Libmonster ID: RU-8588

Последние полтора века для российской интеллигенции ознаменовались поиском так называемой русской идеи - обоснования специфики исторического бытия России. Дань этому отдали практически все крупные философы, историки, политические деятели и литераторы, представители Серебряного века русской культуры. Лишь в середине ХХ столетия русская идея ненадолго исчезла из поля зрения и вновь появилась в 80-е годы. Ее ренессанс связан с потребностью определения направления развития постсоветской России и заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР.

Не вдаваясь в анализ содержания и аргументации известных концепций русской идеи , совершенно определенно можно утверждать следующее: все они страдают одним пороком - объяснение специфики исторического бытия России выводится ими в конечном счете из довольно субъективных представлений о некой неповторимой духовности русского народа, его приверженности мессианским идеям, из идеократической сущности российского государства, т.е. исходными основаниями "формулы русского исторического развития" (К.Д. Кавелин) принимаются дух, национальный характер, психологические особенности людей, их сознание и т.п. Лишь изредка, главным образом у представителей исторической науки, (С.М. Соловьев., Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Г.В. Вернадский и др.) в качестве фундаментального признака можно встретить естественные (природные) условия бытия российского суперэтноса: безграничные равнинные просторы или противостояние леса и степи , которые, в свою очередь, обусловливают национальный характер, психологические особенности и духовный склад россиян, а неорганичный синтез Востока и Запада - евразийство, - порождает извечные внутренние противоречия культурных и цивилизационных ориентаций, провоцирующие постоянную борьбу западников и почвенников, либералов и традиционалистов, демократов и приверженцев тоталитарного правления, идеалистов и рационалистов-прагматиков и т.п.

Ни одна из известных интерпретаций русской идеи не стала признанной программой практического бытия российского общества. Все они являются довольно интересными проявлениями духовного творчества, иногда вносящими определенный вклад в научный анализ частных проблем жизнедеятельности российского суперэтноса. Да они и не могут быть чем-то большим, поскольку в должной мере не учитывают фундаментальные основания бытия российского общества, а потому и не являются полным и объективным осмыслением специфики развития российской цивилизации.

История не знает примеров долговременного существования социальных организмов, построенных согласно произвольным идеологическим представлениям, возникшим в головах людей. Как правило, они ограничиваются различными религиозными сектами, общинами, фаланстерами социалистов-утопистов и др. Жизненны те идеологии, которые верно выражают сущностные, фундаментальные стороны бытия конкретных обществ и тенденции их развития. Идеология обретает статус национальной идеи, если она принимается массами и отражает "коллективное бессознательное", проявляющееся как совокупный опыт исторического бытия того или иного народа, общества, социального организма.

Бесплодность концепции русской идеи в качестве объяснения исторического прошлого и программы будущего движения российской истории, видится в том, что ее идеологи оказались в плену личных пристрастий, узкой специализации, свойственной частным наукам, проявили невосприимчивость к подмеченной В.И. Вернадским потребности современных исследований специализироваться не по наукам, а по проблемам, что предполагает синтез различных наук и методов для решения конкретных практических задач.

Еще в Х1Х в. философией истории были сформулированы фундаментальные методологические принципы целостного анализа бытия общества как части Универсума. Их суть можно выразить следующим образом: "с тех пор как существуют люди в мире нет ничего кроме природы и общества, истории которых взаимно обусловливают друг друга". Следовательно, самым существенным фактором бытия того или иного социального организма является его непосредственная природная среда. Отсюда всемирную историю и историю отдельных стран и народов неправомерно сводить только к действиям исторических личностей, где, как справедливо отмечал Элизе де Реклю, природа выступает лишь ареной человеческой драмы. История общества не может отвлекаться от природной компоненты бытия общества. Она может быть только историей социоприродной.

Наиболее плодотворную попытку максимально учесть природный фактор бытия общества предпринял Лев Мечников в работе "Цивилизация и великие исторические реки". На обширном конкретном материале развития речных цивилизаций Египта, Индии, Китая и Месопотамии он проиллюстрировал эвристический потенциал методов философии истории в осмыслении исторического развития того или иного конкретного общества и пришел к ряду новых обобщений, обогативших методологию философии истории.

Л. Мечников полагал: "Социальная эволюция всюду находится в зависимости от органических (природных. - Ю.О.) условий... окружающая среда и вообще все естественные условия влияют на форму кооперации, направляя и координируя усилия отдельных личностей" , которые могут не осознавать этого. Здесь часто срабатывает, как говорят ныне, "коллективное бессознательное" - некий социальный инстинкт выживания или же диктат властных структур, представители которых уразумели роль природной среды в бытии общества.

Ценность физико-географических факторов в разные исторические периоды меняется в зависимости от способностей человека, благодаря развитию науки, техники и форм организации общества, изменять условия своей жизни. Следовательно, при несомненной обусловленности бытия общества природными факторами, конкретные ее проявления меняются. Так на ранних этапах развития человека и общества, приполярные области на крайнем севере и юге в силу скудости живого вещества - продовольственной базы людей - совершенно непригодны для образования достаточно мощных человеческих коллективов, способных к самостоятельному прогрессивному развитию. Последнее характерно и для "жаркого пояса", где люди "получая в изобилии и почти без всяких координированных усилий... все необходимое для материального благоденствия... лишены единственного стимула к труду, к изучению окружающего мира и к солидарной коллективной деятельности (с. 273). "Сложные физические условия влияют на социальную жизнь поощряя или затрудняя развитие солидарности и взаимопомощи между людьми" (с. 278), которые обеспечивают возможность их выживания и развития. "Осознание необходимости солидарности может быть внушено географической средой" (с. 443). Но это происходит не сразу. Лишь по прошествии большого отрезка исторического времени существования той или иной цивилизации эмпирически найденные принципы сохранения стабильности и развития определенного социального организма осознаются и закрепляются в идеологии как специфические национальные приоритеты.

Л. Мечников, рассматривая опыт стабильного бытия многовековых цивилизаций, заметил тенденцию к преодолению национального изоляционизма и формированию единого человечества для которого, в конечном счете, существует единственная альтернатива: "смерть или солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегнуть к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды" (с. 443).

К сожалению, у нас эта методология философии истории долгое время широко постулировалась, но не находила применения в конкретных исторических исследованиях.

Природа, рассматривавшаяся в традициях механистического мировоззрения как всегда присутствующая, но неизменная, была не чем иным, как постоянным фоном исторического процесса, а потому практически не принималась в качестве агента причинно- следственных связей исторических событий. На нее обращали внимание, если она давала о себе знать какими-то редкими проявлениями типа знамений (комета - к войне), неурожаев, стихийных бедствий. Подобное познание истории стало преодолеваться, когда были достаточно изучены и математически представлены корреляции экологических, психологических и социальных проявлений жизнедеятельности социума от трансформаций солнечной активности (А.Л. Чижевский), больших циклов климатических изменений на планете, когда чувственно-наглядным стал планетарный масштаб антропогенного воздействия на биосферу Земли (В.И. Вернадский), зримо проявилось ускорение социального развития и во весь рост встали глобальные проблемы, когда был осуществлен сравнительный анализ природно-климатических условий существования и развития различных стран и народов. Тогда действия социальных субъектов исторического процесса перестали рассматривать как доминирующую причину движения истории и дополнили их естественной детерминацией всех проявлений бытия социума, тогда воздействие природы на бытие общества предстало как фундаментальный фактор исторического процесса, а историю общества стали интерпретировать как социоприродную.

Теперь с помощью долговременных инструментальных наблюдений климатических изменений доказано, что территория исконного расселения восточнославянских племен неблагоприятна для длительного проживания . Здесь жизнь возможна только за счет привлечения дополнительных энергоресурсов, аккумулированных ранее органическим веществом биосферы (лес, уголь, нефть, газ и др.) или абиогенных источников (атомная энергия и т.п.). Однако несмотря на суровые прирордно-климатические условия местообитания восточных славян (весьма далекие от характерных для эффективных территорий) последние довольно успешно противостояли им опираясь на энергетический потенциал накапливаемый в течение веков и десятилетий обширными лесными массивами, использовавшимися в процессе подсечно-огневого земледелия в качестве энергетического базиса сельскохозяйственного производства.

Лишь к концу Х1V в., когда в центральной России был исчерпан природный энергетический базис подсечно-огневого земледелия (леса), удовлетворявшего средствами существования основную массу населения русского государства, но еще не были хозяйственно освоены новые источники энергии, позволявшие обеспечивать расширенное воспроизводство населения и противостоять давлению извне, естественной для выживания народа стала колонизация восточной ойкумены и стремление к приобретению более благоприятных для хозяйственной деятельности - эффективных территорий, с целью увеличения запашки

Эмпирически найденный способ выживания получил отражение в державной идеологии - теоретическом обосновании необходимости могучего единого государства, обеспечивающего защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств существования в интересах выживания России как целого.

Государство в лице самодержца призвано было заботиться о всех вместе и каждом гражданине в отдельности. Социальная функция государства выразилась в идеологеме "Батюшки царя", "Заступника" - помазанника божьего, перед которым все остальные граждане равны: будь то аристократ или холоп - все рабы.

По этой причине в России никогда не было настоящих собственников кроме государства. Имущество всякого без исключения российского подданного в любой момент могло быть отписано на государя, взято в казну или распределено между царскими фаворитами.

Позднее "кавалерийская атака на капитал", проведення как экспроприация собственности не встретила особого сопротивления, поскольку акты конфискации имущества были привычным явлением. После пролетарской революции в стране не только в силу теоретических просчетов, но, главным образом, из-за дефицита средств к существованию, сложился "грубый коммунизм" (кстати, раскритикованный Марксом еще в прошлом веке) на базе государственной собственности, провозглашенной народным достянием. Этим достоянием распоряжалась и фактически владела партгосноменклатура, которая при первой же благоприятной возможности осуществила ее приватизацию, законодательно закрепила исторически сложившийся статус-кво подлинного собственника. Владей народ собственностью на самом деле, он не расстался бы с ней так просто, как это произошло на постсоветском пространстве5.

Неразвитость законодательных основ регулирования отношений собственности вытекала не только из факта зыбкости социально-экономического положения российских граждан, но и особенностей материальных объектов собственности.

То, что земля в России никогда не была частной собственностью - факт широко известный. Недостаточно осмыслено другое. В силу дефицита камня и других долговечных строительных материалов, сложностей отоплений каменных и кирпичных сооружений и естественного изобилия леса, практически все недвижимое имущество россиян состояло из деревянных изделий, подверженных огню и гниению. Век таких вещей недолог. Из-за частых пожаров люди на Руси переодически лишались имущества. Кроме того "лубяное" имущество не могло быть достаточно прочной основой накопления богатства, наследование которого являлось гарантией стабильности экономического и социального положения граждан в других государствах. В России трудно было создать значительное состояние кропотливым трудом нескольких поколений. Как справедливо отмечал В.В. Розанов, "в России вся собственность выросла из "выпросил", или "подарил, или кого-нибудь "обобрал"6. По этой причине материальное благосостояние людей зависело не столько от труда, сколько от случая. Отсюда различия трудовой этики и системы ценностей россиян и народов других стран, зафиксированные в народных пословицах и проявляющиеся в реальном отношении к труду и материальному богатству. Вместе с тем постоянная опасность - лишения средств к существованию обусловливала стойкость отношений коллективизма и взаимопомощи, которые позволяли, объединившись "всем миром", быстро восстанавливать утраченное имущество.

Материальный базис российской цивилизации, строившейся на широком использовании древесины в качестве основного строительного материала, давал, на первый взгляд, некоторые преиущества - незначительные затраты на заготовку леса, его обработку и быстроту строительства зданий, мостовых и прочих сооружений. Однако с точки зрения долговременной перспективы все оказалось наоборот.

Еще в прошлом веке наш соотечественник С.А. Подолинский доказал, что противостоять естественному процессу рассеяния энергии в пространстве (энтропии) может жизнь, а ее специфическое проявление - труд, способен концентрировать и накапливать энергию. Затрачивая усилия на улучшение агротехники, создание средств производства (орудия, здания, инфраструктура, наука и т.п.) и в целом на улучшение условий своего физического существования и развития, человек способствует экономии энергетических ресурсов на производство и воспроизводство своего бытия и, следовательно, препятствует непроизводительному ее рассеиванию в простанстве. Чем долговечнее продукты человеческой деятельности, тем большую экономию живого труда и энергии они дают. К примеру, гидротехнические, производственные, бытовые каменные сооружения служат людям веками. Каждое последующее поколение наследует уже готовые материальные объекты и создает новые, увеличивая свое материальное достояние, экономя трудовые и энергетические ресурсы и тем самым имеет возможность наращивать свой энергетический потенциал, который может быть направлен на цели дальнейшего продуктивного производства и развития.

В России же недолговечность деревянных сооружений заставляла периодически как бы начинать все сначала. Вновь и вновь затрачивать живой труд и энергетические ресурсы на воспроизводство материальных средств производства и быта, что было равнозначно непродуктивному рассеиванию, утрате накопленного материального и энергетического потенциала. Непродуктивное использование значительных затрат живого и овеществленного человеческого труда характеризует российскую экономику как менее эффективную в сравнении с экономиками других стран.

Столь же непроизводительными были затраты на содержание и вооружение многочисленной армии, мощь которой превышала потребности, достаточные для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства (колоссальные численность и арсеналы советской армии явились красноречивым свидетельством расточительства энергетических ресурсов и живого труда советского народа, продуктивное использование которых могло бы в свое время изменить результаты соперничества двух мировых систем). В конечном счете все эти особенности социоприродного бытия России способствовали задержке ее социально-экономического и цивилизационного развития.

Как естественные условия хозяйствования в древних речных цивилизациях Старого Света, так и суровые климатические условия жизни России обусловливали внутреннюю политику государства, соотношение личных и общественных интересов. Отдельный человек был ничто в сравнении с целым. Интересы целого были главной ценностью общества (Петр I, не доверяя державу безвольному сыну, обрек наследника на гибель). Всякие посягания на государство рассматривались как тяжкое преступление. Поэтому отсутствие за ненадобностью прав личности. Одни обязанности. Держава превыше всего!

Вертикаль государственной власти опиралась на фундамент общинной формы организации жизни общества. Но и община руководствовалась приматом общего. Демократический принцип ее бытия был также подчинен коллективным, соборным целям. Община сохранялась государством как условие бытия целого. Попытки разрушить коллективное существование, общину всегда заканчивались социальными потрясениями.

В качестве непреходящей ценности жизни российского суперэтноса идеологи самодержавия стали называть и православие в силу того, что и оно утверждало примат коллективного бытия и спасения. Соборность как способ коллективного выживания, как выражение общей судьбы народа, следовательно, не является каким-то имманентным, внутренним психологическим или духовным качеством россиян, а есть суровая необходимость, продиктованная бытием российского суперэтноса в крайне неблагоприятных природно-климатических условиях при постоянном дефиците освоенных энергетических ресурсов.

Состояние дефицита ресурсов для расширенного производства всегда и у всех народов наблюдается в моменты социальных флуктуаций, на сломе технологических способов производства и периодически сопровождается усилением командно- административно-распределительных функций центральной власти. Вспомним переход от феодальной раздробленности к национальной консолидации и концентрации власти в аграрных обществах накануне промышленной революции; наивысшую степень огосударствления производства на закате индустриализации и свойственные этой эпохе образцы тоталитарных социальных систем (социализм, фашизм); усиление государственного регулирования при переходе к постиндустриальному обществу.

Россия постоянно отстает от развитых стран по уровню энергозатрат на душу населения. Поэтому здесь всегда выше степень централизации государственной власти и государство исполняет больше социальных функций, нежели в других странах.

В специфике социоприродного бытия России коренится также и поразительная противоречивость менталитета россиян, верно подмеченная и сформулированная Н.А. Бердяевым в виде нескольких антиномий. Так Бердяев утверждает: "Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире", "Русский народ как будто хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства", но с другой стороны, - "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире... Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю"7. С точки зрения социоприродной истории это можно объяснить тем, что испокон веков - в бытность подсечно-огневого земледелия - русский крестьянин был полным (вольным) хозяином своей частной жизни и трудовой деятельности. Его бытие практически ничем, кроме сезонности сельхозработ, не регламентировалось. 9/10 населения Руси жило вне общих поселений, а в лесах - вдали друг от друга и ничем не было связано, кроме сознания своей социальной общности. Однако последние 500 лет российский этнос находится в состоянии перманентного дефицита энергетических ресурсов - основы хозяйственной деятельности и бытия в целом, что диктует необходимость строгой централизованной регламентации жизни каждого в отдельности и всех вместе государством, которое являясь необходимым фактором выживания целого, в то же время воспринимается и как ненавистное средство ограничения вольной жизни отдельного индивида. Отсюда архитипическая ценность русского человека - воля и вековая ностальгия по ней.

Все исторически значимые социальные движения в России: стихийная эмиграция на окраины государства, казачество, народничество ("Caiey e aiey", "Народная воля), русский анархизм, бунты и крестьянские восстания, проходили под лозунгом "за вольную волю, за лучшую долю!" Aiey - ia?iaiue eaaae, i?eiyoue ?onneie eioaeeeaaioeae.

Другую антиномию, тесно связанную с первой, Бердяев видит в том, что "Россия - страна безграничной свободы духа", правдоискательства, жертвенности и "мучиничества за идею", с самым не буржуазным и не меркантильным народом. В то же время она - "страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна лишенная прав личности и не защищающая достоинства личности" (с. 19-21). Подобное противоречие объясняется, на наш взгляд, стремлением отдельных личностей найти новые пути для преодоления жесткого диктата сложившихся под давлением природно-климатических условий форм бытия, и консервативностью укорененного в "коллективном бессознательном" представления о недопустимости ломки сложившихся форм общественной жизни.

Суть еще одной антиномии в следующем. Русскому народу свойственна национальная терпимость, национальная бескорыстность. Он гнушается национализма и шовинизма.

Русскому народу чужды ценности национального превосходства. Он никогда не был в привилегированном положении в отношении других народов России и СССР. Ни Россия, ни СССР не извлекали, подобно колониальным и неоколониальным державам, сверхприбыли из стран, вовлеченных в орбиту их влияния, наоборот, оказывали зависимым государствам значительную материальную помощь. Экономическое положение некоторых входивших в состав России и СССР народов (поляков, финнов, прибалтов и др.), а затем и стран-сателлитов СССР, было лучше российского, что и подтолкнуло последних к сепаратизму и государственному отделению.

Русскому духу свойственен универсализм, всечеловечность. Он восприимчив к чужим достижениям, отзывчив на чужую боль. Однако в силу ограниченности эффективных территорий Россия последние пять веков вынуждена была покорять соседние народы и в соответствии с логикой державной политики, проводить их руссификацию, навязывать чуждые им ценности, втягивать их в орбиту национальных интересов выживания российского суперэтноса.

К сформулированным Бердяевым антиномиям можно добавить и некоторые другие. Так русское государство, несомненно, идеократическое. Идея многими воспринимается как системообразующий фактор существования русского государства, смысл и цель жизни каждого отдельного человека. Вместе с тем русские довольно легко расстаются с государственной идеологией (православие, марксизм-ленинизм). После октябрьской революции православные люди Российской империи очень быстро стали атеистами, а с падением СССР большинство из 18,5 млн членов КПСС и почти все взрослое население, прошедшее за годы советской власти через комсомол, стремительно отреклись от советской идеологии и вновь обратились к церкви. Причина подобных рокировок видится в том, что россияне психологически не переносят идеологическую пустоту и на уровне "коллективного бессознательного" нуждаются в объединительной национальной идее. В легкости смены идеологических ориентиров нет ничего удивительного. В своей массе люди несмотря на формальное соблюдение церковной обрядности, плохо знали православную догматику, и не взирая на политический всеобуч, восприняли лишь марксистскую фразеологию. Эти идеологии были приняты русским народом не в силу их теоретической обоснованности, а исключительно по причине провозглашаемых ими принципов коллективного соборного выживания.

И еще одна антиномия. Русским людям присущ правовой нигилизм (в одном из последних социологических опросов большинство респондентов выразило желание, чтобы их деяния оценивались не по праву, а по совести) и нравственная распущенность в повседневной жизни, но жесткая дисциплина и безграничное самопожертвование в экстремальных ситуациях8 (войны, стихийные бедствия и т.п.) Суть противоречия видится в том, что люди воспринимают правовые и нравственные нормы как нечто навязанное помимо их воли, но сознательно или бессознательно (на уровне инстинкта) проявляют массовый альтруизм когда решается судьба их "общего дела" и образа жизни. Словом, загадки российского менталитета трудно понять без обращения к анализу уникальности ее социоприродной специфики.

Поскольку Россия - самая холодная и самая большая страна в мире9, то для поддержания жизни населяющих ее народов на уровне развитых стран, она нуждается в значительно больших затратах энергии на душу населения. При примерно одинаковой технологической оснащенности производства она могла противостоять в экономическом соревновании с другими странами только благодаря более экономным - коллективным - формам производства и жизни общества в целом. Не случайно, первые попытки модернизации России сверху (от Ивана Грозного до Александра II) не затрагивали социальные основы бытия общества, а позднейшие, несмотря на европейский соблазн, заканчивались революциями, отвергавшими либеральную модель с ее приматом индивидуальных ценностей.

Надо сказать, что и внешнеполитическая деятельность государства Российского, независимо от прихотей царских особ и их часто антирусского окружения, в основном была продиктована державной геополитической стратегией сдерживания Запада путем блоковой политики, облегчавшей при благоприятных обстоятельствах экспансию на эффективные территории. Эта политика не плод каких-то личных пристрастий, а суровая необходимость выживания, что к сожалению, не замечают многие историки и обвиняют Россию и россиян в вечной агрессивности и милитаризме.

Не столь прямолинеен Ф. Энгельс. "Эта империя, - пишет он, - задерживает и нарушает ход нашего развития и делает это с целью завоевания для себя таких географических позиций, которые обеспечили бы ей господство над Европой"10. Как знаток философии истории, Энгельс дает двойственную оценку внешней политики России. С точки зрения революционной борьбы могущество царской России препятствовало социальному прогрессу человечества, но с позиции интересов выживания России того времени ее политика была предельно целесообразной. Она строилась с учетом сильных и слабых сторон геополитического положения и экономического развития империи. Сильная в обороне по причине бедности освоенными ресурсами и большой протяженности, бездорожья и т.п., редкого, но многочисленного и неприхотливого населения, Россия была уязвима в наступательных действиях большого масштаба и "старалась по возможности избегать войн и допускала их только как самое крайнее средство, да и то лишь при исключительно благоприятных условиях. Ее могут устроить только такие войны, когда союзники России должны нести основное бремя, подвергать свою территорию, превращенную в театр военных действий, опустошениям и выставлять наибольшую массу бойцов, в то время как русские войска выполняют роль резервов, которые щадят в большинстве боев, но на долю которых во всех крупных сражениях выпадает... честь решать окончательный исход дела" (c. 16- 17). Какую, более разумную стратегию самосохранения в противостоянии с энергитически более сильным противником можно предложить?

Не стала исключением из правил и последняя - Отечественная война. Германия и ее союзники не смогли мобилизовать энергетический потенциал, который позволил бы им одолеть Красную Армию, преодолеть суровые природно-климатические условия и трудности, создаваемые протяженным пространством, а также преимущества традиционных российских ценностей коллективного сопротивления и выживания. Энергетический потенциал германской армии, собранный в могучий кулак вторжения, буквально растворился, рассеялся на растянутых коммуникациях и многочисленных гарнизонах на оккупированной территории. Она утратила свой наступательный порыв и оказалась не в состоянии долгое время контролировать огромные территории с многочисленным населением. Словом, энергетический потенциал почти всей Европы (как и ранее - 1812, 1914-1920 гг.) оказался недостаточен для овладения Россией. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что в этой мировой войне Россия, хотя и была, безусловно, ударной силой, но все же одной из стран антигитлеровской коалиции, объединивших свой совокупный энергетический и людской потенциал.

Советская Россия продолжила внешнюю политику, направленную на сохранение и увеличение эффективных территорий. Социальный переворот 1917 г. народ поддержал в силу того, что большевики предложили вместо либеральной модели модернизации общества, общественный строй, сохраняющий фундаментальные ценности российского общества: коллективное выживание и сильную государственную "народную" власть. Народом был принят марксизм с его идеями мировой революции, пролетарского интернационализма и солидарности, поскольку последние отвечали исконным потребностям россиян - стремлению к консолидации сил для преодоления неблагоприятных природно-климатических условий бытия, к обретению союзников с эффективными территориями, причем экономики последних должны были быть тесно интегрированы в экономику России и подчинены ее геополитической стратегии. Эти стремления реализовались созданием так называемого социалистического лагеря, что позволило СССР в течение многих десятилетий успешно сдерживать экспансионистские аппетиты постоянно наращивавшего свой энергетический потенциал мирового враждебного окружения11.

Исторический опыт свидетельствует: Россия сохраняла свою государственную независимость и место на мировой арене благодаря приверженности ценностям коллективного выживания, принятию технико-технологических и отчасти культурных, но отнюдь не социальных форм бытия западной цивилизации. Согласно законам синергетики и соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил гибридное общество могло существовать только при сильной централизованной власти, способной различными принудительными мерами сдерживать возникающие социальные противоречия. Это не всегда удавалось. Поэтому ХХ век - век перманентных потрясений, из которых следует однозначный вывод: пока Россия не достигнет уровня энергозатрат на душу населения, компенсирующих потребности преодоления природно- климатических трудностей и противостояния развитым странам, она обречена на сохранение коллективных форм хозяйствования и в целом бытия общества, на идеологию коллективного выживания. В противном случае ей грозит утрата собственной идентичности, экономической самостоятельности, национального суверенитета и независимости, культурного своеобразия, территориальное расчленение и т.д.

Этот процесс явно обнаружился в последнее десятилетие в результате лукавого навязывания ей либеральных ценностей, отрицающих фундаментальные основания многовекового бытия общества в суровых природно-климатических условиях.

Сейчас трудно прогнозировать как конкретно будет протекать этот очередной исторический эксперимент. Ясно одно, если дальше процесс пойдет по планируемому сценарию дискредитации традиционных ценностей бытия российского суперэтноса, зомбирования населения с помощью СМИ и навязывания чуждых ему стереотипов сознания, психологических установок и ценностей, то продолжится деградация экономики, науки, техники, образования, культуры и в конечном счете можно ожидать коллапс российской цивилизации. Но возможен и другой сценарий, более отвечающий тенденциям мирового развития.

Россия всегда была лакомым объектом для своих соседей отнюдь не по причине каких-то идеологических, религиозных, национальных различий или классовой природы государства, а в силу обширных территорий - жизненного пространства, и богатства природных ресурсов, в которых остро нуждались интенсивно развивавшиеся соседи. Беда в том, что Россия, следуя в фарватере европейской цивилизации, заимствовала уже опробированные научно-технические и технологические способы эксплуатации природных ресурсов. Это не позволяло ей сделать качественный скачок в овладении собственными природными богатствами, преодолеть дефицит энергопотребления и обогнать своих конкурентов в потреблении энергоресурсов на душу населения, создать принципиально новые энергосберегающие технологии или уникальные виды продукции, с которыми она могла бы стать конкурентноспособной на мировом рынке. России, чтобы быть на уровне мирового развития нужна не догоняющая, а опережающая модернизация, нужен принципиально иной путь, а не копирование западных образцов.

Осуществить такой прорыв сейчас сложно, но жизненно необходимо! Для этого есть предпосылки: сохранение в форме "коллективного бессознательного" идеи соборности - коллективного спасения, осознание социально-экономических преимуществ подлинного обобществления труда и производства, достаточно высокий научный потенциал, благоприятная геополитическая конфигурация евразийского пространства и богатые природные ресурсы, роль и ценность которых существенно меняются в условиях постиндустриального развития общества.

Достаточно красноречив опыт развития бедных природными ресурсами стран Восточной и Юго-Восточной Азии13. Прежде расположение в зоне эффективных территорий лишало их народы стимулов к научно-техническому творчеству, совершенствованию производительных сил и производственных отношений и в конечном счете тормозило их социально- экономическое развитие. В новое время дефицит природных ресурсов индустриализации обрек их, за исключением имперской Японии, на роль аутсайдеров мирового соревнования и только с становлением постиндустриальной технологии они, превратившись в своеобразный "сборочный цех" высокотехнологичной продукции стран-лидеров научно-технического прогресса, смогли найти свое место в мировом разделении труда и благодаря этому значительно повысить свои экономические показатели, войти в клуб интенсивно развивающихся государств.

При условии проведения политики, ориентированной на цели национального выживания и процветания, при обилии природных ресурсов и названных выше предпосылок, Россия в состоянии найти свое место в мировой экономике постиндустриальной эпохи и использовать полученные преимущества для преодоления вековых природных ограничений своего развития. Это тем более становится реальным ввиду увеличения емкости мирового рынка из-за вхождения в него стремительно развивающихся стран третьего мира и исчерпания природных ресурсов традиционных лидеров мировой цивилизации.

Главный же аргумент за возрождение России и против разрушения многовековых ценностей ее бытия видится в том, что мировое сообщество, выйдя на уровень глобального взаимодействия со всей природой Земли, столкнулось с ресурсными (относительными) и экологическими (абсолютными) ограничениями своего бытия. Компьютерные модели Римского клуба однозначно пророчат в ближайшей исторической перспективе исчерпание традиционных для индустриального производства природных ресурсов и связанные с этим социально-экономические и экологические трудности. Эта озабоченность подкрепляется выводами сторонников биосферных пределов антропогенных нагрузок на биоту14. И те и другие единодушны в одном: если человечество не объединится перед лицом глобальных проблем - проблем порожденных несовпадением темпов социальной и природной эволюции, ограниченностью компенсаторных мощностей природы Земли и в принципе неограниченными возможностями общества, то неизбежна экологическая катастрофа.

Адепты выживания "золотого миллиарда" полагают, что продлить ресурсную агонию можно за счет овладения природными богатствами слаборазвитых и развивающихся стран, в число которых попала и Россия, а экологическую катастрофу отодвинуть, пожертвовав основной массой населения планеты в целях сохранения избранных. Но кто согласится добровольно обречь себя на гибель? Кроме того ресурсы могут стать "яблоком раздора" и спровоцировать новую мировую войну с кошмарным финалом.

Современное человечество оказалось в ситуации, аналогичной той, в которой последние 500 лет существует Россия. Природный фактор жестко обусловливает вектор эволюции человеческой цивилизации. Выход один: "Солидарность или смерть"! Коли люди, преследуя свои национальные или личные цели, нарушают естественные планетарные условия своего бытия и не в состоянии независимо друг от друга изменить глобальную ситуацию, то они должны объединить усилия по спасению своего общего местообитания. На вызов глобальных проблем человечество должно ответить идеей и практикой коллективного выживания - формулой многовекового бытия России в экстремальных природных условиях. Обострение глобальных проблем обрекает Социум "на общее дело - всемирную, общечеловеческую солидарность. В этом свете социокультуный опыт исторического бытия российской цивилизации обретает общечеловеческую - универсальную значимость, которую, наряду с поисками особенностей цивилизационного развития России, пытались выявить сторонники "русской идеи". * Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант ? 97-06-8020.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИРОДНЫЙ-ФАКТОР-РОССИЙСКОЙ-МЕНТАЛЬНОСТИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ* // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИРОДНЫЙ-ФАКТОР-РОССИЙСКОЙ-МЕНТАЛЬНОСТИ (дата обращения: 23.04.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
1284 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3149 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ*
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android