Libmonster ID: RU-8545
Автор(ы) публикации: Т. М. НОВИКОВА

Имя Платона (427-347 г. до н.э.) для истории философии - значимо, как отметил П. А. Флоренский, "по крайней мере половина философии, и притом половина прекраснейшая, связывается с именем Платона" [1. С. 68]. Вместе с тем следует также согласиться с П. А. Флоренским, который, ссылаясь на Оригена, говорит, что "Платона никто не знает вполне" [Там же].

Возможность раскрыть Платона предоставила Е. П. Блаватская (1831-1891). Она стала первой, открывшей человечеству существование Древней мудрости - Древнего Знания о Мире и Человеке. По ее свидетельству, это Знание было известно на протяжении всей истории лишь небольшой части людей, которые не имели права говорить о нем прямо и открыто. Это Древнее Знание оказалось вошедшим в древние книги человечества, в мифы, религии, философию, искусство, правда, в символической, скрытой форме.

Е. П. Блаватская также впервые частично раскрыла это Знание в своих трудах ("Разоблаченная Изида", 1877, "Тайная Доктрина", 1888), назвав свое мировоззрение эзотерической философией. В "Тайной Доктрине" она пишет, что "все ранее сказанное было известно Платону и многим другим, но так как ни один Посвященный не имеет права раскрывать и говорить о том, что он знает, то следующие поколения получили лишь намеки" [2. Т. 2. С. 960].

Проведение сравнительного философского исследования, в котором эзотерическая философия Е. П. Блаватской рассматривалась как герменевтический ключ к философии Платона, показало, что Древнее Знание действительно записано в трудах Платона. Сравнительное исследование также дало возможность выявить в философии Платона то, что до сих пор не было у него замечено.

Платон признает существование во Вселенной трех различных миров: невидимого мира умопостигаемых бестелесных идей как прообраза мира видимого, физического - мира зримого, явно невидимого, являющегося связующим звеном между невидимым миром умопостигаемых идей и третьим миром - видимым, физическим. Миры - зримый и видимый, физический - непрерывно меняющиеся, становящиеся.

стр. 204


Для раскрытия основ невидимого мира умопостигаемых идей Платон называет первоначала. Последние, замечает он, не поддаются объяснению. Каждое из них само по себе можно только назвать, но добавить к этому ничего нельзя - ни того, что оно есть, ни того, что его нет. Неправильно было бы прилагать к ним слова "есть", "это". Именно эта причина и делает их необъяснимыми и непознаваемыми. И хотя эти первоначала непознаваемы, род сложенного, отмечает он, - познаваем [3. Т. 2. С. 263-264, 268].

По тому, как Платон характеризует первоначала, их можно выстроить в некий ряд. На первое место следует поставить единое 1 . Единое не причастно времени [Там же. С. 368]. Этим понятием Платон обозначает небытие. Небытие само по себе, считает он, невозможно ни произнести правильно, ни выразить его, ни мыслить. Оно непостижимо, необъяснимо, невыразимо и лишено смысла. Не должно пытаться прилагать к небытию числовое множество. Однако, считает Платон, небытие каким-то образом существует. Небытие, бесспорно, имеет свою собственную природу [Там же. С. 303, 304, 306, 331].

Согласно Платону, единое само по себе, как непознаваемое, необъяснимое небытие, не может быть разделено на части. "Истинно единое... должно... считаться полностью неделимым [Там же. С. 312]. И в "Пармениде" он пишет: "...если единое будет единым, оно не будет целым и не будет иметь частей... А потому, не имея вовсе частей, оно не может иметь ни начала, ни конца, ни середины, ибо все это были бы уже его части" [Там же. С. 360].

В высказываниях Платона об идее единого содержится очень важная философская мысль - единое пронизывает все, содержится в маломальской части - точке мира. Так в "Пармениде" он говорит, что идея единого, "оставаясь единою и тождественною, она в то же время будет целиком содержаться во множестве отдельных вещей" [Там же. С. 351]. Та же мысль - в "Софисте". "Небытие явилось у нас как один из родов, рассеянный по всему существующему" [Там же. С. 334]. Приведенные высказывания Платона позволяют говорить о существовании природного закона, который оказался незамеченным в истории философии, - Закона единства в многообразии.

Единое, по Платону, - первое из первоначал. Вместе с тем Платон утверждает существование бога. Единое и бог взаимосвязаны, они тождественны. "Станем ли мы утверждать, пишет он, относительно всех живых существ и растений, которые произрастают на земле из семян и корней, а также относительно неодушевленных тел, пребывающих в земле в текучем или нетекучем виде, - станем ли мы утверждать... что


1 Некоторые философы до сих пор не усматривают этого понятия у Платона. См., напр.: Краткий философский словарь. М.: Проспект. 1998. С. 232.

стр. 205


все это, ранее не существовавшее, возникает затем благодаря созидательной деятельности кого-либо иного - не бога?.. Или, может быть, мы признаем, исходящим от бога?., и мы, и другие живые существа и то, из чего произошло все природное, - огонь, вода и им родственное - суть произведения бога, каждое из которых им создано" [Там же. С. 341-342]. Таким образом, из рассуждений Платона следует, что то, что мы называем божественным, включено в природу Вселенной, в которой мы живем, но оно навсегда останется для нас непознаваемым.

В "Софисте" после определения единого как небытия, Платон говорит о рождении бытия из небытия. Небытие оказалось причастным бытию. Бытие, рождающееся непосредственно из небытия, есть истинное бытие. Последнее представляет собой умопостигаемые, бестелесные идеи [Там же. С. 306, 314]. Идеи существуют сами по себе [3. Т. 3. С. 455].

Вместе с тем идеи находятся между собой в определенном сочетании. Можно различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого. Многие идеи, отличные друг от друга, могут охватываться извне одной идеей и, наоборот, одна идея может быть связана в одном месте совокупностью многих. "... Каждая идея, оставаясь единою и тождественною, может в то же время пребывать во всем" [3. Т. 2. С. 351-352].

Одной из значимых идей, принадлежащих первому уровню бытия, является благо. Платон замечает, что благо нельзя уловить одной идеей. Его можно понять тремя - красотой 2 , соразмерностью, истиной, сложив их как бы воедино. Идея блага пронизывает все последующие нарождающиеся уровни бытия. Так первому уровню умопостигаемого мира передается природный закон - Единство в многообразии. В "Филебе" Платон пишет, что эта идея и есть действительная причина, благодаря которой и самая смесь, состоящая из различных уровней бытия, становится благом [3. Т. 3. С. 75].

В "Законах" Платон замечает, что "справедливое действие, пожалуй, лишь постольку причастие справедливому, поскольку оно причастно прекрасному [3. Т. 4. С. 314]. Идею красоты, тоже прекрасное, существующее само по себе [3. Т. 1. С. 195; Т. 2. С. 59], Платон отождествляет со справедливым, которое также существует само по себе [3. Т. 2. С. 16] и которое душа может даже созерцать [Там же. С. 156]. Идея справедливого наличествует в названных трех идеях и пронизывает все последующие уровни 3 . Сказанное означает, что Платон утверждает существо-


2 Идею красоты Платон отождествляет с идеей прекрасного и замечает, что "прекрасное выступает как бы в образе отца блага" [3. Т. 1. С. 407]. Тем самым он как бы утверждает, что "прекрасное" перешло в идею блага от божественного единого.

3 Отметим, что корень слова "справедливость" есть "право". И Платон определяет "справедливость" как "ведение права". Право есть некое "проникающее начало" и потому оно - причина, так как оно правит возникновением вещей. Сравнивая "право" с Солнцем,

стр. 206


вание природного Нравственного закона, основанного на справедливом и прекрасном.

Идея соразмерности, включенная в идею блага, означает гармонию красоты - прекрасного - справедливого и причастность ее к истине. "Всякая смесь, если она ни в какой степени не причастна мере и соразмерности, неизбежно губит и свои составные части, и прежде всего самое себя. Ибо при таких условиях это не смесь, но поистине какая-то беспорядочная масса, всегда приносящая беду ее обладателям" [3. Т. 3. С. 75].

Для Платона число значимо. Все исчисляется, т.е. измеряется числом. Число относится к области бытия [3. Т. 2. С. 303]. Число - виновник всех благ. Поскольку благо - одно из первоначал, то и число не вызывает ничего дурного. И это легко распознать, пишет он. Ведь чуть ли не любое нечетное, беспорядочное, безобразное, неритмичное и нескладное движение и вообще все, что причастие чему-нибудь дурному, лишено какого бы то ни было числа. Никто не познав числа, никогда не сможет обрести истинного мнения о справедливости, прекрасном, благом и других подобных вещах, и расчислить это для самого себя и для того, чтобы убедить другого. Мы никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы [3. Т. 4. С. 444- 443].

Платон в "Пармениде" дает важное разъяснение по поводу идей. Не есть ли каждая из этих идей - мысль, и не надлежит ли ей возникать не в другом каком-либо месте, а только в душе? [3. Т. 2. С. 353]. Например, о "прекрасном" он говорит, что прекрасное есть мысль. "Прекрасное" - это имя разума [3. Т. 1. С. 652,653].

Можно не без основания предположить следующее. Для того, чтобы в душе возникла мысль, она должна пройти некие этапы своего становления. Поскольку мысль причастна речи, ведь "мысль и речь одно и то же", утверждает Платон [3. Т. 2. С. 338], поэтому она всегда явлена в словесных выражениях, которые слагаются из букв-звуков, слов и предложений. И, оказывается, Платон выходит именно на такую характеристику уровней Вселенной.

Платон начинает с букв. Буквы, как и идею блага, он относит к первому уровню умопостигаемого мира. Платон замечает, что и дети, когда учатся азбуке, начинают с букв и слогов [3. Т. 4. С. 28]. Буквы имеют важную особенность сочетаться друг с другом, что сходно и в отношении идей. Одно склонно к смешению, другое - нет. Одни буквы не сочетаются друг с другом, другие сочетаются.


"ведь оно одно, проходя сквозь вещи и опаляя их, управляет всем сущим", Платон утверждает, что "право - это огонь, а постичь это нелегко". "Право - это ум, как утверждает Анаксагор, ибо ум, независимый и ни с чем не смешанный, все упорядочивает, проникая все веши" [3. Т. 1. С. 648-649]. И в "Филебе" Платон говорит, что целым правит ум и разумение, благу причастно разумение [3. Т. 3. С. 28, 69].

стр. 207


Гласные, их - семь, преимущественно перед другими проходят через все, словно, связующая нить, так что без какой-либо из них невозможно сочетать остальные буквы одну с другой 4 . Не так ли обстоит дело с высокими и низкими звуками, спрашивает Платон, подразумевая здесь утвердительный ответ [3. Т. 2. С. 323]. Ведь произнесенная буква есть определенный звук 5 . У Платона буква означает не только звук, но и цвет [Там же. С. 217].

У Платона умопостигаемый космос бестелесных идей - многоцветный, светящийся. Он задает вопрос: "У самого цвета или звука нет разве какой-то сущности?" И отвечает: "Да, и у всего другого, что только заслуживает наименования бытия" [3. Т. 1. С. 661]. По Платону, цвет и звук означают определенную сущность.

Согласно Платону, к первому уровню бытия относятся не только буквы, но и слоги. Он пишет, что слог, возникший из сложения отдельных букв, есть какая-то единая, не имеющая частей идея. Платон относит буквы-слоги к непознаваемым, необъяснимым первоначалам [3. Т. 2. С. 268].

Далее Платон называет следующий существующий так называемый двойной род-уровень умопостигаемого бытия, выражаемый с помощью голоса. Один из них выражается именем, другой - глаголом. Именем мы называем то, что производит действие, говорит Платон, а глаголом мы называем обозначение действий. Имена, например, "лев", "олень", "лошадь" и все другие, а также все глаголы, например, "идет", "бежит", "спит", представляют слова, составленные из букв. Платон замечает, что имена подобны вещам [3. Т. 1. С. 662-663, 675] 6 .

Имена и глаголы представляют собой 2а и 2б уровни бытия. 2а - уровень идей имен Платон характеризует как беспредельность и, в некотором смысле, множество, этому уровню присущи удовольствия. 26 -уровень глаголов Платон называет пределом. Последний характеризуется разумением. И удовольствие, и разумение, каждое из них усваивает себе некое число, замечает Платон [3. Т. 3. С. 16, 22, 26, 27].

Можно предположить, что уровень идей имен, характеризующийся беспредельностью, множеством и удовольствиями и представляющий собой имена существительные, является материальной основой Вселенной. Уровень идей глаголов, характеризующийся пределом и разумением и представляющий собой действие, является духовной основой Вселенной.


4 Они имеют наиболее отчетливое звучание, смысла же не имеет ни одна [3. Т. 2. С. 265].

5 Науку о многих буквах Платон называет грамматикой. А "знание количества звуков и их качества делает каждого из нас грамотным" [3. Т. 3. С. 14, 15].

6 Платоновская школа философии дает определение понятию "имя". "Имя - неделимая часть речи, истолковывающая обозначенное согласно его сущности, а также толкующая все то, что не имеет собственного названия" [3. Т. 4. С. 620]. Сам же Платон замечает, что имена составили еще древние, "и в таком виде они и посейчас остаются" [3. Т. 1. С. 662].

стр. 208


Однако, замечает Платон, имена и глаголы, как умопостигаемые, бестелесные идеи, при последовательном их перечислении не дают речи. Для ее возникновения необходимо определенное сочетание имени с глаголом, необходима связка.

Но прежде чем начнет развиваться уровень, который свяжет идеи имен и идеи глаголов, Платон называет уровень бытия, на котором происходит смешение этих двух уровней. Возникающий из этих двух - уровень смешения. Он будет третьим в структуре умопостигаемого мира. Его Платон называет сущностью. На этом уровне возникает жизнь, смешанная из удовольствия 7 , относящегося к роду беспредельного, и разумения, относящегося к пределу [Там же. С. 26, 27]. Платон говорит, что "живое существо возникает тогда, когда сочетание души и тела порождает единую форму" [3. Т. 4. С. 446].

Здесь следует заметить, что до сих пор в истории Платона считают объективным идеалистом. Однако раскрытие им сущности всего существующего, включающей в себя сочетание души как некоего движущего духовного начала и тела как некоего материального начала, должно означать, что Платон - дуалист. Но и это оказывается неточным.

Ранее было сказано о существовании закона - Единство в многообразии. Это означает, что непознаваемое, божественное единое, перейдя "причудливым образом" в идею блага, пронизывает все. Поэтому Плат тон на самом деле - философ, признающий в качестве основы всего существующего - триаду. До сих пор оставались незамеченными такие его высказывания по этому поводу: "Должны ли мы допустить нечто третье кроме тех двух и считать все тройственным, а вовсе не двойственным?" [3. Т. 2. С. 309, 310, 311, 329].

Есть еще один уровень в структуре Вселенной. Платон называет его причиной смешения. В "Филебе" он пишет: "Обрати внимание на причину смешения трех родов... Первый я называю беспредельным, второй - пределом, третий - сущностью, смешанной и возникшей из этих двух" [3. Т. 3. С. 21, 26]. Данная причина, смешения послужит далее причиной возникновения вещей, тел, т.е. мира видимого, физического. Надо полагать, что причина смешения являет собой следующий уровень Вселенной - связку между миром умопостигаемым и миром земным, физическим. Этот уровень есть мир зримый, явно невидимый.


7 Платон отмечает, что удовольствие нельзя исследовать отдельно от страдания. Удовольствие и страдание возникают по природе своей совместно в смешанном, т.е. в третьем роде-уровне. И то, и другое само по себе беспредельно. "...Когда возникший сообразно с природой из беспредельного и предела одушевленный вид... портится, то эта порча причиняет страдание; полное же возвращение к своей сущности есть удовольствие". Платон уточняет природу удовольствия и блага [3. Т. 3. С. 31, 32, 69, 77]. Области блага более причастно разумение, т.е. чистое удовольствие как духовное, чем просто удовольствие как материальное. Удовольствие, как материальное удовольствие, - это то, что приносит нам радость, а благо как чистое удовольствие делает нас хорошими людьми.

стр. 209


На этом уровне звучит речь. Речь, когда она есть, отмечает Платон, необходимо должна быть речью о чем-либо, ведь речь ни о чем невозможна. Всякая речь необходимо должна быть какого-то качества [3. Т. 2. С. 336-337]. С этого уровня начинается создание вещей, которое есть творческое божественное искусство, в процессе которого создание вещи сопровождается ее образом, идеей. Поэтому, когда звучит речь, производится одновременно и конкретное действие.

Вышесказанное позволяет сделать вывод: согласно Платону, развитие Вселенной по названным ее уровням и развитие речи у человека идет в одинаковой последовательности. А именно: буквы - слоги - слова (имена существительные и глаголы) - речь - как предложение с подлежащим, сказуемым и связкой. Важно отметить также, что Платон признает существование таких законов, как Закон единства в многообразии и Нравственный закон, оказавшихся незамеченными в истории философии как природные законы.

-------

1. Флоренский П. А. Соч. В 4 т. Т. 3. Сост. Игумен Андроник (А. С. Трубачев), П. В. Флоренский, М. С. Трубачева; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев). М.: Мысль, 1999.

2 . Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 2 т. М.: ТОКО, 1991.

3. Платон. Соч. в 4 т. М.: Мысль. 1990. T. 1; 1993. Т. 2; 1994. Т. 3. Т. 4.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАТОН-ВСЕЛЕННАЯ-ПОСТРОЕНА-ТАК-КАК-ЧЕЛОВЕК-УЧИТСЯ-ГОВОРИТЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. М. НОВИКОВА, ПЛАТОН: ВСЕЛЕННАЯ ПОСТРОЕНА ТАК, КАК ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАТОН-ВСЕЛЕННАЯ-ПОСТРОЕНА-ТАК-КАК-ЧЕЛОВЕК-УЧИТСЯ-ГОВОРИТЬ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Т. М. НОВИКОВА:

Т. М. НОВИКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
1185 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЛАТОН: ВСЕЛЕННАЯ ПОСТРОЕНА ТАК, КАК ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android