Libmonster ID: RU-12326
Автор(ы) публикации: Г. Л. МАРЬЯХИН

К 50-летию Великого Октября

Забота о материальном благосостоянии народа всегда стояла в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Это нашло отражение и в налоговой политике нашего государства. 50 лет отделяют нас от того времени, как были приняты первые законодательные акты в этой области. Изучение налоговой политики в СССР за все годы существования советского общества позволяет глубже раскрыть демократическую, народную сущность этой политики, отличающую ее от антинародной налоговой политики, проводимой при капитализме.

В обществе, разделенном на антагонистические классы, налоги являются одним из средств эксплуатации трудящихся. В работе "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" К. Маркс писал: "Налог - это источник жизни для бюрократии, армии, попов и двора - словом, для всего аппарата исполнительной власти. Сильное правительство и высокий налог - тождественные понятия"1. Безудержный рост налогов - характерная черта капитализма на всех этапах его существования и особенно в эпоху империализма. В высокоразвитых капиталистических странах налоги с населения составляют свыше 9/10 государственных бюджетов и съедают свыше 1/3 доходов рабочей семьи.

Налоги являлись главным источником государственного бюджета и в царской России. В 1913 г. из общей суммы бюджета, равной 3417,3 млн. руб., налоги вместе с доходами от винной монополии составляли 2111,1 млн. руб., или 62% бюджета; при этом 1607,4 млн. руб., или 80,0%, падало на косвенные налоги2 , которые всей тяжестью ложились на бедноту. Наряду с выкупными платежами и косвенными налогами действовала целая система прямых налогов в виде основного государственного поземельного налога, разных поземельных сборов на территории Польши, Сибири и других местностей, налога с недвижимых имуществ в городах, на посадах и в местечках, кибиточной подати в Ставропольской губернии, в Степном и Туркестанском краях, оброчной подати и платежей переселенцев за пользование казенной землей, квартирного, промыслового налогов. По поводу поземельного налога в России великий русский революционер - демократ Н. Г. Чернышевский писал: "Земля должна платить налог, рента служит одним из самых лучших и справедливых источников государственного налога, но большая часть земель, дающих ренту, была у нас до сих пор освобождена или почти освобождена от налога. Дворянские населенные земли номинально платили налог в несколько раз меньше, чем государственные, а на самом деле вовсе не платили никакого налога, потому


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 8, стр. 211 - 212.

2 В. П. Дьяченко. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М. 1947, стр. 14.

стр. 21

что взимаемый с поместий налог ложился подушной податью на крепостных крестьян и помещик фактически не платил ничего за землю"3 .

Налоговая система в стране не претерпела сколько-нибудь серьезных изменений вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1916 г., правда, были приняты законы о подоходном налоге и обложении военных прибылей, но фактически эти законы не были реализованы. Основными по- прежнему оставались косвенные налоги. "В России нет подоходного налога, - писал В. И. Ленин в 1912 г., - нет данных о росте богатства у состоятельных классов общества. Наша еще более печальная действительность закрыта занавеской - занавеской темноты, безгласности"4 . Политику охраны интересов имущих классов и закабаления трудящихся проводило и буржуазное Временное правительство. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции косвенные налоги в стране непрерывно росли. В 1917 г. Временное правительство ввело подоходный налог, но в связи с тем, что коммерческая тайна всячески оберегалась, он являлся для буржуазии фикцией. Единовременный же налог на прибыль был лишь декларирован, так как платежи подлежали рассрочке на три года. Налоговый пресс все сильнее давил на народные массы в связи с возросшими расходами на империалистическую войну. Министр финансов Шингарев в докладной записке от 31 мая на имя правительства указывал: "Продолжающаяся война и переживаемые затруднения выдвинули множество новых потребностей, не предусмотренных бюджетом 1916 г., но требующих безотлагательного удовлетворения. Ввиду этого полагал бы представить Временному правительству... исправленное исчисление ожидаемых поступлений государственных доходов, считая в том числе поступление в приблизительных цифрах от проектируемых новых налогов и преобразования ставок некоторых прежних"5 . При этом Шингарев полагал, что нужно скрыть от народа основные виды расходов и источники доходов, и предлагал "исчислить" их с таким расчетом, чтобы они могли быть опубликованы для сведения населения. Усиленный налоговый нажим на трудящихся не мог, однако, обеспечить Временному правительству твердой доходной базы в государственном бюджете. Экономический и финансовый кризис становился все острее. Лишь пролетарская революция, установление диктатуры рабочего класса, слом старой государственной машины могли обеспечить выход из создавшегося положения.

VI съезд РСДРП (б), нацеливший партию на вооруженное восстание, в резолюции "Об экономическом положении" отмечал, что пролетариату после взятия власти необходимо проведение целого ряда экономических и финансовых мероприятий по восстановлению разрушенного хозяйства, в том числе: "Преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов имуществ под действительный контроль как в центре, так и на местах"6 . Советская власть с самого начала своего существования стала проводить новую, принципиально иную классовую налоговую политику - политику, стимулировавшую повышение жизненного уровня рабочих и бедняцко-середняцких масс крестьянства, ограничивавшую частнособственнические тенденции буржуазных элементов.


3 Н. Г. Чернышевский. Избранные экономические произведения. Т. II. М. 1948, стр. 478 - 479.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 22, стр. 222.

5 ЦГАОР СССР, ф. 6, оп. 2, д. 286, стр. 1 - 2.

6 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I. Изд. 7-е, стр. 378.

стр. 22

Советское государство, сосредоточив в своих руках командные высоты в народном хозяйстве, настойчиво добивалось увеличения доходов от национализированных предприятий путем строгого контроля за их работой, стимулирования роста производительности труда, проведения на производстве режима экономии. Однако в первые годы после пролетарской революции экономическая результативность этих мероприятий была еще незначительной. В феврале 1918 г. В. И. Ленин, выступая перед агитаторами, говорил: "Доходы Советов равняются 8 миллиардам, а расходы - 28 миллиардам. Конечно, при таком положении вещей мы с вами провалимся, если не сумеем вытащить эту телегу государственную, которую царская власть погрузила в болото"7 . В этих условиях большую роль сыграли налоги и контрибуции с имущих классов, которые, кроме чисто финансовых задач, преследовали цели дальнейшей экспроприации экспроприаторов. "Буржуазия, запрятав награбленное в сундуки, - указывал В. И. Ленин, - спокойно думает: "Ничего, - мы отсидимся". Народ должен вытащить этого "хапалу" и заставить его вернуть награбленное"8 . В инструкции о правах и обязанностях местных Советов от 24 декабря 1917 г. говорилось, что "они в качестве власти на месте обладают также и налоговыми правами, вследствие чего все обращения к центральной государственной власти за субсидиями, не подкрепленные достаточными доказательствами невозможности получения необходимых денежных средств путем введения местных налогов, будут оставляться без удовлетворения"9 . По данным местных Советов 57 губерний, с октября 1917 по ноябрь 1918 г. было собрано контрибуции 826 млн. руб., из них в городах - 738,9 млн. руб., уездах - 69,7 млн. руб. и волостях - 7,9 млн. рублей10 .

Практика показала, что контрибуция являлась правильной и вполне оправдавшей себя мерой в первые дни революции. Но в дальнейшем потребовался переход от этой формы обложения к регулярно взимаемым подоходным налогам. "Я вовсе не противник контрибуций вообще, - говорил В. И. Ленин на I Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов в мае 1918 г., - чтобы уничтожить буржуазию, пролетариат не мог обойтись без контрибуций; это правильная мера переходного времени, но теперь переходное время кончилось и обложение имущих классов должно уступить место единому центральному государственному налогу"11 . В связи с этим Совнарком 5 июня 1918 г. вынес решение, в котором говорилось: "...поручить Комиссариату; финансов ускорить разработку вопроса о подоходных налогах, приняв к руководству следующее: а) разработать практические способы взимания налога с буржуазии, имеющей доход с каких- либо предприятий; б) признать необходимым взимание налога не реже, чем раз в месяц; в) производить вычет налогов через кассиров при выдаче жалованья в государственных, акционерных и общественных учреждениях"12 . Регулярно взимаемый подоходно-имущественный налог был, по выражению В. И. Ленина, единственно правильной с социалистической точки зрения мерой. Он полностью соответствовал задаче финансовой централизации и отказа от контрибуции, которая осуществлялась на местах по принципу "кто как вздумает, кому как придется, кому как позволяют местные условия"13 . Введению налога предшествовала отмена ком-


7 В. И. Ленин. ПСС. Т. 35, стр. 326 - 327.

8 Там же, стр. 327.

9 См. В. П. Дьяченко. Указ. соч., стр. 78.

10 Местные налоги были весьма разнообразны. Существовали, например, налоги на квартиры из трех и более комнат; на выездных лошадей и экипажи; за пользование прислугой. Эти налоги взимались финансовыми отделениями исполкомов местных Советов (Центральный архив Министерства финансов СССР, оп. 4, д. 97, стр. 136).

11 В. И. Лени н. ПСС. Т. 36, стр. 352.

12 ЦПА ИМЛ, ф. 19, оп. 1, д. 131, л. 4.

13 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 226.

стр. 23

мерческой тайны, которую свято хранили царское и Временное правительства, давшие возможность имущим классам скрывать свои доходы.

Начавшееся социалистическое строительство было прервано военной интервенцией и гражданской войной. В условиях, когда против молодой Советской республики объединились все внешние и внутренние силы контрреволюции, партия и правительство ввели ряд временных чрезвычайных мер, позволивших мобилизовать все силы и ресурсы для обороны страны. В октябре 1918 г. был издан декрет ВЦИК и СНК о введении единовременного чрезвычайного революционного налога на имущие группы городского и сельского населения. В резолюции VIII съезда РКП(б) "Об отношении к среднему крестьянству" по этому поводу говорилось: "...закон Советской власти о чрезвычайном налоге, в отличие от всех законов всех буржуазных правительств в мире, настаивает на том, чтобы тяжесть налога ложилась целиком на кулаков, на немногочисленных представителей эксплуататорского крестьянства, нажившего себе особые богатства за время войны. Среднее же крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере вполне посильном и необременительном для него"14 . Маломощные крестьянские хозяйства, а также рабочие и служащие, заработная плата которых не превышала 1500 руб. в месяц, освобождались от налога. Предполагалось, что с помощью чрезвычайного налога удастся собрать 10 млрд. рублей. Однако затянувшаяся работа с его раскладкой и взиманием не позволила реализовать эту сумму. Поступления составили 1627 млрд. руб.15 , не считая крупных сумм, списанных с текущих счетов имущих групп населения в счет уплаты налога, и денег, конфискованных в сейфах.

Вторым, не менее важным революционным налогом был натуральный налог. В декрете ВЦИК от 30 октября 1918 г. "Об обложении сельских хозяйств натуральным налогом, в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов"16 говорилось, что он должен исчисляться с излишка продуктов и определяться размерами площади посева и количеством скота. Таким образом, декрет, по существу, создавал возможность переложить налоговые тяготы на зажиточные группы населения, ввести умеренное обложение середняцкой части деревни и полностью освободить от налогов бедноту. В результате проведения натурального налога государство получило 243,2 млн. пудов зерна и 58,8 млн. руб. деньгами17 . Однако один лишь натуральный налог, не мог обеспечить получение всех хлебных излишков, необходимых для снабжения Красной Армии и городского населения. В связи с этим Советское правительство в 1919 г. издало декрет "О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства"18 , согласно которому все количество хлеба и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывалось "для отчуждения у населения между производящими губерниями"19 , Крестьяне, сдавшие затребованный от них по разверстке хлеб, освобождались от уплаты натурального налога.

На основе решений X съезда партии (март 1921 г.) в стране был совершен исторический поворот от "военного коммунизма" к новой экономической политике. Это потребовало коренной перестройки работы


14 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 448.

15 В. П. Дьяченко. Указ. соч., стр. 150.

16 "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР" (СУ), 1918, N 82, ст. 864.

17 "Народный комиссариат финансов к VIII съезду Советов". М. 1920, стр. 12.

18 СУ. 1919. N 1, ст. 10.

19 Там же.

стр. 24

всех отраслей экономики и новых методов хозяйственного строительства. В. И. Ленин дал глубокое обоснование задач, от решения которых зависело успешное проведение нэпа в жизнь. Большое значение он придавал перестройке налоговых отношений таким образом, чтобы они поощряли личную заинтересованность крестьян в развитии сельскохозяйственного производства. Ленинский план восстановления народного хозяйства предусматривал прежде всего изменение системы заготовок сельскохозяйственной продукции, отказ от продовольственной разверстки и замену ее продовольственным налогом, представлявшим собою одну из форм перехода к развернутому товарообороту между городом и деревней, пролетариатом и трудящимся крестьянством. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом"20 был направлен на обеспечение крестьянству условий для ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения продуктами своего труда, на повышение общей производительности сельского хозяйства. В развитии товарообмена на этом этапе партия видела основную форму хозяйственной смычки города с деревней. Натуральный налог носил прогрессивный характер: он вводил пониженные размеры обложения середняцких и маломощных крестьянских хозяйств21 . Он был меньше продразверстки и покрывал лишь минимальные потребности государства в хлебе. Так, если согласно разверстке в 1920/21 г. планировалось получить 423 млн. пудов зерновых, то благодаря продналогу в 1921/22 г. предполагалось собрать всего лишь 240 млн. пудов22 . Другую часть необходимого количества хлеба государство собиралось получить за счет прямого товарообмена с деревней.

Однако натуральный налог тормозил начавшееся в те годы общее оздоровление хозяйственной жизни советских республик. Он содействовал сохранению натуральных отношений и ограничивал для крестьянства возможности свободного распоряжения продуктами своего труда. В связи с этим ВЦИК и СНК декретом от 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном налоге"23 осуществили переход к денежному налогу в деревне, заменившему единый натуральный налог, трудгужналог, подворно-денежный, общегражданский (в отношении крестьянства) и некоторые местные налоги, которые взимались до этого на селе. Этот переход стал возможен лишь тогда, когда для этого созрели объективные условия: постепенно возродилось денежное хозяйство страны, заметными стали успехи в восстановлении народного хозяйства. Объектом налога являлась пашня. При его исчислении в расчет принималось количество едоков в семье, что позволяло обеспечить более льготное обложение многосемейных крестьянских дворов. Развитие товарно- денежных отношений в стране позволило осуществить переход к денежному налогу в деревне и успешно провести денежную реформу в 1922 - 1924 годах. Являясь одним из источников государственного дохода, денежные налоги в то же время позволяли стимулировать развитие социалистических отношений в стране и ограничивать накопления частнокапиталистических элементов, постепенно вытесняя их из хозяйственного оборота. "В этом отношении, - говорилось в резолюции XI съезда партии, - налоговая политика является главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху"24 . Однако в условиях, когда отсутствовал четко налаженный налоговый аппарат, возникла потребность


20 СУ, 1921, N 26, ст. 147.

21 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 563.

22 В. П. Дьяченко. Указ. соч., стр. 259.

23 СУ, 1923, N 42, ст. 451.

24 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 616.

стр. 25

перенесения центра тяжести налоговой (денежной) системы в область косвенного обложения - в форме акцизов. Отмечая необходимость введения акцизов, XI съезд партии в резолюции "О финансовой политике" подчеркивал, что ими должны облагаться особенно сурово производство и потребление предметов роскоши; что осуществление налоговой политики не должно вести к понижению реальной заработной платы рабочих25 . Это позволило Советскому правительству переложить основную часть акцизов на имущие слои населения, в отличие от акцизов в капиталистических странах, где они взимаются главным образом с трудящихся слоев населения. В. И. Ленин подчеркивал, что косвенное обложение, как и оружие, хорошо или вредно в зависимости от того, кто им владеет26 .

К прямым денежным налогам относились промысловый и подоходно- поимущественный, посредством которых ограничивались частнокапиталистические накопления. Промысловый налог был введен в июле 1921 года27 . Он взимался со всех не национализированных торговых и промышленных предприятий, а также с личных промыслов в виде двух сборов: патентного, который устанавливался по внешним признакам (размер и характер помещения, количество служащих и др.), и уравнительного, исчислявшегося в процентах с оборота предприятия. Однако важнейшим являлся подоходный налог28 , который взимался по прогрессивным ставкам, а потому являлся наиболее эффективной формой ограничения и вытеснения капиталистических элементов. Обложение дифференцировалось по социальному признаку и в зависимости от размера и источника дохода. Необходимость изыскания новых источников пополнения государственного бюджета и регулирования доходов частнокапиталистических элементов вызвала введение и целого ряда других налогов. В результате налоги в доходах бюджета составили в 1925/26 г. 44% против 32,5% в 1922/23 году29 .

XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию страны. Индустриализация потребовала огромных денежных средств. Еще в сентябре 1922 г. В. И. Ленин указывал, что рассчитывать на займы извне мы не можем и поэтому "остается необыкновенно трудный и долгий путь: скапливать понемногу сбережения, увеличивать налоги, чтобы постепенно восстанавливать разрушенные железные дороги, машины, здания и прочее"30 . В острой борьбе против троцкистов, правых оппортунистов, национал - уклонистов и других враждебных групп партия отстояла ленинское учение о путях построения социализма. В условиях резкой дифференциации крестьянского хозяйства политика Коммунистической партии была направлена на дальнейшее облегчение обложения бедняцко-середняцкой части деревни при одновременном усилении обложения кулачества. Это означало, что увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет должно было быть достигнуто прежде всего за счет имущих слоев деревни и привести к дальнейшему укреплению союза рабочего класса с трудовым крестьянством, которое вовлекалось в русло социалистического строительства. В соответствии с директивами апрельского Пленума ЦК ВКП(б) 1926 г.31 , система


25 См. там же.

26 См. "Ленин о финансовых и денежно-кредитных вопросах". ГИЗ Украины. 1925, стр. 35.

27 СУ, 1921, N 56, ст. 354.

28 "Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге" было утверждено декретом ВЦИК и СНК 16 ноября 1922 г. (см. Г. Марьяхин. Налоговая система Советского государства. "Финансы СССР за XXX лет". Сборник статей. М. 1947, стр. 252).

29 В. П. Дьяченко. Указ. соч., стр. 452.

30 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 209.

31 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 2. Изд. 7-е, стр. 264 - 265.

стр. 26

сельскохозяйственного налога была перестроена по принципу подоходного обложения на основе учета доходов крестьянского двора от всех источников, включая сенокосы, крупный и мелкий скот, специальные отрасли сельского хозяйства и неземледельческие заработки32 . При этом была значительно повышена прогрессия в обложении высоких доходов, что обеспечило усиленное налогообложение зажиточной части деревни. По новому закону резко изменилось распределение налога между отдельными группами крестьянских хозяйств. Средняя годовая сумма налога на хозяйство составляла33 :

 

1926 - 1927 гг.

1925 - 1926 гг.

Бедняки

1 р. 83 к.

90 к.

Середняки

13 р. 25 к.

17 р. 77 к.

Кулаки

63 р. 60 к.

100 р. 77 к.

В ознаменование десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции Манифестом ЦИК СССР большое количество крестьянских хозяйств было освобождено от налога (общее число таких хозяйств достигло 35%)34 . Это означало, что налог на бедняцкие хозяйства деревни был полностью упразднен. Дифференциация и прогрессивность в обложении сельскохозяйственным налогом значительно усилились в последующие годы. При этом для увеличения обложения зажиточных хозяйств "Положением о едином сельскохозяйственном налоге", принятом постановлением ЦИК и СНК СССР 8 февраля 1929 г.35 , были введены процентные надбавки к исчисленной сумме налога с зажиточных крестьян и индивидуальное обложение по фактическому доходу для кулацких хозяйств. Одновременно было уменьшено обложение середняков. В результате резкой дифференциации по социальным группам сумма налога в среднем на один двор составляла в 1931 г. у колхозников 2 руб. 94 коп.; у трудовых единоличных хозяйств - 30 руб. 80 коп.; у кулацких хозяйств - 313 руб. 64 копейки36 . В целях более интенсивного вытеснения частных предпринимателей из промышленности и из товарооборота необходимо было повысить обложение капиталистических элементов в городах. В 1926 г. новым положением о государственном подоходном налоге, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР37 , были установлены прогрессивные ставки налога, дифференцированные не только по величине дохода, но и по социальным группам плательщиков. В последующие годы этот принцип был еще более усилен. Введением налога на сверхприбыль38 было увеличено обложение частных предпринимателей, пытавшихся использовать рыночную конъюнктуру в корыстных целях.

В результате политики ограничения, вытеснения и ликвидации капиталистических элементов поступления налоговых сумм увеличились в 1929/30 г. по сравнению с 1925/26 г. почти в три раза. В доходах бюджета налоги, включая платежи государственных и кооперативных предприятий и организаций, составили в те же годы 45%39 .

Победа колхозного строя вызвала коренную перестройку системы сельскохозяйственного налога. Обложение стало дифференцироваться между единоличными хозяйствами и хозяйствами членов кооперативов.


32 "Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР" (СЗ), 1926, N 30, ст. 192.

33 См. Г. Марьяхин. Указ. соч., стр. 262.

34 СЗ, 1927, N 61, ст. 613.

35 СЗ, 1929, N 10, ст. 95.

36 Г. Марьяхин. Указ. соч., стр. 276.

37 СЗ, 1926, N 64, ст. 483, 484.

38 Там же, N 42, ст. 307.

39 Г. Марьяхин. Указ. соч., стр. 271.

стр. 27

Члены артелей платили налог только со своего подсобного хозяйства и полностью освобождались от обложения доходов, которые они получали по трудодням. При этом для колхозников и трудовых единоличных хозяйств прогрессивная система обложения была заменена твердыми ставками, размер которых не был связан с величиной дохода, получаемого от сельского хозяйства. Рост числа коллективных хозяйств вел к неуклонному сокращению единоличных крестьянских хозяйств. Отдельные единоличники пытались уклониться от выполнения государственных обязательств. На борьбу с такими явлениями был направлен введенный в 1932 г. "Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства"41 , который позволил стимулировать выполнение последними обязательств перед государством. Районные исполнительные комитеты получили право повышать ставки налога (вплоть до их удвоения) для единоличных хозяйств, злостно не выполнявших государственные задания по заготовкам, и освобождать от налога хозяйства, аккуратно выполнявшие их.

В 1934 и 1935 гг. в систему подоходного налога были внесены некоторые изменения. Например, для рабочих и служащих несколько повышался необлагаемый минимум заработной платы (с полным освобождением от налога надбавки к заработной плате, введенной в связи с отменой карточной системы). Что касается социально-классового принципа, то надобность в такой дифференциации налогов отпала в связи с ликвидацией в основном капиталистических элементов. Льготное обложение кооперированных кустарей и ремесленников было использовано в качестве дополнительного фактора для экономического укрепления промысловых артелей и борьбы с частнопредпринимательскими тенденциями со стороны их отдельных членов. Система подоходного налога содействовала укреплению промысловой кооперации и тем самым благоприятно влияла на рост товарных фондов в стране, что вело к более полному удовлетворению повседневных потребностей населения. При резком сокращении в эти годы налоговых поступлений от граждан, доходы которых не были связаны с работой по найму, значительно возросло бюджетное значение налога за счет заработной платы рабочих и служащих. Это обусловливалось ростом численности рабочих и служащих, а также фонда их заработной платы.

Решающие победы в социалистическом строительстве позволили преодолеть многоукладность экономики. В итоге выполнения второго пятилетнего плана удельный вес социалистического хозяйства составил в основных производственных фондах 99,6%, в национальном доходе - 99,1%, в валовой продукции промышленности - 99,8%, в валовой продукции сельского хозяйства - 98,5% (включая личное подсобное хозяйство колхозников) и в розничном товарообороте торговых предприятий - 100%42 . Страна вступила в новую полосу развития - завершения строительства социализма. Мощный размах социалистического строительства не мог не коснуться финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, в том числе налоговой системы. В основу ее легли новые принципы, а именно сочетание личных и общественных интересов советских граждан и социалистический демократизм. Оба эти принципа обеспечивали рост активности масс и порождали трудовой энтузиазм и инициативу в построении нового общества. Перестройка налоговых отношений в этот период коснулась прежде всего социалистических предприятий. Укрепление планового руководства и управления промышленностью в связи с организацией хозяйственных объединений, строгая регламентация отпускных цен для промышленности и розничных цен для торговли сделали ненужной действовавшую до этого вре-


41 СЗ, 1932, N 78, ст. 476.

42 "Экономическая жизнь СССР". М. 1961, стр. 344.

стр. 28

мени сложную многоканальную систему налоговых и неналоговых изъятий из накоплений социалистической промышленности (акцизы, подоходный и промысловый налоги и др.). Наделение промышленных предприятий оборотными средствами укрепило хозяйственный расчет и повысило ответственность предприятий за выполнение планов производства и накоплений. В этих условиях государство перешло на путь прямых отчислений в бюджет определенной доли дохода социалистических предприятий. Аккумуляция бюджетной доли дохода предприятий стала производиться в двух формах: налога с оборота и отчислений от прибыли. Другая часть прибыли оставалась в распоряжении социалистических предприятий для локальных накоплений43 . Система изъятий доходов промышленности в бюджет была изменена не только по форме, но и по своему содержанию, поскольку строгое планирование оптовых и розничных цен не позволяло предприятиям произвольно повышать цены на промышленную продукцию на сумму уплачиваемого налога с оборота. Налог с оборота в отличие от ранее существовавших акцизов перестал быть ценообразующим фактором, так как уплата его в бюджет могла быть произведена только за счет уменьшения накоплений предприятия44 .

Советская Конституция 1936 г. обусловила необходимость дальнейшей демократизации форм и методов налоговой работы. В связи с тем, что перед сельскими Советами были поставлены новые политические, хозяйственные и культурные задачи, они освобождались от исчисления и взимания налогов с населения. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1937 г.45 эти функции были переданы финансовым органам. Постановлением правительства от 11 апреля46 был изменен также порядок взимания налогов. Принудительное, административное взыскание их с граждан отныне могло производиться только по решению народного суда. В целях охраны интересов граждан был установлен перечень имущества, на которое не могло быть обращено взыскание неуплаченных в срок налоговых сумм. Успехи в области колхозного строительства вызвали необходимость во введении особой системы обложения колхозов. Существовавший до этого времени сельскохозяйственный налог, который взимался по гектарным ставкам, неравномерно распределялся между колхозами с различной специализацией хозяйства, причем наиболее сильно облагалось зерновое хозяйство. В связи с этим в 1936 г. был совершен переход к подоходному налогу, который взимался по пропорциональным ставкам в размере 3% с доходов сельскохозяйственных артелей и 4% с доходов тозов47 . Такой переход стал возможен благодаря росту доходов колхозного хозяйства от технических культур и животноводства, ранее не подлежавших обложению.

Некоторые отрицательные явления в колхозном строительстве, в частности стремление отдельных элементов к расширению своего личного подсобного хозяйства в ущерб общественному, ослабляли трудовую дисциплину в колхозах, нарушали принцип правильного сочетания общественных и личных интересов колхозников. Наряду с основными мерами, которые приняли Коммунистическая партия и Советское правительство в борьбе с этими явлениями (например, законы о неприкосновенности общественных земель колхоза, об установлении обязатель-


43 См. постановление ЦИК и СНК СССР "О налоговой реформе" от 2 сентября 1930 года. "Экономическая жизнь СССР", стр. 239.

44 Мы не считаем возможным останавливаться более подробно на налоге с оборота, поскольку по своей природе он не может быть отнесен к налогам.

45 СЗ, 1937, N 22, ст. 85.

46 Там же, N 30, ст. 120.

47 Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. "О замене сельскохозяйственного денежного налога с колхозов подоходным денежным налогом". "Экономическая жизнь СССР", стр. 331.

стр. 29

ного минимума трудодней), была использована и система сельскохозяйственного налога, предусматривавшая с 1939 г. прогрессивное обложение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства48 .

В суровых условиях Великой Отечественной войны налоги явились важным фактором создания накоплений, идущих на оборону, расширения товарно- денежных отношений, увеличения притока сельскохозяйственных товаров на колхозные рынки, сохранения устойчивости денежной системы. В этой роли, однако, они могли выступать лишь при значительном расширении контингента населения, которое отдавало бы часть личных доходов в фонд обороны. В связи с этим были введены некоторые новые налоги (военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР)49 . Перестройке подверглась и система основных государственных налогов (сельскохозяйственный, подоходный). Был расширен контингент плательщиков, увеличены льготы военнослужащим и их семьям, а также инвалидам войны, усилено обложение высокодоходных групп населения. В результате проведенных мероприятий процент налогов с населения в доходах государственного бюджета возрос с 6,1 в 1941 до 14 в 1944 году50 .

Окончание войны и перевод экономики страны на мирные рельсы потребовали перестройки налоговой системы в интересах мирного социалистического строительства. В 1946 г. был отменен военный налог. По подоходному налогу и налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР необлагаемый минимум был увеличен в 1946 г. со 150 руб. до 260 руб. в месяц. Для инвалидов и пенсионеров размер необлагаемого минимума был повышен в 1947 г. с 600 до 3 тыс. руб. в год. Все это способствовало тому, что удельный вес налогов с населения в доходах государственного бюджета был значительно снижен. Необходимо отметить, что в послевоенный период в области налоговой политики был допущен ряд серьезных ошибок. Так, на развитии колхозного строительства отрицательно сказалось нарушение принципа материальной заинтересованности колхозов и колхозников как по линии закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, так и по линии обложения доходов колхозников от личного подсобного хозяйства. После Великой Отечественной войны был несколько снижен налог с доходов колхозников от подсобного хозяйства, однако в явно недостаточной степени (особенно для населения отдельных автономных республик и областей РСФСР). Ставки налога оставались завышенными. Все это противоречило принципу сочетания общественных и личных интересов колхозников и привело к сокращению в ряде случаев подсобного хозяйства (садов, огородов, скота) колхозниками, несмотря на то, что оно продолжало играть значительную роль в их жизни. "Такое положение, - указывалось в решении сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г.), - не только ущемляет интересы колхозников, но и ведет к извращению природы артельной формы колхозов, являющейся единственно правильной формой коллективного хозяйства на весь период со-


48 Закон Верховного Совета СССР от 1 сентября 1939 г. "О сельскохозяйственном налоге". "Ведомости Верховного Совета СССР". 1939, N 32.

49 Военный налог был введен с 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. ("Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени за 1941 - 1942 гг.". М. 1942, стр. 240 - 242). Он взимался со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, по твердым ставкам, дифференцированным по республикам и областям для колхозников, и по прогрессивным ставкам - в зависимости от заработной платы - для рабочих и служащих. Налог на холостяков, одиноких и бездетных, введенный с октября 1941 г., взимался со всех граждан, достигших 20-летнего возраста и не имевших детей. Не привлекались к обложению этим налогом мужчины с 50-летнего и женщины с 45-летнего возраста. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 г. налог был распространен на малосемейных граждан, имевших не больше двух детей.

50 См. К. Н. Плотников. Очерки истории бюджета Советского государства. М. 1954, стр. 293.

стр. 30

циализма"51 . Были допущены также ошибки в осуществлении налоговой политики по отношению к рабочим и служащим. Это проявилось в завышенном обложении многосемейных и низкооплачиваемых работников. Экономические обоснования необходимости снижения налогов с этой категории населения не принимались во внимание.

Коммунистическая партия и Советское правительство приняли в 1953 г. на Пятой сессии Верховного Совета СССР третьего созыва новый закон о сельскохозяйственном налоге, по которому налог стал взиматься по твердым ставкам с одной сотой га приусадебного участка. Перестали учитываться доходы от различных сельскохозяйственных культур, скота, садовых участков, как это делалось раньше52 . В результате нового порядка обложения общая сумма сельскохозяйственного налога была снижена с 9,5 млрд. руб. в 1952 г. до 6,3 млрд. руб. в 1953 и 4,1 млрд. руб. в 1954 году53 . По тому же принципу был установлен и порядок обложения подоходным налогом доходов от сельского хозяйства в городах. Начиная с 1957 г. был повышен необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих с 260 до 370 руб., введены дополнительные льготы для рабочих и служащих, получающих заработную плату до 450 руб. в месяц. Те же льготы были предоставлены лицам, платившим налог как холостяки, одинокие и малосемейные. В 1958 г. были освобождены от этого налога граждане, имеющие детей, независимо от их числа, а также одинокие, незамужние женщины. В результате число плательщиков этого налога сократилось примерно на 85%. Платежи населения в результате применения перечисленных выше льгот уменьшились в расчете на год на 3,5 млрд. рублей.

В середине 50-х годов Советский Союз вступил в период строительства коммунизма. В течение всего этого времени сохранятся товарно-денежные отношения, а следовательно, будут продолжать играть важную роль такие инструменты развития экономики, как хозяйственный расчет, цена, себестоимость, прибыль; государственный бюджет по-прежнему будет иметь большое значение в распределении и перераспределении общественного продукта и национального дохода. Это позволит обеспечить соответствующие темпы развития общественных фондов, роль которых в удовлетворении потребностей советских людей значительно возрастет. Годы семилетки характеризовались дальнейшими достижениями в хозяйственном и культурном строительстве. Мощная тяжелая индустрия позволила двинуть вперед быстрыми темпами не только производство средств производства, но и предметов народного потребления. В целях увеличения выпуска сельскохозяйственной продукции был проведен ряд мероприятий по дальнейшему подъему сельского хозяйства. Решения мартовского (1965 г.) и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС, направленные на преодоление субъективизма и волюнтаризма в руководстве экономикой, сняли барьеры, стоявшие на пути дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства, и создали большую заинтересованность рабочих и колхозников в развитии общественного производства и увеличении его товарности. По мере создания условий для большего роста накоплений социалистического хозяйства, упорядочения и совершенствования форм заработной платы во всех отраслях хозяйства, а также повышения ее уровня будут продолжены отмена и снижение налогов с заработной платы некоторых категорий рабочих и служащих. Некоторые мероприятия в этой области уже проведены в последние годы. Необлагаемый минимум по подоходному налогу и налогу на холостяков, одиноких и


51 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 3. Изд. 7-е, стр. 614.

52 См. "Справочник налогового работника". М. 1958, стр. 96.

53 "Финансы и социалистическое строительство". М. 1957, стр. 154.

стр. 31

малосемейных граждан доведен (в новом масштабе цен) до 60 руб. в месяц при значительном понижении размера налога для лиц, получающих от 61 до 70 руб. в месяц. Это позволило дополнительно освободить от налога и понизить его примерно на 40% для весьма большой группы рабочих и служащих.

В текущей пятилетке на основе всемерного использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства и повышения его эффективности запланирован дальнейший рост национального дохода, что позволит обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами огромную созидательную программу хозяйственного и культурного строительства. В государственном бюджете накопления социалистического хозяйства уже в 1966 г. превышают девять десятых всех его доходов. Несмотря на значительный рост за последние годы численности рабочих и служащих и их заработной платы (за последние 4 года она возросла на 19%) в общей сумме доходов бюджета 1966 г. средства населения в виде налогов составляют всего лишь 7,7 % против 8,6% в 1955 году. По существу, это - уже начало процесса отмирания налогов, основанного на прочной экономической базе непрерывно растущего социалистического хозяйства. Временное приостановление проведения в жизнь решения об отмене налогов54 было вызвано принятыми важными мерами по дальнейшему подъему сельского хозяйства и промышленности, значительному увеличению выпуска товаров народного потребления и широкому жилищному строительству, а также в связи с усилением агрессивных происков империализма и необходимостью укрепления обороноспособности страны.

Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966 - 1970 гг. предусматривают дальнейшие шаги в создании материально-технической базы коммунизма и ускорение темпов роста благосостояния советского народа. В этом залог того, что отмена налогов будет успешно завершена.


54 См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. ("Известия", 24.IX.1962).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-НАЛОГОВОЙ-ПОЛИТИКИ-В-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Л. МАРЬЯХИН, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.10.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-НАЛОГОВОЙ-ПОЛИТИКИ-В-СССР (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. Л. МАРЬЯХИН:

Г. Л. МАРЬЯХИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1606 просмотров рейтинг
11.10.2016 (2725 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android