В своей статье Н. И. Новикова справедливо отмечает, что одно из завоеваний новой правовой политики Российской Федерации по отношению к коренным народам Севера - возможность учета их обычаев и традиций в национальной правовой системе. Действительно, в современных условиях обычаи и традиции продолжают играть важную роль в регулировании различных сторон жизни и деятельности народов Севера. Они представляют собой один из основных признаков, определяющих самобытность этих народов. В настоящее время на уровне международного права созданы юридические предпосылки для инкорпорирования обычаев в национальные правовые системы (Конвенция 1994: 52). Российское законодательство также предусматривает возможность использования обычаев и традиций как регуляторов общественных отношений в отдельных сферах жизни и деятельности коренных народов (ФЗ...).
Вместе с тем "камень преткновения" для эффективного использования этих возможностей - отсутствие в нашей стране правового механизма взаимодействия официальной правовой системы и обычного права. В этой связи несомненный научный интерес представляет предложение Н. И. Новиковой о том, чтобы объединить силы антропологов, юристов, представителей коренных народов и совместно разработать "принципы обычного права", которые могли бы стать "руководством по обычному праву", в частности, для судебных органов. Можно согласиться также с ее мнением о том, что именно в суде может быть выработана одна из моделей взаимодействия и осуществления государственных и обычно-правовых систем. Думается, однако, что "принципы обычного права" должны стать основным элементом юридического механизма учета обычаев и традиций коренных народов Севера не только в правоприменительной практике, но и в правотворческой деятельности, при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы этих народов.
Прежде чем приступить к реализации данного проекта важно более четко определить некоторые исходные позиции, имеющие принципиальное значение.
Во-первых, в настоящее время в российской теории права и юридической антропологии, а также на законодательном уровне отсутствуют научно обоснованные общепризнанные определения понятий "обычай", "традиции", "обычное право". В научной литературе имеются самые разные точки зрения по этому вопросу. В законодательстве РФ термин "обычное право" не получил распространения - используются дефиниции "обычай", "традиции". Определение понятия "обычаи", содержащееся в федеральном законе "О территориях традиционного природопользования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (абз. 3 ст. 1) (СЗ 2001) носит отраслевой характер. Оно отвечает целям и задачам данного закона, но вряд ли применимо в других сферах общественных отношений. Определения понятия "традиции" в законодательстве нет. Законодатель использует различные подходы к употреблению указанной терминологии. Иногда законы, регулирующие одну и ту же сферу общественных отношений, применяют разные дефиниции. В этой связи
Майя Владиленовна Пучкова - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН (г. Москва). isl_ran@rinet.ru
стр. 26
представляется важным включить в задачи настоящего исследования вопрос о разработке определений перечисленных выше понятий.
Во-вторых, автор рассматриваемой статьи большое внимание уделяет понятию "принципы обычного права" и социально-правовом назначении этих принципов. Безусловно, этот вопрос должен занять ведущее место в предполагаемом проекте. Исходя из содержания статьи, можно сделать вывод, что "принципы обычного права" представляют собой "основные принципы правового миропонимания коренных народов Севера через изучение и интерпретацию выработанных ими обычаев природопользования, самореализации и самоуправления, семейно-брачных отношений и других сфер правового регулирования". Закрепляя наиболее общие, важные традиции правовой культуры этих народов, "принципы обычного права" могут использоваться судом в качестве исходных ориентиров для применения обычаев при рассмотрении конкретного конфликта.
Поддерживая в целом эту точку зрения, я все же думаю, что вопрос об определении понятия "принципы обычного права" носит дискуссионный характер и нуждается в дополнительном обсуждении. Представляется, что указанное понятие можно использовать в узком и широком смысле. В широком смысле "принципы обычного права", по-нашему мнению, призваны выполнять две функции. Во-первых, они, как пишет автор, должны давать представление о правовом миропонимании коренных народов. Во-вторых, эти принципы, на наш взгляд, должны определять основные начала взаимодействия "обычного права" с официальной правовой системой. В этом контексте целесообразно было бы рассмотреть систему "принципов обычного права". В данной системе можно было бы выделить две взаимосвязанные группы: 1) принципы правового миропонимания (правосознания) коренных народов Севера; 2) принципы, определяющие основные начала взаимодействия обычного права и официальной правовой системы (введения обычаев в российскую правовую систему).
Некоторые из принципов второй группы уже сформулированы в международном праве. К таким принципам относятся, в частности, следующие. Обычаи должны соответствовать основным правам и свободам человека, определяемым национальной правовой системой, правами и свободами человека, признанными на международном уровне. Вместе с тем учет обычаев и обычного права не должен создавать препятствия коренным народам пользоваться правами, предоставленными национальными законами всем гражданам данного государства и исполнять соответствующие обязанности (Конвенция 1994: 52).
Отдельные принципы введения обычаев и традиций в правовую систему закреплены в федеральных законах об основах правового положения коренных малочисленных народов. Могут применяться только те обычаи и традиции, которые: а) не противоречат федеральным законам и законам субъектов РФ; б) не ущемляют права других граждан и этнических общностей (ФЗ...).
Существуют попытки сформулировать требования, в соответствии с которыми обычаи и традиции могут быть введены в официальную правовую систему. Один из ведущих специалистов в данной области В. А. Кряжков предлагает целый перечень таких требований, которые можно рассматривать в качестве принципов введения обычного права в российскую правовую систему (Кряжков 1999: 21 - 22).
В-третьих, один из центральных - это вопрос о сферах применения обычного права. Автор справедливо отмечает, что в первую очередь к таким сферам относятся традиционное природопользование и самоуправление, а также защита прав коренных народов в судебном порядке. Правовыми обычаями могут регулироваться и некоторые вопросы семейного права и наследства. Действительно, именно в этих сферах традиционно использовались обычаи в качестве регуляторов общественных отношений. И в современных условиях федеральные законы, специально посвященные коренным малочисленным народам, предусматривают юридические предпосылки
стр. 27
для применения обычаев и традиций этих народов прежде всего в указанных сферах. Однако список таких сфер целесообразно, по-нашему мнению, расширить, включив в него следующие: обеспечение занятости и защиты населения от безработицы и муниципальную службу.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1991) (в редакции федерального закона от 10 января 2003 г., N 8-ФЗ) (СЗ 1996); закрепляет общее положение о том, что государственная политика в области занятости населения направлена на "обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости (ст. 5.11); а также устанавливает полномочие органов государственной власти субъектов РФ решать вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости (ст. 7.2). Представленная федеральным законодательством возможность учета правовых обычаев и традиций коренных малочисленных народов Севера в названной сфере имеет большое значение для решения проблемы защиты этих народов от безработицы, поскольку данная проблема продолжает оставаться острой. Северные народы оказались в самом неблагоприятном положении на рынке труда, что обусловливается, в частности, сезонностью их традиционной деятельности, отсутствием необходимого образования, квалификации и их особым менталитетом.
В рассматриваемой статье неоднократно подчеркивается значение опубликованного свода "принципов обычного права" для облегчения работы судов, разрешающих дела аборигенов. И с этим нельзя не согласиться. Но в суд человек обращается, как правило, в крайнем случае, исчерпав другие внесудебные способы защиты своих прав. В повседневной жизни лица, относящиеся к малочисленным народам, чаще всего идут со своими житейскими проблемами к муниципальным служащим органов местного самоуправления; именно с ними они постоянно вступают в различные правоотношения по поводу реализации своих индивидуальных и коллективных прав, защиты интересов. Муниципальные служащие нередко выступают в роли арбитров в конфликтных ситуациях, возникающих между отдельными представителями малочисленных народов, их общинами, иными объединениями - с одной стороны, и промышленными предприятиями, организациями, коммерческими структурами - с другой, в частности, в области традиционного природопользования.
Муниципальная служба, таким образом, является важнейшим инструментом местного самоуправления, от которого в решающей степени зависит эффективность функционирования местной администрации, иных органов местного самоуправления. Но в сегодняшних условиях муниципальная служба пока не вышла из кризисного состояния и не освободилась от таких негативных явлений, как низкий профессионализм значительной части служащих, бюрократизм, взяточничество и коррупция. Эти недостатки отражаются на всех сферах жизнедеятельности муниципальных образований, включая сферу защиты коренных малочисленных народов. Успешное решение существующих в этой сфере проблем тесно связано с необходимостью учета специфики образа жизни населения, его исторических, национальных и других обычаев и традиций. Не случайно федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" включает в перечень основных принципов организации и функционирования муниципальной службы наряду с единством основных требований, предъявляемых к этому виду службы, также требование учета исторических и иных местных традиций (ст. 5.7) (СЗ 1998). Разработка свода "принципов обычного права" будет иметь важное значение для деятельности муниципальных служащих местной администрации и других органов местного самоуправления, а также для государственных служащих региональных и федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав коренных народов Севера.
стр. 28
Литература
Конвенция 1994: 52 - Конвенция МОТ N169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (ст. 8) // Статус малочисленных народов России: Правовые акты и документы / Сост. В. А. Кряжков. М., 1994.
ФЗ... - Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" (ч. 2 ст. 14; ч. 1 ст. 12) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; 2004. N 35. Ст. 3607; Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации (ч. 2 ст. 2, ст. 13) // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" (ч. 2 ст. 4) // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3121; 2004. N 35. Ст. 3607.
Кряжков 1999 - Кряжков В. А. Право и обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм / Отв. ред. Н. И. Новикова, В. А. Тишков. М., 1999.
СЗ 1996 - Свод законов РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 2003. N 2. Ст. 160.
СЗ 1998 - Свод законов РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 2002. N 16. Ст. 1499; N 30. Ст. 3029; 2004. N 35. Ст. 3607.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |