Libmonster ID: RU-9660
Автор(ы) публикации: А. ЗАКС

В 1946 г. в Государственном Историческом музее в Москве открылись пять новых зал, посвященных России XIX века.

Хронологические рамки экспозиции - 1825 - 1856 гг., от поражения декабристов и начала николаевской реакции до конца Крымской войны.

Новая экспозиция является непосредственным продолжением предыдущей и тесно с, ней связана как разрешением методологических вопросов, так и принципами музейного показа. Развёрнутый в предыдущих залах анализ социально-экономических противоречий в стране является тон базой, 'которая необходима для понимания характера и размаха общественных движений и должной оценки внешней и внутренней политики правительства и на которой, следовательно, подстроена новая экспозиция.

В двух небольших залах расположены материалы, отражающие государственную систему николаевской монархии. Эти материалы раскрывают основное направление внутренней политики Николая I (зал N 29), его борьбу с революционным движением.

На стенде, возглавляемом портретом Николая I работы крепостного художника А. В. Полякова, собран материал по III отделению. Указ "О ложных слухах о воле" от 12 мая 1826 г., следственные дела о декабристах и ряд дел цензурного комитета указывают на главные задачи его охранительной деятельности. Принцип сословной школы, проводимый в жизнь Николаем I и министром народного просвещения С. С. Уваровым, ярко иллюстрируется изображениями специальных дворянских учебных заведений - "Николай I в Смольном институте" (эскиз художника П. А. Федотова), "В лицее" (картина неизвестного художника), "Великий князь Михаил Павлович среди кадет" (литография А. Банова). Политика просвещения в целом характеризуется также архивными документами. Среди них особенно интересны: рукописный подлинник первого отчёта С. С. Уварова, за 1833 - 1843 гг., с пометкой Николая I: "Читал с удовольствием", - и записка С. С. Уварова на имя царя о необходимости положить в основу деятельности министерства народного просвещения "триединую формулу русской верности" - "православие, самодержавие, народность", с резолюцией Николая I - "Согласен".

В экспозиции имеются материалы, характеризующие крестьянский вопрос при Николае I, работы по кодификации, а также экономическую политику, которую проводила дворянская монархия в связи с ростом капиталистических отношений в стране.

Портреты и картины - "Выезд Николая I со свитой" (масло, Н. Е. Сверчков, 1850), "Обед", данный петербургским дворянством в честь совершеннолетия в. к. Александра" (масло, 1830), "На Ивановской площади в Кремле" (масло, Э. Гертнер, 1839) - рисуют дворянство как опору николаевского самодержавия. В зале N 31 показана коллекция портретов николаевских чиновников: от наиболее известных столпов николаевской реакции - начальника III отделения А. Х. Бенкендорфа и московского генерал-губернатора


См "Вопросы истории" N 10 за 1946 г., стр. 155.

стр. 152

А. А. Закревского до рядовых представителей власти на местах. Особый отдел отведён чиновникам церкви. Городское управление показано архитектурными комплексами "присутственных мест" и бытовыми сценами.

Значительно обогащают экспозицию этих зал подлинные мундиры того времени: жандармские, чиновников министерств и дворянские. С большим интересом рассматривают посетители витрину с образцами российских гражданских орденов.

Широко использованы современные (главным образом середины и конца 50-х годов) карикатуры. Среди авторов их мы встречаем такие известные имена, как Д. И. Саломаткин, П. М. Боклевский, менее известные, как И. Ф. Шестаков, и, наконец, художников-любителей, как, например, Кожевников. Имена последних не всегда удаётся установить. Карикатуры обличают отвратительные стороны вошедшего в пословицы николаевского бюрократизма.

С особым вниманием научный коллектив музея подошёл к разработке и музейному оформлению центрального зала новой экспозиции - "Общественные движения России в 1830 - 1840-х годах".

Если в вышеназванных залах показана Россия царская, то здесь задачей было отразить зарождение новой России, провозвестником которой были русские просветители В. Г. Белинский и А. И. Герцем и к которой тянулось всё подлинно прогрессивное и народное.

Зал открывается показом массового крестьянского движения. Для музейного работника эта тема особенно трудна. Художники-современники, как правило, прикрашивали крестьянский быт, давая в лучшем случае его этнографически точное изображение. Классовая борьба крестьян вообще выпадала из их тематики. Поэтому пришлось особенно тщательно подбирать материалы, которые если и не отображают крестьянские волнения, то дают картину причин этих волнений, экономического и правового положения крестьян. Таковы, например, работы худ. Д. И. Саломаткина "Проводы рекрут", худ. А. О. Орловского "Арестованный крестьянин". Очень ценный материал даёт неопубликованный альбом рисунков землемера-художника Н. С. Чернова (1840 - 1850), а также работы неизвестных художников: "Бедная деревня" и "Приезд помещицы". Сума для сбора податей, бирка с отметками выполнения повинностей крестьянами, трёххвостная и четырёххвостная плети, клейма для каторжников - все эти вещи, как свидетели прошлого, помогают воссоздать условия жизни русского крестьянина.

Важнейшим материалом этого раздела являются архивные дела: описания "бунта" крестьян в одном из поместий Воронежской губ. (1832), списки с известного Ревдинского дела крестьян помещицы Демидовой (1841), донесения о волнениях на уральских золотых приисках княгини Бутеро (1840). Последние два дела находятся в фонде владельцев многих уральских заводов князей Голицыных - соседей Бутеро и Демидовых.

Исключительный интерес представляет дело крестьян помещика Смирнова (Клинский уезд, Московской губ.). В деле сохранилось подлинное прошение крестьян, поданное ими Николаю I при проезде его через с Завидово в 1835 году. Крестьяне указывают на более чем 15-летнюю борьбу с помещиком и формулируют свои требования: "Хотим быть от рабства свободными". Они надеются на помощь царя, противопоставляя его своему помещику.

Центральное место в этом разделе занимает карта массового движения 1825 - 1855 гг., составленная на основании архивных материалов.

Следующая часть зала посвящена общественным течениям 1830 - 1840 годов. Этот раздел экспозиции особенно богат иконографическим материалом. В нём показаны участники студенческих кружков 30-х годов XIX в.; виднейшие славянофилы, представители правого и левого крыла западников, члены кружка Петрашевского. Тщательно собраны и выделены материалы, связанные с жизнью и деятельностью А. И. Герцена и В. Г. Белинского.

Среди портретов имеются уникальные произведения: портрет молодого Герцена - работы худ. Збруева (масло), Н. В. Станкевича (акварель) - худ. Л. Беккера, Д. А. Валуева - акварель неизвестного художника, автопортрет А. С. Хомякова (масло), портрет Ю. Ф. Самарина - работы худ. В. А. Тропинина (масло), портрет Н. А. Герцен с сыном - акварель худ. К. А. Горбунова.

Следует отметить хорошую документацию этой части экспозиции материалами архива Государственного Исторического музея из фондов Н. В. Станкевича, А. С. Хомякова, М. А. Бакунина. Особую ценность представляют автографы-письма В. Г. Белинского, в одном из которых (1837) он рисует свой идеал человека.

В зале расположен своеобразный экспонат - обстановка диванной или "говорильни" из дома А. С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве, где в 40-х годах собирались представители московской интеллигенции для разрешения вопросов "о судьбах России". Рядом с "говорильней" витрина с личными вещами А. И. Герцена, Н. А. Герцен, В. Г. Белинского, Н. П. Огарёва, И. С. Тургенева, Т. Н. Грановского, Н. В. Гоголя, П. В. Киреевского, Н. В. Станкевича и др.

Быт русской интеллигенции того времени рисуется также в целом ряде интерьеров и экстерьеров, типовых и персональных, как, например, "Кабинет П. Я. Чаадаева", кабинет Т. Н. Грановского", "Вид усадьбы Мураново", "В мастерской художника Н. Н. Подклюшникова" и др.

Вторая тема того же зала, "Наука, литература, искусство 1825 - 1850 гг.", имеет своей целью подчеркнуть лишь новые прогрессивные явления в этих областях и не Дублирует, таким образом, экспозиции специальных - литературных, театральных и др. - музеев и выставок.

Наиболее подробно показан раздел "Русская наука 1830 - 1850-х годов". Особое внимание в нём уделено развитию исторической науки. Наряду с портретами историков: С. М. Соловьёва. Т. Н. Гратавского, П. Н. Кудрявцева, М. П. Погодина и др. - выставлены первые издания источников - "Акты

стр. 153

исторические" (1842), "Собрания русских летописей" (1853), "Памятники, издаваемые археографической комиссией в Киеве" (1345) и др., - явившихся базой для будущих исторических исследований.

В экспозиции даны также портреты виднейших представителей точных наук: химика Н. Н. Зинина, математика Н. И. Лобачевского, астронома В; Я. Струве, путешественника-географа Ф. П. Литке; представлены труды вновь организованных научных обществ. Особое место уделено материалам по славяноведению. Ценный экспонат - запись публичных лекций Т. Н. Грановского, сыгравших не малую роль в истории общественных движений.

Специальные витрины выделены для писателей "натуральной школы" и для журналистики (портреты, книги).

В разделе "Театр" центральное место занимает М. С. Щепкин, создатель русского реалистического театра, его предшественники и последователи; в разделе "Музыка" - М. И. Глинка, создатель национальной русской музыки.

Здесь собраны уникальные вещи и документы: неопубликованный портрет А. С. Пушкина конца 1830 г. - акварель на кости худ. Линёва, портрет молодого Н. В. Гоголя, по мнению специалистов, работы худ. А. А. Иванова, портрет М. С. Щепкина - акварель А. Добровольского (1839) (из собрания Государственного театрального музея), книга автографов М. Ю. Лермонтова - его стихи и рисунки, автограф Н. В. Гоголя, адрес, поднесённый М. С. Щепкину в день его пятидесятилетия (1893) писателями-петербуржцами Л. Толстым, Н. Некрасовым, И. Тургеневым, И. Гончаровым, Ф. Тютчевым и др. (всего более 20 подписей), первые издания выдающихся произведений русской литературы. Особая витрина выделена для серии дружеских шаржей на писателей и артистов худ. Н. А. Степанова (небольшие скульптуры из папье-маше).

В зале выставлены также скульптурные изображения выдающихся людей того времени: бюст В. Г. Белинского (копия со скульптуры Н. Н. Гё), его посмертная маска (скульптор Гринман), бюсты Т. Н. Грановского (скульптор Ритчель), А. С. Пушкина (скульптор Гольдберг), Т. Г. Шевченко (скульптор Р. Р. Бах), И. А. Крылова (скульптор Санрусский).

Крупнейшие культурные и научные центры - Московский, Петербургский и Казанский университеты, Годный институт, Академии наук и художеств, Публичная библиотека в Петербурге, театры и Музеи - представлены в зале большими полотнами, акварелями, гравюрами. Зал обставлен мебелью 1830 - 1840 гг., среди которой имеются меморативные вещи - стол из" кабинета Т. Н. Грановского и письменный стол А. С. Хомякова.

В последних двух залах показаны внешняя политика России 1825 - 1850 гг. и николаевская военная система. В одном из них (N 32) на фоне военных событий показана борьба двух течений в области военного искусства: против русских национальных военных традиций Суворова, Ушакова, Кутузова и их продолжателей - М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и др. - выступают сторонники прусской военной системы, возглавляемые Николаем I.

Военный быт и войны богато представлены в фондах музея. Коллекция оружия русского, восточного и западноевропейского даёт возможность наглядного сравнений военной техники воюющих стран, собрание военно-исторических карт иллюстрирует роенную тактику на примерах отдельных сражений, в нумизматическом материале отражены важнейшие события военной и дипломатической истории того времени.

Чрезвычайно разнообразен изобразительный материал. В залах размерены портреты крупный военных деятелей и дипломатов (масляная живопись, среди которой работы художников К. П. Брюллова, Дж. Да у, а также современных персидских художников, иностранные и русские гравюры и литографии).

Особенный интерес для историка представляют изображения военного быта, сражений и эпизодов из истории дипломатии, сделанные художниками-очевидцами. Последних можно разделить на две группы. К первой относятся художники, прикомандированные к штабам войск. В своих рисунках они обязаны были отразить не только основные события войны, но и официальную точку зрения на эти события (это приходится учитывать при изучении и оценке их работ). Наиболее ярким примером работ такого рода может служить серия рисунков худ. В. И. Мошкова, зафиксировавшего события русско-персидской и русско-турецкой войн конца 1820-х годов.

Художники второй группы являлись непосредственными участниками походов и хорошо знали военный быт. В их рисунках нет полноты и последовательности изображения событий, но зато они более непосредственны. В них мы находим любопытные детали, а иногда критику и даже сатиру на николаевскую роенную систему. Таковы альбомы Кожевникова и Корчака, участников русско-турецкой воины 1828 - 1829 гг.; "Кавказский альбом" неизвестного офицера, участника Кавказской войны 1830 - 1840 гг., и ряд рисунков-карикатур неизвестных авторов: "Зуботычина" - обучение солдат, "Великий князь Михаил Павлович", "Карикатура на военное министерство" (1848) и др.

Важнейшие военные события и героические эпизоды отряжены в лубках, выпускавшихся большими тиражами, а также в рисунках на платках, тарелках, табакерках.

Особо выделены материалы, связанные с революционным движением в Западной Европе и ролью России в его подавлении. В специальной витрине дан материал по кавказским войнам 1830 - 1850 гг.1 , рисующий


1 История народов Кавказа, Средней Азия и Сибири XIX в. будет представлена в особом зале, с подробной характеристикой социально-экономических отношений, политического устройства, классовой и национальной борьбы, культурных я экономических связей с Россией.

стр. 154

отдельные военные эпизоды, быт горцев, вождя их Шамиля (его портреты, переписка о наибами, введённые им ордена), а также представителей царского командования на Кавказе и быт русских войск.

Значительное место и в данном зале уделено письменным документам. В витринах находятся печатные тексты мирных договоров, указов и манифестов, "описания отдельный сражений" списки трофеев, личные документы и письма как рядовых участников войн, так и командного состава, пресса с известиями о событиях на разных фронтах, а также дела, связанные с подавлением революционного движения внутри страны.

В зале (N 33), посвященном обороне Севастополя, собраны реликвии, сохранившиеся от этой "героической эпопеи" (Л. Толстой). Над бюстом П. С. Нахимова группа знамён: Селенгинского и Якутского полков, прославившихся строительством оборонительных укреплений в особенно тяжелых условиях зимы 1854 - 1855 гг. (Селенгинский редут оборонительного укрепления, Камчатский люнет), в сражении 18 июня и в августовских боях за Малахов курган, а также знаменах ополченских дружин. Среди экспонатов имеется шинель адмирала В. А. Корнилова, в котором был смертельно ранен во время первой бомбардировки 5 октября, и записная книжка, бывшая при нем. В витринах лежат осколки картечи, пули, ядра, собранные современниками на севастопольских бастионах и иногда приспособленные в качестве чернильниц, пресс-папье или настольных украшений.

История обороны Севастополя развёрнута в хронологической последовательности. Серию рисунков с натуры, литографированных и изданных, оставили нам художник В. Тимм и участник войны офицер Н. Берг. Быт и военные действия англо-французского лагеря запечатлены в литографиях участника войны английского художника Симпсона.

Темы Севастопольской обороны и в дальнейшем привлекали художников. Серия картин передвижников - И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского (масляная живопись по картону), - написанных в 1870 г., когда были биде живы Непосредственные впечатления и воспоминания о Крымской войне, даёт запоминающиеся образы большей частью безыменных героев обороны, а их повседневной жизни на бастионах в на территорий осаждённого города.

Примерно в то же время была изготовлена серия моделей по истории русской артиллерии и флота, из которой в экспозиции представлены образцы севастопольских пушек, а также 120-пушечный линейный корабль "Великий князь - Константин", стоявший на обороне севастопольского рейда до последнего дня.

В последнем разделе зала наряду с материалами о Парижском мире помещены документы, рисующие настроение разных слоев русского общества в связи с поражением царизма в Крымской войне.

Правильному пониманию сложных проблем, раскрываемых в экспозиции, способствуют характеристики и оценки исторических явлений и событий, данные в работах классиков марксизма и в высказываниях передовых современников и помещённые в экспозиции в виде цитат.

Экспозиция построена на подлинных истерических источниках: предметах материальной культуры и письменных документах, - лишь в исключительных случаях заменяемых высококачественными репродукциями.

В залах размещено 1206 подлинников, 51 репродукция и 52 текста-цитаты.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ-РОССИЯ-ВО-ВТОРОЙ-ЧЕТВЕРТИ-XIX-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana StepashinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Stepashina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ЗАКС, НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-"РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ-РОССИЯ-ВО-ВТОРОЙ-ЧЕТВЕРТИ-XIX-ВЕКА (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ЗАКС:

А. ЗАКС → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Stepashina
Вологда, Россия
1029 просмотров рейтинг
21.09.2015 (3134 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-"РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android