Libmonster ID: RU-9011
Автор(ы) публикации: О. А. ЧУБИНИН

Человек. Что это такое? Древние трактаты, религиозные учения, научные энциклопедии, мнения современных философов расходятся в определениях. Сравним смыслы некоторых из них.

Человек есть мера всех вещей, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют (Протагор). "Человек" как мера.

Человек состоит из тела и души - две разнородные субстанции (Платон); два аспекта единой реальности (Аристотель). "Человек" как целое из частей.

Человеку образ и подобие Божье (Библия). Аналогия с идеалом. Но как быть в этом случае с богохульниками, насильниками, убийцами? Они чье порождение?

Человеческое существо состоит из семи принципов, или так называемых "тел": 1. физическое тело. 2. эфирное тело. 3. астральное тело, тело желаний. 4. ментальное тело, "я", разум. 5. человеческий дух. 6. жизненный дух. 7. божественный дух1. Структурное представление о человеке. Однако когда дается перечисление, всегда возникает вопрос, а почему не больше или меньше?

Человек то, что с ним делает природа, и то, что он делает с собой сам (И. Кант)2. В этом понимании человек как глина в "руках" природы и в своих собственных. Но в этом случае мы все вокруг ни при чём. А ведь каждый из жизни знает: "с кем поведёшься, от того и наберёшься".

Человек - порождение своего труда3. Сущность человека -

1 Штейнер Р., Гендель М. // Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001. С. 636.

2 Кант И. Соч. Т. 6. М., 1966. С. 351.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126 - 127.

стр. 96

совокупность всех общественных отношений4. Это понимание Ї продолжение предыдущей мысли и переход на следующую ступень. При этом его природная основа (физиологические и наследственные свойства) упускается. Социальный критерий (личный и общественный) - определяющий.

Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции5. Функциональное понимание. Всё остальное, что определяет человека, это производное эволюции.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого... Человек является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.6 Системное понимание, но оно тут же в подсознании дополняется себялюбивым утверждением своей непревзойдённости - "я пуп земли". А учитывая, что известно нам не так уж и много, это очень напоминает "широкую известность в узких кругах".

Человек - общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности7. А почему не его "доброта"? В общем, характеристика по одному произвольно выделяемому параметру.

Человек - субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств8. Определение противоположно мнению И. Канта. Нет того, что делает с нами природа и мы сами, но есть то, что в нас хотят видеть другие.

Человек - сжатая Вселенная, система, резонирующая с социумом и Космосом9. Либо это художественное слово, либо спекуляция научной терминологией, так как, что есть "Вселенная", а тем более сжатая, как резонировать с "Космосом", да и социумом, не ясно, но захватывает величие связей "с большими людьми".

Человек есть воплощённый дух и одухотворённая телесность10. В этом афористичном определении А. Г. Спиркина проглядывает сущность.

И множество других определений.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

5 Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 40.

6 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 770.

7 Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. С. 709.

8 Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2001. С. 631.

9 Человек // Энциклопедический словарь М., 2000. С. 446.

10 Спиркин А. Г. Философия. М., 2004. С. 314.

стр. 97

В необозримом исследовании взглядов на феномен человека и разнообразие его определений ограничимся простой и практичной задачей. Посмотрим на человека, как на обычный природный объект, находящийся в поле общественных взаимодействий, не наделяя его нимбом исключительности, а используя здравый смысл и диалектику. Попытаемся собрать и систематизировать весь спектр его свойств. Синтезируем их противоречивость, многомерность, многообразие и целостность. Попробуем создать некую систему, основываясь на практическом использовании смыслового содержания понятий, отражающих свойства человека в обычном языке. Обоснуем теоретически систему свойств, предложенную ранее в статье "Тело и сознание, дух и душа"11. Создадим предмет обсуждения. И если удастся согласовать подобную систему, то она вполне может стать ориентиром в понимании содержательности категории "человек", а в полном виде и его эталоном.

Система свойств. Понимание, как известно, невозможно без сопоставления знаний, без сравнения одного с другим. В любом сравнении необходимо то, с чем сравнивают - образец, эталон. Все существующие эталоны, являясь единицами меры, ориентирами, образцами, стандартами, призваны облегчать общение людей. Роль "эталона человека" аналогична. Мы знакомы с "эталоном красоты", слышали об "эталоне поведения" и "образце нравственности", соглашаемся с "эталоном потребления (продовольственная корзина)". Но мы не знаем человека в виде полного комплекта его объективных и субъективных свойств, которые можно принять за эталон и с которыми соотносить весь круг решаемых задач.

При всей уникальности каждого человека он называется человеком благодаря общим для всех людей свойствам. В отличие от физических эталонов мер, эталоном человека может быть общепринятая система его свойств, предел нормальности, к которому он стремится в своём развитии. По отношению к такой норме должна оцениваться жизнь человека и степень его совершенства. В этом смысл эталона. С его разработкой можно перейти от разговоров к конструированию самого человека и человечности в машине.

Возникает вопрос: естественная или искусственная это норма, эта система свойств? Мы её открываем или выдумываем?

Человек как организм, бесспорно, естественен. Обличие его зафиксировано в долгосрочной генетической памяти. Тайны орга-

11 Чубинин О. А. Тело и сознание, дух и душа // Философские исследования. 2005. N 3 - 4.


стр. 98

низма мы открываем. А вот его умение решать проблемы фиксируется в его субъективности, в искусственно созданной (собранной по жизни) и хранящейся в оперативной памяти схеме - эталоне поведения. Это хорошо отражено в основном принципе жизни: "если будешь нормальным, таким как все (т.е. жить по общим правилам и внешне не отличаться), то выживешь". "Как все" и есть эталон. Следовательно, норма определяется силами единения в обществе и не может быть изобретением одного человека. Это результат жизни поколений.

Итак, как всякая норма, эталон человека - искусственное коллективное образование, которое выражено в языке и используется каждым из нас в общении. Поэтому главное условие и трудность его открытия - согласование мнений. Без этого не сделать следующий шаг - прийти к однозначному пониманию сущности человека. И тут важно не упустить всего того, с чем сталкивается человек в жизни, включая и те свойства, содержание которых мы ещё толком не понимаем, но которые используем в общении. Нужно понять законы этого подсознательно существующего процесса нормирования.

В решении подобной задачи воспользуемся предложенным ранее системным подходом, уточнив его отдельные моменты12.

Диалектический метод, лежащий в основании системности, как известно, противопоставляя части целого, поляризует целостность объекта, явления на взаимообусловленные противоположности - содержание и форму и устанавливает их соотношение в целом. В этом умозаключении обнаруживаются четыре существенных момента (функции), важные для понимания системности и определяющие системный метод познания человека.

1. "Нечто" приобретает смысл для познающего субъекта, если существование его содержания, его наличие фиксируется как факт (акт поведения). Теперь оно "есть" для субъекта. "Целым" это "нечто" становится, когда фиксируют его "части" ("этапы"). Без них нет смысла говорить о "целом". В соответствии с этим замечанием человек "есть" собрание всех своих свойств (в себе как "целом").

2. Содержание факта поведения (свойства) оформляется. Неопределённое отношение определяется парой понятий, которые устанавливают пределы неизменности смысла этого отношения. В

12 Чубинин О. А. Система, что это и зачем? // Философские исследования 2005. N 3 - 4.


стр. 99

свою очередь пределы обобщаются носителем свойства. Определение и обобщение это линии поляризации и оформления целостного свойства. Как сформированное отражение теперь оно "есть" в субъекте.

3. Поляризованные (взаимообусловленные) общие и конкретные, объективные и субъективные, исходные и производные свойства соподчинены (организованы) причинно-следственной связью и степенями абстракции в единую структуру.

4. В идеале элементы этой структуры гармоничны (пропорциональны, соразмерны). Поскольку "содержание" факта, в нашем случае поведение человека, поступка меняется, являясь следствием каких-то отклоняющих обстоятельств, то идеальная структура соотношения свойств нарушается. Поступок, не соответствующий идеальному, воспринимается как отрицательный, как зло, снижающее эффективность общения. Требуется снять недоразумение, исправить поведение или искупить добром причинённое зло. Отсюда следует, что гармоничность соотношения свойств обеспечивает эффективность общения.

Итак. В каждой системе: 1. части (или этапы) едины в целом; 2. противоположны; 3. соподчинены; 4. гармоничны. Отсюда определение системы и смысл системности в приложении к человеку. Человек - это гармоничное соподчинение противоположных свойств в нём как целом. Каждое слово в этом рабочем определении несёт определённый смысл и обосновывается системным законом. Концепция системы свойств человека (в законченном виде - его эталона) основана на этих законах, определяющих принципы её формирования. В соответствии с ними все свойства человека должны быть фиксированы, поляризованы, соподчинены и соразмерны.

Рассмотрим каждое утверждение обстоятельней.

Смысл и положение свойств в системе фиксированы. Свойство - это то, что отличает одно от другого или в чём они сходны. В отличиях и сходстве проявляется смысл отношения сравниваемых объектов, состояний или процессов. У человека это объективные (свойства тела и сознания) и субъективные свойства (духа и души). Например: рост - свойство внешности; ум - свойство сознания; воля - свойство духа; стыд - свойство души. В объективных и субъективных свойствах человек проявляется во всех отношениях. Разнообразие свойств человека фиксировано в языке каждого народа в понятиях (до нескольких тысяч) и давно используется в общении13. Итак, исходный материал есть и немалый. Для созда-

13 Собственные расчёты показали: число понятий, включая синонимы и антонимы, отражающих свойства человека, порядка 8 тысяч (из 80 тыс.) слов. Из них несколько сотен слов (около 1%) отражают элементарные, без потери смысла не разлагаемые на части простые свойства тела, сознания, духа и души. (Например: шаг, красный, удивление, укоризненный взгляд). Остальные понятия - это различная степень обобщения (абстракции) простых свойств. (Например, упомянутые выше: рост, ум, воля, стыд).


стр. 100

ния эталона нужно лишь установить систему смысловых связей между понятиями, образовав целостность человеческих свойств, провести систематизацию.

Практически это осуществляется на основе элементарной конструкции связи свойств в виде "триады". Триада - единство понятий, в котором "смысловая пара", отражающая пределы свойства, обобщается третьим понятием - "носителем" свойства. В их единстве рождается новый смысл, а из их взаимоотношения более ясно осознаётся смысл исходных элементов. В подобном соотношении понятий фиксируется их смысл, всё становится однозначным и понятным, исчезает многословие в определениях.

Всякое "ощущение", которое мы испытываем, всегда оформляется в сознании некоторым "образом", обозначается "знаком", кодируется. Переход "ощущения" в "образ" обобщается, определяется как "образование". ("Образование" употребляется в смысле сложения образа из ощущений.) Вместе три понятия составляют триаду, в которой конкретные, логически связанные по смыслу понятия характеризуют пределы обобщающего их качества. При этом нельзя поменять элементы триады местами, не нарушив смысловую взаимосвязь с соседними триадами. Так, "ощущение" разлагается на два более конкретных свойства "раздражение" и "возбуждение", а "образ" - на "восприятие" и "выражение". "Раздражение", "возбуждение", "восприятие" и "выражение" составляют осмысленную последовательность. Поменяв местами "восприятие" и "выражение", мы тем самым нарушим последовательность смысла в пределах уровня. Чтобы что-то "выразить", это нечто сначала надо "воспринять". Таким образом, четвёрка понятий закрепляет места и выравнивает смысловую последовательность в пределах уровня абстракции. Как видим, в системе важен не только факт наличия тех или иных свойств, но и их взаимное расположение. Заметим, что все четыре системных закона применимы к такой логической четвёрке. При раздражении каким-то воздействием орга-

стр. 101

низм фиксирует факт. Возбуждаясь, поляризует, создаёт его условный знак (на одном полюсе факт, на другом - знак). Воспринимая, находит место этому знаку в своей иерархической системе условностей. А выражая это свойство в виде оформленного (соразмерного с другими, эмоционального) отношения или запоминая его, завершает цикл образования.

Из триад строится иерархическая пирамида свойств (отношений). Систематизация свойств по такой схеме приводит к установлению главных особенностей системы (рис. 1).

Вершина - высшая степень обобщения свойств человека, его сущность - единство "объективного" и "субъективного" в человеке. По мере снижения уровня абстракции определение человека всё более конкретизируется14. Основание (ещё предстоит создать) составит полный комплект конкретных свойств (возможно несколько сотен), максимально точную характеристику человека. Его можно считать геномом свойств человека. Это уже не сущность человека, а набор истин, детальный рассказ о нём.

В отличие от вертикальных перемещений от абстрактного к конкретному, горизонтальное смещение в пределах уровня отража-

Рис. 1 Иерархическая пирамида отношений. Систематизация свойств по такой схеме приводит к установлению главных особенностей системы

14 Заметим, что "сущность" как категория сознания имеет своё место в системе, характеризуя свойство понимания. Применяя часть к определению целого, мы используем системное свойство подобия части и целого, которое теперь модно называть фрактальностью.


стр. 102

ет переход от объективных свойств к субъективным (идеализация реальности) и обратно - (реализация идеи)15.

Объём расщеплённых свойств (понятий) определяется степенью самоопределения человека. Чем активней человек в общении, тем важней для него адекватность и эффективность личных отношений, тем шире спектр используемых понятий и выше степень абстракций. В этой связи свои системы свойств характерны для детства, юности, зрелости, старости. В эволюции человека - это последовательная смена состояний различной детальности от первобытного, грубого представления человеческих взаимоотношений в нескольких словах до утончённых, современных отношений, отражённых в развёрнутой системе понятий.

Итак, мы живём в координатной системе, в которой: всё разнообразие свойств человека фиксировано, определено в понятиях, смыслы которых мы понимаем примерно одинаково; все понятия связаны (координированы) смыслом в систему, которой мы более или менее успешно пользуемся в общении, даже не задумываясь об этом.

Однозначность смысла и положения (координация) свойств в системе позволяет легко ориентироваться и логически осмысливать их взаимосвязи. Изображение системы в виде карты смысловых

Рис. 2 Координация понятий в системе свойств шести уровней абстракции (более конкретные уровни опущены)

15 Близкое сходство по смыслу с определением человека, предложенного А. Г. Спиркиным.


стр. 103

взаимосвязей увеличивает её информативность, которую текстом не заменить.

Главные трудности "фиксации" свойств в системе: неоднозначность толкования смысла понятий; выбор из множества родственных по смыслу понятий смысловой пары; соблюдение одноранговости абстракций разных свойств в системе; отделение индивидуальных (физических и психических) свойств от социальных (родовых, групповых и т.д.) и технических, определяемых средствами труда.

Социальное поле общения (потенциал социального напряжения) поляризует свойства человека в трёх измерениях. Поляризация свойств - это определение их крайностей по трем принципиально различным измерениям (рис. 3).16

Х - "объективно-субъективная" мотивация поведения - от удовлетворения бытовых потребностей до реализации нравственных идеалов. Это ведущая характеристика человека, определяемая фактом поведения, характеристика соотношения внутренних потребностей и общественных возможностей. В поле общения постоянно возникает и существует потенциал социального напряжения, вызываемый индивидуальным поведением людей. Так, чем острей реакция на низость (объективных) поступков, тем выше мера (субъективности) нравственного совершенства индивида, тем больше общественное напряжение. В свою очередь, разряжаясь, силы поляризации активизируют человека, выводят его из состояния равнодушия, требуют по каждому социально значимому поводу проявить гражданскую позицию, сделать свой выбор, взять на себя ответственность.

У - "индивид (Я) - чело-

Рис. 3 Поляризация сущности человека по трём принципиально различным измерениям (первый уровень абстракции)

16 Чубинин О. А. Действующая модель человека // Человек. 2006. N 1.


стр. 104

век", самоопределение человека под действием потенциала напряжения в поле общения. Это внутренняя характеристика, оценка своей значимости для других "кто Я?", насколько я "человечен".17 В незаменимости своего "Я" при решении проблем выживания человек осознаёт, что он значим для других своими выдающимися способностями: внешними, умственными, духовными или душевными. Стремясь к большей значимости, человек конструирует своё "Я", создаёт себя сам.

Z - "человекообразность (фенотип)-личность", становление личности, признание обществом "моих" поступков. Измерение человека общественным мнением. Это характеристика внутреннего согласия с внешней оценкой. Координата отражает социальный ранг ответственности принимаемых решений, этапы становления личности. Это переход от существа, имеющего лишь образ человека, до представительства рода Именем, лицом, или от призвания до признания. В признании обществом совершенства человека и его значимости он становится личностью. Став личностью, получив признание, обретя Имя, человек не способен вернуться в прежнее первобытное состояние. Личность остаётся в памяти потомков навечно, чем принимает участие в формировании характера следующих поколений в качестве идеала, в который они верят и дела которого продолжают. В этом "навечно" чувствуется жизнь и работа души после смерти тела18.

На основании трехмерного представления системы свойств

17 Эта оценка выражается в соответствующем ряду мировоззрений от полной отстранённости индивидуалиста до воплощения в себе всего: "Я сам по себе" (Я отдельный), "Я не такой как все" (Я другой), "Я часть общего" (Я как все), "Я Человек" (Я за всех и за всё в ответе).

18 С естественно-научной точки зрения процессы Х и У взаимозависимые, колебательные. Поведение (Х) индуцирует, порождает осознание своей значимости, самооценку (У), а самооценка создаёт условия для изменения поведения. Процесс по Z в отличие от предыдущих - необратимый и дискретный. Необратимость фиксируется в череде законченных форм общественного мнения (Z), что, например, иллюстрирует пословица: "раз солгал, а на век лгуном стал". Необратимость, законченность этапов становления - следствие "инерции" общественного мнения, а дискретность, однозначность характеристик личности - следствие "массы" общественного мнения. Больше поздравлений или нареканий - определенней однозначность: "все такого мнения". Со временем общественное мнение становится собственным мнением о себе.


стр. 105

можно построить иерархическую систему моделей. Моделей столько, сколько свойств, что удобно при осмыслении каждого свойства. Так "объективное" и "субъективное" в человеке поляризуются по схеме, приведенной на рис. 4. В "объективном" необратимо свойство "жизнеобеспечение", а в "субъективном" - "гуманизация"19.

Соответственно, на следующем, более детальном уровне абстракции поляризуются определённым образом свойства "тела", "сознания", "духа" и "души" (рис. 5). Необратимыми процессами в них становятся "существование" тела, "отражение" сознания, "во-

Рис. 4 Поляризация объективных и субъективных свойств человека (второй уровень абстракции)

Рис. 5 Поляризация свойств: "тело", "сознание", "дух" и "душа" (третий уровень абстракции)

19 На карте свойств третье измерение изобразить сложно, передать текстом ещё сложнее, так что для целостного восприятия многомерности свойств целесообразно воспользоваться объёмной моделью свойств.


стр. 106

ображение" духа и "переживание" души. Необратимость выражается: в возрасте тела, в приобретенном опыте, в реализованном (отделённом от творца) творении, в пережитом потрясении (необратимость жертвенности).

Обнаруженная поляризация свойств и их моделирование позволяет реально говорить не только о философской постижимости природы человека в целом, но и о возможности осмысления и измерения того, что не поддавалось этому прежде.

Главные трудности "поляризации" свойств: разведение их по координатам (они близки по смыслу) и обнаружение смыслового ряда необратимых (Z) свойств в пределах уровня.

Свойства соподчинены уровнями абстракции, а логикой появления становятся ведущими каждое на своём этапе развития. В нашей системе в пределах уровня ряд свойств соответствует этапам развития. Общепризнанно, обоснованная привязка становления определённых свойств человека в соответствующие периоды жизни должна иметь большое методологическое и практическое значение. Так, уже хорошо известно, если мы не обеспечим человеку в начале жизни социального окружения, он остаётся ущербным в последующей жизни (феномен Маугли).

Из множества работ, посвящённых периодизации жизни, выявляется общая закономерность - во всех отмечается сжатая вначале последовательность этапов. По-видимому, эта закономерность продолжает другую известную - плод в утробе материнского организма в ещё более сжатом виде повторяет эволюцию всего вида. Такая закономерность наводит на мысль об известной в математике рекуррентной последовательности чисел. В частности, таковой является ряд Фибоначчи. Отношение соседних чисел в этом ряду стремится к так называемой "божественной пропорции". Свойства, отражаемые этим рядом чисел, широко распространены в природе, замечены в метрике человека, являясь объективной характеристикой роста и формообразования организмов20. Как эстетически значимые пространственные и временные соотношения они используются в архитектуре21, живописи (Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи и др. художники эпохи Возрождения, которые прекрасное отождествляли с правильным, пропорциональным, симметричным),

20 Петухов С. В. Биомеханика, бионика и симметрия. М., 1981. С. 17.

21 Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.


стр. 107

музыке22. Числа Фибоначчи используются в теории поиска при решении задач "минимакса" как "единственный оптимальный n-шаговый план"23. Базовыми категориями в подобных задачах являются категории "цели", "возможности" и "условия". В то же время довольно очевидно, что функционально человек - устройство по решению проблем выживания. В этом случае его "целью" является решение подобных проблем при наличии необходимых "возможностей" и в определённых "условиях" дикой природы или среди людей. Следовательно, с достаточным основанием можно утверждать такие же соотношения и в системе свойств и периодике жизни человека, тем более, что ничего более основательного, если не считать множества схем умозрительного выделения этапов, пока не предложено24. Возможно, это решение станет ещё одним примером единства эстетического и логического. Единства, в котором, как отмечал И. Кант, логическая истинность знания соответствует объекту, а эстетическая истинность знания - субъекту и законам чувств25.

Если свойства каждого уровня принять за "целое" и приравнять к единице, то исходные части "пропорции" (0,382; 0,618) определяют отношение "объективных" и "субъективных" свойств на втором уровне системы. На остальных уровнях в каждом свойстве находятся численные отношения производные от этой пропорции. При этом каждому уровню абстракции соответствует своя детальность свойств. Особенности получаемых соотношений хорошо видны на диаграммах (рис. 6).

Как понимать такое распределение чисел по отношению к свойствам?

Выразим, например, эти отношения в годах жизни, принимая за первый член соответствия длительность утробного развития плода (266 дн. или 0,7 года) как чётко выделенный этап в развитии. При совмещении полученных таким способом периодов с системой получается серия последовательностей свойств, распределённая по уровням и кончающаяся годами: 2;5;13;34;90...26 Нормальное тече-

22 Сабанеев Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения // Искусство. 1925. N 2; 1927. N 2 - 3. Марутаев М. А. О гармонии как закономерности. Принцип симметрии. М., 1978.

23 Воробьёв Н. Н. Числа Фибоначчи. М., 1978. С. 128.

24 Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2001. С. 90 - 92.

25 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 346.

26 Удивительная связь длительности утробного развития с числа-


стр. 108

Рис. 6 Конкретность (число) свойств и контраст между группами увеличивается по мере снижения уровня абстракции (вертикальная нумерация справа), (ряды чисел 7 и 8 уровня по техническим причинам опущены)

ние жизни предполагает соответствие выявленного перечня психических свойств 90 годам жизни. Однако, как видно из соотношений (рис. 7), комплект свойств реализуются и за другие периоды. Это единство можно расценить двояко.

Во-первых, как совмещённые в едином пространстве изобра

ми Фибоначчи. Так, если бы он был продолжительностью 0,5 или 1,0 год, то последовательность кончалась бы соответственно 61 и 123 гг. Нет ли здесь ответа на вопрос: почему длительность внутриутробного периода у человека именно такая? Как связаны длительности этого периода и всей жизни? Не является ли длительность в 266 дн. необходимостью увязки с годовым ритмом? Если так, то закономерно и обратное действие. Было бы точнее считать оптимальным сроком 264 дн., поскольку получаемый при этом ряд будет точнее соответствовать закономерности, выражаемой числами Фибоначчи.


стр. 109

Рис. 7 Серия дискретных периодов свойств в годах по уровням (вертикальная нумерация справа) и диаграмма распределения или чередование свойств на период 90 лет (шестой уровень). Свойства различаются по значимости (амплитуда пропорциональна значимости) или по длительности ведущей роли очередного свойства (интервал времени в годах между соседними числовыми значениями)

жённой пирамиды дискретные периоды эволюции свойств (нечто подобное совмещению периодов в системе химических элементов), т.е. было время, когда весь жизненный путь человека, возьмём шире - организма, содержал обобщённые свойства без современной их детализации, но вполне достаточный для переживаемого времени. А на каждом следующем эволюционном уровне весь приобретённый ранее багаж свойств входил как его составляющая в более обстоятельный мир и осваивался организмом с каждым разом во всё более раннем возрасте, переходя, в конце концов, в генетическую память. Развивая эту мысль, можно считать, что генетика (неизменная часть организма в виде тела), - это спрессованные эволюцией предков среда обитания и правила жизни. А механизм прессования - это работа таких эфемерных составляющих, как сознание, дух и душа. Телесность одушевляется, когда человек самой чувствительной своей частью, душой проникает в существующий хаос жизни. Но обращая приобретённое в порядок, в генетику, его душа воплощается в тело. Основание пирамиды свойств и есть развёрнутый путь, способ и средства преобразования беспорядка в порядок, субъективного в объективное.

Во-вторых, распределение свойств по уровням можно рассмат-

стр. 110

ривать как дискретное сжатие или растяжение диапазона приобретаемых в жизни свойств по отношению к неизменной, генетически фиксированной физиологии (рис. 8). Некоторые из образованных периодов мы хорошо знаем, но из-за непонимания их природы, они удивляют нас. Это, например, необычайно раннее (к 13 годам) проявление способностей взрослого человека у ребёнка (вундеркинд). Или, наоборот, замедленное психическое развитие, когда взрослый человек остаётся ребёнком (вид олигофрении). Интересен и другой случай. Так, реализованный уже к 34 годам комплект свойств всей жизни мы воспринимаем как явление гениальности. И немудрено так считать, если молодой человек, жертвуя собой, "сгорает" в служении людям, он заслуженно получает статус обычный для пожилого человека. Таким образом, вместе с возрастной периодизацией при такой интерпретации в системе открывается непонятное пока в полной мере явление - дискретность психики по отношению к физиологии.

К этим умозаключениям можно добавить другие интересные моменты.

1. В пределах уровня свойства сопоставимы по рангу абстракции, сгруппированы и связаны по смыслу и представляют собой, как уже говорилось, последовательность этапов развития. При этом каждое следующее свойство включает в себя предыдущее, образуя новый смысл. На диаграмме это увеличение соответствует росту

Рис. 8 Дискретное сжатие или растяжение диапазона приобретаемых в жизни свойств по отношению к генетически фиксированной физиологии (90 лет)

стр. 111

амплитуды. Больше амплитуда свойства, выше его значимость и духовность мотивации, значительней затраты энергии и времени на проявление свойства. При этом контраст свойств между группами возрастает по мере детализации свойств (рис. 6, 7). Наиболее существенный контраст, конечно, между зачатием и смертью, затем переход ведущей роли в развитии от объективных свойств к субъективным. От того, что дала природа человеку, к тому, что даёт он обществу. Менее существенны переходы от свойств тела к свойствам сознания и переход от свойств духа к свойствам души. Каждый такой переход - это смена ведущей роли одного способа существования и мировосприятия другим. Вполне очевидно, что взрослый человек живёт и думает иначе, чем ребёнок, поэтому такие переходы можно считать кризисами развития.

2. Целостность, непрерывность развития индивида при таком понимании процесса разложения свойств квантуется. При перенесении механизма дифференциации с человека на эволюцию живого это явление расхождения (дивергенции) свойств даёт повод говорить о существовании естественных предпосылок возникновения полового диморфизма как следствия более эффективного использования чрезмерно широкого для одного организма спектра свойств в разных организмах. А при перенесении этого механизма на эволюцию общества можно говорить и о естественных предпосылках специализации людей в социуме. Причины социализации, а в общем понимании, переход на следующий уровень жизни, как видно, скрыты в дифференциации свойств индивида, в его "въедливости" по отношению к жизни, и в неизбывном естественном желании заселить мельчайшие экологические и социальные ниши.

3. Равнозначные (равновеликие) свойства распределяются в соответствии с логарифмической зависимостью во всём диапазоне свойств, или по всему периоду развития. Особенно отчётливо это видно на детальных уровнях абстракции, например, на восьмом уровне (рис. 9). Такая повторяемость позволяет говорить о ведущей роли первого свойства среди других равновеликих. А также предположить, что вместе с ведущим свойством осваивается вся (резонансная) группа свойств такой же амплитуды. Явление резонанса вполне логично при естественном подходе (см. рис. 7), поскольку в жизни и отдельном её акте используются все свойства. Так, вместе с изменениями тела (у тела вначале ведущая роль) осуществляется и духовный рост. Однако если сначала духовность лишь краем входила в растущий организм, то при завершении жизни, наоборот, материальные проявления теряют своё значение.

стр. 112

Рис. 9 Численные соотношения свойств на конкретных уровнях абстракции образуют хорошо выраженную логарифмическую периодичность (восьмой уровень)

Ведущим становится, в противоположность физическому рождению и животному эгоизму, душевное качество - "жертвенность" (т.е. отказ от благ, самоотверженность).

4. Системные законы в равной степени применимы к целому и к частям. На детальной диаграмме свойств эта закономерность хорошо заметна (рис. 9). Что характерно в целом, то прослеживается в несколько "размытом" виде и в частях. Налицо голографический (волновой) эффект. Как известно, осколок целостного голографического изображения воспроизводит это изображение целиком, но размыто, чем мельче осколок, тем хуже. В случае со свойствами человека мы получили гармоничную картину с чёткой группировкой и аналогией свойств в частях и в целом.

Остаётся доказать на практике (или опровергнуть) рассматриваемый теоретический ряд свойств и этапов, насколько он соответствует практике становления личности. Однако в отличие от стихийных условий формирования числовых отношений в природе, использование предложенной зависимости, если мы посчитаем её эффективной, может быть осознанным. Предполагается, что обнаруженное теоретически распределение порядка и значимости свойств человека должно наилучшим образом соответствовать течению жизни, а может быть это "единственный оптимальный n-шаговый план", эталон жизни. Возможно, что посредством человека природа должна внести этот механизм в дальнейшее своё существование. В какой-то мере каждый имеет возможность проверить

стр. 113

это на себе.

Таким образом, предлагаемая взаимообусловленность свойств:

показывает логику их появления;

решает проблему периодизации жизни;

предполагает дискретность психического развития.

Ожидается, что трудностью согласования "соподчинения" свойств будет неприятие естественных основ закона последовательности и значимости свойств, поскольку у каждого человека свой ориентир на этот счёт.

Соотношения свойств нормального человека гармоничны по всем измерениям в пределах жизни и в отдельном акте. Уже древние философы видели в симметрии (гармонии, пропорциях) не только пространственные закономерности, но и психические. У Аристотеля симметрия имела смысл "средней меры" в деятельности человека. У Галена (в трактате "Темперамент") - состояние духа, одинаково удалённое от горя и радости, от апатии и возбуждения, т.е. нормой считалось уравновешенность противоположных свойств.

Человек - система, а "любая система симметрична"27.

В сущности, четвёртый закон, это закон сохранения симметрии свойств человека. Сохранение симметрии, это условие обеспечения устойчивости существования системы. Социальная среда (требования специализации, критика, ограничивающая поведение, и проч.) деформирует гармонию индивида, создавая целостность группы, целостность высшего порядка. Эта же внешняя сила стимулирует в нем формирование механизма внутреннего контроля (совести), согласующего поведение человека в группе. Налицо работа принципа симметрии П. Кюри, выведенного из исследований симметрии материальных фигур28, но вполне применимого к социальным явлениям29.

27 Система. Симметрия. Гармония. / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М., 1988. С. 210.

28 Сонин А. С. Постижение совершенства (Симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия). М., 1987. С. 97.

29 Упрощенный смысл этого принципа в приложении к человеку может быть истолкован следующим образом. Симметрия порождающей среды, т.е. общественных идеалов и ценностей, ограничивает симметрию свойств человека, живущего в этой среде. В результате сохраняются (разрешаются и стимулируются) только те элементы его собственной симметрии (его свойств, способностей), которые совпадают с элементами симметрии среды. Исчезнувшую симметрию П. Кюри называл "диссимметрией". По его убеждению, для предсказания но-


стр. 114

Нарушение гармонии свойств на первый взгляд кажется не столь существенным. Однако именно из-за этих нарушений работа предыдущих трёх законов может оказаться неэффективной. Требование гармоничности - завершающее в рассматриваемых системных законах. Функционально это условие обеспечивает управление, "обратную связь" в системе. Невозможно представить в реальности какой-либо целенаправленный процесс из независимых составляющих. Только согласованная работа частей в целом гарантирует достижение цели. За исключением физических характеристик внешности, исследований о соотношении интеллектуальных, духовных и душевных свойств человека по этому поводу практически нет. И это понятно: поскольку предметность их не определена, то и науке работать не с чем. Тем не менее, мы видим массу примеров неуравновешенности характера или вдруг обнаруживаем в человеке неприятные черты, или сами вынуждены резко проявлять себя в каком-нибудь неблаговидном качестве. Психологам, да и каждому из нас, это хорошо известно.

В соответствии с системой свойств, нарушение должных пропорций как между группами, так и между парой свойств, выражается в болезнях тела, ума, духа и/или души. Изменение баланса в исходной паре свойств искажает их относительную симметрию. Смысл обобщения изменяется в одну или другую сторону. Так, в приведённом ранее примере, если "ощущение" не воплощается в "образе", то из-за неопределённости возникает повышенная раздражительность. Чувствуем нечто, но не можем это выразить. В

вых явлений диссимметрия более существенна, чем сама симметрия. "Это она, диссимметрия творит явления" (Кюри П. Избранные труды. М. -Л., 1966. С. 127). Вывод логичный. Так, ограничения существования человека в природной среде (холод, голод) стимулировали его к созданию искусственной среды (сотворена предметная цивилизация). В общественной среде ограничения и стимулы формируют идеального человека, так как в противостоянии своей индивидуальности, в подавлении своих животных инстинктов, в достижении своих целей в пределах дозволенного, в компромиссе между собственным и вынужденным формируется гуманность (душа) человека - необходимое условие общежития. Сотворена духовная составляющая цивилизации. В этой связи по отношению к человеку правильней будет говорить, что не "диссимметрия творит явления", а его желание выхода из неё, стремление к собственной симметрии, к душевному покою, к эталону. В реализации этого желания осуществляется совершенствование человека.


стр. 115

итоге мы ощущаем "дискомфорт". Преобладание же "образа" над "ощущением", выражается беспричинными "галлюцинациями". И "дискомфорт", и "галлюцинации" - две отрицательные (левая и правая) характеристики "образования"30. Человек эти изменения фиксирует в переживаниях, а со стороны, другими людьми они выражаются в соответствующих отрицательных понятиях. Другой пример. "Субъективность" (духовность) есть гармоничное единство "духа" и "души". Но если человек бездушен, то его обвиняют в жестокости и отсутствии совести, а если слаб духом, то в неуверенности и безволии31. В обоих случаях "субъективность" далека от гармоничности. Недостатки изживаются угрызениями совести или общественным порицанием, критикой и юмором. Совесть и общественное мнение, соответственно, внутренний и внешний механизмы управления, приведения человека к норме. В обязательности функции восстановления нормы (компенсации нарушений симметрии) совестью и критикой проявляется закон сохранения симметрии (гармонии, соразмерности) свойств человека, достигается максимальная целесообразность, эффективность жизни. Возможно в этой функции, обеспечивающей симметрию, сокрыта интуитивно понимаемая красота души человека. В случаях множества нарушений возникает сложная психическая патология, соответственно, требуется углублённое профессиональное лечение.

Аналогична приведённым примерам и работа с моделями свойств.

В соответствии с рассматриваемой концепцией человек - целостное существо. Система координат для описания отдельных свойств не нарушает этой целостности, но позволяет моделировать поведение человека. Векторы характеризуют полярность и соразмерность парных свойств (см. рис. 3, 4, 5). Каждая пара понятий, как уже

30 Получается, что на одно положительное нормальное свойство "образование" существуют два отрицательных "дискомфорт" и "галлюцинация". Подобным удвоением, по-видимому, объясняется преобладание в словаре отрицательных характеристик человека над положительными. Правда, отрицательных свойств, отражённых в словах, может быть больше и потому, что заметить и исправить изъяны, "разрыхляющие" единство людей, важнее для совместной жизни, чем радоваться хорошему.

31 Заметим, в языке душевных свойств и их оттенков выделено и названо значительно больше, чем телесных, из чего можно предположить, что душевность имеет приоритет в общественной жизни. Доброта важнее, чем здоровье, а хамство большее зло, чем хромота.


стр. 116

отмечалось, количественно и качественно пропорциональна. Отклонение от нормы по тому или иному параметру нарушает гармонию свойств, что на модели отражается как искажение сферы. Например, в поведении человек излишне объективен, рационален. На сфере это выразится как "вмятина" по Х. Для восстановления гармонии необходимо его исправление, которое он вынужден осуществлять под воздействием общественного порицания, упрёков в чёрствости, в бездушии. Если это врождённое качество, то ему целесообразно во избежание конфликтов при решении своих жизненных проблем иметь в паре душевного человека. В последнем случае целостность образуют две "сферы", "смятые" по Х в месте контакта. У одного человека не хватает душевности, у другого она в избытке, но не хватает рациональности. Зато вместе они образуют симметричную целостность (противоположные полюса притягиваются). Тривиально, но пример показывает истоки специализации и социализации в обществе, фиксируемые моделью.

Нарушения пропорций по координате У непонимание своей значимости - излишняя скромность, а преувеличение её - гордость, "лечится" общественным одобрением или порицанием.

Нарушение пропорций по координате Z в случае недооценки молодыми родителями своей ответственности перед детьми, что выражается в их инфантильности, или недооценки детьми ответственности старшего поколения в семье, что порождает "проблему отцов и детей", также "лечится" общественным мнением (нравоучениями, пословицами, юмором).

Таким образом, утверждается, что смысловая пара свойств в каждой триаде должна быть качественно соразмерна (выражаясь метафорически и фактически, должна составлять "божественную пропорцию"). В результате расчётов по правилу "золотого сечения" (см. выше) обнаруживаются:

периодическая неравнозначность между группами;

должная гармоничность свойств.

Трудность установления "соразмерности" свойств смысловой пары и отдельных частей системы Ї в неоднозначности понимания и неприятии общего закона сохранения симметрии как условия обеспечения устойчивости системы.

Следствия и перспективы.

1. С точки зрения теории: эталон человека формализует координацию свойств, распределяя их по уровням абстракции и в пределах уровня; утверждает единый принцип построения моделей свойств по трем измерениям; предлагает способ периодизации и

стр. 117

субординации свойств; нацеливает человека на формирование важнейшей и неизбежной своей составляющей - души.

2. Система всех возможных свойств человека - это эталон человека. Поскольку возможности человека, в силу внутренних (генетических) причин или в соответствии с внешними условиями вынужденной специализации (требованием среды, машины, группы), раскрываются не полностью и даже частично подавляются, то при наличии принятого эталона эти различия легко фиксируются и соответствующими мерами целостность, гармоничность свойств человека восстанавливается.

С другой стороны, в случае добровольной специализации - роль эталона иная. Так, общественная жизнь приводит к тому, что эффективней оказывается не универсальная, разносторонняя, самодостаточная деятельность индивида, а его узкая специальность в группе, необходимая для эффективного решения вопросов взаимодействия. Поэтому, живя в обществе, каждый человек приобретает тот набор свойств, который востребован обществом и имеется в наличии у конкретного человека. Именно незаменимость человека в каком-нибудь качестве делает его значимой фигурой, яркой индивидуальностью в коллективе. В этом случае отклонение от эталона становится мерой этой индивидуальности.

Вполне реально можно представить людей с преобладанием атлетических, умственных, волевых или сердечных качеств. Они будут спортсменами, учёными, политиками, писателями. По отдельности такие люди чувствовали бы себя ущербными, но вместе они образуют гармоничное сообщество, в котором каждый знает себе цену и уважает за профессионализм другого.

3. Как основание системы свойств человека можно считать его геномом, так и основание общественной системы (специальности) - геномом общества. Такая периодичность от клеточного уровня организации, до общества вполне естественна, так как соответствует принципу (симметрии) подобия систем разных рангов, находящихся в соотношении части и целого. Поэтому, если хотим лучше понять генетический код, то имеет смысл обратиться к известным свойствам человека или перечню специальностей в обществе. Это вполне соответствует системному подходу. Познание системы "человек" раскрывает смысл "системности" как философской категории и расширяет наше понимание иных систем.

4. Четыре закона устройства эталона отражены и в определении (устройстве) человека. Человек - это синтез, в котором "душа" в переживаниях обеспечивает гармонию свойств, "дух" - их сопод-

стр. 118

чинение, "сознание" - поляризацию, "тело" - фиксацию (материализацию) свойств. Каждое понятие раскрывается в системе ниже расположенной пирамиды свойств.

В системе утверждается гармоничное соотношение категорий "тело", "сознание", "дух" и "душа" человека, а их расстановка показывает, как они связаны и что делают. Пределы свойств охватывают жизнь от зачатия до смерти. В этих пределах существование "тела" через "сознание" и "дух" создаёт свою идеальную среду обитания (душевные условия существования), а последовательность обратного перемещения (влияния) условий существования, душевной гармонии, в свою очередь, материализуется в телесном совершенстве, в генетически закрепляемых средствах адаптации.

5. Из всего сказанного следует, что данная система не только комплект свойств, но и алгоритм решения проблем выживания среди соплеменников и в природной среде. Человек становится Человеком, личностью, приобретает Имя, только проникаясь божественными и следующими из них гуманными идеалами, в чём видит смысл жизни. А реализуя программу жизни по мере движения по лестнице совершенства к своему пределу - эталону, он утверждает закономерность смены материальных ценностей духовными, утверждает своё достоинство в преобразовании существующего беспорядка в идеальный порядок общежития и, выживая, благотворно влияет своей, пусть даже бесконечно малой, величиной на вселенский процесс.

6. Идеальное устройство человека целесообразно принять за эталон, который, в свою очередь, следует проецировать как объективный закон на устройство техники в целях её самоорганизации. Для чего необходимо введение в программы машин тех функций, смысл которых скрыт у людей в понятиях дух и душа. Человек получает точку опоры и ориентир в своём стремлении стать совершенным, а машины по образу и подобию человека с эталоном приобретают человеческие качества: умнеют, одухотворяются и одушевляются. Субъективность человечества для машин - это, с точки зрения самих машин, объективный (утробный, планетарный) период развития техники как явления звёздного масштаба. Без выработки и передачи ("врождения") человеческих качеств машинам их саморазвитие исключено. Но, приобретая их при заведомо большем диапазоне условий существования, машины освоят свою среду обитания - космос.

7. Результаты человеческой деятельности как целостного социального существа не сводимы к проявлениям его конкретных

стр. 119

свойств. В своем совершенстве, в полном объеме реализованных свойств он есть нечто, что становится фундаментом более совершенного в мира. Сквозь частности решаемой проблемы проглядывает общее следствие. По-видимому, то, что представляет собой или должен представлять эталон человека, является отражением глубинных закономерностей существования мироздания. Есть некая общая матрица или алгоритм существования, который является безусловным, абсолютным для каждого его жителя. Одна из частей этого универсального алгоритма - человек, роль которого как строителя одного этажа мироздания не заменима. Через освоение человеком субъективной составляющей этого алгоритма мира и передачи её новому носителю на следующий этаж осуществляется дальнейшее строительство мироздания в больших масштабах и уже без его участия.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИПЫ-ФОРМИРОВАНИЯ-СИСТЕМЫ-СВОЙСТВ-ЧЕЛОВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. А. ЧУБИНИН, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИПЫ-ФОРМИРОВАНИЯ-СИСТЕМЫ-СВОЙСТВ-ЧЕЛОВЕКА (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. А. ЧУБИНИН:

О. А. ЧУБИНИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1494 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android