Libmonster ID: RU-9415
Автор(ы) публикации: Б. ЛАВРОВСКИЙ

Б. ЛАВРОВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой НГТУ

В августовском номере журнала "Вопросы экономики" за 2006 г. опубликована статья профессора А. Кудрина "Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России". Поднятые в ней вопросы, без преувеличения, имеют для нашей страны судьбоносный характер.

Автор статьи, скажем так, не совсем рядовой профессор. Складывается впечатление, что в процессе разработки бюджета (финансового плана) на 2008 - 2010 гг. учтены некоторые из идей, изложенных в данной статье (об этом ниже). В этой связи целесообразно широко обсудить ее принципиальные положения. Тем более, что она и является, возможно, известным способом зондирования общественного мнения.

Статья фактически служит идеологическим обоснованием принципиально нового подхода к формированию федерального бюджета РФ. Ее основной тезис состоит в том, чтобы направлять в Стабилизационный фонд РФ все сверхдоходы нефтегазового происхождения, создать отдельный Нефтегазовый фонд, куда будет поступать вся нефтегазовая рента, ограничить переток ресурсов из него в федеральный бюджет определенной суммой (трансфертом). Иначе говоря, автор полагает, что нынешний размер Стабилизационного фонда, на 1 апреля 2007 г. составивший примерно 2 трлн 800 млрд. руб. за счет НДПИ и экспортной пошлины на нефть, должен быть примерно удвоен. Все это предлагается сделать для: снижения зависимости экономики России от эксплуатации невосполнимых природных ресурсов; равномерного распределения бюджетных доходов, получаемых на протяжении всего периода эксплуатации природных ресурсов; создания Фонда будущих поколений; решения долгосрочных проблем пенсионного обеспечения.

В рамках определенной философии изложенная концепция может показаться весьма логичной и непротиворечивой1. В самом деле, тогда государственная казна будет разделена на два "кармана". В первом станут концентрироваться надежные и стабильные доходы, генерируемые в отраслях, продукция и услуги которых свободны от влияния плохо прогнозируемой конъюнктуры мирового рынка. Во втором "кармане" окажутся крайне неустойчивые, слабо прогнозируемые и сильно колеблющиеся конъюнктурные доходы. Государственная экономическая политика будет финансироваться из первого "кармана", который может пополняться из средств второго


1 Не случайно Е. Ясин сдержанно, но определенно похвалил ее. "Идея Кудрина ...преобразовать стабилизационный фонд и перейти к ненефтяному бюджету, выделить доходы от нефти и газа в специальный фонд ...достаточно разумное решение" // Новая газета. 2007. 28 марта - 3 апр. N 11Р (1241). С. 6.

стр. 153


в крайних или заранее оговоренных случаях, скажем "при сокращении добычи или падении цен".

Стоит, однако, внимательнее присмотреться к системе исходных предпосылок, явно или неявно присутствующих в статье, и к их последствиям, самому подходу финансиста к содержанию экономической политики.

1. Постановка действительно важной проблемы стабильности и предсказуемости государственной финансовой системы осуществлена автором в полном отрыве от вопросов роста и преумножения государственной казны. Требование устойчивости поставлено во главу угла и доведено до крайности. В результате источники экономического роста и развития неизбежно иссякнут.

2. "Освобождение" федерального бюджета от конъюнктурных доходов не будет способствовать его росту. Следствием станет невозможность осуществления структурных сдвигов в экономике в рамках главного финансового документа страны.

Экономическая и финансовая политика всегда разрабатывается с учетом реалий и перспективных задач. Инфраструктура российской экономики сегодня во многом разрушена. В течение 15 лет в России практически не осуществлялось строительства, модернизации и реконструкции автомобильных и железных дорог, генерирующих энергетических мощностей, сетевого и аэропортового хозяйства, логистики и пр. Инженерные сети во многих городах едва функционируют.

Износ основных фондов на железнодорожном транспорте в 2001 - 2005 гг. увеличился с 54,1 до 63,9%. Средний возраст полотна и верхнего строения пути, устройств сигнализации, связи, электроснабжения и другого оборудования превышает 40 лет, электровозов и тепловозов - 20 лет, грузовых вагонов - 21 год2.

Около 25% мощности энергоблоков и более 40% неблочного оборудования ТЭС ЕЭС России находятся за пределами физической и экономической целесообразности их эксплуатации. Ежегодный прирост ЛЭП, пребывающих в неудовлетворительном и непригодном состоянии, равен 1 - 2%3.

С 1992 г. в России количество аэродромов сократилось более чем в три раза, а износ взлетно-посадочных полос достиг 80%. С инфраструктурой аэропортов связан наибольший процент аварийных ситуаций4. Материально-техническое обеспечение авиации Ракетных войск стратегического назначения позволяет поддерживать в частях постоянной готовности в исправном состоянии не более 51% авиационной техники; все аэродромы РВСН требуют капитального ремонта5.

Средний уровень износа сетей в коммунальном хозяйстве составляет около 60%, а в отдельных регионах превышает 70%. По некоторым данным, необходимо полностью заменить 67 тыс. км стальных и 60 тыс. км чугунных труб6.

В этой связи вызывают недоумение ссылки на мировой опыт вообще и Норвегии в частности.

Протяженность автомобильных дорог в расчете на 1000 кв. км территории составляет в России (2005 г.) 34 км, а в Норвегии (2003 г.) - 283,9 км; железнодорожных путей - 5 (2005 г.) и 12,6 км (2004 г.) соответственно (последний показатель в Норвегии - один из самых низких в Европе); нефте- и продуктопроводов - 3,7 (2005 г.) и 20,6 км (2001 г.)7.


2 http://www. raexpert.ru/researches/railway1/part3/.

3 Аналитическая записка по выполнению Программы реформирования электроэнергетической отрасли Российской Федерации... (http://www.ach.gov.ru/bulletins/2004/arch2/13 .rtf).

4 http://www.transport.ru/1/7/i77_31850 p1.htm.

5 http://www.aviaport.ru/news/2007/03/22/118021 .html.

6 Трубопроводы и экология. 1998. N 2; 2001. N 1, 4; 2002. N 1 - 3.

7 По данным Росстата.

стр. 154


В такой ситуации могут быть два принципиально разных подхода к разработке стратегии экономического развития России. Первый отражает готовность к вызовам глобализации, делает акцент на интенсивном развитии современной производственной, социальной, институциональной инфраструктуры и создании условий для диверсификации экономики, перевода ее на инновационную траекторию развития.

Второй подход основывается на принципиальной невозможности становления в нашей стране инновационной экономики, необходимости консервации сложившейся производственной структуры и выживания за счет все более деградирующего производственного аппарата, а также накопленных и вложенных в западные экономики ресурсов в годы благоприятной конъюнктуры.

Не следует думать, что этот подход опирается на оторванные от жизни постулаты или чье-то недомыслие.

Вот, например, как профессор М. Голдман, крупный специалист в области анализа политики и экономики СССР, отвечает на вопрос интервьюера: "Имеет ли шансы Сибирь, например Новосибирск, стать регионом высоких технологий?" - "Очень сомнительно. Машиностроительное производство, производство новых технологий - просто забудьте об этом. Этого не произойдет. Сохранится промышленность для удовлетворения непосредственных потребительских запросов... В сфере высоких технологий вам трудно быть конкурентоспособными. Возможно, что-нибудь может получиться с Академгородком, хотя я и не вижу, как это вам удастся сделать, ведь время упущено"8.

Исходя из того, что российское общество в своем подавляющем большинстве выбирает первый подход, уместно сформулировать несколько риторических вопросов. Кто, кроме государства, может и способен организовать огромную работу по преодолению последствий системного кризиса 1990-х годов, инфраструктурному "обустройству России"? Чьи деньги, кроме государственных, могут явиться консолидирующей основой привлечения стратегических и портфельных инвестиций, как российских, так и зарубежных? Наконец, что, кроме современной "чудесной" конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, может стать средством формирования источников развития отечественной экономики?

В то же время, согласно проекту бюджета на 2008 - 2010 гг., расходы на национальную экономику сокращаются с 656,9 млрд. руб. в 2008 г. до 482,1 млрд. руб. в 2010 г., то есть на 26,6% (!). Разумеется, Государственная дума РФ такого резкого сокращения не допустит. Но тенденция все равно сохранится.

Теперь коротко о Фонде будущих поколений (национального благосостояния). Вряд ли наши граждане не понимают, что всякие долгосрочные обязательства в современном быстро меняющемся мире неисполнимы. Но Пенсионному фонду действительно грозит дефицит. Названную проблему вполне можно решить за счет доходов от управления золотовалютными резервами страны.

Здоровые силы общества, ориентирующиеся на развитие, а не на плавное и планомерное загнивание, создают Инвестиционный фонд РФ, Российский банк развития. Специалисты четко осознают: нынешняя конъюнктура мирового рынка энергоносителей не вечна, необходимо страховаться от ее неблагоприятных изменений. И современная эмпирически найденная схема деления нефтяной ренты между федеральным бюджетом и Стабилизационным фондом, "цена отсечения" как инструмент этого деления в своей основе рациональны, хотя, возможно, и несовершенны. Но тотальная стерилизация "избыточных" доходов бюджета, пропагандируемая отдельными представителями денежных властей, - путь в никуда.


8 Эксперт-Сибирь. 2007. 12 - 18 фев. N 6 (148).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕ-ВЕДАЮТ-ЧТО-ТВОРЯТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Marta KazakovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ЛАВРОВСКИЙ, НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕ-ВЕДАЮТ-ЧТО-ТВОРЯТ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ЛАВРОВСКИЙ:

Б. ЛАВРОВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Marta Kazakova
Улан-Удэ, Россия
931 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
час назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
13 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android