НАС, педагогов, радует основательность и осмотрительность положений проекта ЦК КПСС. Реформу намечено провести как планомерный переход на более высокую качественно систему организации дела народного образования. В проекте реформы (пункт тридцатый) предусмотрено "создавать условия для осуществления перехода на подготовку учителей и воспитателей для всех звеньев просвещения только с высшим педагогическим образованием". В этом просматривается настоятельное требование времени, социального и научно- технического прогресса в стране. Первый важный шаг в этом направлении был сделан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). В ряде пединститутов была начата тогда подготовка по специальности "Педагогика и методика начального обучения". За прошедшие годы эти факультеты внесли свой вклад в совершенствование работы начальной школы.
Однако это не снижает и важной роли системы среднего специального образования (техникумов, педагогических, медицинских училищ) для подготовки педагогических кадров.
Многолетний анализ опыта работы школ, педучилищ и пединститутов подсказывает путь разумного сочетания в педагогических коллективах молодых и опытных учителей. Нетрудно видеть, как много потеряла бы школа, если бы в ней не было комсомольцев-учителей, как правило, более свободных, более мобильных, не связанных семейными заботами, активно участвующих в жизни ребят.
В проекте реформы предусмотрено наряду с пополнением средних специальных учебных заведений за счет выпускников средней школы "сохранить источником комплектования этих учебных заведений и неполную среднюю школу". Логичным в этом свете является сохранение существующих вариантов подготовки учителей в педагогических училищах: на базе средней школы (2 года) и неполной средней школы (4 года) с возможными изменениями количественного соотношения этих потоков.
Справедливо указано во втором разделе проекта и на то, что "следует развивать опыт подготовки специалистов с высшим образованием из числа выпускников средних специальных учебных заведений".
Изучение адаптации выпускников Лукояновского педучилища к работе подтверждает реальность такого пути подготовки учителей с высшим образованием. Ежегодно 120-150 выпускников Лукояновского педучилища поступают на заочные отделения Арзамасского и Горьковского пединститутов, 15- 20 человек из них - на стационар. В целом это 70-75 процентов выпускников. Наряду с плодотворной работой (с 18-19 лет) в школе большинство из них успешно учится в вузе, более глубоко утвердившись в своем педагогическом призвании.
На наш взгляд, жизнь сегодня требует выработки долговременных опережающих планов подготовки педагогических кадров на 15-20 лет с трезвым реалистическим учетом потребностей школы и возможностей общества в обозримом будущем.
Статистика образования показывает, что в РСФСР еще достаточно велико число сельских малокомплектных школ. Например, в ряде районов Горьковской области функционируют неполные средние школы, где в восьми классах до 30 учащихся, начальные, в которых нет и десяти учащихся.
Целесообразно ли назначать в такие школы узких специалистов с высшим образованием, если им можно дать лишь 6-12 уроков в неделю по специальности? На каждого ученика в таких школах расходуется 716 рублей в год, в больших же школах - 46 рублей. Вместе с тем учить детей в крупной школе- интернате, лишив их тем самым постоянного общения с родителями, педагогически не оправдано.
Вот почему нам кажется, что предусмотренная проектом ЦК КПСС вдумчивая и осмотрительная работа по пополнению школы педагогическими кадрами в ближайшие десятилетия одновременно через систему высшего и среднего педагогического образования без ненужной ломки и поспешных решений отвечает потребностям народного образования.
Понятна и оправданна озабоченность ЦК КПСС уровнем обучения, воспитания и профессиональной подготовки будущих учителей, состоянием учебно- материальной базы пединститутов и педучилищ. Вопрос обеспечения кадрами этих учебных заведений стоит очень остро. Ведь за полвека деятельности на ряде факультетов периферийных педвузов не работало ни одного профессора, а в педучилищах есть даже преподаватели, не имеющие высшего образования. Именно сюда, в педагогические учебные заведения, в первую очередь следует направить специалистов высшей квалификации. Для улучшения подготовки учителей необходимы и срочные меры по строительству учебных зданий, общежитии. Педагогические учебные заведения имеют сейчас материальную базу слабее, чем техникумы и вузы других ведомств.
А. КАШИН, директор Лукояновского педучилища, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РСФСР.
ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |