Libmonster ID: RU-9448

А. УЛЮКАЕВ, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя ЦБ РФ,

С. ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат экономических наук, руководитель научного направления "Макроэкономика и финансы" Института экономики переходного периода,

П. ТРУНИН, завлабораторией денежно-кредитной политики научного направления "Макроэкономика и финансы" Института экономики переходного периода

Причины перехода к режиму таргетирования инфляции

В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной

стр. 46


и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным и приводит к ускорению экономической динамики.

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010 г.

Режим таргетирования инфляции и институциональная среда

До недавнего времени в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежно-

стр. 47


кредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхенгрина и др., авторы которой утверждали, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развивающимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргетирования, вернуться к режимам денежно-кредитной политики, которые они применяли ранее1.

В последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Караре и др. утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетирования2. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными3.

Стоит отметить, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. Перечислим эти условия4, а также оценим степень их выполнения в Российской Федерации (см. табл. 1).

1. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.

3. Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были


1 Eichengreen B., Masson P., Savastano M., Sharma S. Transition Strategies and Nominal Anchors on the Road to Greater Exchange-Rate Flexibility // Essays in International Finance. 1999. Vol. 213. (Princeton, New Jersey: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University).

2 Carare A., Schaechter A., Stone M., Zelmer M. Establishing Initial Conditions in Support of Inflation Targeting // IMF Working Paper 02/102. Washington, 2002.

3 Truman E. Inflation Targeting in the World Economy / Institute for International Economics, Washington. 2003.

4 Данные условия были получены экспертами МВФ на основе опросов руководителей центральных банков ряда стран.

стр. 48


Таблица 1

Выполнение в РФ условий, желательных для введения режима таргетирования инфляции

Условие

Выполнение условия в РФ

Комментарий

Институциональная независимость органов денежно-кредитного регулирования

Выполнено частично

ЦБ РФ обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти

Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика

Выполнено частично

Квалификация экспертов ЦБ РФ позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, однако всей необходимой и достоверной статистики, необходимой для прогнозирования, на настоящий момент нет

Структура экономики

Не выполнено

Экономическая ситуация в РФ сильно зависит от цен на сырье, многие цены в стране de facto не являются свободными, долларизация экономики хотя и снижается, но все еще остается высокой

Развитая финансовая система

Выполнено частично

Развитие финансовой системы страны идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими странами с переходной экономикой она все еще невелика и подвержена значительным рискам

свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4. Развитая финансовая система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властей и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после момента перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. Во всех странах, совершивших переход к режиму таргетирования инфляции, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степень выполнения этих условий увеличивалась.

Н. Батини и Д. Лакстон утверждают, что не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном

стр. 49


переходе к режиму таргетирования инфляции5. Конечно, это не означает, что начальные условия абсолютно неважны: опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались условия успешного внедрения данного режима, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие страны.

Результаты перехода к режиму таргетирования инфляции в развитых и развивающихся странах

Отметим, что после перехода к режиму таргетирования инфляции результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем полученные в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Действительно, развивающиеся страны чаще не выполняли целевые ориентиры по снижению инфляции, чем развитые. Так, в работе С. Роджера и М. Стоуна утверждается, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не достигали объявленных показателей в 50% случаев, в то время как развитые - лишь в 33% случаев6 (см. табл. 2). Данный результат отражает две тенденции. С одной стороны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, как правило, значительно снижают темпы инфляции после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. С другой - высокая волатильность инфляции и, следовательно, более частое невыполнение объявленных целей характерно прежде всего для тех стран, которые добиваются значительного снижения инфляции, а не для тех, у кого целевые ориентиры изменяются слабо.

Опыт стран, перешедших к режиму таргетирования инфляции, также говорит о том, что плохие начальные условия могут быть улучшены за достаточно короткий срок. Например, Роджер и Стоун говорят о том, что волатильность инфляции в тех странах, которые после введения инфляционного таргетирования ее снижают, уменьшается вдвое в течение 3 лет.

Вообще говоря, тот факт, что макроэкономические показатели значительно улучшаются после начала применения режима таргетирования инфляции, даже если начальные условия были не слишком благоприятными, свидетельствует в пользу высокой значимости для макроэкономической динамики инфляционных ожиданий и веры экономических агентов в то, что центральный банк будет стараться выполнить заявленную цель по инфляции. В работе М. Шервина показано, что политическая поддержка перехода к режиму таргети-


5 Batini N., Laxton D. Under What Conditions Can Inflation Targeting Be Adopted? The Experience of Emerging Markets / Paper prepared for the Ninth Annual Conference of the Central Bank of Chile "Monetary Policy Under Inflation Targeting". Santiago, Chile. October 20 - 21, 2005.

6 Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets / IMF Working Paper 05/163. Washington, IMF. 2005.

стр. 50


Таблица 2

Выполнение объявленных целей по инфляции в странах, применяющих режим таргетирования инфляции

Группы стран

Количество стран в группе

Среднее отклонение фактической инфляции от целевой (п.п.)

Частота невыполнения объявленной цели по инфляции (%)

Период, в течение которого фактическая инфляция отклонялась от целевой (месяцев)

Все страны

22

0,1

43,5

17,3

развитые страны

11

-0,2

34,8

15,5

развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

11

0,3

52,2

19,1

Страны, значительно снизившие инфляцию после перехода к таргетированию инфляции

14

0,4

59,7

16,3

развитые страны

5

-0,1

52,1

17,6

развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

9

0,7

63,9

15,5

Страны со стабильной инфляцией после перехода к таргетированию инфляции

17

-0,4

32,2

15,1

развитые страны

11

-0,3

28,6

13,9

развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

6

-0,6

39,0

17,3

Источник: Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets.

рования инфляции является ключевым элементом успеха такой меры денежно-кредитной политики7.

Отметим также, что многие страны, которые собираются внедрять режим инфляционного таргетирования, характеризуются лучшими макроэкономическими условиями, чем страны, которые уже перешли к такому режиму денежно-кредитной политики. Как правило, у кандидатов на внедрение инфляционного таргетирования меньшие темпы инфляции, бюджетный дефицит и более быстрый экономический рост. Следовательно, можно ожидать, что таким странам режим таргетирования инфляции принесет еще больше выгод по сравнению со странами, которые начали применять таргетирование инфляции ранее.

Политические условия перехода к режиму таргетирования инфляции

В то же время целесообразно выделить ряд ситуаций, при которых переход к режиму таргетирования инфляции является нежелательным8, а также оценить степень близости ситуации в РФ к описываемым (см. табл. 3).


7 Sherwin M. Institutional Frameworks for Inflation Targeting? // Reserve Bank of New Zealand Bulletin. 2000. Vol. 63.

8 См.: Monetary Policy Implementation at Different Stages of Market Development / IMF staff team led by B. Laurens // IMF Occasional Paper No 244. Washington, 2005.

стр. 51


Таблица 3

Выполнение в РФ условий, необходимых для перехода к режиму таргетирования инфляции

Условие

Выполнение условия в РФ

Комментарий

Сравнительно большие размеры экономики

Выполнено

Экономика РФ в настоящее время стабильно развивается, и ВВП страны сравнительно высок

Цены определяются внутри страны

Не выполнено

Экономика РФ сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, на динамику денежного предложения в стране решающее влияние оказывают цены на энергоносители

Темп инфляции менее 10%

Выполнено частично

По итогам 2006 года впервые в истории России ИПЦ составил менее 10%; к сожалению, в 2007 г. этот ориентир будет ненамного превышен

Поддержка перехода к режиму таргетирования инфляции в органах государственной власти

Выполнено

Задача снижения инфляции является на данный момент приоритетной для правительства страны, а лучше всего для выполнения данной задачи подходит именно режим инфляционного таргетирования

Органы денежно-кредитного регулирования жестко придерживаются заявленных целей

Выполнено частично

Представители ЦБ РФ постоянно заявляют о неизменности объявленных целевых ориентиров. Однако данные целевые ориентиры достигаются далеко не всегда

1. В некоторых небольших экономиках с малым ВВП на душу населения возможности ЦБ по проведению денежно-кредитной политики и независимость финансовой системы столь малы, что эффективная реализация режима таргетирования инфляции практически невозможна.

2. В ряде небольших открытых экономик зарплаты и цены практически полностью определяются ценами за границей и обменным курсом; в таком случае режим инфляционного таргетирования не будет иметь преимуществ по сравнению с режимом фиксированного обменного курса.

3. До настоящего времени практически не было стран, которые бы осуществляли переход к режиму инфляционного таргетирования при двузначных темпах инфляции; несмотря на то что в таких условиях объявление целей по инфляции способно снизить инфляционные ожидания, ЦБ может понести значительные репутационные издержки, так как данные цели с большой вероятностью не будут выполняться, кроме того, если цели не будут выполнены несколько раз подряд, инфляционные ожидания могут вновь вырасти.

4. Переход к режиму таргетирования инфляции может быть нежелательным в том случае, если органы государственной власти не поддерживают такой шага, при этом эффективное применение данного режима невозможно без здравой бюджетно-налоговой политики.

5. Режим таргетирования инфляции стоит внедрять лишь тогда, когда руководители ЦБ страны готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений: режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

стр. 52


Таким образом, в настоящее время, после снижения инфляции в РФ до уровня около 10% и по мере роста поддержки перехода к режиму таргетирования инфляции органами государственной власти в нашей стране выполнены, хотя и частично, все необходимые условия для введения нового режима денежно-кредитной политики. Не выполняется лишь условие, связанное с независимостью динамики денежного предложения и инфляции в стране от внешних факторов, что создает определенные трудности для перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ.

Особенности перехода к режиму таргетирования инфляции в развивающихся странах

Несмотря на то что есть страны, в которых переход к режиму таргетирования инфляции представляется нецелесообразным, в целом данный режим является весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, который может быть адаптирован для применения в конкретных государствах. Как правило, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой финансовые сложности отличаются от проблем, возникающих в развитых странах. Г. Кальво и Ф. Мишкин выделяют 5 важнейших негативных характеристик развивающихся стран9:

- некачественный финансовый менеджмент в общественном секторе;

- слабый финансовый сектор и неразвитость институтов на финансовом рынке;

- недостаточное доверие экономических агентов к органам государственной власти, осуществляющим денежно-кредитную политику;

- значительная долларизация экономики;

- высокая чувствительность экономики к динамике международных потоков капитала.

Кроме того, для многих развивающихся стран характерна значительная неопределенность по поводу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, который работает в стране.

Необходимым условием повышения доверия населения к проводимой центральным банком денежно-кредитной политике является улучшение качества управления государственными финансами. В то же время отметим, что переход к таргетированию инфляции может сам по себе создать предпосылки для ужесточения денежно-кредитной политики. Это может произойти в том случае, если значительные расходы бюджета будут приводить к регулярному невыполнению заявленных целей по инфляции.

При переходе к режиму таргетирования инфляции необходимо принимать во внимание слабость финансовых институтов страны. Как утверждают эксперты МВФ, указанная слабость изменяет эффектив-


9 Calvo G., Mishkin F. The Mirage of Exchange Rate Regimes for Emerging Market Countries // NBER Working Paper No 9808. 2003; см. также: Fraga A., Goldfajn I., Minella A. Inflation Targeting in Emerging Market Economies // NBER Working Paper No 10019. Cambridge, MA, 2003.

стр. 53


ность и скорость работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики10. Недостаточно развитые финансовые рынки также могут снизить надежность использования рыночных инструментов денежно-кредитной политики. При этом необходимо помнить, что очень важной для успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на рыночные процентные ставки в стране. Таким образом, при внедрении инфляционного таргетирования в случае необходимости следует принимать меры по повышению устойчивости и развитию финансовой системы страны.

Проблема недостаточного доверия экономических агентов к действиям денежных властей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой является весьма серьезной, так как успешность реализации режима таргетирования инфляции во многом зависит от инфляционных ожиданий. Если же цели по инфляции не будут выполняться, то инфляционные ожидания не только не снизятся, но и могут вырасти. Впрочем, на первом этапе перехода к инфляционному таргетированию органы денежно-кредитного регулирования могут принять ряд мер, чтобы увеличить вероятность достижения объявленных целей. Такими мерами являются выбор подходящего целевого ориентира инфляции, ширины коридора, в который должна уложиться инфляция, а также размах допустимых колебаний фактического уровня инфляции вокруг целевого.

Значительная долларизация экономики также создает препятствия для успешного перехода к режиму инфляционного таргетирования, так как она может сильно повлиять на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. В частности, долларизация экономики повышает значимость обменного курса по сравнению с внутренними процентными ставками. При этом центральный банк начинает уделять большее внимание платежному балансу, а не инфляции. В то же время степень долларизации во многом зависит от действующего режима денежно-кредитной политики, то есть инфляционное таргетирование способно со временем само по себе снизить долларизацию экономики.

Наконец, успешному переходу к режиму таргетирования инфляции может помешать отсутствие надежной статистики. В большинстве развивающихся стран качественная статистика малодоступна. Применение инфляционного таргетирования в таких условиях затруднено, что приводит к большей волатильности инфляции, чем она могла бы быть при более качественной статистике. Впрочем, недостающие данные можно попытаться получить по альтернативным каналам, например с помощью экспертных оценок. Конечно, качество таких оценок, как правило, далеко от идеала, однако их использование все же может несколько улучшить прогноз инфляции.

Таргетирование инфляции и обменный курс

Некоторые страны, переходящие к режиму таргетирования инфляции, имеют дело со значительными потоками капитала, идущими как в страну, так и из нее. В ряде стран органы денежно-кредитного


10 Monetary Policy Implementation at Different Stages of Market Development.

стр. 54


регулирования пытались совмещать таргетирование инфляции и фиксацию обменного курса внутри заданного коридора. Но практически во всех таких странах, включая Чили, Израиль, Польшу и Венгрию, возникал конфликт между выполнением целей по инфляции и выполнением целей по обменному курсу, что приводило к расширению коридора и в конечном итоге к отказу от него. Вообще говоря, фактически переход к инфляционному таргетированию полностью осуществлялся лишь после отказа от прочих целей денежно-кредитной политики.

Отметим, что страны могут постепенно переходить от фиксированного обменного курса к режиму таргетирования инфляции. При этом промежуточным режимом денежно-кредитной политики может быть комбинация управляемого плавания национальной валюты с неформальной целью по инфляции. Такой режим может оказаться полезным, так как дает органам власти время для подготовки ключевых элементов, необходимых для полноценного внедрения инфляционного таргетирования. В то же время на определенном этапе органам денежно-кредитного регулирования придется в явном виде отказаться от целеполагания по обменному курсу в пользу целеполагания по инфляции, так как основные выгоды от режима инфляционного таргетирования появляются лишь после этого момента.

Политика в отношении обменного курса при инфляционном таргетировании не должна быть слишком активной. Избыточный контроль над обменным курсом может привести к нестабильности инструментов денежной политики, реального обменного курса и, как следствие, выпуска. Политика чрезмерного контроля за динамикой обменного курса может иметь своим следствием переключение ожиданий населения с инфляции на обменный курс. Также существует риск неадекватной оценки причин шоков обменного курса и последующей неправильной корректировки обменного курса11, что может привести к ухудшению экономической ситуации в стране с переходной экономикой. Однако контроль курса со стороны денежных властей в некоторой степени все же необходим. Степень участия центрального банка в динамике обменного курса должна соответствовать степени открытости экономики.

В мировом экономическом сообществе нет единой точки зрения по поводу допустимости активных интервенций центрального банка на валютном рынке, осуществляемых с целью поддержания стабильности обменного курса. Так, Р. Кабальеро и А. Кришнамурти высказываются за ограничение таких интервенций, из-за того что они могут увеличить уязвимость экономики к колебаниям потоков капитала12. П. Дисьятат и Г. Галати показывают, что имеющаяся статистика свидетельствует в пользу большей эффективности интервенций в развивающихся странах


11 Так, обесценение номинального обменного курса может быть обусловлено портфельными решениями, а значит, оно приведет к росту инфляции в будущем, поэтому органы денежно-кредитного регулирования должны повышать процентные ставки в ответ на такой шок обменного курса. В то же время обесценение валюты может быть следствием отрицательного шока условий торговли, уменьшающего спрос на экспорт. Такой шок приводит к снижению агрегированного спроса и, вероятно, будет сопровождаться сокращением роста цен. Следовательно, в таком случае необходима политика уменьшения процентных ставок.

12 Caballero R., Krishnamurthy A. Inflation Targeting and Sudden Stops // The Inflation Targeting Debate / B. Bernarke, M. Woodford (eds.). Chicago: Chicago Press, 2005. P. 423 - 442.

стр. 55


по сравнению с развитыми13. Впрочем, интервенции оказывают значительное влияние на обменный курс лишь в краткосрочном периоде.

Т. Холуб предлагает два простых правила, соблюдение которых позволит эффективно совмещать интервенции и таргетирование инфляции14:

- корректировка процентных ставок должна осуществляться лишь в ответ на изменение динамики инфляции;

- интервенции должны использоваться лишь как вспомогательный инструмент денежно-кредитной политики.

Использование таких правил позволит снизить интенсивность интервенций и поддержать их направленность именно на ограничение колебаний обменного курса.

Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в России

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.

Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).


13 Disyatat P., Galati G. The Effectiveness of Foreign Exchange Intervention in Emerging Markets: Evidence from Czech Koruna // BIS Working Paper 172. Basel: Bank for International Settlements, 2005.

14 Holub T. Foreign Exchange Intervention Under Inflation Targeting: The Czech Experience // Czech National Bank Internal Research and Policy Note. 2004.

стр. 56


Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

Следовательно, в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 г. впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Кроме того, в прошлом году Банк России дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСПЕКТИВЫ-ПЕРЕХОДА-К-РЕЖИМУ-ТАРГЕТИРОВАНИЯ-ИНФЛЯЦИИ-В-РФ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Marta KazakovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. УЛЮКАЕВ, С. ДРОБЫШЕВСКИЙ, П. ТРУНИН, ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К РЕЖИМУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РФ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСПЕКТИВЫ-ПЕРЕХОДА-К-РЕЖИМУ-ТАРГЕТИРОВАНИЯ-ИНФЛЯЦИИ-В-РФ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. УЛЮКАЕВ, С. ДРОБЫШЕВСКИЙ, П. ТРУНИН:

А. УЛЮКАЕВ, С. ДРОБЫШЕВСКИЙ, П. ТРУНИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Marta Kazakova
Улан-Удэ, Россия
2262 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
час назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К РЕЖИМУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РФ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android