Libmonster ID: RU-16134
Автор(ы) публикации: Е. И. Саляев

"Наровчат, село, районный центр. Расположено в 140 км к северо-западу от Пензы, в 24 км от ж.-д. ст. Ковылкино на левом берегу р. Шелдаис (левый приток Мокши) при впадении в нее р. Лапыжовка... На 1.I.1998 - 4677 жителей", - написано в "Пензенской энциклопедии". Почти слово в слово сказано об этом населенном пункте и в "Наровчатской энциклопедии", лишь добавлено, что станция Ковылкино находится в Республике Мордовия, а на 1 января 2004 г. в райцентре проживало 4678 человек1.

Наровчатцы с гордостью назовут с десяток земляков, оставивших заметный след в истории России, в числе которых - писатель Александр Иванович Куприн, композитор и дирижер Александр Андреевич Архангельский, собиратель древних рукописей, положивших начало древнехранилищу Пушкинского дома Академии Наук, Владимир Иванович Малышев, художник Федот Васильевич Сычков.

Наровчат был древнейшим городом на территории Пензенской области. Он возник, как минимум, в начале XIII в., правда, под иным названием. До сих пор в области широкое распространение имеет легенда то ли о буртасской, то ли о мордовской красивой и имевшей богатырскую силу царице Нарчатке, оказавшей ожесточенное сопротивление монголо-татарам в 1237 г. и бросившейся в прорубь после поражения своего войска. По мордовским преданиям, Нарчатка превратилась в русалку и иногда выходит на берег Мокши...

Существует несколько вариантов легенды о княгине Нарчатке. Вот одна из них в кратком изложении: "Тогда здесь правила вдова мордовского князя Пуреша - Нарчатка, в память о которой и был назван город. Кочевники шли на Русь, уничтожая или угоняя в плен все население... Тонкий ледок уже покрыл неторопливые воды Мокши, когда на ее берегу собрался двухтысячный отряд мордовских воинов и вступил в бой. Отважно бились воины Нарчатки, но тысячи монголо-татар все плотнее окружали их... Батый приказал взять ее в плен живой. Когда Нарчатка поняла замысел врагов, она прямо на коне бросилась с высокого берега в Мокшу. Лед треснул, и только черная полынья осталась на том берегу. Говорят, что Нарчатка стала русалкой"2.

На пощаду эта правительница рассчитывать не могла, потому что в 1223 г. она, имея 20-тысячное войско, разгромила крупный монголо-татарский от-


Саляев Евгений Иванович - заместитель редактора газеты "Куранты - Маяк" Нижнеломовского района Пензенской области.

стр. 118

ряд на реке Шелдаис3. А основную массу монголо-татар позднее перебили булгары, заманив их в ловушку. После победы Нарчатка в 1223 - 1226 гг. выстроила на берегу Шелдаиса город с крепостными валами, рвами и деревянными стенами, ставший центром Верхнего Примокшанья. От того города в нынешнем Наровчате остались так называемые бугры, возможно остатки давних оборонительных сооружений.

В различных источниках легендарный город называется по-разному: Буртас, Наручат, Наручадь, Наруджан, Нариджат, Нуриджан. А саранский историк В. К. Абрамов, ссылаясь на исторические источники, называет Нарчатку княгиней (как у русских) Наровчат. Это имя якобы и дало название городу. Некоторые исследователи считают даже, что после победы княгини Наровчат над монголами был переименован уже существовавший город Буртас. После гибели правительницы он был уничтожен, но затем снова возродился и стал именоваться иначе - Мокша. Более того, Абрамов утверждает, что город с таким названием существовал, по крайней мере, до начала XIV века4.

Некоторые исследователи считают, что на месте нынешнего Наровчата между 1223 - 1236 гг. был основан легендарный, ныне потерянный город буртасов Саван (Сван)5. Следуя этой версии, нужно признать, что Саван и город царицы Нарчатки - одно и то же. Однако в нескольких километрах от нынешнего Наровчата за рекой Мокша имеется так называемая Плоская гора. У ее подножия течет небольшая речушка Ошля. Ош - это город, а ля, лей - речка. Получается, что это - Городская речка. Значит, в древности она протекала по территории какого-то города.

Возможно речь идет о г. Саван, что стоял раньше на горе Плоской, где и сейчас можно увидеть остатки древнего вала и рва. В легенде говорится, что при опасности в действие приводилась система, заполнявшая тот ров водой из подземного озера, которое действительно существует внутри горы.

Вся Плоская гора (она же Пещерная, Городок) изрыта подземными ходами большой глубины. Известны три яруса пещер протяженностью свыше 600 метров в виде сводчатых ходов-коридоров высотой до 2-х метров и шириной до 1-го метра. Возможно существует и четвертый ярус, а общая протяженность подземных ходов может составлять около 2,5 километров. После Великой Отечественной войны основной ("парадный") вход в подземный город-монастырь был взорван, но все еще цел "служебный" вход со 144-мя ступенями вниз от провала. В такой подземный город с множеством запутанных переходов и тупиков враг мог войти и не выйти.

Впервые версию о том, что город Саван находился именно здесь, а не на территории равнинного Наровчата, выдвинула археолог А. Е. Алихова6.

Однако точно известно лишь то, что на месте нынешнего села Наровчат в XIII в. действительно находился город. Это был татарский город, известный в истории под названием Нуриджан (позднее Мохши, Мухши), являвшийся центром золотоордынского улуса (земельного надела) в Верхнем Примокшанье7. После падения Волжской Булгарии и основания в городе Булгар ставки хана Батыя - внука Чингисхана - территория будущего Пензенского края стала входить в состав Джучиева улуса, более известного как Орда со столицей в городе Сарай на реке Ахтуба, и сюда, в опустевший и обезлюдевший край, пришли на жительство завоеватели.

В результате монголо-татарского нашествия в 1237 г. исчез загадочный город у реки Мокша. Столицей Золотой Орды первое время был г. Булгар, а с начала 50-х годов XIII в. - г. Сарай-Бату в Нижнем Поволжье (недалеко от нынешней Астрахани). При хане Берке (1257 - 1266), который провел перепись в Орде, началось ее обособление от Монгольской империи, а при хане Менгу-Тимуре (1267 - 1282) Орда стала полностью независимым государством8. Основным населением улуса были местные племена и народы: кыпчаки (кипчаки), булгары, буртасы, огузы, которые быстро смешались с немногочисленными монголами. На смену монгольскому языку пришел тюркский. Улус чеканил собственные монеты: медные пулы и серебряные дирхемы.

стр. 119

Захватив Среднее Поволжье и подавив восстания булгар, буртасов, мордвы и русских, монголо-татары сначала, как правило, осенью, после сбора урожая, совершали опустошительные грабительские набеги (наиболее крупные отмечены в 1252, 1281, 1288, 1293 гг.), а с конца XIII в. сами стали обживать обезлюдевшие места и к середине следующего столетия основательно заселили некогда мордовские земли. Об этом свидетельствуют клады золотоордынских монет, обнаруженные в Кузнецком, Наровчатском, Вадинском, Земетчинском, Пачелмском и др. районах Пензенской области, а также перенос ханом Узбеком в 1312 (или 1313) г. улусного центра Орды из города Увек (Укек) на правом берегу Волги в примокшинский город, расположенный между реками Шелдаис и Лапыжовка.

Город имел выгодное стратегическое положение: от него открывалась дорога на Русь. Фактически это был форпост монголов на пути к Рязани и Москве. К тому же рядом протекала полноводная Мокша, по которой можно было добраться сюда в любую погоду и по которой сплавляли строевой лес и камень для постройки улусного города. Местные жители исповедовали разные религии, в том числе и ислам суннитского толка, принятый в 1261 г. ханом Берке.

Перенос столицы из Увека в город на Шелдаисе был вынужденной мерой. В августе 1312 г. умер правитель хан Тохта (Токта), оставив наследником сына Ильбасмыша, однако племянник покойного, военачальник Узбек, не имевший прав на престол, убил его и объявил себя ханом - правителем Орды, простиравшейся от Хорезма до Карпат. Следом Узбек расправился с оппозицией, недовольной новым ханом, его курсом на централизацию государства, мусульманизацию и сближение кочевой знати с оседлой частью населения. Остаться в Увеке он не захотел, видимо, опасаясь заговора, и перебрался на север.

Другой причиной стала страшная засуха в Поволжье, во время которой начались голод и падеж скота. Дошло до того, что монголо-татары стали продавать купцам своих родственников и детей, которых отправляли в рабство в Египет. Основную часть хлеба и фуража, а также мед, воск, меха кочевники-завоеватели получали из покоренного Посурья и Примокшанья. Туда они и направили своих коней, начав заселение территорий по рекам Сура, Мокша, Цна.

Хан Узбек перенес в новую столицу и монетный двор, после чего город на Волге стал быстро приходить в упадок. Некоторые исследователи, однако, считают, что город на Шелдаисе и без того был настолько крупным и крепким экономически, что и до 1312 г. имел свой монетный двор и чеканил медную монету. Г. Н. Белорыбкин пишет, что монетный двор в городе, где чеканили медные деньги, существовал еще в конце XIII века9. Право чеканить монеты в своих монетных дворах имели тогда лишь два десятка крупнейших городов Орды. Судя по медным монетам-пулам хана Тохты (Токты), город некоторое время назывался Нуриджаном. Узбек начал чеканить здесь уже не только медные, но и - с 1313 г. - серебряные монеты-дирхемы и переименовал город в Мохши (Мухши).

Одновременно с этим монголо-татарским городом за рекой Мокша существовал православный пещерный монастырь, основанный ориентировочно в том же XIII веке. Считается, что строителями его были монахи из Киево-Печерской Лавры, устроившие монастырь по ее подобию. Монахи выкопали внутри горы кельи разных форм и размеров, соорудили на втором ярусе подземную церковь. Значительно позже, в XIX столетии, монахи воздвигли наверху каменный храм с престолом во имя Киево-Печерской Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев и святой великомученицы Варвары10. А у пещер на святом роднике под горой, где была чудесно обретена икона Иоанна Крестителя, монахи поставили часовню11.

Гора из-за своей довольно большой плоской вершины так и называлась - Плоская. Монахи появились на этой горе, по всей видимости, не случай-

стр. 120

но, а потому, что ранее там уже имелось поселение - загадочный город Саван (Сван). Монахи заново обжили гору, выкопали новые ходы и кельи и создали подземный монастырь, который благополучно просуществовал века, выжил во времена монголо-татарского ига, но был разрушен и закрыт в советское время. Наземный храм не уцелел, но в пещерах сохранились остатки подземной церкви12.

При хане Узбеке к худшему изменилось отношение к верованиям народов, заселявших эти территории. Раньше неуклонно соблюдался принцип свободы вероисповедания. Н. М. Карамзин писал об этом: "...узнав же власть Духовенства над совестию людей, вообще усердных к Вере, Моголы старались задобрить его, чтобы оно не возбуждало Россиян противоборствовать игу Татарскому и чтобы Хан тем спокойнее мог повелевать нами. Изъявляя уважение к Духовенству, сии завоеватели хотели доказать, что они не суть враги Бога Русского, как думал народ". "Одним из достопамятных следствий татарского господства было еще возвышение нашего духовенства, размножение монахов и церковных имений. Ханы под смертной казнию запрещали своим подданным грабить, тревожить монастыри, обогащаемые вкладами, имением движимым и недвижимым. Владения церковные, свободные от налогов ордынских и княжеских, благоденствовали"13.

В столице Орды г. Сарай имелась даже своя епархия - Сарская. В могущественной Монгольской империи и в Золотой Орде, в частности, куда Русь входила на правах вассального государства, христианство в силу ряда обстоятельств было едва ли не главенствующей религией.

Считается, что именно в городе Мохши (Мухши) хан Узбек в 1313 г. провозгласил ислам религией своего государства и начал жестоко - огнем и мечом - насаждать его. Вот что сообщается в русской летописи о том времени: "Умре царь Тохта татарьский... Того же лета сяде хан Азбяк на царьстве и обесерменился" (то есть принял мусульманство). То же - и в Истории Российской с самых древнейших времен В. Н. Татищева: "Того же лета Азбяк хан Татаре магометанство прияли"14.

Повсеместно началось массовое строительство мечетей, притеснения, а нередко и физическое уничтожение иноверцев. Еще более усилилась роль ислама при следующем хане Джанибеке. Одни смирились с насилием, а десятки тысяч других, не пожелавших менять веру отцов, стали уходить на Русь.

Церковь, государство и общество считали их всех, исконно православных или только принявших святое крещение, русскими, и потому у прибывших не возникало никаких проблем с женитьбой (замужеством) и службой русским князьям. Смешанные браки быстро ассимилировали степняков, и в результате фамилии дворян (едва ли не каждая четвертая), имевшие явно татарские корни, стали русскими: Карамзины (от Кара мурзы) и Ушаковы (от Ушак мурзы), Апраксины и Аксаковы, Аракчеевы и Ахматовы и т.д.

Мохши был многолюдным, шумным и крупным городом. Существует мнение, что его площадь составляла почти 250 гектаров, и только базар занимал территорию всего нынешнего села Наровчат. В городе имелись две мечети - белокаменная из известняка, украшенная резным растительным орнаментом (одна из первых в Орде), и кладбищенская кирпичная (из обожженного кирпича) на окраине города, водопровод с глиняными трубами, бани - личные и общественная кирпичная с централизованным горячим отоплением, караван-сарай площадью до 400 квадратных метров со всеми удобствами (водопроводом, отоплением, бассейном, общественной баней), мусорные ямы. Здесь было немало расположенных хаотично и на значительном расстоянии друг от друга усадеб с деревянными и кирпичными жилыми домами с подпольным (отопительные трубы в них проходили под полом) отоплением, много гончарных, ювелирных, кожевенных и кузнечных мастерских, имелись искусные каменщики. Здесь в XIV в. впервые в Европе началось производство чугуна, благо сырье имелось тут же, в Примокшанье. В городе торговали "буртасскими мехами", зерном, медом, изделиями местных плотников, кузнецов, ювелиров, оружейников, гончаров, кожевенников.

стр. 121

О высоком положении города свидетельствуют и два (по другим сведениям, их было пять) захоронения-мавзолея около кладбищенской мечети. Остатки фундамента некоторых частично сохранились до наших дней, а рядом расположенный овраг до сих пор называется мизгитским (от татарского слова "мизгить" - "мечеть"). То были не просто могилы или небольшие мавзолеи, а величественные сооружения. О масштабности Мохши свидетельствует и выбитое на одной из монет слово "богохранимый", которым в то время характеризовались и оценивались лишь крупные города Орды15.

После смерти хана Узбека в середине XIV в. в Орде произошла череда кровавых переворотов, после которых потерпевшие поражение ханы, беки, мурзы вынуждены были бежать ради спасения своей жизни. Так, в 1361 г. (по другим данным, в 1362) в Мохши появился мурза (бек) Тогай (Тагай), сменивший хана Кильдибека, и при нем в тех краях образовалась довольно сильная Наровчатская Орда (Наручадская Орда), где господствующее положение по-прежнему занимали татары-мишари. Территория этой Орды, простиравшаяся по Мокше, Валу, Выше и другим рекам до верховьев Суры, была значительной. М. Г. Сафаргалиев считает, что Орда занимала даже часть земель будущих Симбирской и Нижегородской губерний и являлась своего рода автономией в рамках Золотой Орды16.

В. К. Абрамов назвал город Мохши иначе: Мокша, а правителя - Тагай, Таи гай и Тангай, считая, что это был "мордовский князь ордынского происхождения", который объявил себя ханом и "фактически восстановил южномордовское княжество, уничтоженное во время Пуреша монголо-татарским нашествием".

В 1378 г. Мохши был разорен отрядами Арабшаха, четыре года спустя - воинами Тохтамыша, что вело к постепенному упадку города и улуса. Московское княжество тем временем крепло, и уже с конца XIV столетия мокшинские ханы (эмиры) стали служить Рязанскому, а затем Московскому ханам.

Погиб же город от рук самих монголо-татар. В 1395 г. очередной правитель Золотой Орды хан Кок-Орды Тимур (Тамерлан, 1336 - 1405) во время погони за Тохтамышем полностью разрушил не подчинившийся ему город, разорил его и другие ордынские города и селения, в том числе Ургенч, Старый и Новый Сарай, Увек (Укек), Булгар и прочие, и уничтожил чуть ли не всех их жителей. С тех пор ни Мохши, ни Булгар, ни другие города в качестве крупных населенных пунктов так и не возродились.

Разгром Мохши совпал с упадком Орды. Улусным городом на время стал Темников. И тем не менее город Мохши еще существовал. "Окончательная гибель татарского города, по мнению А. А. Кроткова, связана с его разгромом в 1395 году Тимуром. Однако, судя по находкам золотоордынских монет первой половины XV века, жизнь в этом городе продолжала еще теплиться"17.

Но это был уже не прежний, а слабый, неумолимо приходивший в упадок город. Со временем он исчез, забылось и месторасположение, и само существование богатого города Мохши (Мухши). Ученые помещали его то в Среднюю Азию, то в Поволжье. Одно время следы города Мохши пытались отыскать в Мокшане, Темникове, других городах на Мокше. И лишь во время первой мировой войны солдаты-новобранцы случайно, во время рытья окопов около уездного города Наровчат, выкопали древние вещи. Археолог Кротков нашел в Наровчате остатки более 20 построек, 2 могильника и множество монет с чеканом "Мохши" (вернее, "МХШ").

Прошли десятилетия, и на место исчезнувшего улусного города пришли русские служилые люди, направленные защищать южные границы крепнувшей России от набегов кочевников и крымских татар. Однако и тут не все ясно с датой возникновения нового поселения. Считается, что заново начало возрождаться оно лишь с 1520-х годов и называлось - Наровчатское городище. То был уже русский населенный пункт, небольшой, но постепенно разраставшийся. Наиболее значительным он стал в 70 - 80-е годы XVI столетия, из-за чего в документе 1672 г. был назван городом.

стр. 122

Во время строительства пограничной Большой засечной черты от Шацка на реке Цна к Кадому, Темникову и Алатырю в Наровчатское городище, в те же годы, "на вечное житье" прибыли сотни казаков, которые основали недалеко от наровчатской крепости Казачью слободу, ставшую позднее селом Старая Сотня18. Впоследствии многих из них направили южнее, на заселение Керенско-Ломовской оборонительной линии. Одновременно со служилыми людьми в Троицк, Красную Слободу и Наровчатское городище поселили большое количество дворцовых крестьян, основавших в Наровчате у Лапыжева (Лапыжова) ручья Дворцовую слободу. Так появилось новое довольно крупное поселение.

В советское время годом основания Наровчата считали то 1627 г., когда селение существовало уже как царская вотчина (в "Книге Большому Чертежу" от 1627 г. есть такая запись: "А на устье реки Шелдая на Мокши Наровчатское городище", в Темниковской десятне 1628 г. упомянуто "Наровчатское городище, а в нем 2 церкви"), то 1521 г., когда русское правительство построило на опасной Ногайской дороге, на соединении двух дорог на Москву: одной - с востока от Самарской Луки, другой - с юга из Крыма, крепость на Наровчатском городище - первую крепость на территории нынешнего Пензенского края и, как сказано в "Разрядных книгах", назначило туда воеводу19.

Многие историки не признают, что Наровчат появился значительно раньше всех других городов Пензенской области и даже многих городов России. Практически ничего не известно о том, что было на месте нынешнего Наровчата в XV - начале XVI века. Не все однозначно и с назначением первого воеводы в 1521 году. В дошедшей до наших дней Разрядной книге, где содержатся сведения о населенных пунктах, находившихся на южных рубежах Русского государства, где обязаны были "стоять с войском" воеводы, написано: "Лета 7029-го июня в царев приход, как царь крымский Магмед Кирей Менгли-Гиреев сын реку Оку перелез, а в те поры воеводы были... на Мокше в Наровчатове стояли князь Иван, княж Михайлов сын Троекуров, да князь Василий, Ковер Кривоборский, да Якуб Ивашинцев, да Семен Жеребячин..."20. Лето 7029 года - это 1521 год. Тогда же на этом месте был поставлен "острог стоячий", то есть появилась крепость, и туда был поселен отряд служилых казаков во главе с воеводой. Наровчатские краеведы убеждены, что речь идет о нынешнем селе Наровчат. Однако В. В. Гошуляк считает, что воевода был назначен не в Наровчатское городище, а в Нароватово, которое отождествляет с нынешним селом Нароватово в Теньгушевском районе Мордовии. (Правда, не понятно, почему воеводу назначили в село.) На основании этого Гошуляк высказал предположение, что "русский Наровчат возник где-то в конце XVI в."21.

12 июня 1996 г. впервые был отпразднован День основания Наровчата - его 635-летие. На площади был заложен гранитный камень с памятной табличкой, на которой значится, что первое упоминание о Наровчате в русских летописях относится к 1361 г., когда три русских князя - Олег Иванович Рязанский, Владимир Ярославич Пронский и Тит Козельский - около Шишкеевского леса разбили хана Тогая (Тагая), правителя Наручади, после чего тот покинул Мохши.

В Никоновской летописи об этом сказано так: князь Тогай в 1361 г. "въсхоте воевать Русь и собравься совсею силою своею и со всею страною Наручадскою, и прииде ратью многою на Рязанскую землю и прииде тайно и безвестно на Рязань и взял город Переславль Рязанский и сожже и около его плени вся власти (волости. - Е. С.) и села и много полона взял, и так помалу подвижеся съ многою тягостию иде в поле"22. Есть упоминание о Наровчате и в Троицкой летописи 1361 г.: "Прибежал князь ордынский Тагай... иже от Бездежа... взяв Наручадь и всю ту страну отняв себе"23.

Других письменных подтверждений существования этого самого древнего в Пензенской крае города пока не найдено, хотя есть упоминание о Наровчате (Мохши) за 1312 год, среди найденных монет города Мохши имеется монета 1313 года.

стр. 123

Долгое время Наровчат входил в состав Нижнеломовского уезда. После административной реформы 15 сентября 1780 г. стал городом - центром нового Наровчатского уезда Пензенского наместничества, а потом Пензенской губернии, просуществовавшей до реформы 16 июля 1928 г., упразднившей уезды и создавшей на их территории небольшие районы. 25 октября 1926 г. Наровчат стал селом.

Примечания

1. Пензенская энциклопедия. Большая Российская энциклопедия. М. 2001, с. 371; Наровчатская энциклопедия. Пенза. 2005, с. 96, 97.

2. САВИН О. Имя гордое - наровчатцы... Пенза. 2003, с. 16 - 17.

3. БЕЛОРЫБКИН Г. Н., ПОЛЯКОВ В. А., ГУСЕВ Л. П., МЕЛЬНИЧЕНКО О. В., СТАВИЦКИЙ В. В. Очерки наровчатской истории. Пенза. 1999, с. 38, 39, 44, 45; История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века. Ч. 1. Пенза. 1996, с. 55.

4. ПОЛЯКОВ В. По следу времени. - Наровчатские новости. 1996, 26 ноября.

5. ЛОБАНКОВ Ф. Буртасы. - Наровчатские новости. 1996, 8, 17 августа.

6. АЛИХОВА А. Е. Постройка древнего города Мохши. - Советская археология. 1976, N 4.

7. История Пензенского края.., с. 66, 67.

8. Мордовия. Мордовская энциклопедия. Т. 1. Саранск. 2003, с. 343.

9. Пензенская энциклопедия, с. 54.

10. Наровчатская энциклопедия, с. 111; Сколько лет пещерному монастырю? - Родной край (Наровчат). 2000, N 4, октябрь.

11. Пензенская энциклопедия, с. 474, 475.

12. КУВАНОВА М. Земля, овеянная легендами. - Родной край (Наровчат). 2001, N 10.

13. Поэзия Золотой Орды. М. 2005, с. 15, 18.

14. ПОЛЯКОВ В. Молодец, курочка-ряба! - Родной край (Наровчат). 2004, июнь.

15. ЛЕБЕДЕВ В. И. Загадочный город Мохши. Пенза. 1958; Наровчатская энциклопедия, с. 93, 94; Мордовская энциклопедия, с. 62.

16. Наровчатская энциклопедия, с. 111.

17. АЛИХОВА А. Е. Мавзолеи города Мохши-Наровчата. - Советская археология. 1973, N 2, с. 277.

18. История СССР. М. 1985, с. 122; ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ С. Россия. Великая судьба. М. 2005, с. 339.

19. Очерки истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск. 1955, с. 75.

20. Большой энциклопедический словарь. М. Большая Российская энциклопедия. СПб. 2000, с. 816.

21. Центральный государственный архив Республики Мордовия, ф. Саровский монастырь, д. 222, л. 16 - 26; ВОРОНИН И. Д. Саранск. Саранск. 1961, с. 8 - 10.

22. Мордовия. Т. 2, с. 366.

23. Пензенская энциклопедия, с. 164.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Наровчат-город-ставший-селом

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. И. Саляев, Наровчат - город, ставший селом // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.07.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Наровчат-город-ставший-селом (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. И. Саляев:

Е. И. Саляев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1142 просмотров рейтинг
04.07.2020 (1385 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Наровчат - город, ставший селом
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android