Libmonster ID: RU-8697
Автор(ы) публикации: В. М. ПУЧИНСКИЙ

В наше время остается загадкой то, как идеальность психического обуславливается материальными механизмами мозга. Этот вопрос связан с неразрешимым противоречием между естественной констатацией идеальности как подлинного качества психического и осознанием того, что это качество не может быть объяснено через материальное. С одной стороны, идеальность выступает в нашем представлении как собственное неотъемлемое качество психического, и поэтому она должна объясняться через материальные процессы и механизмы. С другой стороны, идеальность - самосуществущее невещественное содержание психического - выступает как особенность, "несоизмеримая" с материальным. Идеальность не получила хотя бы приближенное объяснение через материальное. Именно идеальность имели ввиду известные исследователи мозга и психики. И. М. Сеченов писал: "Сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательностью, останется во всех без исключения случаев непроницаемой тайной" 1 . По мнению Ч. Шеррингтона, мы совершенно лишены начала приступа к задаче об отношении ума и мозга 2 . Факт необъяснимости идеальности психического через материальные механизмы оказал влияние на общее мышление людей. Можно сказать, что это обусловило появление различных теорий философского идеализма, дуализма и позитивизма, которые, каждая по своему, снимают или игнорируют этот вопрос. Существует, однако, попытка связать психическое как идеальное с нейродинамическими механизмами мозга на основе того, что информация обладает материальным носителем 3 . Но при этом подразумевают информацию "как таковую" (как предмет передающийся и хранящийся), которая сама является идеальностью и не связана с материальным носителем (в отличие от информации как организации сигнала) 4 .

Необъяснимость через механизмы мозга стала своеобразным "пятым постулатом", который требует необычного подхода. Мы полагаем, что идеальность субъективного психического не есть действительное качество, связанное с внутренними (мозга, тела) механизмами, а есть вынужденно представляемое (воображаемое) качество. Представление о субъективном психическом как

стр. 102


некой невещественной особости есть способ нашей обобщенной рефлексии, обусловленный нашим объективирующим сознанием. Очевидность идеальности субъективного психического порождается не адекватностью представления о нем, а естественной вынужденностью этого представления.

Представление об идеальности субъективного психического исходит от выделения в обыденной жизни отраженного содержания, т. е. "образов", "мыслей" как особых отличных от предметов реалий, что необходимо для сознательной ориентировки в действительности. Представления об "образах", "мыслях" как особых реалиях формируется в отношениях обыденной жизни подобно тому, как в ней формируются обыденные физические и космогонические представления, отличающиеся от научных. Так, в жизни мы считаем, что Солнце всходит и заходит (а не Земля вращается вокруг оси), что сила является причиной движения, т. е. скорости (а не ускорения), что тела падают "вниз" (а не к центру Земли) и т. п. Именно такого рода очевидные представления используются в обыденной жизни. Подобно этому наши естественные, очевидные представления о психических явлениях как таковых формируются в действиях и отношениях обыденной жизни, носят практический, а не научный характер.

Образ предмета, мыслимый существующим отдельно от предмета, неизбежно расценивается как невещественное содержание предмета, т. е, как идеальность. Но помимо общих соображений об отличии образа от объекта, источником представления об идеальности является наша объективирующая рефлексия субъективного психического. При практически действующем психическом субъект сознательно не сталкивается с не- вещественностью психического, он имеет дело с реальными предметами, находящимися во внешнем пространстве, с представляемыми и мыслимыми смыслами, которые столь реальны, что определяют его поведение. Определенные реальности практического психического субъектны, т. е. воспринимаемы, представляемы, мыслимы, предстоят субъекту, они находятся в позиции, исходящей из субъекта, неотъемлемой от него. Представление об идеальности субъективного психического возникает не путем непосредственного восприятия своего практически действующего психического, а путем представления его. Это представление возникает при обобщенной рефлексии, направленной на психическое, как таковое, рассматриваемое "со стороны". При этом опускается субъективная позиционность. Психическое выступает не в виде

стр. 103


определенных реальностей, находящихся в субъектной позиции, а в виде содержания вообще, как некоего "рабочего тела". При этом субъективность психического, неотъемлемость его от субъекта объективируется в виде невещественности содержания. Представляемая идеальность не стыкуется с практически действующим психическим. Сколько бы не объясняли невещественность психического, мы не приблизимся к пониманию того, как в наше практическое восприятие и представление входит реальность воспринимаемого предмета. Идеальность психического не существует независимо от нашей рефлексии его, это есть не реальное, а вынужденно представляемое качество.

Представления об идеальности психического имеют два значения в зависимости от направления рассмотрения. В плане пользования психическим наши "образы", "мысли" идеальны, поскольку представления о них как особых реалиях необходимы в жизни людей, используются в ней. Изображение психического как идеального имеет объективное значение в связи с тем, что люди широко пользуются этим представлением в жизни как обобщенной характеристикой психического. Но при рассмотрении психического в связи с его внутренними механизмами (мозга, тела субъекта) оно не является особым невещественным содержанием, ибо субъективное психическое состоит в определенном понимании, переживании действительности, оно неотъемлемо от субъекта, и поэтому не является особым образованием, которое может быть невещественным или вещественным. В связи с внутренними механизмами находится не идеальное психическое, а субъективное. Субъективность является главным качеством практически действующего (не воображаемого) психического, определяющим его особенности.

Помимо описанной субъектной идеальности, которая характеризует субъективное психическое, следует выделить и другой вид идеальности - содержание, создаваемое в межсубъектных отношениях. Остановимся на этом. Представление содержания как внешней особости возникает путем объективации существования психического. Субъективное психическое неотделимо от субъекта, его психической деятельности. Однако внешнее, выражающее (речевое)) психическое переносит психическое содержание в межсубъектные отношения. Внешние отношения выделяют психическое содержание как особое, причем уже понятое. Если психическое субъективное находится, так сказать, в понимании, то как особое (идеальное) оно уже включает в себя пони-

стр. 104


маемость. С. Л. Рубинштейн говорил о процессе объективации следующее: "Идеальность по преимуществу характеризует идею или образ, по мере того как они, объективируясь в слове, включаясь в систему общественно выработанного знания, являющегося для индивида некой данной "объективной реальностью", приобретают таким образом относительную самостоятельность, как бы вычленяясь из психической деятельности индивида" 5 . Представление об идеальности психического содержания отражает существование его в межсубъектных (коммуникативных) отношениях. Можно сказать, что идеальность психического содержания имеет внешние механизмы, но не имеет внутренних, Подобно этому действительны идеальности, отражающие существование психического в явлениях "общественного сознания". Так, идеальности "знания, находящиеся в обществе" выделяются исследователями как "особый мир".

Присубъектная и межсубьектная идеальности психического связаны, вторая исходит из первой и поддерживает ее. Но как показала проходившая ранее дискуссия, эти две идеальности не примиримы друг с другом. Последователи субъектной идеальности утверждают, что идеальность реально свойственна только субъективному психическому, является способом его существования и создается механизмами мозга 6 . Последователи межсубъектной идеальности считают, что идеальное содержание не может создаваться мозгом как таковым (его физиологическими процессами) и порождается процессами общественной деятельности 7 . При этом обе стороны не сомневаются в полной реальности идеальности как характеристики психического. Мы полагаем, что идеальности "частично" реальны: они не имеют собственных внутренних механизмов (механизмов мозга и неких механизмов "общественного сознания"), и создаются механизмами внешними- действиями, выражающими психическое, и коммуникативными отношениями.

Имеется пример мысленного эксперимента по сопоставлению психического образа с нейродинамическими процессами в мозге, установлению между ними взаимнооднозначного соответствия. При этим хотя и оговариваются, что образ переживаем, т. е. субъективен, но для сопоставления берут не переживаемость образа, а его содержание, т. е. образ идеальный. Чтобы исключить независимость идеального от процессов мозга, утверждается, что любая кратковременная часть идеального содержания сопоставима с элементом "нейродинамических эквивалентов";

стр. 105


говорят, что образ является "субъективным проявлением" нейродинамических процессов, а не находится в причинно-следственной зависимости от них 8 . Надо сказать, что при таком сопоставлении происходит сужение сопоставляемых сторон, следует расширительно толковать и психическое и соответствующие материальные механизмы.

В действительности имеется причинно-следственная зависимость: субъективное психическое непрерывно создается, содержится системой материальных структур мозга и тела субъекта. Следует, по-видимому, "сопоставлять" не идеальное с процессами мозга, а субъективное психическое с материальной системой субъекта, построенной и действующей по субъективному принципу и вписанной во внешнею действительность, в жизни (а не в искусственной обстановке мысленного эксперимента) субъективное психическое не существует в виде весьма малых отдельных элементов, оно всегда входит в широкие психические целостности, за которые ответственны динамические материальные целостности субъекта, создаваемые личностно-смысловой системой по требованиям жизни и охватывающие всего субъекта. Как писал С. Л. Рубинштейн, "сам по себе образ, вне психического процесса или деятельности... и существовать не может" 9 . Если в эксперименте и можно выделить отдельный образ, то его существование подчиняется более высоким требованиям (целям эксперимента).

В данной статье, которая является продолжением серии статей, опубликованных в "Философских исследованиях" 10 , подчеркивается значение сложной структуры субъекта психики.

* * *

При психическом отражении действительности (восприятии, представлении, мышлении) субъективная сторона не может сводиться к чистой содержательности и включает несодержательные составляющие. Это связано с тем, что выражаемое психикой понимаемо, сознаваемо, т. е. переживается субъектом. Содержание собственно и состоит в определенной понимаемости, т. е. сводится в конечном итоге к внутренним материальным процессам структур субъекта. В качестве несодержательных моментов реального психического можно указать общие чувства понятости, правильности, соответствия, ценности (мысли) и др. При восприятии, помимо содержания предмета, в образе присутствует

стр. 106


несодержательное чувствование реального наличия предмета во внешнем субъекту пространстве, т. е. чувствование предметности. Мы не можем непосредственно выразить эти чувства, но можем опосредованно указать на них с помощью высказывания: "Я могу подойти к предмету, ощупать его и т. п." Помимо этого в субъективном психическом могут действовать составляющие типа реальных действий и устремлений субъекта, не заменимые никаким отражением их.

Переходя к системности субъекта, сопоставляемой с особенностью психического "субъективность", отметим, что субъективность во внутреннем плане можно обобщенно понимать как внутреннюю присущность субъекту предстояния ему явлений внешнего и внутреннего мира. Воспринимаемое, представляемое, мыслимое предстоит субъекту, внешне ему, и в то же время является присущим ему, субъектным, является его внутренней "принадлежностью". Такое противоречие возможно при сложной структуре субъекта. Можно полагать, что за предстояние и присущность ответственны различные уровни структурности субъекта. В основе присущности субъекту воспринимаемого лежит элементарная чувственность, свойственная телу субъекта. Предстояние же обуславливается более высокими уровнями структурности, создающими из элементарной чувственности, по принципу деятельности, сложные чувственные "модуляции", которые выражают предстоящую реальность, но сохраняют присущность субъекту. К высоким уровням структурности прежде всего следует отнести личностно-смысловую и двигательную системы. Внешнее предстояние определяется личностно-смысловой системой, обуславливающей положение субъекта, как некоторой преимущественной "системой отсчета" в мире, и действиями, которые выделяют ("вырезают") из внешнего мира макроуровень действительности, изоморфной человеческим действиям. Личностно- смысловая система субъекта является главным образованием, определяющим психический способ отражения. Она состоит из материальной системы смыслов, несущей возможности психического, и личностно-мотивационной системы, являющейся верхним уровнем организации субъекта и определяющей необходимость психических процессов.

Материальная система смыслов, сформированная в течение жизни субъекта, включает, фигурально говоря, мир в виде специфических структур мозга и тела, и поэтому субъект "находится вне мира". Система смыслов является внутренним источни-

стр. 107


ком психического, основой сознания и понимания действительности. Благодаря ей и проходящих в ней настроечных процессов субъект является активным творческим существом. Наличие системы смыслов позволяет говорить, что общая схема материальной стороны психического построена по принципу субъективности (субъектности). Субъективное психическое может быть представлено как некое действие, исходящее из запредельной инстанции (позиции) и направленное на воспринимаемое (представляемое, чувствуемое, мыслимое). Позиция запредельна, поскольку ей предстоят явления и внешнего, и внутреннего мира. Мы хотели бы изобразить восприятие внешней действительности как ее отношение к субъекту, представленному органическими ощущениями, но сами органические ощущения не являются предельной позицией, ибо они, как и внешние предметы, при осознании их выражаются в предстоянии запредельной позиции. Запредельная позиция, таким образом, не выразима. Необходимо полагать, что предстояние воспринимаемого состоит в предстоянии системе внутренних материальных смыслов, которые являются запредельной инстанцией.

Сознание, понимание есть результат взаимодействия (отношения) действительности с наполнением системы смыслов. Это взаимодействие вызывает сложные смещения и движения в теле субъекта и, следовательно, сложную "модуляцию" чувствований сознавания и понимания. Осознанность есть готовность субъекта к определенным психическим и натурным действиям; чувство осознанности фиксирует готовность, настроенность системы смыслов к отражению данной реальности (ненастроенность субъекта на данную реальность приводит к растерянности). Осознанность субъективно состоит в чувствовании возможности множества определенных действий (того или иного уровня) с предметом без указания на то, какие это действия. Нижний уровень осознанности состоит в восприятии реальности предмета и находимости его во внешнем пространстве. Это восприятие есть чувствование ("подразумевание") возможности непрерывного множества простых натурных действий с предметом (касаний, захватов, ощупываний и т. п.). Можно сказать, что субъект воспринимает внешнее пространство как возможность непрерывных зондирующих внешних действий, что обуславливает позицию, исходящую из субъекта. Нижний уровень осознанности можно назвать сознанием вещи-тела (предметности вещи). Бо-

стр. 108


лее высоким уровнем является сознание вещи-функции, которое состоит в чувствовании возможности множества действий, соответствующих назначениям или свойствам вещи. Наконец, сознание вещи-значения является чувствованием возможности множества высказываний об особенностях, действиях, свойствах данного вида вещи (о всех экземплярах данного вида предмета).

Следует отметить необычность осознанности как чувствования возможности множества действий субъекта с предметом. Вообще-то действия с предметом неодновременны, они последовательны во времени. При осознании же происходит параллельное чувствование множества возможных действий с предметом в виде некоего обобщенного, но активного образа таких действий, "охватывающего" предмет. Этот образ отражает факт выделенности в системе смыслов множества смыслов данного предмета, и он не может быть расчлененным и содержательным. Но материальная сторона осознанности весьма сложна. При сознании субъективно выступает факт наличия множества смыслов предмета без указания их содержания, тогда как в структурах материальной системы смыслов выделено само множество содержательных отношений этого предмета. Сознание является субъективной констатацией возможности действий субъекта, за которой стоит соответствие предмета множеству отношений к предметам мира, находящемуся в материальной системе смыслов.

Сознание определяет возникающее при необходимости (под действием личностно- мотивационной системы - ЛМС) содержательное понимание, т. е. действительное выражение сторон предмета в виде, например, высказываний, длящихся во времени. При этом каждый фрагмент высказывания и высказывание в целом осознанны, т. е. при необходимости (определяемой ЛМС) могут быть развернуты и интерпретированы.

* * *

Основная часть процессов психики падает на материальные смысловые преобразования в материальной системе смыслов. Не существует никакая неосознаваемая психическая деятельность, подобная деятельности осознаваемой. Неосознаваемая психическая деятельность существует как материальные смысловые процессы, которые мы вынуждены представлять по образцу осознаваемых. Работа материальной системы смыслов может проходить независимо от сознания субъекта, подобно работе некоего

стр. 109


объективного компьютера (как у феноменальных счетчиков). Однако эта работа перемежается с сознательным психическим и завершается им, что происходит вследствие соединения системы смыслов с процессами жизни тела субъекта. Специальным субъективным проявлением работы материальной системы смыслов являются указанные выше несодержательные обобщающие чувства, отражающие в целом материальные структуры и их соответствие предмету, такие, как чувства осознанности, истинности, правильности, соответствия, ценности (мысли) и др.

Остановимся на фактах психики, подтверждающих существование материальной системы смыслов у субъекта. Здесь надо отличать психическое, являющееся в наших общих рефлексирующих представлениях его, от того психического, которое практически действует в жизни. Первое совершенно несопоставимо с материальными процессами, несоизмеримо с ними; второе определенным образом указывает на них. В самом деле, мы склонны обобщенно представлять, что развитие мыслимого содержания самодостаточно, что в сознании развернута вся убедительная сторона порождения одного содержания другим. Представляемое так мышление не "нуждается" в материальных механизмах. В жизни же иначе. Так, мышление "про себя" бывает бедно субъективной содержательностью, слабо организовано, выступает в виде неких чувственных "кивков", нераскрытых отсылок, но все это бывает скреплено сильным чувством истинности. Такую субъективную содержательность можно расценивать как обобщенное, схематическое представление действительности. Субъективная сторона мысли может быть весьма нерасчлененной и краткой. Ф. И. Достоевский говорил: "Известно, что целые рассуждения проходят в наших головах мгновенно в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык, тем более литературный" 11 . Бедные определенной содержательностью, мало организованные субъективные процессы не могут сами по себе являться развитием мысли, и необходимо полагать, что основная сторона процессов мышления "про себя" падает на внутренние материальные смысловые процессы. Можно предположить, что описанные малоорганизованные субъективные процессы, на которые наложено чувствование истинности (мысли), являются неким отражением этих материальных смысловых процессов. Схематичность субъективной стороны бывает свойственна и другим психическим процессам. Так, сознательное восприятие часто

стр. 110


не состоит в содержательной разборке, а сводится к несодержательному чувству узнавания.

Помимо мышления "про себя" существует внешнее, речевое мышление (понимание), выступающее в виде письменного текста или протяженной речи типа речи докладчика, лектора. Речевое мышление опирается на организованную логико-грамматически "материю" (графическую, звуковую) текста, речи и характеризуется полнотой отражения содержания. В тексте имеется как бы два содержания (два уровня содержания). Во- первых, логико-грамматическое обобщенное содержание, указывающее на типы речевых отношений или действий предметов (например, в виде предложно-падежных форм). Этим содержанием пользуются корректоры и опытные машинистки, не вникающие в содержание текста. Во-вторых, определенное содержание, непосредственно выражающее смысл действительности (какие предметы и как соотносятся и действуют), за которым стоят внутренние материальные смысловые структуры. Кажется, что внешнее мышление содержит в себе (в тексте) всю содержательную сторону и не нуждается в каких-то иных материальных смысловых структурах. Однако при рождении текста логико- грамматическая сторона управляется представлением смысла реальности, которое исходит из внутренних материальных смысловых структур. Интересно, что при речевом общении мы часто высказываем правильное суждение прежде, чем осознаем его правильность. При понимании текста субъективная сторона подчинена логико- грамматическим отношениям, которые, однако, могут не осознаваться. Текст об известных предметах воспринимается бегло, по типу мысли "про себя". Мы можем обходиться без соответствующих представлений, ограничиваясь несодержательным чувством понятности. Осознание логико-грамматических отношений бывает при освоении нового сложного текста средством подхода к определенному содержанию (к настройке внутренних материальных смысловых структур). Все это свидетельствует о том, что понимание текста состоит в обращении к внутреннему материальному смысловому наполнению, и понятность текста, по-видимому, состоит в соответствии настроенности этого наполнения материальной структуре текста.

Внутреннее материальное смысловое наполнение играет ведущую роль в ходе выступления опытного оратора. Оно настраивается при подготовке выступления и в ходе речи выталкивает высказывания почти независимо от сознания оратора. Созна-

стр. 111


тельно контролируется последовательность крупных смысловых блоков и соответствие общей цели выступления.

О существовании материальной системы смыслов свидетельствует также то, что в ряде случаев мысленное содержание (понятие) субъективно отражается условными образами, различными у разных субъектов. Так, при слове "азия" один представляет определенную часть географической карты, другой - лицо жителя Азии. Но во всех случаях происходит понимание, ибо за этими образами стоят определенные, в общем одинаковые материальные смысловые структуры, соответствующие содержанию понятия. Вообще, тот факт, что тексты на разных языках могут отражать одну и ту же реальность, свидетельствует о том, что эта реальность отражена в структуре материальной системы смыслов.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что внутренние (субъектные) материальные структуры являются структурами именно смысловыми, содержательными, хотя по характеру своей содержательности отличаются от содержательности субъективной, сознаваемой.

Об этом же свидетельствуют факты творчества. Творческие содержательные процессы, после предварительной сознательной работы, могут идти в материальной системе смыслов независимо от сознания и воли субъекта, тогда когда он и не думает о проблеме. Неожиданно в сознании возникает замысел решения с непосредственной очевидностью верности его. Возникшее решение может оказаться вне того направления, по которому субъект пытался сознательно решить проблему. Существенно, что общий замысел решения возникает как очевидный до того, как он реализуется (проверяется) в текстовых формулировках решения. Это возможно оттого, что в материальной системе смыслов уже сформировались все частные отношения, соответствующие решению, наличие которых и отражается общим чувствованием замысла. В чистой математике, которая развивается в своей собственной сфере 12 , решение обычно состоит в соединении (сопоставлении) различных уже существующих областей математики. Замысел такого соединения возникает, когда в материальной системе смыслов уже произошло соединение частностей этих областей. Только при этом возможно несодержательное чувство очевидности, отражающее состояние системы смыслов.

Таким образом, наши действительные (не воображаемые) субъективные процессы указывают на материальные смысловые процессы системы смыслов, входящие в психический процесс.

стр. 112


* * *

Психическое образное отражение характеризуется чувственностью, основанной на процессах жизни тела, и смысловостью (содержательностью), основанной на внутренних и внешних движениях, действиях. Обе стороны исходят из особенностей жизни как процессов воспроизводства организма за счет внешнего вещества. Жизнь простейшего организма является целостностью двух сторон - микропроцессов в теле (освоение нужных, отторжение вредных веществ) и макродвижений цельного организма по захвату (избеганию) внешних частиц. Микропроцессы в теле являются источником макродвижений организма. Отсюда возможен ответ на вопрос: как ощущения могут изображать внешние предметы, если материальные процессы, лежащие в основе ощущений, находятся в пределах организма? Дело в том, что ощущение не есть нечто замкнутое в пределах тела, а исходно обращено во вне, поскольку в него входит начало внешнего движения в виде напряжения. Ощущения возникают как переход от микропроцессов к макродействиям организма как целого. Первоначально (по происхождению) значение ощущений состоит не в отражении внешнего предмета самого по себе, а в предварительном моделировании движения по нему. Ощущения по своему происхождению есть не образ предмета, а предваряющая модель правильного (т. е. отвечающего внутренним потребностям) типа движения по предмету. Впоследствии на основе избыточности действия живого организма (ему свойственны не определенные действия, а множество действий данного типа) возникает промежуточная инстанция - образность восприятия.

Можно предположить, что субъективность развитых внешних ощущений, т. е. восприятие факта находимости предметов во вне, состоит в чувствовании напряжений к движению (напряжений, смещений в теле). Новорожденный уже воспринимает факт действительности вне себя, но не воспринимает ее "метрику"; ребенок может тянуться к далеко расположенному предмету. Освоение расстояний, расположений происходит при манипуляции ребенка с предметами. На основе мышечных ощущений складывается механизм отнесения чувственности к предмету. Об этом говорят примеры. У слепого "чувствилище" находится на конце палки, у хирурга - на острие скальпеля. Внешнее ощупывание (глазами, руками) локализует ощущение на предмете. Отметим, что восприятие может быть неосознанным, т. е. иметь

стр. 113


своим выходом непосредственно внешние действия. Так, двигаясь, мы обходим предметы, не обращая на них внимание. Рабочий берет очередную заготовку, не осознавая этого. Водитель может реагировать на светофор неосознанно. Все эти случаи подчиняются обычно более высокой цели, при этом используются существующие двигательные навыки. Когда восприятие осознается, то на неосознанно воспринимаемый в пространстве предмет накладывается специфическое чувство осознанности, т. е. чувствование возможности множества простых натурных действий с предметом.

Субъективная чувственность, лежащая в основе чувств, восприятий, представлений, мыслей, базируется на самом способе существования, т. е. на жизни тела субъекта. Если и можно создать машинный разум, то он, во всяком случае, не будет субъективным, ибо "психические" функции машины безразличны текущему существованию ее тела. Первичным источником чувственности является, по-видимому, не нервная система как таковая, а тело субъекта. Об этом свидетельствуют факты о несоотносительности ощущений и нервной системы. В частности, обнаружены случаи независимости болевой чувствительности от нервной сети 13 . Можно предположить, что основным назначением нервной сети является организация определенных сложных чувственных модальностей, которые строятся из исходных чувств, генерируемых телом. Эти чувства, по-видимому, возникают как результат отклонения, нарушения в элементарных процессах жизни тела, что можно видеть на примере чувства голода, которое основывается на распаде ("сжигании") собственного вещества тела, каковой распад обеспечивает энергию движения; пища же служит восстановлению тела.

Чувственность связана с целостностью процессов жизни тела субъекта. На нижнем уровне целостность жизни тела состоит, по-видимому, в связях всех его соседних клеток, и в общих закономерностях, которым подчиняются все клетки. Благодаря этому локальное внешнее нарушающее воздействие (ранение) вызывает изменение во всем теле и обычно оканчивается макродвижением всего тела. Исходя из целостности жизни тела можно подойти к пониманию того возникшего при ранении соотношения материальных сторон, которое характерно для чувственности. А именно, что чувствуемый участок, будучи неотъемлем от тела, выступает как внешний по отношению к целостности тела. При ранении локальная гибель клеток и нарушение их связей с окру-

стр. 114


жающими (с целостностью) вызывает болевые ощущения тела (в некотором смысле болит целостность; об этом свидетельствуют фантомные боли в ампутированной руке). В то же время процессы в теле по удалению мертвой ткани, борьбе с вредными бактериями локализуют пораженный участок, выделяют его как нечто внешнее по отношению к целостности.

Развитая чувственность двойственна, она имеет невыразимую переживальческую неотъемлемую от субъекта сторону, и выразимую "предметную" сторону. Эти стороны выступают у различных ощущений в разной степени. У боли подавляющее значение имеет невыразимая страстная сторона, тогда как "предметная" сторона (характер боли) находится на втором плане. При восприятии цвета на первый план выступает "предметная" сторона, тогда как реальное напряжение может и не осознаваться (ребенок непроизвольно хватает яркую вещь). При развитой чувственности переживание связано с отклонениями элементарных (низовых) процессов жизни тела от "нормы". Эти отклонения происходят в результате движений и изменений в теле, вызванных управляющей деятельностью мозга (личностно-смысловой системой) и внешними воздействиями. Организация изменений в теле может соответствовать сложной содержательности психического, поскольку она управляется (под воздействием личностно-мотивационной системы) внешними субъектными механизмами, к которым относятся речевые структуры. Возникает "модуляция" чувственности, имеющая сложную опорную сторону, выражающую действительность.

Остановимся на действиях, движениях (внутренних и внешних) тела субъекта как факторе, играющем важную роль в построении субъективной содержательности. Внутренние движения в теле субъекта, вызываемые мозгом, происходят при различных видах психического. Есть мнение, что "мы мыслим всем телом, и вся двигательная система (а не только система речи) обслуживает мышление" 14 . Выходной частью психического являются внешние движения (действия), реализуемые целостным телом субъекта. Внутренние движения вызывают "игру" материальных процессов живых структур и соответствующие чувствования ("мышечные чувства", как говорил И. М. Сеченов), из которых строится психическое. Все психические процессы в конце концов сводятся к материальным процессам в мозге и теле субъекта.

Стоит вопрос, что объединяет материальные процессы в теле субъекта и выражаемое содержание действительности? Таким

стр. 115


объединяющим фактором следует считать действие. Движения, действия двойственны, субъективно-объективны; они соединяют объективную действительность с материальными процессами жизни тела. Подчеркнем, что содержание непосредственно выражаемой психикой действительности (воспринимаемой, представляемой) организовано под непосредственные действия субъекта 15 . Из бесконечного многообразия мира, который является предметом общественного познания, психика вырезает макроуровень, изоморфный непосредственным человеческим действиям. В соответствии с этим главными особенностями предмета является форма и расположение предметов, а, например, не их окраска, распределение которой подчинено форме. Это значит, что изначально содержательность психического строится действиями ребенка с предметами. Известно, что ребенок затрудняется в выражении действительности при запрещении движений руками. Именно действия обуславливают объективность (ограниченную) восприятия действительности вопреки тому, что эта действительность воспринимается, так сказать, в условных "чувственных данных", не свойственных предмету самому по себе (зрительные, слуховые и др. ощущения). Действия служат выделению главных частей и свойств предмета. Обобщенный образ вещи у ребенка формируется не как инвариант внешнего вида разных вещей данного типа. Общая схема вещи формируется при действиях с ней; действия выделяют главные части, свойственные всем экземплярам данного типа вещи. Так, ложки самых различных форм и размеров имеют ручку и "рабочую часть". Свойствами камня являются: его можно бросать, ударять им, он может быть тяжел и т. п.

Внутренние материальные смысловые структуры не подобны субъективной содержательности. Но можно предположить, что субъективной содержательности подобны внутренние движения и смещения в теле субъекта, вызываемые материальными смыслами. Внутренние движения вызывают изменения в процессах жизни тела, что проявляется в виде представления движения или сложных образов, эквивалентных действиям субъекта.

* * *

Надо полагать, что психическое производится целостным субъектом 16 . Субъективное психическое не производится каким-либо отдельным образованием, например мозгом. Субстратом психи-

стр. 116


ческого является не мозг как таковой, а система мозг-тело. Что касается мозга, то определенный смысл не может локализоваться в определенном участке мозга, так как при этом была бы весьма малая надежность хранения информации (полностью выпадал бы данный смысл при повреждении участка). Всякий смысл "отрабатывается", усиленно говоря, всем мозгом. Показателем целостности субъекта психики являются эмоции, которые производятся всем телом, охватывают все тело 17 . Но эмоции являются родом напряжения, вызывающего, в частности, мысли. Целостные процессы, связанные с эмоциями, вызывают "комплекс" мыслей; не содержание предыдущей мысли как таковое вызывает мысль.

Надо отметить, что целостность субъекта включает как субъективные, так и материальные смысловые процессы. Это возможно потому, что чувственность, с одной стороны, основана на материальных процессах жизни тела, а с другой, чувства, включающие напряжения к действиям, являются существенным обозначением множества действий данного типа 18 , служащих построению смыслов. Примером переходов между субъективностью и материальностью являются творческие процессы. Длительная сознательная работа над проблемой приводит к образованию материального настроя личностно-мотивационной системы, которая приводит в движение (изменение) материальную систему смыслов, настраивая ее на решение проблемы, что неожиданно оканчивается возникновением сознательного замысла решения.

Целостный характер структурности субъекта психики обуславливает свойственное психическому целостное отражение интеллектуального предмета (текста, математического доказательства, шахматной партии и др.), а также обобщенное чувственное отражение предмета (например, "чувственный аромат" слова).

Целостность субъекта психики организуется за счет того, что существует верхний уровень организации субъекта, которому сверху вниз подчиняются все его структуры. Верхний уровень - личностно-мотивационная система - является "органом" включенности субъекта в общество. Существует мнение, что субъект спонтанно генерирует множество различных гипотез (субъективных содержаний), часть которых используется в жизни 19 . По нашему мнению, благодаря управляющему действию ЛМС возникают субъективные содержания, отвечающие узловым требованиям жизни. ЛМС, основываясь на приоритетных

стр. 117


общих требованиях, таких, как основные требования жизни (материальное и психическое благополучие), требования общества (обязанности, уважаемость, авторитетность и др.), требования морали, претензии и интересы субъекта и др., через систему смыслов управляет поведением и деятельностью субъекта. Управление носит обобщенный характер. ЛМС определяет направление поведения и деятельности, ее, так сказать, стратегию, тогда как система смыслов создает определенное содержание деятельности. Управляющие действия со стороны ЛМС обобщены, но неотвратимы. Известно, насколько сильно может быть это действие, приводящее в напряжение всего субъекта. Известно также, насколько тяжело сказывается на ответственном руководителе его ошибки, приводящие к большим отрицательным последствиям.

ЛМС воздействует на систему смыслов, настраивает и преобразует ее. Это можно видеть на примере ученого, полностью поглощенного проблемой. ЛМС создает надстроечные жизненные комплексы в целостности субъекта. Обычно представляется, что сила, вызывающее порождение одного содержания другим, свойственна самой субъективной сфере психики, что психическому содержанию как бы свойственно саморазвитие. Но идеальное психическое не обладает собственными силами саморазвития, оно есть поверхностное проявление субъективных психических процессов, базирующихся на процессах жизни в теле субъекта. Субъективные явления очевидности, выведения содержания из предыдущего вызываются разряжением сложных жизненных комплексов, образующихся в системе мозг-тело субъекта под управлением ЛМС. В основе этих комплексов лежит, по-видимому, "дефект" жизни тела, подобный дефекту голодающего человека (иначе непонятно, почему люди получают инфаркты или кончают жизнь самоубийством). Дефект создает напряжение целостности субъекта к решению проблемы и преобразованию системы смыслов в сторону решения. Такие преобразования могут идти независимо от сознания субъекта. Дефект напряжения устраняется в результате решения проблемы.

Чем важнее и сложнее жизненная ситуация или научная проблема, требующая решения, тем глубже и полнее соответствующие напряжения охватывают субъекта.

Можно предположить, что при развитии субъекта важные требования, на основе которых работает ЛМС, отражаются в ма-

стр. 118


териальных смысловых структурах в результате отбора в соответствии со степенью эмоциональности. Ибо, чем важнее для жизни субъекта то или иное обстоятельство, тем более сильные чувства оно вызывает.

В заключение отметим вопрос об общем истолковании психического. Если психическое не есть некий невещественный предмет, отражающий предмет материальный, то что оно такое? Выше говорилось, что психика выделяет определенный уровень действительности, а именно, макроуровень, соизмеримый с действиями человека. Надо добавить, что это не просто выделение, а и преобразование мира в мир отграниченных вещей, ибо в мире "в себе" вещи не отграничены, они не имеют "закрытых" поверхностей, связаны различного рода полями (что объясняется общественным познанием) 20 . Психическое можно истолковать следующим образом: это есть не отражение действительности, а род деятельности структуры субъекта по выделению определенного уровня действительности с преобразованием его. Ранее отмечалось, что мир практического восприятия, в котором мы непосредственно живем, существует реально 21 . Это любимый мир позитивистов (Э. Мах и др.). Об этом мире Ф. Энгельс говорил следующее (а В. И. Ленин оспаривал правильность перевода): "В тех границах, в каких мы на практике имеем дело с вещами, представления о вещи и ее свойствах совпадают с существующей вне нас действительностью" 22 .

-----

1 Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 243.

2 Цит. по: Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951. С. 495.

3 Дубровский Д. И. Психофизиологическая проблема: информационный подход // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986. С. 124.

4 Пучинский В. М. О структуре некоторых идеалъностей // Философские исследования. 1996. N 2. С. 34.

5 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

6 Вопросы философии. 1968. N 8.

7 Вопросы философии. 1979. N 6, 7.

8 Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., 1971. С. 284.

9 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 40.

10 Философские исследования. 1995. N 4; 1996. N 1,2; 1997. N 1,2,3; 1997. N 4; 1998. N 1; 1998. N 2, 3; 1999. N 2; 2000. N 2; 2001. N 4; 2002. N 1, 2, 3, 4; 2003. N1.

стр. 119


11 Достоевский Ф. М. Скверный анекдот // Собр. соч. М., 1956. Т. 4. С. 14.

12 Пучинский В. М. Чистая математика как произведение человеческого ума и как выражение реальности // Философские исследования. 2002. N 2. С. 197.

13 Пучинский В. М. Субъективность и ощущения // Философские исследования. 1998. N 2. С. 53.

14 Леви В. Охота за мыслью. М., 1967. С. 169.

15 Пучинский В. М. Обусловленность основных представлений философских направлений особенностями психического отражения // Философские исследования. 1995. N 4. С. 214.

16 Пучинский В. М. Некоторые особенности смыслового наполнения субъекта // Философские исследования. 2001. N 4. С. 143.

17 Психология. М., 1948. С. 296.

18 Пучинский В. М. Целостность субъекта и психическое // Философские исследования. 1998. N 3.

19 Смирнов С. Д. Психология образа. М., 1985.

20 Пучинский В. М. Обусловленность основных представлений философских направлений особенностями психического отражения // Философские исследования. 1995, N 4; Пучинский В. М.Субъективность и ощущения // Там же. 1998. N2.

21 Философские исследования. 1995. N 4. С. 211.

22 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18. С. 114.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ОБЩЕЙ-СТРУКТУРЕ-СУБЪЕКТА-ПСИХИКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, ОБ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТА ПСИХИКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ОБЩЕЙ-СТРУКТУРЕ-СУБЪЕКТА-ПСИХИКИ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
1222 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТА ПСИХИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android