Libmonster ID: RU-9080

Нет сомнения в том, что само по себе "ничто" обозначает собой несуществование сущего. Этому нет возражения. Но отсюда же вытекает кажущаяся совместимость формальной отрицательности вообще и отрицательности самого понятия "ничто". В самом деле, если последнее дается через отрицание сущих качеств, то здесь уже подразумевается, что само "ничто" есть знак уничтожения, которое возможно только в акте субъективно мотивированного определения. Даже у Хайдеггера "бытие" и "ничто" были ближе к истине. Так, будучи погруженным во времени, "здесь бытие" по Хайдеггеру охвачено заботой, т. е. устремлено вперед. А это означает, и что "ничто" непрестанно проектирует свое "ничтожащее" существование. Несуразица в этой фразе возникает потому, что в контексте определения всегда присутствует существование как зримое, но ложное, качество, которое на протяжении всей истории метафизики позволяло на вербальном уровне легко описывать предполагаемые диалектические особенности "ничто".

Поскольку мы обречены "творить" мир, сущее на основе пустоты "ничто", нам необходимо определить, насколько само это понятие объективно отражает действительность. Речь идет о том, что понятие "ничто" принадлежит нам как предмет формальных рассуждений, как продукт человеческого воображения. Напротив, можно удивляться тому, как Гегель избегал представлять "ничто" как следствие формальной отрицательности, стремясь видеть в нем совершенно независимую от человека реальность. Вот почему, назвав понятия "бытие" и "ничто" "чистыми", Гегель тем самым стремился подать их как положительные фантомы, не нуждающиеся в человеческом представлении. И как следствие подобного очи-

стр. 119

щения, он придал этим понятиям статус понятийной дополнительности, но выразил это в форме замкнутого в себе противопоставления. Фактически Гегель отнял у человека возможность распоряжаться этими понятиями, спекулируя лишь верховенством титула абсолютной идеи. И чтобы придать "бытию" и "ничто" хотя бы минимальную зависимость от человеческого сознания, Гегель придал им отношения преодолевающей себя противоречивости, которая, вопреки самому же философу, завела метафизику начала в тупик узко субъективного вмешательства человека в сам процесс актуализации трансцендентного. Таким образом, ахиллесовой пятой человеческой системы как раз явилось неадекватное использование (в качестве элементарного фантома противоположности) категории бытия, которое в тандеме "бытие - ничто", строго говоря, не по адресу ставилось в качестве противоположности чистому "ничто". На самом деле, "бытие" оказалось не тем понятием, которое, якобы, объективно восполняет пустоту "ничто" в качестве противоположности.

Как видно из вышеизложенного, онтологическая спекуляция противопоставлением бытия и ничто существенно снижает уровень объективности их кажущейся противоречивости, сводя ее к не совсем внятному онтологизму в виде, по существу, формальной коллизии между существованием и несуществованием.

Таким образом, перед философией и главным образом перед метафизикой стоит задача предложить такую противоположность понятию "ничто", которая соответствовала бы истинному взаимоотношению основополагающих понятий.

В связи с тем, что наивное человеческое сознание стремится удовлетвориться формальной отрицательностью, становится необходимым как-то элиминировать последнюю как чисто субъективный актив в рамках метафизики начала. Вышеизложенное свидетельствует, что в самом начале сущего закладывалась неформальная стратегия повторения той конструирующей ситуации, которая должна постоянно удерживать Абсолютное в значении беспредметной трансцендентности. Именно в бесконечной преемственности актов снятия полноты начала Абсолютное тем самым продолжает оставаться идеально трансцендентным. За логической реконструкцией начала Абсолютное остается не как рядовая потусторонняя реальность, а таким, каким мы принимаем его в качестве главного определяющего фактора и изначального и постоянного "источника" поступательного становления его актуализации.

Являясь вершиной философского исследования диалектики

стр. 120

сущего, гегелевский анализ исходных понятий дошел до фундаментального открытия, которое на самом деле является не столько диалектическим, сколько откровением метафизики. Так, например, Гегель не без основания утверждал, что между отрицательностью и снятием есть существенные различия. При этом дается разъяснение: если сам акт отрицания есть по определению законченность действия, что равносильно тому, что сущее, бытие по неизвестной причине исчезает в пустоте, то снятие, наоборот, есть одновременно и утверждение. Это означает, что Гегель не без основания полагал, что снятие наиболее отчетливо видно на примере взаимоотношения "чистого бытия" и "чистого ничто", где в самом акте свершения их синтеза оно исчезает под знаком становления. Но, как видно, Гегель прошел мимо того, что становление в действительности не есть явление наличия бытия. Так, собственно, философ невольно остался на позиции предметной определенности сущего, что на уровне трансцендентного вообще не допустимо.

Итак, чем отличается снятие от отрицания на уровне трансцендентного? Что же предусматривается вместо предметности наличного бытия, которое как бы повисает в пустоте, не имея более адекватного, чем голое противопоставление, отношение конкретного и абстрактного определений? И оказалось, что вопреки субъективно установленной отрицательности каждого из фантомов (т. е. бытия и ничто) результатом снятия становится теперь не наличное бытие или, говоря более грубо, не предметная определенность сущего в становлении, а, напротив, неопределенность сложившейся полноты единства бытия и ничто, разумеется, если при этом опираться на эти условно основополагающие абстракции. Вероятно, поэтому оказалось, что триада бытие - ничто - становление есть самое зашоренное малоисследованное место в системе Гегеля. Ибо неясно, почему установленное философом единство "чистого бытия" и "чистого ничто" должно представлять собой устойчивую понятийную определенность, если в действительности именно сама неопределенность, напротив, есть их неотъемлемая сущность.

До сего времени смысл самого перехода от трансцендентной неопределенности к формальной определенности сущего в самом начале остается скрытым от нашего понимания. Это значит, само снятие в этом основополагающем акте в отличие от голого отрицания по своей сущности всегда остается постоянно не схватываемым действием. Именно в этом собственно и заключается смысл того, почему именно Абсолютное остается непостижимым в своей непроницаемой трансцендентности.

стр. 121

Конечно, все величие гегелевской системы основано на тяжелой "игре" с абстрактными категориями, где действующим фактором смены значений явилась неизбывная идеализация отрицательных понятий. Именно через спекуляцию последней система Гегеля, воплощенная в "Науке логики", оказалась столь малодоступной для некомпетентных, оставаясь, тем не менее, уникальным достижением человеческого глубокомыслия. Все то, что в поисках истины явилось словесным воплощением Абсолютной идеи, разумеется, не могло быть другим, поскольку при относительных недостатках используемого языка схватывание философского замысла невольно оставалось в тени.

Наша задача в плане метафизического решения проблемы первых оснований состоит в том, что назрела необходимость оторваться от неадекватных представлений о природе сущего. Следует отдать должное тому, что гегелевская концепция диалектического единства и разности бытия и ничто, несмотря на свой архаизм, наряду с наукоучением Фихте и философией тождества Шеллинга, явилась ключевым вступлением в метафизику начала. Актуальность ее очевидна, ибо на современном этапе человечеству, строго говоря, нельзя не знать, что представляет собой начало и какова судьба цивилизации при возрастающих трудностях существования. Какими должны быть предупредительные меры при наличии в обществе истребительных средств с их фатальной беспощадностью. Скажут ли эти средства что-либо от себя в защиту цивилизации, если истребительная идеология все больше и больше становится или уже стала ядром человеческих конфронтации и бескомпромиссным конфессиональным изуверством. Вот почему настал момент более детального анализа истинной сущности начала. К сожалению, вопреки благим ожиданиям, именно "бытие" и "ничто" как более доступные пониманию философские и теологические понятия невольно оказались втянутыми в круговорот метафизических исканий, в результате чего в систему актуализации Абсолютного проникли предметные представления, ложность которых очевидна. Оказалось, что в отношение между бытием и ничто был привнесен и формализм отрицательности, кстати, не давший Гегелю завершить метафизику "Абсолютной идеи".

Как установлено выше, существенная неувязка случилась с определением философского статуса категории "ничто", которую вопреки известной ее "абсолютности" все же нельзя назвать самодостаточной, одним словом, стало очевидным, что, "чистого ничто" как, впрочем, и "чистого бытия" нет в действительности. Более

стр. 122

того, сама чистота этих простейших наименований лишь подчеркивает формальную, по существу ложную, отрицательность этих понятий, делает их абстрактными в силу субъективности их происхождения. Особенно это касается истинного понимания "ничто", реальность пустоты которого образуется только при условии конкретно ориентированного значения. Но как быть с тем, что согласно Гегелю оно абстрактно? Короче говоря, его конкретность не дается через противопоставление бытию, а напротив, становится результатом бесконечного процесса, который, собственно, и творит пустоту "ничто". Это означает, что конкретность самого "ничто" достигается выполнением определенной функции, если можно так сказать, функции соблюдения неприкосновенности трансцендентного. Таким образом, конкретность пустоты "ничто" задействуется не иначе, как функцией опосредствования, выступает теперь в роли пустого множества, которое как раз и делает каждую особенность Абсолютного идеально трансцендентной. Или, что то же самое, каждая особенность становится трансцендентной теперь уже не как результат плоской отрицательности их субъективного полагания, а как результат объективно-спонтанного опосредствования. Это заслуживает повторения. Если строго, суть дела в том, что пустое множество становится конкретным лишь благодаря последовательному опосредствованию двух дополняющих друг друга особенностей Абсолютного. В ранее принятом смысле это равносильно тому, что каждая из особенностей последнего опосредствуется не так, как ложная данность формальной отрицательности, а как полнота в силу их взаимной дополнительности.

Из вышеизложенного следует, что особенности Абсолютного всегда должны представляться неполными (!), именно такими, которые, образно говоря, обречены стремлением к достижению полноты в их единстве. В гегелевской метафизике начала это означает то, что и стремление "чистого бытия" и "чистого ничто" к синтетическому единению в становлении якобы в силу кажущейся противоречивости отношения между ними. Далее происходит то, что образовавшаяся полнота единства особенностей вопреки гегелевской триаде переходит не в полноту становления, а подвергается последовательному распаду на две новые неполные особенности и так далее до бесконечности.

Этим самым подтверждается, что снятие указанной полноты вовсе не есть голое отрицание, о чем уже говорилось выше, а обозначается распадом образовавшейся фигуры единства, которая замещается бесконечной эстафетой все новой и новой неполноты

стр. 123

особенностей. Отсюда следует, что и снятие как неотрицательное действие в новом прочтении означает теперь не голое отрицание некоего предметного тождества, а промежуточное действие между тем, что дано, и тем, что требует продолжения, где, кстати, отсутствует "ничто" как устаревшая категория метафизики. Это означает, что воображаемого отрицания тождества на уровне формальных представлений быть не может, поскольку сама же действительность его (тождества) не "знает". Таким образом, актуализация подлинного трансцендентного в действительности есть бесконечный процесс, где нет отрицания предшествующего, а, напротив, есть воспроизводство положительной неполноты его в расширенном масштабе в качестве подтверждения того, что сам процесс актуализации происходит благодаря опосредствующей функции пустых множеств, которая осуществляется теперь совершенно независимо от воли субъекта. Иначе говоря, именно пустые множества берут на себя конкретную функцию полного исключения сползания самой идеи актуализации потустороннего на уровне, якобы, непосредственного соучастия в ней формально-познавательной активности субъекта. В итоге это значит, что полная деформализация трансцендентного есть главная причина актуализации того, под чем мы подразумеваем трансцендентность Абсолютного.

И наконец, становится ясным, почему концепция снятия, будучи частичным проникновением Гегеля в метафизику начала, вследствие чрезмерной идеализации отрицательности остановила философа на ступени диалектического анализа понятий, не дав ему возможности дойти до истинного понимания как самой природы начала, так и истинной сущности трансцендентного. По-видимому, это и явилось главной причиной глубокого расхождения Гегеля и Шеллинга по основной проблеме философии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ-КАТЕГОРИЙ-НИЧТО-И-БЫТИЕ-В-НОВОЙ-МЕТАФИЗИКЕ-НАЧАЛА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. А. Галькевич, О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕГОРИЙ "НИЧТО" И "БЫТИЕ" В НОВОЙ МЕТАФИЗИКЕ НАЧАЛА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ-КАТЕГОРИЙ-НИЧТО-И-БЫТИЕ-В-НОВОЙ-МЕТАФИЗИКЕ-НАЧАЛА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. А. Галькевич:

В. А. Галькевич → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
384 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕГОРИЙ "НИЧТО" И "БЫТИЕ" В НОВОЙ МЕТАФИЗИКЕ НАЧАЛА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android