Libmonster ID: RU-9097
Автор(ы) публикации: Л. К. Никитенко

"Дух, филос. понятие, означающее нематериальное начало".

Философский энциклопедический словарь

Проблема определения Духа в философии до сих пор остаётся насущной и даже злободневной, притом, что подойти к формулировке этого определения, казалось бы, очень просто. Действительно, все понимают, что Дух - это не материя, и... Дальше приходит осознание того, что на одном отрицании модели явления не построить, а знакомство с Духом настолько личное и часто трудно идентифицируемое, что желание строить обобщения на такой "необъективной" основе как-то само собой пропадает. Тем не менее проблема остаётся, и с ней надо что-то делать. В этой статье мы попробуем подобраться к определению Духа со стороны материи несмотря на то, что "языка материальности" явно недостаточно для исчерпывающего рассмотрения данной проблемы. Однако, предполагая, что Дух находится в очевидной связи с материей, можно посчитать, что на уровне важнейших оснований материи должна существовать возможность взаимодействия этих альтернативных сущностей, образующих вместе цельное мироздание. Думаю, понятно, что формальным основанием такого подхода может служить идея пансистемности, развёрнутая и в сторону Духа. Кроме того, в отношении духосферы системность может не носить обязательных для материи форм количественной оценки - следовать установлениям известных форм теории информации. Духосфера должна располагать собственной формой информации, выведенной на уровень развитого формального языка и имеющей

стр. 92
генетическую связь с формами информации, действующими на материальном уровне.

Для выработки материальной точки зрения воспользуемся максимально широким определением материи, которым, по сути, является СММВ-теория1: Целесообразно также иметь в виду развитие этой теории в статьях2. В этих работах сомнительной, с точки зрения материальности, может быть признана информация и самый удивительный признак системности - целостность. В отношении информации уже не раз ставился вопрос о принадлежности её к материи3, и он пока окончательно не разрешён. Кроме того, безусловно, не является материей оценка явления, выработка решений с точки зрения целеположения и т. д., т. е. всё, относящееся к прерогативам субъекта - одушевлённой целостности, поименованной "Я". "Я" - это системное явление очень сложной природы4. "Я" включает в себя не только нематериальное содержание, но в значительной степени состоит из материальных форм, дающих приют Духу. Кроме того, рассуждая исторически, мы должны помнить, что наше эго было порождено элементарными потребностями эмбриона и начало развиваться вместе с его развитием5. В дальнейшем, после рождения под действием социума образуется уже социальное "Я".

Теперь о целостности. Целостность - это обязательный формальный признак системы, когда некоторое множество взаимодействующих объектов существует как единое целое в условиях внешней среды, пребывающей в определённом диапазоне значений параметров состояния. Обобщённое понятие среды может включать в себя и некий объект взаимодействия, и любые другие возмущения, которые могут влиять на параметры нашего объекта (в том числе на состав и функциональные характеристики). При этом сам объект должен оставаться в пределах заданных генеральных параметров именно для того, чтобы оставаться целостностью с

1 Никитенко Л. К. Принципиальные основы системной модели материальной Вселенной (СММВ). М., 2004.

2 Никитенко Л. К. О душе // Философские исследования. 2006. N 3 - 4. С. 202; Никитенко Л. К. К вопросу о структуре души // Философские исследования. 2007. N 1. С 29; Никитенко Л. К. К вопросу о возможности построения информационной модели социума (некоторые следствия из очередной попытки оправдания социума) // Философские исследования. 2006. N 3 - 4. С. 111.

3 Никитенко Л. К. Принципиальные основы системной модели Вселенной (СММВ). М., 2004.

4 Никитенко Л. К. О душе // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

5 Там же.

стр. 93
заданными свойствами. Для удобства обсуждения договоримся называть целостности неодушевлённые буквой Бn, а одушевлённые - буквой Яi.

В контексте СММВ-теории Бn и Яi - это целостности сложных двухуровневых систем6. Содержание каждого из уровней в пределах данной целостности находится в динамическом равновесии с контрагентом, обеспечивая эту целостность в том числе с помощью своевременного реагирования на изменения среды. Бn и Яi обладают разными возможностями для сохранения статус-кво. Если Бn пассивен, фактически являясь элементом неодушевлённой среды, то Яi обладает возможностями выбора, а то и трансформации "под себя" внешней среды. Кроме того, Яi может трансформировать себя (до некоторого предела) под свойства изменяющейся среды. Но главное состоит в том, что Яi может до некоторой степени предвидеть грядущее изменение и заранее выбрать оптимальный способ реагирования.

На таких условиях (из которых возникают предпосылки) мы можем в предположительном плане порассуждать о Духе, наделив этим именем всю совокупность явлений, доступных осознанию и не имеющих исчерпывающих оснований в контексте СММВ-теории. В таком случае к духосфере можно отнести прежде всего само "Я", которое, являясь целостностью, не исчерпывается только материальным содержанием. Так, важнейшей функцией "Я" следует считать выработку того или иного отношения субъекта к явлениям окружающей действительности, а также выработки формы поведенческой реакции. Выражается это в том числе в форме самых разных ощущений и сообразных им действий. С другой стороны, совершенно очевидно, что природа "Я" и материальна. Кроме человека, обладающего собственным "Я", существуют ещё и животные, которые также наделены чувством самовыделения из окружающей действительности. Не всё в этом контексте ясно и с растениями. Мало того, ландшафтные, геологические, даже астрономические объекты как целостности обладают характеристиками, не сводимыми к их материальной природе. Так, визуальный контакт человека с объектами "неживой природы" порождает у человека самые разные ощущения и чувства. При этом следует помнить, что визуальный контакт - это реальный физический и, следовательно, вполне материальный акт взаимодействия человека и, например, ландшафта. Человек включает на короткое время в

6 См. сноску 1.

стр. 94
себя ландшафт, и это отражается на изменении не только его материальных, но и вполне духовных проявлений - он испытывает восторг или раздражение, или иное чувство. Происходит это в результате изменения информации вполне материальной составляющей человека. Совершенно так же происходит, если человек просто подумает о данном или каком-то ином ландшафте, поскольку похожий процесс происходит и в условиях Антиподсистемы7. Собственно говоря, любой объект должен считаться причиной тех или иных (пусть самых незначительных) изменений в состоянии взаимодействующих с ним "Я". Существует и обратный процесс влияния неодушевлённых целостностей на человека без участия его сознательной рефлексии. Действительно, историки, например, В. О. Ключевский и Л. Н. Гумилёв напрямую связывали формирование "национальных характеров" с ландшафтом зарождения и преимущественного пребывания тех иди иных этносов и народов. Кроме того, известно о влиянии на состояние человека и социумов незначительных изменений физического состояния окружающей среды. С точки зрения СММВ-теории описанное положение можно сформулировать как явную зависимость свойств целостного объекта от его элементного состава. Таким образом, представляется, что духосфера должна содержать не только титульные Я-целостности, но и как-то учитывать динамику этих "Я", очевидно зависящую от иных, в том числе сугубо материальных, целостностей. Выход один - включить в духосферу все целостности Системы или, что то же самое, все без исключения объекты Вселенной.

Воспользуемся принципом пансистемности и установим, что из всех Яi и Бn составлена система. Тогда в полном соответствии с определением системы следует считать, что такая система также обладает свойством целостности, т. е. является конкретным объектом. Назовём его

С другой стороны, целостность А, составленная в опоре на субъектные целостности (Яi), не может быть просто объектом - это именно Субъект. Причём Субъект, пребывающий в постоянном развитии, интенсивно накапливающий новые Яi и Бn9 Определяя

7 См. сноски 1, 2.

8 Напоминаю, что и математике греческая буква Σ обозначает сумму.

9 В соответствии с Системной моделью Вселенная непрерывно накапливает собственную массу и объём, образуя новые целостности.

стр. 95
новую целостность как субъект А, мы должны чётко понимать, что Субъект пребывает в собственном бытии (для нас - в инобытии), меняясь и приобретая новые качества и цели. Это происходит, с одной стороны, независимо от процессов, связанных с Яi и Бn, а с другой стороны, через А осуществляется опосредованная связь "нашего бытия" с инобытием. Здесь, заметим, не возникает проблемы "дурной бесконечности" в силу того, что на констатации существования инобытия продолжение ряда прерывается.

Попробуем разобраться в роли и функциях Субъекта А в Системе и Вселенной. Первейшая из функций - это введение в Систему единичной плотности, а именно информационного толчка, инициировавшего начало функционирования Системы. В дальнейшем эта единичная плотность либо должна вводиться каждый раз перед началом каждого "прямого хода"10, либо, введённая однажды, должна сохраняться в виде памяти, действуя автоматически. Мне больше нравится мысль "считать, что механизм ввода информации единичной плотности работает в ждущем режиме, активизируясь в конце каждого цикла взаимодействия. Это даёт основание считать существующей связь бытия с инобытием в реальном времени"11, что определяет возможность Системе быть открытой. Кроме того, этот взгляд поддерживает расширение идеи пансистемности за пределы бытия, по крайней мере, на ближайшее инобытие12.

Итак, при разделении целостной Вселенной на материальную и духовную части при условии расширительного понимания идеи пансистемности и на основе СММВ-теории можно интерпретировать Дух как субъектную целостность системы всех целостностей Системы, отражающей Вселенную, существующую в инобытии. При этом Дух обладает и собственным внутренним бытием, являющимся одновременно бытием для нас, для нашей Вселенной.

В высказанном контексте, учитывая выводы СММВ-теории, есть основание считать, что Дух не является однажды заданной формой неизменного содержания. Дух подвержен саморазвитию в контексте развития Вселенной. Кроме того, учитывая, что Дух

10 См. сноску 1.

11 В СММВ-теории одна единица времени вырабатывается в результате каждого акта всеобщего взаимодействия. См.: Никитенко Л. К. Проблема времени // Философские исследования. 2008. N 1.

12 Никитенко Л. К. О формах любомудрия // Философские исследования. 2008.

стр. 96
как целостность существует и в инобытии, он может изменяться и под действием инобытия. Может быть, инобытие точнее называть Сверхбытием?

Трудно сказать, что представлял собой Дух в мгновение информационного толчка. Достоверных сведений об этом у нас нет, да, по-видимому, и не может быть. Мы можем предположить лишь то, что с этого мгновения началась наша Система и образующиеся целостности постепенно через внутреннее бытиё укореняли развивающийся Дух. Можно предположить также, что новорожденный Дух, пребывая в Сверхбытии, имел опережающее (по сравнению с внутренним бытиём) развитие. Точно можно сказать лишь то, что изменения в Духе происходили посредством информации, о формах которой мы, как ни удивительно, можем кое-что сказать. Так как духосфера в принципе представляет собой систему Я-целостностей, то информация, описывающая и обслуживающая этот уровень форм сущего, должна определять закономерности поведения именно таких объектов. Здесь ничего не надо придумывать. Всё уже есть, и мы давным-давно этим пользуемся. Речь идёт, разумеется, о языке как таковом, известном нам по языкам человеческим. Иное название языков - вербальная информация. Понятно, в данном случае речь идёт о протоязыке, принципы и важнейшие формы которого являются структурной основой, формирующей все языки Вселенной13.

Специально отметим, что в связи с жёсткой привязкой информации к духосфере, нам, по-видимому, придётся не признавать информацию материальной.

Итак, можно сказать, что по результатам наших рассуждений мы пришли к пониманию, что Дух, точнее его зародыш, был порождён Сверхбытиём с потенцией саморазвития, которая, актуализируясь в бытии, развивает Дух. Дух в свою очередь в соответствии с программой актуализации, выраженной бытиём, развивает собственное внутреннее содержание, обусловленное прежде всего Сверхбытиём.

И, наконец, следует сказать, что Дух в нашей интерпретации - это не древнее всесильное Божество, которое может действовать по собственному безудержному произволу и вопреки законам природы. Дух, безусловно, являющийся личностью и наделённый свободной

13 Познание принципиальных основ такого языка позволяет открыть доступ к познанию всех и каждого языка Вселенной. Этим может быть обеспечена вселенская коммуникация.

стр. 97
волей, способен осуществлять собственные желания, но в пределах, отпущенных его же собственной природой.

Post scriptum

"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем"

Екклесиаст

СММВ-теория, обладая значительным эвристическим зарядом, оказалась пригодной для анализа гипотезы наличия у души материальной составляющей. Кроме того, вопросы природы, оправдания и анализа социума также оказалось возможным рассматривать средствами СММВ-теории. Мало того, в предварительном плане оказалось возможным рассмотреть Дух, распространив идею пансистемности на духосферу (хотя такой шаг нами уже был сделан в статье о социуме14). Суммируя рассуждения о душе по результатам двух статей, можно сказать, что "...если материальная часть целостного человека принадлежит двум подсистемам, то материальной стороной души мы считаем его антиподсистемную половину. Душа же как целое представляет собой неразрывный комплекс "Я" - внутренний мир человека. При этом "Я" выступает в качестве системного целого. Душа возникает и развивается вместе с зарождением человека, постепенно приобретая всё большую мобильность и условную независимость от подсистемной половинки. Душа формируется как за счёт известных сенсорных каналов, так и за счёт вербальной информации, образуя стабильно динамический комплекс внутреннего мира. Душа в целостном человеке несёт функцию динамической памяти. Кроме того, в соединении с духом она ответственна за оценку явлений миров обеих подсистем, а также выработку решений и соответствующих поведенческих реакций. По-видимому, существование человека в периоде активной роли подсистемы (период жизни человека) необходимо для рождения и формирования души. Эта мысль естественным образом следует из того, что физическая смерть (с точки зрения СММВ) не приводит к уничтожению души. Более того, момент смерти представляет собой начало перехода человека к существованию с иным собственным временем при

14 См. сноску 2.

стр. 98
условии сохранения личности и полноты материальной целостности"15.

Что касается социума, то исходным положением размышлений на эту тему следует считать тезис об оправдании социума через потребность Системы обеспечить управление собственной множащейся массой и объёмом. Функционально социум - это системная среда, обеспечивающая полуавтономное воспроизводство душ как элементов управления объектами Системы. В статье в предварительном порядке проанализированы некоторые закономерности, управляющие социумами, и сделаны выводы в части предупреждения кризисных состояний.

Теперь обратим внимание на имеющиеся соответствия положений и выводов СММВ-теории важнейшим догматам и истинам православия. Первое и главное соответствие состоит в том, что материальная Вселенная СММВ-теории имеет начало в виде информационного толчка. Это обстоятельство подчёркнуто эпиграфом к монографии16, взятым из Благовествования от Иоанна (Евангелие от Иоанна): "В Начале было Слово...". При завершении первого этапа разработки СММВ-теории выяснилось, что собственных ресурсов материи, составляющей Систему, недостаточно для рождения Духа.

Вместе с тем душа в её материальной части оказалась неуничтожимой. Мало того, душа после смерти человека, обладая материальной составляющей, приобретает большую свободу, существуя в Антиподсистеме без видимого ограничения времени существования. Меняется только собственное время субъекта, перешедшего "барьер" активной жизни в Подсистеме. Важно отметить, что мы можем рассуждать о времени "после смерти" только тех субъектов, которые имеют на Земле индивидуально "окрашенные" останки. Но даже при таком ограничении мы достаточно основательно можем рассуждать о "бессмертии" души. Обратим внимание на то, что в православной традиции душа человеческая бессмертна и представляет собой "вторую половинку" целостного человека17, чему полностью соответствует представление о душе, следующее из Системной Модели.

15 В нашем случае полнота материальной целостности означает, что кроме материальной стороны души, обитающей в Антиподсистеме, мы должны также иметь присутствие в Подсистеме. Эту роль выполняют наши материальные останки.

16 См. сноску 3.

17 Душа // Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. 1993. С. 805.

стр. 99
По результатам рассуждений о Душе (в контексте СММВ-теории) показано, что важнейшим инструментом формирования внутреннего мира любого субъекта, главным образом, является вербальная форма информации или Слово. Внутренний мир каждого субъекта является "суверенной территорией" данного субъекта, проникновение на которую может быть даже запрещено и всегда ограничено. Напомню, что Антиподсистема в общем случае является отражением Подсистемы. В Антиподсистеме имеются объекты и субъекты, которые действуют в ней достаточно свободно. Человеческая душа, перешагнув порог жизни, оказывается в совершенно непривычных для себя условиях, по-видимому, достаточно агрессивных. Душе требуется защита, патронаж, по крайней мере, на первое время. С точки зрения СММВ-теории условия искусственного происхождения в Антиподсистеме могут быть образованы с помощью вербальной формы информации и в пределах внутреннего мира какого-либо персонажа, действующего в этой подсистеме. Поэтому, свежеперешедшая, (на тот свет) душа имеет, по сути, только две возможности: либо остаться один на один с "дикими" условиями Антиподсистемы, либо так или иначе оказаться под патронажем некоторого субъекта. Совершенно понятно, что предпочтительной оказывается возможность существования в лучших условиях. Таковыми с очевидностью являются условия внутреннего мира субъекта, находящегося под патронажем самого Творца. Рай - так, по-видимому, следует называть условия, в которые в этом случае может попасть душа человека. Субъектов, способных предложить условия, приближенные к Райским, немного, но они есть. Это весь ряд основоположников важнейших мировых религий. Прежде всего это Иисус Христос, стоящий особняком от других личностей этого ряда - Моисея, Будды, Магомета. Иисус Христос - это совершенно особая личность. Судя по сообщениям евангелий, Он после перехода в мир иной оказался лишён материальных останков на Земле и, следовательно, Душа Его не могла обладать полнотой целостности. Поразительно, но более двух тысячелетий назад эта Проблема была решена "адекватно" представлениям системной модели. А именно, на Земле искусственно было воссоздано "Тело Христово" - его церковь. Таким образом, в Антиподсистеме оказалась не утраченной Душа Христа, которая и является надеждой и целью земных христиан. Могут предоставить приют с условиями, приближающимися к райским, важнейшие адепты мировых религий, например, все (кроме Иуды Искариота) апостолы Иисуса Христа. Разумеется, приём переселяющихся огра-

стр. 100
ничен некоторыми условиями, исполнение которых составляет суть и основание морали человека. Центральным стержнем важнейших установлений внутренней организации человека, дающего "пропуск в Рай", являются, как известно, Десять заповедей Моисеевых, возглавляемых заповедью Иисуса Христа.

Обратим внимание на то, что во всех мировых религиях существуют обряды "сопровождения" покойников в мир иной. Такой обряд, по-видимому, имеет целью в том числе предупредить принимающую сторону о принадлежности перемещённой души к соответствующей религиозной конфессии. Могут предложить приют и иные, даже все прочие субъекты, однако условия существования, понятно, будут далеко не райские.

Таким образом, выводы, следующие из СММВ-теории, оказываются совпадающими или по крайней мере не противоречащими важнейшим мировоззренческим положениям, содержащимся в установлениях Христианства.

* * *

В заключение напомню, что на этапе разработки составной частью СММВ стали математика, теория информации, астрофизика, физика в некотором смысле экономика. Развивая в дальнейшем тенденцию расширения числа патронируемых наук, мы, возможно, придем к выводу, что Системная модель является формальным воплощением мысли единства Мира.

Важнейшим актом, служащим объединительным целям, стало распространение идеи пансистемности (толка СММВ-теории) за пределы материальности. Это позволило продуктивно рассмотреть вопросы, связанные с существованием души, Духа и социума. Удалось впервые предложить обоснованные модели этих сущностей. При этом основные свойства упомянутых сущностей, проявленные этими моделями, полностью совпали с их свойствами, объявленными Православной традицией. Очевидно, что религия пользуется иными, отличными от научных, способами постижения Истины. Таким образом, и это очень важно, предположительно мы показали равноправие разных путей приобретения знания, дополнительно получив очень важный канал его верификации. Наконец, высказанные обобщения делают всё более обоснованными претензии СММВ-теории на онтологизацию путём расширительного толкования идеи пансистемности.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ДУХЕ-средствами-СММВ-теории

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. К. Никитенко, О ДУХЕ (средствами СММВ-теории) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ДУХЕ-средствами-СММВ-теории (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. К. Никитенко:

Л. К. Никитенко → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
812 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3140 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О ДУХЕ (средствами СММВ-теории)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android