Libmonster ID: RU-10020

И. ДЕЖИНА, доктор экономических наук, руководитель сектора ИМЭМО РАН,

С. ЕГЕРЕВ, доктор физико-математических наук, директор Центра ресурсов науки РИЭПП

ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ*

Ведущие научные школы

Ведущие научные школы (ВНШ) существуют тринадцатый год сначала как объект государственной поддержки по линии соответствующего конкурса РФФИ, а затем - Министерства образования и науки РФ. Первым школам-победителям были присвоены номера, под которыми их внесли в соответствующий справочник1. Период деятельности школ оказался продолжительнее по сравнению с другими искусственными образованиями, получавшими поддержку по различным государственным программам. Поэтому можно констатировать успешность эксперимента по долговременной поддержке нескольких сотен неформальных образовательно-исследовательских коллективов.

Первая официальная программа поддержки российских ведущих научных школ была инициирована в 1996 г. постановлением Правительства РФ от 23 мая 1996 г. "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации". Она представляла собой программу конкурсных грантов, которые администрировал РФФИ.

Для придания ВНШ институционального статуса научная школа была определена как исторически сложившаяся форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разной квалификации и возраста, руководимая признанным лидером и объединяемая общим направлением работ, обеспечивающим эффективность исследований и повышение квалификации сотрудников. В качестве главных признаков ВНШ были установлены:

- деятельность нескольких поколений в связке "учитель - ученик", объединяемых ведущим лидером, авторитет которого признан научным сообществом;


* Работа поддержана грантом РГНФ N 08 - 03 - 00648а.

1 Ведущие научные школы России. М.: Янус-К, 1998.

стр. 141

- общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

- единый оригинальный исследовательский подход, отличный от других в данной области;

- постоянное повышение квалификации участников школы и воспитание самостоятельно и критически мыслящих ученых;

- поддержание и углубление интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки2.

Финансирование по грантам на поддержку научных школ было небольшим, но Программа явилась важной поддержкой проведения научных исследований в трудное для науки время. Школы в зависимости от размеров финансирования проектов были разделены на несколько групп: одни получали поддержку в полном объеме, другие - более скромную. В конце 1990-х годов любое субсидирование научных коллективов имело большое значение не только для их сохранения, но и дальнейшего функционирования.

При отборе соискателей на получение средств в первую очередь из приведенных выше главных признаков научной школы учитывались два: обязательная поддержка молодых ученых (до 33 лет) и повышение уровня подготовки кадров. Надо отметить, что по возрастному показателю были достигнуты определенные успехи, поскольку средний возраст ученых в "школах-победителях" постоянно снижался.

На первом этапе реализации программы конкурсных грантов (1996 - 2000 гг.) число победителей стабилизировалось на уровне 650 - 680 коллективов. Программа начала приобретать закрытый характер: выиграть конкурс вторично оказалось намного легче, чем новому соискателю "прорваться" в победители. Соответственно число заявок на конкурс сократилось почти вдвое - с 2249 в 1996 г. до 1233 в 2000 г. Отчасти это можно объяснить тем, что уже в первые школы вошла большая часть молодежи научных организаций.

В 2003 г. программа конкурсных грантов была передана из ведения РФФИ Министерству образования и науки РФ. Оно стало финансировать отобранные научные школы из двух источников: субвенций на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; финансовых средств, предусмотренных в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий" и ее последующей модификации - ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы".

Увеличение объема финансирования позволило не только поддержать программу, но и создать условия для повышения ее популярности. В 2005 г. государственная поддержка в рамках субвенций была оказана 518 ведущим научным школам, при этом средний ее объем составил 393,7 тыс. руб., в 2006 г. - 395 тыс. руб. при общем объеме финансирования 199,022 млн. руб. В 2008 г. было отобрано 650 школ, включающих 3,8% общего числа научных работников страны. Представители ВНШ активно участвуют


2 Левин А. С. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования // Акустика неоднородных сред / Сборник трудов семинара научной школы проф. С. А. Рыбака. М.: Российское акустическое общество, 2002.

стр. 142

также в конкурсах на соискание инициативных грантов РФФИ и РГНФ, поэтому противопоставлять программу ВНШ другим программам было бы неправомерно.

Некоторая закрытость конкурса сохраняется, а обновление состава научных школ варьирует в пределах 24 - 32%. Это свидетельствует о том, что среди победителей конкурсов, проводимых в ведущих научных школах, от 25 до 30% являются представителями новых школ. Обновление отчасти происходит вследствие старения руководителей научных школ.

В целом ведущие научные школы успешно решают основную задачу - создать условия для повышения квалификации своих участников. Так, по итогам поддержки ВНШ почти 80% докторских диссертаций по физике были защищены в ведущих научных школах3. Помимо этого, многие ВНШ, особенно школы-долгожители, имеют заметные научные достижения. Вот лишь несколько примеров.

Школа академика РАМН М. Трапезниковой (ГУ МОНИКИ) совместно с рядом организаций внесла значительный вклад в создание отечественного литотриптера нового поколения "Компакт-01-У-ЛТК", в котором применена система ультразвукового наведения на почечный камень (вместо рентгеновского). Научной школой академика А. Шилова (Институт проблем химической физики РАН, поддерживается с 1996 г.) получены существенные результаты в области активизации алканов, активации и восстановления молекулярного азота и изучения природного фотосинтеза.

Следует отметить высокую публикационную активность школ-долгожителей. Для ВНШ, поддерживаемых с 1996 г., число опубликованных за 12 лет статей в рецензируемых журналах составляет примерно 90, или 6 - 7 статей в год. Этот показатель вполне сопоставим с публикационной активностью передовых американских университетских лабораторий.

Реальные вызовы, которые сегодня встают перед системой ВНШ, связаны с быстрым развитием сетевых образовательно-исследовательских структур и новых форм в науке, основанных на принципах гибкого проектного финансирования при постоянной смене состава участников исследовательской группы. Наиболее эффективными формами выполнения исследований во многих областях науки являются ассоциации нескольких небольших групп, а также объединенные университетско-академические исследовательские центры4. Развитие от консервативных форм организации к сетевым актуально и своевременно, поскольку появляются дополнительные возможности для повышения творческой самореализации ученых.

Все большую популярность приобретает парадигма открытых инноваций. Ее появление в первую очередь обусловлено возрастающей мобильностью научных кадров, проведением исследований на основе сотрудничества с другими учреждениями, обмена кадрами, аутсорсинга и т.п.5 Характерно, что стимулом к сетевой организации и формированию различных альянсов ученых является и изменившаяся система бюджетного финансирования научных исследований: тендеры и конкурсы ориентированы на формирование консорциумов, представляющих собой объединение нескольких групп из различных организаций, в том числе из научных институтов и вузов.


3 Ваганов А. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки // Независимая газета. 2008. 14 мая.

4 Подробнее см. дискуссию об организационных формах научных исследований на сайте "Открытая экономика" www.opec.ru/print.aspx?ob_no=86951 (от 20 мая 2008 г.).

5 Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий / Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.

стр. 143

Научно-образовательные центры

В качестве альтернативного подхода к привлечению и закреплению молодежи в науке можно рассматривать поддержку современных форм организации научного процесса - научно-образовательных центров (НОЦ). Они представляют собой одну из форм интеграции образования и науки. Необходимость такой интеграции возникла в начале 1990-х годов как одна из стратегических задач государства и стала поддерживаться правительством с 1996 г., когда была задействована федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 гг." (ФЦП "Интеграция")6.

Связующим звеном интеграция науки и образования становятся кадры, в том числе студенты и аспиранты. Доходы от деятельности вузов могут стать одним из источников финансирования фундаментальной науки, способом инвестирования средств, полученных в виде платы за обучение, в научные исследования вузов. Подобная практика существует в ряде развитых стран и полностью себя окупает: наука поддерживает образование на современном уровне, а образование служит одним из источников дальнейшего финансирования науки.

Программа "Интеграция" оказалась своевременной и важной. Но выделенных на ее реализацию средств было недостаточно, чтобы повысить уровень интеграции. Развитие шло по линии закрепления за НИИ и вузами тех функций, которые были им присущи: в вузах улучшилась подготовка специалистов, а академические институты получили возможность готовить для себя эксклюзивные кадры молодых исследователей. Но структура организации и финансирования науки практически не изменилась. Так, в 1996 г. в вузах выполнялось 11,2% общего объема фундаментальных исследований, а в академических институтах - 58,3%7, к 2005 г. (времени завершения программы "Интеграция") - соответственно 12,3 и 71,5%8.

Принципиально новая модель интеграции была заложена в программе "Фундаментальные исследования и высшее образование" (BRHE), разработанной по инициативе Министерства образования и науки РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF). Ее реализация началась в 1998 г. Сначала финансирование осуществлялось на паритетных началах: 50% выделяла российская сторона (в том числе - 25% федеральные средства, 25% - местные, включая региональные источники) и 50% - американская сторона через CRDF благодаря грантам Фонда Джона Д. и Катерины Т. МакАртуров, а также Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. В качестве местных источников рассматривались любые внебюджетные средства, в том числе собственные средства вузов, доходы от выполнения контрактов, а также средства, выделенные НОЦ из региональных бюджетов. Позднее доля американских источников сократилась до 30%.

В центрах, созданных по программе BRHE, обязательно должны сочетаться три компонента: образование; исследовательская деятельность; развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями.


6 Позднее программа получила статус целевой федеральной и стала называться "Интеграция науки и высшего образования в России". С 2005 г. программа является частью ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий на 2002 - 2006 годы".

7 Наука России в цифрах, 1997: Стат. сб. М.: ЦИСН, 1997.

8 Наука России в цифрах, 2006: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006.

стр. 144

Кроме того, обязательным элементом программы является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе на основе организации специальных молодежных конкурсов проектов. На эти цели каждый центр должен был выделять не менее 10% общего объема финансирования.

Гарантированное (базовое) финансирование в размере около 1,5 млн. долл. получили на 5 лет 16 таких центров, затем обеими сторонами были отобраны еще 4 центра. С 2006 г. базовое финансирование было прекращено, а научные проекты стали поддерживаться центрами на конкурентной основе. Эта мера явилась стимулом для университетов и НОЦ к более активному поиску путей устойчивого развития. В настоящее время функционируют 20 НОЦ в 23 вузах страны.

Стабильное долгосрочное финансирование позволило научным образовательным центрам решать такие задачи, как покупка и обновление научного оборудования, реализация новых учебных программ на базе исследований, быстрое внедрение их в учебный процесс. Существенное отличие данной инициативы от программы "Интеграция" заключается не только в масштабах финансирования и его концентрации на небольшом числе НОЦ9, но и в том, что их деятельность была четко сфокусирована на интегрированном развитии трех компонентов - науки, образования и внешних связей.

Каждый центр стратегию и организацию работ осуществляет согласно своим приоритетам. В среднем около 50% суммарного размера гранта центры тратят на покупку оборудования, 20% - на заработную плату, 10% - на поддержку молодых ученых и аспирантов. В НОЦ сложилась благоприятная ситуация с кадрами: около 60% участников моложе 35 лет, следовательно, модель таких центров позволяет закреплять в науке молодых.

Расширился междисциплинарный характер выполняемых научными центрами проектов, повысилось качество научных исследований, возросла интеграция российских ученых в международное научное сообщество. Об этом, в частности, можно судить по растущей доле статей, подготовленных сотрудниками НОЦ в соавторстве с зарубежными коллегами и опубликованных в ведущих научных журналах: она увеличилась на 30% за годы реализации программы BRHE. Развитие научных исследований, в свою очередь, повлекло за собой обновление и пересмотр лекционных курсов и практических занятий.

Текущие результаты программы создания научно-образовательных центров показывают, что они могут быть "моделью" формирования новых организационных структур в науке. Целый ряд групп, поддержанных в рамках ВНШ, уже эволюционировали в подобные образования или планируют это сделать в ближайшее время.

Преодоление последствий глобального финансового кризиса приведет к сокращению средств, выделяемых на инновационное развитие. Это потребует оптимизации каналов адресного финансирования исследовательской и инновационной деятельности, отбора эффективных научно-образовательных структур и исследовательских коллективов. Не последнюю роль могут сыграть ВНШ и НОЦ как перспективные модели с точки зрения оптимизации финансовых затрат на исследования и разработки. Они могут стать одним из важных факторов развития исследовательских университетов в стране.


9 По программе "Интеграция" было создано 154 учебно-научных центра, которые можно в определенном смысле рассматривать как аналоги и предшественники НОЦ.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ-КАДРОВ-ДЛЯ-РОССИЙСКОЙ-НАУКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Konstantin SenatorovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senatorov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ, ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДГОТОВКА-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ-КАДРОВ-ДЛЯ-РОССИЙСКОЙ-НАУКИ (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ:

И. ДЕЖИНА, С. ЕГЕРЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Konstantin Senatorov
Актобэ, Казахстан
1514 просмотров рейтинг
29.09.2015 (3122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android