Libmonster ID: RU-9157
Автор(ы) публикации: Ф. Е. Ажимов

Феноменология - одно из популярнейших направлений современной философии, которое часто ассоциируется со сциентизмом и рационализмом. Такое измерение феноменологического метода можно наблюдать в немецкой философии, в том числе у основателя феноменологии Э. Гуссерля. Вместе с тем необходимо отметить, что феноменологическая философия на протяжении всего XX в. вбирала в себя элементы философско-гуманитарной проблематики, способствуя тем самым бурному развитию социально-гуманитарного познания. Одним из представителей феноменологии, имеющей не только сциентистские акценты, является М. Мерло-Понти.

Французский феноменолог Морис Мерло-Понти (1908 - 1961) в отличие от Э. Гуссерля, который опирался на логику и математику как образцы строгости мышления, выстраивает свою феноменологическую концепцию, обращаясь к эстетико-антропологической проблематике.

Прежде чем приступить к созданию своей оригинальной феноменологической системы, М. Мерло-Понти, так же как и Э. Гуссерль, анализирует причины кризиса современных ему науки и философии. Последние, по мнению французского мыслителя, в одинаковой степени удалены от истины. И философ, и ученый, постигая мир с помощью абстрактных, теоретических конструктов, отдаляются от реальности, от самих вещей. Такое знание, не вы-


Работа выполнена при финансовой поддержке фанта РГПФ. Проект: "Методологические стратегии культурно-исторического подхода в социально-гуманитарных науках: интерпретация, конвенция, перевод".

стр. 140

ходящее за рамки умозрительного рассмотрения мира, является "безжизненной" в феноменологическом смысле слова, бездоказательной и искусственной иллюзией.

Особенно существенным моментом в критике М. Мерло-Понти современной системы знания является рассмотрение субъект-объектного подхода к восприятию и изучению действительности. С точки зрения Мерло-Понти, противопоставление субъекта и объекта не отражает действительного состояния дел и является источником многочисленных противоречий в познании1. Указанный дуализм фактически воспроизводит картезианское разделение бытия на мыслящую и протяженную субстанции, которое всегда лежало в основе классической науки.

Критикуя субъект-объектную парадигму, Мерло-Понти, однако, не отказывается от понятий субъекта и объекта, а подвергает их переосмыслению. Французский философ рассматривает субъект и объект не просто как взаимодействующие и взаимообусловленные феномены, но как две части единого целого, которые, что немаловажно, являются вторичными по отношению к этому целому. Под указанной целостностью Мерло-Понти подразумевает процесс восприятия сам по себе, порождающий и субъект, и объект одновременно. Синтетическая целостность субъекта и объекта, по мнению феноменолога, в полной мере осуществляется в искусстве. Именно поэтому развитие философии должно быть направлено к осуществлению союза с искусством. "Подлинная" философия в отличие от науки должна быть схожа с искусством, она, как и искусство, должна быть погружена в реальную жизнь.

Мерло-Понти понимает искусство в широком смысле слова как процесс познания, благодаря которому человек и бытие становятся единым целым. Например, анализируя работу художника, французский феноменолог подчеркивает, что первый, создавая картину, творит не только некий материальный объект, но и творит себя как художника. В произведении художника воплощен синтез воспринимаемого объекта и воспринимающего субъекта, изображение объективной окружающей действительности всегда дано сквозь призму особенностей восприятия конкретного художника. Мерло-Понти убежден, что проблемные поля философии и искусства тесно переплетены. Живопись вообще наделена метафизическими чертами, она имеет глубину, которую можно описать посредством таких


1 Декомб В. Тождественное и иное // Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. С. 57.

стр. 141

терминов, как перспектива, линия, форма, колорит и др. Согласно философу, глубина есть нечто, наполненное вещами, бытием2, она несет в себе загадочность и потаенность. Такое понимание глубины, которой обладает каждое произведение искусства, существенно отличается от классического, картезианско-ньютонианского понимания пространства, поскольку глубина есть принципиальная незавершенность, она представляет собой бесконечную перспективу своего наполнения. Поэтому вся история искусства, в частности, живописи, может быть передана как история наполнения онтологической глубины.

Ключевую роль в развитии философии и ее сближении с искусством должен сыграть феноменологический метод, в рамках которого формируются новые принципы восприятия и мышления. Феноменологическая рефлексия, согласно Мерло-Понти, позволяет обнаружить, кроме субъекта и объекта, еще и третье измерение3, устраняющее противопоставление указанных категорий. Данное измерение - это универсум мышления или духа, где достигается полное совпадение воспринимаемого и воспринимающего, воображаемого и воображающего. Осуществление феноменологической рефлексии направлено на то, чтобы "Я" не противопоставляло себя бытию, чтобы мир не выступал для субъекта чем-то объективным и автономным. Вышеупомянутый универсум мышления - это пространство, где бытие превращается в мысль, а мышление в свою очередь наделяется свойствами вездесущей реальности.

Что касается категории мышления, то Мерло-Понти, рассматривает ее одновременно в трех качествах4:

1) мышление как отношение к себе - собственно рефлексия;

2) мышление как отношение к миру - когнитивно-онтологический аспект познания;

3) мышление как отношение к другому - феноменологическая "интерсубъективность".

Таким образом, в рамках переосмысления субъект-объектной парадигмы обозначается новаторская трактовка феномена мышления, где последнее анализируется не как субстанция, а как отношение. Ключевым понятием в таком анализе для Мерло-Понти является понятие видения.

Проблеме восприятия и видения М. Мерло-Понти посвящает


2 Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 30.

3 Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Мн., 2006. С. 46.

4 Там же. С. 211.

стр. 142

две свои основные работы "Феноменология восприятия" и "Видимое и невидимое". Категория видения играет центральную роль в создании оригинальной интерпретации системы взаимоотношений между миром и человеком: "Я могу видеть тот или иной объект, поскольку объекты образуют особую систему, или мир, и поскольку каждый из них располагает остальных вокруг себя как своего рода зрителей его скрытых ракурсов и поручителей их постоянного присутствия. Всякий акт видения мной какого-нибудь объекта мгновенно подхватывается всеми объектами мира, которые вовлечены в это видение как в нем сосуществующие, так как каждый из них есть все то, что другие "видят" в нем"5.

Существенно то, что видение - это онтологический феномен, источником которого не является человек. Последний лишь причастен к видению, которое "растворено" в мире и делает возможным взаимодействие вещей и сознания. Каким же именно образом человек причастен к видению? Такая причастность осуществляется посредством человеческого тела. Не существует мышления, созерцания и рефлексии самих по себе, их можно обнаружить только в корпусе, в теле. Тело - это залог познания, источник наших знаний о мире: "... отношение вещей и моего тела является совершенно уникальным. Именно мое тело позволяет, чтобы я иногда оставался внутри явления, и оно же способствует тому, что иногда я прихожу к самим вещам..."6. Согласно Мерло-Понти, суть феномена тела заключается в его двойственности7, в нем одновременно воплощены видящее и увиденное, осязающее и осязаемое. И между двумя сторонами указанного феномена "обнаруживается перекрытие или наложение, такое, которое заставляет сказать, что вещи переходят в нас, точно так же как и мы - в них"8. Таким образом, метафизическое единство "Я" и мира становится очевидным в результате глубокого осмысления человеком своей телесности.

В процессе видения бытие предстает перед человеком в новом свете, оно перестает быть лишь объектом восприятия. Тело, являясь инструментом видения, достигает желаемых вещей, но вместе с тем становится в один ряд с вещами. Мерло-Понти в отличие от Э. Гуссерля считает, что внешний мир невозможно искусственно


5 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 103.

6 Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. С. 16.

7 Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии Мориса Мерло-Понти // Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. С. 395.

8 Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. С. 180.

стр. 143

вынести за скобки сознания, ибо "Я" не просто существует в чуждом по отношению к нему бытии, "Я" всецело укоренено в окружающем мире и осознает свою принадлежность бытию. Итак, "Я" стоит рассматривать не как псевдоцентр, вокруг которого сосредоточены различные объекты, но как часть бытия - единого, гармоничного и децентрированного.

Основной онтологический принцип М. Мерло-Понти заключается в следующем: бытие есть "нераздельность"9. Соответственно, предназначение онтологии - рассматривать вещи в их нераздельности. "Вещь - это точка пересечения свойств, каждое из которых оказывается данным, если дано хотя бы одно из свойств, что и выражает принцип тождества. Она является тем, что она есть, благодаря своему внутреннему упорядочению и является такой в полной мере, без всяких колебаний и расщелин, она или есть целиком и полностью, или ее нет вообще"10 (курсив мой. - Ф. А.).

Как вещь стоит рассматривать не только как совокупность ее свойств, так и мир не является совокупностью вещей, он есть единство бытия и небытия, духовного и материального, возможности и действительности.

Таким образом, анализируя особый, эстетический, "дотеоретический"11 тип восприятия окружающей действительности, антропологизируя классические феноменологические категории, Мерло-Понти формирует новую онтологическую концепцию "нераздельности".

Представленный выше анализ взаимодействия феноменологии и естественнонаучного и социально-гуманитарного познания показывает, что в рамках феноменологического метода, изначально разработанного с целью вывести научное и философское знание из кризисного состояния, действительно были намечены конкретные пути выхода из указанного кризиса. Феноменологи утверждают, что на основе феноменологии, обладающей несомненными метафизическими чертами, возможно создание синкретичной всеобъемлющей системы знания, включающей в себя естественнонаучную, философскую и гуманитарную составляющие. Данную систему можно охарактеризовать как антисциентистскую, поскольку в качестве отправной категории в ней выступает не классическая категория


9 Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. С. 285.

10 Там же. С. 236.

11 Вдовина И. С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки). М., 2009. С. 387.

стр. 144

научного объекта, а категория трансцендентального, "чистого" субъекта, отталкиваясь от которой философы приходят к масштабным онтологическим выводам. Исключительная значимость категории субъекта приводит к тому, что в новой системе наук социогуманитарное познание получает фундаментальное обоснование и особое внимание уделяется изучению специфики и проблем социально-гуманитарных наук.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ-ФЕНОМЕНОЛОГИЯ-М-МЕРЛО-ПОНТИ-ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ-РАКУРС

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SemashkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Semashko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ф. Е. Ажимов, ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ М. МЕРЛО-ПОНТИ: ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ-ФЕНОМЕНОЛОГИЯ-М-МЕРЛО-ПОНТИ-ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ-РАКУРС (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ф. Е. Ажимов:

Ф. Е. Ажимов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Semashko
Казань, Россия
920 просмотров рейтинг
15.09.2015 (3144 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Обзорная статья про казино Dragon Money
Каталог: Лайфстайл 
2 часов(а) назад · от Иван Петров
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ М. МЕРЛО-ПОНТИ: ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android