Libmonster ID: RU-9295
Автор(ы) публикации: Л. ХАСИС

Л. ХАСИС, главный исполнительный директор, "Пятерочка-Холдинг Н. В."

Сегодня российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Фактически он стал одним из главных внутренних источников экономического роста страны. Рассмотрим основные этапы развития розничной торговли в постсоветской России.

На первом этапе (начало 1990-х годов) потребительский рынок характеризовался слабым насыщением, что автоматически обеспечивало высокую рентабельность отрасли. Основными типами субъектов торговли были магазины, оставшиеся с советских времен, стихийно возникавшие оптовые и мелкооптовые рынки потребительских товаров и новые элитные супермаркеты. Предприятия торговли в числе первых были акционированы и приватизированы. Вскоре акции всех удачно расположенных магазинов у трудовых коллективов выкупили либо руководство, либо оптовые компании и банки. Самыми привлекательными объектами оказались сорок универсамов, построенных в 1970 - 1980-е годы1 .

Конкурентное преимущество оптовых и мелкооптовых рынков в этот период формировалось главным образом за счет уклонения от уплаты налогов. Новые элитные супермаркеты (ТД "Садко-Аркада", четыре супермаркета "Глобал USA", четыре магазина "САМ", два супермаркета "Холдинг-Центр" и др.) обеспечивали рентабельность вследствие инфляции и ненасыщенного спроса из-за высоких цен, а не за счет увеличения оборота. По мере насыщения спроса стало очевидным, что для сохранения рентабельности необходимо увеличивать обороты и сокращать издержки. С этой задачей первое "поколение" элитных супермаркетов не справилось.

Второй этап (с середины 1990-х годов) - это период формирования нынешних ритейловых сетей, создаваемых по мере постепенного насыщения потребительского рынка товарами массового спроса. На этом этапе возникает конкуренция между мелкооптовыми рынками и розничными торговыми сетями. Конкурентное преимущество (в той мере, в какой оно становится необходимым) достигается за счет показателя "цена/качество", а не только цены.


1 Телицина И. Равнение на Запад. Как российские сети набирали вес // Компания. 9 июня 2003. N 22. С. 32 - 37.

стр. 136


Из торговых компаний, работающих сегодня на розничном потребительском рынке, первой появилась сеть магазинов "Седьмой континент", ориентированная на состоятельных покупателей. Ей удалось скупить акции гастрономов в историческом центре Москвы: "Центрального" на Лубянке, "Смоленского" на Арбате, "Охотного ряда" в гостинице "Москва" и магазина в "Доме на набережной". После кризиса 1998 г. сеть стала открывать магазины в "спальных" районах и снижать цены на ходовые товары.

В 1995 г. "Альфа-груп", оценив перспективы вложений в розницу, создала сеть "Перекресток", ориентированную на крупный оборот и широкий ассортимент, а не на высокую наценку. Бизнес-план для будущего торгового дома разрабатывала компания Ernst&Young, а маркетинговую концепцию - французская Medis-Sodigral (перекресток по-французски carrefour, - так называется одна из крупнейших розничных сетей в мире). В 1996 г. "Перекресток" получил от ЕБРР кредит в размере 42 млн. долл. В том же году были открыты сразу 4 супермаркета. В отличие от элитных супермаркетов первые российские розничные сети, возникшие в середине 1990-х годов, стали ориентироваться на значительно более широкий слой среднего класса. Эта стратегия помогла не только выжить, но и развиваться в дальнейшем.

Системный кризис 1998 г. дал новый толчок к развитию московской (и общероссийской) розничной торговли, субъектам которой, чтобы выжить в новых условиях, пришлось корректировать свою ценовую политику и ассортимент предлагаемых товаров. Менее эффективные и менее гибкие торговые компании в этот период разорились. Одновременно появлялись новые торговые компании. В 1998 г. возникли сети супермаркетов "Патэрсон" и дискаунтеров "Копейка". В 1999 г. стала быстро развиваться петербургская розничная сеть "Пятерочка", ориентированная на широкие слои населения.

Третий этап, который начался примерно в 2003 г., характеризуется переходом от экстенсивного развития торговли к интенсивному, когда наряду с ростом количества магазинов повышаетсякачество сетевого торгового бизнеса (снижение издержек, рост числа лояльных покупателей, появление сильных брэндов). Предпосылкой к интенсивному развитию явился эффект "первого насыщения", вызвавший снижение уровня прибыльности на 1 кв. м торговой площади.

Этот этап характеризуется резким сокращением неорганизованной торговли (мелкооптового рынка); укрупнением и интенсификацией российских розничных сетей, постепенным приходом на российский рынок глобальных зарубежных розничных сетей и острой конкуренцией между крупными розничными сетями. Главное его содержание - превращение ведущих сетевых операторов в общенациональные (федеральные) розничные торговые сети. Основные инструменты такого превращения - ускоренное акционирование и региональная экспансия.

Региональное развитие стало возможным только после того, как компании смогли создать подходящие для этого структуры. По итогам 2004 года лидерами регионального развития являются следующие торговые сети: "Магнит" (охвачено 30 регионов), "Пятерочка" (19), "Пе-

стр. 137


рекресток" (13), "Патэрсон" (12) и Metro (8). Эти сети, сохранившие свое лидерство и в 2005 г., во многом определили не только развитие всей отрасли, но и повышение ее капитализации. Одновременно в регионах начали появляться и свои относительно крупные локальные операторы, большинство из которых работают только в рамках своего региона. Но бывают и исключения. Так, краснодарская региональная компания "Магнит" приобрела общероссийское значение, имея во многих крупных и средних городах России локальных сетевых операторов, которые вносят существенный вклад в развитие торговли.

В целом на третьем этапе можно выделить следующие основные типы торговых сетей:

- российские, осуществляющие постепенную экспансию во все (или в большинство) регионы страны;

- иностранные, осваивающие сначала столицы, а затем и регионы;

- крупные локальные компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и во все регионы России;

- мелкие локальные компании, работающие, как правило, в пределах одного города.

Постепенное насыщение рынка создало предпосылки для усиления конкуренции в сфере розничной торговли. При этом конкуренция между хорошо организованной розничной сетью и мелкооптовым рынком, с одной стороны, и между различными розничными сетями, с другой - имеет разную основу. Решающим конкурентным преимуществом крупной розничной сети по сравнению с мелким розничным торговцем является эффект масштаба. Конкуренция между розничными торговыми сетями носит более сложный характер. Чтобы в ней устоять, необходимо обеспечить преимущество за счет эксклюзивного качества товара (услуги) и лучшей организации бизнеса.

Обострение конкуренции, когда ее объектом становятся не только цены, но и качество товаров и услуг, повысило для сетевого ритейла значимость эффективного корпоративного управления. Первоначально управление в российских сетевых компаниях строилось таким образом, чтобы сохранить централизованный контроль и одновременно максимально диверсифицировать риски (а также оптимизировать налоговые отчисления). Управляющая компания являлась собственником торговой марки и консолидировала денежные ресурсы. Каждый из сетевых магазинов был оформлен как самостоятельное юридическое лицо, работающее под единой торговой маркой. Их обслуживали вспомогательные структуры - логистические, финансовые, транспортные, охранные. Отдельно учреждалась компания, владеющая основными средствами. Наконец, создавались многочисленные фирмы, осуществлявшие закупки товаров за рубежом, их доставку и таможенное оформление2 .

Сетевой ритейл столкнулся с необходимостью формирования четкой концепции развития и позиционирования (поиск и формиро-


2 Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 163.

стр. 138


вание своего клиента). Началась ориентация на большую прозрачность отношений собственности и управленческих структур. Сети стали жестче структурироваться, расширять спектр используемых форматов, разделение на которые позволило сделать сеть наиболее управляемой. Кроме того, существенно упростилась логистика. В результате темпы роста оборота розничных торговых сетей резко возросли: 2000 г. - 1%, 2001 г. - 2,7, 2002 г. - 4,5, 2003 г. - 8 и 2004 г. - 15,6%3 . Доля сетевой торговли в Москве на начало 2005 г. составила 45%, по России в целом - 20%.

Быстрый рост российского потребительского рынка привел к структурным изменениям. Сегодня здесь можно выделить пять наиболее динамично развивающихся торговых отраслей: продуктов питания (47% в совокупном объеме рынка), электробытовой техники (4%), отделочных материалов - формат DIY (4%), товаров для здоровья и красоты - формат H&B, (3,9%), фармацевтических товаров (2,1%). Предполагается, что в 2005 - 2010 гг. рынок продуктов питания будет расти в среднем на 7 - 12% в год, электротехники - на 15, DIY - на 14, H&B - на 16 и фармацевтики - на 10%.

Одновременно сформировались и крупнейшие компании-лидеры (см. табл.). Основные причины быстрого роста объемов розничной торговли - повышение уровня располагаемых доходов населения и рост численности среднего класса. Вследствие незрелости финансовых институтов и финансовых услуг (неразвитость ипотеки и розничных банковских услуг) среднестатистический российский покупатель 80% своих доходов тратит на потребительские товары.

Таблица

Крупнейшие торговые сети по обороту (2004 г.)

Место

Управляющая компания

Название сети

Оборот, млн. долл.

1

MetroAG

Metro

1110

2

ООО "Агроторг"

"Пятерочка"

1106

3

ЗАО "Тандер"

"Магнит"

997

4

ЗАО "Торговый Дом "Перекресток""

"Перекресток"

766

5

AuchanGroupe

"Ашан"

620

6

ОАО "Седьмой континент"

"Седьмой континент"

496

7

ООО "Рамэнка"

"Рамстор"

490

8

 

Франчайзи "Пятерочки"

484

9

ООО "Лента"

"Лента"

451

10

ЗАО "Дисконтцентр"

"Дикси"

420

-----

Источник: РБК, 2005.

Перед оставшимися на рынке розничными сетями в ближайшие 5 - 10 лет встанут серьезные структурные задачи. Им предстоит существенно увеличить свои размеры для более полного использования эффекта масштаба, предпринять дополнительные усилия к расширению сети и ее оборота, чтобы не снизить рентабельность.


3 См.: Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в РФ. РБК, 2005.

стр. 139


Последовательное увеличение масштабов ведущих розничных торговых сетей приведет к их реструктуризации. В частности, хорошо известные брэнды, ориентированные на одну и ту же группу дохода, могут быть объединены для снижения расходов на маркетинг и рекламу и увеличения размера потребительского оборота.

Более интенсивно современные торговые структуры будут развиваться и в регионах. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, наиболее крупные столичные розничные торговые сети ведут активную региональную экспансию, с другой - быстрыми темпами развития самих региональных структур розничной торговли. Практически во всех крупных городах России есть свои местные операторы, хотя большинство из них включают не более 20 магазинов и не отвечают современным стандартам торговли. Не ставя перед собой цель выйти на уровень общероссийских компаний, в своем регионе они могут играть заметную роль.

Для быстрого расширения сетей торговые компании должны осуществлять крупные финансовые вложения, а также оперативно и четко решать текущие проблемы. В частности, требует решения такой вопрос, как списание на издержки расходов компаний от хищений, естественной убыли, брака и других. Сейчас оно производится из чистой прибыли, что составляет в среднем 1 - 2% оборота компаний, или миллионы долларов. По данным ритейлоров, объем краж в супермаркетах достигает 1 - 2% оборота, причем, как и за рубежом, большую часть краж (до 60%) совершают работники магазинов.

Серьезными проблемами оборачиваются и "болезни роста". Крупные розничные сети уже не справляются с потоком товаров и должны развивать собственную оптово-распределительную инфраструктуру. Они работают с огромным ассортиментом (десятки тысяч наименований), поэтому нуждаются в совершенной логистике и принципиально новом способе организации оптовых поставок. Логистика становится одним из основных факторов выживания и конкурентоспособности российских розничных сетей. Складская инфраструктура, созданная в основном до начала 1990-х годов, технологически устарела и не отвечает требованиям компаний к услугам по хранению товаров и ритмичности их поставок.

Магазины работают с большим числом поставщиков (по оценкам компании IRG, в зависимости от формата у сети может быть от 100 до 1200 поставщиков), некоторые из них не отличаются особой дисциплинированностью и четкостью в работе. Чтобы наладить бесперебойные поставки широкого ассортимента товаров, сети вынуждены содержать складские площади непосредственно в магазинах. Это приводит к большим расходам на складирование и содержание логистической службы в каждом магазине.

Вот почему так важно создание распределительных центров (РЦ), позволяющих оптимизировать поставки товаров на основе централизации закупок, экономии на транспортных и временных издержках, уменьшения складских избытков, удаления лишних посредников между производителем и ритейлором, увеличения торговой площади магазинов в результате сокращения размеров склада,

стр. 140


автоматизации процесса закупки товара. По сути, распределительные центры консолидируют заказы на товар от магазинов, а затем отслеживают своевременное поступление туда заказанных товаров. По расчетам специалистов, хорошо оборудованный РЦ с полезной площадью 10 - 12 тыс. кв. м может обслуживать до 250 магазинов. Такие центры позволяют эффективно строить логистику: сокращать количество машин, одновременно приезжающих в магазин, уменьшать остатки в складской зоне магазина, завозить продукты прямо "на полку". В них можно производить многие операции, например ставить товарный код, указывать розничную цену и т. д. Однако формирование РЦ дает возможность розничным сетям решить лишь часть проблем, связанных с поставками. Практически все свежие и скоропортящиеся продукты (примерно 30% общего объема поставляемой продукции) идут напрямую в магазины.

Отметим еще один важный аспект развития розничной торговли. Принято считать, что современное развитие сетей связано главным образом с дальнейшим освоением крупных форматов. Именно такие представления привели к тому, что началась стремительная концентрация розничной торговли.

Например, в США в 1970-е годы возникла концепция крупного торгового центра (мола). Число таких центров быстро росло. Основными их арендаторами выступали суперунивермаги и крупные розничные сети. Однако со временем объемы продаж, производимых такими торговыми центрами, стали уменьшаться. Их владельцы все чаще начали обращаться к независимым магазинам в надежде, что те помогут привлечь новых состоятельных клиентов. Независимые магазины могут предложить нестандартный продукт и быстрее адаптироваться к новым тенденциям на рынке.

По нашему мнению, преимущества укрупнения могут реализовать не столько отдельные магазины, сколько торговые сети в целом. Последние обеспечивают крупные объемы продаж и поддерживают относительно низкие цены. Например, после слияния "Перекрестка" и "Пятерочки" в мае 2006 г. образовалась крупная российская розничная торговая сеть, включающая магазины разного формата - дискаунтеры "Пятерочка", супермаркеты и городские гипермаркеты "Перекресток". Иначе говоря, объединенная компания является гиперсетью, что несколько усложняет управление, но позволяет более четко позиционировать свои магазины: гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры, каждый для своей целевой аудитории.

Каждый формат рассчитан на потребителей с определенным уровнем доходов, поэтому наличие разных форматов в рамках единой гиперсети позволяет охватить максимальное число покупателей. Дальнейшее увеличение размеров ведущих сетей постепенно приведет к появлению нескольких сетей федерального и даже международного масштаба. Но это требует существенного повышения капитализации розничной сети, чтобы обеспечить источники финансирования интенсивного развития. Ориентация компании на рост капитализации предполагает выход на рынки корпоративных облигаций и акций, а также увеличение нематериальных активов.

стр. 141


В этих условиях повышение капитализации рыночной сети возможно только в случае, когда норма рентабельности инвестиций в развитие сети выше средней стоимости привлечения капитала. На данный момент существует несколько источников финансирования развития компаний: собственные оборотные или заемные средства, средства акционеров, а также размещение акций на фондовом рынке. Привлечение средств через финансовый и фондовый рынки помимо прочего делает российские торговые сети намного прозрачнее для инвесторов. Этот фактор в современных условиях развития рынка становится все более значимым.

Интересно сопоставить дальнейшее развитие российской розничной торговли с зарубежным опытом. В странах Восточной Европы сетевая розничная торговля развивалась намного быстрее, чем в России. Это было связано с приходом туда транснациональных розничных компаний, легко подавивших слабые местные торговые сети. Сегодня почти все формы торговли через гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и магазины типа cash&carry осуществляются в этих странах западными сетями. Вряд ли нам надо заимствовать такой опыт.

Для России, на наш взгляд, представляет интерес эволюция розничной торговли в США4 . Первоначально американские торговцы делали акцент на продаже товаров. Магазины находились во внутренней части города, охват рынка был локальным. Реклама в основном использовала местные СМИ. Конец этому периоду положила Великая депрессия. Розничная торговля достигла своей зрелости после окончания Второй мировой войны - в эпоху экспансии и расширения. Основной упор был сделан на новые магазины, которые открывались не только во внутренней городской черте, но и в пригородах. Охват рынка и реклама стали общенациональными. Концом этого периода явился обвал фондовой биржи в 1987 г.

Современный этап эволюции розничной торговли в США отражает процесс быстрой информатизации отрасли. Произошел поворот от расширения рынков к усилению информационного воздействия, от охвата территорий к технологиям коммуникации с потребителями, от роста объемов продаж к повышению прибыли, от увеличения количества отдельных трансакций к установлению долгосрочных отношений с покупателем.

В конце 2004 г. в американских розничных торговых сетях существенно увеличился спрос на профессионалов в области развития бизнеса: специалистов по созданию и развитию брэндов, разработке новых товаров и концепций, созданию стратегий дифференциации и роста. Это свидетельствует о новом подъеме розничной торговли в США после кризиса 2001 - 2002 гг. Ее характерной чертой, общей с европейской розничной сетевой торговлей, явился ускоренный выход за пределы национальных границ, способствующий глобализации мирового розничного торгового рынка.

Постепенно начинает меняться вся структура мировой розничной торговли, в том числе и в России. Приход на российский рынок крупных иностранных операторов розничной торговли, таких, как Ramstor, Auchan, Metro, привел к внедрению в розничные сети современных систем работы с поставщиками, к разработке стандартов качества, схем оплаты, к проведению ассортиментной политики, формированию логистических распределительных центров. Постепенно магазин начинает диктовать условия работы оптовым компаниям и производителям, требуя жестких графиков поставок,


4 Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. С. 273.

стр. 142


низких закупочных цен, долгосрочную рассрочку оплаты, обязательную упаковку и маркировку товаров.

Усиление конкуренции в розничной торговле привело к тому, что крупнейшие российские операторы приступили к диверсификации форматов торговли и к использованию различных методов консолидации.

Крупные торговые сети постепенно внедряются в оптовую торговлю, вытесняя дистрибьютеров и устанавливая прямые контакты с производителями. Ключевую роль, предопределяющую стабильность отношений поставщика (производителя) и продавца продукции, играет качество продовольственных товаров. При сохранении существующих темпов развития розничные сети в недалеком будущем смогут аккумулировать значительные капиталы, что позволит им диктовать условия сотрудничества производителям продовольствия (стандарты качества, условия и сроки поставок).

Повышение эффективности работы розничных торговых сетей позволит нейтрализовать неизбежные негативные тенденции, такие, как постепенное замедление темпов роста сектора розничной торговли (в среднем на 2 - 4% ежегодно); перенос основного акцента на управление цепочкой спроса, а не на управление поставками; увеличение числа иностранных сетевых операторов, в первую очередь Wal-Mart, Rewe (дискаунтер Penny), Obi, Carrefour. Конкуренция с западными торговыми сетями приведет к сокращению прибыльности с одной единицы товара и соответственно с единицы квадратного метра торговых площадей, повысит внутриорганизационные расходы.

Однако надо подчеркнуть, что зарубежные торговые сети принесли в Россию высокие управленческие стандарты, основанные на новых информационных технологиях. В результате, скажем, в российских магазинах cash&carry автоматизированы все внутренние торгово-закупочные процессы, начиная с формирования заказа, управления складом и кончая ценообразованием и кассовыми аппаратами.

Вместе с тем в рассматриваемом секторе экономики доля современной организованной торговли невелика. По оценке специалистов, в России только около 25% торгового оборота приходится на современные торговые предприятия, то есть на супер- и гипермаркеты. Функционально развитие российского розничного продуктового рынка будет идти по направлению к организованной торговле с более глубокой производственно-сбытовой кооперацией. Ключевое положение займут крупные участники организованной розничной торговли - сети.

По прогнозу аналитиков, к 2010 г. доля сетевой торговли в Москве составит 70%, в России - 40%. Это приведет к дальнейшей реструктуризации российской розничной торговли, укрупнению самих сетей при сокращении их числа. Через 5 - 7 лет в московском регионе, например, останется не более 3 - 5 крупных российских продуктовых сетей и столько же иностранных. Мелкие операторы будут объединяться или поглощаться более крупными ритейлорами.

Отметим также очевидную потребность торговых компаний в координации усилий в общероссийском масштабе. Создана

стр. 143


Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая необходима для лоббирования изменений в нормативно-правовой базе отрасли, выработки отраслевых стандартов, повышения уровня конкурентоспособности российских розничных сетей. Чем выше конкурентоспособность российских розничных торговых сетей, тем меньше угроза их полного вытеснения западными конкурентами. Правда, сегодня масштабы этой угрозы ограничены. Во-первых, территория России настолько велика, а условия разнообразны, что экспансия западных торговых сетей в Россию представляет собой сложный и длительный процесс. Во-вторых, по ряду причин проникновение западных розничных торговых сетей в страну происходит с некоторым запозданием, что дает российским торговым сетям дополнительное время для повышения своей конкурентоспособности.

В обозримом будущем в России, как мы полагаем, смогут сохраниться ведущие российские розничные торговые сети (скорее всего с иностранным участием). При этом чисто российские операторы будут занимать более 50% объема розничной торговли. В условиях глобализации мировой розничной торговли это можно признать неплохим результатом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОВОРОТНЫЕ-ПУНКТЫ-В-РАЗВИТИИ-РОССИЙСКОГО-РИТЕЙЛА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Elena CheremushkinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. ХАСИС, ПОВОРОТНЫЕ ПУНКТЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО РИТЕЙЛА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОВОРОТНЫЕ-ПУНКТЫ-В-РАЗВИТИИ-РОССИЙСКОГО-РИТЕЙЛА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Л. ХАСИС:

Л. ХАСИС → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Elena Cheremushkina
Актобэ, Казахстан
934 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3115 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОВОРОТНЫЕ ПУНКТЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО РИТЕЙЛА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android