Libmonster ID: RU-9012

Для разговора о проблеме формирования и развития духовной культуры военнослужащих в научных трудах и литературе нам целесообразно рассмотреть основные функции культуры в обществе.

Адаптационная функция культуры позволяет каждой личности приспособиться к существующим в обществе оценкам и нормам поведения.

Познавательная функция культуры реализуется через вооружение человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы и познания общественных явлений. Близка к ней информационная функция, позволяющая давать человеку и обществу определенную информацию.

Культура выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая общение людей. Общение осуществляется с помощью языка, музыки, изображения и т. д., которые входят в сокровищницу культурных ценностей.

Нормативная функция культуры заключается в выработке и распространении определенных норм поведения человека, которые ему предписывает общество.

Следует отметить гуманистическую функцию культуры, которую имел в виду М. Хайдеггер, рассматривая культуру как реализацию верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств.

Важнейшей функцией культуры, которая синтезирует в себе все остальные функции, выступает человекотворческая функция. В самом деле, в числе основных отличий человека от животного - разные способы передачи алгоритма поведения родившемуся инди-

стр. 121


виду. Для животных это механизм наследственности, а для человека - преемственности. И если носителем механизма наследственности выступают гены, ДНК, РНК, то носителем механизма преемственности выступает культура. Иными словами, человек тем более является человеком, чем более он овладел ценностями культуры. При этом в качестве важнейшей универсалии культуры выступает культурная традиция или историческая память, передающая лучшее из предшествующих культур. Тот, кто хочет понять настоящее, должен понять и прошлое, его питающее.

При таком понимании культуры в ее структуре в наиболее общем виде выделяются две основные формы: личностно-деятельностная и предметная. Личностно-деятельностная сторона культуры выступает в форме человеческой деятельности по воспитанию и формированию способностей, навыков деятельности, усвоению старых ценностей и созиданию новых. Предметная сторона культуры выступает как совокупность материальных ценностей, передающихся от поколения к поколению. Однако "материальность" этих ценностей относительна. Поскольку главный признак культуры - человекотворчество, то материальное и духовное в явлениях культуры оказывается сложно переплетенным. Материальное включается в систему культуры тогда, когда оно выступает носителем ценностей, развивающих человека. Так, картина, книга, видеокассета, компакт-диск, безусловно, выступают как материальные ценности и обладают достаточно точно определяемой стоимостью. Однако их подлинное культурное предназначение заключается в том информационном идеальном содержании, носителем которого они являются.

К структуре культуры как социального феномена можно подойти и с иной стороны. Большинство исследователей выделяют в ней три подсистемы: материальную культуру, духовную культуру и художественную культуру.

Материальная культура общества включает в себя прежде всего предметные результаты материального производства, которые предназначены для потребления, а также материально-технические сооружения, обеспечивающие процесс производства. Применительно к истории общества в состав производственно-технической культуры включается сохранившееся от конкретной эпохи материальное наследие - орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда, результаты производства: промышленного, сельскохозяйственного, ремесленного. Важным элементом производственно-технической культуры является технологический спо-

стр. 122


соб производства - система взаимосвязи работника со средствами производства, производственные технологии и т.д.

К материальной культуре многие исследователи относят и многообразие учреждений и практических действий в сфере социальной практики. Парламент, армия, социальный переворот, политическая партия, вооруженная борьба при таком подходе также рассматриваются как элементы материальной культуры.

Духовная культура выступает прежде всего как система производства духовных ценностей, а также как совокупность процессов потребления этих ценностей и систему связанных с ними отношений. В ее составе чаще всего выделяют следующие подсистемы - сферы.

Проективная сфера культуры опирается на особый вид человеческой деятельности, предшествующий материальной практике и поставляющий ей идеальные модели будущих действий. Результатами этого вида духовной культуры являются проекты и чертежи технических сооружений, машин, боевой техники, идеальные модели деятельности, социальные проекты общественных преобразований. Именно в этой сфере культуры создаются модели и идеалы будущего.

Гносеологическая сфера духовной культуры охватывает результаты познавательной деятельности человека - систему его знаний. В любом обществе складывается относительно независимая от отдельного индивида система добывания, хранения и передачи информации и знаний. Ряд философов считает, что в современном информационном обществе сложился специальный слой людей, занимающихся добыванием и переработкой знаний, - когнитариат.

Ценностно-ориентационная сфера духовной культуры обусловлена тем, что мир человека - это всегда мир ценностей, предметы и явления окружающего мира наполнены для человека смыслом и значением. Можно выделить такие группы ценностей:

- предметные ценности, вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта,

- ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами,

- ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, формируемых конкретным типом культуры,

- ценности-идеалы,

- ценности-знания и другие ценности сознания.

стр. 123


Ценности вырабатываются и существуют только в мире культуры, они существенно зависят от оценочной деятельности людей, а поэтому могут оказываться и подлинными, вечными, а могут быть и временными, ложными, реакционными, а то и антиценностями.

Специфическую сферу духовной культуры составляет духовное общение (коммуникативная сфера культуры). Для эффективного духовного общения имеет значение совпадение духовного багажа индивидов, позволяющего каждому из них правильно расшифровывать "духовный код" другого индивида, иными словами, они должны разговаривать на одном языке, понимаемом в широком смысле как сходство менталитетов. Единство ситуации, языковой среды, определенная общность эталонов поведения, системы ценностей, целей и интересов общающихся индивидов способствуют наибольшей эффективности процесса коммуникации. Процесс общения происходит на межличностном ("один-на-один"), межгрупповом уровне (семья, круг друзей, коллектив). Вместе с тем есть особая форма общения индивида с личностями ушедших эпох. Это становится возможным благодаря тому, что наиболее ценные и значимые результаты духовной жизни общества входят в "золотой фонд" культуры, в историческую память человечества и объективируются в книгах, произведениях искусства, в рукописях. В этом случае происходит как бы опосредованное общение представителей различных эпох поколений, различных типов культур.

Учитывая особенности, характер и тематику работ, состояние источниковой базы в исследовании истории формирования и развития духовной и профессиональной культуры военнослужащих, можно условно выделить три периода: первый период, охватывающий 1855 - 1917 гг.; второй - с 1917 по конец 90-х; третий - с конца 90-х гг. по настоящее время.

Историография исследуемой проблемы первого, дореволюционного, периода характеризуется тем, что в это время были заложены основы научной систематизации истории обучения и воспитания военнослужащих русской армии. Работы авторов данного периода носят скорее описательный характер, чем аналитический. Обобщение практики обучения и воспитания личного состава было неравномерным и бессистемным. Большое внимание уделяется профессиональной культуре, менее духовно-нравственной и совсем нет исследований, посвященных истории развития общей культуры военнослужащих, что и отразилось в этих работах. Следует отметить, что в их оценке нужно исходить не с точки зрения - чего

стр. 124


они не дали, а с точки зрения того, что они дали следующему поколению историков и всем интересующимся историей Российского государства. История зарождения и развития профессиональной, духовно-нравственной культуры в России тесно связаны с борьбой народов нашей Родины против многочисленных иноземных захватчиков, с созданием и укреплением ее Вооруженных Сил. Обобщение практики военного воспитания первоначально носило стихийный характер. Приобретенный опыт вооруженной борьбы, правила формирования духовных ценностей передавались от поколения к поколению устно, практическим показом, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях. С появлением письменности практика воспитательной работы стала отражаться в летописях, государственных законах, поучениях, завещаниях, а затем и в воинских уставах, приказах, наставлениях, инструкциях, трудах по военным вопросам и носила описательный характер, не были сформулированы ее главные направления.

Эта практика в России особенно заметно стала развиваться, начиная с периода создания регулярных войск - армии и флота. Основными этапами ее развития были:

1) Реформа Петра Великого 1699 - 1725 гг. - период создания и становления регулярной армии и флота, когда для обеспечения четкого порядка, организации, дисциплины, единой системы обучения и воспитания, разрабатывались и вводились в жизнь воинские уставы и инструкции1. Все это завершилось созданием Устава воинского 1716 г. и Устава морского 1720 г.2. Вся система воспитания была направлена на подготовку войск к войне и основывалась на идеях защиты Отечества и интересов государства, идеях воинского долга и чести, верности знамени. Эти идеи нашли свое отражение в ряде документов, в том числе в военной присяге и обращении Петра I к войскам перед Полтавской битвой. Солдаты, матросы и офицеры при развернутом знамени давали торжественное обещание служить добросовестно и "во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму... солдату надлежит".

2) Вторая половина XVIII и первая половина XIX вв. - период восстановления традиций, со-


1 "Строевое положение" (1699 г.), "Краткое обыкновенное учение", "Воинские статьи", "Ротные пехотные чины" (1700 г.), "Учреждение к бою" (1708 г.), "Артикул корабельный" (1706 г.), "Инструкция и артикулы военные, надлежащие к российскому флоту" (1710 г.), "Воинские артикулы" (1714 г.) и др.

2 Военные уставы Петра Великого. Сборник документов. М., 1946. С. 60.

стр. 125


зданных при Петре I. Выдающиеся полководцы и флотоводцы - П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов и др., борясь с рутиной, косностью, пруссачеством в армии и на флоте, продолжали настойчиво совершенствовать нравственное воспитание личного состава. Наряду с их индивидуальными особенностями во взглядах на формирование духовной культуры они имели много общих черт3. Их объединял государственный подход к делу, понимание того, что армия и флот служат не для смотров и парадов, а для ведения боевых действий. По их мнению, решающей силой на войне являются люди, обладающие высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, в совершенстве владеющие оружием, знаниями и умением побеждать врага. Большое внимание уделяется военно-нравственному воспитанию. Оно включало привитие воинам патриотизма, чувства воинского долга и воинской чести, дисциплинированности, трудолюбия, бережного отношения к оружию, товарищества и взаимовыручки, любви к своему полку (кораблю), гордости его боевыми заслугами, уважительного отношения к мирному населению.

3) Вторая половина XIX и начало XX вв. В этот период проводятся важнейшие преобразования в русской армии - реорганизация центрального военного аппарата - министерства - в смысле подчинения ему всех отраслей военного управления, а также создание местных территориальных органов (вся Россия делилась на 15 военных округов); введение с 1 января 1874 г. всесословной воинской повинности; создание запаса обученных резервов, необходимых для мобилизации армии с началом войны; реформирование военно-учебных заведений.

В области воспитания основных нравственных ценностей четко наметились три основных направления: крепостническое, буржуаз-


3 Взгляды и практика воспитательной деятельности Н. А. Румянцева нашли отражение в его работах "Обряд службы", "Мысль", в приказах, реляциях, инструкциях, письмах, рапортах. По его указанию и при его непосредственном участии было создано немало руководящих военно-педагогических документов, в их числе "Инструкция пехотного полку полковнику", "Правила для обучения егерей", "Наставление всем господам батарейным командирам", "Инструкция ротным командирам Воронцова"; Нахимов П. С. Документы и материалы. М., 1954. С. 613; Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М., 1947. С. 34 - 35, 86, 201 - 202; Суворов А. В. Документы. Т. 1. М., 1949. С. 99, 124, 143, 151, 365; Кутузов М. И. Сборник документов. М., 1955. С. 14 - 19.

стр. 126


но-либеральное и революционно-демократическое. Представители крепостнического направления сопротивлялись распространению просвещения среди личного состава, требовали внедрения в воспитание принципов самодержавия и народности, были сторонниками телесных наказаний, муштры4.

Эти взгляды и идеи подвергались острой критике со стороны революционеров-демократов: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Т. Чернышевского, которые выдвинули идею воспитания революционера-борца, пламенного патриота, образованного, всесторонне развитого, решительного, мужественного, способного на самопожертвование. Они требовали всеобщего образования народа. По отношению к армии они выдвигали задачу превратить ее из послушного орудия царизма в силу, способную защитить интересы трудящихся, оказать им помощь в революционной борьбе.

Существенное место в области воспитания и обучения занимало буржуазно-либеральное направление, представителями которого были Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, Н. И. Пирогов, Н. Д. Бутовский, К. К. Абаза и др.

Крайне важные материалы, проливающие свет на систему воспитательной работы, - труды архитектора военных преобразований Д. А. Милютина (1816 - 1912 гг.), возглавлявшего в течение 1861 - 1881 гг. военное министерство. Являясь идеологом либерально-монархического направления, Д. А. Милютин в военной педагогике опирался на опыт суворовской системы воспитания духовности, развивал идеи о необходимости умственного, нравственного и физического развития солдат, распространения грамотности в войсках, внедрения в практику принципа - учить тому, что необходимо на войне. Эти идеи нашли свое отражение в его работах5.

Особенно интересен труд Д. А. Милютина "Первые опыты во-


4 ОР РНБ. Ф. 1029. Е. Д. Максимов Е. Д. Д. 81. Л. 1; Тургаев А. С. Военные поселения и крестьянство Северо-запада России в 1816 - 1857 гг. СПб., 2000.

5 ОР РНБ. Ф. 1004 (М. Е. и П. М. Ковалевские). Д. 4. Лл. 79 - 80 об. Письмо Д. А. Милютина Головкину от 15сентября 1882 г.; Милютин Д. А. Суворов как полководец // Отечественные Записки. 1839. N 3, 4; Он же: Критические исследования значения военной географии и статистики // Военный Журнал. 1846. N 1; Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане // Военный Журнал. 1850. N 1. А. И. Михайловский-Данилевский успел написать небольшой раздел, освещающий обстановку накануне войны, общим объемом в 140 страниц.

стр. 127


енной статистики", положивший прочные основы для разработки военной статистики, которой до того времени как науки не существовало. В 1848 г. после смерти военного историка генерала А. И. Михайловского-Данилевского, начавшего писать историю войны 1799 г., эта работа была поручена Д. А. Милютину6. В течение трех лет он написал на основе изучения многих исторических источников фундаментальный труд "История войны России с Францией в царствование Императора Павла I в 1799 году" (в 5 томах). Это исследование явилось крупнейшим вкладом в русскую историческую науку и послужило началом научного изучения военной истории. Работа Д. А. Милютина вызвала восторженные отзывы современников, даже такого выдающегося историка, каким был Т. Н. Грановский. "Первые три тома, - писал он Е. Ф. Коршу, - я прочел с жадностью и наслаждением. Вот книга, так книга"7. А в рецензии, помещенной в "Московских ведомостях",

Т. Н. Грановский подчеркивал: "Книга принадлежит к числу тех, которые необходимы каждому образованному русскому, и займет, без сомнения, весьма почетное место в общеевропейской исторической литературе"8. Снабженная большим научным аппаратом, она не потеряла своего значения и в настоящее время как одно из лучших исследований о Суворове. Работы Д. А. Милютина поднимали на новую ступень военно-специальную подготовку и дух взаимовыручки офицерского состава. Он отмечал, что воспитательное значение товарищества, составляющее нравственную силу среди воен-


6 За этот фундаментальный труд, положивший начало научному изучению отечественной военной истории, при вторичном его издании (1857 г.) Академия наук по заключению известного историка Н. Г. Устрялова присудила Милютину высшую награду Академии наук - полную Демидовскую премию и избрала его своим членом-корреспондентом, а затем и почетным членом. В награду за этот же труд он получил бриллиантовый перстень с вензельным изображением имени Его Величества. "История войны 1799 г." была переведена на французский и немецкий языки. В 1866 г. Санкт-Петербургский университет поднес Д. А. Милютину звание доктора русской истории honoris causa. Ему принадлежит заслуга в создании новой отрасли науки - военной статистики. Даже теперь, спустя полтора века, его труды не утратили научной ценности (см.: Ольховский Е. Р. Петербургские истории. Город и интеллигенция в минувшем столетии (1810-е - 1910-е годы). СПб., 1998. С. 192).

7 ОР РГБ. М., 3099/17.

8 Цит. по: Грановский Т. Н. Соч. М., 1892. Ч. IL. С. 314.

стр. 128


ных, было лучшей гарантией против поступков, несовместимых с достоинством офицера9. Изучение истории развивало у военнослужащих патриотические чувства, воспитывало их на боевых традициях, а изучение служебно-боевой деятельности обеспечивало формирование тактического мышления и других боевых качеств.

Работы Д. А. Милютина о Суворове воскресили "суворовский культ" и дали ему научное обоснование разбором деятельности А. В. Суворова как полководца-психолога и воспитателя солдат. Когда многое, созданное Д. А. Милютиным, подверглось критике, а затем и ломке, он сделал попытку выступить на защиту своих идей. В 1882 г. на страницах "Вестника Европы" начал печатать статью "Военные реформы в царствование Императора Александра II", но прервал печатание, так как счел, что в этом акте протеста увидят попытку к самозащите. С тех пор в течение 30 лет не проронил ни слова10. В августе 1909 г. он пишет статью "Старческие размышления о современном положении военного дела в России", появившуюся в печати уже после его кончины в N 30 "Известий Императорской Николаевской военной академии" в 1912 г. В статье он отмечает, что в войну 1877 - 1878 гг., послужившую, по выражению царя-освободителя, "экзаменом для военного министерства", Александр II признал "этот экзамен вполне удачным". Но останавливаться на этом успехе нельзя было; следовало усилить преобразовательную деятельность, исправлять замеченные недостатки, поднимать новые вопросы и идти вперед. С горечью Д. А. Милютин говорит, что "преемники" его в звании военного министра "не только не захотели идти по протоптанной уже тропе, но нередко принимали даже меры в противоположном направлении"11 .

Прогрессивная система обучения и воспитания войск, основанная на принципе - учить войска тому, что необходимо на войне, на гуманном отношении к солдату, развитии у него чувства патриотизма и воинского долга, инициативы, понимания того, чему его


9 ОР РНБ. Ф. 208 (А. В. Головнин). Д. 143. Лл. 1 - 4 об.

10 22 октября 1882 г. в письме Н. М. Вонлярлярскому он пишет: "У нас же, как Вы знаете, все идет однообразно, день за днем, к искреннему моему удовольствию. Эта тихая, спокойная жизнь совершенно мне по сердцу" (См. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Д. 867. Л. 7).

11 Милютин Д. А. Старческие размышления о современном положении военного дела в России // Известия Императорской военной академии ГШ: Научно-библиографический журнал. СПб., 1912. N 30 (июнь). С. 834.

стр. 129


учили, близости начальников и подчиненных, - нашла отражение и в трудах профессора А. Ф. Редигера. "Унтер-офицер должен быть учителем солдата, следовательно, сам должен твердо знать элементарные сведения о службе, оружии и проч., которые должен преподавать - он должен быть первым солдатом; но этого мало: в бою ему приходится руководить огнем участка цепи, исполнять разные поручения, для которых необходима сметливость и желательны более подробные практические познания о военном деле, например, уменье окопаться, привести местный предмет в оборонительное состояние, уменье читать карту"12. На большом конкретно-историческом материале вопросы воспитания и обучения унтер-офицерских кадров во Франции, Австро-Венгрии, Италии и Пруссии освещались в исследовании А. Ф. Редигера, отмечавшего, что без хороших унтер-офицеров можно получить школу без учителей, и есть опасность того, что увеличение численности армии будет сделано в ущерб ее качеству13. В работе подчеркивается важность нравственного воспитания этой категории военнослужащих: "Каждый гражданин обязан жертвовать собою для защиты священнейшаго достояния человечества: отечества, семейства, имущества"14, любви к службе, нужно воспитать унтер-офицеров и привлечь их к добровольному продолжению службы сверх обязательного срока15. Важной воспитательной идеей работы является идея превращения армии в школу для народа, "через которую проходил бы каждый гражданин"16.

Важные стороны воспитательной работы рассмотрены в другой работе профессора А. Ф. Редигера "Комплектование и устрой-


12 Цит. по: Редигер А. Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях. СПб., 1880. С. 734; Редигер А. Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях // Военный сборник. 1880. N 3. С. 148 - 170; N 4. С. 305 - 320; N 5. С. 292 - 313. Редигер А. Ф. окончил Николаевскую академию ГШ в 1877 г. (43-й выпуск), адьюнкт-профессор в этой же академии в 1880 - 1882 гг. Защитил диссертацию на тему "Унтер-офицерский вопрос" в 1880 г. С 24.10.1884 г. ординарный профессор. Участвовал в кампаниях 1877 и 1878 гг. (см. список ГШ. СПб., 1896. С. 61).

13 Цит. по: Редигер А. Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях // Военный сборник. 1880. С. 148.

14 Там же. С. 3.

15 Там же. С. 10.

16 Там же. С. 3.

стр. 130


ство вооруженных сил"17, впоследствии выдержавшей четыре издания. Переход к массовой армии, появление военных округов, развитие оружия и военной техники повышало роль штабов и других органов военного управления. "Как нервная система направляет деятельность всех частей организма к общей цели, указанной центральным ея органом, так и военное управление направляет деятельность всех составных частей армии к общей цели, намеченной ея Главою, устанавливая между ними (при содействии факторов моральных), то единение, ту связь, которая в живом организме установлены материально, самою природою"18. В этом узловом высказывании мы наблюдаем, что моральным факторам А. Ф. Редигер придает серьезное значение. Он также отмечает: "Сила армии зависит от внутренних ея качеств, от годности к серьезным военным действиям"19. Большое значение А. Ф. Редигер придает воспитанию у военнослужащих боевых качеств, моральных, профессионально-боевых, психологических и физических20. Новые сведения, приводимые в этой книге, относятся к пяти европейским армиям: русской, германской, австро-венгерской, французской и итальянской. К сожалению, в книге приводятся лишь официально-справочные данные. Научная разработка А. Ф. Редигером вопросов военной администрации, "моральных факторов" имела серьезное значение для решения вопросов внедрения наиболее рациональных, научно обоснованных организационно-правовых форм и методов руководства войсками, укрепления в частях и соединениях твердого воинского правопорядка, обеспечения высокой боевой готовности войск.

Нами изучены работы, в которых делалась попытка осмыслить накопленный опыт воспитания и обучения личного состава армии: "Военно-педагогический курс" А. Андреянова (Кронштадт, 1879 г.), "О способах обучения и воспитания современного солдата" Н. Бутовского (СПб., 1886 - 1888. Т. 1 - 2), "Записки по военной педагогике" Н. Бирюкова (Орел, 1909 г.). Особый интерес представляют работы генерала М. И. Драгомирова (1830 - 1905 г.)21, в


17 Цит. по: Редигер А. Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1892. С. 2.

18 Редигер А. Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1892. Т. 2. С. 137.

19 Там же. Т. 1. С. 23.

20 Там же. С. 110 - 116.

21 Драгомиров М. И. окончил с золотой медалью Николаевскую академию ГШ в 1856 г., профессор тактики в 1860 - 1869 гг. в этой же

стр. 131


которых он разработал, а затем и использовал в своей практике22 воспитательную систему, учитывающую изменения, происшедшие в войсках в связи с появлением нарезного оружия, новой тактики (рассыпной строй), новых форм организации и способов комплектования войск на основе всесословной воинской повинности. Его военно-педагогические идеи отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию личности солдата, привитию ей лучших нравственных начал.

Совершенно справедливо, что в содержание профессионально-военного образования личного состава М. И. Драгомиров включал: стратегию, тактику, инженерное дело, изучение уставов, огневую подготовку, обучение действиям с холодным оружием, гимнастику, фехтование, строевую подготовку. В основе образования должен лежать принцип: "Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное"23. Особое значение приобретала самостоятельная работа офицеров по расширению своего кругозора, общих и специальных знаний. "В наше время, - писал Драгомиров, - офицер должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания"24.

Развивая эту идею, М. Д. Скобелев (1843 - 1882 гг.) отмечал: "Хорошему учиться не мешает... Если бы я не с турками, а с китайцами воевал, да подметил бы у них что-нибудь порядочное, сейчас же перенял бы..."25. В сочинениях "Мнение командира 4-го армейского корпуса генерал-адъютанта Скобелева об организации местного академии и с 1878 г. ее начальник. Написаны труды: О высадках в древние и новейшие времена // Военный журнал. 1857; Сольферинская битва // Инженерный журнал. 1861; Обзор Италианской кампании 1859 г. // Инженерный журнал. 1861 - 1863; Подготовка войск в мирное время (воспитание и образование). Киев, 1906; Одиннадцать лет. 1895 - 1905 гг. Кн. 1 и 2. СПб., 1909; Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М, 1956. Почетный член Московского университета, Михайловской артиллерийской и Николаевской академий ГШ (см. список ГШ. СПб., 1896. С. 6).


22 Это свидетельствует о том, что М. И. Драгомиров сделал шаг вперед, развивая теоретические вопросы воспитательной работы и соединяя их с практикой.

23 Цит. по: Драгомиров М. И. Избранные труды. М., 1956. С. 624.

24 Цит. по: Драгомиров М. И. Сборник оригинальных и переводных статей. 1856 - 1881. СПб., 1881. Т. 2. С. 2.

25 Скобелев Михаил Дмитриевич окончил Николаевскую академию Генерального штаба в 1868 г. (35-й выпуск). Большое значение

стр. 132


военного управления и о корпусах" (1881 г.), "Осада и штурм крепости Денгиль-Тепе" (1881 г.) и своих практических действиях большое место отводил воспитанию способности у офицеров и солдат "думать, соображать под огнем", развитию удальства и презрения к смерти. "Я не требую, чтобы каждый был безумно храбрым, чтобы он приходил в энтузиазм от ружейного огня. Это глупо! Мне нужно только, чтобы всякий исполнял свою обязанность в бою"26.

Много внимания М. Д. Скобелев уделял самообразованию и требовал этого от подчиненных, в самообразовании он видел путь к успеху. Он крайне интересовался всем, читал и работал и подметил, что пруссаки хотели скрыть новую роль кавалерии, подготовленную ими для будущей войны. Скобелев с быстротой, поистине гениальной, схватил это и целиком перенес к себе, развив и видоизменив многое по собственному соображению. "Скобелев возьмет все, что есть у подчиненного, и даже больше, потому что заставит его идти вперед, совершенствоваться, работать над собой"27.

В воспитательных целях он широко использовал личный пример, при этом отмечал: "Я не привык делить дела на пустые и не пустые. Всякое, за которое я берусь, - серьезно для меня... А если молодые солдаты заметят, что генералы шкуру берегут, так и они на свою тоже скупиться станут... Везде пример нужен"28. Интересны идеи М. Д. Скобелева по воспитанию солдата. Он отмечал: придавал своей профессиональной подготовке и подчиненных ему офицеров. Широко известна его работа "Маршрут, пройденный от Красноводска по направлению к Хиве", опубликованная в Известиях Географического Общества в 1872 г. Том VIII; "Отчет Генерал-адьютанта Скобелева о маневрах I, II и XV корпусов германской армии". Петроград, 1914; Письмо Скобелева к М. Н. Каткову; Речь Скобелева на обеде в годовщину взятия Геок-Тепе; Письмо Скобелева к И. С. Аксакову и др. Наиболее полную характеристику личности М. Д. Скобелева, его взглядов можно найти в трудах Верещагина В. В. На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. М., 1902; Дукмасова П. Со Скобелевым в боевом огне. СПб.,1895; Кашкарова Д. Взгляды М. Д. Скобелева на политику и войну // Армейские вопросы. Вып. 2. СПб.,1893; Маслова А. Н.Завоевание Ахал-Теке. Материалы для биографии и характеристики М. Д Скобелева. СПб., 1887; Чанцева И. А. Скобелев, как полководец. СПб., 1883.


26 Цит. по: Немирович-Данченко ВасИ. Скобелев. М., 1993. С. 32, 52.

27 Там же. С. 41.

28 Там же. С. 51.

стр. 133


"Солдат должен всегда знать, куда и зачем он идет... Сознательный солдат в тысячу раз дороже бессознательного исполнителя..."29. Отрицательно относился к телесному наказанию солдата: "Я скорее расстреляю солдата, чем высеку его. Нет ничего более унизительного!"30. Проявлял настойчивость в развитии чувства собственного достоинства солдата, поднятию его духа, используя опыт предыдущих войн. Так, он говорил: "Мы забыли войну. Наши отцы были лучшими боевыми психологами и понимали влияние музыки на солдата. Она поднимает дух войск. Наполеон - бог войны - хорошо сознавал это и водил атаки под громкие звуки марша"31.

Среди работ, рассматривавших вопросы духовного воспитания юнкеров, использованных нами, - монография П. О. Бобровского32. Этот труд является крупным научным исследованием, раскрывающим традиции русской военной школы, которые передавались от одного поколения воспитанников к другому. В нем очень точно подмечены наиболее существенные черты учебно-воспитательного процесса, значимость профессорско-преподавательского состава. Военная служба с ее показными парадами и разводами, с ее педантичною и подчас жестокою дисциплиною, - являлась фундаментом особой воинской культуры юнкеров33. Большое внимание в юнкерских училищах обращалось на практический метод обучения, в первую очередь при преподавании специальных военных дисциплин, где необходимо было добиться не только понимания и знания теоретических положений, но и выработать определенные навыки. Образование юнкеров нельзя было считать оконченным, если они не делали по каждому специальному предмету практических упражнений и специальных работ. Большое значе-


29 Цит. по: Немирович-Данченко ВасИ. Указ. соч. С. 47.

30 Там же. С. 53.

31 Там же. С. 146 - 147.

32 Бобровский П. О. Юнкерские училища. Т. 1 - 2. СПб., 1872- 1873. Павел Осипович окончил академию Генерального штаба в 1857 г. (24-й выпуск). Через три года - в 1860 г. он пишет работу "Движение народонаселения жителей Гродненской губернии за 15 лет". Гродно, 1860. В 1863 г. выходит "Статистическое описание Гродненской губернии". 2 части и 2 тома приложений. СПб., 1863. Труд удостоен Императорским Русским Географическим обществом в 1863 г. малой золотой медали. Участвовал в кампаниях 1853, 1854 и 1855 гг. (см. список Генерального штаба.. СПб., 1896. С. 12).

33 Бобровский П. О. Юнкерские училища. СПб., 1873. Т. 2. С. 30 - 37.

стр. 134


ние П. О. Бобровский придает духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и роли военного духовенства в просвещении личного состава34.

Интересна с точки зрения современного восприятия цель преподавания в юнкерских училищах истории - "развивать патриотические чувства без извращения истины... Русская история, преподаваемая будущим офицерам нашей армии, должна знакомить их с политическими интересами своей Родины..."35.

Вопросы воспитательной работы рассматриваются во многих трудах ученого36. В исследовании, посвященном истории 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка, он отмечает важность высоких нравственных качеств офицерского корпуса, сохранения военных традиций и сознания о принадлежности к семье старого боевого полка37. По мнению П. О. Бобровского, наличие ротных библиотек в значительной степени способствовало развитию грамотности нижних чинов и правильной организации занятий в ротных школах, позволило полку достичь высоких результатов в боевой учебе38.

Подчеркивается необходимость воспитания по-настоящему высокого воинского духа военнослужащих, которые можно формировать только при проведении учений, максимально приближенных к реальным боевым условиям39. П. О. Бобровский считал, что задача нравственного подъема нижних чинов, развития в них понятий о своем долге, о догматах православной веры, об обязанностях христианина по праву принадлежит полковым священникам. Он также заметил, что "сохранение славных преданий и поддержание боевого духа и прекрасных качеств Кавказских войск составля-


34 Бобровский П. О. Указ. соч. С. 97.

35 Там же. .. С. 99.

36 Бобровский П. О. К истории военно-учебной реформы Императора Александра II // Русская старина. 1887; Он же. Военные законы Петра Великого. СПб., 1887; Он же. Постоянные войска и состояние военного права в России в XVII в. СПб., 1882. Им написаны истории лейб-гвардии Преображенского, лейб-гвардии Уланского Ее Величества и 13-го лейб-гренадерского Эриванского полков.

37 Бобровский П. О. История 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка за 250 лет. 1642 - 1892. Часть пятая. Гренадеры. 1856 - 1892. СПб., 1898. С. 161 - 162.

38 Там же. С. 164 - 166.

39 Бобровский П. О. История Лейб-Гвардии Преображенского полка 1683 - 1900. СПб., 1900. С. 256.

стр. 135


ло господствующую заботу старших их начальников, которые внушали командирам боевых Кавказских частей существенную важность достижения ими такой цели совокупностью всех занятий, начиная от воспитания молодых солдат"40.

Бобровский П. О. отмечал, что "чрезмерно строгая дисциплина, постоянная караульная служба, вечное учение, сопровождаемое палочными ударами капрала, а затем безделье - все это не могло нравственно поднять солдата"41. Он призывал не пренебрегать опытом зарубежных стран, ссылаясь при этом на Петра Великого, который "признав превосходство западно-европейской культуры, охотно стал учеником голландца Тимермана, шотландца Гордона, женевца Лефорта. Последний обучал его фехтованию, танцам, верховой езде и голландскому языку"42. Первые полки (Преображенский и Семеновский) имели организацию, обмундирование, вооружение и снаряжение солдат по немецкому образцу43.


40 Цит. по: Бобровский П. О. История 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка за 250 лет. 1642 - 1892. Часть пятая. Гренадеры. 1856 - 1892. СПб., 1898. С. 305 - 306.

41 Цит. по: Бобровский П. О. Переход России к регулярной армии. СПб., 1885. С. 57.

42 Цит. по: Бобровский П. О. История Лейб-Гвардии Преображенского полка. 1683 - 1900. СПб., 1900. С. 188.

43 Бобровский П. О. Переход России к регулярной армии. СПб., 1885. С. 154, 164 - 165, 189. Обручев Николай Николаевич окончил академию Генерального штаба в 1854 г. с большой серебряной медалью, с занесением имени на мраморную доску (21-й выпуск), профессор военной статистики в этой же академии в 1856 - 1878 гг. и с 1878 г. Почетный член Конференции академии. В 1858 г. по его идее был основан журнал "Военный Сборник", первым редактором которого он и стал. В 1866 г. был произведен в генерал-майоры, а еще через год назначен членом и управляющим делами Военно-ученого комитета Главного штаба. На этом посту Н. Н. Обручев оставался до 1881 г. Редактировал военно-статистические труды Военно-ученого комитета с 1873 по 1881 г. С 10 июня 1881 г. начальник Главного штаба. С 30 августа 1893 г. Член Государственного Совета. Член Императ. Академии Наук, Николаевской акад. Ген. штаба и Московского университета. Участвовал в походах 1849 г., 1853 - 1854 гг. и в кампании 1877 и 1878 гг. Пользуясь особым доверием военного министра Д. А. Милютина и начальника Главного штаба графа Гейдена, Н. Н. Обручев явился одним из главных деятелей всех важнейших военных реформ эпохи 60-х гг. Всеобщая воинская повинность, организация вооруженных сил на новых основаниях, равно как и разработка соображений по подготовке вероятных театров военных дейст-

стр. 136


Изучая труды Н. Н. Обручева (1830 - 1904 гг.)44, стоявшего у истоков русской военной статистики и журналистики, долгое время работавшего в Военно-ученом комитете Главного штаба, на кафедре военной статистики Академии Генерального штаба. "Как профессор, он создал целую школу, подготовил много талантливых офицеров, которые гордились тем, что они ученики Обручева. Как администратор, он работал над реорганизацией наших вооруженных сил на новых началах... все вопросы, обнимающие системы обороны государства, разработаны у нас Обручевым"45, - отмечал его ученик А. А. Бильдерлинг.

Первое самостоятельное изложение своих мыслей молодым офицером непосредственно по окончании корпуса позволяет убедиться, насколько полно 20-летний офицер усвоил курс наук, которые ему преподавали. Н. Н. Обручев в 1850 г. Будучи в чине подпоручика, написал свой первый труд "Опыт истории военной литературы в России", удостоенный поднесения Его Величеству46, за что получил "высочайшее благоволение" и подарок по чину.

В 1853 г. эта рукопись, несколько переработанная Н. Н. Обручевым, была издана в Петербурге под названием "Обзор рукописных и печатных памятников, относящихся до истории военного искусства в России по 1725 год", положившее основание дальнейшим архивным исследованиям и изучению отечественной военной истории по подлинным документам. Всю историю военной литературы в России он разделил на 5 периодов. Первый период до 1696 г. характеризуется "неточностью, неопределенностью понятий и отсутствием систематического порядка в изложении предметов"47. Второй период охватывает царствование Петра Великого,


вий, - все это было проведено в жизнь при ближайшем участии Н. Н. Обручева (см. список Ген. штаба.. СПб., 1896. С. 5; РНБ ОР Ф. 80. Бобровский П. О. Д. 7. Лл. 1 - 100; РНБ ОР Ф. 120. Бычковы А. Ф., И. А. Оп. 1. Д. 387. Лл. 1 - 15; РНБ ОР. Ф. 605. Помяковский И. В. Оп. 1. Д. 1.

44 РНБ ОР Ф. 391, 585. Лл. 1- 3;. Бобровский П. О., Краевский А. А. Д. 202. Лл. 1 - 5.

45 Цит. по: Бильдерлинг А. А. Памяти Н. Н. Обручева // Русская старина. 1914. Июнь. С. 14.

46 Столетие Военного министерства. Императорская главная квартира. История Государевой свиты. Царствование императора Александра II. СПб., 1914. Т. 2. С. 918.

47 Цит. по: Обручев Н. Н. Обзор рукописных и печатных памятников, относящихся до истории военного искусства в России по 1725 год. СПб., 1853. С. 2.

стр. 137


когда "трудами Великого Государя были положены прочные основания главнейшим из военных наук..."48. Третий период с 1725 по 1761 гг. отмечен некоторым снижением активности в выпуске военной литературы. Четвертый заключает в себе царствования Петра III, Екатерины II и Павла I и отличается повышением внимания к военной литературе. Когда "относительно военной литературы мы еще пользовались преимущественно трудами иностранцев, заимствуя у них то, что было открыто их умом, приобретено их опытностью, переводя и переделывая все лучшие сочинения, являвшиеся за границей"49. Последний, пятый период связан с именами Александра I и Николая I: "Научившись всему, что нужно, дабы хорошо понимать и знать сущность дела, мы уже двигаемся вперед не чужими трудами, а собственным своим умом". Очень высоко Н. Н. Обручев оценил и учреждение академии Генерального штаба. Эта и другие работы Н. Н. Обручева, его взгляды на воспитание военнослужащих пронизаны гуманизмом (спасение солдат от болезней, бережное отношение к людям). Они знакомят нас с разумными истинными началами, на которых происходят материальные и нравственные преобразования в войсках, высокий личный авторитет оказали значительное влияние на офицеров-практиков, их профессиональную и общую культуру50.

Период с 1881 по 1904 гг. характеризуется дальнейшим подъемом интереса к вопросам подготовки военных кадров, повышению их духовной культуры. Большой интерес представляют работы Н. Д. Бутовского. В них отмечается большое значение подготовки нижних чинов и высоких требований к ним. "Хороший учитель из нижних чинов долженобладать следующими достоинствами:

1) нравственностью, 2) запасом служебных познаний и 3) уменьем


48 Цит. по: Обручев Н. Н. Указ. соч. С. 3.

49 Там же. С. 4.

50 Обручев Н. Н. О вооруженной силе и ее устройстве // Военный сборник. 1858. N 1. Он же. Изнанка Крымской войны // Военный сборник. 1858. N 2, 4, 7. Он же. Обзор деятельности Военного Министерства в последнее пятилетие, финансовых его средств и нужд армии // Военный сборник. 1865. N 10, 11. Он же. Записки о снаряжении пехоты пяти первостепенных европейских армий: русской, французской, английской, австрийской и прусской // Военный сборник. 1862. N 3. Он же. Сеть русских железных дорог. Участие в ней земства и войска // Русский инвалид. 1862. В них он критически анализирует опыт деятельности русской армии и делает далеко идущие выводы. Критикует снабжение войск и рассматривает последствия недостатков этой системы. Приложение. 1864. N 22, 23, 24.

стр. 138


передать эти познания ученикам"51. Мастерство учителя - вопрос очень серьезный, и во многих частях стали вырабатывать приемы преподавания. Однако общих подходов в этом вопросе не существовало, и Н. Д. Бутовский выступил за единую программу подготовки, единые требования к методике проведения специальных занятий. "Везде требуется: короткий и понятный рассказ, соединенный с ясным и неторопливым показом; преподавание по мелким разделениям; приветливый тон обращения с учеником; заботы о том, чтобы новобранец постепенно втягивался в трудные упражнения и т.д. Последнее особенно важно при обучении бегу, гимнастике, фехтованию, при ходьбе сомкнутою шеренгою..."52.

Важнейший принцип формирования духовной культуры - индивидуальный подход, близость офицера к солдату. "Оказалось, например, что солдат, при внимательном обращении с ним начальника, отвечающем его индивидуальным особенностям, может изучить свое дело гораздо скорее и с меньшим напряжением сил, чем это было при отношении к нему "свысока"53. Автор замечает, что "иных, особенно развязных людей, нужно осаживать известной официальностью в обращении; других, напротив, следует поддер-


51 Бутовский Н. Д., генерал от инфантерии, родился в 1850 г. Окончил Полтавский кадетский корпус и Павловское военное училище. В 1869 г. получает первое офицерское звание с прикомандированием к Лейб-Гвардии Павловскому полку. В 1895 г. в чине полковника назначен командиром Рижского учебного унтер-офицерского батальона, а в 1898 г. командиром 116 пехотного Малоярославского полка. В 1900 г. произведен в генерал-майоры. Командовал бригадой, дивизией. Участвовал в русско-турецкой кампании 1877 - 1878 гг. Награжден орденами св. Анны 4-й степени и св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Принимал участие во многих комиссиях при ГШ, вырабатывавших положения по воспитанию и образованию войск. Им написаны труды: О способах обучения и воспитания современного солдата - практические заметки командира роты. СПб., 1909; О подготовке учителей молодых солдат - практические советы командира роты. СПб., 1902; Прежняя служба и настоящая - очерк развития солдатской школы. СПб., 1909; Командиры - положительные и отрицательные типы начальника. СПб., 1901; Очерки современного офицерского быта. СПб., 1909; Промахи молодого офицера. СПб., 1904 и др. Цит. по: Бутовский Н. Д. О подготовке учителей молодых солдат (практические советы командира роты). СПб., 1902. С. 7.

52 Там же. С. 16 - 17.

53 Цит. по: Бутовский Н. Д. О способах обучения и воспитания современного солдата (практические заметки командира роты). СПб., 1889. С. 5.

стр. 139


живать приветливостью, ласковым словом, частой похвалой"54.

Н. Д. Бутовский отмечал необходимость кропотливой и систематической работы по нравственному воспитанию личного состава: "научить хороших людей строю можно в несколько месяцев, но радикально изменить дух в роте можно только в течение нескольких лет"55. Поэтому укрепление религиозности военнослужащих, чтение ими полезных книг в свободное от службы время, считал он, способствует укреплению нравственных качеств. Автор отмечает важность организации изучения русского языка молодым пополнением, прибывшим из районов компактного проживания нерусского населения. "На людей, не владеющих русским языком, принято смотреть как на самый неблагодарный материал в деле солдатского воспитания. В таком взгляде мы усматриваем большую ошибку"56. И показывает, что при правильной организации изучения языка (учитывающей национальные особенности характера новобранцев) молодые солдаты быстро осваивают его и начинают говорить по-русски, а некоторые из них даже опережают своих русскоязычных товарищей в понимании технических выражений, которыми изобилуют наши уставы, наставления и инструкции. Вместе с тем в исследуемый период практические шаги по укреплению армии и флота отличались непоследовательностью, нелогичностью, отсутствием преемственности в деятельности военного министерства. Это привело к трагическим событиям русско-японской войны. Целая система рекомендаций в вопросах обучения, воспитания и службы солдат, унтер-офицеров русской армии развернута в трудах Д. П. Парского57, использованных нами в данном исследовании. Автор призывал, учитывая уроки русско-японской войны, учить военнослужащих прежде всего тому, что им могло бы пригодиться в условиях боевых действий.

Большой интерес у исследователей вызывают работы военного министра Алексея Николаевича Куропаткина. Его путешествие в Кашгарию вызвало появление книги "Очерки Кашгарии" (1878 г.). Переизданная в 1879 г. под названием "Кашгария", книга удостоена Императорским русским географическим обществом малой золотой медали. Опыт русско-турецкой войны вызвал появ-


54 Цит. по: Бутовский Н. Д. Указ соч. С. 24.

55 Там же. С. 8 - 9.

56 Там же. С. 14.

57 Парский Д. П. Причины наших неудач с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906. Он же. Что нужно нашей армии? СПб., 1906. Он же. Боевая подготовка нашего солдата. СПб., 1912.

стр. 140


ление в 1881 - 1883 гг. ряда статей в "Военном Сборнике" под заглавием "Ловча, Плевна и Шейново". В 1885 г. исправленное и дополненное собрание этих статей вышло отдельной книгой под названием "Ловча и Плевна". Этот труд дает талантливое описание действий отряда генерала М. Д. Скобелева и выяснение причин наших неудач под Плевной. Книга не утратила огромного познавательного и воспитательного значения для всего личного состава армии58.

После японской войны А. Н. Куропаткин издал 4-х томный труд под общим названием "Отчет генерал-адъютанта Куропаткина" (1906 г.), составляющий свыше 125 печатных листов с несколькими


58 Куропаткин А. Н. родился 17 марта 1848 г. в семье псковского дворянина, отставного капитана. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1864 г. поступил в 1-е Павловское военное училище. В 1871 г. поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил в 1874 г. (40-й выпуск), получив научную командировку в Германию, Францию и Алжир. В начале 1877 г. непродолжительное время состоял при Главном штабе, а в сентябре того же года был назначен начальником штаба 16-й пехотной дивизии Будучи ближайшим боевым сотрудником М. Д. Скобелева, отличился под Ловчей, Пленной и при переходе через Балканы. В бою 31 августа под Плевной получил сильную контузию и "уцелел только чудом". Многие считали его убитым, а в "Московских ведомостях" за 1877 г. помещен его некролог. За боевые отличия награжден орденом св. Станислава и св. Анны 2-й степени и Владимира 3 степени с мечами, чином полковника и золотой саблей с надписью "За храбрость". 6 сентября 1878 г. назначен заведующим азиатской частью Главного штаба, а 30 сентября того же года - адьюнкт-профессором Николаевской академии Генерального штаба по кафедре военной статистики (1878 - 1879 гг.). В 1879 г. получил назначение командующим Туркестанской стрелковой бригадой. 27 марта 1890 г. произведен в генерал-лейтенанты с назначением начальником Закаспийской области, командующим расположенными в ней войсками и заведующим Закаспийской военной железной дороги. 1 января 1898 г. А. Н. Куропаткин назначен управляющим военным министерством, 1 июля 1898 г. - военным министром. После русско-японской войны был назначен членом Государственного Совета и поселился в своем имении в Псковской губерне в г. Холмске и был не у дел вплоть до 1-й мировой войны. С сентября 1915 г. командир гренадерского корпуса, с февраля по июль 1916 г. - командующий войсками Северного фронта. С июля 1916 г. по март 1917 г. генерал-губернатор Туркестанского края. Под давлением Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был отстранен от должности и последние годы жизни провел в родовом имении Шешурино Холмского уезда Псковской губерния (см. список Генерального штаба. СПб., 1896).

стр. 141


атласами. Первые 3 тома заключают описание трех главных сражений войны: Ляояна, Шахе и Мукдена; том 4 озаглавлен "Итоги войны". Лично им написаны только два последних тома. Причиной появления "Отчета" было стремление автора облегчить скорейшее использование опыта войны, воспитания войск и отчасти желание оправдаться от обвинений, предъявляемых к нему как военному министру и полководцу. Несмотря на недостаточную полноту (объясняемую спешностью издания) и некоторую односторонность изложения, труд представляет большой интерес по обширности материала и высокой авторитетности автора в оценке духовных и нравственных качеств военнослужащих, столь близко стоявшего к описываемым событиям. Последний том заключает весьма ценные выводы из войны, дающие готовый план переустройства нашей армии. Этот том был переведен на немецкий язык.

Краткий обзор причин поражения армии в русско-японской войне представлен в книге А. Н. Куропаткина "О русско-японской войне. Итоги войны"59. Проведенный автором анализ свидетельствовал, что одной из причин поражения России в войне была неудовлетворительное моральное состояние военных кадров.

Таким образом, все рассмотренные труды помогли нам воссоздать картину формирования и развития духовной культуры военнослужащих русской армии, выявить ее как позитивные, так и отрицательные стороны. Авторы большей части трудов не стремились выйти за рамки описательного метода и изложения фактического материала. Мы можем утверждать, что работы дореволюционного периода характерны богатством фактических материалов, носили описательный характер, за которым трудно уловить закономерные связи, тенденции развития духовной культуры военнослужащих.

Вместе с тем, анализируя приведенный материал, следует отметить, что фундаментальные труды и отдельные статьи, опубликованные в периодической печати России того времени, имели одну направленность - они обобщали мысли боевых офицеров и генералов, искавших эффективные возможности повышения боеспособности русской армии на путях существенного улучшения обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно эти работы позволили обратить особое внимание на состояние духовно-нравственной культуры военнослужащих русской армии.


59 Куропаткин А. Н. О русско-японской войне. Итоги войны. Берлин, 1909.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ФОРМИРОВАНИЯ-И-РАЗВИТИЯ-ДУХОВНОЙ-КУЛЬТУРЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-В-НАУЧНЫХ-ТРУДАХ-И-ЛИТЕРАТУРЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ю. НОВОЖИЛОВ, ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ И ЛИТЕРАТУРЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ФОРМИРОВАНИЯ-И-РАЗВИТИЯ-ДУХОВНОЙ-КУЛЬТУРЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-В-НАУЧНЫХ-ТРУДАХ-И-ЛИТЕРАТУРЕ (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. Ю. НОВОЖИЛОВ:

В. Ю. НОВОЖИЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
920 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ И ЛИТЕРАТУРЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android