Libmonster ID: RU-15069
Автор(ы) публикации: О. М. ВЕРБИЦКАЯ

Коммунистическая партия придает важное значение научной разработке проблем, связанных с изучением социально-демографических процессов, повышением роли человеческого фактора1 . Большую роль в этих процессах играют территориальные перемещения населения. Известно, что В. И. Ленин обращал особое внимание на миграцию, на необходимость государственного руководства ею. Он отмечал, что социалистическое государство должно "иметь возможность десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти"2, Целью миграционной политики Советского государства является оптимизация использования и распределения трудовых ресурсов на всей территории страны. Необходимость выравнивания уровня экономического развития различных ее районов требует постоянного притока рабочей силы в отдаленные от центра, относительно малозаселенные районы. Регулируемая миграция, осуществляемая посредством оргнабора рабочей силы, общественного призыва молодежи, государственного переселения и других форм, помогает решению проблемы рационального перераспределения трудовых ресурсов между отраслями экономики и различными районами. Используя разнообразные формы миграции, государство оказывает непосредственное воздействие на формирование необходимых потоков населения в нужном обществу направлении.

В годы довоенных пятилеток, в условиях развернувшейся индустриализации, социалистического преобразования сельского хозяйства появился новый вид переселений - государственное плановое переселение колхозных семей. В отличие от дореволюционного, в основном стихийного крестьянского переселения, оно проводилось не только на Урал и в Сибирь, но и в другие районы страны, где создавались крупные объекты социалистической экономики. Возле новых индустриальных центров организовывались базы по производству сельскохозяйственной продукции и переработке сырья. Для их успешного развития требовалось дополнительное население, главным образом сельское. Со времени окончания Великой Отечественной войны вплоть до конца 50-х годов в связи с решением важнейших хозяйственно-политических задач, стоявших перед страной, территориальное перераспределение колхозного населения имело особое значение и приобрело широкий размах. Результаты этого переселения благотворно сказались на освоении новых районов, на выравнивании уровня экономического развития удаленных от центра территорий.

Анализ этих процессов, выяснение их причин и особенностей невоз-


1 См. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. 1986, о. 140; и др.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 42, с. 150.

стр. 13


можны без детального исследования их развития в историческом плане. Однако эта важная научная и практическая проблема изучена пока недостаточно. Ее историографию в основном составляют написанные в конце 50-х - 60-е годы статьи. В них показано экономическое значение сельскохозяйственного переселения для развития производительных сил малозаселенных территорий, раскрыты некоторые конкретные аспекты теми, но ряд важнейших вопросов, по существу, не исследован: не выработана периодизация, не проанализирован состав мигрантов, не раскрыты особенности развития переселения в послевоенные годы по различным областям и регионам, не выявлены его характерные направления. Приводимый в указанных работах конкретный материал невелик по объему и зачастую носит иллюстративный характер3 .

В исторических и демографических работах, посвященных проблемам миграции, вопросы сельскохозяйственного переселения, как правило, отдельно не рассматриваются. Понятие "переселение" нередко отождествляется в этих трудах с термином "миграция", между тем переселение - лишь одна из конкретных ее форм. В то же время заслуживают внимания оценки и суждения некоторых авторов, способствующие более глубокому пониманию сущности переселения как формы территориального' перераспределения трудовых ресурсов4 .

В данной статье предпринимается попытка на материале Российской Федерации за 1946 - 1958 гг. с привлечением новых источников, в том числе документов Центрального государственного архива РСФСР, показать основные этапы и направления сельскохозяйственного переселения, его экономическую эффективность. Рассматривается главная форма переселения тех лет - переселение в колхозы и совхозы. Внутри указанного периода автор выделяет два этапа: 1946 - 1953 и 1954 - 1958 годы. Различие между ними во многом определялось конкретной социально-экономической обстановкой в стране, задачами, которые ставили Коммунистическая партия и Советское государство перед народным хозяйством, в том числе перед аграрным сектором.

Вторая половина 40-х - 50-е годы - важный этап в истории советского общества. В стране происходили глубокие социально-экономические и общественно- политические процессы, связанные с переходом от войны к миру, восстановлением народного хозяйства, упрочением и дальнейшим развитием социализма. Перед тружениками деревни стояли большие задачи по возрождению разрушенных колхозов и совхозов. Одной из форм оказания конкретной помощи населению ряда районов в восстановлении и организационно-хозяйственном укреплении колхозов и совхозов являлись разработанные партией и правительством мероприятия по осуществлению сельскохозяйственного переселения. Они основывались на принципе добровольности и широкой системе льгот и преимуществ как для переселенцев, так и для хозяйств, принимавших их в районах вселения, и тесно увязывались с планами восстановления и развития сельского хозяйства страны в период


3 Куварин И. Роль сельскохозяйственного переселения в освоении целинных и залежных земель. В кн.: Борьба КПСС за освоение целины. Алма- Ата. 1960; его же. Сельскохозяйственное переселение в СССР. - Экономика сельского хозяйства, 1961, N8; Рыбаковский Л. Л. О создании постоянных кадров на Сахалине. В кн.: Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск. 1961; и др.

4 Хорев Б. С, Моисеенко В. М. Сдвиги в размещении населения СССР. М. 1976; Поспелов К. А. Влияние миграции на формирование и использование трудовых ресурсов в отдельном районе. В кн.: Народное хозяйство Калининградской области. Проблемы и пути развития. Калининград. 1977; Моисеенко В. М. Первые исследования миграции населения в СССР. В кн.: Прошлое и настоящее демографии. Народонаселение. Вып. 32. М. 1980; Аникин В. В. Миграция населения в городах РСФСР в 1950 - 1956 гг. - Вопросы истории, 1981, N 12; Корель Л. В. Перемещения населения между городом и селом в условиях урбанизации. Новосибирск. 1982; Урбанизация и демографические процессы. М. 1982; и др.

стр. 14


4-й пятилетки и последующие годы, являлись одной из предпосылок их реализации.

В первые послевоенные годы размер и направление переселения внутри республики определялись Главным переселенческим управлением при Совете Министров (ГПУ СМ) РСФСР. Для практического осуществления: переселения в местах выхода создавались областные (в АССР - республиканские) комиссии под руководством председателей областных исполкомов (в АССР - Советов Министров). В задачу комиссий входило обеспечение выполнения плана по переселению. Представители переселенческих органов выезжали в районы, колхозы мест выхода и проводили там вербовку. На колхозных собраниях они знакомили население с климатическими и экономическими условиями, природными богатствами заселяемых территорий, широко используя кинофильмы, специальные выпуски газет, плакаты и другой наглядный материал, радиопередачи, письма ранее переселившихся туда людей.

В обстановке мира выдвинулась задача пополнения трудовыми ресурсами областей, которым война (они подверглись оккупации) нанесла наибольший урон: Великолукской, Калининской, Новгородской и др. Здесь особенно заметно сократилось количество трудоспособного населения, в большей мере пострадала материально-техническая база колхозов. Для организационного и хозяйственного укрепления этих областей, кроме полной мобилизации всех имевшихся внутренних резервов, требовалась разносторонняя и немалая помощь государства. В скорейшем заселении и экономическом освоении нуждались и новые территории, отошедшие к СССР по решениям Крымской и Потсдамской конференций великих держав 5 . В Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. (март 1946 г.) намечалось "обеспечить во всей работе советских и хозяйственных органов должное внимание новым областям и территориям, вошедшим в состав СССР, - области Кенигсберга, району Печенги (Петсамо), южной части Сахалина и Курильским островам" 6 .

Начало осуществлению послевоенного государственного сельскохозяйственного переселения положило постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. "О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства Калининградской области". В нем были сформулированы основы переселенческой программы в целом: определялись районы, откуда должно было идти переселение (Поволжье, центральные и др. области РСФСР), порядок и условия переселения колхозников по специальностям; содержались рекомендации при отборе колхозников на переселение отдавать предпочтение семьям демобилизованных воинов, а также лучшим колхозникам, имевшим высокую выработку трудодней7 .

Чтобы облегчить переселенцам переезд и устройство во вновь организуемые или принимавших их колхозах, государство устанавливало ряд льгот. Предоставлялись бесплатный проезд к новому месту жительства и провоз имущества и скота: возможность сдачи скота, зерна, картофеля заготовительным организациям по месту выхода и получения в местах вселения равного количества этих продуктов и скота. Государство выделяло переселенцам единовременное безвозмездное денежное пособие в сумме от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на главу семьи и от 300 до 600 руб. на каждого члена семьи (в старом масштабе цен).


5 См. об этом: История второй мировой войны. 1939 - 1945. Т. 12. М. 1982, с. 30, 31.

6 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М. 1968, с. 293.

7 Подробнее об этом см.: Калининградская правда, 26.VIII.1947; Калининградская партийная организация в борьбе за освоение области, завершение строительства социализма и построение коммунизма. Калининград. 1977, с. 14 - 15.

стр. 15


В местах выхода с переселенцев снимались все числившиеся за ними задолженности по обязательным поставкам государству сельскохозяйственных продуктов, налогам и страховым платежам.

По прибытии переселенцам выдавались продовольственная ссуда зерном или мукой, кредит на жилищнюе строительство с выплатой в течение нескольких лет (при этом половина суммы относилась на счет государства) и на приобретение коровы или теленка. Чтобы переселенцы скорее и легче хозяйственно устроились, обзавелись домом (в кредит, на льготных условиях) и скотом, государство освобождало их на несколько лет от уплаты налогов и натуральных поставок сельскохозяйственных продуктов (кроме молока). Переселившиеся на Урал, в Западную Сибирь освобождались от налогов на 2 года, в Восточную Сибирь - на 3 - 5 лет, на Дальний Восток - на 10 лет. Получали переселенцы и другие льготы 8 .

Крестьянство центральных областей РСФСР, где было особенно много экономически слабых колхозов с низкой оплатой трудодня, активно переселялось в осваиваемые районы. При этом оно руководствовалось и чувством долга, отвечая на призыв партии и правительства личным трудом содействовать скорейшему восстановлению и развитию сельского хозяйства, в том числе и отдаленных районов, испытывавших острый недостаток в трудовых ресурсах. По данным ГПУ СМ РСФСР, в годы первой послевоенной пятилетки по большинству областей планы переселения выполнялись успешно. Этому способствовали как большая разъяснительная и агитационная работа, которую проводили представители государственных организаций, ответственных за переселение, так и льготы, предоставлявшиеся колхозникам-переселенцам.

В 1946 г. на севере Восточной Пруссии, отошедшей по решению Потсдамской конференции трех великих держав к Советскому Союзу, была образована Калининградская область (остальная часть Восточной Пруссии вошла в состав Польши). Ликвидация Восточной Пруссии имела большое политическое значение: был положен конец ее использованию на протяжении многих веков в качестве плацдарма немецкой агрессии против нашей страны и Польши9 . На территории бывшей Восточной Пруссии гитлеровцы оставили разграбленное и разоренное хозяйство. В сельской местности были разрушены почти все здания, повреждена и выведена из строя сложная мелиоративная система, затоплены сотни тысяч гектаров плодородных земель.

Плановое переселение в Калининградскую область началось с августа 1946 года. Надо было вернуть к жизни эти земли, организовать здесь сельскохозяйственное производство на социалистической основе, построить культурно-бытовые учреждения. Партия и правительство направили сюда трудовые ресурсы, снабдили вновь созданные колхозы, совхозы и МТС новейшей сельскохозяйственной техникой, выделили для удовлетворения хозяйственных и культурных нужд переселенцев денежные и материальные средства. Уже к 1948 г. в сельские районы области прибыло более 20 тыс., а за 5 лет с момента ее образования - около 41 тыс. семей колхозников, рабочих совхозов, специалистов сельского хозяйства. В 1953 г. здесь проживало уже более 200 тыс. человек, в том числе 81,6 тыс. - в колхозах 10 .

В целях быстрейшего восстановления сельского хозяйства и распашки пустовавших земель с 1949 г. проводилось переселение колхозников внутри некоторых областей - из бывших тыловых их районов


8 Справочник о льготах по переселению. М. 1956, с. 50 - 61; Сборник решений по сельскому хозяйству. М. 1963, с. 162 - 166.

9 Внешняя политика Советского Союза. Сб. док. Т. 6. М. 1947, с. 719.

10 Калининградская область. История, экономика, культура, природа. Калининград. 1978, с. 23; Народное хозяйство Калининградской области, с. 23; ЦГАНХ СССР, ф. 7486, оп. 7, д. 1256, л. 24.

стр. 16


в подвергавшиеся временной оккупации, что позволяло более рационально размещать трудовые ресурсы. Благодаря такому переселению в большинстве случаев отпадала или в значительной мере сокращалась надобность в дополнительном привлечении рабочей силы из других мест республики. Впоследствии внутриобластное переселение получило значительное распространение в Великолукской, Калининской, Новгородской и др. областях РСФСР и в отдельные годы по своим масштабам даже превосходило межобластное. При этом колхозники-переселенцы получали те же льготы и преимущества, что и при межобластном переселении. В 1949 г. в Новгородской области не были восстановлены 308 колхозов, т. к. в них почти не осталось людей вследствие полного разрушения части селений и массовой гибели и угона их жителей в фашистскую Германию в период оккупации. Для возрождения этих хозяйств необходимо было привлечь новые трудовые ресурсы. Более 1 тыс. человек прибыло сюда из тех районов области, которые не подвергались оккупации. Это пополнило население большинства подлежавших восстановлению колхозов и укрепило их. Всего за 1946 - 1953 гг. в Великолукской, Калининской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях было переселено из бывших тыловых районов более 10 тыс. колхозных семей11 .

Продолжалось начатое еще в 1944 г. заселение степных районов Крымской области. Сюда направлялись главным образом выходцы из южных районов УССР и РСФСР (Дон, Кубань) и черноземных областей РСФСР (Курская, Орловская, Тамбовская). Однако вследствие засухи 1946 г. и неурожая 1947 г., трудностей в организационно-хозяйственном укреплении колхозов значительная часть переселенцев вернулась обратно. С 1950 г. переселение в Крым возобновилось на более прочной материальной базе. Всего за 1950 - 1954 гг. сюда переехало 13,7 тыс. семей колхозников (57 тыс. трудоспособных). Это сказалось на подъеме сельского хозяйства области 12 .

Формирование переселенческих контингентов проводилось, как правило, с учетом исторически сложившегося тяготения сельского населения определенных областей Центра к районам Сибири, Дальнего Востока. В заселяемых районах складывались землячества, что положительно отражалось на закрепляемости и приживаемости новоселов. Жители Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской и др. областей направлялись, как правило, в степные районы Амурской, Новосибирской, Саратовской, Читинской областей и Алтайского края; переселенцы из Владимирской, Горьковской, Калининской областей, Мордовской и Татарской АССР - в Красноярский и Хабаровский края, Пермскую область, Бурятскую АССР и т. д.

Экономическая целесообразность переселения, дополнительного привлечения трудовых ресурсов определялась тем, что в, ряде многоземельных краев и областей из-за недостатка рабочих рук в колхозах и совхозах существовала большая диспропорция между числом работников и площадью земельных угодий, что отрицательно сказывалось на развитии сельского хозяйства. При планировании переселения государство учитывало необходимость равномерного развития всех экономических районов, в том числе и отдаленных, недостаточно освоенных.

Важнейшей объективной предпосылкой, делающей переселения возможными, должно было стать повышение производительности труда на базе широкого применения средств механизации, высвобождающих определенную часть занятых в сельском хозяйстве работников. Но по-


11 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 2, д. 473, л. 41; д. 474, л. ПО; д. 778, лл. 2, 8; оп. 1, д. 90, л. 24.

12 Очерки истории Крымской областной партийной организации. Симферополь. 1981, с. 223, 243.

стр. 17


скольку в первые послевоенные годы восстановление материально-технической базы сельского хозяйства только начиналось, рост производительности труда был невысок, а излишки трудовых ресурсов малы, Вследствие этого сельскохозяйственное переселение в ряде случаев вело к неоправданному сокращению трудовых ресурсов, особенно в колхозах центральных областей.

Определяя направления и масштабы переселения, правительство учитывало и средние показатели обеспеченности сельского хозяйства рабочей силой и величину трудовой нагрузки (в гектарах пашни или сельскохозяйственных угодий), приходившейся на одного работника в различных районах. Несмотря на то, что положение с трудовыми ресурсами в колхозах Центра в послевоенные годы было напряженным, трудовая нагрузка в них была все же меньшей, чем в малозаселенных восточных областях, где, по подсчетам экономистов, на одного работника приходилось сельскохозяйственных угодий больше почти в 2 раза, чем в среднем по РСФСР, ив 10 с лишним раз, чем в Молдавской ССР 13 . По отдельным .районам эта диспропорция была еще заметнее. Во Владимирской, Курской, Рязанской и др. центральных областях, являвшихся основными районами выхода переселенцев, количество посевных площадей в расчете на одного трудоспособного колхозника составляло от 2 до 6 га, а в ряде районов Амурской, Новосибирской, Челябинской областей, Приморского края, куда направлялись переселенцы, - 12 - 19 га 14 .

Значительное количество семей колхозников направлялось в эти годы на Дальний Восток: в Приморский край переехало 12,7 тыс., в Хабаровский - 12,2 тыс., в Амурскую и Сахалинскую области - 25 тььс. семей 15 . Однако слабая заселенность этих территорий, их отдаленность затрудняли более полное освоение местных земельных массивов, пригодных для расширения сельскохозяйственного производства. На долю Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана приходится более 50% всей территории СССР, а в 1950 г. там проживало всего 17% населения страны 16 . Примерно таким же было соотношение удельного веса сельскохозяйственного производства и числа занятых в нем работников. В Сибири, на Урале, Дальнем Востоке в 1950 г. посевные площади составляли 7з их общего количества по РСФСР (кроме того, здесь имелись значительные нераспаханные массивы - целина и залежь), численность крупного рогатого скота - около 2/5. В то же время в колхозах этих экономических регионов трудилось лишь 25% общего количества трудоспособных колхозников республики 17 .

В связи с необходимостью восстановления народного хозяйства сельскохозяйственное переселение на первом этапе было направлено на быстрейшее залечивание ран войны в освобожденных от оккупации областях, на введение там в хозяйственный оборот заброшенной в период войны пашни. Основные средства государство выделяло именно этим районам, поэтому на Урал и в Сибирь в 1946 - 1953 гг. направлялось сравнительно немного переселенцев. По РСФСР из 186,5 тыс. переселенных за эти годы семей 40% приходилось на Калининградскую и Ленинградскую (район Карельского перешейка) области, 30% - на Дальний Восток, 10 - 13% - на Крымскую, Саратовскую и др. южные области, а на Урал и Сибирь - менее 10% 18 . Освоение многоземель-


13 Чураков В. Я., Суворова Л. И. Использование трудовых ресурсов в колхозах и совхозах. М. 1967, с. 37.

14 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 46, лл. 63, 68, 80; ф. 518, оп. 1, д. 125, лл. 74, 86, 96.

15 Там же, ф. 327, оп. 1, д. 125, лл. 74, 86, 96.

16 Боярский А. Я. Демографическая статистика. М. 1955, с. 40.

17 Подсчитано по: Народное хозяйство СССР в 1958 г. М. 1959, с. 398; Численность скота в СССР. Стат. сб. М. 1957, с. 8, 9; ЦГАНХ СССР, ф. 7486, оп. 7, д. 1256, л. 27.

18 Подсчитано по: ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 90, лл. 28, 47; д. 127, л. 21.

стр. 18


ных районов Урала и Сибири в первые послевоенные годы происходило поэтому в небольших масштабах. Эту важную народнохозяйственную задачу предстояло решать в будущем.

О преобладании сельскохозяйственного переселения в общем объеме планового перемещения семей по РСФСР свидетельствует тот факт, что 66,3% семей, переселенных в 1946 - 1953 гг., направлялись в земледельческие колхозы, 11,1% - в совхозы, 13,2% - на предприятия лесной промышленности, 5,8% - в рыболовецкие хозяйства и 3,6% - в прочие отрасли экономики. Подавляющее большинство переселенцев (77,4% семей) посылалось в сельское хозяйство  .

Таким образом, для первого этапа сельскохозяйственного переселения характерно осуществление межобластного и внутриобластного переселения на подвергавшиеся временной оккупации территории. Заселялись и осваивались также Калининградская область, Дальний Восток и Южный Сахалин. Основными районами выхода переселенцев в 1946 - 1953 гг. были центральные, некоторые западные области, автономные республики Поволжья; переселялись почти исключительно семьи колхозников.

Вопросы, связанные с переселением, постоянно находились в центре внимания лартийных организаций. Обкомы и райкомы партии, первичные партийные организации районов выхода и прибытия переселенцев тесно увязывали общие вопросы восстановления сельского хозяйства с осуществлением переселения. Около 2/3 всех вопросов, рассмотренных на заседаниях бюро Смоленского обкома и райкомов ВКП(б) в 1946 г., в той или иной мере затрагивали эти проблемы. В местах выхода переселенцев коммунисты проводили большую организационную работу, разъясняли необходимость переселения, пропагандировали опыт передовых переселенческих хозяйств, совместно с переселенческими комитетами на местах обеспечивали выполнение государственных планов по переселению, оказывали помощь хозяйственным органам в приеме и размещении прибывавшего населения, распределении техники, скота, в организации ремонта и строительстве жилья и производственных помещений.

Калининская областная парторганизация в годы 4-й пятилетки неоднократно обращалась к вопросам о благоустройстве переселенческого населения. По призыву партийных организаций колхозов восточных районов здесь проводились субботники, средства от которых шли на сооружение домов для переселенцев. Бюро Калининградского обкома ВКП(б) записало в своем решении 9 апреля 1947 г.: "Работу по подготовке к приему переселенцев считать одной из важнейших хозяйственно-политических задач, направленных на освоение области и поднятие сельскохозяйственного производства" 20 . Пленум Крымского обкома партии в мае 1952 г., рассматривая вопрос о приеме и хозяйственном устройстве колхозников-переселенцев в Бахчисарайском районе, указал на серьезные недостатки в этом важном государственном деле, наметил меры по хозяйственному устройству переселенцев. Особое внимание обращалось на переселенческое строительство. Для этого в колхозах и совхозах Крыма были созданы специализированные бригады, построившие и отремонтировавшие более 11 тыс. домов21 .

В связи с решениями февральско-мартовского (1954 г.) Пленума ЦК КПСС об освоении залежных и целинных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа в переселенче-


19 То же.

20 Очерки истории Смоленской организации КПСС. М. 1970, с. 373; Калининградская партийная организация в борьбе за освоение области, с. 87; Очерки истории Калининской областной организации КПСС. М. 1971, с. 538.

21 Очерки истории Крымской областной партийной организации, с. 244.

стр. 19


ском движении начался второй этап. В постановлении Совета Министров СССР от 15 мая 1954 г. были названы эти районы, в том числе по РСФСР: Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Тюменская, Челябинская и Читинская области22 . Необходимо было переселить на эти земли из обжитых густозаселенных областей европейской части страны огромное количество' людей 23 . Массовое освоение целины обусловило небывалые ранее масштабы переселения. Осуществлялось оно как по линии ГПУ СМ РСФСР, так и по путевкам ВЛКСМ, посредством общественных призывов, оргнабора и т. п.

К середине 50-х годов был накоплен большой опыт рационального перераспределения трудовых ресурсов и сложились условия, необходимые для осуществления массового освоения целины в кратчайшие сроки. В организации переселения на целину, в методах его проведения проявились возросшие возможности государства24 . К этому времени социалистическая промышленность достигла такого уровня развития, при котором она была в состоянии обеспечить хозяйства, осваивающие целину, необходимым количеством техники. Страна могла направить на целину квалифицированные кадры руководителей, механизаторов, специалистов сельского хозяйства. Партия и правительство выработали ряд эффективных мер материального поощрения добровольцев, ехавших в целинные районы. Кроме обычной оплаты расходов по переезду и переселенческих льгот, новоселам выплачивалось единовременное пособие в размере трехмесячного оклада. Работникам совхозов и МТС в новых районах устанавливалась 15-процентная надбавка к заработной плате, предоставлялись льготы на постройку домов, приобретение скота. Работникам колхозных полеводческих и тракторных бригад дополнительно оплачивалось получение сверхпланового урожая, другим категориям колхозников выдавался аванс на трудодни 25 .

Задачи по подъему сельскохозяйственного производства, сформулированные в решениях февральско-мартовского (1954 г.) Пленума ЦК КПСС, последующих документах партии и правительства, предопределили усиление роли переселения как организованной и плановой формы перераспределения рабочей силы. Используя ранее сложившиеся формы и методы переселения, основанные на принципах добровольности и материального стимулирования, государство придало массовому патриотическому движению трудящихся, в первую очередь молодежи, планомерный и организованный характер. Большой вклад в обеспечение целинных хозяйств рабочей силой внес комсомол. За 1954 - 1955 гг. от юношей и девушек поступило 1600 тыс. заявлений с просьбой направить их на освоение целины. К концу 1956 г. на целину прибыло более 350 тыс. молодых людей, в целом же за годы массового освоения целины по комсомольским путевкам сюда было направлено более 600 тыс. человек 26 .


22 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 4. М. 1958, с. 210.

23 История освоения целинных и залежных земель достаточно полно изучена. См. об этом: Юхнович Д. И. Некоторые вопросы историографии освоения целинных земель в СССР. В кн.: Некоторые проблемы истории советского общества. М. 1964; Богденко М. Л. Проблема массового освоения целинных и залежных земель в советской литературе. - История СССР, 1974, N 4; ее же. Коммунистическая партия - организатор и вдохновитель массового освоения целинных и залежных земель (Итоги изучения проблемы). - Вопросы истории КПСС, 1984, N 3.

24 См. об этом: Куликов В. И. Исторический опыт освоения целинных земель. М. 1978, с. 25 - 27, 111.

25 Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период. М. 1965, с. 312.

26 Коркоценко Д. И., Куликов В. И. Коммунистическая партия в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1946 - 1958 гг.). М. 1974, с. 55; Куликов В. И. Ук. соч. с. 106.

стр. 20


В связи с массовым освоением целинных земель значительно расширилась социальная база комплектования переселенческого контингента. По решению Совета Министров СССР от 15 мая 1954 г. право переселяться на целину с получением всех льгот закреплялось не только за колхозниками, но и за рабочими и служащими любой области, края или автономной республики27 . Переселенцев размещали в остро нуждавшихся в трудовых ресурсах многоземельных колхозах и во вновь создаваемых совхозах. В 1954 - 1955 гг. прибывшие по линии ГПУ СМ РСФСР семьи колхозников в большинстве случаев направлялись в колхозы. Во второй половине 50-х годов в целинных районах стали создаваться преимущественно совхозы, поэтому прибывавшие колхозники пополняли кадры совхозных рабочих, изменяли свое социальное положение.

Многие семьи городских рабочих и служащих (в значительной мере из тех, кто в недавнем прошлом был связан с сельским хозяйством) изъявляли желание переселиться на постоянное жительство и работу в целинные колхозы и совхозы. Их трудовые коллективы нередко комплектовались в городах. Промышленные предприятия выделяли для работы на целине лучших рабочих и инженерно-технических работников. В ряде областей и краев, осваивавших целину, была проведена большая работа по внутриобластному переселению рабочих и служащих из городов, рабочих поселков, районных центров в целинные и другие многоземельные хозяйства. Это обусловило заметное снижение в составе переселенцев на целину удельного веса семей колхозников. Уже к концу 1955 г. по внутриобластному переселению на постоянную работу в сельское хозяйство было направлено 26,9 тыс. семей рабочих и служащих (примерно 60 тыс. трудоспособных работников), что значительно пополнило трудовые ресурсы хозяйств, поднимавших целину. За 1955 г. в районы целинных и залежных земель, а также на Дальний Восток было переселено в целом по РСФСР 44,7 тыс. семей, что в 2,5 раза превышало плановые задания 28 .

Если до 1954 г. переселение в колхозы и совхозы почти полностью проводилось за счет колхозных семей, то в период массового освоения целины их доля снижается по всем областям. Особенно это проявилось к 1958 г., когда из 19,7 тыс. семей, направленных в целинные и другие многоземельные хозяйства, семьи колхозников составили всего 27,8%. При этом многие центральные области, Татарская и Башкирская АССР не выделили для переселения ни одной колхозной семьи 29 . Такое положение явилось результатом более существенного, чем в других районах, сокращения здесь колхозного населения. За 1954 - 1958 гг. общее количество колхозников по РСФСР, главным образом за счет преобразования в совхозы, уменьшилось на 16 тысяч. Этот процесс получил особое распространение в областях и республиках Нечерноземья. В результате перехода в совхозную систему бывшие колхозники становились совхозными рабочими30 . Отразилась на численности колхозников этих районов более значительная миграция в города, а также проводившееся в течение ряда лет переселение в другие края и области. Показательно в этом плане межобластное переселение на Алтай: из 3,2 тыс. прибывших из центральных областей семей 90% являлись семьями рабочих и служащих. Примерно таким же был социальный состав переселенцев и по другим целинным областям 31 .


27 Сборник решений по сельскому хозяйству, с. 164 - 166.

28 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 143, лл. 14, 71.

29 Там же, д. 100, лл. 63 - 77.

30 Сельское хозяйство. Стат. сб. М. 1960, с. 51; Тюрина А. П. К вопросу о преобразовании колхозов в совхозы. - История СССР, 1983, N 5, с. 6.

31 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 174, лл. 4 - 5.

стр. 21


На втором этапе во много раз увеличились масштабы переселения в восточные районы. Если за 1946 - 1953 гг. в те многоземельные края и области РСФСР, которые впоследствии стали районами массового освоения целины, было переселено 23,9 тыс. семей, то за 1954- 1957 гг. - 55,9 тыс. (соответственно по 2,6 тыс. и 14 тыс. семей в среднем за год) 32 . Одновременно с заселением районов массового освоения целины в 1954 - 1958 гг. продолжалось переселение в Калининградскую и Ленинградскую обл., в колхозы многоземельных районов Астраханской, Пермской обл., Дальнего Востока, однако сюда прибывало все же относительно небольшое число переселенцев.

Они не только пополняли, но в значительной мере и улучшали структуру трудовых ресурсов осваиваемых районов. Как правило, переселялись семьи, в которых было не менее двух лиц трудоспособного возраста, имевших сельскохозяйственную специальность, что благоприятно сказывалось на профессиональном составе кадров. В своем большинстве переселенцы активно включались в работу, добросовестно трудились на новых местах. Годовые отчеты колхозов показывают, что в 50-е годы каждый трудоспособный колхозник в среднем за год вырабатывал в малонаселенных областях, куда направлялось переселение, по 350 - 400 трудодней, а количество колхозников, не выработавших минимума трудодней, здесь не превышало 10% 33 . Многие переселенцы завоевали высокий авторитет у местных жителей. Самых достойных из новоселов избирали в Верховный Совет СССР и РСФСР, местные Советы, назначали на руководящие должности (бригадиров, заведующих фермами, председателей колхозов и их заместителей) и т. д. В процессе совместного труда переселенцы и старожилы взаимно обогащали практику ведения земледелия и животноводства, добивались более высоких производственных результатов 34 .

Одним из условий выполнения государственных планов в области сельского хозяйства являлась закрепляемость кадров переселенцев на новых местах. Легче адаптировались люди, не менявшие при переселении профессии: прибывшие из городской местности рабочие по ремонту техники, строители, шоферы. И все же лучше приживались, прочнее оседали на новых местах семьи колхозников, привыкшие трудиться на земле, умевшие терпеливо дожидаться результатов вложенного в нее труда. Приживаемость новоселов, их производительный труд были факторами, обеспечивающими эффективность всего дела. Вместе с тем в разных областях обстоятельства складывались по-разному. Практика показала, что решающее значение для закрепления в новых местах переселенческих семей имело их бытовое и хозяйственное устройство: получение дома или квартиры, приусадебного участка, надворных построек, скота, птицы.

Партийные комитеты, советские и хозяйственные органы проводили значительную работу по организации и укреплению переселенческих хозяйств. Огромные средства на строительство жилья для целинников-переселенцев выделяло государство, предоставляя новым хозяйствам значительные кредиты и строительные материалы. Уже осенью 1954 г. все люди из палаток и землянок были переселены во вновь построенные дома. С середины 50-х годов государство начало продавать переселенцам сборные стандартные дома; в 1957 г. в РСФСР их приобрели более 700, в 1958 г. - 2,6 тыс. семей35 . За 1954 - 1956 гг. капитальные


32 Переселение и организованный набор рабочих к 40-й годовщине Октября. М. 1957, с. 9.

33 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 24.

34 Переселяйтесь на богатые земли Красноярского края. Красноярск. 1956, с. 26; Переселяйтесь к нам в Приморье. Владивосток. 1956, с. 62; Переселяйтесь в колхозы Кемеровской области. Кемерово. 1957, с. 19; и др.

25 Куварин И. Сельскохозяйственное переселение в СССР, с. 40.

стр. 22


вложения в строительство новых хозяйств в целинных областях (включая Казахстан) составили свыше 5 млрд. руб., при помощи государства переселенцами-целинниками было построено в совхозах индивидуальных домов общей площадью 458 тыс., в МТС - 1670 тыс. кв. метров36 .

Большое внимание уделялось улучшению культурно-бытовых условий новоселов. Постепенно в целинных совхозах открывались школы, больницы, библиотеки, магазины, мастерские бытового обслуживания, предприятия общественного питания. В страдную пору горячая пища доставлялась в поле. Постоянная забота о быте целинников, хорошо поставленная культурно- массовая работа способствовали закреплению новоселов-переселенцев, формированию постоянных производственных кадров. И все же возникали немалые трудности с хозяйственным и жилищно-бытовым устройством переселенцев, особенно в первые годы массового освоения целины. В совхозах, расположенных вдали от населенных пунктов, нелегко было наладить бесперебойное снабжение продуктами и товарами первой необходимости. Не хватало теплой одежды, валенок, рукавиц. Подобные трудности, хотя они и имели временный характер, могли выдержать не все новоселы. По этим причинам в 1955 г. из Оренбургской обл. выбыло 38,3%, из Омской - 31,4, Новосибирской - 26,2, Хабаровского края - 25,2% общего числа переселившихся семей37 . В постановлении Совета Министров РСФСР от 24 мая 1956 г. "О мерах по хозяйственному устройству переселенцев и устранению серьезных недостатков в этом деле" отмечалось большое число обратных выездов по Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской и др. областям. ГПУ СМ было указано на необходимость приостановить переселение в те области и края, где не были обеспечены условия для приема и размещения переселенцев 38 .

На закрепление переселенцев в новых районах влияли и другие факторы: индивидуальная приспособляемость к иным, порой суровым климатическим условиям; отношение руководства хозяйств к нуждам новоселов; соответствие состава переселенцев требованиям, предъявляемым при отборе на переселение (иногда эти требования не соблюдались, и в состав переселенцев попадали люди, никогда не работавшие в сельском хозяйстве). Многое зависело и от добросовестного отношения к своим обязанностям уполномоченных переселенческих комитетов, производивших вербовку. Некоторые из них приукрашивали условия жизни на новом месте, давали заведомо невыполнимые обещания.

Лучше всего осваивались и закреплялись на новых местах переселенцы в районах Дальнего Востока и на Сахалине. За 1946 - 1953 гг. за пределы Сахалина выбыло лишь 2,8% от общего количества принятых семей, из районов Дальнего Востока - 9,2%. Несколько хуже обстояло дело в Восточной Сибири, а из Западной Сибири и с Урала в отдельные годы выбывало до 50% переселенцев39 . Кроме основной причины обратных выездов (неудовлетворительного бытового устройства), имело значение и то, что в Западной Сибири и на Урале, несмотря на суровые климатические условия, льготы для переселенцев были меньшими, чем на Дальнем Востоке (продолжительность их действия составляла соответственно 2 - 3 года и 10 лет). Засухи, неурожайные годы также влияли на закрепление переселенцев.

К концу 50-х годов в значительном большинстве областей, куда осуществлялось переселение, улучшилась работа по хозяйственному устройству прибывавшего населения. Если в конце 1955 г. в целом по РСФСР оставались без собственных квартир или домов 21,2% семей


36 Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период, с. 313.

37 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 170, л. 7.

38 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. Т. 5. 1954 - 1956 гг. М. 1959, с. 461.

39 ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 26.

стр. 23


переселенцев, то на 1 января 1959 г. - только 3% (509 семей). Улучшилось и их обеспечение домашним скотом 40 . По Российской Федерации на всем протяжении рассматриваемого периода закрепляемость переселенцев в сельском хозяйстве была довольно высокой: в среднем в год из районов вселения выбывало не более 10 - 20% общего количества принятых семей 41 . Подавляющее большинство их оставалось на новых местах, способствуя своим трудом дальнейшему развитию производительных сил восточных районов страны.

Сельскохозяйственное переселение сыграло определенную роль в более равномерном размещении населения и трудовых ресурсов. Если за период между переписями 1939 и 1959 гг. в целом по РСФСР население увеличилось на 8,5%, то в районах, являвшихся в послевоенные годы объектами переселения, оно росло значительно быстрее: на Дальнем Востоке - на 69,7, в Восточной Сибири - на 34, в Западной Сибири и на Урале - на 28%. Одновременно произошло некоторое сокращение населения в Европейской части: в Центральном районе - на 2,1, в Волго-Вятском (ранее входившем в состав Центрального) - на 5,2, в Центрально-Черноземном - на 12,7% 42 .

Численность сельского населения изменялась иначе. В целом по РСФСР за этот период его удельный вес существенно сократился: с 67% - в 1939 г. до 48% - к началу 1959 года. Одной из главных причин этого являлась урбанизация - процесс, начавшийся еще в довоенные годы. Сокращение сельского населения произошло и в большинстве краев и областей вселения. Заметно (от 16 до 23%) уменьшилось оно в Курганской, Новосибирской, Оренбургской, Томской, Читинской областях. Возросла его численность лишь в Сахалинской обл., Хабаровском крае (примерно на 4%).

Подобный анализ по центральным и центрально-нечерноземным областям, которые не только отдавали свое население городу, но и являлись поставщиками рабочей силы для осваиваемых областей (и городу, и селу), показывает, что здесь размеры убыли сельского населения были значительно выше. В Рязанской и Ярославской обл. численность сельских жителей в период между переписями 1939 и 1959 гг. уменьшилась более чем на 40, Орловской - на 37, Брянской, Владимирской, Ивановской - на 30, Воронежской, Горьковской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской обл., Татарской и Мордовской АССР - на 26 - 29% и т. д.43 . Основной причиной сокращения сельского населения являлся переход значительной части трудоспособных колхозников на работу в города, однако сыграло свою роль и переселение отсюда в течение ряда лет немалой части колхозных семей в другие области.

Проведенное в послевоенные годы сельскохозяйственное переселение к концу 50-х годов принесло районам освоения ощутимые результаты. В основном завершилось заселение сельской местности Калининградской области. Значительно пополнилось трудовыми ресурсами сельское хозяйство краев и областей Дальнего Востока и других многоземельных районов 44 . Приток дополнительной рабочей силы преимущественно молодых возрастов положительно сказался на развитии сельского хозяйства.

В 1946 - 1959 гг. в колхозы Приморского края переселилось 22,6 тыс. семей, что способствовало улучшению качественного состава


40 Там же, ф. 518, оп. 1, д. 100, л. 12.

41 Подсчитано по: ЦГА РСФСР, ф. 518, д. 1, л. 167; д. 100, л. 13; ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 25; д. 170, л. 11.

42 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. СССР (Сводный том). М. 1962, с. 20 - 25.

43 Там же.

44 Калининградская область. История, экономика, культура, природа, с. 37; ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 127, л. 33.

стр. 24


его сельского населения и развитию экономики. Население большинства районов края в значительной степени (до 70%) состояло из переселенцев. Пополнение кадров за счет планового переселения позволило колхозам и совхозам увеличить посевные площади на 167 тыс. га, поголовье общественного стада - примерно на 1/3. Общий прирост трудовых ресурсов в сельском хозяйстве края составил 25 тыс. трудоспособных работников, сельское население в целом увеличилось вдвое. Переселенцами было создано 12 новых колхозов. В трудных таежных условиях новоселы раскорчевали и расчистили лесные массивы, подготовили землю под общественные посевы и приусадебные участки. За послевоенные годы посевные площади в крае увеличились на 50%, значительно возросло производство сельскохозяйственной продукции 45 .

В Сахалинской обл. количество работников, занятых е сельском хозяйстве, только за 1946 - 1953 гг. увеличилось на 35 тыс. человек. Это принесло свои результаты: к концу 50-х годов производство мяса в области возросло в 3 раза; значительно больше выращивалось картофеля и овощей; повысились денежные и натуральные доходы переселенческих колхозов 46 . Трудовые ресурсы колхозов Читинской обл. за 1954 - 1957 гг. увеличились за счет прибывшего населения на 12,4%, Амурской (где переселенцы составляли до 50% колхозного населения) - более чем на 30% 47 . На Алтай в 1954 - 1958 гг. приехало более 7 тыс. семей, в составе которых было 19 тыс. трактористов и комбайнеров, плотников и столяров, кузнецов и других специалистов. В 1957 г. Алтай засеял свыше 2,7 млн. га целины и сдал государству около 300 млн. пуд. зерна (в 1952 - 1953 гг. сдавал по 60 - 70 млн. пуд.) 48 .

В сельские районы Калининградской обл. в 1946 - 1957 гг. переселилось почти 48 тыс. колхозных семей. К концу 50-х годов здесь успешно действовали 118 укрупненных колхозов и 59 совхозов, которые освоили 375 тыс. га посевов (в 1947 г. - 151 тыс. га). Сельское хозяйство области специализировалось на животноводстве. В 1956 г. область вышла на одно из первых мест в стране по среднему удою молока от каждой коровы, к концу 50-х годов сдала государству мяса в 7 раз больше, молока - в 4,5 раза больше, чем в 1950 году 49 .

Плановое заселение новых советских территорий в первые послевоенные годы и переселение в связи с хозяйственным освоением восточных, в том числе целинных, областей являлось важным направлением государственной политики, в значительной мере обусловившим успешное решение важнейших хозяйственно-политических задач, стоявших перед страной. В осуществлении переселенческой программы, особенно на втором ее этапе, в связи с освоением целины, приняли участие представители как колхозного крестьянства, так и рабочего класса, служащих из многих областей не только Российской Федерации, но и других союзных республик.

В хозяйственном отношении переселение в целом себя оправдало, его экономическую эффективность доказала практика. Пополнение трудовых ресурсов заселяемых областей за счет переселенцев способствовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Общеизвестны результаты освоения целинных и залежных земель. Всего за 1954-


45 Народное хозяйство Приморского края. Стат. сб. Владивосток. 1958, с. 34. 40 Народное хозяйство Сахалинской области. Стат. сб. Южно- Сахалинск. 1960, с. 20; ЦГА РСФСР, ф. 327, оп. 1, д. 125, лл. 87, 96.

47 Переселение и организованный набор рабочих, с. 11; Народное хозяйство Амурской области. Стат. сб. Благовещенск. 1957, с. 17.

48 Развитие экономики и культуры Алтайского края за 40 лет Советской власти. Барнаул. 1957, с. 136; Народное хозяйство Алтайского края. Стат. сб. Барнаул. 1958, с. 6 - 8; ЦГА РСФСР, ф. 518, оп. 1, д. 92, л. 5.

49 Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1956 г. Сообщение ЦСУ. М. 1957, с. 17; Калининградская область в цифрах. Калининград. 1968, с. 71, 76, 84, 88.

стр. 25


1961 гг. было поднято 42 млн. га целинных и залежных земель50 . В целом по стране за период с 1950 по 1958 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 58%, в том числе по РСФСР - на 55%. Значительный рост сельскохозяйственного производства произошел в восточных районах республики. Среднегодовые валовые сборы зерна за 1954 - 1958 гг. по сравнению с 1949 - 1953 гг. увеличились в Западной Сибири в 2,3 раза, в Восточной Сибири - в 1,6, на Дальнем Востоке - в 1,4 раза51 . В достижении этих успехов немалая заслуга принадлежит переселенцам.

Сельскохозяйственное переселение способствовало дальнейшему развитию производительных сил в аграрном секторе экономики и выравниванию социально-экономического уровня различных регионов РСФСР. Помимо значительного экономического эффекта, оно сыграло положительную роль в оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов по территории РСФСР. К концу 50-х годов заметно возросла численность жителей Сибири и Дальнего Востока, произошло не только пополнение, но и определенное качественное улучшение состава трудовых ресурсов.

Сегодня перед трудящимися Сибири и Дальнего Востока стоит государственной важности задача: превратить восточные районы в высокоразвитый народнохозяйственный комплекс. "Это нелегкий труд - масштабное освоение Дальнего Востока, - подчеркнул, выступая в июле 1986 г. во Владивостоке в связи с вручением городу ордена Ленина, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. - Но... сейчас нам эта задача по плечу. Реальные предпосылки для этого - все то, что сделано в предшествующие годы"52 . В этих словах заключена высокая оценка огромной работы, проделанной и теми поколениями людей, которые прибыли сюда в послевоенные годы.


50 Народное хозяйство СССР в 1961 г. М. 1962, с. 373; Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период, с. 316.

51 Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М. 1960, с. 80, 210, 211.

52 Перестройка неотложна, она касается всех и во всем. Сборник материалов о поездке М. С.; Горбачева на Дальний Восток, 25 - 31 июля 1986 года. М. 1386, с. 8.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАНОВОЕ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ-ПЕРЕСЕЛЕНИЕ-В-РСФСР-В-1946-1958-ГОДАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. М. ВЕРБИЦКАЯ, ПЛАНОВОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РСФСР В 1946 - 1958 ГОДАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.11.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАНОВОЕ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ-ПЕРЕСЕЛЕНИЕ-В-РСФСР-В-1946-1958-ГОДАХ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. М. ВЕРБИЦКАЯ:

О. М. ВЕРБИЦКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
2391 просмотров рейтинг
10.11.2018 (1965 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЛАНОВОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В РСФСР В 1946 - 1958 ГОДАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android