Libmonster ID: RU-9091
Автор(ы) публикации: В. М. Пучинский

Познанию, как выражению объективного существования природы субъективным содержанием, свойственна априорность, предварительная познанность, предшествующая субъективному содержанию и состоящая в материальных смысловых структурах мозга и тела субъекта.

В случае непосредственного познания с помощью восприятия, представления и примыкающего к ним мышления, априорность обуславливает то, что можно назвать отражением определенного уровня познаваемой природы субъективным содержанием. В другом крайнем случае - при познании непосредственно невоспринимаемого предмета (микромира) - априорность обуславливает теоретическое воспроизведение, позволяющее в определенной мере "владеть" микрообъектами.

И. Кант выразил взаимоотношение природы и познания в виде представления об априорности и с непознаваемой вещи в себе. Априорность выступает как преграда, отделяющая познание от природы. Необходимо исходить из того, что априорность познания непрерывно создается природой при развитии субъекта в обществе. Априорность соединяет познаваемое и субъективное содержание, вырабатываемое познанием. Познание ведется природой через априорные структуры.

Априорность представлена наполнением мозга и тела субъекта, которое изменяется при развитии субъекта в обществе и неукоснительно обусловливает появление нового субъективного содержания и его характер. Существенно, что такое наполнение, во-первых, представлено материальными структурами мозга и тела субъекта, а во-вторых, оно смыслосодержащее, смысловое. В последнее время психолога говорят об "образе мира", определяющем

стр. 47

наше представление и мышление. Но этот "образ мира" как бы представляется идеальным. По существу таким предшествующим образом мира является материальное смысловое наполнение мозга и тела субъекта. Материальность внутреннего смыслового наполнения очевидна, поскольку возможность познания и понимания сохраняется в субъекте независимо от сознательной деятельности и в ее отсутствии.

Живые материальные структуры мозга и тела субъекта кодируют смысловые, содержательные отношения действительности и составляют мощный смысловой массив, определяющий содержание и характер познания. При развитии субъекта в обществе (начиная со стадии ребенка) в его мозге и теле создается мощное материальное смысловое наполнение, включающее в кодированном виде предметы действительности, их группы, свойства и действия. Оно обеспечивает узнающее осознание и понимание предметов действительности при восприятии.

Внутренние материальные смысловые структуры сложны, они не выражают непосредственно смысловые отношения, а их кодируют. Материальные смысловые структуры - это не модели смыслов, а их коды. Они раскодируются в субъективный вид при взаимоотношении материальных процессов, идущих в смысловом массиве, с цельностью субъекта Сформированная в ходе развития субъекта его личностно-смысловая система включает два уровня - смысловой и личностно-мотивационный. Материальная система смыслов обуславливает возможность сознавания, понимания, представления и действий. Она состоит из двух слоев - первичного слоя смыслов, включающего ранее воспринятые предметы, их связи и сообщества, и надстроенного над ним выходящего нарушу речевого слоя. Материальная личностно-мотивационная система обуславливает необходимость сознавания, понимания и действий. Она реагирует на важные требования жизни, обобщенно, но неукоснительно, требует определенного вида поведения. В соответствии с ситуацией (прошедшей, текущей, будущей) она вызывает необходимость тех или иных действий, их основную направленность [3. С. 37].

"Отделенность", противопоставленность материального смыслового массива субъективному содержанию и позволяет говорить об этом образовании как априорном и предшествующем субъективному познанию. Материальность смысловых преобразований определяет неукоснительность их действий в познании, подобную инстинкту.

Факт материального смыслового наполнения проявляется в

стр. 48

особенностях появления субъективного содержания. Остановимся на некоторых моментах.

Для психического отражения характерен содержательный "избыток" над непосредственно ощущаемым, каковой может обуславливаться только внутренними материальными смысловыми структурами, локализованными в субъекте. Для случая восприятия предметности образ не адекватен предмету, представленному проекцией вещи на сетчатке, образ воспринимается с "дефектом" константности восприятия. Восприятие вепти на уровне ее функциональных свойств тем более выходит за восприятие структуры тела. Функциональные свойства не есть нечто, находящееся в структуре тела, они обычно лишь "обозначаются" этой структурой и требуют для расшифровки подсоединения действующего субъекта.

Анализируя речь опытного оратора, можно видеть, что она происходит как бы "бессознательно": содержание высказываний не проецируется непрерывно в сознании. Сознательно контролируется соответствие высказываемого общему замыслу, направлению речи. Течение речи управляется материальными смысловыми образованиями, сложившимися при подготовке речи.

Содержание производимого текста не порождается единолично входящими в него словами. Здесь действуют структуры, отвечающие за направление и содержание текста. Субъект чувствует замысел текста или его общее содержание, но в этих субъективных чувствованиях не заключено субъективное содержание текста. Оно управляется соответствующими материальными смысловыми образованиями.

Материальные смысловые образования позволяют излагать содержание по-разному, другими словами или на других языках. Речевые системы разных национальных языков по-разному входят в систему смыслов субъектов (разные лексики и грамматики). Однако, входя во внутреннюю систему смыслов, речевая система не нарушает ее возможности как системы, отражающей объективную действительность. Ибо различные речевые системы лишь по-разному категоризируют мир, представленный в материальной системе смыслов, не меняя его [3. С. 42].

Обусловленность психического познания материальными смысловыми отношениями находит свое прямое выражение в субъективной сфере, отражающей эти отношения несодержательными констатирующими чувствами, составляющими значительную долю субъективного психического. Констатирующие чувства необычны. Они не указывают содержательно на свойства и действия предме-

стр. 49

та, фиксируя лишь наличие их в системе смыслоп [2. С. 37]. Так, восприятие простого текста, описывающего обыденную ситуацию, может сопровождаться не содержательным представлением ситуации (например, "домик у дороги"), а констатирующим чувством "понял". Читая нехудожественный текст, мы имеем дело с отношениями слов и их групп, которые не раскрываются тут же через определение понятий, но мы констатирующе чувствуем возможность таких определений и поэтому ощущаем понятость текста.

Констатирующие чувства отражают отношения к внутренним материальным смысловым структурам и отношения этих структур. Восприятие абстрактного текста состоит, по-существу, в чувствовании отношений слов и других структурных элементов текста к внутренним материальным смыслам и в чувствовании отношений этих смыслов. Все это сопровождается осознанностью, т.е. чувствованием возможности открытия субъективного содержания, выражаемого этими отношениями. При необходимости субъект всегда может истолковать слова и фрагменты текста и весь текст, определить или объяснить входящие в него понятия.

Констатирующим является чувство реальности воспринимаемого предмета, которое состоит в отпущении возможности множества действий с предметом (ощупать и т.п.). К сложным констатирующим чувствам относятся чувство ценности мысли, целостности (слова, восприятия, теории и др.), истинности и др. Эти чувства обладают неукоснительной силой, отражая наличие материальных смысловых отношений, т.е. основы психического познания. Так, чувство истинности абстрактного текста состоит в ощущении соответствия его организации внутренним материальным смысловым структурам.

К констатирующим чувствам относится чувство осознанности, которое следует отличать от содержательного понимания. Чувство осознанности можно определить как ощущение возможности множества действий с предметом (в представлении, мышлении, натурных действиях) без указания того, каковы эти действия. Состояние сознаниия есть род действия субъекта, охватывающего предмет одновременным (параллельным) несодержательным чувствованием возможностей различных действий с ним. Несмотря на отсутствие содержания в субъективной стороне осознанности, она действенна, ибо отражает действительные, т.е. материальные, смысловые возможности субъекта и говорит о способности содержательного выражения различных свойств предмета при понимании. Мы не всегда воспринимаем содержание текста, предмета, но осознаем

стр. 50

его наличие и возможность объяснения и поэтому испытываем чувство понятости.

От сознания отличается содержательное понимание предмета, которое представлено актуальными чувственно-двигательными моделями действительности, опирающимися на унифицированные языковые структуры речи. Каждый фрагмент понимания и понимание в целом базируются на осознанности, свидетельствующей о том, что субъект может при необходимости пояснить или интерпретировать высказывания и его фрагменты [5. С. 100].

Из всех психических процессов научное творчество наиболее тесно связано с объективным (общественным) процессом познания. Творчество происходит как неосознаваемое преобразование материальной системы смыслов субъекта, которое неожиданно оканчивается осознанием замысла решения, включающее чувство истинности этого замысла При этом часто оказывается, что возникшее решение (замысел) не совпадает с тем подходом, который субъект мыслил при сознательной работе над проблемой [4. С. 87].

Обобщенность является исходной (простой) формой познания, действия рассудка вне условий конкретной реальной обстановки всегда обобщены. Подчиненность частного общему, включенность его в общее заложена в структуре системы смыслов, в которой смыслы, ответственные за общее, строятся из материальных смыслов более низких по степени общности. Частные субъективные смыслы выделяются в условиях конкретной реальной обстановки [4. С. 88].

Отметим один важный момент, указывающий на развитие материального смыслового наполнении субъекта. Выведение частностей из общего происходит в субъективной сфере в виде дедуктивного вывода. Но показательно, что процесс обобщения частных явлений не происходит в субъективной сфере, не является логическим процессом. В логике, по-существу, отсутствует теория индуктивного обобщения. Дело в том, что обобщение частностей выходит за пределы субъективной сферы, оно находится в сфере общественного познания, в ходе которого развиваются материальные смысловые системы, соответствующие обобщению частностей в новом законе, теории. Жизнь в обществе создает материальные смысловые структуры субъектов, соответствующие новому познанию. Новая обобщающая теория или закон делаются "способом мышления" людей [4. С. 89].

стр. 51

* * *

Можно выделить три вида познания по принципу непосредственной доступности предметов познания и характера возникновения априорности.

1. Науки, познающие непосредственно воспринимаемые предметы, которыми мы можем "владеть" непосредственно. Примеры: география, зоология. Сюда же можно отнести палеонтологию, изучающую ископаемые остатки, например динозавров и восстанавливающую их внешний вид и поведение. Отсутствие возможности воспринимать динозавров в натуре не принципиально. В этих науках принципиальную роль играют восприятие и представление.

2. Науки, изучающие предметы, принципиально не доступные непосредственному восприятию. Это физика микромира. Сюда же относится изучение галактических объектов. В физике микромира мы принципиально владеем предметами опосредованно, через макроприборы и макроустановки, построенные в соответствии с законами и теориями физики. В физике микромира главную роль играет теория.

3. Чисто теоретическая наука, имеющая дело с идеальными конструкциями, каковой является чистая математика.

Остановимся на познании природы через непосредственное восприятие и представление. При этом в познание природы явно привносятся особенности познающего человека. Прежде всего на восприятии сказываются особенности человека как макросущества Это проявляется в том, что в непосредственном познании, т.е. восприятии и представлении, действительность дана в макрооранжировке. Восприятию и представлению не дан непосредственно микромир и мегамир. Восприятие и представление "вырезает" из бесконечно глубокой и широкой природы мир отграниченных макровещей, размеры которых соизмеримы с размерами и перемещениями человеческого тела. Следует отметить, что восприятие преобразовывает вещи. Дело в том, что вещи в природе не отграничены как отдельные, они имеют не сплошные поверхности и проницаемы для частиц и полей. Однако в восприятии и представлении поверхности вещей одеты внешними ощущениями и выступают как непроницаемые, а вещи как отдельные, являющиеся предметами непосредственных действий субъекта. Исходным моментом макровыделенности предмета является то, что человек есть макросущество, которое может воздействовать на окружающий мир только механически, частями своего тела. Если бы могло обладать психикой некое существо,

стр. 52

способное целенаправленно воздействовать на окружающую природу не путем механических перемещений, а с помощью микропроцессов (например, с помощью полей или химических реактивов, исходящих из его тела), то восприятие субъекта не было бы макрорасчлененным. При указанном преобразовании вещи выступают в восприятии как реальные, находящиеся во внешнем пространстве (предметы). Отражение предметности есть несодержательное, невыразимое чувствование, которое не может быть непосредственно выражено, его выражают через опосредованные операции ("я могу подойти к вещи, ощупать ее"). Практическому восприятию вещи свойственна включенность реальной вещи, находящейся вне нас, в образ ее, образ слит с вещью.

Мир восприятия выделен как особый объективный мир. Это объективный и реальный мир практического обыденного восприятия, являющийся предметом непосредственных действий субъектов. Реальный мир восприятия является как единственный объективный мир, в котором мы непосредственно живем и вещи которого мы только и представляем себе. Непосредственно, без помощи научной теории, без помощи приборов, построенных по данным науки, субъект не в состоянии выйти за пределы этого мира. В отличие от мира самого по себе мир восприятия есть не "слепой" ("физический"), а заключенный в субъективных модальностях (ощущениях), пытаясь представить вещи сами по себе вне нашего восприятия, мы представляем их в том виде, в каком мы их воспринимаем. Практически в жизни людей мир восприятия выступает как мир внешний и реальный, т.е. объективный. В мире восприятия цвет, запах и т.д. выступают (при практическом, реальном, а не воображаемом восприятии) не как субъективные реалии, а как неотъемлемые качества реальной вещи, находящейся вне нас. В этих качествах (свойствах) выступают реальные вещи, столь реальные, что можем практически действовать с ними.

Изложенные выше представления требуют, по нашему мнению, чтобы при общих (философских) рассуждениях мы имели в виду в качестве "мыслительного материала" не два, а три мира: полный объективный мир, объективный мир восприятия и мир вторичных реалий, т.е. воображаемых "образов", "мыслей". Полный объективный мир - это бесконечно глубокий и широкий мир существования природы. Он вне восприятия и познания. Объективный мир восприятия имеет собственное существование, конституированное жизнью людей, одновременно он есть образ полного мира, выражающий отдельную сторону (макровещи) полного объективного

стр. 53

мира. У материалистов есть тенденция подменять объективный мир восприятия миром образов, чувств. Мир образов, чувств воображаем как идеальный мир, а как производное материальных смыслов, субъективен. Он однако играет реальную роль в жизни и культуре людей, реален в том смысле, что конституируется идеальной системой, выходящей за пределы субъекта, в первую очередь коммуникативными отношениями людей.

Многие философы принимали реальность практического мира восприятия. Так, Л. Витгенштейн (периода "Логико-философского трактата") видел значение научных данных в сводимости их, в конечном итоге, к "атомарным фактам" практического мира восприятия. Теоретические положения, которые невозможно свести к воспринимаемым явлениям, лишены значения. Э. Мах полагал, что данные науки служат языком для описания и предсказания явлений мира восприятия. Для Беркли мир восприятия является предметом объяснения. Отрицая существование полного объективного мира, он объяснял мир восприятия путем сведения его к субъективному миру ощущений, реальному в Боге. Материалисты, принимающие в качестве объективного мира полный мир, существующий вне ощущений субъекта, также не могут избежать объективного мира ощущений. Ф. Энгельс писал: "В тех границах, в которых мы на практике имеем дело с вещами, представления о вещи и ее свойствах совпадают с существующей вне нас действительностью". Правда В. И. Ленин оспаривал правильность перевода этого положения с немецкого [1. С. 63].

Макроструктурность восприятия сказывается на особенностях истории познания. В начальный период развития наук наибольших успехов добились учения о движении макротел и общей "парадигмой" являлся механицизм. Надо отметить, что еще и ныне техника и технология часто владеют своими объектами без достаточных знаний механизмов, наполняющих эти объекты. Так, еще недостаточно глубоки теоретические знания о механизмах трения, электрического тока, процессов в тепловых машинах, о химических реакциях, металлургических процессах и др., хотя человек владеет этими явлениями. На невоспринимаемые непосредственно предметы микромира мы можем практически действовать только через макроустройства.

Можно сказать, что априорность познания через восприятие состоит в наличии в материальной системе смыслового наполнения возможности множества действий субъекта. Это наполнение отражает собой воспринятые вещи и их свойства в ходе развития субъ-

стр. 54

екта. Такие возможности реализуются во внутренних движениях и смещениях в теле субъекта, тем самым вносятся такие изменения в микропроцессы жизни тела, которые в отношении к цельности субъекта являются субъективной содержательностью. Внутренние кодирующие материальные смысловые структуры не подобны субъективной содержательности. Но можно предположить, что субъективная содержательность подобна внутренним движениям и смещениям в теле субъекта. Элементами субъективной содержательности являются неразрывно связанные между собой чувственность (ощущения), основанная на процессах жизни тела, и смысловость, основанная на внутренних и внешних движениях тела. Обе стороны исходят из особенностей жизни как воспроизводства организма за счет внешнего вещества [1. С. 83]. Чувственность, основанная на процессах жизни тела, выступает как присущность психического субъекту (переживаемость) и как напряжение субъекта к действиям. Чувственность является существенным обозначением множества возможных действий, представленных материальными смысловыми структурами. Сложные внешние ощущения выражают реальность и находимость предмета вне нас, поскольку чувственно представляют собой множество простых действий с предметом. Объективность предмета и состоит в чувствовании множества простых действий с предметом (касаний, захватов). С другой стороны, внутренние движения в теле субъекта (вызванные, например, эмоционатьной напряженностью целостности субъекта) вызывают такие отклонения в микропроцессах жизни тела, которые в отношении к целостности тела выступают как чувствование субъективной содержательности. Основой, так сказать, принципом психического отражения являются действия субъекта, что обуславливает объективнссть восприятия при субъективных "чувственных данных". Надо полагать, что непосредственные действия с вещами являются основой формирования отраженной структурности непосредственного мира. При развитии ребенка действия руками или зрением специфически "сканируют" предметы, а с другой стороны, "входят" внутрь, оказывая формирующие смысловые воздействия на структуры мозга и тела. Действия руками создают материальный образ, отвечающий различным явлениям данной вещи. Действия служат выделению главных частей и свойств предмета, определяя возможность восприятия различных экземпляров вещи данного вида. Обобщенный образ вещи у ребенка формируется не как инвариант внешнего вида вещей данного типа. Общая схема вещи формируется при действиях с ней; действия выделяют главные части, свойственные

стр. 55

всем экземплярам данного типа вещей. Так, все ложки самых разных форм и размеров имеют ручку и "рабочую" часть.

Главным, ведущим в восприятии вещей является восприятие их расположения и формы, а не цветоощущений. При полном отсутствии зрения восприятие имеет место, причем как восприятие макрорасположения, макроформы. Расположение и форма вещей являются объективными качествами полного мира, они выделяются взаимодействиями, соответствующими уровню макровещей мира На этой ступени действуют совокупные молекулярные силы, обуславливающие непроницаемость тел в механических взаимодействиях (их твердость, упругость, пластичность). Макроформа вещи выделена как совокупность граней (поверхностей) тела, на которых происходит непосредственное макровзаимодействие (столкновение, нажатие) данного тела с другими. Объективно форма вещи выделена макровзаимодействиями тел, хотя вещи и проницаемы для микровоздействий. Это значит, что и в механизм восприятия субъекта должен входить класс воздействий, соответствующих макроструктурности вещи, т.е. субъективные макродействия на вещь. Именно макродвижения субъекта являются основой внутренних материальных смыслов, определяющих объективность восприятия [1. С. 74].

* * *

Переходя к познанию невоспринимаемого, следует отметить, что познание микромира как бы двойственно. С одной стороны, мы имеем дело со связями микроявлений с макроявлениями (через приборы и макроустановки). Этим в основном занимаются физики-экспериментаторы. С другой стороны, физики-теоретики создают теории, описывающие микрообъекты в их микрообстоятельствах. Главной загадкой является появление у человека этих теорий, ибо они, по-видимому, не выходят из воспринимаемой действительности.

Хотя при познании микромира сказывается особенность нашего непосредственного восприятия (мы можем представлять микрообъекты как частицы, т.е. как некие вещи), но в целом мир микрочастиц есть особый теоретический мир. Содержание микромира, выражаемое физиками-теоретиками, во-первых, не получается непосредственным восприятием, во-вторых, оно весьма необычно и странно. Физики могут задаваться вопросом: достаточно ли сумасшедшая та или иная идея о микромире, чтобы быть истинной?

стр. 56

Однако содержание физики микромира обладает определенной исторической целостностью и позволяет владеть микропредметами через приборы и макроустановки, приводит к познанию внутренних свойств материалов, к конструированию устройств, полезных людям (компьютеры, лазеры и др.).

Априорность познания микромира состоит в смысловых материальных структурах мозга и тела физиков, кодирующих теоретическое содержание микромира и создающих его. Спрашивается, как создается теоретическое содержание микромира, если при создании этого содержания не используется непосредственное содержание микродействительности. Этот же вопрос возникает и относительно чистой математики, которая имеет собственную реальность, собственные предметы и собственное внутреннее развитие, исходящее из предыдущего состояния. Теоретическое познание микромира и чистой математики исходит непосредственно из человеческой головы, и проблема развития подобных наук есть проблема развития человеческого мозга, которое входит в историческое развитие познания, составляет часть его [4. С. 85].

Мозг не изымает теоретические представления о микромире из действительности микромира, он создает их. Особенностью теоретического познания является использование идеальностей, в которых схематизм доведен до крайней степени отрешенности от воспринимаемой действительности. Идеальности есть условные схематические, не существующие в объективной действительности предметы, порождаемые теоретической стороной познания, которые создаются и вводятся людьми для познания действительности и "владения" ею. В создании теоретического микромира участвуют воспринимаемые связи микроявлений с макрообстоятельствами, а также знания о микромире и их связи, возникшие в ходе предыдущего развития познания. Однако этого недостаточно для выражения иевоспринимаемого микромира, ибо очередные теоретические представления должны соответствовать действительности его. Мы здесь стараемся подчеркнуть существование еще одного канала связи априорности познания микромира с действительностью [4. С. 86].

Действительность в познании действует не только через восприятия и представления и рассуждения о них, но и непосредственно преобразуя материальные смысловые структуры субъекта в жизни. Априорность теоретического познания создается прежде всего в самом слепом существовании природы, включающем существование субъекта в обществе. Здесь первую роль играет не сознательное

стр. 57

восприятие научных данных, а невоспринимаемый процесс жизни субъекта в обществе, формирующий субъекта как создателя новой теории. В этих создающих субъекта воздействиях внешней жизни возникают его способности к теоретической деятельности, которая не связана с действительностью эмпирически. Новые теории и законы открываются в ходе исторического развития через создавание в системе смыслов материальных "картин", соответствующих новым законам и теориям. Эти "картины" обобщают множество явлений и могут развертываться в словесное и символическое описание микромира.

Можно предположить, что существует специальная общественная познающая структура. Развитие наук есть процесс общественный, он имеет своим "субстратом" определенные структуры общества. Познающая структура с "вставленными" в нее материальными системами смыслов субъектов широко связана с природой и преобразуется ею по общественным законам познания. О наличии общественной познающей системы свидетельствуют особенности развития познания [4. С. 87].

Априорность как ступень познания возникает в объективных материальных процессах в мозгу и теле субъекта и действует с неотвратимостью инстинкта Можно предположить нечто подобное, обсуждая происхождение животного мира в природе. Речь идет о таких функциях животных и их поведении, которые образуются как бы по разумному плану и не объяснимы теорией Дарвина. Приведем примеры. Жук бомбардир обороняется выделением взрывчатой смеси, образуемой в реакционной камере при вбрасывании в нее в момент опасности составляющих смеси, хранящихся порознь. Каждая составляющая по отдельности бесполезна и поэтому, даже возникнув, не могла быть закрепленной естественным отбором [6. С. 51]. Поведение петуха "сорных кур", который выдерживает яйца в инкубаторе, создаваемом им в виде большой кучи сора. Когда куры снесут яйца в кучу, он сутками обслуживает инкубатор. Меряет температуру в куче, и если она выше нормы, разгребает кучу, а если ниже - нагребает. Невозможно представить себе, что такое целостное поведение возникло в ходе естественного отбора Можно предполагать, что в сложной системе (организма), включенной как целостность в сложную обеспечивающую жизнь среду, может возникнуть нечто вроде "материального рассудка", результатами которого является не субъективный план развития, а само материальное образование в виде совершенной структуры, обеспечивающей сложную функцию или инстинктивное поведение.

стр. 58

ЛИТЕРАТУРА

1. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

2. Пучинский В. М. Материальные смысловые отношения в психическом познании // Философские исследования. 2006. N 2.

3. Пучинский В. М. О субъективности психического // Философские и следования. 2005. N 3 - 4.

4. Пучинский В. М. Субъективность психического как предмет изучения. О теоретическом познании и логике // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

5. Пучинский В. М. О системе смыслов и логике // Философские исследования. 2007. N 2.

6. Штеренберг М. М. Опыт религиозно-научного подхода к проблеме биологи ческой эволюции // Философские исследования. 1996. N 32.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МАТЕРИАЛЬНОЙ-АПРИОРНОСТИ-ПОЗНАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. Пучинский, О МАТЕРИАЛЬНОЙ АПРИОРНОСТИ ПОЗНАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МАТЕРИАЛЬНОЙ-АПРИОРНОСТИ-ПОЗНАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
908 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О МАТЕРИАЛЬНОЙ АПРИОРНОСТИ ПОЗНАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android