В Якутске 26 - 29 июля 1945 г. состоялся первый пленум Научно-исследовательского института языка, литературы и истории, посвященный проблемам истории Якутии. В работах пленума, кроме местных научных работников, приняли участие проф. С. А. Токарев и доц. М. Г. Левин.
Открывая первое заседание, директор института Т. А. Шуб сделал краткий обзор изучения истории якутского народа и охарактеризовал задачи советских историков по созданию трёхтомного труда "История Якутской АССР с древнейших времён".
Затем с докладом "Общественный строй якутов XVII века" выступил доктор исторических наук проф. С. А. Токарев. Доклад С. А. Токарева был посвящен одной из важнейших и в то же время до сих пор мало изученных проблем якутской истории - вопросу об общественном строе якутов в до-русскую эпоху. По этому вопросу, как известно, в литературе существуют в основном две теории - родовая и феодальная. Избегая односторонности обеих этих теорий, докладчик указывает на переходный характер общественного строя якутов в эпоху появления русских.
Родоплеменные отношения якутов к этому времени разлагались. Отдельные племена (кангаласцы, борогонцы, мегинцы, бетунцы и др.) враждовали между собой. Господствовала частная семейная собственность на скот и другое имущество. Появились классы и классовая борьба. Низший слой общества составляли рабы ("кулуты", или "боканы"), господствующую верхушку - воинственная аристократия, - тойсны. Массу населения образовали свободные общинники, "улусные мужики", которые, однако, не составляли однородного целого: более зажиточные из них - "лучшие улусные мужики" - сближались с тойонами, а обедневшие - "балыксыты" - мало отличались от рабов. Земля ещё являлась общинной собственностью, но тойонат начал уже её захватывать в частное владение.
Формирование классового строя у якутов происходило не на основе войн с тунгусами, как считали некоторые историки, а в связи с ростом производительных сил их скотоводческого хозяйства. Однако процесс этот не был завершён: собственного государства у якутов не сложилось. Приход русских и присоединение Якутии к Российскому государству ускорили процесс классообразования и придали ему новое направление.
Доц. М. Г. Левин выступил с докладом на тему "К вопросу о стадиальном развитии культур Северной Азии". Эта проблема имеет непосредственное отношение к вопросам древнейшей истории Якутии постольку, поскольку вопросы этногенеза якутов неотделимы от вопроса этногенеза эвенков и палеоазиатов - древнейших насельников края.
В этнографической литературе существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении охотничьей, рыболовческой и оленеводческой культур. Одни авторы рассматривают в качестве древнейшей стадии на Севере рыболовческую культуру, связанную с оседлым образом жизни, подземным жилищем, гончарством, собаководством, а охотничью культуру считают позднейшей, развившейся на основе рыболовческой в результате изобретения лыж. По мнению же других авторов, древнейшей является охотничья культура.
Докладчик считает, что обе эти точки зрения страдают схематизмом, и развивает концепцию, согласно которой древнейшей культурой Северной Азии являлась комплексная охотничье-рыболовческая культура. Отсюда развитие шло в двух разных направлениях: к охотничье-оленеводческой и оленеводческой культурам, с одной стороны, и к специализированной рыболовческой культуре, возникшей только в определённых районах, - с другой. Только для последней характерно упряжное собаководство, восходящее, как показал докладчик, к охотничьей практике эпизодического использования собаки в качестве помощника охотнику при транспортировке ручной нарты.
Примитивное использование охотничьей собаки для транспорта в ручной нарте - более универсальное и более древнее средство, чем собственно упряжное собаководство в той развитой его форме, в какой оно известно на Амуре, на крайнем северо-востоке Азии, на Оби и у русско-камчадальского населения Восточной Сибири.
Доклад на тему "Олонгхо о Нюргуне как исторический источник" прочёл зав. отделом фольклора института Г. У. Эргис. Докладчик указал на то, что героический эпос - олонгхо - самый совершенный жанр устного поэтического творчества якутского народа. Существуют целые циклы олонгхо об отдельных богатырях. Одним из наиболее популярных является цикл олонгхо о богатыре Нюргуне. Вариант его распространён у якутов амгино-ленского плоскогорья. Нюргун - защитник рода человеческого от всех бед и несчастий, главным образом от вражеского нашествия уродливых чудовищ - адьараев. Сюжет олонгхо очень сложен: фантастические события чередуются с реалистическими описаниями пейзажей древней родины якутов. В олонгхо вплетаются и мотивы якутских мифов о мироздании, о происхождении человека на земле, об установлении культа добрых божеств и обрядов, им посвященных.
Художественная ценность олонгхо о Нюргуне высока, велико и познавательное его значение. В художественной форме олонгхо даёт описание всей материальной и духовной культуры древних якутов.
На основе анализа содержания олонгхо докладчик приходит к следующим выводам.
Герои олонгхо действуют не на Лене, а где-то на юге, на что указывают топонимика и этнонимика. В олонгхо развёртывается картина жизни патриархально-родового строя. В это время у героев возникло сознание племенного и культурного единства отдельных якутских родов. Якутские богатыри олонгхо защищают свой род и племя от нашествия иноземных захватчиков, возможно, феодальных ханов и князей соседних монгольских и тюркских народов. Повествование олонгхо насыщено высоким патриотизмом.
С обзором исторических источников легенд об Омогое, Эллее и Улуу Хоро выступил фольклорист С. И. Боло. Докладчик начинает свой обзор с историографического разбора трудов Исбрандта Идеса, проезжавшего с дипломатическим поручением московского царя в Китай в 1692 - 1695 годах. Далее он рассматривает труды Ф. Страленберга (1730), Г. Миллера (1750), И. Фишера (1752), Н. Щукина (1844), В. Приклонского (1890), В. Серошевского (1896). Обзор заканчивается рассмотрением записей советских фольклористов - А. Саввина и -др.
Тов. Боло приходит к выводу, что легенды об Омогое, Эллее и Улуу Хоро являются генеалогическими сказаниями якутов центральных районов, окрашенными сознанием культа предков. Эти легенды свидетельствуют о том, что якуты в незапамятные времена прибыли на Лену двумя волнами, Первая волна - это народ Омогоя, вторая - Эллей и его сподвижники. Последний представляется культурным и религиозным реформатором.
Доклад на тему "Поэты-декабристы в Якутии" сделал старший научный сотрудник института В. Хохлачёв. Докладчик собрал и исследовал яркие и ценные материалы, восстанавливающие якутские страницы в биографии и творчестве выдающегося писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского и почти совсем неизвестного поэта-декабриста Н. А. Чижова.
Марлинский пробыл в Якутске около полутора лет, написал там до тридцати стихотворений (включая переводы). Позже, на Кавказе, он создал о Севере три художественных очерка. Якутские стихи Марлинского замечательны своей музыкальностью, лиричностью и искренностью выраженных в них чувств. Особое значение имеет баллада "Саатырь", написанная по мотивам фольклора. В докладе подробно анализируется художественная проза Марлинского. Писатель отмечает свободолюбие, гуманизм, благородство, героизм, честность, гостеприимство и горячий патриотизм северных народов.
Исследуя литературное и эпистолярное наследие Марлинского, докладчик развенчивает либеральную легенду о нём и по-новому освещает якутский период биографии и творчества писателя. Он приходит к выводу, что Марлинский был подлинный декабрист и основоположник русской художественной литературы о Якутии.
Вторая часть доклада посвящена Н. А. Чижову. В ней даются первый опыт биографии поэта-декабриста и характеристики его произведений, посвященных якутскому народу.
Библиограф А. Н. Бученков сделал доклад "Якутия в русской литературе" (библиографический обзор). Якутский край, говорит докладчик, богато представлен в русской литературе. О Якутии писали А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев (Марлинский), И. А. Гончаров, В. Г. Короленко, В. Серошевский, В. Г. Тан-Богораз, из советских поэтов - И. Уткин, В. Саянов, Д. Алтаузен, Э. Багрицкий и многие другие.
Первым из русских писателей, кто ввёл Якутию в русскую литературу, был поэт-декабрист Рылеев. Его знаменитая поэма "Войнаровский" (1825) является первым произведением русской литературы, в котором даны картины природы и быта Якутии.
Созданные русскими писателями художественные произведения о Якутии отличаются разнообразием жанров и тематики. В стихах, поэмах, романах, повестях русских поэтов и писателей отображён исторический путь Якутии от "обширной узников тюрьмы" до цветущей социалистической республики.
Доклад М. А. Кротова "Якутская политическая ссылка 70 - 90-х годов XIX в." был посвящён роли ссыльных в развитии земледелия, распространении просвещения, их медицинской деятельности и научно-исследовательской работе по изучению Якутии.
Исключительно велика роль ссыльных в деле изучения Якутского края, в организации работы на метеостанциях, в создании и развитии областного музея. Свыше 50 ссыльных дали более 300 печатных работ по различным вопросам якутоведения. Среди них почётное место занимают 13-томный якутский словарь Пекарского, монографии Тан-Богораза о чукчах, Иохельсона о якутах, Майнова об эвенках и русском населении, грамматика якутского языка Ястремского, капитальное этнографическое исследование Серошевского "Якуты" и многочисленные труды Левенталя, Виташевского, Ионова, Геккера, Феликса Кона и др. Несмотря на отдельные ошибки и недостатки большинство этих трудов сохраняет своё научное значение и до сих пор.
Доклад Виктора Бика был посвящен жизни и деятельности К. Г. Неустроева, ставшего жертвой самодержавия. На основании ряда воспоминаний близких, родственников, архивных и литературных материалов В. Бик ярко воссоздал облик якута-революционера, организатора политических, кружков, человека, мечтавшего о бескорыстном служении своему народу и погибшего в расцвете жизненных сил.
Доклад Н. М. Заболоцкого "У истоков якутской литературы" в основном посвящен Уваровскому, русскому по национальности, зачинателю якутской литературы. Уваровский - автор "Воспоминаний", первого произведения, написанного по-якутски, изданного в 1848 году. Н. Заболоцкий сделал также краткий обзор дореволюционной якутской периодической печати.
П. В. Попев сделал доклад на тему "Основные моменты в истории якутского письма". Работа тов. Попова является первым опытом в этой области. История развития якутского письма делится на два периода, дорусский - период пиктографии и идеографии - и период зрелого фонетического письма. Дорусский период письма совершенно не изучен. Русский период якутской пиктографии и идеографии охватывает время до конца первой четверти XX века. Пиктография в виде примитивных идеограмм нашла своё выражение в многочисленных якутских тамгах, басхалах, календарях, "знамёнах", печатях, бирках, записных книгах и т, п. Первый период фонетического якутского письма охватывает время с XVII до середины XIX века. Это было время накопления фактического филологического материала. Второй период охватывает время от начала XIX в. и до наших дней. Он был временем создания алфавитов и грамматик якутского языка.
На заключительном заседании выступил с речью проф. С. А. Токарев, - который отметил научную зрелость историков, фольклористов и литературоведов Якутии. Научное исследование Якутии имеет за собой большую и хорошую традицию, говорит С. Токарев. Великие академические экспедиции XVIII в. впервые сделали территорию Якутии и её население предметом серьёзного изучения. В XIX в. работу по исследованию народов Якутии, их быта, культуры и истории провели политические ссыльные. В первые годы советской власти огромную исследовательскую работу здесь развернула Академия наук СССР; шестилетние труды Якутской экспедиции охватили все стороны изучения ЯАССР.
Теперь мы стоим, сказал далее С. Токарев, на новом этапе якутоведения. В работу включились местные культурные силы, которые за эти годы выросли и окрепли. Большинство выступавших на пленуме с докладами - молодые научные работники, воспитанные советской культурой. Докладчик выразил уверенность в том, что дальнейший рост научных кадров Якутской республики и работа их в тесном содружестве с научными силами Москвы и Ленинграда и впредь будут продолжаться да пользу родине.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |