(На основании наблюдений в течение учебного года и проверочных испытаний)
Одной из важнейших особенностей преподавания истории СССР в истекшем учебном году было то, что благодаря изданию "Краткого курса истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова школа получила, наконец, возможность работать по марксистско-ленинскому учебнику. Это обеспечило верную историческую и политическую направленность преподавания курса истории.
Преподавание истории началось со второй половины 1-й четверти. Поэтому бюджет времени оказался очень жестким и потребовал от учительства четкого планирования курса в учебном году. Передовые учителя прошли с учениками программу курса целиком, некоторые успели и повторить его. Только небольшая часть из них не сумела уложиться в предоставленное им количество часов и прошла программу - кто до "Великой Октябрьской революции", кто до "Гражданской войны" включительно.
В третьих классах только в единичных случаях программа осталась непрощенной до конца либо не была повторена. В четвертых классах большинство преподавателей не успело пройти весь материал программы. Зато качество выполнения программы и усвоение знаний в четвертых классах значительно выше чем в третьих. Одной из причин невысокого качества выполнения программы является относительно слабая подготовка по истории многих преподавателей начальной школы.
Несмотря на ряд трудностей многие начальные школы достигли хороших результатов.
Прежде всего нужно отметить как достижение в преподавании соблюдение историко-хронологической последовательности. Наибольшие затруднения имели место при прохождении древнего периода, а именно: от рода к государству и древнейшие государства нашей страны. Можно сказать, что усвоение учащимися 3 - 4-х классов первого раздела учебника "Наша родина в далеком прошлом" недостаточно прочное. Наиболее ясно были восприняты детьми история расширения Московского государства, последовательный рост Москвы и царствование Петра I. Что касается хронологических дат, то в тех школах, где преподаватель неизменно на каждом уроке упражнял учащихся в запоминании дат отдельных событий и связывал их с содержанием, хронология истории СССР запечатлелась твердо и прочно.
Однако в значительном числе школ хронология заучена учащимися механически: в ответах были ошибки на целые столетия. Очень трудным оказалось для учеников третьих и четвертых классов понимание характеристик исторических деятелей. Воспроизводя характеристику того или иного прогрессивного исторического деятеля, они не выходили за пределы трафаретных эпитетов: "храбрый, мужественный" а в отношении отрицательных личностей ограничиваются определением "был очень жестокий".
Слабым местом на уроках истории являются разбор и обобщение исторических событий. Правда, благодаря учебнику многие учащиеся делают правильные выводы о роли христианства (принесло культуру и помогло князьям править народом) и о значении Куликовской битвы (показала, что русские могут победить татар); в достаточной мере верно делался вывод о классовой сущности деятельности Петра I (Петр все делал для дворян и купцов, снимая по три шкуры с крестьян); достаточно ясно понято значение войны 1812 года как народной войны против иностранных захватчиков; хорошо уяснили себе ученики роль и значение партии и ее вождей Ленина и Сталина; так же ясно представление учащихся о великом значении Вейкой Октябрьской социалистической революции.
Работа по разбору и обобщению исторических фактов тесно связана с одной из важных и основных задач, которая должна осуществляться преподавателем на уроках истории, - с задачей политического воспитания на уроках истории родной страны. В известной мере эта задача осуществлялась на уроках истории передовых преподавателей: Борисовой (Щелковская средняя школа), Мартьянова (Орехово-Зуевская средняя школа), Муругова (Коломенская средняя школа) и ряда других. Однако не раз случалось, что, увлекшись сообщением конкретного материала, преподаватель забывал разъяснить и подчеркнуть политическое значение того или иного события. Во многих школах политическое воспитание проводилось при прохождении лишь
отдельных тем (Ледовое побоище, Куликовская битва и т. п.), но не сопровождало все прохождение курса. Следствием этого явилось то, что многие темы были только заучены, но не осмыслены учащимися. Смутно восприняты роль и политическая сущность опричнины Ивана Грозного, плохо уяснена роль Лжедмитрия и вообще польской интервенции.
Опыт истекшего учебного года показал, что в ряде случаев доступность и наглядность исторического материала были недостаточными. Особенно это касается третьих я четвертых классов, для которых вследствие недостаточной наглядности преподавания усвоение ряда вопросов и их трактовки оказалось непосильным. Наименее доступными для понимания учеников 4-х классов, а тем более 3-х было установление взаимосвязи, причины и следствия в развитии исторических событий в нашей стране и связь последних с событиями в других странах. Характерным примером этого может служить то, что ученики часто путают декабрьское вооруженное восстание с восстанием декабристов. Непонятны детям классовые взаимоотношения в революции 1905 года как революции буржуазно-демократической.
Существенной помехой успешности преподавания, особенно в младших классах, было отсутствие в школе наглядных пособий по истории. В редких школах имеются исторические карты, в некоторых-карты появились только к концу учебного года. В школы отдаленных районов Московской области карты вовсе не дошли. Даже в такой близкой от Москвы школе, как Владычинская начальная школа, весь год изучали историю по географической карте.
Стремясь выйти из этого тяжелого положения, многие преподаватели, особенно передовые учителя (специалисты-историки), сами делали наглядные пособия. К таким педагогам-передовикам относятся преподаватели: Красногорской школы, тт. Потемкин и Павловская, школы N 2, Ленинского района, - Голубев, Воскресенской школы - Богатько и другие. Но изготовление самодельных наглядных пособий - не выход из положения. В следующем учебном году школы должны быть обеспечены ими.
В этом году учащиеся 4-го класса начальной школы впервые держали испытания по истории СССР. Испытаниям предшествовал подробный и тщательный инструктаж учителей. Благодаря инструктажу, проведенному Научно-исследовательским институтом, отдельными районами и кустовыми объединениями на местах, и индивидуальным консультациям подготовка к испытаниям была проведена неплохо. Были разосланы программы и образцы билетов, по которым преподавателя на- местах составляли сами билеты для своей школы. В большинстве школ билеты были составлены удовлетворительно. Встречались, конечно, и неудачные формулировки вопросов. Так, по Владычинской начальной школе Ухтомского района тема о революции 1905 года была сформулирована слишком обще: "Расскажи о революции 1905 года". Не имея конкретного вопроса, ученики давали очень расплывчатые ответы и путались. На дополнительный вопрос: "Каковы были причины поражения революции 1905 года?" - также не дано было достаточно ясного ответа. Задание "Расскажи о Лжедмитрии I" оказалось совершенно непосильным для многих учеников. Были случаи неправильного конструирования самого билета: вместо того чтобы предложить в билете сначала тему для рассказа, преподаватель сначала ставил дополнительные вопросы, а на втором или третьем месте - тему для рассказа. Так, в Люберецкой школе N 4 был предложен билет, в котором на первом месте стоял вопрос: "Как Екатерина II относилась к французской революции", а на втором месте - задание: "Расскажи о войнах Екатерины II". Во-первых, здесь нарушено было требование давать вопросы (три) из разных разделов; во-вторых, рассказ, т. е. основное задание, был неправильно поставлен на второе место.
Во многих случаях вместо связного рассказа учащиеся давали краткие, односложные ответы на отдельные вопросы учителя. Примером неплохого рассказа может служить рассказ учеников 4-х классов Мытищенской средней школы и др. на тему о славянах: "Славяне жили по берегам Днепра. Они воевали с греками, которые были хорошо вооружены. Но храбрые и мужественные славяне били греческие войска и напали на Царьград. Занимались славяне главным образом земледелием, обрабатывали землю родом. Также собирали мед от диких пчел".
Испытания показали, что знание конкретного материала у учащихся есть, хронологические даты запомнились, но нет уменья связно построить ответ на всю поставленную перед учеником тему.
В заключение надо сказать, что преподавание истории СССР в 3 и 4-х классах возбудило у учащихся большой интерес к прошлому нашей страны, к ее мощному расцвету в настоящем.
Пробуждение в учащихся любви к родной стране и интереса к ее прошлому, является залогом дальнейших успехов в преподавании истории и для усиления на этой основе политического воспитания учащихся.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |