Э. РУСТАМОВ, Председатель Центрального банка Азербайджана
Выбор страной основного направления развития непосредственно связан с аналогичными процессами в мировой экономике. В разное время в научно-экспертном сообществе были популярны два подхода: глобализационный1, в соответствии с которым магистраль и цели мирового развития едины для всех наций, находящихся на разных этапах общественно-политической и экономической эволюции, и цивилизационный2, предполагающий существование различных траекторий движения и многообразие целей для разных стран. Однако с конца 1990-х годов наблюдается конвергенция двух подходов.
Модернизация каждой переходной экономики имеет свои особенности, поскольку страны сталкиваются с разными проблемами и ищут пути их решения. Так, не существует универсальной и одинаково эффективной стратегии для определения оптимального пути развития. Каждая страна, будучи интегрированной в мировую экономическую систему, должна решать две задачи: внедрять и развивать универсальные механизмы координации (governance mechanisms) в экономических и общественно-политических сферах и использовать собственные культурные традиции, которые оказывают сильное влияние на экономическое поведение агентов. Важно не концентрироваться на решении одной из них - это может привести к институциональным неудачам. При проведении модернизации надо искать сбалансированное решение.
Траекторию модернизации выбрали для себя многие страны с переходной экономикой, в том числе и страны СНГ. Проанализируем процесс их интеграции в мировую экономику на примере Азербайджана - страны с относительно высокой степенью либерализации валютного режима и внешней торговли, экспортирующей природные ресурсы и привлекающей иностранные инвестиции3.
При переходе от централизованного планирования к рыночной экономике в Азербайджане были проведены важные реформы:
- созданы институты рыночной экономики (либерализованы цены, обменный курс, внешняя торговля; сформированы базовые условия для функционирования товарных и трудовых рынков; проведена приватизация; приняты меры по укреплению частного сектора, кото-
1 Концепции множественной модернизации см. в: Eisenstadt S. Multiple Modernities // Daedalus. 2000. Vol. 129, No 1.
2 Различия между цивилизациями как отражение локальных вариаций глобальных процессов см. в: Huntington S. Mainsprings of Civilization. N. Y., 1995.
3 Rustamov E. Statement of the Chairman. Baku: Central Bank of Azerbaijan Republic, 2008; Рустамов Э. Макроэкономическая политика в Азербайджане: актуальные вопросы. Доклад на II Международной конференции по экономическому управлению. Анкара, 2007.
рый производит 75% ВВП; созданы институты микрофинансирования, кредитования различных секторов бизнеса);
- сняты барьеры для иностранного капитала в финансовом секторе, что привело к росту доли нерезидентов в банковской системе до 15% и доли активов банков с иностранным капиталом до 30% общих активов;
- реструктурированы и частично приватизированы государственные банки. Доля кредитов, выданных частными банками за 2000 - 2009 гг., выросла на 25%.
Проследим динамику основных макроэкономических показателей Азербайджана. После начала рыночных реформ страна испытала серьезный трансформационный спад. Однако уже в 1996 г. экономика начала расти, и в последующие годы темпы роста ни разу не опускались ниже 5%. В целом за последние 13 лет физический объем ВВП Азербайджана вырос почти в пять раз - больше, чем в остальных переходных экономиках мира. Существенно увеличились реальная заработная плата и доходы населения, а уровень бедности снизился примерно в четыре раза.
В 2005 - 2008 гг. ВВП возрастал в среднем на 24% в год. Этот взрывной рост поддерживался значительными объемами экспорта нефти и газа (см. рис. 1). Также на рост положительно повлияли инвестиции, осуществленные в предшествующие годы: за последние 8 лет объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в И раз. Норма накопления в эти годы в среднем составляла 35%.
В период активной разработки новых нефтяных месторождений (2002 - 2004 гг.) чистая величина прямых иностранных инвестиций
Динамика ВВП, нефтегазового и ненефтяного секторов экономики Азербайджана (темпы прироста, %)
Источники: Country Report No 08/216 / IMF. 2008. www.imf.org/external/country/ AZE/index.htm; Asian Development Outlook database / Asian Development Bank.
Рис. 1
составляла в среднем 36% ВВП. Это стало результатом усилий руководства страны, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности и создание благоприятного инвестиционного климата.
В 2004 - 2007 гг. правительство Азербайджана проводило активную фискальную политику, и в 2007 г. бюджетный дефицит составил 0,3% ВВП (см. рис. 2).
Источник: Центральный банк Азербайджана.
Рис. 2
За тот же период сальдо счета текущих операций оставалось положительным и к концу 2008 г. достигло 16,5 млрд. долл., что эквивалентно 35,6% ВВП (см. рис. 3). Это свидетельствует об устойчивом экономическом развитии страны.
Баланс текущего счета (в % ВВП)
Источник: Country Report No 08/216 / IMF.
Рис. 3
В 2001 г. был создан Нефтяной фонд, при формировании которого учли опыт других стран, богатых природными ресурсами, а также специфические условия Азербайджана. Управление Нефтяным фондом направлено на справедливое распределение доходов от экспорта нефти между поколениями. Это сочетается с другой, не менее важной задачей - их использованием на текущие нужды общества в целях создания условий для устойчивого экономического развития. К примеру, часть средств Нефтяного фонда была направлена на решение неотложных социальных проблем, развитие транспортной системы, водоснабжения и на реализацию других инфраструктурных проектов.
Управление доходами от экспорта нефти в Нефтяном фонде построено на принципах полной прозрачности. Азербайджан не только присоединился в 2003 г. к "Инициативе прозрачности в добывающих отраслях" (EITI), но и первым опубликовал отчет по стандартам EITI. В 2007 г. Нефтяной фонд Азербайджана получил премию ООН за улучшение качества отчетности, ответственность и прозрачность государственной службы.
В последнем ежегодном исследовании условий ведения бизнеса, проводимом под эгидой Всемирного банка4, Азербайджан занял первое место по числу реформ, направленных на улучшение делового климата: сокращение времени регистрации нового бизнеса, передачи прав собственности на землю и недвижимость, повышение гибкости трудового законодательства.
Критерии и фазы развития
Выше отмечено, что при модернизации современное государство решает задачи как экономического развития, так и сочетания реализации универсальных механизмов координации с использованием конкурентных преимуществ, связанных с национальной культурой. В таблице 1 приведены цели, которые страна формулирует при модернизации, и условия, необходимые для их достижения.
Таблица 1
Целевые и инструментальные параметры переходной экономики в условиях модернизации
Целевые параметры |
Инструментальные параметры* |
1. Сильное, эффективное правительство, участвующее в создании и поддержании комфортной институциональной среды. |
1. Качественная институциональная среда. |
* Источник: The Global Competitiveness Report 2008 - 2009. World Economic Forum, 2008. P. 3 - 7.
Сопоставление целевых и инструментальных параметров позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего, модернизация должна одновременно проводиться на нескольких уровнях (см. рис. 4). На первом уровне - институциональных реформ - изменяются и согласуются правила и процедуры общественно-экономической жизни. На втором уровне - экономической политики -подбираются и реализуются адекватные инструменты воздействия на
4 Doing Business / World Bank. 2009.
Стадии процесса модернизации
Рис. 4
экономические процессы, которые служат основой институциональных преобразований и позволяют адекватно реагировать на внешние вызовы (мировая конкуренция, а в настоящее время - мировой кризис). На третьем уровне - социальной политики - формируются условия для реализации интересов отдельных общественных групп, включения их в процессы модернизации.
Согласно методике WEF, вышеуказанные инструменты используются в определенном порядке в зависимости от стадии модернизации. На первой стадии рост и развитие экономики обусловлены преимущественно масштабами активных ресурсов, и повышение конкурентоспособности зависит от успешности создания условий 1 - 4. На второй стадии, где решающую роль играет эффективность использования ресурсов, наиболее значимы условия 5 - 9. На третьей стадии, где положительная динамика экономики обеспечивается инновациями, важны условия 10 - 12.
Переход от одной стадии к другой происходит, когда исчерпаны возможности развития, свойственные данной стадии. Так, по мнению авторов доклада WEF, Азербайджан входит в группу стран, экономика которых находится в процессе перехода от первой стадии экономического роста ко второй5. По этой причине при модернизации целесообразно концентрировать усилия на улучшении характеристик, относящихся к условиям 1 - 4, при одновременном создании возможностей для формирования условий 5 - 9.
Анализ инструментальных параметров говорит о том, что "забегание вперед", то есть решение задач, относящихся к следующему этапу развития, неэффективно. Это ведет лишь к растрате ограниченных ресурсов страны и не позволяет добиться значимых результатов.
Вариант модернизации, адекватный ситуации трансформационной (постсоветской) экономики - что справедливо и для Азербайджана, - должен быть эволюционным. Это подразумеваетпоследовательную, сбалансированную политику преобразований на различных уровнях экономической и общественно-политической жизни страны, в полной мере охватывающих ее институциональные основы.
Особенности развития в условиях мирового кризиса
Мировой кризис накладывает свои ограничения на процесс модернизации. Это необходимо иметь в виду при разработке соответствующей политики.
5 Doing Business. P. 9.
Кризис возник вследствие глобального дисбаланса в структуре сбережений, в использовании капитала, а также избыточной кредитной экспансии. Мировая экономика в целом успешно росла в течение 20 лет. Но в одной части мира продолжалась модернизация рынка, а в другой - "деградация" государства, то есть утрата присущих ему функций, связанных, в частности, с созданием и поддержанием институциональной среды как набора "правил игры" для экономических и социальных агентов. Сочетание провалов рынка и провалов государства привело к кризису.
Провалы государства означают, что правительства ряда стран по различным формальным причинам оказались не способны эффективно осуществлять свои регулятивные и институциональные функции, в том числе по созданию здорового делового климата и обеспечению адекватного объема делового оборота. По сути, при модернизации отдельных секторов не учитывались особенности сложившихся там правил и норм, многие институты развитых стран переносили формально (или номинально), не предпринимая серьезных мер для их адаптации.
Кризис будет иметь серьезные средне- и долгосрочные последствия, которые могут кардинально изменить расстановку сил в мировой экономике, международных финансовых отношениях и осложнить процесс модернизации.
Во-первых, мировой кризис наглядно продемонстрировал, что глобализация несет не только выгоды, но и серьезные риски. Опыт предыдущих кризисов уже заставил многие страны проводить более ответственную макроэкономическую политику: ограничивать дефицит бюджета и счета текущих операций, накапливать валютные резервы и создавать национальные фонды благосостояния. Однако оказалось, что даже это не гарантирует полную защиту от внешних шоков, причем степень уязвимости страны зависит от характера ее интеграции в мировую экономику (в частности, от механизмов привлечения внешних инвестиций).
Во-вторых, в период кризиса и развитые, и развивающиеся страны оказались уязвимыми для системных рисков, поскольку отсутствуют адекватные подходы к их выявлению, предупреждению и снижению на макроуровне.
В-третьих, кризис вызвал разочарование в принципах рыночной экономики. В частности, усилилась роль государства, особенно в краткосрочном периоде. Нужно четко разделять необходимое регулирование государством рыночной деятельности и неоправданное вмешательство. Кризис показал, что надо усилить надзор за деятельностью финансовых рынков, следует пересмотреть и соблюдать более четко правила их работы. Вместе с тем остается в силе тезис, что государство менее эффективно, чем частный сектор, отбирает и реализует инвестиционные проекты; поэтому в долгосрочной перспективе оно должно дополнять, но не подменять его.
В-четвертых, кризис и опыт его преодоления продемонстрировали важность гибкого, но эффективного перераспределения экономических ресурсов. Быстрее всего преодолеют кризис страны, экономика которых раньше сможет выявить ставшие в новых условиях непроизво-
дительными и перспективные секторы и соответственно переместить капитал и людские ресурсы.
Таким образом, главная задача состоит в улучшении существующих и создании дополнительных стимулов для появления новых компаний и новых видов деятельности, обеспечении равных условий конкуренции и снижении всех видов рисков. Устойчивая и качественная институциональная среда позволит использовать недостатки и достоинства изменчивой ситуации и открыть новые возможности для реализации экономической инициативы.
Трансформационные системы: проблемы модернизации институциональной среды
При оценке пути развития модернизирующихся трансформационных экономик важно учитывать специфику их общественно-политических и экономических систем. Свойства системы, на которые следует обращать повышенное внимание при выработке экономической политики, представлены в таблице 2. В ней показано, что в трансформационных экономиках присутствуетэффект блокировки, когда
Таблица 2
Институциональная специфика переходных экономик и способы ее модернизации
Институциональная специфика постсоветских экономик |
Модернизационный путь преодоления разрывов |
Практически все виды хозяйствующих субъектов действуют в локальной, индивидуализированной институциональной среде, то есть системе прямых неформальных отношений со всеми контрагентами. |
Исторические, экономические, институциональные и ценностные разрывы, свойственные трансформационным экономикам, определяют, какие усилия необходимы для достижения желаемого результата. |
положительные изменения не поддерживаются большинством агентов по причине преследования своих локальных интересов6. Из представленных специфических черт трансформационных экономик вытекают выводы о возможных путях преодоления указанных проблем.
Во-первых, снятие и/или последовательное разрешение противоречий, характерных для переходных экономик, связано с поиском и использованием уникальных конкурентных преимуществстраны, в том числе и в институциональной сфере.
Во-вторых, если такие преимущества выявлены, начинает работать общая схема, которая соответствует рекомендациям Всемирного экономического форума. Наряду с модернизацией институциональной среды функционирования бизнеса, направленной на снижение общего уровня трансакционных издержек и повышение роли институтов, которые обеспечивают защиту собственности и развитие конкуренции, необходима модернизация экономической и социальной политики. Одна из ее ключевых целей - диверсификация экономики страны с учетом соответствующей внешнеэкономической и промышленной политики, политики регионального развития и создания привлекательного имиджа за рубежом.
В-третьих, постепенно формирующиеся качественные институты позволят экономике частично вернуть утраченные позиции даже на фоне мирового кризиса. Открытая экономика сравнительно небольшой страны может успешно развиваться, если она включена в диверсифицированные международные цепочки создания стоимости. Специфические ресурсы, которыми располагает такая экономика, должны использоваться на уровне, близком к границе производственных возможностей. Соответственно повышение эффективности означает приближение к ней.
Идеология развития в современных условиях
Страна, проводящая модернизацию, пытается найти способы преодоления инерционной траектории (path dependence problem), связанной с динамикой долгосрочных трендов мирового экономического развития7. При этом она сталкивается с многочисленными сложностями, вызванными эффектом блокировки.
В таблицах А. Мэдисона8 обобщены данные о мировом развитии за значительный период, начиная с 1820 г., которые позволяют оценивать динамику численности населения и ВВП. Из этих таблиц видно различие между двумя траекториями экономической динамики. Несмотря на две мировые войны и Великую депрессию, разрыв между ними во второй половине XX в. возрастал. Формирование "высокой"
6 Социологический аспект этого явления, в частности связанный со становлением среднего класса, см. в: Левинсон А. Г. О среднем классе в конце прекрасной эпохи // Вестник общественного мнения. 2008. N 6. С. 53 - 64.
7 Об этом см., например: Аузан А. А. Проблема инерционной траектории в развитии России. М.: Федеральное Собрание Российской Федерации, 2009.
8 MaddisonA. The World Economy: A Millennial Perspective. P.: OECD, 2001; MaddisonA. Monitoring the World Economy 1820 - 1992. P.: OECD, 1995.
траектории экономической динамики исторически связано с появлением идеи развития (от англ. developmentalism). На ее основе впоследствии была сформирована концепция модернизации.
Таблицы Мэдисона показывают другую важную закономерность: крайне редки случаи перехода стран с одной траектории на другую. В течение XX в. это удалось сделать только Японии, Тайваню, Южной Корее, Гонконгу и Сингапуру; в начале такого перехода, возможно, находятся Малайзия и Таиланд. Модернизацию способны осуществить разные по своему институциональному и экономическому устройству страны, но далеко не все, пытавшиеся это сделать, достигли желаемого результата.
Необходимо помнить об опасности механического копирования положительного опыта других стран. Как показывает практика второй половины XX в., это почти никогда не приносило успеха, поскольку заимствовались конкретные институты, а не проектировались иные, с теми же функциями, но совместимые с национальными культурными традициями. Ф. Хайек, Д. Норт, Э. де Сото отмечали, что эксперты из развитых стран, как правило, не знают, как были сформированы действующие в них институты, и формулируют рекомендации, исходя из состояния институтов на данный момент без учета истории их возникновения.
Проблемы устойчивости инерционной траектории объясняют разными причинами: во-первых, особенностями культурной традиции по аналогии с теорией созидательного разрушения (И. Шумпетер - creative destruction); во-вторых, ошибками первоначального институционального выбора по аналогии с эффектом QWERTY9 (Д. Норт); в-третьих, конфликтом формальных и неформальных норм, разрешаемым путем их гармонизации за счет развития промежуточных институтов (Э. де Сото).
Статистический анализ долгосрочной динамики глобального развития подтверждает выбор в пользу модернизации для достижения "высокой" траектории экономической динамики. Реализация этого выбора не может быть связана со следованием "стандартизированным" рекомендациям и представляет собой серьезную проблему, обусловленную состоянием различных видов формальных и неформальных правил.
Возможности устойчивого развития: гипотезы и принципы институциональных преобразований
Многочисленные количественные исследования, проведенные в последнее время, подтвердили предположение о ключевой роли институтов в достижении экономических результатов. Например, исследование Всемирного банка10, охватившее 84 страны за 1982 - 1994 гг., показало, что качество институтов, сложившихся в стране,
9 David P. A. Clio and the Economics of QWERTY // American Economic Review. 1985. Vol. 75, No 2. P. 332 - 337.
10 Keefer P., Shirley M. M. From the Ivory Tower to the Corridors of Power: Making Institutions Matter for Development Policy. Paper presented at the Second Annual Conference of the International Society for the New Institutional Economics. Paris, Sept. 1998.
влияет на экономическое развитие в два раза сильнее, чем текущая политика правительства.
Исследование, проведенное в 2008 г. Комиссией по росту и развитию (Всемирный банк), в котором рассмотрена динамика развития 13 стран за 25 лет со среднегодовыми темпами роста ВВП не ниже 8%, выявило дополнительный фактор: наличие национального консенсуса по поводу долгосрочных задач экономического развития11. Примечательно, что из 13 стран, которые достигли такого результата, большинство не имеют признанных демократических институтов, посредством которых устанавливается национальный консенсус. Это показывает возможность модернизации для стран с различными институциональными условиями. Можно заметить, что на ранних этапах трансформации (соответствующих первому этапу по методологии ВЭФ) сильное государство способно успешно перейти на следующие стадии развития, задав национальные приоритеты, механизмы их реализации (например, согласно критериям ВЭФ) и осуществляя первоначальный контроль за их функционированием. Но для этого чрезвычайно важно присутствие дополнительных институциональных факторов, позволяющих достичь национального консенсуса относительно целей долгосрочного развития, например наличие акторов с долгосрочными интересами и существование работающих механизмов обратной связи государства и общества.
Согласно гипотезе Липсета12, необходимым условием эффективности демократических институтов, а следовательно, установления национального консенсуса, выступает достижение определенного уровня имущественного достатка и образования населения. В дополнение к этому в соответствии с исследованиями, проведенными В. Полтеровичем и В. Поповым13, в ряде стран демократические институты создают положительные эффекты для экономического развития только при наличии сильной системы правопорядка (в противном случае они генерируют отрицательные эффекты).
Создание сильной системы правопорядка зависит от того, насколько успешно решена задача гармонизации формальных и неформальных правил. Это предполагает не только прямой учет интересов доминирующих групп и осуществление компенсационных сделок14 в ходе трансформации институтов с группами, которые получают выгоды от сохранения старых институтов, но и определение специфики национальных неформальных правил (этнических стереотипов поведения и национальных ценностей), свойственных данному обществу. Указанный процесс включает развитие межкультурных исследований.
11 The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development / World Bank, Commission on Growth and Development. 2008.
12 Lipset S. M. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy // American Political Science Review. 1959. Vol. 53. P. 69 - 105.
13 Полтерович В. М., Попов В. В. Демократизация и экономический рост // Общественные науки и современность. 2007. N 2. С. 13 - 27.
14 Верведа А., Тамбовцев В. Субъекты модернизации: воздействие групп интересов на стратегии развития // Вопросы экономики. 2008. N 1. С. 86 - 96. См. также об этом в: Коалиции для будущего. Стратегии развития России / Коллектив экономистов СИГМА; под ред. И. Ю. Юргенса. М.: Промышленник России, 2007. С. 84 - 106.
В рамках конвергенции глобализационного и цивилизационного подходов культурные традиции уже не рассматриваются как барьер для модернизации, а оцениваются как "культурный капитал"15. Это было отражено Д. Нортом в известном постулате "культура имеет значение" (culture matters), в дополнение к его же "институты имеют значение" (institutions matter).
Сформулируем тезисы, связанные с возможностью устойчивого, основанного на внутренних ресурсах развития страны. При модернизации институты ограничивают возможность перехода на более высокую траекторию развития. Представляется значимой задача гармонизации формальных и неформальных институтов, для чего должны осуществляться параллельные институциональные трансформации в сфере государства, экономики и общества. Часть неформальных институтов относится к культурному капиталу, повышающему конкурентоспособность государства. Трансформацию институтов следует проводить постепенно и в определенной последовательности с использованием промежуточных институтов и соблюдением интересов всех групп, вовлеченных в процесс модернизации.
Институциональные преобразования должны способствовать выявлению и решению проблемы преодоления зависимости от траектории предшествующего развития. Они основываются на следующих принципах.
1. Реализация трехстороннего взаимодействия - государства, бизнеса и общества - позволит не допустить возникновения распределительных сговоров, резко снижающих эффективность любых форм модернизации16.
2. Повысить эффективность функционирования государственного сектора и смягчить эффект неблагоприятного отбора в государственном аппарате можно, привлекая бизнес и общество к мониторингу исполнения государственных функций, создавая стандарты оказания услуг и налаживая обратную связь через независимые общественные институты.
3. При осуществлении реформ необходимо опираться на принцип соблюдения интересов всех групп, вовлеченных (прямо или косвенно) в процесс модернизации, в том числе путем осуществления компенсационных сделок с группами, которые не поддерживают преобразования, но обладают значительной переговорной силой. (Данный принцип отчасти отражает теоретический постулат Парето-оптимальности, то есть реализации изменений, которые, по крайней мере, не ухудшают положение всех вовлеченных лиц.)
4. Институциональные преобразования должны сочетаться со снижением общего уровня трансакционных издержек, в том числе путем легализации существующих прав собственности.
15 Putnam R. D. Social Capital: Measurement and Consequences // Canadian Journal of Policy Research. 2001. Vol. 2, No 1. P. 41 - 51. Также см.: Наин Э. А. Распутица. Полемические размышления о предопределенности российского пути. М.: РОССПЭН, 2009. С. 24 - 31.
16 См.: Зудин А. Государство и бизнес на Западе и Востоке: сравнительный анализ перемен // Модернизация экономики и государство. Кн. 3 / Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 207 - 216.
5. Важную роль играет культурный капитал, поэтому необходимо выявлять и накапливать его как совокупность специфических неформальных национальных правил, выступающих конкурентными преимуществами при модернизации.
Консенсус - основа эволюционной модернизации
В соответствии с выводами Комиссии по росту и развитию17, одним из решающих условий стабильного и быстрого роста, связанных со стратегией эволюционной модернизации, выступаетдостижение национального консенсуса по поводу долгосрочных целей экономического развития и проведения длительных поэтапных изменений. При наличии социально-политической стабильности возможно достижение долгосрочной макроэкономической стабильности, умеренной инфляции и "здоровой" системы общественных финансов.
Наряду с повышением норм накопления и инвестирования (за счет снижения нормы дисконтирования доходов будущих периодов и институциональных преобразований, облегчающих превращение сбережений в инвестиции) необходимо накапливать человеческий капитал. Одновременно с увеличением благосостояния населения это обеспечивает предпосылки для инноваций. Также представляется эффективным использование преимущественно рыночных способов распределения ресурсов при отсутствии социальной напряженности.
Механизм достижения национального консенсуса как определенного типа национального общественного договора может быть, как показывает международный опыт, различным, включая использование специфических независимых институтов для взаимодействия с разными группами общества. Таким образом, успешное осуществление эволюционной модернизации трансформационных экономик (в том числе в Азербайджане) предполагает модификацию схемы существующего консенсуса и механизма его реализации.
Азербайджан стремится к такой модели эволюционной модернизации, которая будет в полной мере учитывать накопленный мировой опыт, использовать самое лучшее из него, но оптимальным образом принимать во внимание специфику страны, особенности накопленного культурного капитала. Необходимо отметить, что последние изменения Конституции направлены на обеспечение долгосрочной устойчивости и усиление государства, ставящего задачи модернизации и предлагающего механизмы ее реализации. Совокупностью всех этих факторов, вероятно, можно объяснить высокую оценку, которую заслужил Азербайджан в экспертных опросах по поводу перспектив постсоветских трансформационных экономик18. Азербайджан в них представлен как страна, которая способна быстро и эффективно справиться с последствиями мирового кризиса и на этой основе успешно следовать выбранному пути эволюционной модернизации.
17 The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development.
18 См., в частности: Post-СССР: оценка антикризисных действий правительств / Институт посткризисного мира. 2009. www.postcrisisworld.org/files/doklad4_preview.pdf.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |