Libmonster ID: RU-9794
Автор(ы) публикации: В. ХОХЛАЧЕВ

В Якутске 26 - 29 июля 1945 г. состоялся первый пленум Научно-исследовательского института языка, литературы и истории, посвященный проблемам истории Якутии. В работах пленума, кроме местных научных работников, приняли участие проф. С. А. Токарев и доц. М. Г. Левин.

Открывая первое заседание, директор института Т. А. Шуб сделал краткий обзор изучения истории якутского народа и охарактеризовал задачи советских историков по созданию трёхтомного труда "История Якутской АССР с древнейших времён".

Затем с докладом "Общественный строй якутов XVII века" выступил доктор исторических наук проф. С. А. Токарев. Доклад С. А. Токарева был посвящен одной из важнейших и в то же время до сих пор мало изученных проблем якутской истории - вопросу об общественном строе якутов в до-русскую эпоху. По этому вопросу, как известно, в литературе существуют в основном две теории - родовая и феодальная. Избегая односторонности обеих этих теорий, докладчик указывает на переходный характер общественного строя якутов в эпоху появления русских.

Родоплеменные отношения якутов к этому времени разлагались. Отдельные племена (кангаласцы, борогонцы, мегинцы, бетунцы и др.) враждовали между собой. Господствовала частная семейная собственность на скот и другое имущество. Появились классы и классовая борьба. Низший слой общества составляли рабы ("кулуты", или "боканы"), господствующую верхушку - воинственная аристократия, - тойсны. Массу населения образовали свободные общинники, "улусные мужики", которые, однако, не составляли однородного целого: более зажиточные из них - "лучшие улусные мужики" - сближались с тойонами, а обедневшие - "балыксыты" - мало отличались от рабов. Земля ещё являлась общинной собственностью, но тойонат начал уже её захватывать в частное владение.

Формирование классового строя у якутов происходило не на основе войн с тунгусами, как считали некоторые историки, а в связи с ростом производительных сил их скотоводческого хозяйства. Однако процесс этот не был завершён: собственного государства у якутов не сложилось. Приход русских и присоединение Якутии к Российскому государству ускорили процесс классообразования и придали ему новое направление.

Доц. М. Г. Левин выступил с докладом на тему "К вопросу о стадиальном развитии культур Северной Азии". Эта проблема имеет непосредственное отношение к вопросам древнейшей истории Якутии постольку, поскольку вопросы этногенеза якутов неотделимы от вопроса этногенеза эвенков и палеоазиатов - древнейших насельников края.

В этнографической литературе существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении охотничьей, рыболовческой и оленеводческой культур. Одни авторы рассматривают в качестве древнейшей стадии на Севере рыболовческую культуру, связанную с оседлым образом жизни, подземным жилищем, гончарством, собаководством, а охотничью культуру считают позднейшей, развившейся на основе рыболовческой в результате изобретения лыж. По мнению же других авторов, древнейшей является охотничья культура.

Докладчик считает, что обе эти точки зрения страдают схематизмом, и развивает концепцию, согласно которой древнейшей культурой Северной Азии являлась комплексная охотничье-рыболовческая культура. Отсюда развитие шло в двух разных направлениях: к охотничье-оленеводческой и оленеводческой культурам, с одной стороны, и к специализированной рыболовческой культуре, возникшей только в определённых районах, - с другой. Только для последней характерно упряжное собаководство, восходящее, как показал докладчик, к охотничьей практике эпизодического использования собаки в качестве помощника охотнику при транспортировке ручной нарты.

Примитивное использование охотничьей собаки для транспорта в ручной нарте - более универсальное и более древнее средство, чем собственно упряжное собаководство в той развитой его форме, в какой оно известно на Амуре, на крайнем северо-востоке Азии, на Оби и у русско-камчадальского населения Восточной Сибири.

Доклад на тему "Олонгхо о Нюргуне как исторический источник" прочёл зав. отделом фольклора института Г. У. Эргис. Докладчик указал на то, что героический эпос - олонгхо - самый совершенный жанр устного поэтического творчества якутского народа. Существуют целые циклы олонгхо об отдельных богатырях. Одним из наиболее популярных является цикл олонгхо о богатыре Нюргуне. Вариант его распространён у якутов амгино-ленского плоскогорья. Нюргун - защитник рода человеческого от всех бед и несчастий, главным образом от вражеского нашествия уродливых чудовищ - адьараев. Сюжет олонгхо очень сложен: фантастические события чередуются с реалистическими описаниями пейзажей древней родины якутов. В олонгхо вплетаются и мотивы якутских мифов о мироздании, о происхождении человека на земле, об установлении культа добрых божеств и обрядов, им посвященных.

Художественная ценность олонгхо о Нюргуне высока, велико и познавательное его значение. В художественной форме олонгхо даёт описание всей материальной и духовной культуры древних якутов.

На основе анализа содержания олонгхо докладчик приходит к следующим выводам.

стр. 153

Герои олонгхо действуют не на Лене, а где-то на юге, на что указывают топонимика и этнонимика. В олонгхо развёртывается картина жизни патриархально-родового строя. В это время у героев возникло сознание племенного и культурного единства отдельных якутских родов. Якутские богатыри олонгхо защищают свой род и племя от нашествия иноземных захватчиков, возможно, феодальных ханов и князей соседних монгольских и тюркских народов. Повествование олонгхо насыщено высоким патриотизмом.

С обзором исторических источников легенд об Омогое, Эллее и Улуу Хоро выступил фольклорист С. И. Боло. Докладчик начинает свой обзор с историографического разбора трудов Исбрандта Идеса, проезжавшего с дипломатическим поручением московского царя в Китай в 1692 - 1695 годах. Далее он рассматривает труды Ф. Страленберга (1730), Г. Миллера (1750), И. Фишера (1752), Н. Щукина (1844), В. Приклонского (1890), В. Серошевского (1896). Обзор заканчивается рассмотрением записей советских фольклористов - А. Саввина и -др.

Тов. Боло приходит к выводу, что легенды об Омогое, Эллее и Улуу Хоро являются генеалогическими сказаниями якутов центральных районов, окрашенными сознанием культа предков. Эти легенды свидетельствуют о том, что якуты в незапамятные времена прибыли на Лену двумя волнами, Первая волна - это народ Омогоя, вторая - Эллей и его сподвижники. Последний представляется культурным и религиозным реформатором.

Доклад на тему "Поэты-декабристы в Якутии" сделал старший научный сотрудник института В. Хохлачёв. Докладчик собрал и исследовал яркие и ценные материалы, восстанавливающие якутские страницы в биографии и творчестве выдающегося писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского и почти совсем неизвестного поэта-декабриста Н. А. Чижова.

Марлинский пробыл в Якутске около полутора лет, написал там до тридцати стихотворений (включая переводы). Позже, на Кавказе, он создал о Севере три художественных очерка. Якутские стихи Марлинского замечательны своей музыкальностью, лиричностью и искренностью выраженных в них чувств. Особое значение имеет баллада "Саатырь", написанная по мотивам фольклора. В докладе подробно анализируется художественная проза Марлинского. Писатель отмечает свободолюбие, гуманизм, благородство, героизм, честность, гостеприимство и горячий патриотизм северных народов.

Исследуя литературное и эпистолярное наследие Марлинского, докладчик развенчивает либеральную легенду о нём и по-новому освещает якутский период биографии и творчества писателя. Он приходит к выводу, что Марлинский был подлинный декабрист и основоположник русской художественной литературы о Якутии.

Вторая часть доклада посвящена Н. А. Чижову. В ней даются первый опыт биографии поэта-декабриста и характеристики его произведений, посвященных якутскому народу.

Библиограф А. Н. Бученков сделал доклад "Якутия в русской литературе" (библиографический обзор). Якутский край, говорит докладчик, богато представлен в русской литературе. О Якутии писали А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев (Марлинский), И. А. Гончаров, В. Г. Короленко, В. Серошевский, В. Г. Тан-Богораз, из советских поэтов - И. Уткин, В. Саянов, Д. Алтаузен, Э. Багрицкий и многие другие.

Первым из русских писателей, кто ввёл Якутию в русскую литературу, был поэт-декабрист Рылеев. Его знаменитая поэма "Войнаровский" (1825) является первым произведением русской литературы, в котором даны картины природы и быта Якутии.

Созданные русскими писателями художественные произведения о Якутии отличаются разнообразием жанров и тематики. В стихах, поэмах, романах, повестях русских поэтов и писателей отображён исторический путь Якутии от "обширной узников тюрьмы" до цветущей социалистической республики.

Доклад М. А. Кротова "Якутская политическая ссылка 70 - 90-х годов XIX в." был посвящён роли ссыльных в развитии земледелия, распространении просвещения, их медицинской деятельности и научно-исследовательской работе по изучению Якутии.

Исключительно велика роль ссыльных в деле изучения Якутского края, в организации работы на метеостанциях, в создании и развитии областного музея. Свыше 50 ссыльных дали более 300 печатных работ по различным вопросам якутоведения. Среди них почётное место занимают 13-томный якутский словарь Пекарского, монографии Тан-Богораза о чукчах, Иохельсона о якутах, Майнова об эвенках и русском населении, грамматика якутского языка Ястремского, капитальное этнографическое исследование Серошевского "Якуты" и многочисленные труды Левенталя, Виташевского, Ионова, Геккера, Феликса Кона и др. Несмотря на отдельные ошибки и недостатки большинство этих трудов сохраняет своё научное значение и до сих пор.

Доклад Виктора Бика был посвящен жизни и деятельности К. Г. Неустроева, ставшего жертвой самодержавия. На основании ряда воспоминаний близких, родственников, архивных и литературных материалов В. Бик ярко воссоздал облик якута-революционера, организатора политических, кружков, человека, мечтавшего о бескорыстном служении своему народу и погибшего в расцвете жизненных сил.

Доклад Н. М. Заболоцкого "У истоков якутской литературы" в основном посвящен Уваровскому, русскому по национальности, зачинателю якутской литературы. Уваровский - автор "Воспоминаний", первого произведения, написанного по-якутски, изданного в 1848 году. Н. Заболоцкий сделал также краткий обзор дореволюционной якутской периодической печати.

стр. 154

П. В. Попев сделал доклад на тему "Основные моменты в истории якутского письма". Работа тов. Попова является первым опытом в этой области. История развития якутского письма делится на два периода, дорусский - период пиктографии и идеографии - и период зрелого фонетического письма. Дорусский период письма совершенно не изучен. Русский период якутской пиктографии и идеографии охватывает время до конца первой четверти XX века. Пиктография в виде примитивных идеограмм нашла своё выражение в многочисленных якутских тамгах, басхалах, календарях, "знамёнах", печатях, бирках, записных книгах и т, п. Первый период фонетического якутского письма охватывает время с XVII до середины XIX века. Это было время накопления фактического филологического материала. Второй период охватывает время от начала XIX в. и до наших дней. Он был временем создания алфавитов и грамматик якутского языка.

На заключительном заседании выступил с речью проф. С. А. Токарев, - который отметил научную зрелость историков, фольклористов и литературоведов Якутии. Научное исследование Якутии имеет за собой большую и хорошую традицию, говорит С. Токарев. Великие академические экспедиции XVIII в. впервые сделали территорию Якутии и её население предметом серьёзного изучения. В XIX в. работу по исследованию народов Якутии, их быта, культуры и истории провели политические ссыльные. В первые годы советской власти огромную исследовательскую работу здесь развернула Академия наук СССР; шестилетние труды Якутской экспедиции охватили все стороны изучения ЯАССР.

Теперь мы стоим, сказал далее С. Токарев, на новом этапе якутоведения. В работу включились местные культурные силы, которые за эти годы выросли и окрепли. Большинство выступавших на пленуме с докладами - молодые научные работники, воспитанные советской культурой. Докладчик выразил уверенность в том, что дальнейший рост научных кадров Якутской республики и работа их в тесном содружестве с научными силами Москвы и Ленинграда и впредь будут продолжаться да пользу родине.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРВЫЙ-ПЛЕНУМ-ЯКУТСКОГО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО-ИНСТИТУТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Сева ПятовКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/BookTrader

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ХОХЛАЧЕВ, ПЕРВЫЙ ПЛЕНУМ ЯКУТСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРВЫЙ-ПЛЕНУМ-ЯКУТСКОГО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО-ИНСТИТУТА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ХОХЛАЧЕВ:

В. ХОХЛАЧЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Сева Пятов
Moscow, Россия
1175 просмотров рейтинг
22.09.2015 (3111 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕРВЫЙ ПЛЕНУМ ЯКУТСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android