Libmonster ID: RU-18387
Автор(ы) публикации: Ю. КОРАБЛЕВ

Ю. Кораблев, кандидат исторических наук

25 мая 2000 года Организации африканского единства (ОДЕ), самой крупной в мире региональной международной организации, в которую входит 53 государства Африканского континента, исполнилось 38 лет, а 26 мая объявлено о создании на ее основе нового объединения - Африканский союз (АС). Учредительный акт подписан главами всех африканских стран. В апреле ратификационные документы сданы в секретариат ОАЕ 36-ю государствами, то есть получено одобрение двумя третями членов, необходимое для провозглашения нового Союза.

Что это? Простая смена названия? Изменение целей и задач или попытка африканских лидеров найти ответы на вызовы входящего в XXI век мира, произошедшие в нем изменения?

Односложно ответить на эти вопросы вряд ли возможно.

В расстановке политических сил в мире за прошедшие сорок лет произошли кардинальные изменения. Какие-то задачи, сформулированные в качестве первоочередных отцами-основателями ОАЕ при ее создании в 1963 году, к концу прошлого столетия оказались достигнутыми. Ряд проблем, касающихся экономического развития стран континента, сохраняет свою актуальность, хотя и требует новых, адекватных современным условиям подходов к их разрешению.

Наиболее полное представление о приоритетах, выдвигаемых сегодня лидерами африканских стран, можно составить путем сравнительного анализа Уставов ОАЕ и Африканского союза. Так, преемственность новой организации подчеркивается в первой же фразе Учредительного акта АС, декларирующей, что главы государств и правительств стран- членов ОАЕ вдохновлены благородными идеями, движущими отцами- основателями общеконтинентальной организации и поколениями панафриканистов, в их стремлении содействовать созданию атмосферы единства, солидарности, сплоченности и сотрудничества между народами и государствами Африки. Особо отмечается, что ОАЕ сыграла важную роль в деле освобождения континента, создала возможности для выступления единым фронтом при решении общеконтинентальных проблем во взаимоотношениях с остальным миром.

С приходом к власти в ЮАР в 1994 году правительства демократического большинства и ликвидацией системы апартеида одна из основных целей ОАЕ - "уничтожение всех форм колониализма в Африке" - оказалась достигнутой и, естественно, не нашла отражения в новом Уставе. Однако проблема поддержания мира и стабильности на континенте актуальна и по сей день. Поэтому, как и ОАЕ, новый Союз провозглашает своей задачей "защиту суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов". Отдельным пунктом вынесено "содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте". При этом речь идет не столько о коллективных действиях в случае агрессии извне, как это подразумевалось в прошлом, когда находящиеся в колониальной зависимости страны сами по себе или находящиеся на их территории военные базы стран-метрополий, а также режим апартеида ЮАР рассматривались как источник потенциальной угрозы безопасности добившихся независимости государств, сколько о сохраняющейся ныне угрозе дестабилизации положения в отдельных регионах или на континенте в целом вследствие межгосударственных конфликтов. Именно этим можно объяснить включение в новый устав (статья 4) в качестве одного из основополагающих принципов Союза следующего положения: "уважение государственных границ членов организации, существовавших на момент получения ими независимости".

Данное положение сохраняет особую актуальность для Африки не только в связи с имеющим место вооруженным конфликтом в Демократической Республике Конго (бывший Заир). Границы многих современных государств были установлены в процессе завоевания континента бывшими метрополиями и базировались в основном на достигнутых между ними соглашениях о разделе сфер влияния без учета этнического фактора, проживавшего на этих территориях населения, и даже естественных рубежей, таких как реки и горы. Кроме того, многие участки границ до сих пор не демаркированы. Проведенные в основном по параллелям и меридианам, они искусственно разделили народы, отдельные племена и этнические группы. В условиях же новых открытий залежей полезных ископаемых, ради контроля над ними, особенно в приграничных районах, остается реальная опасность возможного разжигания как транснациональными компаниями, так и местными элитами межэтнических конфликтов и территориальных споров, сепаратистских выступлений и даже организации переворотов для приведения к власти угодных режимов.

В этой связи принципиально новым положением Устава стало также осуждение и отказ от признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. И в этом случае подход африканских лидеров определился не столько их приверженностью к демократии или каким- либо нормам формирования государственной власти, которая в различных странах континента варьируется от монархии до различных форм парламентских и президентских республик, сколько пониманием того, что антиконституционные акции типа переворотов ведут к войнам и дестабилизации положения в отдельных государствах и регионах в целом. Так, только за последние пять лет прошедшего столетия в странах Тропической Африки произошло более 15 военных переворотов, оказавших негативный эффект и на соседние государства: Руанда (04.07.94), Гамбия (23.07.94), Сан-Томе и Принсипи (15.08.95), Коморские Острова (28.09.95 и 30.04.99), Сьерра-Леоне (16.01.96 и 25.05.97), Нигер (27.01.96 и 09.04.99), Бурунди (25.07.96), Заир (17.05.97), Конго- Браззавиль (15.10.97), Гвинея-Биссау (07.05.99), Кот-д' Ивуар (24.12.99). Более того, африканские лидеры сделали важный шаг на пути принятия коллективных действий по поддержанию мира и стабильности на континенте. Признав, в частности, в качестве одного из основополагающих принципов мирное сосуществование и право государств на мир и безопасность, они в то же время зафиксировали право члена организации обращаться за помощью, в том числе вооруженной, к Союзу для восстановления мира и безопасности.

Принцип сохранения и защиты суверенитета, который ставился во главу угла молодыми независимыми государствами, в данном случае не нарушается.

стр. 13


Однако новый устав предусматривает также право АС на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств, принятом двумя третями голосов, на прямое, в том числе вооруженное, вмешательство в дела государства-члена при возникновении на его территории особых обстоятельств, как-то: военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности. В сочетании с предусмотренными Уставом мерами по обеспечению выполнения решений Ассамблеи, такими как введение политико-экономических санкций типа лишения права голоса на Ассамблее, прекращения транспортных и телекоммуникационных связей с государством-"ослушником", новый Союз получает набор достаточно эффективных инструментов для проведения коллективных решений в жизнь.

Комментируя появление Африканского союза, многие западные аналитики отмечают стремление африканцев придать ему сходство с ЕС, иронизируя по поводу возможности создания "Соединенных Штатов Африки". Собственно идея общеафриканской федерации не нова. Она была провозглашена более пятидесяти лет назад Нкрумой, президентом Ганы, и воспринималась и тогда, и в дальнейшем как понятие высшей степени политической и экономической интеграции независимых стран континента. К ней можно стремиться и сейчас, что не означает, однако, внутреннюю готовность африканских государств к данному шагу, с учетом сохраняющихся между ними различий в социально- экономическом развитии, исторически сложившихся форм политических и государственных институтов.

В то же время нельзя не признать, что предполагаемое Уставом АС наряду с Ассамблеей глав государств и правительств, а также Исполнительным советом (вместо предусматривавшегося в ОАЕ Совета министров) создание всеафриканского парламента и Международного суда (статья 5) являются важными предпосылками для продвижения по пути более глубокой политической интеграции. Экономической же интеграции должны способствовать образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты. Совет по вопросам экономики, социальной политике и культуре (статья 5), а также Африканский Центральный банк, Африканский валютный фонд и Африканский инвестиционный банк (статья 19).

Безусловно, еще рано говорить об эффективности этих инструментов, равно как и об эффективности деятельности самой организации в достижении поставленных задач по углублению политической и экономической интеграции континента. Для начала, например, нужно разрешить существующие кризисы, оказать реальное содействие в урегулировании в ДРК, Анголе, Сьерра-Леоне, Сомали. По конкретным делам АС в урегулировании существующих вооруженных конфликтов, продвижении интеграционных процессов на субрегиональном и общеконтинентальном уровнях можно будет судить о перспективах развития политической и экономической ситуации на Африканском континенте в целом.

Пока же на основании принятых главами государств документов можно констатировать изменение приоритетов. Так, если в 1963 году, объединившись в ОАЕ, независимые африканские государства основную задачу видели в отстаивании своей политической независимости, неприсоединении к существовавшим блокам и достижении экономической самостоятельности в противовес политике неоколониализма, то в новом учредительном документе эти понятия не упоминаются вообще. Возможность потери политической независимости путем установления или восстановления колониального господства не рассматривается в современных условиях даже гипотетически. Неоколониальная политика бывших метрополий также отходит в прошлое. Африканские государства все в большей степени сталкиваются с действиями транснациональных, как правило, не имеющих национальной принадлежности корпораций, ведущих активную борьбу за перераспределение сфер влияния, рынков сбыта и приложения капиталов, доступ к сырьевым богатствам континента. Под лозунгом требований глобализации африканские страны предлагают открыть свои границы для свободного передвижения капиталов, товаров и услуг. Однако принятие условий нового миропорядка отнюдь не гарантирует развитие национальных экономик, решение сложных социальных проблем, вывода из нищеты основной массы населения. С подобной постановкой вопроса, с закреплением за Африкой роли "периферии" и сырьевого придатка экономически развитых государств африканские лидеры мириться не хотят, а в одиночку препятствовать этому процессу не могут. Отсюда основная мотивация объединения в Союз - сообща "противостоять разноплановым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается континент и народы Африки в свете происходящих в мире социальных и политических изменений", а также "убежденность в необходимости создания африканского экономического сообщества" с целью противодействия негативным аспектам глобализации "через содействие социально-экономическому развитию Африки".

Именно в этом, пожалуй, и заключается основное отличие ОАЕ от АС. Если ОАЕ в качестве основной задачи рассматривала политическую интеграцию для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств, то теперь в качестве приоритета провозглашается интеграция экономическая. При этом главы государств вполне отдают себе отчет в том, что им предстоит пройти достаточно длительный и нелегкий путь. Поэтому на первом этапе предполагается оказание содействия развитию интеграционных процессов на базе уже имеющихся политико-экономических объединений на юге континента, в Западной и Восточной Африке. Экономическая интеграция, бесспорно способствующая интеграции политической, воспринимается африканскими странами как веление времени, одной из отличительных особенностей современного, входящего в третье тысячелетие мира. Использование же положительного опыта существующих объединений в Европе, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии при непременном учете африканской специфики вполне оправдано.

Отвечая на вопросы журналистов во время своего майского визита в Ливию, министр иностранных дел России И. Иванов отметил, что создание АС явилось отражением реалий сегодняшнего дня, происходящих на Африканском континенте интеграционных процессов. В Москве, по его словам, считают, что такие региональные объединения, как Африканский союз, призваны играть важную роль в будущем мироустройстве, станут одним из полюсов многополярного мира, с которым РФ будет осуществлять самое тесное и активное взаимодействие.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБРАЗОВАНИЕ-АФРИКАНСКОГО-СОЮЗА-смена-названия-или-постановка-новых-задач

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вадим КазаковКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. КОРАБЛЕВ, ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА: смена названия или постановка новых задач? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБРАЗОВАНИЕ-АФРИКАНСКОГО-СОЮЗА-смена-названия-или-постановка-новых-задач (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. КОРАБЛЕВ:

Ю. КОРАБЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вадим Казаков
Smolensk, Россия
102 просмотров рейтинг
17.03.2023 (399 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА: смена названия или постановка новых задач?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android