком в стране, бывшей до того тюрьмой народов.

стр. 3

Французская буржуазно-демократическая революция и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. - это две разные эпохи, принципиально отличные одна от другой. Лишь гению Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина дано было теоретически обосновать и практически направить движение нашего века, движение рабочего класса - самого революционного класса. История ВКП(б), так блестяще изложенная и так глубоко освещенная учением революционного марксизма-ленинизма в "Кратком курсе истории ВКП(б)", показывает, какой сложный, героический путь прошли народы СССР за последние 40 лет, прежде чем они пришли к великим "обедам социализма.

С некоторой гордостью мы можем сказать, что нигде, ни в одной стране, событиям Великой французской буржуазно-демократической революции не было уде лее о столько внимания в научных журналах, в отдельных трудах, на многолюдных собраниях, в лекциях и докладах, как в СССР. В своих работах, в частности в томе "Всемирной истории" по Французской революции, подготовленном Институтом истории АН СССР, советские историки попытались по-новому поставить целый ряд вопросов Французской буржуазно-демократической революции: о заговоре феодальных держав против Французской революций, о роли царизма в их коалиции, о сущности якобинской диктатуры и др. Тов. Поршнев, молодой историк-исследователь, собрал очень интересные данные о развитии народных движений во Франции в предреволюционную эпоху, по-новому осветив тем самым вопрос о подготовке Французской революции. Эта исследовательская работа советских историков продолжается; она особенно стимулируется огромным интересом, проявленным к юбилею Французской революции советским народом. Это внимание к прошлому, к истории, в широких массах советского народа - результат коммунистического, марксистско-ленинского воспитания этих масс. Ленин говорил в 1920 г. на III съезде комсомола, что "пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре... Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества. Все эти пути и дорожки подводили и подводят, и продолжают подводить к пролетарской диктатуре так же, как политическая экономия, переработанная Марксом, показала нам то, к чему должно придти человеческое общество, указала переход к классовой борьбе, к началу пролетарской революции"1 .

Миллионы людей в СССР учатся в школах разных ступеней, самостоятельно читают, изучают прошлое. Они хотят знать, почему на пяти шестых земного шара сохранился еще капитализм, сохранились и еще более древние социально-экономические формации и еще более древние уклады, чем тормозится освобождение трудящихся во всем мире, в чем сила эксплуататорских классов, господствующих на пяти шестых земного шара. Они хотят знать, как возникла большевистская партия в России, как она боролась, как преодолевала великие трудности, как пришла к сегодняшнему своему радостному бытию страна социализма. Трудящиеся массы требуют от науки ответа, как, в каком направлении пойдет дальше развитие человеческого общества, как осуществится полная и окончательная победа социализма. Ответ на многие вопросы трудящиеся СССР и трудящиеся всего мира находят в "Кратком курсе истории ВКП(б)", этой замечательной энциклопедии основных знаний марксизма-ленинизма.


1 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 387.

стр. 4

Историки СССР не могут пожаловаться на недостаточное внимание к ним со стороны коммунистической партии, со стороны советского правительства. Нигде в мире нельзя найти другое правительство или другую политическую партию, которые бы столь внимательно относились к историческому фронту. ЦК нашей партии, и лично товарищ Сталин, и другие члены ""Политбюро: тов. Жданов, тов. Молотов, тов. Киров - не раз выступали с ценнейшими указаниями по вопросам истории. Где еще можно найти ЦК руководящей партии, который бы занимался проверкой и редактированием учебника истории, писал бы конспекты для этого учебника, занимался бы серьезным историческим исследованием? Кроме ВКП(б) другой такой партии нет! Если возьмем всю сумму указаний, которые сделали по вопросам истории товарищи Сталин, Жданов, Молотов, Киров, то получим целую программу развития исторической науки в СССР, в которой затронуты важнейшие узловые вопросы.

Как отмечено выше, за последние годы мы имеем определенный сдвиг в исторической науке. Нет никакого сомнения в том, что значительная часть работы, выполненной историками за последнее время, проделана под непосредственным влиянием той критики исторического фронта, которую мы видели со стороны ЦК партии большевиков и в особенности со стороны товарища Сталина. Разве критика антимарксистских извращений "школы" Покровского развернулась бы так интенсивно, если бы не было неоднократных указаний партии большевиков и правительства и необходимость этой критики? Сборник статей, направленных против исторической концепции М. Н. Покровского, изданный Институтом истории Академии наук СССР, является только первым шагом. В настоящее время подготовлен к печати второй сборник статей, разоблачающих извращения "школы" Покровского. Этим положено начало систематической критике "школы" Покровского как в теоретических работах, так и в практике преподавания истории в вузах.

Было бы, однако, неправильно ограничиваться только критикой. Французы говорят, что искусство критики - самое легкое. Вместо ошибочной концепции "школы" Покровского по ряду важнейших вопросов истории необходимо дать марксистско-ленинское исследование, освещение и развитие этих вопросов. К сожалению, этого еще нет. В качестве примера можно взять любой вопрос истории из дискутировавшихся за последнее время в научно-исследовательских учреждениях и в печати. Так, в Институте истории Академии наук СССР по вопросу о том, была ли Киевская Русь рабовладельческой, происходила дискуссия, в которой принимали участие историки Греков, Шестаков, Базилевич, Артамонов, Бахрушин, Тихомиров и ряд других. Имеем ли мы после этой дискуссии какие-нибудь значительные работы, которые подводили бы итоги всем данным по этому вопросу, давали бы марксистский анализ всех материалов, всех фактов, представляли бы собой марксистское исследование по вопросу о Киевской Руси? Таких работ пока еще очень мало. Вышло новое издание исследования акад. Б. Д. Грекова о Киевской Руси, переработанное и дополненное; в нем глубоко освещена история Киевской Руси. Напечатано два тома макета по (истории СССР, но они недоступны, конечно, широким кругам историков, а кроме того требуют еще серьезной редакционной работы со стороны главной редакции, чтобы их можно было считать серьезным марксистским исследованием и можно было издать для широких масс читателей, а не для избранных специалистов.

Следует отметить, что, ведя борьбу против антимарксистских извращений исторической "школы" Покровского, некоторые историки делают новые, не менее серьезные ошибки. Возьмем (Вопрос о так называемом наименьшем зле. Исходя из неправильного понимания той части "Постановления Жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник по истории СССР", где даны указания по вопросу о наи-

стр. 5

меньшем зле, некоторые историки договариваются до того, что считают наименьшим злом вообще всю колониальную политику, все колониальные завоевания русского царизма. Так как история России в конце концов привела к победе социалистической революции в октябре 1917 г., к созданию советского государства, к освобождению от всякого гнета и эксплуатации многочисленные народы, населявшие царскую Россию, то многие историки стали делать из этого тот неправильный вывод, что порабощение народов (вредней Азии царским правительством было наименьшим злом, так как, дескать, если бы этого порабощения не было, то народы Средней Азии и в настоящее время находились бы либо под властью английского империализма либо под властью Китая.

Ясно, что, становясь на такую позицию, можно придти к оправданию всех и всяческих насилий царизма. Такое понимание вопроса о наименьшем зле таит опасность развития квасного патриотизма, ничего общего не имеющего с советским патриотизмом, который питается героической борьбой народов СССР и их лучших представителей как с иностранными захватчиками, так и с царским самодержавием. Мы очищаем исторические факты от налипших на них буржуазных, феодальных идеологических наслоений, привесков, искажений. Мы воскрешаем подлинные образы героев, которые не жалели своей жизни и все силы, свой ум, свои таланты отдавали на борьбу за независимость, за самостоятельность своего народа. Но мы должны решительно бороться против того, чтобы в качестве героев прославлять людей, которые свой ум, таланты и энергию отдавали на угнетение народов, населявших Россию. Между тем дело доходит до того, что некоторые "историки" готовы реставрировать памятники таких "героев", как ген. Скобелев. Известно, что после Октябрьской социалистической революции памятник ген. Скобелеву был разрушен победившим советским народом, как разрушены были и другие памятники верных слуг царизма. Ген. Скобелев известен тем, что свирепо проводил колониальную политику царизма, известен как поработитель туркменского народа, как каратель. Между тем в "Курортной газете" (орган Наркомздрава СССР), издаваемой для отдыхающих на курортах, в статье К. Осипова "Скобелев" так рассказывается о подвигах этого генерала: "Проникнув в глубь страны, Скобелев взял штурмом цитадель кокандцев - Андижан, в котором находилось около 30000 защитников (хотя у него самого было 2800 человек)...". То, что с огромной силой заклеймил на своих полотнах художник Верещагин - избиение почти безоружных андижанцев, - возводится в героический подвиг. К. Осипов совершенно смазывает социально-политическое значение "подвигов" ген. Скобелева, утверждая, что хотя Скобелев и служил верой и правдой "царю и своему (т. е. дворянскому. - Ем. Я. ) классу", но будто бы "вместе с тем в нем все сильнее нарастал протест против дряблого и бездарного режима, никогда не умевшего с достоинством представлять интересы родной страны"1 . Конечно, вообще непонятно, почему газета Наркомздрава занимается подобными историческими экскурсами. Мы приводим этот факт не потому, что "Курортная газета" представляет большой интерес для историков, а чтобы отметить тенденцию возвести на пьедестал то, что было свергнуто социалистической пролетарской революцией.

Делаются новые ошибки и в другом вопросе, также заслуживающем самого серьезного внимания историков СССР, в вопросе о справедливых и несправедливых войнах. В "Кратком курсе истории ВКП(б)" говорится, что войны бывают двух родов: справедливые, незахватнические, освободительные, цель которых - либо защита народа о г внешнего нападения и попыток порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависи-


1 "Курортная газета" от 18 декабря 1938 г. N 289.

стр. 6

мых стран от гнета империалистов; и бывают войны несправедливые, захватнические, их цель - захват и порабощение чужих стран, чужих народов. Это абсолютно правильное указание некоторые историки стали применять совершенно некритически.

"Так например проф. Дружинин в ряде статей и некоторые другие историки производят форменную ревизию взглядов на характер крымской войны, относительно которой есть совершенно определенные указания и Маркса и Левина, что это была захватническая война. Делается попытка пересмотреть оценку деятельности "Священного союза" монархов в начале XIX столетия, причем опять-таки игнорируются совершенно определенные высказывания по этому вопросу Маркса и Энгельса.

Одним из очень больших недостатков нашей исторической науки является то, что советский период истории СССР и послеоктябрьский период всемирной истории останутся очень слабо освещенными. Это, между прочим, сказывается и на тематике лекций по истории партии и по истории СССР, читаемых нашими пропагандистами и преподавателями. Отсутствие серьезных работ по советскому периоду истории СССР и послеоктябрьскому периоду всемирной истории толкает их на то, чтобы сосредоточивать свое внимание главным образом на дооктябрьском периоде. "А между тем, для того чтобы сделать историю наиболее могучим фактором коммунистического воспитания, необходимо главное внимание уделять истории СССР советского периода, - полной героизма и имеющей огромное воспитательное значение. С октября 1917 г. начинает создаваться новая система государств, складывается новая общественно-экономическая формация, строится и теперь уже построено в основном социалистическое общество. Хотя этот невиданный исторический процесс находится еще в начальной стадии своего развития, но он уже и сегодня является фактором, действующим революционизирующе на весь мир. Изучение этого периода в истории человечества представляет огромную важность.

Группа историков во главе с акад. Грековым и другая группа историков во главе с тов. Нечкиной выполнили значительную работу в области истории СССР дооктябрьского периода, вернее сказать, по истории СССР до XIX в. и по истории СССР XIX в., а XX век истории СССР, три революции и период строительства социализма, ждет еще своих историков."Можно поэтому особенно приветствовать попытки разработать хотя бы отдельные моменты послеоктябрьского периода. Для примера можно указать на ценные работы Э. Генкиной и комдива Меликова о Царицыне. А сколько других таких тем еще ждет разработки, сколько ярких, блестящих страниц истории СССР еще не раскрыто перед всем миром!

Отсутствие фундаментальных работ по истории СССР послеоктябрьского периода затрудняет подготовку новых исторических кадров. До сих пор еще число специалистов по послеоктябрьскому периоду всемирной истории и послеоктябрьскому периоду СССР до последней степени ничтожно узок круг людей, на которых можно опереться при разработке этих разделов истории. Поэтому к работе в этой области истории особенно необходимо привлекать молодежь; необходимо, чтобы аспиранты в своей исследовательской работе обратили внимание на разработку именно проблем советского периода истории СССР, иначе исторический фронт на этом участке останется буквально монополией нескольких специалистов. Особенно большую роль в подготовке историков послеоктябрьского периода должны сыграть кафедры истории СССР в университетах и педагогических институтах, где главным образом и сосредоточена подготовка аспирантуры. Но в то же время и "старики"-историки должны перейти отчасти к новой тематике, как это сделал уже акад. Тарле. Как "побочное" обстоятельство, однако очень важное

стр. 7

для подготовки новых кадров историков и в особенности для изучения и разработай всемирной истории, выдвигается требование - обратить самое серьезное внимание в вузах на изучение иностранных языков: без этого условия нечего и думать о подготовке кадров специалистов по всемирной истории. Необходимо также обратить внимание и на изучение языков народов СССР, так как и это дело поставлено очень плохо.

Нет никакого сомнения в том, что за последние годы изучение прошлого народов СССР значительно подвинулось вперед. Издан ряд работ по истории народов СССР. В Москве, на Украине, в Азербайджане, в Казахстане приступили к составлению учебников по истории народов. Однако в большинстве республик Советского Союза этой работой еще серьезно не занимаются, партийные и советские организации еще не руководят повседневно историками, работающими над составлением учебников и разрабатывающими монографии по истории отдельных народов СССР. Между тем действительно научная история отдельных народов СССР может быть создана лишь при участии в ней местных историков. Хороший пример в смысле помощи историкам в их работе показывают организации Азербайджана и Казахстана. Ряд сотрудников Института истории Академии наук СССР усиленно работает над историей народов (Петрушевский, Вяткин, Чулошников, Раимов, Типеев). В результате труда отдельных историков и помощи названных выше организаций появились такие работы, как "Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-х - 60-х гг. XIX века" под редакцией И. П. Петрушевского; "Золотая орда" акад. Грекова и Якубовского; "Нашествие Наполеона на Россию в 1812 г." - монография акад. Тарле; "Борьба горцев Дагестана и Чечни за независимость" - монография Бушуева; материалы по истории Казахстана под редакцией Вяткина. Проделана огромная работа по собиранию народного эпоса, в частности по переизданию таких крупнейших произведений народного эпоса, как "Давид Сасунский", "Манас" и др. - Большая работа выполнена по собиранию рун "Калевалы" в Карелии. Необходимо, чтобы часть аспирантов занялась серьезным изучением языков народов СССР, чтобы возродить ценнейшие памятники народного эпоса и чтобы обработать имеющееся большое количество (рукописей, относящихся к истории народов СССР.

Историческая наука в СССР может и должна обеспечить создание в СССР мирового центра славяноведения. Достаточно взглянуть на карту Европы и учесть изменения, происшедшие за последнее время, достаточно вдуматься в обстановку, в которой приходится работать историкам славянских стран, чтобы понять, что единственная страна, в которой обеспечена действительно научная разработка истории славянских народов, страна, в которой сосредоточены наиболее крупные силы славяноведов, - это СССР. У нас налицо все условия для создания такого центра славяноведения: огромное книжное богатство, огромные богатства рукописей и большое число ученых с крупными "менами. Необходимо, чтобы к этому делу были привлечены также и молодые аспиранты.

Очень важно не только количество, но и качество новых книг, появляющихся на историческом фронте. Мы имеем подчас халтурные работы в результате крайне небрежного и недобросовестного отношения к исследовательской работе и к опубликованию литературных произведений. Образцом такого халтурного издания может служить книжка "Суздальская Русь" В. А. Галкина, напечатанная в 1939 г. государственным издательством Ивановской области. В ней Геродот назван византийским историком, Грецию автор путает с Византией и поэтому скифское общество сравнивает с византийским обществом, возникшим, как известно, значительно позднее; говорит о денежной ренте в X веке, во времена княгини Ольги. Недостаточное знакомство, а подчас и пол-

стр. 8

ное незнакомство с первоисточниками приводит к тому, что автор приписывает несуществующее содержание таким документам, как "Первая Новгородская летопись", путает даты, делает совершенно неправильные социологические обобщения.

Советская наука должна быть безупречной в отношении качества, " с таким требованием нужно подходить и к отдельным историческим работам.

Большая работа проделана историками, чтобы выполнить требование партии и правительства - дать стране доброкачественные учебники. Написаны учебники по всем разделам истории, но пока не все еще они вышли в свет. Вышли в свет работы проф. Сергеева по истории Рима и Греции в качестве пособия для вузовцев; появился - впервые в стенах наших вузов - солидный двухтомный учебник по истории средних веков; в ближайшее время должны появиться учебники по истории народов СССР, по навой истории и по истории колониальных и зависимых стран. К сожалению, не подведены итоги работы историков, авторов и редакторов, над уже вышедшими учебниками, а между тем опыт их работы представляет большой интерес. К сожалению, как но истории СССР, так и по всемирной истории запаздывают учебники по послеоктябрьскому периоду, хотя учебник по послевоенному периоду всемирной история проф. Зубок уже написан и сдан в Соцэкгиз.

Нет у нас ни одного учебника по истории культуры, лишь недавно переиздана Соцэкгизом работа Тэйлора. Старшее поколение в свое время изучало историю культуры по работам Липперта, Дрепера, Тейлора, Шурца, Зибера, Спенсера, читало по истории культуры отдельных стран такие книги, как "История цивилизации в Англии" Ч. Бокля. Сейчас эти книги можно достать только в крупных фундаментальных библиотеках, причем они, несомненно, устарели по содержанию.

Советский читатель (да и не только советский читатель) нуждается в новых работах по истории культуры, которые освещали бы ее с точки зрения исторического материализма. По истории культуры СССР у нас сделано очень немного, а необходимо дать историю науки, историю хозяйства, историю быта, историю нравов, историю торговли в СССР. Нельзя сказать, чтобы наши историки совсем не занимались этим делом. У нас есть уже отдельные работы, например по истории театра, хотя подготовляют их главным образом артисты; есть работы по истории архитектуры, по истории живописи, по истории некоторых других наук и искусств. В этой области, несомненно, за последние годы есть движение, но недостаточное, и собственно-историки здесь не сказали еще своего веского слова, не дали крупных научных произведений по истории культуры СССР.

Надо приветствовать появление "Военно-исторического журнала". Можно надеяться, что теперь, когда у нас выросли замечательные кадры военных специалистов, овладевшие теорией исторического материализма, у нас проявятся и солидные работы по истории войны и военного дела. В частности историкам, работающим в области военной тематики, надо возможно быстрее создать марксистские труды по истории войн, в частности русско-японской войны и первой мировой войны. Продукция наших историков по этим вопросам пока еще не богата, а кроме того бросается в глаза неправильная тенденция, когда некоторые историки (главным образом военные) замыкаются в узкие рамки разбора чисто тактических операций и отказываются от изучения общего хода войны и связи ее с политикой правительства и господствующих классов. Военные историки, конечно, неправильно считают, что это - дело гражданских историков. Недопустимо также, что гражданские историки часто игнорируют необходимость в общих работах серьезного изучения военных событий.

стр. 9

Не имеем мы и хороших исторических карт, а это крайне необходимо как для серьезной, солидной подготовки историков, так и для подготовки наших военных специалистов и широких кадров среднего командного состава.

Нет у нас доведенных до конца серьезных больших работ по истории общественной мысли в России. Г. В. Плехановым в свое время была сделана попытка создать историю общественной мысли. Мы знаем, что в его работе есть целый ряд крупных недостатков как с точки зрения последовательной марксистской идеологии, так и с точки зрения фактической; но, во всяком случае, пока это одна из ценнейших работ в этой области. Создать историю общественной мысли в СССР тем более необходимо, что целый ряд моментов в этой области до сих пор совсем не освещен. Взять хотя бы, например, вопрос о распространении марксизма в России до появления русского перевода первого тома "Капитала". До сих пор господствовало мнение, что марксизм в России начал распространяться в 60-х - 70-х гг. XIX века, а между тем теперь имеются несомненные данные, что марксистская идеология начала распространяться в 50-х гг. и распространялась уже в 60-х годах. До сих пор господствовало убеждение, что Чернышевский, Добролюбов (я не говорю уже о Белинском) не знали Маркса. Между тем мы имеем факт, обойденный историками, что в 1861 г. в журнале "Современник" появились статьи Шелгунова о положении рабочего класса во Франции и Англии, причем там, где говорится о положении рабочего класса в Англии, почти точно передаются отдельные места из работы Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

Мало того, в справочнике энциклопедического словаря Старчевского, в статье "Французская философия" (справочник был разрешен к печати в 1847 г.), сказано: "Ни Маркс, ни Энгельс, которых кажется можно принять за глубочайших проповедников нового германского материализма ни другие еще не обнародовали ничего, кроме частичных черт этого учения". Трудно представить себе, чтобы Чернышевский, Добролюбов не были знакомы с этим энциклопедическим словарем и чтобы они не познакомились с "глубочайшими проповедниками нового германского материализма" - Марксом и Энгельсом.

Сам Маркс в письме к Кугельману писал, что его сочинения против Прудона, вышедшие в 1847 г. и позднее изданные в 1859 г., нигде не нашли большего сбыта чем в России. Маркс писал, что первым переводом "Капитала" был перевод на русский язык1 . А какую работу мы можем рекомендовать, в которой рассказано было бы о том, кто же был читателем этой книги в России, какое влияние она оказала на развитие общественной мысли у нас? Эта область не исследована, и поэтому совершенно необходимо, чтобы историки-марксисты занялись изучением вопроса о распространении марксизма в России в более раннюю эпоху, в период деятельности Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

Товарищ Рубцов, сотрудничающий в "Историке-марксисте", вполне правильно ставит целый ряд задач перед историками. "Нам нужно иметь, - пишет тов. Рубцов, - целую серию "Истории отдельных стран", их у нас нет совсем (лишь недавно вышла книжка Е. Жукова "История Японии"). Мы должны иметь истории: Англии, США, Франции, Швеции, Италии, Германии, Турции, Ирана, Индии, Китая, Испании, Швейцарии, Литвы, Румынии и т. д. Эти книги должны быть небольшими и легко читаться. Нам, конечно, надо иметь много книг по истории науки, техники, искусства. Необходимо усилить выпуск книг по истории и исторических журналов. Следует более активно осуществлять указания партии о необходимости развития товарищеских обсуждений научных


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXV, стр. 534.

стр. 10

вопросов, публичных лекций, докладов. Нужны справочники по различным областям исторической науки, нужен исторический словарь, хронологические справочники и т. д. Весьма важно развитие издания массовых брошюр на исторические темы".

Конечно, эти работы, равно как и целый ряд крупных, многотомных работ, начатых Академией наук, таких, как "Всемирная история", "История СССР", "История русской культуры", требуют, чтобы к этому делу были привлечены литераторы из Института мировой литературы, экономисты из Института мирового хозяйства и Института экономика, философы, правовики, работники искусства, техники, (представители важнейших отраслей науки и т. д. Такое сотрудничество, такую "кооперацию" мы имеем, например, в многотомной истории Лависса и Рамбо.

Могут сказать: людей у нас мало, кадры у нас недостаточно подготовлены. Это верно только отчасти. Людей у нас много, и люди замечательные - люди, способные дать прекрасную работу, если им только помочь. Надо тщательно работать с ними, надо усилить подготовку молодых научных работников, в частности работу с аспирантами. Вообще надо шире привлекать молодежь к научной работе, приучать ее работать упорно, настойчиво, добросовестно, кропотливо, бороться против верхоглядства и дилетантства в науке.

Мы перечислили здесь лишь важнейшие вопросы, которые ждут своих историков. Мы ставим эти вопросы на обсуждение работников исторического фронта. Мы уверены, что ближайшие месяцы и годы принесут еще более мощный расцвет науки в СССР и в частности исторической науки. Для этого у нас есть все данные. Никакие обстоятельства не смогут нам помешать в развитии научной деятельности. То, что мы в настоящее время живем в очень напряженной международной обстановке, не должно ослаблять нашего внимания к фронту науки. То, что сейчас происходит борьба двух крупных империалистических групп, пытающихся силой оружия разрешить неразрешимые исторические противоречия, заставляет нас еще более тщательно изучать как причины, приведшие к первой мировой империалистической войне 1914 - 1918 гг., так и те причины и события послевоенного периода, которые привели ко второй империалистической войне. Распад Польши, освобождение советскими войсками Западной Украины и Западной Белоруссии - эти крупнейшие факты последних дней настойчиво требуют от историков большой работы, связанной с этими событиями.

Мы, большевики, люди, в любую минуту готовые и способные сменить перо на винтовку, если этого потребуют обстоятельства. Мы должны с удесятеренной энергией работать над выполнением больших научных задач, стоящих перед историческим фронтом. На своем месте мы выполняем свой долг перед нашим социалистическим отечеством, уверенные в том, что тем самым мы наилучшим образом выполняем долг и перед всем прогрессивным человечеством.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕВЫПОЛНЕННЫЕ-ЗАДАЧИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ФРОНТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ, НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОГО ФРОНТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕВЫПОЛНЕННЫЕ-ЗАДАЧИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ФРОНТА (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ:

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1021 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
час назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОГО ФРОНТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android