Libmonster ID: RU-10125
Автор(ы) публикации: Г. ФЕТИСОВ

Г. ФЕТИСОВ, член-корреспондент РАН, директор Центра изучения проблем региональных финансов государственного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил"

(Предложения для "Группы двадцати" по финансовым рынкам и мировой экономике)

В последние десятилетия ускорился процесс глобализации мировой экономики и в первую очередь финансовой системы, однако координационный орган для регулирования глобальных финансов не был создан. Функции международных финансовых организаций (МФО), возникших в рамках Бреттон-Вудской системы, более узкие. Образовавшаяся коллизия получила разрешение в форме глубокого мирового финансово-структурного кризиса. Стала очевидной потребность в международном органе, способном выработать и реализовать программу согласованных антикризисных мер. В качестве такого органа мировые лидеры выбрали саммиты 20 ведущих развитых и развивающихся стран (G20).

С 1998 по 2008 г. в них участвовали министры финансов и главы центробанков. С конца 1999 г. установилась формула "19 стран плюс представитель ЕС - официальные участники, а также главы международных финансовых организаций - неофициальные участники".

Саммит глав правительств стран G20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как "первое заседание постоянно действующего совещания". Соответственно в Декларации Вашингтонского саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике1 был сформулирован исходный перечень конкретных мер (План действий по реализации принципов реформы). Были также даны поручения министрам и экспертам подготовить дополнительные рекомендации. Часть из них должна быть выполнена к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского саммита "Группы двадцати" 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть - среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены.

Вашингтонскому саммиту предшествовал саммит G20 министров финансов и глав центробанков в Сан-Паулу 7 - 8 ноября 2008 г. В его Декларации2 были сформулированы важнейшие положения относительно причин, последствий и путей


1 См.: Declaration of the Summit on Financial Markets and the World Economy. www.g20.org/Documents/g20_summit_declaration.pdf; Декларация саммита "Группы двадцати" по финансовым рынкам и мировой экономике, www.kremlin.ru/events/articles/2008/11/209291/ 209303.shtml.

2 См.: www.g20.org/Documents/2008_communique_saopaulo_brazil.pdf.

стр. 31

преодоления мирового кризиса, которые позднее были развиты в Декларации саммита лидеров стран "Группы двадцати". Аналогично перед Лондонским "большим" саммитом министры финансов и главы центробанков собрались в Хоршеме (Великобритания) 13 - 14 марта 2009 г. и приняли Декларацию3. По оценке обозревателя газеты "Telegraph.co.uk" Эд. Конвэя, ее объем сократился вдвое по сравнению с проектом. Это отражает противоречие между стремлением европейцев усилить регулирование финансовых рынков и желанием США определить конкретные задачи по оказанию финансовой помощи как банкам, так и всей экономике. В Декларации акцент вновь сделан на мерах по вливанию ликвидности в экономику и отказе от протекционизма. Во многом это шаг назад по сравнению с Декларацией саммита G20 в ноябре 2008 г., в которой, пусть весьма обтекаемо и неконкретно, но все же названы "коренные причины нынешнего кризиса" (подробно они рассмотрены ниже).

Некоторые из рассматриваемых предложений будут реализованы в новых процедурах и методиках финансового регулирования и пруденциального надзора, устанавливаемых такими актами, как документ Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II). Судя по Отчету о прогрессе, достигнутом в выполнении Вашингтонского плана немедленных действий, эта работа интенсивно ведется или завершена в ряде организаций, а также рабочих групп специалистов, привлеченных в рамках выполнения указанного плана4.

Однако, как говорится, "дьявол скрывается в деталях". Именно особенности конкретных процедур предопределили неспособность сложившейся системы финансового регулирования противостоять стихии глобального финансового рынка. Поскольку "гуру" с Уолл-стрит, из МФО, национальных регулирующих и надзорных органов не только "проспали" глобальный кризис, но и прямо его усиливали5, научное сообщество, независимые эксперты должны участвовать в разработке и обсуждении антикризисных мер на равных с "творцами кризиса", которые теперь возглавляют борьбу с ним. При этом цели антикризисного регулирования необходимо уточнять по мере преодоления кризиса, а также углубления теоретических представлений о его природе с учетом результатов реализации антикризисных мер.

О целях антикризисной политики и государственного регулирования финансово-экономической системы

В числе критериев успешности экономического развития можно выделить поддержание высоких темпов экономического роста, обеспечение занятости и повышение доходов граждан. В соответствии с ними и надо формулировать цели антикризисной политики и антикризисного регулирования в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Но, хотя кризис начался еще в 2007 г., вопрос о конкретных целях антикризисного регулирования в развитых странах до сих пор не решен. Более


3 См.: www.g20.org/Documents/2009_communique_horsham_uk.pdf.

4 См.: www.g20.org/Documents/g20_washington_actionplan_progress_140309.pdf.

5 В пункте 6 Сан-Паулуской декларации прямо говорится о проблеме процикличности систем регулирования финансовых рынков и систем надзора. Аналогичные пункты есть и в последующих документах.

стр. 32

того, далеко не все эксперты, чиновники и бизнесмены понимают, что с точки зрения интересов общества возврат к прежнему состоянию экономики не только невозможен, но и нежелателен.

Во-первых, многие пиковые показатели развития фондового и денежно-кредитного рынков, рынков недвижимости и сырья в 2007- 2008 гг. (особенно в США) отражали не экономические успехи, а степень перегретости рынков и масштабы надувания ценовых пузырей. Эти пузыри лопнули, и надувать их снова незачем. Отсюда следует, что антикризисная политика должна иметь структурный характер. Для всех отраслей экономики и рынков необходимо определить целевые уровни государственной поддержки как по объемам производства или оборота, так и по уровню цен активов. Важнейшим критерием определения уровней поддержки должна стать максимизация числа сохраняемых рабочих мест на единицу бюджетных затрат (или предоставляемых кредитов). Другой критерий - величина мультипликатора общественного спроса на единицу бюджетных расходов.

Кроме того, экономическая политика должна иметь антициклический характер, обеспечивая равномерный устойчивый рост на неинфляционной основе, без обвалов и перегревов как в области производства товаров, так и на финансовых рынках. Поэтому пузыри (например, на рынках акций или недвижимости) нужно мягко сдувать и больше не надувать, как бы этого ни хотелось группам специальных интересов. Эта сложная задача требует согласованной работы государства, бизнеса и научно-экспертного сообщества. Отметим, что даже в условиях кризиса могут образовываться локальные ценовые пузыри. Например, такой пузырь возник летом 2008 г. на рынке нефти, а сейчас формируется на рынке золота.

Во-вторых, спасение отдельных предприятий, собственники и управляющие которых допустили в прошлом огромные просчеты в оценках рисков, вообще не должно быть целью антикризисного регулирования. Тем более это неприемлемо в отношении менеджеров, использовавших доверенное им имущество для собственного обогащения (что допустимо) в непропорционально больших размерах по сравнению с прибылью, полученной собственниками имущества (что недопустимо). Следовательно, антикризисная политика должна быть селективной:

- характер и размер государственной поддержки для каждого предприятия нужно обосновать с использованием критериев, сформулированных выше;

- государство не должно помогать собственникам и управляющим предприятий, практиковавшим нарушения корпоративной этики и норм законодательства (особенно уклонение от уплаты налогов и вывоз капитала). Спасение градообразующих предприятий или системообразующих банков можно и нужно осуществлять путем смены их собственников и управляющих;

- осуществление процедур банкротства предприятий на законной основе, без выведения активов и враждебных захватов предприятий рейдерами, необходимо сделать важнейшей задачей государства (для этого неплатежеспособные предприятия должны находиться под надзором уполномоченных органов).

стр. 33

В-третьих, экономическое процветание в последние годы во многом было связано со значительным повышением цен на акции (даже с учетом обесценения доллара). Теперь произошел их обвал. Поэтому нельзя сохранить завышенный уровень доходов отдельных категорий граждан в условиях, когда сложно поддерживать уровень жизни социально незащищенных слоев населения. Неизбежен спад экономической активности в отраслях, обслуживающих интересы социальных групп и предприятий, столкнувшихся со снижением доходов. Сократится и инвестиционный спрос. Отсюда следует, что государственную поддержку отраслям инвестиционного комплекса, инновационно активным предприятиям и предпринимателям, сферам науки, техники, информатики, образования необходимо расширять, а не сокращать. Требуется срочно определить допустимые масштабы такой господдержки в рамках ВТО (в процентах от ВВП).

По существу, уже на Хоршемском саммите министров финансов и глав центробанков G20 обозначилась дилемма в выборе приоритетов антикризисной политики и государственного регулирования финансово-экономической системы. Представители Европы, где кризис пока не такой глубокий, больше заинтересованы в реформировании мировой системы финансового регулирования. США, наоборот, акцентируют внимание на "пожарных мерах". Однако именно провалы американской системы финансового регулирования послужили причиной современного кризиса.

Примечательно, что подобную дилемму в свое время сформулировал Дж. М. Кейнс, обращаясь к президенту США Ф. Д. Рузвельту: "Вы стоите перед двойной задачей - восстановлением и реформой: преодолением экономического кризиса и проведением давно назревших социально-экономических реформ. Что касается первой задачи, то для ее достижения крайне важны темпы и быстрые результаты. Реализация второй задачи также может быть крайне необходима, но поспешность ее осуществления способна нанести немалый ущерб, и поэтому крайне важно в первую очередь определиться с долгосрочной целью, нежели достичь ее в кратчайшие сроки"6.

При этом Кейнс, безусловно, отдавал приоритет задаче восстановления. Рузвельт, наоборот, инициировал в 1934 г. глубокую реформу налоговой системы и создание системы социального обеспечения, ставшей социальным фундаментом современного американского общества и его высокоразвитой экономики. Причем он отмечал, что законодательство о социальном обеспечении "преследует цель уменьшить возможность проявления депрессий в будущем"7.

Из сказанного не следует, что задачи восстановления экономики надо принести в жертву глубоким реформам. Многие меры по ее возрождению не противоречат задачам создания новой финансово-экономической архитектуры. Комплекс таких мер подробно обоснован автором в его предыдущей статье8. Важно также избежать дополнительного падения мировой экономики на 10 - 20%. Кроме того, Рузвельт выбрал реформы, потому что знал: после восстановления экономики ему, может быть, никогда не удастся их провести. Сейчас ситуация во многом иная:


6 Цит. по: Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы "Великой депрессии" (начало) // США. 2001. N 10. С. 81.

7 Там же (окончание) // США. 2001. N 11. С. 103.

8 См.: Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2008. N 11.

стр. 34

в большинстве стран системы госрегулирования экономики и социальной защиты созданы и требуется лишь их модернизация.

При этом надо учитывать, что отказ от монетаристских рецептов борьбы с кризисами в пользу кейнсианских не даст желаемого эффекта, так как "большинство аналогий с прошлым и многие прежние закономерности сейчас не срабатывают. Это не Великая депрессия 30-х, не кризис 70 - 80-х годов. Это глобальный кризис XXI века"9. В чем же его специфика и причины?

О теоретической модели механизмов современных системных кризисов

В Декларации Вашингтонского саммита G20 15 ноября 2008 г. названы некоторые причины глобального кризиса, хотя роль в этом таких мегарегуляторов, как ФРС и Комиссия по ценным бумагам и биржам США, даже не обозначена. Конечно, алчность и склонность капиталистов к риску - их родовые признаки. Другие причины в принципе верны, но сформулированы неконкретно, а без точного диагноза болезни нельзя определить и способы ее лечения. Поэтому представления регулирующих органов о природе глобального кризиса необходимо углубить и конкретизировать. Рассмотрим эти причины подробнее10.

Резкое ухудшение качества корпоративного управления. Вердикт G20 звучит сурово: "В условиях быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющихся рисков и действовали без надлежащего предварительного анализа". Отметим, что глобализация и финансовые инновации эти риски увеличили, но меры по решению проблемы "Группа двадцати" пока не сформулировала. Нельзя же считать адекватной мерой предложение ограничить выплаты высшим менеджерам банков, получающих помощь государства, суммой 500 тыс. долл.

Речь должна идти не только о явных случаях снижения стандартов деловой этики (наблюдавшегося в первую очередь в США). Вознаграждения высших менеджеров в условиях перегрева экономики были непропорциональны достигнутым ими результатам. Акционеры и инвесторы, терпимо относившиеся к резкому росту доходов управляющих во время бума, теперь за это жестоко наказаны. В любом случае мировому сообществу в целом нанесен огромный ущерб, значительно превышающий прямые потери налоговых поступлений от обанкротившихся компаний, их собственников и работников. Крах таких гигантов, как Bear Stearns или Lehman Brothers, приводит к крупным потерям у всех контрагентов (включая держателей ценных бумаг, производных от обязательств банкротов). Это прямо увеличивает системный риск


9 См.: Медведев Д. Выступление на рабочем заседании глав государств и правительств "Группы двадцати", www.kremlm.ru/appears/2008/11/15/1421 _type63374type6337 7_209229.shtml.

10 См.: Декларация саммита "Группы двадцати" по финансовым рынкам и мировой экономике. В некоторых случаях официальный перевод неточен и искажает экономическую суть текста. Тогда в скобках приведен перевод или комментарий автора.

стр. 35

кредитно-финансовой сферы; ее неустойчивость усиливается и из-за общего усиления нервозности (вплоть до распространения панических настроений) среди участников финансовых рынков. Поэтому затраты государств на прямую поддержку банковской системы достигают 10% ВВП и более.

Предложение (1): необходимо сменить парадигму корпоративного управления, ориентируя менеджеров на достижение максимальной прибыли в долгосрочном периоде, а не на поддержание спекулятивного роста цен акций компаний, которыми они управляют. В частности, следует нормативно ограничить размеры фиксированного вознаграждения и долю доходов (прибыли или дивидендов) от управляемого имущества, которую менеджеры могут распределять в свою пользу. Причем основная ее часть должна быть привязана к будущим доходам в течение длительного периода. Кроме того, менеджеры должны нести материальную ответственность за убытки, полученные возглавляемыми ими компаниями из-за допущенных ошибок при оценке рисков, а также злоупотребления доверием и нарушений правовых норм.

В первую очередь речь идет о компаниях, в руководстве которых независимые директора, избираемые акционерами-физическими лицами, не имеют большинства голосов. Особо строгий надзор должен осуществляться над менеджментом публичных корпораций, который фактически не контролируется акционерами из-за распыленности капитала. Еще более жесткий контроль нужно установить над системой вознаграждения менеджеров компаний, связанных перекрестным владением акциями. Вместе с тем управляющие, обеспечившие законным путем устойчивый рост прибыли для акционеров в течение длительного периода, могут получать значительные бонусы.

Аморальность менеджеров во многом усиливалась, а иногда провоцировалась, возможностью совмещения финансовыми институтами и другими организациями и лицами видов деятельности, порождающего конфликт интересов. В частности, одна и та же компания может заниматься консалтингом и аудитом. Представитель одной компании заседает и получает вознаграждение в совете директоров другой компании и т. д. В США в 1999 г. отменили запрет на совмещение функций коммерческих и инвестиционных банков, установленный законом Гласса-Стигала.

Предложение (2): необходимо запретить совмещение видов деятельности, порождающее неразрешимый конфликт интересов.

Возникновение макросистемных источников нестабильности вследствие увеличения "кредитного плеча" на микроуровне. В Декларации говорится: "В то же время такие факторы, как слабые нормы в отношении гарантий (при размещении ценных бумаг. - Г. Ф.), непродуманные (неблагоразумные. - Г. Ф.) методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов и вытекающее из этого чрезмерное использование кредитов для биржевой игры (точнее - чрезмерное увеличение "кредитного плеча" (leverage), то есть соотношения заемного и собственного капитала, причем вообще, а не только при биржевой игре. - Г. Ф.), в своей совокупности привели к появлению в этой системе уязвимых мест".

Микроэкономические механизмы, обеспечивающие привлечение заемного капитала, возвратность кредитов и снижение инвестиционных

стр. 36

рисков, сложились в макросистему финансового саморегулирования, способную генерировать мощный системный риск. В первую очередь это механизмы кредитования под залог акций, облигаций, объектов недвижимости с маржинальными требованиями. На микроуровне они способствуют возвратности кредитов, уменьшению кредитных и иных рисков и ведут к снижению процентных ставок, но лишь в условиях макроэкономической стабильности или роста. В ситуации снижения рыночных котировок они, наоборот, создают мощные контуры положительных обратных связей, которые приводят к схлопыванию ценовых пузырей.

Предложение (3): нужно разработать гибкую систему нормативов пруденциального регулирования, обладающую антициклическими свойствами. При перегреве рынков и образовании пузырей нормативы должны ужесточаться и способствовать их мягкому сдуванию. При кризисе, наоборот, нормативы надо смягчать. Например, в условиях кредитного бума обеспеченность кредита залогом должна повышаться до двух- или трехкратной величины, чтобы уменьшить мультипликацию долгов.

Ключевая новация при создании новой финансовой архитектуры - ограничение величины "кредитного плеча" (рычага). По существу, на макроуровне соотношение величины всех обязательств экономических агентов и их собственного капитала есть показатель долгового мультипликатора. Основная причина увеличения "кредитного плеча" - создание двухсекторной финансово-экономической системы, в которой только банковский сектор регулируется государством, а небанковский практически никому не подконтролен. Небанковские финансово-инвестиционные институты и другие хозяйствующие субъекты могут иметь "кредитное плечо", равное 500 и более. При этом возникает огромная мультипликация долгов. "Кредитное плечо" у банков ограничено нормативами пруденциального регулирования и на порядок меньше, чем у инвестбанков, хедж-фондов, инвестиционных компаний и просто предприятий реального сектора.

Предложение (4): ввести для всех небанковских предприятий и физических лиц, осуществляющих в значительных объемах кредитно-инвестиционную деятельность от своего имени, упрощенную систему пруденциального регулирования. Здесь требуется всего два норматива: "кредитное плечо" не больше двух (то есть заемный капитал не должен превышать собственный более чем в два раза); доля финансовых активов (ценных бумаг, валюты и т.д.) - не более половины собственного капитала. Для предприятий, нарушающих эти нормативы, следует установить штрафы и повышенные ставки налога на прибыль. Тогда соблюдение нормативов будут контролировать налоговые органы, а их выполнение необходимо учитывать при предоставлении мер господдержки и определении рейтингов предприятий.

Предложение (5): обеспечить унифицированное международное регулирование рейтинговых агентств, поставив их под контроль МВФ и выведя из-под юрисдикции национальных правительств, в первую очередь США. Штаб-квартиры рейтинговых агентств должны быть не только в Нью-Йорке или Лондоне. Сказанное относится и к "большой четверке" аудиторских компаний.

стр. 37

Отсутствие универсальной системы регулирования финансовых рынков и экономической системы в целом. Участники Вашингтонского саммита обязались предпринять усилия, чтобы все финансовые рынки, продукты и участники рынка подпадали под действие норм регулирования или контроля с учетом условий их деятельности. Это, несомненно, фундаментальное новшество. Однако в "Плане действий по реализации принципов реформы" соответствующих конкретных мер нет. Но именно отсутствие такой универсальной системы и есть основная проблема, без решения которой не удастся ни справиться с глобальным кризисом, ни избежать его повторения в будущем.

Предложение (6): необходимо сконцентрировать усилия участников G20 на создании универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального системного кризиса. Можно, конечно, до бесконечности совершенствовать системы бухгалтерского учета, анализа рисков и повышать прозрачность рынков и его участников вплоть до их полной "невидимости" для регуляторов и инвесторов. Но без развития (как количественного - охвата различных категорий хозяйствующих субъектов и типов рынков, так и качественного - расширения спектра инструментов регулирования и повышения их эффективности) системы регулирования деятельности всех хозяйствующих субъектов не удастся уменьшить вероятность возникновения новых системных кризисов.

Резкое ухудшение качества государственного регулирования финансовых рынков и институтов. В Декларации говорится: "Политики, а также регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне".

Важнейшая причина нарастания рисков на финансовых рынках - возникновение неподконтрольной единому регулятору глобальной финансовой системы. Благодаря электронным коммуникациям и информационным технологиям она работает в режиме реального времени, перемещая практически мгновенно потоки капитала и информации, что многократно повысило неустойчивость национальных финансовых систем.

Предложение (7): надо резко снизить валютные риски. По аналогии с банками следует обязать всех хозяйствующих субъектов вести открытую валютную позицию и ограничить ее в процентном отношении к величине собственного капитала.

Предложение (8): разработать систему "замедлителей" финансовых операций и движения потоков капитала. В частности, таким "замедлителем" могут служить: а) институт резервирования по валютным операциям движения капитала; б) налог на доходы от продажи активов нерезидентами, ставка которого зависит от срока владения активом; в) налог Тобина (на операции с иностранными валютами). По всем трем инструментам ставки (нормативы) при благоприятной ситуации могут временно снижаться до минимума, а при усилении финансовой турбулентности - повышаться, чтобы замедлить приток (или отток) капитала.

стр. 38

Еще одна важнейшая причина нарастания рисков на финансовых рынках - огромные масштабы использования производных и других инновационных финансовых инструментов. Они были призваны хеджировать риски, но при возникновении кризисных явлений начинается цепная реакция неисполнения обязательств по деривативам.

Предложение (9): при оценке финансового положения организации все обязательства по деривативам должны учитываться при "крайних" вариантах значений макроэкономических индикаторов. Например, обязательства по валютным форвардам - при валютных курсах, соответствующих нижней и верхней границам валютного коридора (если его нет, центральные банки должны установить их справочные величины).

Особенно негативно сказалось на финансовой стабильности распространение сложно структурированных ипотечных облигаций, "смешивающих" высокие риски по субстандартным ипотечным кредитам с низкими рисками по стандартным кредитам. В результате владельцы подобных инструментов во всем мире не знают реальных рисков. Наступил кризис доверия. "Секьюритизация" на микроуровне обернулась системным кризисом на макроуровне. Финансовые инновации и особенно деривативы многократно усложнили финансовую систему и увеличили системные риски. Регуляторы просто проигнорировали этот феномен, ограничившись поверхностным надзором над процессами финансовых инноваций.

Предложение (10): оценивать риски по таким продуктам следует на основе "пессимистического" подхода.

Резкое ухудшение качества системы госрегулирования экономики в целом. В Декларации Вашингтонского саммита говорится: "К числу ключевых факторов, лежащих в основе сложившейся ситуации, относятся, в частности, непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам. Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы (возможно, в оригинале имеется в виду нарушение норм и полномочий или закона. - Г. Ф.) и в конечном итоге привело к глубоким потрясениям (тяжелым разрушениям. - Г. Ф.) на рынке".

Если изложить суть проблемы без "дипломатических умолчаний", то одной из причин глобального кризиса стала экспансионистская кредитная политика ФРС США, которая пыталась надуть уже схлопнувшийся пузырь "доткомов" (компаний "новой экономики"). Затем ФРС решила "охладить" экономику. Но как показал опыт повышения ставки рефинансирования ФРС с 2% в июне 2004 г. до 6% через два года, высокие процентные ставки - неподходящий инструмент для сдувания пузырей. Вместо этого можно, например, постепенно ужесточать ограничения на использование в качестве объектов залога при выдаче новых кредитов активов (товаров или производных от них инструментов, акций или объектов недвижимости), которые обращаются на рынках, где цены значительно превышают критический уровень. Целью антикризисной политики должно быть не надувание пузырей, а создание здоровой экономики, не отягощенной грузом долгов и фиктивного капитала, в десятки раз превышающих ВВП.

стр. 39

Предложение (11): надо приближаться к целевым показателям производства отраслей реального сектора, которые обеспечат посткризисный рост экономики, не прибегая к чрезмерному использованию потребительского и ипотечного кредита для стимулирования спроса. Речь идет об увеличении госзакупок, налоговых преференциях и субсидировании процентных ставок по привлекаемым кредитам, а также о предоставлении гарантий по таким кредитам.

Еще один пример неадекватных структурных реформ - увеличение масштабов спекулятивного движения капитала в условиях создания мировой бивалютной (доллар - евро) системы. Моновалютный режим был более стабильным даже после краха Бреттон-Вудской системы. Доллар, не имеющий золотого обеспечения, все равно оставался вне конкуренции. Теперь его сосуществование с евро привело к возникновению "качелей", на которых валютные курсы колеблются то в одну, то в другую сторону. Чтобы оздоровить мировую валютно-финансовую систему, необходимо исключить возможность финансирования дефицита платежного баланса США путем простой эмиссии доллара.

Предложение (12): надо перейти на международные расчеты по торговым и инвестиционным операциям в СДР (ликвидное средство для расчетов между странами-членами МВФ). Согласно определению СДР11, курсы других валют к квазивалюте являются курсами относительно корзины из четырех основных валют (доллара, евро, фунта стерлингов, японской йены) в среднем (включая и данную котируемую валюту). Осуществление международных12 расчетов в единой валюте позволит резко снизить валютные риски экспортеров и импортеров, уменьшить масштабы валютных спекуляций и ограничить колебания валютных курсов. При этом все деноминированные в СДР требования к заемщикам (включая облигации, размещаемые на международных финансовых рынках) должны учитываться в системах регулирования с меньшими коэффициентами риска и относиться к группам активов с более высокой степенью надежности, чем активы, деноминированные в иностранных валютах.

Переход на расчеты в СДР предполагает их трансформацию в полноценную валюту. Какие проблемы для этого надо решить?

Во-первых, нужно создать центральный банк или систему резервных банков, которые, подобно ФРС, могли бы осуществлять регулирование эмиссии СДР. Представляется, что их свободная эмиссия должна остаться прерогативой МВФ, а центробанки стран, входящих


11 "Специальные права заимствования (СПЗ, СДР) (англ. Special Drawing Rights, SDR) - эмитируемое Международным валютным фондом резервное и платежное средство, предоставляемое для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения резервов, расчетов с МВФ. Существует с 1969 г, как учетная единица, с 1979 г, как основное резервное средство международной валютной системы. Стоимость СДР вначале определялась золотым паритетом доллара США (в то время - 35 долл. за унцию). В 1976 г. она была определена на основе корзины валют 16 стран. В 1981 г. имело место новое определение стоимости СДР на основе 5 основных валют. Долларовая цена определяется ежедневно" (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 376).

12 Подчеркнем, что мы не предлагаем переходить к единой мировой валюте. Это и невозможно, и нецелесообразно, так как мировая экономика не является оптимальной валютной зоной. Отметим, что Чжоу Сяочуань, глава Народного банка Китая, также выступил в поддержку идеи придать СДР статус мировой резервной валюты. См.: RBC.ru. 2009. 23 марта.

стр. 40

в G20, могли бы выполнять роль региональных резервных банков для других центробанков и банков своей страны, открывая им корреспондентские счета. При этом рефинансирование банков может осуществляться только в пределах квоты в СДР, выделенной МВФ. Но они могут увеличивать остатки по пассивным счетам в СДР, создавая 100-процентные международные резервы под эти остатки в структуре, соответствующей корзине СДР.

Во-вторых, основным обеспечением современных валют является наличие гарантированного спроса на них вследствие денежной монополии государства. Она выражается в том, что уплата налогов и расчеты между резидентами при реализации товаров и услуг осуществляются только в национальной валюте. МВФ не собирает налоги и не может приказать всем перейти на расчеты в СДР. И вряд ли США или государства еврозоны согласятся немедленно отказаться от доллара и евро как средства международных расчетов и ведущих мировых резервных валют. Поэтому введение СДР-валюты должно происходить на добровольной основе и при соблюдении принципов равенства всех государств - членов МВФ и полной обеспеченности СДР ликвидными активами. Наиболее заинтересованы в таком переходе страны - экспортеры нефти и другие государства, экономике которых "курсовые качели" наносят огромный ущерб.

В-третьих, круг валют, составляющих валютную корзину, на основе которой рассчитывается курс СДР, должен быть расширен. Например, в нее можно включить валюты стран - участников саммита "Группы двадцати".

* * *

В части предлагаемых мер саммит G20 предпринял только первую попытку найти новую парадигму финансового регулирования мировой экономики. Кроме одобрения уже принимаемых мер по вливанию ликвидности в банковский сектор и улучшению риск-менеджмента, участники саммита решили повысить роль МВФ. В настоящее время работа по "купированию" текущих проблем, обусловленных кризисом, превалирует над разработкой и реализацией комплекса мер, призванных вывести из него мировую экономику и перейти к новой модели финансово-экономического развития, основанной на инновациях и накоплении, а не на наращивании долгов и надувании пузырей.

Выше мы сформулировали комплекс предложений по развитию системы финансово-экономического регулирования. Некоторые из них можно считать результатом конкретизации приведенных в Декларации саммита G20 рекомендаций. Большинство же мер разработано независимо от указанного документа, но они направлены на решение многих сформулированных в нем проблем. Их комплексная реализация обеспечит условия для создания универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального кризиса. Именно это и есть то решающее звено, ухватив за которое, можно вытянуть всю цепь.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕРАХ-ПО-ПРЕОДОЛЕНИЮ-МИРОВОГО-КРИЗИСА-И-ФОРМИРОВАНИЮ-УСТОЙЧИВОЙ-ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. ФЕТИСОВ, О МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ МИРОВОГО КРИЗИСА И ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕРАХ-ПО-ПРЕОДОЛЕНИЮ-МИРОВОГО-КРИЗИСА-И-ФОРМИРОВАНИЮ-УСТОЙЧИВОЙ-ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. ФЕТИСОВ:

Г. ФЕТИСОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
1021 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3117 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ МИРОВОГО КРИЗИСА И ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android