Libmonster ID: RU-7993
Автор(ы) публикации: И. ГОХБЕРГ

Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года о постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" указало, что "до последнего времени антимарксистские извращения и вульгаризаторство в вопросах истории были связаны с так называемой "школой" Покровского, которая толковала исторические факты извращенно, вопреки историческому материализму, освещала их с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в обстановке которых протекали исторические события, и тем самым искажала действительную историю". Задача настоящей статьи - показать антиленинскую сущность, антиисторичностъ трактовки Покровским и его "школой" одного из вопросов истории СССР, а именно: вопроса о восстании декабристов.

1

В ряде своих высказываний Ленин и Сталин дали цельную, стройную и глубоко диалектическую концепцию восстания декабристов, оценивая их как дворянских революционеров, как первенцев свободы, положивших начало революционному движению XIX века в России, "Чествуя Герцена, - писал Ленин, - мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной Воли". Шире стал крут борцов, ближе их связь с народом. "Молодые штурманы будущей бури" - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.

Буря, это - движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный масс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой, революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах"1 .

Ленин и Сталин связывали борьбу декабристов с революционной борьбой народных масс против крепостничества и самодержавия. Они дали исчерпывающую характеристику революционности декабристов.

"В 1825 году Россия, - писал Ленин, - впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почта исключительно дворянами"2 .

Подчеркивая военный характер восстания декабристов, Ленин отмечал: "Интересно сравнить военные восстания в России 1905 года с военным восстанием декабристов в 1825 году"3 .

В беседе с немецким писателем Эмилем Людвигов в ответ на реплику Людвига: "Но ведь Романовы продержались 300 лет" - товарищ Сталин сказал: "Да, но сколько было восстаний и возмущений на протяжении этих 300 лет: восстание Стеньки Разина, восстание Емельяна Пугачева, восстание декабристов, революция 1905 г., революция в феврале 1917 г., Октябрьская революция"4 .

Эти высказывания Ленина и Сталина показывают, что они оценивали декабристов как людей, "действовавших в русской революции". Ленин и Сталин с глубоким сочувствием отмечают протест декабристов против насилий царизма: "Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды велико-руссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов"5, - писал Ленин.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 468-469.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 348.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 351.

4 Ленин - Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, Стр. 526.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 81.

стр. 22

Стремление декабристов к политическим и экономическим преобразованиям России представляло собой об'ективно борьбу за переход от феодально-крепостнического строя к буржуазному.

К этому времени феодализм в Западной Европе был разбит, утверждалась и крепла новая, более прогрессивная по сравнению с феодализмом общественно-экономическая формация - капитализм. В капиталистическом же направлении шло и развитие России в первой четверти XIX века.

Рост числа рабочих на фабриках и заводах и особенно рост числа вольнонаемных подтверждает следующая таблица:

Годы

Число фабрик изаводов

Число рабочих

Общее

Крепостных в %

Вольнонаемных в %

1804

2500

95000

52

48

1825

5261

210500

46

54

В промышленности шел процесс машинизации, происходило укрупнение производства. Промышленность все больше и больше втягивалась в рыночный оборот.

Одновременно с ростом промышленности росла торговля, как внешняя, так и внутренняя. Интересны основные цифры экспорта и импорта за первые десятилетия XIX века:

Экспорт хлеба:

(годы)

1806-1810

9,089 млн. пудов хлеба

1816-1820

29,655 " "1

Импорт хлопка:

(годы)

1809

Было ввезено хлопка

558000 фунтов

1810

" " "

3800000 "

1811

" " "

9250000 "

"Производство хлеба помещиками на продажу, особенно развившееся в последнее время существования крепостного права, было уже предвестником распадения старого режима"2 .

В торговлю сельскохозяйственными продуктами втягивалась и верхушка крестьянства. Это послужило началом диференциации деревни и образования буржуазии из среды крепостных крестьян. Многие купцы из крестьян в России богатели, выкупались на волю и открывали капиталистические мануфактуры, сахарные и водочные заводы, хлопчатобумажные мануфактуры и т. п.

Вместе с новыми элементами капиталистических отношений появился и известный слой передовых людей общества, тяготившихся старыми порядками. "Общественная жизнь, - писал в 1906 году товарищ Сталин, - не является чем-то неизменным, застывшим, она никогда не останавливается на одном уровне - она в вечном движении, в разрушении - созидании... Поэтому-то в жизни всегда существует новое и старое, растущее и умирающее, революция и реакция - в ней непременно что-нибудь умирает и в то же время непременно что-нибудь рождается"3 .

Тот новый общественно-передовой слой, который представляли декабристы, испытал в процессе своего общественно-политического формирования сильное влияние революционных идей Запада.

"Руководство политическим движением, - писал Ленин. - принадлежало почти исключительно офицерам, в особенности офицерам-дворянам; они были заражены соприкосновением с демократическими


1 Кулишер "Очерки истории русской торговли", стр. 275.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. III, стр. 140.

3 Цит. по Л. Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", стр. 78. Изд. 1937 года.

стр. 23

идеями Европы во время наполеоновских войн"1 .

Пребывание во Франции частей русской армии во время войны с Наполеоном оказало на многих солдат и офицеров революционизирующее влияние; они были сильно поколеблены в своих старых взглядах на самодержавие и крепостнические порядки в России.

Молодые русские офицеры в Западной Европе знакомились с идеями французских просветителей, с идеями французской революции, с политическим устройством различных стран Западной Европы и Америки, сравнивали их социально-политические порядки с порядками крепостнической России. Они изучали различные конституции и опыт революционной борьбы за свободу в западноевропейских странах, изучали политическую экономию Адама Смита.

О революционном воздействии буржуазно-демократической мысли Западной Европы на декабристов очень ярко и красочно писали и говорили сами декабристы. Декабрист Тургенев писал: "Я вернулся на родину в конце 1816 года. Толчок, данный умам только что происшедшими событиями, или скорее возбуждение, ими произведенное, были очевидны. Именно с момента возвращения русских армий в свою страну, либеральны я идеи, как говорили тогда, начали распространяться в России. Кроме регулярных войск большия массы народного ополчения также видели заграничныя страны: эти ополченцы всех рангов, переходя границу, возвращались к своим очагам, и рассказывали о том, что они видели в Европе. Сами события говорили громче, чем любой человеческий голос. Это была настоящая пропаганда"2 .

Пестель также писал, что от Португалии до России "дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать"3 . Пестель подчеркивал, что на его мировоззрение оказал влияние и ряд революционных событий, происходивших в Европе в начале XIX века.

"Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и последовавших времен, - писая Пестель, - показали столько престолов низверженных, столько других поставленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить"4 .

Декабристы были передовыми людьми, у которых чувство чести и долга перед отечеством было сильно развито. Все они были пламенными патриотами, Любовь к родине толкала их на борьбу за ее преобразование.

Говоря о декабристе Н. И. Тургеневе, великий поэт Пушкин писал:

"Одну Россию в мире видя,
Лаская в ней свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал,
И слово "рабство" ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян".

Сами декабристы не раз говорили о своем патриотизме, двигавшем их на борьбу с царизмом. "Когда с прочими членами, разделявшими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, - писал Пестель, - то представлял себе дивную картину сего счастья, коим бы Россия по нашим понятиям тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно, восторг, что я и прочие готовы были не только согласиться, но и предложить все то, что содействовать бы могло к полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей"5 .

После возвращения из Франции декабристы с болью в душе сравнивали буржуазно-демократические порядки западных стран с крепостным режимом царской России. Они ненавидели господства Александра I, это царство "материальной животной жизни", покоящейся на власти кнута и виселицы, на ужасах крепостного права, на чинолюбии, деньголюбии, взяточничестве и разврате.

Декабристы боролись против царизма, за свободу родины, за республику. Любовь к родине сочеталась у них с глубокой и кипучей ненавистью к самодержавию.

Декабристы хотели видеть свою родину преобразованной на республиканский лад и готовы были отдать жизнь за ее свободу.

В поэме "Наливайко" К. Ф. Рылеев писал:

"Известно мне: погибель ждет
Того, кто первым восстает
На утеснителей народа -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была

1 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 351.

2 Н. Тургенев "Россия и русские". Т. I, стр. 59. 1915.

3 "Декабристы". Центроархив. Сборник отрывков из источников, стр. 128. Госиздат. 1926.

4 Там же. стр. 127.

5 М. Н. Покровский "Декабристы", стр. 64 - 65. Гиз. 1927.

стр. 24

Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной -
Я это чувствую, я знаю..."
1
.

Во время заключения в крепости Рылеев написал гвоздем на оловянной тарелке:

"Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну"
2
.

Декабристы были первой организованной, компактной дворянской революционной оппозицией против царизма в первой четверти XIX века. Они первые подняли знамя борьбы против крепостничества и самодержавия.

Декабристы создали ряд революционных обществ: в 1816 - 1817 годы - "Союз спасения", в 1818 - 1821 годы - "Союз благоденствия", в 1821 - 1825 годы - "Южное общество", "Северное общество", в 1823 - 1825 годы - "Общество соединенных славян". В программу более решительных декабристов входили: отказ от присяги, военные восстания, убийство императора и его рода, образование временного правительства, об'явление республики и т. п.

Даже более умеренные члены "Северного общества" выступали против царизма. Из документов мы узнаем, что в 1821 году агенты тайной полиции сообщают о недовольстве против царизма, замеченном даже в Гостином дворе и на бирже: "На что нужен государь, который совершенно не любит своего народа, который только путешествует и тратит огромные суммы. Когда же он дома, то постоянно тешит себя парадами. Все знают, что уже давно в судах совершаются вопиющие несправедливости, дела выигрывают те, кто больше заплатит, а государь не обращает на это внимания"3 .

Пестель - организатор и идеолог "Южного общества" декабристов - призывал уничтожить всех претендентов на царский престол. Муравьев на следствии рассказывал о плане действий Пестеля. Пестель для успеха революции и полной победы общества настаивал на выполнении следующего плана: "правление общества должно сперва убить членов императорской фамилии, заставить святейший синод и сенат об'явить оное временным правительством, которое должно быть облечено неограниченною властью..."4 . Временному правительству должна присягнуть вся Россия.

План убийства царя и захват власти имел несколько вариантов. Еще летом 1823 года "Южное общество" намечало план захвата в плен Александра I и всей его главной квартиры в момент ожидавшегося посещения ими бобруйской крепости, гарнизонную службу в которой должны были нести члены тайного общества. После ареста императора С. И. Муравьев рассчитывал увлечь войска в поход на Москву, а петербургские и тульчинские заговорщики должны были тем временем захватить власть в столице и в ставке 2-й армии. В 1824 году С. И. Муравьев и М. П. Бестужев-Рюмин выдвинули аналогичный план действия на случай смотра под Белой церковью. Убийство Александра предполагалось произвести в Таганроге. Как представляли себе- декабристы будущее правление и отношение граждан к царю, видно из следующей декабристской агитационной листовки, написанной в форме диалога:

"Вопрос: Стало быть, все люди должны быть свободными?

Ответ: Без сомнения.

Вопрос: А все ли люди свободны?

Ответ: Нет. Малое число людей поработило большее.

Вопрос: Не сам ли бог учредил самодержавие?

Ответ: Бог во власти своей никогда не учреждал зла.

Вопрос: Есть ли государи самодержавные в других землях?

Ответ: Нет. Везде самодержавие считают безумием, беззаконием, везде поставлены непременные правила или законы"5 .

В проекте конституции Никиты Муравьева, в разделе III "О состоянии, личных правах и обязанностях русских", записаны такие требования:

"37. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые Государственные темницы уничтожаются; никто не может быть заключен иначе, как в назначенных на сей предмет общественных темницах".

"28. Военные поселения немедленно уничтожаются".

В "Катехизисе" Муравьева-Апостола на вопрос "Какое правление сходно с законом божьим?" следует ответ "Такое, где нет царей" и далее: "Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апо-


1 К. Рылеев. Полное собрание стихотворений, стр. 248-251. Издательство писателей в Ленинграде. 1934.

2 Там же, стр. 368.

3 Сборник "Декабристы", стр. 233.

4 Там же, стр. 130.

5 Там же, стр. 249 - 250.

стр. 25

столов из простого народа, а не из знатных и царей". Вопрос: "Стало быть, бог не любит царей?" Ответ: "Нет. Они прокляты суть от него, яко притеснители народа"1 .

Все три общества ("Северное", "Южное" и "Соединенных славян") были сторонниками уничтожения крепостничества. Те расхождения, которые были среди декабристов по вопросу о размерах и формах освобождения крестьян, не помешали им об'единиться по вопросу о ликвидации крепостного права.

В проекте конституции Никиты Муравьева в главе 3-й, § 13-й, очень ярко изложен взгляд декабристов на крепостное право: "Крепостное состояние и рабство отменяется. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается"2 .

Вождь "Южного общества" Пестель, человек большого ума, широкого образования, обладавший сильным и властным характером, выработал еще более решительную программу революционного преобразования России. Он назвал свою программу "Русская правда". В "Русской правде" Пестеля говорилось не только об уничтожении крепостного права, но и об уничтожении преимуществ, которыми пользовались дворяне, об уничтожении "сословия благородных". Все преимущества, коими дворянское сословие поныне пользовалось, должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены. А так как дворянское достоинство не что иное, как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего, что и само звание дворянства должно быть уничтожено"3 .

Вся земля собирается в единый государственный фонд и делится пополам. Первая половина отдается для равного раздела между всеми, кто пожелал бы заняться земледельческим трудом. Вторая половина предназначается для "изобилия", т. в. для личного потребления.

Революционность декабристов характеризуемся и их действиями. В истории революционного движения России ХIХ в. декабристы первые выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 года и 3 января 1826 года, Впервые оружие было пущено в ход в открытом бою против царя и ставленников самодержавной власти, против всей системы крепостничества и самодержавия.

Заслуга революционеров-декабристов состоит прежде всего в том, что они привели в нерешительность самодержца и поколебали устои крепостнического самодержавия.

Восстание декабристов произвело огромное впечатление в правящих кругах, вызвав сильнейший испуг и ожесточение. Против восставших было двинуто свыше девяти тысяч разного рода войск и даже артиллерия.

Историк Карамзин питает: "Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятежа. Пи крест, ни митрополит не действовали. Как скоро грянула первая пушка, императрица Александра Федоровна упала на колени и подняла руки к небу. Она несколько раз от души говорила: "Для чего я женщина в эту минуту?" Добродетельная императрица Мария повторяла: "Что скажет Европа?"4 .

Актер Александрийского театра рисует следующую картину: "Ночью на Сенатской и Дворцовой площадях зажжены были костры, и некоторые части войска оставались там до утра; около дворца ночевала артиллерия с заряженными пушками; по другим улицам расставлены были пикеты"5 .

Николай свирепо и беспощадно расправился с декабристами. Они прошли большой и мучительный путь царского "правосудия"; допрос им учинял главный палач их - Николай Палкин.

Отдельные декабристы оказались малодушными людьми; были среди них и ренегаты и предатели. Примером ренегатства может служить поведение князя Трубецкого, который был избран диктатором восстания, а в момент восстания на площадь не явился.

Но в большинстве своем декабристы вели себя на следствии мужественно, держались стойко; Лунин, Якушкин, Пестель, Кюхельбекер, Борисов I и другие показали себя в царских застенках героями.

Декабрист Штейнгель так описывает казнь декабристов: "Пять жертв, с которыми не допустили и пред об'явлением сентенции никому видеться, провели по фронту войск с надписями на груди: "злодеи, цареубийцы"... Когда по наложении покрывал и петель отняли подмосток и страдальцы всею тяжестью своею повисли, трое - Муравьев, Бестужев и Каховский - оборвались... Муравьев успел сказать: "Боже мой! и повесить порядочно в России не умеют!"6 .

Вся история декабристов, от начала организации обществ до их ареста, ссылки


1 Сборник "Декабристы", стр. 239, 240, 390.

2 Там же, стр. 238.

3 Там же, стр. 156.

4 Там же, стр. 346 - 347.

5 Там же, стр. 341.

6 Там же, стр. 473 - 474.

стр. 26

и казни, ярко подтверждает указания Ленина-Сталина, что декабристы были революционерами, хотя й вышла они из дворянской среды.

2

Историк М. Н. Покровский к вопросу о характере движения декабристов подходил совершенно иначе. В оценке характера движения декабристов у него много противоречивых высказываний.

В некоторых случаях Покровский отрицает революционность декабристов. Так, он пишет: "Декабристское движение в своей первоначальной массовой форме вовсе не было революционным" (см. Покровский, сб. "Декабристы", стр. 19. Изд. 1927 года) или: "Движение (декабристов) само по себе нереволюционное" (там же, стр. 20); и далее: "Приписывать им (декабристам) настоящее революционное восстание, даже и в этот момент (14 декабря) было бы крайне неосторожно" (там же, стр. 29). "Северный заговор" (14 декабря) был создан не столько против Николая, сколько против Пестеля", читаем мы на стр. 31, и наконец: "Ни на Сенатской площади, ни под. Три лесами боя не было" (там же, стр. 82).

В этом же сборнике Покровский выступает с диаметрально-противоположными утверждениями, называя выступление декабристов революцией, например: "В России в 1825 году начиналась революция"1 . Покровский считает, что 14 декабря было "первой сознательной революцией против самодержавия" (Покровский "Очерки по истории революционного движется в России XIX и XX веков", стр. 20); далее: "Черниговское восстание - настоящая революция" (Покровский, сб. "Декабристы", стр. 92) или: "Все вожди декабристов, не - только на юге, но и на севере, - республиканцы" (там же, стр. 77).

Но, называя движение декабристов революцией, Покровский, наряду с этим излагая требования декабристов по вопросу об освобождении крестьян, выхолащивал всю их революционность. Так, он писал: "Освобождение крестьян мыслилось декабристами (какими? - И. Г.) довольно эгоистически, а именно предполагалось, что крестьянин при освобождении получит только усадьбу, двор и огород, и по 2 десятины земли на двор..." (сб. "Декабристы", стр. 12). Но где Пестель? Где "Общество соединенных славян?" Где диференциация декабристов по вопросу об освобождении крестьян? Всего этого нет у Покровского.

Покровский серьезно недоволен историками за то, что они "декабристов изображали как людей, стремившихся в 1825 году освободить крестьян" (там же, стр. 12). У него имеется утверждение, что крестьянам декабристы давали меньше чем реформа Александра II в 1861 году: "Надел меньше даже того, который предполагал (?) дать крестьянам Аракчеев" (там же, стр. 12). Покровский отрицал влияние революционного движения Западной Европы на развитие революционного движения в России, в частности и на движение декабристов. В предисловии к брошюре "14-е декабря 1826 года" Покровский критикует как "наивно-идеалистическое" следующее совершенно правильное утверждение Плеханова: "К чести нашей страны... стали появляться под влиянием освободительного движения западноевропейского - ...люди, понимавшие весь ужас тогдашнего положения России и готовые всеми силами служить делу освобождения русского народа"2 .

В 1922 - 1923 году Покровский в лекциях, читанных им в Коммунистическом университете имени Свердлова, пытался дать ответ на вопрос о мотивах выступления и социальных корнях движения декабристов.

"Ключ к пониманию этой перемены (отношения декабристов к политике Александра I) дают нам опять-таки хлебные цены", - заявлял Покровский. Этот ключ в руках Покровского стал "отмычкой" для разрешения многих проблем исторического процесса нашей родины. Изданные в 1924 году лекции Покровского "Очерки революционного движения XIX и XX веков в России" применяют этот "ключ" к об'яснению многих вопросов истории революционного движения, в том числе и вопроса о декабристах.

Но какие были об'ективные корни всей этой истории? - спрашивал Покровский о декабристах и давал ответ: "Тут нам приходится с этих высот - высот, как видите, весьма относительных, спуститься довольно глубоко к факту чрезвычайно тривиальному. Этим тривиальным фактом, который лежит в основе сознательной революции против самодержавия, какая была в России, первой попытки низвергнуть самодержавие, - этим тривиальным фактом был русский хлебный вывоз"3 .


1 М. Н. Покровский "Декабристы", стр. 75. Гиз. 1927.

2 М. Н. Покровский "Историческая наука и борьба классов". Выпуск II, стр. 207-208.

3 М. Н. Покровский "Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX веков", стр. 20, изд. 1924 года.

стр. 27

В 1926 году в статье "14 декабря 1825 года" на вопрос, что толкнуло дворян на борьбу, Покровский отвечал: "Русский помещик живейшим образом ощущал на своем кармане колебание хлебных цен".

Таким образом, "порывшись поглубже", по выражению самого Покровского, он "нашел классовый мотив движения декабристов". По мнению Покровского, в движении декабристов отразился целый "ряд жалоб только что народившейся в России промышленной буржуазии на иностранную конкуренцию"1 .

Для об'яснения движения декабристов на помощь Покровскому пришла его "спасительная" теория торгового капитала.

По этому вопросу Покровский много рассуждает о столкновении на русской исторической арене торгового и промышленного капитала, о том, что "промышленный капитал в известном смысле является противником торгового капитала" и т. д.

Ленин и Сталин считают движение декабристов революционно-прогрессивным, ибо оно шло под революционными лозунгами: уничтожения самодержавия, ликвидации крепостничества, освобождения крестьян, замены монархического строя республиканским (у Пестеля) и т. п. Движение декабристов в целом было направлено против феодализма, за установление в России более прогрессивного по сравнению с феодализмом общественного строя - капитализма.

Покровский же, наоборот, утверждал, что движение декабристов не было революционным, что оно было регрессивным движением и было близко дворцовым переворотам, что декабристы ямбы стремились сохранить и укрепить старые устои и порядки.

Таким образом, в оценке места декабристов в истории революционного движения как первого революционного движения в ряду революционеров XIX века Покровский решительно расходился с Лениным и скатывался к вульгарному экономическому материализму.

3

Ленин называл декабристов дворянскими революционерами. В этом определении сказывается диалектичность формулировки Ленина, вскрывающая классово-ограниченный характер революционности декабристов. Это определение показывает, что Ленин был далек от идеализации революционности декабристов.

Известно, что декабристы были за уничтожение самодержавной власти. Но что они хотели создать взамен самодержавия? Какой формой политического управления декабристы хотели заменить самодержавие в России?

Единого мнения по данному вопросу у декабристов не было. Если "Южное общество" декабристов в лице Пестеля было за республику, то "Северное общество" в лице Муравьева-Апостола было за ограниченную конституционную монархию, а "Общество соединенных славян" - за федеративную республику.

Пестель в своей "Конституции" стоял за предоставление всем жителям России полного равноправия, за ликвидацию сословий, за отмену дворянских привилегий, за сохранение частной собственности в промышленности. Пестель наиболее полно отражал буржуазно-революционное направление в движении декабристов.

Но декабристы были "страшно далеки от народа". Эта ленинская оценка декабристов особенно наглядно подтверждается проектом конституции Муравьева, по которой народные массы совершенно устранялись от выборов в высшие органы государственной власти и уж, конечно, не могли быть избранными.

О власти императора и верховной власти Муравьев писал:

"Всякое предложение, получившее согласие Думы и палаты представителей, должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное, ежели не одобряет, то отсылает со своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило...

Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства... Император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного казначейства сумму, равную пене 102000 фунтов чистого серебра. (2000000 рублями серебряными), в которых он никому не обязан давать отчета"2 .

Каковы условия, необходимые, чтобы стать членом Верховной Думы? 30-летний возраст. 9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той державе, которая его избирает, обладание недвижимым имуществом ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимым на 3000 фунтов чистого серебра.

Таким образом, Муравьев устанавливал высокий имущественный избирательный ценз.

Что декабристы - дворянские революционеры, еще ярче подтверждается при раз-


1 М. Н. Покровский "Об Украине", стр. 106.

2 Сборник "Декабристы", стр. 244, 247 и 248.

стр. 28

боре их отношения к земельному и крестьянскому вопросу.

Если наиболее революционное крыло декабристов - "Южное общество" и "Общество соединенных славян" - стояло за конфискацию крупной помещичьей собственности (свыше пяти тысяч десятин", по Пестелю), то либеральное крыло выступило против пестелевской конфискации помещичьей земли и проповедывало освобождение крестьян без земли или было за мельчайшие наделы (1 - 2 десятины).

В рассуждениях об освобождении крестьян Якушкин рассказывает: "Я предоставлял в совершенное и полное владение моим крестьянам их дома, скот, лошадей и все их имущество. Усадьбы и выгоны в том самом виде, как они находились тогда, оставались принадлежностью тех же деревень. За все за это я не требовал от крестьян моих никакого возмездия. Остальную же всю землю я оставлял за собой, предполагал половину обрабатывать вольнонаемными людьми, а другую половину отдавать в наем своим крестьянам... Мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предполагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и наконец, спросили: "Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?" Я им отвечал, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня. - "Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы ваши, а земля наша!"1

Разрешение земельного вопроса у части декабристов носило явно дворянский характер: освободить крестьян, но помещиков как класс не обидеть. Дать крестьянам землю в пользование, но заставить их за нее платить. Декабристы не были в силах разрешить вопрос о земле, ибо они сами принадлежали к дворянам. Декабристы были защитниками частной собственности, в том числе и земельной собственности.

"Русская Правда" Пестеля писала: "Право собственности или обладания есть право священное, и неприкосновенное, долженствующее на самых твердых положительных и неприкосновенных основах быть утверждено и укреплено, дабы каждый гражданин в полной мере уверен был в том, что никакое самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества"2 .

Ленинская формулировка "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа" полностью подтверждается и отношением декабристов к массовой борьбе. Накануне и в период восстания декабристов глухо и открыто роптало крестьянство, народ поднимался на борьбу против крепостничества. Восставали крестьяне, на крепостных мануфактурах боролись рабочие, выступали солдаты гвардии, солдаты Семеновского полка. Ростовский полк и другие военные части. Классовая борьба широких трудовых масс принимала революционный характер. Но именно она пугала декабристов. Боязнь революционной борьбы масс и крестьянских восстаний об'ясняется тем, что декабристы как дворяне помнили уроки крестьянской войны под руководством Пугачева, а многие из них испугались размаха классовой борьбы и в Западной Европе. Об этом говорил даже Пестель в своих показаниях на следствии: "Я начинал сильно опасаться междоусобий и внутренних раздоров, и сей предмет сильно меня к цели нашей охладевал... Ужасные происшествия, бывшие во Франции во время революции, заставляли меня искать средство к избежанию подобных, и сие то произвело во мне впоследствии мысль о Временном Правлении и его необходимости, и всегдашние мои толки о всевозможном предупреждении всякого междоусобия"3 .

Ленин постоянно подчеркивал разницу "между дворянской революционностью декабристов ...и глубоко демократической, пролетарской и крестьянской, революционностью солдат и матросов в России двадцатого века"4 .

В .этой боязни революционности масс и в стремлении уйти от крестьянской борьбы нужно видеть одну из главных причин поражения восстания декабристов 14 декабря 1825 года и 3 января 1826 года.

В статье "Роль сословий и классов в освободительном движении" Ленин приводит данные по сословиям о количестве привлеченных по обвинению в государственных преступлениях. Если взять количество привлеченных к суду по политическим делам в 1827 - 1846 годах за 100, то дворян было 76, мещан и крестьян - 23, а из духовенства и купечества - никого. Ленин пишет, что "эпоха крепостная (1827 - 1846 г.г.) - полное преобладание дворянства. Это - эпоха от декабристов до Герцена... Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа"5 .

"Руководство политическим движением принадлежало почти исключительно офи-


1 Сборник "Декабристы", стр. 49.

2 Там же, стр. 176.

3 Там же, стр. 125 - 126.

4 В И. Ленин. Соч. Т. X. стр. 39.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 575.

стр. 29

церам", в особенности офицерам-дворянам"1 .

Список Николая I содержал в себе 579 имен декабристов, в том числе 456 офицеров; суду был предан 131 человек и 121 - был наказан в административном порядке.

Можем ли мы сбрасывать со слетов истории все движение декабристов - дворянских революционеров - за то, что декабристы в своей массе, искренно борясь против крепостничества и самодержавия, не опирались на народ? Нет, не можем и не должны. Потому-то Ленин и назвал их дворянскими революционерами, что многие из них даже не были способны понять, что в классовых битвах решает дело народ, революционная масса.

Следующие поколения революционеров в своей борьбе с самодержавием учли ошибки и уроки декабристов.

Покровский сводит всю сложность ленинско-сталинской диалектической формулировки "декабристы - дворянские революционеры" к эгоистическому, корыстному, классовому инстинкту отдельных слоев дворян, из которых вышли декабристы. В основе этой упрощенной, антиисторической опенки движения декабристов у Покровского лежит проповедь богдановского, вульгарного, антиисторического, антимарксистского, экономического материализма.

4

Оценивая значение борьбы декабристов для революционного движения России, Ленин писал: "Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ"2 .

Говоря о Герцене, которого "разбудили декабристы", Ленин писал, что заслуга Герцена в том, что он создал "вольную русскую прессу... "Полярная Звезда" подняла традицию декабристов. "Колокол" (1857 - 1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено"3 .

Выступление декабристов сыграло огромную роль во всем освободительном движении нашего великого народа. Декабристы проложили путь борьбе русских просветителей (Герцен, Огарев. Белинский, Чаадаев и другие) за крестьянский демократизм. Революционные традиции декабристов, революционный крестьянский демократизм Чернышевского были подхвачены пролетариатом и его большевистской партией, которая возглавила крестьянскую борьбу за землю и, победив в общедемократическом движении, привела массы крестьянской бедноты к победе социалистической революции.

Великий поэт Пушкин писал в 1827 году в своем послании "В Сибирь":

"Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут".

На это послание поэт-декабрист Одоевский ответил со всей силой творческого предвидения:

"Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя.
И просвещенный наш народ -
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей
И радостно вздохнут народы".

У Покровского мы не найдем ленинской постановки вопроса об историческом значении движения декабристов. Движение декабристов "было подавлено и никаких результатов дать не могло"4 , - писал Покровский.

Покровский видел в движении декабристов только дворянское движение. "Никакие фразы, - писал он, - взятые из буржуазных конституций, не могут замаскировать того факта, что движение декабристов было, в сущности, дворянским движением"5 .

"Моральный эффект восстания был ничтожен", "Николай был мало испуган", - таков вывод Покровского.

Антиленинская концепция Покровского о восстании декабристов намела большой вред исторической науке. Под влиянием этой концепции создавался ряд глубоко ошибочных работ по истории декабристов. После Покровского, в смысле количества работ, написанных по истории декабристов, на первом месте стоят работы профессора Нечкиной, которая была одной из активнейших учениц и последовательниц исторической "школы" Покровского. Поэтому все ее работы до 1935 года в основном построены по схеме Покровского и отражают все их недостатки6 .


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 351.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 575.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 466.

4 М. Н. Покровский "Об Украине", стр. 101.

5 К. Левин и М. Покровский "Декабристы". "История России в XIX веке". Издание бр. Гранат. Т. I, стр. 108 - 109.

6 В статье "Восстание декабристов в концепции М. Н. Покровского" М. Нечкина серьезно пересмотрела свои позиции (см. сборник "Против исторической концепции Покровского". Изд. Академии наук. 1939).

стр. 30

В журнале "Фронт науки и техники", в N 5-6 за 1935 год, была напечатана работа профессора Нечкиной под названием "Ленин о декабристах". Эта работа была опубликована, когда уже были известны указания товарищей Сталина, Жданова и Кирова по поводу конспекта учебника истории СССР. Это обязывало профессора Нечкину пересмотреть свои взгляды на декабристов. Профессор Нечкина, действительно, пыталась там показать декабристов как отряд революционных борцов и участников революционного движения. Но вся статья о декабристах профессора Нечкиной построена сугубо-социологически, формально.

Ленин несколько раз говорит о республиканских идеях и традициях декабристов. У Ленина сказано, что "на нашу долю (если не говорить о давно забытых республиканских идеях декабристов), на долю социал-демократов, выпало распространить требование республики в массе и создать республиканскую традицию среди русских революционеров"1 .

А профессор Нечкина, "раз'ясняя" ленинскую работу, писала: "Столь ценные сами по себе республиканские идеи декабризма умерли для дальнейшего революционного движения". По Ленину, давно забытью республиканские идеи и традиции нужно воссоздавать, и это должна сделать социал-демократия. По Ленину, дело декабристов не пропало: декабристы "разбудили Герцена". По Нечкиной, дело декабристов пропало, умерло. Профессор Нечкина неправильно понимала вопрос о преемственности республиканских традиций для последующего революционного поколения.

Ошибочна также трактовка вопроса о военной диктатуре декабристов. Нечкина пишет, что у Ленива "декабризм связан с лозунгами установления военной диктатуры". Нечкина в своей статье несколько раз упоминает о "военной диктатуре декабристов". У Ленина есть ряд высказываний о вооруженном восстании, о выступлении декабристов, но при самом тщательном разборе ленинских текстов, посвященных декабристам, нельзя найти указания на их борьбу за "военную диктатуру". По существу, была ли у декабристов идея военной диктатуры? Нет. По "Русской правде" Пестеля, была предусмотрена диктатура Верховного Правления - своеобразное временное буржуазное правительство, рассчитанное на несколько лет, пока не будет проведена в жизнь программа декабристов. Военная диктатура - очень растяжимое понятие. Диктатура кого? Армии?

Отдельные представители так называемой исторической "школы" Покровского, ныне разоблаченные враги народа, извращали ленинско-сталинские взгляды на восстание декабристов. Они отрицали какое бы то пи было революционно-прогрессивное влияние движения декабристов на революционно-освободительное движение нашей страны. Они пытались всячески скомпрометировать движение блестящих передовых борцов, первых дворянских революционеров нашей родины начала XIX века.

Мы хорошо знаем, с каким большим сочувствием Ленин приводил слова Герцена о декабристах, который называл их фалангой героев-богатырей, воинами-сподвижниками, пошедшими "сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия"2 .

Враги характеризовали декабристов как грубых, эгоистических и корыстных помещиков - эксплоататоров, которые думали лишь о новых способах закабаления крестьян и об усовершенствовании методов эксплоатации.

Антиисторизм "школы" Покровского в оценке декабристов вытекал из отрицания ею прогрессивной роли буржуазных отношений и буржуазии на каком бы то ни было этапе истории. Ленин разоблачал такой антиисторический подход. "...У нас, - писал Ленин, - зачастую крайне неправильно, узко, антиисторично понимают это слово (буржуа. - И. Г. ), связывая с ним (без различия исторических эпох) своекорыстную защиту интересов меньшинства. Нельзя забывать, что в ту пору, когда писали просветители ХVШ века (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного"3 .

Эта ленинская характеристика исчерпывающе разоблачает антиисторическую концепцию Покровского и его "школы" по вопросу о движении декабристов-этих дворянских революционеров, боровшихся за переход к буржуазному строю.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. V, стр. 98.

2 См. В. И. Ленин. Т. XV, стр. 464.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. II, стр. 315.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-АНТИЛЕНИНСКОЙ-КОНЦЕПЦИИ-М-И-ПОКРОВСКОГО-ПО-ВОПРОСУ-О-ДЕКАБРИСТАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ГОХБЕРГ, ОБ АНТИЛЕНИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. И. ПОКРОВСКОГО ПО ВОПРОСУ О ДЕКАБРИСТАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-АНТИЛЕНИНСКОЙ-КОНЦЕПЦИИ-М-И-ПОКРОВСКОГО-ПО-ВОПРОСУ-О-ДЕКАБРИСТАХ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ГОХБЕРГ:

И. ГОХБЕРГ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1530 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБ АНТИЛЕНИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. И. ПОКРОВСКОГО ПО ВОПРОСУ О ДЕКАБРИСТАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android