Libmonster ID: RU-7828

Преподавание гражданской истории является одним из важнейших средств политического воспитания учащихся.

На конкретных примерах из опыта нашей работы мы хотим показать, как мы поставили преподавание новой истории в школе, для того чтобы выполнить эти воспитательные задачи. Работа проводилась в школах N 17 Ленинского и N 59 Киевского районов города Москвы.

Проводя урок на тему "Падение империи" (8-й класс), характеризуя многонациональную "великую" армию Наполеона как армию, раздираемую национальными противоречиями, ненавидевшую Францию и Наполеона, мы противопоставляли ей нашу многонациональную Красную Армию, построенную на основе дружбы народов и пролетарского интернационализма, пользующуюся любовью всех народов СССР и готовую отдать жизнь за свою социалистическую родину.

По теме "Венский конгресс и Священный союз" мы рассказали ученикам о том, как победители перекроили карту Европы, насильственно присоединили Бельгию к Голландии, разделили Италию между Габсбургами, Бурбонами и папой, мотивируя это тем, что Италия, мол, - не государство, а "географическое понятие". При этом преподаватель напоминает, как товарищ Сталин в своем докладе на Чрезвычайном VIII с'езде советов сказал, что немецкие фашисты называют и СССР "географическим понятием", а не государством; что они мечтали с помощью своих агентов - презренных правотроцкистских предателей и бандитов - расчленить СССР, отторгнуть от" него ряд республик, захватить его территорию. Бдительные наркомвнудельцы во главе со сталинским наркомом тов. Н. И. Ежовым наглядно показали фашистам, что "сие от них не зависит".

По теме "Франция конца XIX века", на уроке "Борьба за республику" (9-й класс), учитель ознакомил учащихся с конституцией III республики (1875 год), выяснив при этом следующие черты:

а) Коренное отличие двухпалатной структуры французского парламента от двухпалатной структуры нашего Верховного Совета: французский сенат служит тормозом для решений более демократической по своему составу палаты депутатов; выборы в сенат косвенные и многостепенные, сенаторы от отсталых, земледельческих департаментов преобладают в нем количественно над сенаторами от передовых, индустриальных департаментов. У нас две палаты Верховного Совета СССР полностью равноправны, являя собой образец невиданного в мире обеспечения на деле интересов всех слоев трудящихся и всех национальностей такого многонационального государства, каким является СССР.

б) Отличие избирательного закона буржуазной республики от советского избирательного закона, который обеспечивает своим социалистическим демократизмом каждому гражданину реальную возможность осуществлять свои избирательные права.

Избирательный закон буржуазной Франции, провозглашающий на словах всеобщее, прямое, тайное избирательное право, на деле лишает избирательных прав более половины взрослого населения, в том числе всех женщин, а также граждан, живущих менее 6 месяцев в данной общине. Закон предоставляет буржуазным округам Парижа и отсталым в экономическом отношении округам Франции в 7 раз больше мест в палате депутатов чем индустриальным округам.

в) В отличие от избирательных кампаний в капиталистических государствах, построенных на развращении избирателей, подкупе депутатов финансовой олигархией, избирательная кампания в начнем стране пока-

стр. 88

зывает, как это и было в имевшей место избирательной кампании в Верховный Совет СССР, глубокое морально-политическое единство всего советского народа, выразившееся в создания глубоко принципиального и неразрывного блока беспартийных избирателей с коммунистами.

г) Связь между избирателями и депутатами в СССР постоянна. Все наши депутаты ответственны перед своими избирателями, которые имеют право отзыва плохо работающих депутатов. В буржуазных странах, наоборот, избиратели не обладают никаким правом контроля за деятельностью избранных ими депутатов.

Проводя урок на тему "Экономическое развитие Североамериканских соединенных штатов в последней трети XIX века" (9-й класс), преподаватель указывает, что американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве более прогрессивен по сравнению с прусским; одновременно преподаватель подчеркивает наличие расслоения фермерства, разорение и обнищание мелких фермеров, приводящее к уничтожению мелкого фермерства капитализмом. Этому процессу противопоставляется победа колхозного строя в СССР, обеспечивающего трудящимся деревни зажиточную и культурную жизнь (можно использовать цифры из сборника "20 лет СССР").

*

Одной из основных задач при изучении курса новой истории является усвоение учениками процесса возникновения рабочего класса, основных этапов его политического развития, его исторической роли как могильщика капиталистического общества и творца коммунистического общества. Лучше всего этого можно достигнуть путем изучения "Манифеста Коммунистической партии". К моменту прохождения этой темы учащиеся 8-го класса знают довольно большой фактический материал по отдельным странам. Поэтому об'яснять основные идеи "Манифеста" преподаватель должен на этом историческом материале. Затем нужно показать, как идеи Маркса и Энгельса осуществились и осуществляются в СССР.

Этой теме нами было посвящено 2 урока. На первом уроке преподаватель при помощи] вопросов напомнил учащимся историю возникновения "Союза коммунистов" и нарастания революционного кризиса в Европе перед 1848 годом, а затем начал читать введение к "Манифесту":

"Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма...".

Преподаватель предложил ученикам на основании уже изученных ими исторических фактов показать, как "все силы старой Европы... соединились для священной травли этого призрака". Далее преподаватель раз'яснил, что в обстановке наступавшей буржуазно-демократической революции необходима была пролетарская партия с четкой революционной программой и тактикой для руководства революцией, чтобы довести ее до конца, т. е. до социалистической революции.

Затем преподаватель дал следующий план работы на оба урока:

К I главе "Манифеста" - "Буржуа и пролетарии":

1. Содержание всей истории по Марксу. 2. Об'яснение Марксом смены рабовладельческого общества феодальным и феодального общества капиталистическим. 3. Возникновение буржуазии в недрах феодального общества и ее дальнейшее развитие. 4. Революционная роль буржуазии в прошлом. 5. Положение пролетариата в капиталистическом обществе. 6. Ступени борьбы рабочего (класса против буржуазии. 7. Неизбежность гибели буржуазии и победы пролетариата.

К II и IV главам "Манифеста": 1. В капиталистическом обществе единственным до конца революционным классом является пролетариат. 2. Относительная революционность крестьянства в буржуазном обществе. 3. Необходимость наличия коммунистической партии для победы пролетариата. 4. Коренные особенности коммунистической партии, отличающие ее от других рабочих партий. 5. Необходимость диктатуры пролетариата для построения коммунистического общества.

Необходимым условием для этой работы является наличие текста "Ма-

стр. 89

нифеста Коммунистической партии" у каждого ученика. Уроки по этому плану преподаватель проводил следующим образом.

Он ставил перед учащимися первый вопрос и предлагал им прочесть соответствующий текст "Манифеста". Далее давалось пояснение этого текста путем беседы с учащимися, с привлечением пройденного ими исторического материала. Пояснение текста связывалось с современностью, с фактами из жизни капиталистического мира и СССР. Например (пункт 5-й), разбирая тезис Маркса, гласящий, что по мере развития капитализма положение рабочих ухудшается, нужно показать тяжелое положение рабочих в капиталистических странах в настоящее время и противопоставить ему положение трудящихся в нашей стране, где нет безработицы, где творческая энергия освобожденного народа дает невиданные в капиталистическом мире, стахановские нормы производительности труда, где растет зажиточность всех трудящихся.

Разобрав пять вопросов плана, преподаватель закончил урок и рекомендовал учащимся (указав предварительно страницы "Манифеста") в порядке домашнего задания ответить на остальные вопросы, причем каждый ответ должен быть обоснован историческими фактами и фактами современности из жизни капиталистического мира и СССР.

На втором уроке шла проверка выполнения домашнего задания с нужными пояснениями и дополнениями. В заключение преподаватель, во-первых, указал, на гениальность творца "Манифеста Коммунистической партии" Маркса, создавшего теорию научного социализма; во-вторых, подчеркнул отличие научного социализма от утопического, указав, что главное в марксизме - учение о диктатуре пролетариата; в-третьих, остановился на осуществлении в нашей стране марксовой теории о неизбежности победы пролетарской революции; в-четвертых, напомнил, что победа социализма в СССР вызывает ожесточенную ненависть классовых врагов и борьбу умирающего капитализма против СССР.

* * *

Преподаватель должен давать исторический материал не бесстрастно и аполитично, а так, чтобы его рассказ об исторических деятелях возбуждал в учащихся любовь к вождям пролетариата и пролетарским революционерам и непримиримую ненависть к врагам народа. Мы пытались эту задачу выполнить следующим образом.

Тема - ознакомление учащихся с личностью Марата. Разрабатывая эту тему, мы осветили следующие моменты. Марат, вышедший из плебейских низов, только благодаря своим выдающимся способностям достиг положения придворного врача. Но он, не колеблясь, обменял это привилегированное положение и материальную обеспеченность на положение преследуемого революционера-подпольщика, революционера-профессионала. С самого начала революции 1789 года Марат тесно связал свою жизнь с интересами плебейских масс Франции. Марат - "Друг народа" - разоблачал своим бичующим словом врагов народа. "Он безжалостно совлек покрывало с тогдашних кумиров - Лафайета, Бальи и других, разоблачив в них уже готовых изменников революции" (Энгельс). Марат разоблачил Мирабо задолго до того, как документы, подтверждающие его продажность и изменническую деятельность, сделались известны народу. Жирондисты, пришедшие к власти после революции 10 августа 1792 года, попытались предать Марата суду, обвинив его в подстрекательстве. Марат был оправдан, и парижский народ при выходе Марата из суда осыпал его цветами и торжественно отнес на руках в Конвент.

Марат был показан не только как обличитель, но и как организатор и вождь масс. Особенно было подчеркнуто, что Марат стоял за революционную диктатуру; он утверждал, что только она может принести трудящимся освобождение от гнета абсолютизма и феодализма и контрреволюционной буржуазии. Марата пламенно любил народ и ненавидела крупная буржуазия, видевшая в нем главное препятствие своим контрреволюционным замыслам. После того как революционный трибунал оправдал Марата, жирондисты готовили его

стр. 90

убийство. 13 июля 1793 года Марат пал жертвой гнусного террористического акта жирондистки Шарлотты Корде. Похороны Марата приняли всенародный характер. Лучший художник - Давид - замечательно оформил эти похороны. Давид же, по заказу Конвента, написал волнующую картину "Смерть Марата", которая торжественно была выставлена в Конвенте. Рассказ преподавателя о Марате и его революционной борьбе, несомненно, вызвал в учащихся чувство глубочайшей любви к пламенному "Другу народа", предшественнику пролетарских революционеров.

Как мы уже говорили выше, марксистско-ленинское преподавание истории должно вызывать в учащихся не только чувство любви к социалистической родине, к друзьям народа, но и чувство неугасимой ненависти к врагам народа. Чувство ненависти, несомненно, будет вызвано правильным показом такой личности, как Меттерних. Руководитель политики Австрии - в то время цитадели контрреволюции в Западной Европе - видел свою задачу в борьбе с буржуазной революцией в Европе. Вартбургский праздник и карлсбадские постановления, деятельность Священного союза - вот та историческая канва, на которой можно дать образ заклятого врага буржуазной революции Меттерниха. Но показ этой личности мы не ограничивали данным историческим периодом. Ненависть народных масс против Меттерниха достигает, как известно, высшей точки в революции 13 марта 1848 года в Вене, когда этот негодяй бежал переодетым, спасая свою шкуру от справедливого суда народных масс. И на это было обращено внимание учащихся.

* * *

На уроках новой истории учащиеся должны пенять глубоко реакционную, шовинистическую внешнюю политику эксплуататорских классов - феодалов и буржуазии-с - одной стороны и интернациональную внешнюю политику дружбы и мира Советского Союза - с другой. В 8-м классе это можно показать при изучении темы "Священный союз в борьбе с революционным движением", в рассказе о второй испанской буржуазной революции 1820 года. Александр I, вздевший в революционной Испании штаб-квартиру якобинства, угрожающую всем странам Европы, настойчиво предлагал на конгрессе Священного союза свою армию для подавления революции в Испании. Испанская революция была задушена весной 1823 года войсками Людовика XVIII. После этого рассказа преподавателя учащиеся сами рассказали о политике советского правительства и об отношении нашего народа к современной революционной Испании, борющейся за свою независимость и за дело всего передового человечества, против итальянского и германского фашизма.

Ученикам 9-го класса было предложено самим, в порядке домашнего задания, ознакомиться со статьей Ленина "Китайская война" (о боксерском восстании). После этого на уроке "Начало раздела Китая" ученик рассказал о политике царского правительства по отношению к китайскому народу. Затем преподаватель рассказал о результатах подавления восстания боксеров 1901 года и сообщил, что наложенную победителями огромную контрибуцию китайский народ не смог выплатить до сих пор. Одно только советское правительство отказалось получать эту контрибуцию и последовательна проводит политику дружбы и мира в отношения к китайскому народу, ведущему освободительную революционную войну с японскими агрессорами.

Новая история богата фактами, показывающими, как буржуазия использовала религию в борьбе с демократией и рабочим классом. Религия - средство затемнения народного сознания, отвлекающее массы от классовой борьбы. Пример мы взяли из политики Наполеона I.

Борясь с демократией, Наполеон Бонапарт примирился с духовенством, ибо в церкви он видел одну из основных опор буржуазного строя. Заключен был конкордат с папой (1801 год). Католическая религия была об'явлена во Франции государственной религией. Наряду со светской полицией была создана зависимая от правительства

стр. 91

духовная полиция. "С моими жандармами и моим духовенством я могу все", - говорил Наполеон I.

Только пролетариат СССР, установив свою диктатуру, сумел решительно положить конец поповскому мракобесию. Одним из первых декретов советской власти церковь была отделена от государства, а школа - от церкви. Общественные организации ведут антирелигиозную пропаганду, в школах ведется антирелигиозное воспитание. Разоблачая на ряде конкретных исторических примеров политику буржуазии в области религии, преподаватель тем самым ведет антирелигиозное воспитание.

* * *

Новая история дает также важный исторический материал о шпионаже и диверсии, широко применяемых буржуазными государствами. Этот материал нужно дать так, чтобы учащиеся хорошо поняли указания товарища Сталина на мартовском (1937 года) Пленуме ЦК ВКП (б) о необходимости повышения политической бдительности. Учитель показал на конкретных фактах, что "Франция кишела тогда (во времена Наполеона I) шпионами и диверсантами из лагеря русских, немцев, австрийцев, англичан", что "...наполеоновское правительство не оставалось в долгу у своих соседей..." (С талин). Полезно прочесть в классе инструкцию Наполеона своему дипломату в Австрии (опубликована в "Историческом журнале" N 8 за 1937 год). В 9-м классе можно показать систему шпионажа и диверсии на примере борьбы Бисмарка против французской империи, за воссоединение Германии (Бисмарк хорошо знал военные силы империи, что облегчило ему ее разгром). По теме "Франция в последней трети XIX века" преподаватель указал, что клерикалы и монархисты несколько раз пытались уничтожить республику, но были отбиты. Последняя попытка свалить республику относится к 90-м годам XIX века и связана с делом Дрейфуса. Нужно показать учащимся, что клерикально-монархическая клика, занимавшая руководящие посты во французском генеральном штабе, продавала французские военные тайны Германии, шла на измену родине для уничтожения республики во Франции и восстановления монархии. Когда же эта измена была раскрыта, клерикалы и монархисты, чтобы скрыть свое преступление, при помощи фальшивок обвинили еврея Дрейфуса в продаже Германии военных тайн. Обвиняя Дрейфуса, клерикалы и монархисты пытались разжечь в народе антисемитизм с целью отвлечь трудящихся от классовой борьбы и направить их недовольство против евреев и против республики. Это им не удалось.

Здесь ясно видна маскировка классового врага, который для осуществления своих контрреволюционных замыслов переходит на службу к врагам своей родины. При помощи таких конкретных исторических примеров ученики были подведены к осознанию указаний товарища Сталина: "Не вернее ли будет, с точки зрения марксизма, предположить, что в тылы Советского Союза буржуазные государства должны засылать вдвое и втрое больше вредителей, шпионов, диверсантов и убийц, чем в тылы любого буржуазного государства?" А осознание этой истины сделало для учащихся понятными и близкими данные товарищем Сталиным лозунги об овладении большевизмом, о политическом воспитании кадров и ликвидации на шей политической беспечности.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-В-8-9-Х-КЛАССАХ-ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ПОТАШЕВА, М. ДУБОСАРСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 8-9-Х КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-В-8-9-Х-КЛАССАХ-ИЗ-ОПЫТА-РАБОТЫ (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ПОТАШЕВА, М. ДУБОСАРСКАЯ:

Н. ПОТАШЕВА, М. ДУБОСАРСКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
661 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3156 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
40 минут назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
43 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
47 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
48 минут назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 8-9-Х КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android