Libmonster ID: RU-7276
Автор(ы) публикации: Т. МИЛИЦИНА

CHALLAYE. Jaures. Paris. 318 p.

LAIR M. Jaures et l'Allemagne. Paris. 1935. 291 p.

WEINSTEIN HAROLD R. Jean Jaures. "A study of patriotism in the french socialist movement". N. -Y. 1936. 200 p.

ШАЛЛЕ. Жорес.

ЛЕР. Жорес и Германия.

ВАЙНШТЕЙН ГАРОЛЬД. Жан Жорес.

Для историка-марксиста фигура Жореса и его роль в политической борьбе предвоенной Франции представляют несомненный интерес. Дать правильную характеристику его - благодарная задача, и надо полагать, что марксистские работы о Жоресе появятся и у нас.

Жорес, как известно, не был марксистом, хотя и испытал на себе влияние марксистских идей. Мы не можем назвать его пролетарским революционером, поскольку он был противником революционных методов борьбы, эклектиком-идеалистом по своим убеждениям. Ленин подвергал справедливой критике позицию Жореса в целом ряде вопросов рабочего Движения (его позицию во время так называемого "мильерановского казуса", т. е. установку на вхождение социалистов в буржуазное правительство, его склонность к соглашениям с буржуазными партиями, его оборончество, его мелкобуржуазную оценку роли кооперации - и т. д.). Но, не будучи марксистом и пролетарским революционером, сохранив до самой своей смерти целый ряд мелкобуржуазных иллюзий, Жорес в то же время был честным демократом и убежденным борцом за демократию. Будучи сторонником блока с радикалами:, он отказался от этом политики, когда к вла-

стр. 251

сти пришел Клемансо, который стал проводить политику расправы с рабочим классом, крестьянством и трудящейся интеллигенцией Франции. Жорес резко критиковал Клемансо, разоблачая его политику. Он выступил также против своего бывшего друга Бриана, когда тот расправился с бастовавшими железнодорожниками (1910 г.). Жорес пытался бороться против захватнической империалистической политики буржуазии, за мир. В 1905 г., приветствуя русскую революцию, он выступал против союза Франции с кровавым царизмом, заявляя в то же время, что он с радостью приветствовал бы союз Франции с освобожденным русским народом, с демократической Россией1 .

Борец за демократию, борец за мир, Жорес близок нам, и недаром французская коммунистическая партия, которая борется против империализма, против фашизма, за сплочение всех трудящихся Франции я укрепление народного франта, называет себя "наследницей Бабефа, Жореса, Геда..."2 .

Но только марксист может дать правильную оценку своеобразной фигуры Жореса.

В настоящей рецензии мы хотим остановиться на недавно вышедших буржуазных работах о Жоресе. Две из них принадлежат перу французских авторов, одна - американскому историку.

Каждый из этих авторов по-своему подошел к стоявшей перед ним задаче.

Начнем с книги Шалле, довольно известного автора работ о синдикализме, о французских колониальных владениях, о Японии и т. д. В своей книге о Жоресе Шалле ставил перед собой задачу - из отдельных, разрозненных высказываний Жореса воссоздать систему его взглядов в целом, охарактеризовать его как мыслителя. В своей книге мелкобуржуазный публицист Шалле воспевает восторженный панегирик Жоресу, учеником и последователем которого он объявляет себя. Для Шалле Жорес - святой (современный Франциск Ассизский, по его выражению), гений, "идеальная личность. Разделяя взгляды Жореса, Шалле совершенно некритически, в духе восторженного поклонения, излагает их. При этом фигура Жореса взята очень изолированно, вне не только международного, но и французского социалистического и рабочего движения и вне социально-поэтической обстановки Франции второй половины ХГХ и начала XX века.

Что особенно привлекает Шалле в концепции Жореса? Это - его стремление во всех областях, науки и политики, теории и практики примирять непримиримое, обходить препятствия и сглаживать противоречия. В этом Шалле видит ту особенность мировоззрения Жореса, которая, с его точки зрения, делает систему его взглядов особенно ценной и возвышает ее как особое направление среди других течений. Таким образом, эклектичность Жореса и его оппортунизм, за которые марксисты подвергли и подвергают Жореса заслуженной критике, возводятся Шалле в особое достоинство его мировоззрения. По мнению Шалле, Жорес в своем мировоззрении примиряет, синтезирует материализм и идеализм, научный и утопический социализм и создает таким образом особую "синтетическую" систему (см. стр. 127, 156 - 157 и др.). Таким образом, мы имеем одну из бесчисленных попыток буржуазных авторов возвести идеалистическую и эклектическую концепцию в ранг всеобъемлющего синтеза и противопоставить ее марксизму как идеологическую систему высшего порядка.

Мелкобуржуазный идеалист и мистик Шалле пытается под флагом показа идей Жореса преподнести читателю реакционно-идеалистическую платформу. Зато Жоресу как борцу за демократию в книжке Шалле не отведено места.

Ко особенно подчеркивает Шалле то обстоятельство, что в системе взглядов Жореса (если о таковой можно говорить) идеализм переходит непосредственно в религиозность (хотя и "не конфессионального порядка", как поясняет он;. С точки зрения Шалле особенно ценно то, что в концепции Жореса понятие о социализме неразрывно связано с понятием религиозного "обновления" человечества (см. стр. 214 - 215, 284, 299 и др.). Такова реакционно-идеалистическая платформа самого Шалле, которую он преподносит читателю.

Шалле одобрительно отзывается о том, что Жорес, признавая наличие классов в капиталистическом обществе, стремился к примирению классовых противоречий, отрицал насилие. Как известно, Жорес не осознал необходимость установления диктатуры пролетариата. Но если позиция Жореса в этом вопросе была в корне неправильна и подвергалась справедливой критике Энгельса и Ленина, то тем более странными кажутся бесплодные попытки Шалле изобразить слабые стороны мировоззрения Жореса как наиболее ценные и интересные.

Итак, книжка Шалле, представляющая восторженный и некритический панегирик по адресу Жореса, отнюдь не может, разумеется, создать правильного представления о Жоресе как мыслителе и политическом деятеле. Более того, она может прямо дезориентировать читателя, поскольку автор игнорирует действительно сильные и положительные стороны такой яркой фигуры, как Жорес.


1 См. "Humanite" от 3 февраля 1905 года.

2 См. "Коммунистический интернационал" N 3 за 1936 год, стр. 52. Манифест VII съезда КП Франции.

стр. 252

Если Шалле преклоняется перед Жоресом, то М. Лер, напротив, выносит ему обвинительный приговор. Шовинист и националист (судя по некоторым разбросанным в книге намекам, бывший социалист) Лер обвиняет Жореса в стремлении "германизировать" Францию, подчинить ее "немецкому духу". По мнению Лера, "Жорес сам заразился этим "духом" и пытался заразить им и других французов". "Беда" началась с того, что Жорес стал изучать немецких мыслителей, познакомился с работами Маркса и подпал под его влияние. Правда, Лер для доказательства своего реакционно-националистического тезиса пытается преувеличить влияние марксизма (который трактуется как проявление "немецкого духа") на Жореса.

Но особенно пагубно, по мнению автора-реакционера и шовиниста, то обстоятельство, что в своей практической деятельности Жорес сблизился с деятелями германской социал-демократии, доверял им и тем самым якобы "предавал" интересы Франции. Здесь наш реакционный автор совершает явную передержку и фальсификацию истории германского рабочего движения. С его точки зрения рабочий класс каждой страны заинтересован исключительно в своем материальном благополучии и ради него готов защищать хищнические планы своей "отечественной" буржуазии. Германская социал-демократия все более переходила на позиции "защиты отечества" и солидарности со своей буржуазией. За руководством социал-демократической партии стояли якобы широкие массы германского пролетариата, разделявшие подобные позиции. Это гнусная клевета реакционера на германский пролетариат. Надо отличать рабочий класс от его рабочей аристократии и мелкой буржуазии, являвшихся социальной опорой социал-шовинизма. Как известно, к подобной клевете, к подобному "оправданию" изменнической позиции руководства партии II интернационала в годы войны охотно прибегали предатели и двурушники - "историки" типа Фридлянда и ему подобных.

Лер не может простить Жоресу того, что он выступал с критикой (хотя и непоследовательной с нашей точки зрения) капиталистического строя, внешней политики французской буржуазии и французского военного командования (см. стр. 150 - 154, 202 - 203 и др.). Разумеется, Лер берет под свою защиту и капитализм вообще и французскую буржуазию в частности. В ряде мест он откровенно заявляет о том, что его "национальный герой" - это Тардье.

Критикуя на всем протяжении своей книжки Жореса с точки зрения реакционера и шовиниста, Лер пытается в то же время доказать, что он соблюдает "беспристрастность" по отношению к Жоресу. Он заявляет, что Жорес искренно "заблуждался", возлагая надежды на возможность сближения между Францией и Германией, считая, что растущее влияние социалистов в обеих странах сделает невозможной войну между ними.

Полемизировать с реакционной, шовинистической и националистической, открыто заостренной против марксизма книжонкой М. Лера, доказывать реакционный и клеветнический характер его "концепции" не стоит, ибо для советского читателя гнусность подобной звериной, шовинистической идеологии ясна. Но не мешает все же еще и еще раз напомнить о том, что в настоящее время орудием в руках пангерманистов, сообщниками германских (и итальянских также) фашистов являются именно политические друзья г. Лера, многие представители реакционного крыла французской буржуазии, сочетающие националистические лозунги с преклонением перед "фюрером" и "дуче".

В отличие от книг Шалле и Лера американский историк Вайнштейн не воспевает панегирика Жоресу, но и не предъявляет ему обвинительного акта. Уделяя в своей книге основное внимание Жоресу, Вайнштейн пытался, в сущности, дать вместе с тем краткий очерк развития французского рабочего движения в конце XIX и начале XX века. Но хотя он использовал большой материал, в том числе и значительное количество первоисточников (в частности прессу), все же со своей задачей он явно не справился. Основная причина этого заключается, несомненно, в том, что Вайнштейнне марксист и методы марксизма чужды ему. Историю рабочего движения во Франции он рассматривает вне всякой связи с экономикой и политической структурой страны, вне борьбы классов. При таком подходе он не мог дать, разумеется, правильного изображения развития рабочего движения и, в частности, фигуры того же Жореса. Прослеживая борьбу марксизма с реформизмом, он впадает при этом в грубейшие ошибки. Автор не отличает центризма от откровенного реформизма. Эрве и Лафарг у него поставлены на одну доску как представители "революционного" направления в социалистической партии.

Вайнштейн ни слова не говорит о борьбе большевизма с оппортунизмом всех разновидностей. Зато анархо-синдикализм рассматривается им как "революционное" направление, представители которого, по мнению Вайнштейна, стремились примерно к такой же" организации общества, что и марксисты. А группа теоретических попутчиков синдикализма (Сорель, Берт, Лагарделль) прямо называется "марксистской группой" синдикалистов (см. стр. 90 - 92). К марксистам причисляются, таким образом, такие злейшие враги марксизма, как Сорель, такие "ревизионисты слева", по выражению Ленина,

стр. 253

как Лагарделль. Это одно уже показывает, как Вайнштейн "справился" (вернее, расправился) с проблемами французского рабочего движения и каково "беспристрастие" Вайнштейна на деле. Более подробно он останавливается на фигуре Жореса и на эволюции его взглядов. Особое внимание уделено позиции Жореса в вопросах внешней политики, отношению его к проблемам войны, обороне Франции, колониальной проблеме. Вайнштейн доказывает, что Жорес был большим патриотом, что, вопреки обвинениям националистов и шовинистов, он был чрезвычайно озабочен тем, как спасти Францию в случае военного столкновения, как обеспечить ее обороноспособность.

Но Жорес, как мы знаем, подходил к этим проблемам не как реакционер-шовинист, а как честный, хотя и непоследовательный, мелкобуржуазный демократ. Он был убежден в возможности создания демократической народной армии, основу которой, с его точки зрения, должны были составлять не профессиональные кадры, а обученные резервы. С этой точки зрения он резко выступил в 1913 г. против правительственного законопроекта о продлении срока военной службы до трех лет. Жорес был убежденным противником агрессивной политики и искренним сторонником сохранения мира. При этом он склонен был предаваться известным иллюзиям, недооценивать грозящую военную опасность, рассматривать даже империалистические союзы государств как один из залогов сохранения мира. Как известно, до последней минуты он верил в возможность мирного исхода. Известно также, что Жорес был далек от понимания подлинно революционных методов борьбы против империалистической бойни. Но как честный демократ он, хотя и непоследовательно, критиковал шовинизм и захватнические планы французской буржуазии. Этого реакционеры не могли ему простить и зверски расправились с ним, убив его из-за утла, а впоследствии вынесли оправдательный приговор его подлому убийце. Зато рабочий класс Франции и других стран оплакивал Жореса как искреннего борца за демократию, как человека, который хотя и заблуждался во многом, но был настоящим, нелицемерным другом трудящихся, противником реакционной и агрессивной политики империалистической буржуазии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-КНИГИ-О-ЖОРЕСЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. МИЛИЦИНА, НОВЫЕ КНИГИ О ЖОРЕСЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-КНИГИ-О-ЖОРЕСЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. МИЛИЦИНА:

Т. МИЛИЦИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
707 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3142 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НОВЫЕ КНИГИ О ЖОРЕСЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android