Libmonster ID: RU-8053
Автор(ы) публикации: И. ШИФМАН

Деятельность великого революционного демократа - Николая Гавриловича Чернышевского - имела огромное значение в история русской культуры и русской общественной мысли. Его жизнь и деятельность составляют одну из самых замечательных страниц; в истории революционного движения в России. Без преувеличения можно сказать, что он был крупнейшим русским социалистом всей домарксовой эпохи, гениальным предшественником нашей революции.

Великие основоположники научного социализма чрезвычайно высоко ценили Чернышевского. Карл Марта в послесловии к "Капиталу" назвал его "великим ученым и критиком". В беседе с Г. А. Лопатиным Маркс говорил, что "из всех современных экономистов Чернышевский представляет единственного действительно оригинального мыслителя, между тем, как остальные суть только простые компиляторы, что его сочинения полны оригинальности, силы и глубины мыши, и что они представляют единственные из современных произведений по этой науке, действительно заслуживающие прочтения и изучения"1 .

В. И. Ленин в своих работах писал о Чернышевском как о крупнейшем революционном демократе, ближе всех подходившем к вершинам научного социализма. "Вряд ли, - вспоминает Н. К. Крупская, - кого-нибудь Владимир Ильич так любил, как он любил Чернышевского. Это был человек, к которому он чувствовал какую-то непосредственную близость, та уважал его в чрезвычайно высокой мере".

Ученый и публицист, философ и критик, выдающийся мыслитель и тонкий художник, Н. Г. Чернышевский был властителем дум своих современников и навсегда завоевал любовь будущих поколений.

Чернышевский дорог советскому народу. Он дорог нам как предшественник русской революции, как отважный и мужественный боец за социализм, поднявший во мраке черной реакции знамя борьбы против царского самодержавия, против русских мракобесов и либералов всех мастей. Он дорог вам как выдающийся ученый и мыслитель, сделавший достоянием России самые передовые идеи домарксовского социализма.

Мы ценим его и как выдающегося художника, публициста и критика, создателя материалистической эстетики, работы которого вошли в сокровищницу русской культуры.

Царское самодержавие долгие годы гноило его на каторге. Он пал в самоотверженной борьбе против мракобесия и реакции. Но "беззаветная преданность революции и

1 Сборник "Герман Александрович Лопатин", стр. 71. Гиз. 1922.

стр. 26
обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы"1 .

1

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. Детство его протекало в тесном: общении с народом. Неизбывное мужицкое горе и нужда, ужасы крепостной кабалы, бесчеловечные преследования раскольников, пошлость и бессмысленность обывательского прозябания в провинциальной глуши - таковы были впечатления детских лет Чернышевского. "Жизнь моего народа, - писал впоследствии Чернышевский, - охватывала меня со всех сторон"2 .

Рано пристрастившись к книгам, молодой Чернышевский изучает духовную литературу, но вскоре оставляет ее. Свободолюбивые идеи Пушкина, Белинского, Герцена, Жорж Занд, Шиллера захватывают его своей новизной и жизненной правдой. Он ищет в передовой светской литературе ответа на мучительные вопросы окружавшей его действительности.

Поступив 14 лет в семинарию, он обнаруживает недюжинные способности и стремление к самостоятельному мышлению. Здесь он изучает не только европейские языки, но и персидский, арабский и древнееврейский, много читает и вскоре становится но своим знаниям значительно выше своих семинарских учителей.

Начальство семинарии, как и родня Чернышевского, видит в нем будущее светило православной церкви. Но иные жизненные планы были у будущего революционера и мыслителя.

Поступив в 1846 году в Петербургский университет, он с жадностью изучает литературу, в которой заключена передовая европейская мысль того времени. Он работает над произведениями французских историков - Гизо, Тьерри, Мишле, - над книгами основателей политической экономии - Смита, Рикардо, Мальтуса, - над творениями великих философов - Канта, Гегеля, Фейербаха. Особый интерес он проявляет к произведениям представителей утопического социализма - Роберта Оуэна, Фурье, Сен-Симона, Луи Блана и т. д., - к творениям великих материалистов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Ламеттри, Дидро. В них, а тате в русской журналистике того времени, в особенности в статьях Белинского и Герцена, он ищет ответа на вопросы социальной жизни, вставшие перед ним с особенной остротой в связи с революцией 1848 года.

Революция 1848 года потрясла всю Европу. Охватив Францию, Германию, Австрию и Италию, она вызвала революционное брожение почти во всех странах, в том числе и в России.

Впервые на историческую арену выступил пролетариат. "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма", - писали Маркс и Энгельс в "Коммунистическом манифесте".

На арене классовых битв столкнулись дворянское самодержавие, буржуазный либерализм и мелкобуржуазный демократизм: всех мастей. Во Франции в борьбу вступил пролетариат. Революция являлась серьезнейшим испытанием для всех течений революционной мысли, в том числе и для всех систем утопического социализма.

Чернышевский с огромным интересом следит за событиями в Европе и прекрасно разбирается в сложнейших вопросах политической борьбы. Его симпатии целиком на стороне революционно-демократических элементов Запада. По своим убеждениям он в это время ярый республиканец-демократ.

Бурные события революции являются для него школой политического воспитания. Он жадно впитывает в себя опыт этой революции, опыт классовой борьбы в Европе. Осмысливая его применительно к задачам русской революции, он все больше склоняется в сторону наиболее последовательного, левого крыла революционного социализма с его стремлением к насильственному ниспровержению существующего строя и захвату государственной власти.

Опыт революционных боев на Западе показал Чернышевскому, что мирных, бескровных революций не бывает: неизбежны кровавые столкновения масс со своими угнетателями, неизбежны тяжелые потрясения всего общества. Чернышевский записывает в свой дневник: "Человек, не ослепленный идеализациею... не может устрашиться этого; он знает, что иного и нельзя ожидать от людей, что мирное, тихое развитие невозможно. Пусть будут со много конвульсии, - я знаю, что без конвульсий нет никогда ни одного шага вперед в истории"3 .

В ходе революции все больше и больше обнажалось лицо буржуазной демократии. Либеральная буржуазия показала себя неспособной к длительной, а главное, к решительной борьбе против дворянского самодержавия. Боясь народных масс, ли-

1 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 469.

2 Н. Г. Чернышевский "Литературное наследие". Т. I, стр. 81.

3 Н. Г. Чернышевский "Дневник". Ч. 2-я, стр. 15.

стр. 27

1828 - 1889

стр. 28
беральная буржуазия проявила стремление к компромиссам с дворянством, к сделке с ним за счет народа. Одновременно разоблачили себя и партии мелкобуржуазного демократизма, в том числе и соглашательский "социализм" Луи Блана.

Разгром и кровавое подавление июльского восстания во Франции, предательство буржуазии окончательно рассеяли буржуазно-демократические иллюзии Чернышевского. "Не люблю я, - записывает он в своем дневнике по адресу буржуазных республиканцев, - этих господ, которые говорят: "свобода, свобода" - и эту свободу ограничивают тем, что сказали это слово, да написали его в законах, а не вводят в жизнь, что уничтожают законы, говорящие о неравенстве, а не уничтожают социального порядка, при котором: девять десятых рабы-рабы и пролетарии"1 .

Впитывая опыт европейских революций и учась на конкретных революционных событиях, молодой Чернышевский приходит и самым крайним воззрениям на революцию и методы ее совершения. В конце 1848 года он отмечает в своем дневнике: "...Я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев, монтаньяр решительно"2 .

В мае 1850 года Чернышевский сдал выпускные университетские экзамены и вскоре уехал в Саратов, где получил место преподавателя словесности в Саратовской гимназии. Уроки его больше похожи на агитационные беседы чем на обычные гимназические занятия. Он рассказывает ученикам захватывающие истории из эпохи французской революции, пытаясь натолкнуть своих слушателей на аналогию с окружающей их российской действительностью.

Одновременно Чернышевский входит в кружок политического ссыльного Костомарова, известного историка, участвует в беседах о революционном мировоззрении, о тактике революционной борьбы. В этих беседах Чернышевский проявляет себя непримиримым противником всяческой либеральной болтовни, отстаивает самые крайние воззрения. Так например, обсуждая события Великой французской буржуазной революции, Чернышевский об'являет себя решительным сторонником Робеспьера и якобинской диктатуры.

Этот период в жизни Чернышевского наполнен кропотливой учебой и глубоким раздумьем. Продолжая изучать фейербахианскую философию, историю французской революции и материалы о событиях 1848 года, Чернышевский пристально вглядывается в окружающую жизнь, пытаясь разглядеть те огоньки крестьянской революции, которые тлеют в народе. Он полон веры в силы народа, в его грядущую борьбу против крепостнического самодержавия.

В 1853 году Чернышевский женился на дочери местного врача - Ольге Сократовне Васильевой. История его любви и женитьбы, запечатленная в недавно опубликованном дневнике ("Дневник моих отношений с тою, которая составляет мое счастье"3 ), представляет собою непревзойденный образец нравственной чистоты и благородства. Молодой, 24-летний Чернышевский с величайшей последовательностью применяет в своей личной жизни

Вид города Саратова в 40-х годах XIX столетия.

Музей революции.

1 Н. Г. Чернышевский "Дневник". Т. I, стр. 96 - 97.

2 Там же, стр. 110.

3 Н. Г. Чернышевский "Дневник". Ч. 2-я, стр. 78 - 241.

стр. 29

Дом-музей Н. Г. Чернышевского в Саратове.

Музей революции СССР.

те принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которых он придерживался под влиянием учения Фурье и произведений Жорж Заяц.

Перед женитьбой Чернышевский предупреждает свою невесту о грозящей ему опасности со стороны жандармов. "С моей стороны, - говорит он Ольге Сократовне, - было бы низостью, подлостью связывать с своей жизнью еще чью-нибудь и потому, что я не уверен в том, долго ли буду я пользоваться жизнью и свободою. У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени... У нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем... Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с тем растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей. Вот готова и искра, которая должна зажечь этот пожар. Сомнение одно - когда это вспыхнет... А если вспыхнет, я... не буду в состоянии удержаться. Я приму участие... Меня не испугает ни грязь, ни пьянью мужики с дубьем, ни резня... А чем кончится это? Каторгою или виселицею. Вот видите, что я не могу соединить ничьей участи со своей"1 .

Эти предупреждения не смутили будущую жену Чернышевского. Ольга Сократовна смело пошла навстречу опасности и навсегда соединила свою жизнь с жизнью молодого революционера. Вскоре после свадьбы, в мае 1853 года, Чернышевский покинул Саратов и переехал в Петербург.

2

В Петербурге во всю ширь развернулась блестящая деятельность Чернышевского - вождя крестьянской революции, пламенного публициста и литературного критика. На первых порах он занимается педагогической деятельностью и одновременно начинает свою работу в передовых журналах - "Современнике" и "Отечественных записках ".

Журнал "Современник" играл выдающуюся роль в общественном движении 60-х годов. Вокруг него группировались самые передовые элементы революционной демократии. Редактируемый Некрасовым, имея таких выдающихся сотрудников, как Чернышевский, а впоследствии и Добролюбов, "Современник" был рупором передовой общественной мысли, боевым органом революционной демократия в ее борьбе против самодержавия и либерализма.

Готовясь к деятельности ученого, Николай Гаврилович сдает в начале 1854 года магистерские экзамены, а через год защищает свою знаменитую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". В. этом труде он открыто выступает против всех господствовавших в искусстве идеалистических воззрений и противопоставляет им новый, материалистический взгляд на искусство.

Прекрасное, доказывает Чернышевский, существует в реальной действительности. "Прекрасное есть жизнь". Искусство только воспроизводит действительность. Действительность выше искусства настолько, насколько оригинал выше его копии. Истинная красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности. Действительность, по образному выражению Чернышевского, - это слиток золота без клейма, искусство же - банковый билет. Образы в действительности богаче и живее образов в поэзии.

Художник, утверждает Чернышевский, не является бесстрастным копировщиком действительности: он критически отбирает и показывает самые ее существенные черты. Чернышевский хотел, чтобы искусство помогало народным массам в их борьбе за освобождение. Он хотел, чтобы искусство было учебником жизни, чтобы в нем содержались ответы на острые вопросы действительности. Либеральные же приверженцы - "чистого искусства" усмотрели в этом ниспровержение всякого искусства, полное разрушение эстетики.

Естественно, что диссертация Чернышевского была встречена в штыки всей официальной наукой и навсегда лишила

1 Н. Г. Чернышевский "Дневник". Ч. 2-я, стр. 87 - 88.

стр. 30
молодого ученого университетской кафедры. Чернышевский тогда решил, подобию Белинскому, посвятить себя журнальной деятельности, используя страницы журналов как трибуну для пропаганды идей революционной демократии и философского материализма.

Деятельность Чернышевского в "Современнике" представляет собой одну из самых замечательных страниц в истории русской журналистики. Блестящий публицист, по своей эрудиции и глубине ума не имевший себе равного в России, исключительный знаток европейских политических отношений и философских систем, Н. Г. Чернышевский откликался на все важнейшие события в Европе и России. Не было ни одного сколько-нибудь значительного факта в политической истории и литературе того времени, который бы не получал оригинальной трактовки Чернышевского в духе боевой программы революционной демократии. Он вел в "Современнике" отделы литературной критики, внутренних обозрений я международной политики - самые боевые отделы, дававшие ему возможность широко пропагандировать свои взгляды в среде передовой молодежи.

Ближайшим помощником и боевым соратником Чернышевского был его молодой друг Н. А. Добролюбов. С приходом Добролюбова в "Современник" журнал стая еще более острым и боевым оружием в борьбе против реакции. Чернышевский передал Добролюбову литературно-критический отдел "Современника", занявшись непосредственно вопросами политической борьбы. И Добролюбов блестяще справился с порученным ему делом. Он обнаружил большую глубину и остроту мысли и страстную, революционную непримиримость как к самодержавию, так и к буржуазным либералам всех мастей.

Как соредактор "Современника" (редактировал вместе с Некрасовым) Чернышевский превратил этот журнал в боевую трибуну революционной демократии. Этим и об'ясняется уход из "Современника" группы литераторов (Тургенев, Толстой, Достоевский и др.), стоявших на позициях буржуазного либерализма. Этим об'ясняется также конфликт между "Современником" и Герценом, не понявшим в далекой эмиграции боевых задач крестьянской революции. Ценя и уважая Герцена как выдающегося революционера, основателя вольного русского слова, Чернышевский ездил в 1859 году к нему в Лондон, чтобы координировать программу и деятельность русских революционеров в России и заграницей. Но Герцен находился тогда в плену либеральных заблуждений, и единства не получилось.

За 9 лет своей журнальной деятельности Чернышевский написал около 500 печатных листов, увидевших свет несмотря на свирепую цензуру. 244 листа его публицистических работ были цензурой вымараны и недопущены к печати. К числу произведений этого времени принадлежат такие его выдающиеся работы, как "Очерки гоголевского периода русской литературы", "Русский человек на "rendez vorns", статьи о Душкине, Островском, Щедрине, Толстом и др., перевод и замечания к "Основаниям политической экономии" Д. С. Милля, блестящие философско-исторические работы: "Кавеньяк", "Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X", "Критика философских предубеждений против общинного владения", - серия статей по политэкономии, и т. д.

Чернышевский наряду с Герценом и Белинским явился родоначальником русской революционной публицистики, ее самым блестящим представителем.

Исключительное значение в развитии русской научной мысли имела деятельность Чернышевского как ученого и просветителя.

Какой бы областью науки он ни занимался, он всюду вносил нечто новое, оригинальное, до него не сказанное. Крупнейший мыслитель своего времени, он был непримиримым борцом за передовую науку, за подлинные, нефальсифицированные знания, за расцвет научной мысли в России.

"Пусть и Россия, - писал Чернышевский на заре своей юности, - внесет то, что должна внести в жизнь духовную мира, как внесла и вносит в жизнь политическую, выступит мощно, самобытно, спасительно для человечества и на другом великом поприще жизни - науке, как сделала она это уже в одном - жизни государственной и политической. И да совершится через нас хоть частию это великое событие!"1 .

К чести Чернышевского следует сказать, что он максимально содействовал совершению этого события.

Чернышевский не был кабинетным ученым, замкнутым в скорлупе своей науки. Боец и демократ, он стремился сделать завоевания науки достоянием широких масс. В условиях огромной культурной отсталости России Чернышевский считал распространение знаний, внедрение в массы выводов науки и просвещения делом не менее важным чем развитие самой науки.

Назначением ученого и писателя, по мнению Чернышевского, является просвещение общества, распространение в наро-

1 Н. Г. Чернышевский "Литературное наследие". Т. II, стр. 44.

стр. 31

Н. Г. Чернышевский.

до последних достижений передовой мысли, пробуждение в нем интереса и стремления к знаниям.

Но Чернышевский не был приверженцем распространения любых выводов науки. Он стоял за передовую научную мысль, против псевдонаучной мертвечины, против схоластики и рутинерства, прикрываемых иногда высшими научными "авторитетами". Чернышевский-мыслитель низвергал все авторитеты, за которые цеплялись реакционеры мысли во многих областях званий. Он был новатором науки в полном и подлинном значении этого слова. Его работы в области политической экономии, истории, философии, эстетики и литературоведения двигали вперед науку, поднимали ее на высокий идейно-теоретический уровень, делали ее эффективным: действенным оружием в руках борющегося народа.

Чернышевскому-просветителю были присущи некоторые идеалистические ошибки, свойственные всем просветителям домарксовой эпохи: преувеличение роли умственного фактора, переоценка знаний, идей как движущих сил общественного развития. Иногда он сбивался на позиции французских просветителей, считавших, что "мнения правят миром". Эти ошибочные воззрения нашли свое отражение в некоторых его философских и исторических работах. Но при всем этом значение просветительской деятельности Чернышевского исключительно велико.

Владимир Ильич Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся", и упоминая по цензурным соображениям имени Чернышевского, с большой теплотой говорят об идейной стороне русского просветительства 60-х годов. Он считает первой характерной чертой Чернышевского горячую вражду "к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области"1 .

Второй характерной чертой, общей всем русским просветителям, Ленин считает горячую защиту просвещения, самоотравления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизация России "Наконец, третья характерная черта "просветителя" это - отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей), искренняя вора в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому. Эти три черты и составляют суть того что у нас называют "наследством 60-х годов" и важно подчеркнуть, что ничего народнического в этом наследстве нет"2 .

3

Чернышевский выступил на политическую арену в один из самых бурных периодов истории России и Запада. В России на повестке дня стояла крестьянская революция. Господствовавшее в стране крепостное право являлось тормозом для дальнейшего развития производительных сил. Реальным последствием крепостнических отношений была вопиющая промышленная отсталость России. "До 60-х годов прошлого столетия в России было очень мало фабрик и заводов преобладало крепостническое хозяйство дворян-помещиков. При крепостном строе не могла по-настоящему развиваться промышленность. Подневольный крепостной труд давал низкую производительность труда в сельском хозяйстве. Весь ход экономического развития толкал к уничтожению крепостного права"3 .

Поражение царского правительства в Крымской кампании еще более обострило все внутренние противоречия в стране. Для всех стало очевидным, что феодально-крепостнический строй прогнил насквозь.

После крымского поражения резко поднялась волна крестьянских восстаний в 1855 по 1861 год в разных губерниях России имели место 474 случая кре-

1 В. И. Ленин. Соч. Т. II, стр. 314.

2 Там же.

3 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 5.

стр. 32
стьянских волнений. Шеф жандармов докладывал дарю, что в 1858 году происходили "волнения целых деревень, требовавшие личного действия высших губернских властей или пособия воинских команд". Такие, волнения были в 25 губерниях. В 1860 году имели место 100 крестьянских бунтов, на усмирение которых уже понадобились целью карательные экспедиция. Но одним лишь официальным данным, в этот год было запорото на смерть 65 крестьян.

В условиях все нарастающего революционного движения крестьян дальнейшее сохранение крепостного права угрожало самому существованию царского самодержавия. "Царское правительство, ослабленное военным поражением во время Крымской кампании и запуганно крестьянскими "бунтами" против помещиков, оказалось вынужденным отменить в 1861 году крепостное право"1 .

Но отмена крепостного права, проведенная сверху руками царя и помещиков, не содействовала "умиротворению" страны. Обманутые и ограбленные крестьяне, которым манифест 19 февраля принес "освобождение"... от земли, ответили на эту "реформу" новым под'емом крестьянских восстаний. За одно лишь пятилетие - с 1861 по 1865 год - произошло свыше 2 тысяч крестьянских восстаний, охвативших почти все губернии Российской империи. В стране назревала крестьянская революция.

Чернышевский был идеологом и вождем крестьянской революции, он возглавлял революционное демократическое подполье, руководил всей деятельностью по подготовке, к революции. Блестящий конспиратор, он лично не входил в существовавшие революционные кружки ("Земля и Воля", "Великорусе" и др.), но идеологически ими руководил. А с 1861 года, с момента опубликования куцего манифеста об "освобождении" крестьян, непосредственно занялся революционной практикой. Он группировал вокруг себя революционно настроенную молодежь, участвовал в разработке плана издания революционной литературы, а по новейшим данным (мемуары М. Слепцовой "Штурманы грядущей бури", нуждающиеся в проверке), он составлял боевые пятерки для прямого революционного действия.

Выдающимся документом революционной деятельности Чернышевского является его прокламация "К барским крестьянам", послужившая царскому правительству обвинительным материалом для осуждения Чернышевского на каторжные работы и на поселение в Сибирь.

"Барским крестьянам, - писалось в ней, - от их доброжелателей поклон! Ждали вы, что даст вам царь волю, - вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, которую дал вам царь, - сами вы теперь знаете... Сам-то он кто такой, коли не тот же помещик?.. Значит, что он, что они - все одно. Ну, царь и держит барскую сторону... А как же там, русским людям, и вправду вольными людьми стать? Можно это дело обработать: надо только единодушие иметь между собой мужикам, да Сноровку иметь, да силой запастись... И покуда пора не пришла, надо силу беречь, себя напрасно в беду не вводить, значит спокойствие сохранять в виду никакого не показывать... А когда подготовленность будет, нам тоже видно будет. Тогда и пришлем такое об'явление, что пора люди русские доброе дело начинать... Тогда и легко будет волю добыть"2 . Блестящая по своей глубине и одновременно доступности для широких шее крестьянства, эта прокламация содержала удивительно меткую, ясную и убедительную критику царского указа об "освобождении" крестьян. Чернышевский выступает в своей прокламации не только как крупнейший знаток крестьянского вопроса, но и как подлинный стратег и тактик крестьянской революции.

С исключительной силой выступил Чернышевский против проектов освобождения крестьян с выкупом; Он понимал, что "выкуп - та же покупка", и рассматривал его как грабеж крестьян. Владимир Ильич в своей работе "Что такое "друзья народа"...?" приводит высказывания Чернышевского по этому вопросу как образец его политической прозорливости. Ленин цитирует слова Волгина из романа Чернышевского "Пролог", которые выражают мысли самого Чернышевского.

На замечание собеседника о том, что между программами помещичьей и либеральной партий колоссальная разница, Волгин отвечает: "Нет, не колоссальная, а ничтожная. Была бы колоссальная, если бы крестьяне получили землю без выкупа. Взять у человека вещь или оставить ее человеку - разница, но взять с него плату за нее - все равно. План помещичьей партии разнится от плана прогрессистов только тем, что проще, короче. Поэтому он даже лучше. Меньше проволочек, вероятно, меньше и обременения для крестьян. У кого из крестьян

1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 5.

2 Н. Г. Чернышевский. Избр. соч. Т. I, стр. 143 - 152.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 179.

стр. 33

Обложка книги Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Изд. "Современника".

есть деньги, тот купит себе землю. У кого их нет - так нечего и обязывать покупать ее. Это будет только разорять их. Выкуп - та же покупка" 1 .

По этому поводу Ленин замечает: "Нужна была именно гениальность Чернышевского, чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы (когда еще не была достаточно освещена она даже на Западе), понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер, - чтобы понимать, что уже тогда в русском "обществе" и "государстве" царили и правили общественные классы, бесповоротно враждебные трудящемуся и безусловно предопределявшие разорение и экспроприацию крестьянства. И при этом Чернышевский понимал, что существование правительства, прикрывающего наши антагонистические общественные отношения, является страшным злом, особенно ухудшающим положение трудящихся"2 .

Требования российских либералов не шли дальше мелких "реформ", мирных уступок самодержавия назревавшему капитализму. "Воюя" за реформы, они и не думали посягать на монархию, на царя, на помещичье землевладение.

Н. Г. Чернышевский презирал и третировал либералов как хвастунов и болтунов, играющих наруку самодержавию, как союзников того же самодержавия. Он был убежден, что из "освобождения" крестьян, проведенного по либеральной программе, не выйдет ничего, кроме "мерзости". И он оказался прав. "Освобожденная" земля обошлась крестьянству почти на 80% дороже чем ее обычная рыночная стоимость. Помещики получили за землю на 219 миллионов рублей больше, чем если бы они ее просто продавали крестьянам.

"Чернышевский, - писал Ленин, - понимал, что русское крепостническо-бюрократическое государство не в силах освободить крестьян, т. е. ниспровергнуть крепостников, что оно только и в состоянии произвести "мерзость", жалкий компромисс интересов либералов (выкуп - та же покупка) и помещиков, компромисс, надувающий крестьян призраком обеспечения и свободы, а на деле разоряющие их и выдающий головой помещикам. И он протестовал, проклинал реформу, желая ей неуспеха, желая, чтобы правительство запуталось в своей эквилибристике между либералами и помещиками и получился крах, который бы вывел Россию на дорогу открытой борьбы классов"3 . В этом огромная историческая и политическая прозорливость Чернышевского.

Чернышевский с революционной страстью и силой боролся за конфискацию помещичьих земель, за насильственное ниспровержение самодержавного строя России. Его программа впротивовес программам помещиков и либералов, стремившихся сохранить помещичье землевладение, выражалась словами: "Вся земля мужицкая, выкупа никакого! Убирайтесь помещики, пока живы!"4 .

Н. Г. Чернышевский выступил не только против самодержавия и его главной опоры - крепостничества, - но и против буржуазии, предававшей интересы народа. Он сумел вовремя раскусить реакционную сущность российского либерализма и повести против него решительную борьбу. Чернышевский был крупнейшим "революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей"5 .

Но, стоя на самых передовых позициях революционной демократии, Чернышевский

1 В. И. Ленин. Соч. Т. I, стр. 179.

2 Там же.

3 Там же, стр. 179 - 180.

4 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. X. Ч. 1-я, стр. 177.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 144.

стр. 34
был социалистом-утопистом. Основой социалистического общества он считал крестьянскую общину. Он не понимал, что нельзя строить социализм на мелком крестьянском хозяйстве, на общинном землепользовании.

Демократизм Чернышевского Ленин называл "мужицким демократизмом". "Чернышевский, - писал Ленин, - был социалистом-утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную, крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма и пролетариата способно создать материальные условия и общественную силу для осуществления социализма"1 .

К чести Чернышевского следует, однако, отметить, что в ряде своих трудов он сумел подняться до понимания прогрессивности капиталистического пути развития России и приблизиться к идеям научного социализма. Так например в своей статье "Современное обозрение", напечатанной в конце 1857 года, он рассматривал развитие капитализма в России как прогрессивное явление. "Когда развивается промышленность, - писал он, - прогресс обеспечен. С этой точки, мы преимущественно и радуемся усилению промышленного движения у нас"2 .

4

Задачи политической борьбы революционной демократии не исчерпывались сферой экономических отношений. В интересах подготовки масс к революционной борьбе необходимо было выработать цельную идеологическую систему, основанную на передовой, материалистической философии. Необходимо было разрушить господствующие идеалистические и религиозные воззрения и вооружить русскую революцию новыми представлениями о законах развития общества. Философская пропаганда Чернышевского и была направлена на теоретическое обоснование революционных задач, на борьбу против всех видов идеологической реакции.

Чернышевский был горячим и убежденным последователем философии Фейербаха, Его он изучал еще в юношеские годы приверженность к нему он сохранил до конца своих дней.

Книга Фейербаха "Сущность христианства" оказала огромное влияние на философское развитие Чернышевского. Не меньшее влияние оказала она и на философские воззрения Маркса и Энгельса. "Надо бы пережить освободительное действие этих книг, - писал впоследствии Энгельс, - чтобы иметь представление об этом. Мы все были в восторге и все мы сразу стали фейербахианцами"3 .

Арест Н. Г. Чернышевского.

Музей революции СССР.

1 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 144.

2 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. III, стр. 562.

3 Ф. Энгельс. "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии", стр. 14. Политиздат. 1938.

стр. 35
В чем сущность философии Фейербаха? Мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Природа существует независимо от какой бы то ни было философия. Она является основанием, на котором вырастает человеческое общество. Вне природы в человека нет ничего. Высшие божественные существа, созданы религиозной фантазией людей. Никаких божеств нет; они лишь фантастические отражения человеческой сущности. Всякие предположения о существовании какого-либо другого сверхчувственного мира исключаются. Об'ективный мир до конца и насквозь материален и познаваем, хотя еще и не познан. Человеческому познанию не поставлены границы. Оно движется по верному пути к действительному познанию суб'ективного мира. Целью познания является благо человека, его свобода и счастье.

Эта бодрая, смелая, жизнерадостная философия открывала безбрежные горизонты человеческому разуму и человеческой активности. Правда, материализм Фейербаха с его биологическим вместо социального подходом к человеку, с его созерцательной вместо действенной сущностью недостаточны для обоснования идеологии борющегося пролетариата. Чтобы стать философией пролетарской революции, он должен был быть переработан Марксом в диалектический материализм. Но для построения идеологии, революционной демократии в ее борьбе против феодализма и буржуазного либерализма философии Фейербаха было вполне достаточно. Чернышевский воспринял ее как единственно правильное миросозерцание и сделал ее знаменем борьбы революционной демократии против всех видов идеологической реакции.

Наряду с философией Фейербаха Чернышевский кропотливо изучал и Гегеля. Совершенно самостоятельно от Маркса Чернышевский уловил основное противоречие гегелевской философии - ее реакционную идеалистическую сущность и политический консерватизм при глубоко революционном диалектическом методе. В своих "Очерках гоголевского периода" (1855 - 1856 годы) он отметил "двойственность самой системы Гегеля", разноречие между ее принципами и выводами.

Отвергнув идеалистические воззрения Гегеля, Чернышевский глубоко воспринял и широко пропагандировал гегелевский и диалектический метод. Он считал Гегеля крупнейшим философом новой истории, оказавшим "больший услуги науке раскрытием общих форм, по которым движется процесс развития"1 . Этот свой взгляд он сохранил до конца своей жизни. "Гегель... - писал он из Сибири в 1875 году, - ныне вышел из моды и, точно, устарел; но по силе ума и громадности знаний никто из нынешних ученых в подметки не годится ему"2 .

Свои философские взгляды Чернышевский отстаивал с редкой последовательностью. Не поддаваясь влияниям различных модных тогда философских систем, он до конца своей жизни выступал как непримиримый и последовательный материалист.

По словам В. И. Ленина, "Чернышевский - единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма и отбросить жалкий вздор неокантианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников. Но Чернышевский не сумел, вернее: не мог, в силу отсталости русской жизни, подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса"3 .

Из философских взглядов Чернышевского вытекали и его исторические взгляды.

Стоя на позициях философского материализма, он дал в своих исторических работах прекрасные образцы классового анализа, обнаружив правильное понимание роли и значения классовой борьбы в истории. Его статьи, посвященные политической истории Франции первой половины XIX века ("Борьба партий во Франции при Людовике XVITT и Карле X", "Июльская монархия", "Кавеньяк"), представляют собой вершину домарксистской исторической мысли, являются наибольшим приближением к, марксизму, какого достигали когда-либо демократические историки как на Западе, так и в России. Вот как Чернышевский об'ясняет в своей статье "Антропологический принцип в философии" классовую обусловленность политических теорий и философских систем. "Политические теории, да и всякий вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали (их авторы. - И. Ш. ), и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ. Мы не будем говорить о мыслителях, занимавшихся специально политическою стороною жизни. Их принадлежность к политическим партиям слишком заметна для каждого... Обратимся к тем мыслителям, которые занимались построе-

1 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. IV, стр. 309.

2 "Чернышевский в Сибири", стр. 138. Изд. "Огоньки". 1912.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XIII, стр. 295.

стр. 36

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского.

Музей революции.

нием теорий более общих строителям метафизических систем, к собственно так называемым философам. Кант принадлежал к той партии, которая хотела водворить в Германии свободу революционным путем, но гнушалась террористическими средствами. Фихте пошел несколькими шагами дальше: он не боится и террористических средств. Шеллинг, представитель партии, запуганной революцией, искавшей спокойствия в средневековых учреждениях, желавшей восстановить феодальное государство, разрушенное в Германии Наполеоном I и прусскими патриотами, оратором которых был Фихте. Гегель, умеренный либерал, чрезвычайно консервативный в своих выводах, но принимающий для борьбы против крайней реакции революционные принципы, в надежде не допустить до развития революционный дух, служащий ему орудием к ниспровержению слишком ветхой старины. Мы говорим не то одно, чтобы эти люди держались таких убеждений, как частные люди, - это было бы еще не очень важно, но их философские системы насквозь проникнуты духом тех политических партий, к которым принадлежали авторы систем"1 .

Такого проникновения во внутренние классовые причины исторических явлений, такого понимания классовой обусловленности идеологических надстроек мы не знаем ни у кого из предшественников Чернышевского.

Чернышевский приближался также к правильному пониманию роли практики как пробного камня для всякой Теории. "Что подлежит спору в теории, на чистоту решается практикою действительной жизни"2 .

Этот тезис Чернышевского наносил сокрушительный удар историческому идеализму и всякого рода религиозным взглядам на историю. Русская историческая мысль подходила в этом вопросе к рубежам научного социализма.

Правильный материалистический подход нащупывал Чернышевский и в вопросе о закономерности исторического развития.

В этом вопросе Чернышевский близко подошел к, Марксу, утверждавшему, что развитие общества совершается с необходимостью естественно-исторического процесса.

Чернышевский понимал, что только реальные условия действительности определяют осуществимость общественных идеалов. "Серьезное значение, - писал он в "Очерках гоголевского периода", - имеют только те желания, которыя основанием своим имеют действительность; успеха можно ожидать только в тех надеждах, которыя возбуждаются действительностью, и только в тех делах, которыя совершаются при помощи сил и обстоятельств, представляемых ею"3 .

Исторические работы Чернышевского представляют собою огромный вклад в русскую историческую науку; однако его исторические взгляды грешат и рядом ошибок, вытекающих из ограниченности фейербахианского материализма.

Так, в своей статье "О причинах падения Рима" Чернышевский утверждает, что "прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развития знаний... Основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Вот что такое прогресс - результат знания"4 .

1 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. VI, стр. 180.

2 Там же. Т. X. Ч. 2-я, стр. 174.

3 Там же. Т. II, стр. 206.

4 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. VIII, стр. 158.

стр. 37
Исторические взгляды Чернышевского, как и его учителя Фейербаха, грешат также недопониманием общественной сущности человека. Антропология иногда заменяет в них классовый анализ исторических явлений. Гениально уловив роль классовой борьбы в историческом развитии, Чернышевский не всегда видит связь этой борьбы с развитием производительных сил общества. Вот почему он вслед за Фейербахом мотивы человеческой деятельности и критерии этой деятельности видит не в диалектическом процессе истории, а в разуме и потребностях "нормального человека", руководимого в сбоях поступках теорией "разумного эгоизма". На этой теории построена вся эстетическая система Чернышевского. Эта теория лежит и в основе его романа "Что делать?"

Не следует, однако, забывать, что эта теория, как и весь фейербахианский антропологический подход к об'яснению исторических явлений, была в свое время революционной, прогрессивной теорией. Апелляция к "разумному эгоизму", к "нормальным потребностям здорового человека", превращение этого человека и его практики в верховного судью общественных явлений с огромной силой били по всем позициям: старой идеологии. "Нормальной потребностью" человека было в первую очередь освобождение от феодальных, крепостнических пут, закабалявших людей и их сознание. Революционная демократия с Чернышевским во главе громила все идеологические позиции господствующих классов, используя теорию "разумного эгоизма" как оружие в своей политической борьбе.

5

Царское правительство давно стремилось расправиться с Чернышевским. 7 (19) июля 1862 года Чернышевский был арестован. При помощи провокаторов и полицейских крючкотворов было состряпано обвинительное заключение, по которому он был в 1864 году присужден к 14 годам каторжных работ.

Александр II, который лично участвовал в подделке "улик" против Чернышевского, лицемерно проявил свою "милость" и снизил этот срок до 7 лет. На деле же этот коронованный тюремщик решил не выпустить Чернышевского из своих рук, что он и выполнил с жестокостью и неумолимостью подлинного палача.

19 (31) мая 1864 года состоялась процедура "гражданской казни" Чернышевского. Ну. Мытнинской площади был воздвигнут эшафот с позорным столбом, около которого был поставлен Чернышевский. "Палач вынул руки Чернышевского из колеи цепи, поставил его на середине помоста, быстро и грубо сорвал с него шапку, бросил ее на пол, а Чернышевского поставил на колени. Затем взял шпагу, переломил ее над головой Николая Гавриловича и обломки бросил в разные стороны. После этого Чернышевский встал на ноги, поднял свою шапку и надел на голову. Палачи подхватили его под руки и свели с эшафота"1 .

Присутствовавшая толпа открыто выражала свои симпатии Чернышевскому. Когда карета тронулась в обратный путь, публика прорвала полицейский кордон, бросилась к Чернышевскому. Кто-то бросил букет цветов, за что был немедленно арестован. Люди махали фуражками, платками. Многие бежали за каретой, восторженно приветствуя Чернышевского.

20 мая (1 июня) 1864 года Чернышевский был отправлен в Сибирь.

В крепости, на каторге и в ссылке Чернышевский пробыл 21 год. Несмотря на все попытки царской реакции сломить волю и дух вождя революционной демократий, склонить его на свою сторону, наконец, просто заставить его умолкнуть, Чернышевский оставался тем же несгибаемым революционером, тем же непримиримым врагом самодержавия, каким был и на воле. История его пребывания в тюремном плену представляет собой волнующую картину революционного самопожертвования и беззаветной борьбы за великие идеалы человечества.

"Наша с тобой жизнь, - писал Чернышевский жене из крепости, - принадлежит истории; пройдут сотни лет, и наши имена все еще будут милы людям; и будут вспоминать о нас с благодарностью, когда уже забудут почти всех, кто жил в

Кодайский поселок-тюрьма".

1 М. П. Сажин "Воспоминания", стр. 17. М. 1925.

стр. 38

Н. Г. Чернышевский читает свои произведения товарищам по ссылке на Александровском заводе.

С акварели Кольцова.

одно время с нами. Так надобно же нам не уронить себя со стороны бодрости характера перед людьми, которые будут изучать нашу жизнь"1 . Этим своим словам Чернышевский не изменил. Свято сохраняя честь и достоинство революционера, он не уронил себя ни в глазах современников, ее перед судом будущих поколений.

Лишенный возможности высказывать свои взгляды в форме публицистики, он взялся за оружие художественного слова.

Роман Чернышевского "Что делать?" сыграл огромную роль в истории русского революционного движения. На этом романе воспитывались целые поколения революционеров. Выведенные в нем новые люди будили в революционной молодежи жажду революционного действия.

В ответ на волновавший все умы вопрос: "Что делать?" - Чернышевский смело призывал рвать со старым миром и бороться за новый, радостный мир социализма. "Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущаго"2 .

Годы заточения, каторжные условия сибирских тюрем подорвали здоровье Чернышевского. Из ссылки он вернулся в 1883 году больным и разбитым. Но ясность мысли и твердость духа не покидали его до самой смерти.

Отданный снова под полицейский надзор и лишенный возможности пропагандировать свои идеи в печати, Чернышевский занялся переводами, в том числе и переводом "Всеобщей истории" Вебера на русский язык.

Осенью 1889 года он простудился, заболел и 29 октября скончался от кровоизлияния в мозг.

Имя Чернышевского еще долго после смерти оставалось запретным в царской России. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции литературное наследство Чернышевского увидело свет в полном неурезанном виде. Произведения Чернышевского, издаваемые миллионными тиражами, стали любимыми книгами советского народа, который свято чтит память о великом революционном демократе, гениальном предшественнике нашей революции.

1 Н. Г. Чернышевский "Литературное наследие". Т. II, стр. 411.

2 Н. Г. Чернышевский. Собр. соч. Т. IX, стр. 265.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Н-Г-ЧЕРНЫШЕВСКИЙ-К-50-летию-со-дня-смерти

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ШИФМАН, Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. (К 50-летию со дня смерти) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Н-Г-ЧЕРНЫШЕВСКИЙ-К-50-летию-со-дня-смерти (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ШИФМАН:

И. ШИФМАН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
814 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3136 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
24 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. (К 50-летию со дня смерти)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android