Студентка III курса истфака МГУ им. М. В. Ломоносова
Приблизительно к V курсу студент истфака МГУ должен уже иметь хотя бы небольшой опыт самостоятельной исследовательской работы. Так например, по новому, разработанному НКИ и ВКВШ положению об университетах (поданному уже на рассмотрение правительства), студент должен, помимо сдачи двух госэкзаменов (основы марксизма-ленинизма и специальный предмет), публично защищать курсовую работу, за которую он может получить сразу ученую степень.
Какую же научную работу ведут студенты истфака? К сожалению, до сих пор они не имели возможности по настоящему заниматься ею, так как им в значительной степени мешает загруженность текущей учебной работы и отсутствие удовлетворительной организации научной работы. Но все же научная работа на истфаке велась. Сейчас возник вопрос о новых методах коллективной работы профессоров и студентов истфака, о создании научных школ, тем более что основная, черновая работа по составлению учебников почти закончена и открыты широкие перспективы для научно-исследовательской работы.
До сих пор научная работа студентов истфака протекала почти обособленно от кафедр. Она сосредотачивалась в кружке, построенном по семинарскому типу. Опыт показал, что подобный тип кружка не удовлетворяет больше ни студентов, ни профессоров, что нужно изменить сам принцип, на котором строится научная работа, что для создания действительно творческих коллективов необходимо, чтобы студенты работали в кружке над той же самой проблемой, над которой работает сам профессор. Только такая работа может по-настоящему объединить профессора и студентов. Сама жизнь подсказывает только такое решение этого вопроса, т.к. во втором полугодии 1939 - 1940 учебного года все кружки, не связанные с исследовательской работой, еле-еле существовали. Можно ли объяснить это явление отсутствием интереса у студентов к истории или отсутствием у студентов способностей к научной работе? Такие объяснения были бы неверными. Ведь кроме научных кружков на истфаке организуются конкурсы на лучшую студенческую работу как на практикуме, так и в семинаре, проводятся конференции, выпускается научная литература. Зимой 1939 года на конкурс было подано 68 студенческих работ, многие из которых оказались глубокими и интересными и были премированы. Первую премию получил студент V курса Хейфец за блестящий доклад на тему "Чернышевский и национальный вопрос". Оригинальный доклад написал студент V курса Монгайт об артиллерии XIV-XV веков. На основании летописных материалов тов. Монгайт установил точную дату возникновения артиллерии. Студент V курса Федоров проследил по нумизматическим материалам взаимоотношение Москвы с Тверью и т.д.
Доклад студента V курса Миллера "Крестьянское восстание в Польше в 1651 году", прочитанный на исторической секции юбилейной конференции, по отзыву члена-корреспондента Академии наук СССР проф.
Пичеты, стоит на уровне кандидатских диссертаций. Вод эти доклады, как и доклад студента V курса Поспелова - "Вильгельм Вольф - друг и соратник Маркса", свидетельствуют о том, что студенты уже научились серьезно работать над источниками, что молодые научные кадры на истфаке растут и требуют новых условий для дальнейшей работы.
Об этом да говорит и работа таких кружков, как археологического (руководитель проф. Арциховский). Кружок возник в 1937 году, после археологической экспедиций в Новгород, в которой участвовало несколько студентов. Зимой в кружке были поставлены доклады участников экспедиции об их работе. К весне 1938 года организовался прочный коллектив приблизительно в 30 человек, из лучших студентов всех курсов, который в конце июня 1938 года отправился продолжать раскопки в Новгород. На раскопках работали с энтузиазмом, каждый студент прошел через все беды археологических работ, начиная с землекопной и кончая составлением планов и ведением дневников. По вечерам студенты слушали лекции руководителя экспедиции проф. Арциховского о Новгороде, о русском искусстве XII-XV веков, памятниками которого так богат Новгород.
В выходные дни студенты совершали экскурсии по самому Новгороду и его окрестностям, от монастыря к монастырю, изучая на практике слышанное на лекциях о русском искусстве XII-XV веков.
Летом 1939 года члены кружка разъехались в разные концы Союза с археологическими экспедициями.
Некоторый работы членов кружка уже напечатаны: работа Савкова "Раскопки в Черемушках" (под Москвой), работа Рабиновича "Раскопки в Поворовке".
Кружок по истории религии (руководитель проф. Токарев) организовал экспедицию на Северный Кавказ, где собрал новый материал по религии шапсугов. Сборник работ "Пережитки религиозных верований у черкесов-шапсугов и их преодоление" сдан в печать.
Хорошо работал кружок при кафедре средних веков (руководитель - проф. Стоклицкая-Терешкович). Студенты составили сборник "Средневековье в эпизодах и лицах" для юношества, который напечатан. Интерес к научной работе у многих студентов истфака огромный, об этом говорят факты. Необходимо только создать такие условий для научно-исследовательской деятельности студентов, которые помогли бы им приобрести действительно научную квалификацию.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |