Libmonster ID: RU-14307
Автор(ы) публикации: З. В. ЖДАНОВСКАЯ

Неисчерпаемо богатство Ленинианы. Многоплановы аспекты ее изучения. "Личность Владимира Ильича так велика и многогранна, - писал Г. М. Кржижановский, - что еще долгие годы будут изучать ее с разных сторон, а изучая, делать новые открытия и черпать вдохновение для творчества" 1 . Ленин как ученый - одна из ярчайших сторон его деятельности и благодатное поле для изучения. В отличие от многих буржуазных исследователей Ленин не был кабинетным ученым, наука не была для него самоцелью. Его исследования были подчинены высоким целям революционной борьбы рабочего класса за политическую власть и построение коммунистического общества. Целенаправленная связь с актуальными задачами политической борьбы, умение, по меткому выражению А. М. Горького, "смотреть на настоящее из будущего"2 осуществлялись в творческой лаборатории Ленина благодаря последовательному проведению марксистских принципов историзма и партийности.

Формулируя принцип историзма, Ленин писал: "Самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"3 . Другой неотъемлемый инструмент научного исследования - принцип партийности - обязывал "при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы"4 . При этом Ленин подчеркивал, что целью передовой науки является служение рабочему классу, олицетворяющему прогрессивное развитие общества, выражающему интересы всех слоев трудящихся.

Научное творчество Ленина дает классические образцы наилучших, наикратчайших путей достижения истины. Изучение подобных образцов, а также всего источниковедческого опыта Ленина - насущная задача советских историков. Изучение этого опыта началось в 20-х годах вместе с первыми публикациями материалов ленинского архива. Большая заслуга в этом принадлежит ближайшим соратникам Ленина. Их статьи и воспоминания раскрывают характерные черты Ленина-ученого5 .


1 Г. М. Кржижановский. О Владимире Ильиче. М. 1933, стр. 5.

2 М. Горький. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 24. М. 1953, стр. 377.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 67; см. также В. И. Ленин. ПСС. Т. 49, стр. 329.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 419.

5 А. В. Луначарский. Ленин как ученый и публицист. М. 1924; Н. К. Крупская. К вопросу о ленинском методе научной работы (впервые напечатано в 1928 г.); ее же. О Ленине. М. 1971; ее же. Работа Ленина в библиотеках (написано в 1932 г.)

стр. 3


В советской историографии накопилась значительная литература о ленинской научной лаборатории. В числе авторов - исследователи различных отраслей наук: историки, философы, экономисты, филологи, журналисты, библиографы, пропагандисты ленинского наследия. включая кинематографистов6 . Основными направлениями исследования является изучение круга научных интересов Ленина, приемов разыскания им и отбора источников для создания своих трудов7 и приемов его работы с историческими источниками 8 . Исследуются комплексы вопросов, относящихся к методологии работы Ленина над источниками определенных исторических периодов или проблем9 , отдельные группы и разновидности ленинских подготовительных материалов10 , а также лаборатория Ленина- пропагандист11 , Ленина-публициста12 и иные аспекты.

Основными источниками при изучении научной лаборатории Ленина являются его труды: произведения, письма и подготовительные материалы. Однако, как отмечает ряд исследователей, в большинстве произведений, особенно в публицистических статьях и политических документах Ленина, его огромная работа с источниками не видна13 . Наиболее полно она раскрывается в подготовительных материалах. Их значение, классификация, сохранность и приемы анализа освещаются в кол-


Н. К. Крупская. О Ленине. М. 1960. В. Д. Бонч-Бруевич. Изучение лаборатории творчества В. И. Ленина. Журнал "Рапп", 1931, N 3; М. И. Ульянова. Предисловие к сборнику "Письма к родным". Издание 1930 г.; см. В. И. Ленин. ПСС. Т. 55; А. И. Ульянова. По поводу писем Владимира Ильича к родным. Там же; М. Н. Покровский. Как рождался "Империализм" (напечатано в 1933 г.). "Воспоминания о В. И. Ленине". Ч. 3. М. 1960; Л. Фотиева. Как трудился В. И. Ленин. "Советское студенчество", 1947, N 4; В. Карпинский. Ленин как редактор. "Воспоминания о В. И. Ленине". Ч. I. M. 1956; В. Адоратский. Как Ленин изучал Маркса; В. В. Адоратский. Избранные произведения. М. 1961, и др.

6 См. перечни литературы: "Лениниана. Библиография произведений В. И. Ленина и литература о нем. 1956 - 1967". Т. II. "В. И. Ленин - корифей марксистской науки". М. 1974 (раздел "Ленинская методология исторического исследования", стр.173 - 175); "Проблемы истории в трудах В. И. Ленина". Указатель советской исторической литературы о В. И. Ленине как историке. Изд. 3-е, испр. и доп. М. 1973.

7 Г. П. Фонотов. Важная составная часть творческой деятельности В. И. Ленина. "Советская библиография", 1970, N 1 (119); Ю. П. Шарапов. Ленин как читатель. М. 1976.

8 "Как В. И. Ленин готовил свои труды". М. 1969; В. И. Буганов. Советская литература о приемах работы В. И. Ленина с источниками. "Вопросы истории", 1970, N 9; И. А. Миронова. Приемы работы В. И. Ленина над источниками по истории пореформенной России. М. 1971; Б. Г. Литвак. О ленинских приемах статистического анализа политических явлений. "Источниковедение отечественной истории". Вып. I. M. 1973; О. М. Медушевская. К изучению ленинских методов работы с историческими источниками. "Труды" МГИАИ, 1974, т. 30, вып. 1.

9 Е. Н. Городецкий. Ленинская лаборатория исследования истории советского общества. "Вопросы истории", 1969, N 12; его же. Ленин - основоположник советской исторической науки. История советского общества в трудах В. И. Ленина. М. 1970; И. Гладков. Ленинская лаборатория социально- экономического исследования. "Вопросы экономики", 1970, N 4; "О ленинской методологии в работе над историческими источниками". Киев. 1970; В. В. Горбунов. Ленинский метод исследования документов II съезда РСДРП. "Вопросы истории КПСС", 1973, N 6, и др.

10 Л. А. Леонтьев. О ленинских "Тетрадях по империализму". (Характеристика творческой лаборатории В. И. Ленина). М. 1962; Э. С. Виленская. О ленинском методе изучения трудов Маркса и Энгельса (на материалах работы "Марксизм о государстве"). "Вопросы истории КПСС", 1970, N 2; Б. М. Кедров. Из лаборатории ленинской мысли. (Очерки о "Философских тетрадях" В. И. Ленина). М. 1972, и т. д.

11 А. А. Савенков. Искусство убеждать, (Из творческой лаборатории В. И. Ленина- пропагандиста и агитатора). Л. 1966; З. В. Ждановская. В творческой лаборатории В. И. Ленина. "Слово лектора", 1972, N 4, и др.

12 А. Г. Цейтлин. Стиль Ленина-публициста. М. 1969; А. Западов. Мысль и слово. (Из наблюдений над литературной работой В. И. Ленина). М. 1973; А, Ф. Бережной. В. И. Ленин - публицист и редактор. М. 1975, и др.

13 См. В. К. Яцунский. Вопросы источниковедения в трудах В. И. Ленина по социально-экономической история. "Проблемы источниковедения". Вып. IV. М. 1955, стр. 5 - 6; М. А. Варшавчик. Источниковедение истории КПСС. 1973, стр. 161.

стр. 4


лективных трудах публикаторов ленинского наследия14 , а также в исследованиях ряда историков15 . В работах Э. С. Виленской, В. В. Горбунова, Б. М. Кедрова, Л. А. Леонтьева и др. прослеживается процесс создания таких произведений, как "Шаг вперед, два шага назад", "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Государство и революция", а также "Философских тетрадей". В них рассматриваются и отдельные вопросы ленинского опыта организации научного исследования, но они не выделяются в качестве самостоятельного предмета изучения.

В настоящей статье делается попытка выделить этот аспект, рассмотреть некоторые вопросы организации научного исследования, являющиеся частью ленинского источниковедческого опыта. Акцент делается при этом на организующую роль методических приемов, которые применял Ленин в процессе библиографической и источниковедческой эвристики и в разработке планов своих будущих произведений. Подчиненные основным методологическим принципам, эти приемы сыграли важную роль в создании Лениным основополагающих теоретических трудов. Обращение к теме представляется необходимым по следующим причинам. Во-первых, организация научного исследования - неотъемлемая, направляющая, связующая, цементирующая часть любого творческого, в том числе и источниковедческого, труда. Правильная его организация помогает историку овладеть рядом относительных истин и тем самым облегчает исследователю путь к истине абсолютной16 . Во-вторых, постановка такой проблемы имеет большое значение для вооружения массы исследователей ленинским опытом организации научного труда. В-третьих, без выделения аспекта организации научного творчества невозможно рассмотрение всего творческого процесса в целом.

Постановка вопроса о научной организации труда Ленина в ходе создания им своих произведений требует изучения многих факторов, таких, как последовательность и взаимосвязь основных этапов исследования, принципы и приемы организации, выявления, отбора, библиографирования и фиксации материалов, разработка структуры исследования и планов подготовляемых работ, прослеживание поисков подхода к выводам, поисков заголовков и, наконец, организация материала перед написанием текста. Некоторые из этих факторов выходят за рамки проблемы организации научного исследования, хотя неразрывно связаны с ней.

В работе Ленина над своими произведениями можно различить два больших этапа: исследование темы и подготовка ее для устного или печатного выступления. Организация им научного исследования на первом этапе включает выбор темы, выявление, отбор, библиографирование и фиксацию материала, а также предварительные наметки плана. Но и на втором этапе - в процессе подготовки доклада, лекции, книги или статьи - Ленин продолжал исследование темы. Эта работа выражалась в дальнейшей разработке плана в соответствии с характером устного или печатного выступления и особенностями аудитории, в уточнении выводов, в написании текста или конспекта. Деление это, разумеется, су-


14 См. подготовительные материалы: "Сокровищница великих идей ленинизма". М. 1966; примеры работы над рукописями, пометки на книгах: "Как В. И. Ленин готовил свои труды". М. 1969.

15 С. М. Грибкова. Выписки В. И. Ленина из русских либерально- буржуазных газет (1913 г.). "Вопросы истории КПСС", 1965, N 11; А. И. Разгон. Подготовительные материалы к VII главе книги В. И Ленина "Государство и революция" и периодизация истории Советов марта - сентября 1917 г. "В. И. Ленин и историческая наука". М. 1968; З. В. Ждановская. Значение подготовительных материалов В. И. Ленина как источников истории КПСС. "Вопросы истории КПСС", 1968, N 10.

16 См. Л. В. Черепнин. Некоторые проблемы исторического источниковедения в трудах В. И. Ленина. "Исторические записки", 1969, т. 84, стр. 95.

стр. 5


губо условно. Нередко, отбирая материал, Ленин одновременно комментировал его, делал пометки на книгах, вырезках и т. д. Обрабатывая источники, он продолжал собирать новые, продумывал структуру и план исследования и, наконец, как свидетельствует В. А. Карпинский, "он мог целыми неделями работать над уже готовой рукописью" 17 . Условность названных этапов, их взаимопроникающая связь не исключают их последовательности. Определенно можно сказать, что Ленин начинал с разыскания и отбора необходимых источников. Он никогда не приступал к написанию текста без тщательно разработанного плана, который, в свою очередь, складывался на базе всестороннего анализа отобранных для исследования источников. Бесспорно также и то, что, не исследовав достаточно глубоко тему, Ленин никогда не выступал с ней публично.

Отправным моментом в начале исследования и его организации был выбор темы. "Особенно бросается в глаза у Ленина-теоретика, - писала Н. К. Крупская, - выбор темы, он брал ту или иную тему не просто потому, что эта тема интересная, требует разработки, а потому, что данная тема в данный промежуток времени была особенно актуальной для рабочего движения... и каждая статья, каждая научная работа написаны были на самые актуальные для того времени темы. Оттого и были статьи и книги Ильича руководством к действию в самом непосредственном смысле слова"18 .

Красной нитью через все этапы исследовательского процесса Ленина проходит его принципиальный, коммунистический, партийный подход, глубокий историзм. Этим принципам подчинены все методические приемы отбора, фиксации и использования источников, все приемы разработки рабочих планов создаваемых произведений. Результаты научных исследований Ленина находили отражение в самых различных формах: монографических трудах, публицистике (статьи, брошюры, листовки), публичных печатных и устных выступлениях (речи, доклады, лекции, беседы, рефераты, интервью). Характер исследовательского труда Ленина и его формы, разумеется, также имели свои особенности в зависимости от объекта исследования. Изучая вопросы марксистской теории, Ленин материалистически перерабатывал гегелевскую диалектику, конспектировал произведения и переписку Маркса и Энгельса, критически разбирал работы по национальному вопросу19 . Изучение закономерностей развития капитализма в эпоху империализма и аграрного вопроса диктовало необходимость привлечения для марксистского анализа огромного количества статистического материала20 . А при изучении и анализе внутрипартийной борьбы основной источниковой базой исследования становились партийные документы и периодическая печать21 .

Библиографическая и источниковедческая эвристика - отправной этап ленинского исследовательского труда. Стремясь к максимальной оснащенности фактическим материалом, Ленин привлекал все доступные печатные источники, периодику, сведения, взятые из переписки, а также бесед с участниками событий. Громадная поисковая работа со-


17 В. Карпинский. Указ. соч., стр. 325.

18 Цит. по: Н. К. Крупская. Вождь, революционер, ученый. "Вопросы истории КПСС", 1960, N 2, стр. 183 - 184.

19 См. В. И. Ленин. Философские тетради. ПСС. Т. 29; В. И. Ленин. Конспект переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844 - 1883 гг. М. 1959; В. И. Ленин. Марксизм о государстве. ПСС. Т. 33; Материалы по национальному вопросу: см. подготовительные материалы в тт. 24, 25, 27 Полного Собрания Сочинений В. И. Ленина; "Ленинский сборник" XVII, XXX, и др.

20 См. В. И. Ленин. Подготовительные материалы к книге "Развитие капитализма в России". М. 1970; "Ленинский сборник" XXX; В. И. Ленин. Тетради по аграрному вопросу. 1900 - 1916. Соч. Изд. 4-е. Т. 40; В. И. Ленин. Тетради по империализму. ПСС. Т. 28.

21 См. В. И. Ленин. Шаг вперед, два шага назад. Материалы к книге. ПСС. Т. 8; "Ленинский сборник" XI, стр. 261 - 318, и др.

стр. 6


провождалась отбором и фиксацией изучаемого материала22 . Насколько широк круг источников, на которые опирался Ленин в своих трудах, свидетельствует такая внушительная цифра: свыше 16 тыс. книг, брошюр, статей, периодических изданий, документов, писем и т. п. более чем на 20 различных языках23 . И это только зафиксированные в ленинских трудах источники. Общее же количество просмотренных Лениным материалов не поддается точному учету.

Огромное количество прочитанного им материала поражало современников. "С тех пор, как у нас побывал господин Ульянов, - заявил бывший директор Парижской Национальной библиотеки, посетивший нашу страну, - мы не видели человека, который читал бы так много, и вряд ли когда-нибудь увидим" 24 . Интересно свидетельство другого современника Ленина - американского журналиста Альберта Риса Вильямса: "Источники его информации очень обширны, - пишет он, - и дают ему огромное количество фактов. Эти факты он отбирает, оценивает и проверяет. А затем использует их как стратег, как математик, как химик, имеющий дело с социальными элементами"25 .

Отбор, оценку и проверку фактов Ленин начинал с розыска библиографических источников и продолжал их в течение всей работы над созданием произведения. Несмотря на тяжелые условия подполья, находясь в тюрьме, в ссылке, в эмиграции, Ленин изыскивал пути использования справочной литературы. При малейшей возможности он обращался к библиотекам. Он был знаком с фондами более трех десятков библиотек Европы и России26 . Попадая в новую библиотеку, Ленин прежде всего интересовался справочной литературой и каталогами книг. Не случайно поэтому ленинская оценка русских и европейских библиотек, как правило, связана с организацией в них справочной службы, отражающей новейшие издания. В Красноярске в известной библиотеке Г. В. Юдина его порадовали так нужные для его работы "полные подборы журналов (главнейших) с конца 18 века до настоящего времени" 27 . В Лондоне он восхищался необыкновенно оперативным отделом справок и полнотой фондов библиотеки Британского музея, где можно было пользоваться богатейшим русским отделом, в том числе книгами, запрещенными в России28 . Хвалил Ленин и швейцарские библиотеки, а Парижской Национальной библиотекой был не удовлетворен из-за бюрократической канители с выдачей книг и потому, что в ней "отсутствовали каталоги за более поздние годы"29 .

Личная библиотека Ленина в условиях ссылки, подполья и эмиграции была очень скромной. Когда после победы Октябрьской революции условия позволили ему организовать постоянную личную библиотеку30 , он прежде всего позаботился о том, чтобы иметь всегда под рукой справочную и текущую литературу.

Одновременно с отбором справочной литературы и беглым чтением интересующих его источников Ленин проводил их библиографирование


22 Мы не касаемся здесь вопроса, вызвавшего широкую дискуссию о фронтальных и выборочных методах обследования источников (см. В. В. Фарсобин. Опыт изучения приемов источниковедческой эвристики в трудах В. И. Ленина. "История и историки". Историографический ежегодник. 1970. М. 1972).

23 "Сокровищница великих идей ленинизма", стр. 176.

24 "Правда", 22.IV. 1968.

25 "Воспоминания о В. И. Ленине зарубежных современников". М. 1966, стр. 207.

26 См. Ю. П. Шарапов. Указ. соч., стр. 173 - 194.

27 В. И. Ленин. ПСС. Т. 55, стр. 24.

28 См. Н. С. Каржанский. В. И. Ленин на V съезде РСДРП. "Воспоминания о В. И. Ленине". Ч. I, стр. 417 - 418.

29 Н. К. Крупская. Работа Ленина в библиотеках (Н. К. Крупская. О Ленине. I960, стр. 346).

30 См. "Библиотека В. И. Ленина в Кремле". Каталог. М. 1961; Л. К. Виноградов. Личная библиотека Ленина. "Книга. Исследования и материалы". Сб. 5. М. 1961; К. А. Маштакова. Библиотека Ленина в Кремле. "Вопросы истории КПСС", 1970, N 3, и др.

стр. 7


и фиксировал отобранный материал. "Ленин не полагался на свою память, - писала Крупская, - хотя память у него была прекрасная... Он просматривал горы материала, но то, что хотел запомнить, выписывал себе в тетрадки"31 . В процессе отбора Ленин выработал целую систему фиксации изучаемого материала, которую можно смело назвать не только организатором памяти, но и начальной ступенью самого исследования. В ленинских тетрадях с подготовительными материалами встречаются самые разнообразные методы, приемы и формы фиксирования изучаемых источников и литературы. В их числе различные формы библиографирования, вырезки, пометки, заметки, выписки и различные типы конспектов.

Начиная подготовительную работу и ставя перед собой цель отбора необходимых для изучения источников, Ленин делал пометки на справочниках и указателях, а затем и на книгах, находящихся в его личном распоряжении. В Центральном партийном архиве собрано и хранится свыше 800 изданий с пометками и замечаниями Ленина32 . Далеко не все они опубликованы. В указателях к томам Полного собрания сочинений отмечено лишь около 650 книг, статей, периодических изданий и документов с пометками Ленина33 . Большой документальный материал о ленинских пометках на книгах, вырезках из газет и выписках содержится в томах Биографической хроники Ленина34 . Изучая его, можно составить довольно полную картину того, какие периодические издания, включая европейские, читал Ленин, какие материалы находились в поле его зрения35 . О направлениях библиографической эвристики Ленина говорят его пометки на печатных каталогах библиотек, библиографических ежемесячниках и "Книжных летописях"36 .

Интересные наблюдения над ленинскими пометками опубликовал в начале 30-х годов В. Д. Бонч-Бруевич, приведя несколько фотодокументов и текст тех страниц "Книжной летописи", где были ленинские пометки с подробным описанием их характера и статистическим анализом пометок по темам, из которого видно, какие вопросы и книги интересовали Ленина прежде всего, насколько многообразны были его запросы и т. д.37 .

По материалам ленинских тетрадей можно выявить многообразие форм применяемой Лениным библиографии как организующего инструмента в научном исследовании. Само многообразие форм связано с различными задачами и этапами работы Ленина над своими произведениями. При начальном знакомстве, отборе и систематизации источников он составлял одни типы библиографических списков: выборочные, алфавитные, тематические, после первого их прочтения - аннотированные и постраничные указатели источников, а в процессе их тщательного изучения - указатели конспектов источников.

По справочникам и каталогам библиотек он составлял выборочные списки источников, иногда с указанием шифра38 . Списков, именуемых


31 Н. К. Крупская. К вопросу о ленинском методе научной работы (Н. К. Крупская. "О Ленине". 1971, стр. 274).

32 О содержании этих пометок см. "Как В. И. Ленин готовил свои труды", стр. 96 - 117.

33 Там же, стр. 166; "Сокровищница великих идей ленинизма", стр. 175.

34 "Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника". Тт. 1 - 7. М. 1970 - 1976.

35 См. Г. Н. Голиков. Летопись жизни В. И. Ленина. "Вопросы истории", 1974, N 4.

36 См. Г. П. Фонотов. Указ. соч. (фотокопии библиографических изданий с пометками Ленина, стр. 16 - 17, 32 - 33, 46 - 49).

37 В. Д. Бонч-Бруевич. Изучение лаборатории творчества В. И. Ленина: его же. Пометки В. И. Ленина на книжной летописи 1917, 1918, 1919 гг. "Литературное наследство", 1933, N 7 - 8.

38 См., например, списки 1909 г., 1915 - 1916 гг. "Из книг по естествознанию и философии Сорбоннской библиотеки"; "Из философских книг Цюрихской кантональной библиотеки". (В. И. Ленин. ПСС. Т. 29, стр. 340 - 342, 359).

стр. 8


Лениным "Указания литературы", большое количество во многих тетрадях с подготовительными материалами. Нередко они вклиниваются в конспекты и выписки как свидетельство того, что Ленин постоянно следил за новинками литературы и расширял круг изучаемых материалов. В "Тетрадях по империализму" таких списков около двух десятков39 . Характерно, что большинство списков приходится на первые тетради. Это говорит о том, что отбирал и библиографировал необходимые ему материалы Ленин в начале работы, а затем лишь пополнял их.

Выборочные списки из каталогов швейцарских библиотек40 он систематизировал и составлял "Алфавитный список книг", а также тематические списки (например, "Литература о милиции" и списки, разбитые на разделы в "Тетрадях по империализму")41 . Нередко встречаются у Ленина и библиографические заметки с указанием некоторых справочных сведений об основном характере книги, с общей оценкой политического направления авторов42 , с пометками о новинках литературы и новых библиографических указателях43 . Очень близки по характеру и происхождению к библиографическим заметкам Ленина аннотированные списки. Они раскрывают основное содержание источников, полноту освещения вопроса, дают характеристику автора. Эти списки возникли как результат первого знакомствах источниками, но в отличие от библиографических заметок содержат иногда подробные выписки с указаниями страниц текста, номеров примечаний и характерные ленинские замечания на полях. Списки, аннотированные в ленинских тетрадях, часто чередуются с обычными выборочными списками44 .

Библиографический отбор и систематизацию источников Ленин сопровождал беглым просмотром или выборочным чтением. Отобрав источники, которые его интересовали прежде всего, он приступал к их тщательному изучению, обработке и анализу. В организации научного исследования на этом этапе можно заметить, что Ленин не спешил тотчас же конспектировать прочитанное, а составлял постраничные указатели к источникам, которые изучал. Очень часто он прибегал к такому приему обработки источников, как составление постраничного списка (указателя) цитат, которые намеревался выписать. Подобных указателей немало на обложках или в конце книг, бывших в личном пользовании Ленина во время его работы над "Развитием капитализма в России" 45 , на обложке с конспектом книги Гегеля, на книгах по философии И. Дицгена, Г. В. Плеханова, А. Рея46 и др. Прежде чем сделать выписки из книги Шульце-Геверница "Британский империализм", он записывал в два столбика номера страниц и одно-два слова около каждой цифры, характеризующие место или основное содержание цитаты. То же делал Ленин, читая книгу А. Вирта "Мировая история современности" (1916 г.)47 . Затем, окончив чтение книги, он делал выписки или конспект, сопровождая его комментариями.

Аналогичный прием - составление постраничного указателя по источнику во время его первого чтения -? применил Ленин и при обработке протоколов II съезда РСДРП. Он написал постраничный указатель речей - "Sprechregister (Seiten)" - своеобразный путеводитель


39 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 5 - 6, 9 - 10, 14 - 15, 16 - 17 24 - 25 50 - 51, 68, 184 - 185 - 188, 190, 191 - 194, 195 - 196, 258 - 259, 566 - 567, 570 и др.

40 "Ленинский сборник" XXX, стр. 266 - 278, 315 - 323.

41 В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 566 - 567, 733 - 737.

42 Там же, стр. 502, 577.

43 "Ленинский сборник" XXX, стр. 249, 311.

44 См., например, В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 49, 50, 436 - 438- т. 29 стр 341, 359.

45 См. "Ленинский сборник" XXXIII, стр. 129, 152, 174 - 175, 317, 329, 370, 385.

46 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 29, стр. 278, 454, 458, 525.

47 В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 423; "Ленинский сборник" XXVIII, стр. 248 - 273.

стр. 9


по страницам протоколов48 . Постраничные указатели к источникам нередко служили Ленину для тематических группировок материалов источника с целью его критического анализа и подхода к выводам своего исследования. Условно их можно назвать планами-указателями. По своему назначению это в то же время краткие указатели-конспекты источников. Так, при подготовке книги "Развитие капитализма в России", изучая статистические данные Павловского района Нижегородской губернии, Ленин группирует страницы изучаемого источника по темам49 . К помощи плана-указателя Ленин прибег в 1901 г. в процессе критического разбора буржуазной литературы и анализа массовых данных аграрной статистики. Во время чтения двухтомной книги С. Булгакова "Капитализм и земледелие" он пишет ее краткий постраничный указатель-конспект: столбцом - нумерация страниц и 1 - 2 строчки содержания50 . Затем он составляет "План возражений на книгу Булгакова", план-указатель. И здесь постраничный указатель служит Ленину для тематической группировки материалов источника.

Организующее значение постраничных указателей к источникам и планов- указателей можно было бы определить так: во-первых, они позволяли, не отвлекаясь на частности, сохраняя цельное впечатление от прочитанного, лучше осмыслить содержание источника или концепцию автора; во-вторых, помогали отбору необходимого материала для его конспектирования и детального исследования; в-третьих, обеспечивали возможность на любом этапе работы быстро вернуться к определенным местам источника, сделать или пополнить выписки и конспекты; в-четвертых, способствовали сравнительному критическому анализу и тематической группировке материала, а также облегчали переход к конспектированию отобранных источников.

В организации самого процесса исследования такие первоначальные формы фиксации источников, как пометки, библиографические заметки, списки и постраничные указатели, оказывались необходимым инструментом библиографической и источниковедческой эвристики. Поиски и отбор источников Ленин продолжал и на последующих этапах исследования при детальном анализе источника и его конспектировании.

В процессе исследования и его организации существенное значение для Ленина имел конспект. Все ленинские конспекты можно разделить на два типа: конспекты изучаемых источников и конспекты будущих устных выступлений. В отдельных случаях Ленин составлял конспекты своих уже готовых, но не удовлетворивших его статей для выявления недостатков рукописи и для ее переработки51 .

Изучение конспектов Ленина имеет большое значение для глубокого понимания ленинского наследия. Конспектируя источник, Ленин одновременно как бы рецензировал его: нацеливал свою мысль на определенные его положения, выделяя главное. Поэтому, как он сам подчеркивал, "в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении"52 .

Для ленинских конспектов характерны исключительная четкость, краткость и рельефность записей, которая достигалась различными приемами акцентировки и сокращений. Ленин широко пользовался всеми видами выделений. В их числе - подчеркивание текста и отчеркива-


48 "Ленинский сборник" XI, стр. 265 - 270; см. анализ этого документа как организующего рабочего инструмента исследования: В. В. Горбунов. Указ. соч., стр. 18 - 19.

49 "Ленинский сборник" XXXIII, стр. 329.

50 В. И. Ленин. Соч. Т. 40, стр. 49 - 62.

51 См., например, план статьи "Злоба дня" и план ее переработки. В. И. Ленин. ПСС. Т. 9. стр. 405 - 406.

52 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 40.

стр. 10


ние на полях двойными, иногда тройными чертами, курсивы (простой в разрядку, жирный, жирный в разрядку), пометки на полях NB (обратить внимание), восклицательные знаки, крестики, означавшие необходимость особо заметить взятые в рамку или в двойные рамки положения и т. п. Для акцентировки и выделения главного Ленин нередко использовал цветные чернила и карандаши53 . Емкость ленинских записей создавалась и за счет сокращения слов, употребления некоторых математических знаков, а также использования ряда иностранных слов54 .

Рукописи конспектов Ленина концентрированно, рельефно и красочно передают живую ленинскую мысль. Визуальное изучение рукописи предоставляет возможность лучше ощутить динамику ленинской мысли, пространственное размещение записей, их цветовую и почерковую гамму. Без учета этих особенностей трудно бывает определить последовательность записей, их взаимосвязь. Не случайно поэтому иногда первоначальная публикация ленинских конспектов после дальнейших изысканий нуждалась в уточнении, и не случайно также, что более глубокое проникновение в творческую лабораторию Ленина достигается теми исследователями, которые изучают его конспективные записи не только по публикациям, но и в архиве по фотокопиям автографов. На основании исследования ленинских рукописей советские кинематографисты совместно с учеными создали научно-популярные ленты "Рукописи В. И. Ленина" и "Страница сто", посвященные работе Ленина над статьей "Новые задачи и новые силы" и ленинским "Философским тетрадям"55 . Средства кино позволяют наглядно и в динамике показать существенные элементы творческого процесса. Той же цели служат фотокопии автографов ленинских рукописей, публикацию которых целесообразно осуществлять шире.

Наряду с изучением содержания конспектов не менее важное значение имеет ленинский опыт организации и приемов конспектирования. Б самом начале, конспекта Ленин давал точное библиографическое описание: название документа или имя автора, заглавие, год и место издания книги или точное название газеты или журнала, год, месяц, число, номер, место издания. Расположение материала на тетрадном листе имело определенное целевое назначение. В сочетании с приемами акцентировок (курсивами, отчеркиваниями) пространственное размещение материала придавало ленинским конспектам исключительную емкость и выразительность.

Краткое изложение содержания источника, близкое к тексту, чередовалось с выписками и цитатами. Каждую выписку или изложение новой мысли изучаемой работы Ленин начинал с цифры на полях, означающей страницу конспектируемого источника. Этим достигалась возможность быстрее найти и отобрать материал конспекта для использования в соответствующих произведениях или выступлениях.

Важную организующую роль в конспектах Ленина имеют поля. Во многих случаях они двусторонние. На полях слева в верхнем углу он отчеркивал страницы своей тетради, а по вертикали указывал страницы конспектируемого источника. Тут же Ленин кратко формулировал основные вопросы содержания конспекта, давая свои подзаголовки. Поля справа служили для комментариев и формулировки кратких выво-


53 См. трех-четырехцветные фотокопии страниц конспектов Ленина. В. И. Ленин. Конспект "Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844 - 1883 гг.", стр. 20, 76, 100, 150, 312 и др.

54 Подробнее об этом см. А. Б. Берман. Техника письма В. И. Ленина и ленинские сокращения слов. "Известия" АН СССР. Отделение литературы и языка, 1957, т. XVI, вып. 6.

55 См., Г. Фрадкин. Живая мысль гения. "Искусство кино", 1960, N 4; М. Портной. Только страница. "Молодой коммунист", 1970, N 5.

стр. 11


дов, а также для отсылок к материалам других тетрадей, заметок цветными карандашами, наметок новых тем и проблем.

В организации ленинских конспектов можно видеть четкое разделение содержания конспектируемого источника и комментариев к нему. Несмотря на то, что Ленин вел конспективные записи с расчетом только на себя, а не для печати или ознакомления с ними кого-либо, он заботился о том, чтобы его замечания, оценки, сомнения, отсылки, сравнения и т. п. не сливались с текстом конспекта источника. Структуру конспектируемой работы Ленин обязательно сохранял, цитируя, отмечал курсив подлинника и окончание выписок пометкой "все", "конец"56 . Если возникшие замечания не умещались на полях справа, то он писал их в тексте конспекта, но ставил в квадратные скобки или в рамки. О точности изложения он делал заметки: "Моя вольная передача", отмечал специальными знаками: "Итог" или оговаривал: "Мой расчет", "мой итог", "мое добавление", "эта буква (цифра) поставлена мной в таблице"57 . Такая организация материала конспекта помогала Ленину в дальнейшей работе быстрее вычленить свои мысли, вернуться к ним, обдумать, развить и т. д.

Однако среди ленинских записей есть "промежуточные" фразы, не взятые ни в кавычки, ни в скобки. Исследователь "Философских тетрадей" Ленина Б. М. Кедров справедливо предупреждал о необходимости научиться отличать в процессе переработки гегелевской диалектики ленинские записи мыслей Гегеля от мыслей самого Ленина58 .

Важное организующее значение в процессе исследования имела система нумерации тетрадей и постраничные к ним указатели. Почти все свои тетради, как правило, Ленин пронумеровывал и снабжал указателями содержания конспектов. Так, к конспекту четырехтомной переписки Маркса и Энгельса Ленин составил постраничный указатель (оглавление), отметив соответствующие номера томов. Подробными указателями содержания снабжены 15 из 20 "Тетрадей по империализму". На обложке тетради "Марксизм о государстве" также дается постраничный перечень конспектов произведений Маркса и Энгельса59 .

Указания страниц источника, которые Ленин давал в конспектах, он использовал для составления тематического указателя к конспекту переписки Маркса и Энгельса. Окончив конспектирование четырех томов переписки, Ленин на последней, 76-й странице тетради выделил наиболее волновавшие его проблемы - опасность буржуазного влияния на английское рабочее движение и ирландский вопрос. Обозначив римскими цифрами номера томов переписки, а арабскими - их страницы, он дал против каждого обозначения концентрированное выражение мыслей Маркса и Энгельса по этим проблемам 60 .

Таким образом, ленинская система указателей к материалам тетрадей и организация самих конспектов играли большую роль в процессе научного исследования. Она позволяла, во-первых, не только хорошо ориентироваться в собранном материале, но и быстро находить литературу, к которой необходимо было вернуться для справок или сравнительного анализа. Во-вторых, делать попутные сравнительные отсылки на страницы той же или другой тетради. В- третьих, возвращаться к ранее собранным материалам для изучения источника с раз-


56 В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 414, 438, 544 и др.; "Ленинский сборник" XXX, стр. 26, 71, 213; XXXI, стр. 71 и др.

57 В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 316 - 319, 546, 587; т. 29, стр. 69 и др., Сот. Т. 40, стр. 302, 313, 315, 323 и др.

58 Б. М. Кедров. Указ. соч., стр. 54 - 57 и др.

59 См. В. И. Ленин. Конспект "Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844- 3883 гг.", стр. 2; В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 3 - 4, 48 - 49, 179, 234, 249, 262, 299, 308, 349, 474, 520, 553 - 554, 634, 651, 701; т. 33, стр. 123 - 125.

60 В. И. Ленин. Конспект "Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844 - 1883 гг". стр. 360, 422 и др.

стр. 12


ных сторон и при работе над новой проблемой. В-четвертых, эта система облегчала группировку собранного материала и подходы к выводам.

Организация исследования включает как методологические, так и методические вопросы. Порой их трудно разграничить. Структурное решение темы - вопрос методологический. Вопросы эвристики, организация и приемы фиксации источников, развитие рабочего плана и распределение собранного материала по его пунктам - методические вопросы. Разработка плана связана со структурным решением темы. Определение структуры будущего произведения, проблемной или хронологической последовательности изложения нередко предшествовало выработке плана. Соотношение структуры произведения и его рабочего плана соответствовало решению методологических и методических задач исследования.

Готовя большой теоретический труд "Государство и революция", Ленин в первом варианте плана книги поставил вопрос: "Историко-догматический (a) порядок изложения выбрать или логический (b)?"61 . Под первым Ленин подразумевал изложение развития взглядов Маркса и Энгельса в хронологическом порядке, под вторым - проблемное освещение вопроса. Ленин предпочел проблемное (логическое) построение, но оно не исключало исторического, которое подчинялось логическому62 . В разработке планов таких теоретических трудов, как "Государство и революция", "О диктатуре пролетариата", особенно ярко проявилось применение принципа историзма, что, в частности, выражалось во внутренней структуре этих трудов, где каждое историческое явление прослеживается в его основной исторической связи, через его возникновение, развитие и анализ его сущности.

При разработке планов устных выступлений Ленин избирал ступенчатую или концентрическую структуру изложения. Ступенчатый принцип подводит слушателя к выводам63 . Концентрическое расположение материала Ленин использовал в выступлениях по более сложным вопросам64 . Он ставил в центре внимания один тезис, который затем не просто повторял, а подавал его по-новому, в тесной связи с другими вопросами, служившими для обоснования и защиты основного тезиса65 .

Определение структуры и разработка плана - важнейшее звено и составная часть творческой лаборатории Ленина. Ни одно его произведение не появлялось на свет без заранее продуманного плана. Рождение плана - это рождение идеи, замысла. Рабочий план будущего произведения - хороший помощник в успешной источниковедческой эвристике и организующий инструмент исследования. Это своеобразный компас, который не дает исследователю сбиться с курса. По нему выверяется методологическая направленность исследования. Он способствует правильному распределению материала и научно обоснованному подходу к выводам. Работа над планом, различные его варианты, приемы перегруппировки вопросов в нем, выделение главного отражают творческие поиски наилучшего решения темы. Динамика развития рабочих планов весьма выразительно характеризует ленинский поиск. Ленин искал, что будет лучше бить в цель, что лучше и вернее убедит читателя или слушателя. На основе планов Ленин перегруппировывает собранный материал, выделяет в нем главное, ищет наилучшую логическую соподчиненность вопросов, подводит к выводам.


61 В. И. Ленин. ПСС. Т. 33, стр. 308.

62 Подробнее об этом см. Э. С. Вилейская. Указ. соч., стр. 54 - 55.

63 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 9, стр. 328 - 330.

64 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 18, стр. 5 - 6; т. 19, стр. 427.

65 См. разбор этих структурных принципов: А. Тарасенко. Живое слово Ленина. М. 1959, стр. 49.

стр. 13


Составление Лениным рабочих планов своих произведений проходит через все этапы творческого процесса. Первоначальные наброски плана он часто делал еще до выявления и сбора материала, разрабатывая варианты планов в процессе отбора и анализа источников, перегруппировывал вопросы плана на завершающем этапе работы, изменяя иногда и саму структуру произведения. В зависимости от сложности темы количество вариантов плана колебалось у Ленина от двух до пяти. Так, при написании в 1903 г. брошюры "К деревенской бедноте" он последовательно составляет четыре варианта плана, делает наброски планов отдельных глав. Во время работы над статьей "О праве наций на самоопределение" Ленин сделал пять вариантов плана. Трижды он изменял план брошюры "Статистика и социология", книги "Государство и революция" (не считая планов разбивки ее на главы), статей "В лакейской" и "О свободной торговле хлебом", четырежды - план брошюры "О продовольственном налоге" 66 и т. д. Не менее тщательно работал Ленин над планами своих устных выступлений. Готовя политический отчет ЦК XI съезду партии, он четыре раза переделывал его план. Три раза возвращался Ленин к плану доклада "Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции", с которым он выступил на IV Конгрессе Коминтерна67 . Примеры эти можно умножить. Основная целенаправленность переработки вариантов планов заключалась в том, чтобы найти наиболее убеждающие логические построения, подводящие к выводам.

Типы планов зависели от характера подготовляемого труда: план-указатель, о котором уже говорилось выше, планы-тезисы, планы-конспекты. Планы-тезисы встречаются чаще всего в подготовительных материалах к произведениям теоретического характера, в том числе к устным выступлениям Ленина с рефератами. Излагая основные вопросы в форме тезисов (1, 2, 3 и т. д.), Ленин группировал их с помощью заглавных букв русского алфавита или римских цифр. Таковы приемы разработки планов "Послесловия" к книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции", к статьям "Пролетариат борется, буржуазия крадется к власти", "Бойкот булыгинской Думы и восстание"68 и др. Проследим эти приемы на некоторых примерах.

Известно, что Ленин собирал и изучал обширный фактический материал по национальному вопросу. Но одна из тетрадей - "Национальный вопрос III" почти не содержит ссылок на источники. Это тезисы реферата по национальному вопросу (Тезисы по памяти). Они были составлены после чтения реферата в Париже и перед повторением его в Льеже в январе 1914 года. Ленин на первый взгляд как бы абстрагируется от собранного им материала и намечает логически развернутый план реферата. Сначала он формулирует семь основных тем, обозначает их заглавными буквами русского алфавита. Затем пишет 47 тезисов, разбивая их на соответствующие темы. Некоторые тезисы он разбивает на пункты, обозначает их буквами греческого алфавита, а затем использует эти буквы в других тезисах для сопоставления сходных положений и фактов69 . Очевидно, что Ленин составлял этот тезисный план не в начале, не в конце, а в процессе всей работы над сложной темой. В развитии тезисов плана он шел от общего к частному.

Более сложным путем разрабатывал Ленин план другой работы - "О диктатуре пролетариата". Прежде чем родился развернутый план этого, к сожалению, ненаписанного труда, Ленин с разных сторон искал пути подхода к теме. В разработке плана можно отметить шесть эта-


66 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 364 - 372; т. 25, стр. 435 - 440; т. 30, стр. 389- 393; т. 33, стр. 308 - 315; т. 39, стр. 444 - 446, 449 - 451; т. 43, стр. 379 - 387,

67 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 409 - 418, 431 - 439.

68 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 11, стр. 391 - 392, 393 - 394, 397 - 398.

69 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 382 - 395.

стр. 14


пов. Сначала Ленин сделал черновые наброски некоторых сторон вопроса, сопровождая их вычислениями удельного веса пролетариата в капиталистическом обществе (1), потом наметил некоторые его теоретические стороны (2). Вслед за этим он сделал наброски 33 тем о диктатуре пролетариата (3). После этого Ленин начал группировку материала: выделил четыре главные отдела: А, В, С - "общее", Д - "русское". Каждому отделу он дал формулировку и пометил, какие номера тезисов тем к ним относятся (4). При этом он специально выделил общие вопросы, связанные с выяснением понятия и соотношения диктатуры и демократии. И только после этой большой предварительной работы появился вначале краткий (с разделением вопросов экономики и политики и выделением главных тем) (5), а затем и развернутый план брошюры (6)70 .

Тезисные приемы разработки плана Ленин применял и при написании статей. Разработка плана статьи "В лакейской" прошла через два этапа. Первый: перечень 25 тезисов, которые Ленин наметил раскрыть в статье. Второй: группировка этих тезисов по семи разделам. Особо Ленин разрабатывает план конца статьи, последний пункт которого подводит итог71 . ......

Планы-конспекты Ленин составлял главным образом для своих устных выступлений. Их особенность - сочетание разработки плана выступления с кратким конспектом его содержания. Таковы "План-конспект доклада о II съезде РСДРП на съезде Лиги" (1903 г.), "План пропагандистской беседы о кризисах" (1904 г.), "План-конспект речи по вопросу о профессиональном съезде" (1907 г.)72 и др. В них так же, как и в планах-тезисах, отражается исследовательская работа Ленина.

Распределительные функции плана, его роль в отработке структуры, а также приемы перегруппировки вопросов плана характерны для подготовки как устных, так и печатных выступлений Ленина. Используя тезисные приемы, он стремился в последующих вариантах планов сокращать количество тезисов, связывая их в проблемные узлы. В планах брошюры "К деревенской бедноте" он сначала намечает 16 тезисов, затем, группируя, сокращает их до девяти и останавливается на семи главах73 . Готовясь в марте 1904 г. к докладу о Парижской коммуне, Ленин составляет три варианта плана- конспекта74 , а концентрируя мысль, сокращает количество тезисов плана: в первом варианте - 13, во втором- 12, в третьем - 8. Основные вопросы последнего варианта остаются те же, но они сгруппированы, их формулировки короче, нацеленней, четче.

В методике разработки планов-конспектов устных выступлений Ленина можно наблюдать характерные отправные посылки в форме вопроса. Они нацеливали слушателей, подводили их к выводам75 . Организующая роль плана проявляется и в распределении собранного материала по проблемам на последней стадии исследования перед написанием текста и в целеустремленной выработке научных выводов. Совершенствуя структуру будущей работы, Ленин одновременно стремится увидеть ее конечную цель, сформулировать итоги.

Сопоставление вариантов планов ленинских произведений убеждает, что он подходил к выводам постепенно, проверяя и сопоставляя факты, выделяя главные направления в исследовании. Этому же способ-


70 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 453 - 461, 259 - 268. Подробный анализ пяти рукописей подготовительного материала см. Т. В. Батаева. Вопросы классовой борьбы пролетариата в рукописях В. И. Ленина "О диктатуре пролетариата". "Вопросы истории", 1975, N 10.

71 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 444 - 446.

72 См, В. И. Ленин. ПСС, Т. 8, стр. 447 - 452; т. 9, стр. 390 - 391; т. 16, стр. 478.

73 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7. стр. 364 - 368.

74 В. И. Ленин. ПСС. Т. 8, стр. 483 - 493.

75 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 431 - 439.

стр. 15


ствовала исключительная рельефность ленинских записей. Для выделения главного в планах, так же как и в конспектах и тезисах, Ленин применял различные приемы акцентировки. С помощью планов он группировал материал для выводов, оттачивая формулировки. Для этого делались ссылки в планах с указанием цифр тезисов, пометки "К оценке", "отметить", тетрадь делилась пополам и т. д. Сходные по форме приемы организации исследования Ленин применял с разными целями. К такому приему, как вертикальное разделение тетради пополам, он обращается в тех случаях, когда необходимо было выявить и четко сформулировать сущность диаметрально противоположных воззрений или отметить источники, подтверждающие соответствующие тезисы плана- конспекта устного выступления, или когда требовалась отработка заостренных, лаконичных, отточенных положений и выводов76 . В планах подготовляемых устных и печатных выступлений отражена забота Ленина о регламентации времени и объема, распределении материала по количеству лекций77 , глав, параграфов78 .

Организующая роль плана в распределении по темам уже собранных данных хорошо видна в подготовительных материалах к монографическим трудам Ленина. Работая над планом книги "Империализм, как высшая стадия капитализма", он составляет сначала тезисный, а затем и развернутый план. В каждом его пункте он ставит буквы греческого алфавита и цифры, что означало, в какой тетради с конспектами и на какой ее странице можно найти соответствующий плану материал79 . Пользуясь подобным "шифром", Ленин мог легко находить нужный материал в тетрадях и писать текст в соответствии с разделами плана. Аналогичный принцип группировки и фиксации материала в рабочем плане перед написанием текста мы находим в ленинской рукописи третьего варианта плана книги "Государство и революция". После разбивки книги на главы Ленин начинает подбирать к ним материалы, собранные в тетрадях. К III главе он составляет "Конспект цитат из работы Маркса "Гражданская война во Франции", ссылаясь на страницы тетради "Марксизм о государстве", а к IV главе - "Конспект цитат из работы Энгельса "К жилищному вопросу"80 .

Развернутый план с пометками страниц конспекта - это фактически план- указатель, приближенный к задачам последнего этапа работы, то есть ее написания. Но и в процессе написания текста Ленин не переставал работать над планом. На нем он делал контрольные пометки или отчеркивания цветным карандашом, указывавшие на написание соответствующих плану частей текста81 . Различный цвет чернил (серый, черный, фиолетовый) рукописи плана свидетельствует о том, что Ленин не единовременно, а в продолжение всего периода подготовки к написанию текста работал над группировкой материала тетрадей в соответствии с вопросами плана. Тщательная разработка плана, группировка через его посредство собранного и проанализированного материала давали возможность Ленину писать текст быстро, "обычно в один присест, очень часто без помарок и редко-редко с некоторыми исправлениями"82 .


76 См., например, В. И. Ленин. Соч. Т. 40, стр. 28 - 30; ПСС. Т. 11, стр. 404 - 405.

77 Подробнее см. З. В. Ждановская. Готовясь к выступлению... "Ленин - мастер пропаганды". М. 1971.

78 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 28, стр. 219.

79 См. там же, стр. 207 - 218.

80 В. И. Ленин. ПСС. Т. 33, стр. 308 - 314, 316 - 317, 319 - 321.

81 См. "План обработки данных германской сельскохозяйственной переписи 12 июня 1907 г.", где Ленин красной чертой отделил часть плана, вопросы которого использованы в тексте статьи "Капиталистический строй современного земледелия" (В. И. Ленин. Соч. Т. 40, стр. 373).

82 См. воспоминания П. Н. Лепешинского и А. В. Луначарского в сборнике "Ленин- журналист и редактор". М. 1960, стр. 311, 335.

стр. 16


Наконец, рабочие планы Ленина были прекрасными помощниками в поисках заглавия, которое кратко, нацеленно и "точнее бы передавало содержание" труда83 . Эти поиски сочетались с отработкой плана и сопровождались сокращением количества слов в заголовках. Характерны в этом смысле четыре варианта заглавия первой главы книги "К деревенской бедноте" с сокращением количества слов от 10 до трех84 и шесть вариантов подзаголовка брошюры "О продовольственном налоге" с сокращением слов от 14 до 6 85 .

Итак, организующая роль рабочего плана в ленинском научном творчестве проявлялась в том, что посредством его он определял и формулировал проблемы исследования, выяснял последовательность, взаимосвязь и логическую соподчиненность вопросов, перегруппировывал их, концентрируя тезисы плана вокруг соответствующих проблем, сокращая при этом их число и подготовляя выводы. Распределительные функции плана Ленин использовал для подготовки материала непосредственно к написанию текста. Разработка плана способствовала научному поиску и анализу необходимых источников, поиску заголовков.

Таким образом, организация Лениным научного исследования - важная составная часть его творческой лаборатории. Огромная эрудированность, высокая культура чтения, библиографическая вооруженность, разнообразные приемы работы с источниками сочетались у Ленина с мастерским умением организовать свой труд. Приемы организации исследования, отмеченные выше, дополняет "колоссальная сосредоточенность"86 , умение "вчитаться" и выработанная с юношеских лет техника быстрого чтения87 .

В постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 г. "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции" указано на необходимость глубокого и всестороннего раскрытия положений и выводов, данных в произведениях В. И. Ленина.

Изучение приемов организации исследовательского труда Ленина имеет важнейшее значение для понимания генезиса его идей, в частности его библиографического и источниковедческого инструментария. В неисчерпаемом кладезе ленинского наследия еще долго будут находить новые грани, открывать новые приемы и новые их сочетания. Имеющийся на сегодня опыт изучения творческой лаборатории Ленина нуждается в постоянном пополнении и обобщении. Дальнейшее развитие этого важного аспекта Ленинианы окажет большую помощь исследователям и будет способствовать общему подъему советской исторической науки.


83 В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 380.

84 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 364 - 368.

85 В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 379 - 387, 205.

86 Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М. 1972, стр. 485.

87 См. О. Лепешинская. Встречи с Ильичей. (Воспоминания старой большевички). М. 1968, стр. 10 - 11.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОРГАНИЗАЦИЯ-ТРУДА-В-ТВОРЧЕСКОЙ-ЛАБОРАТОРИИ-В-И-ЛЕНИНА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. В. ЖДАНОВСКАЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В. И. ЛЕНИНА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОРГАНИЗАЦИЯ-ТРУДА-В-ТВОРЧЕСКОЙ-ЛАБОРАТОРИИ-В-И-ЛЕНИНА (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. В. ЖДАНОВСКАЯ:

З. В. ЖДАНОВСКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1377 просмотров рейтинг
10.08.2017 (2444 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В. И. ЛЕНИНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android