Libmonster ID: RU-8795

Акад. Ем. Ярославский

95 лет назад, накануне мартовской революции 1848 г., появился "Коммунистический манифест" Маркса - Энгельса - эта "песнь песней коммунизма", по выражению товарища Сталина. "Коммунистический манифест" был первой программой рабочего класса, основанной на тщательном научном анализе всего хода развития человеческого общества.

Молодой Маркс развивался в период, когда Европа была чревата революцией, когда всё больше и больше давал о себе знать рабочий класс. Марксу было всего 13 лет, когда в 1831 г. лионские ткачи восстали под лозунгом "жить, работая, или умереть, сражаясь". К 30-м же годам XIX в. относится развитие чартистского движения в Англии, а в Германии в это время всё большее влияние приобретала радикальная интеллигенция, группировавшаяся вокруг "Молодой Германии". Рабочее движение 40-х годов, когда Карл Маркс вступил на арену политической деятельности, не освободилось и не могло ещё освободиться от влияния теорий утопического социализма, - религиозных и других влияний, характерных для периода первых, незрелых попыток создания самостоятельных организаций рабочего класса.

Маркс и Энгельс явились идеологами движения, основанного не на утопических мечтаниях об идеальном устройстве человеческого общества, а на глубоком, научном исследовании законов развития человеческого общества. В этом величайшая заслуга Маркса и Энгельса.

"Союз коммунистов", в основании которого К. Марксу принадлежит решающая роль, был первой организацией, которая формулировала программу рабочего класса на основе идей научного социализма. Это был действительно шаг от утопии к науке в рабочем движении. "Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм - не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного капиталистического общества. Они показали, что капиталистический строй падёт так же, как наш крепостной строй, что капитализм сам создаёт себе могильщика в лице пролетариата. Они показали, что только классовая борьба пролетариата, только победа пролетариата над буржуазией избавит человечество от капитализма, от эксплоатации"1 .

Ко времени выхода "Коммунистического Манифеста" К. Маркс уже был широко известен как блестящий выразитель самого радикального течения европейской общественной мысли, как коммунист. Русские радикалы, встречавшие молодого Маркса, восторженно отзывались о нём, восхищались его эрудицией, его боевым темпераментом, железной логикой его мысли. Таким его описывают все, кто знал молодого Маркса.


1 История ВКП(б). "Краткий курс", стр. 11. Госполитиздат. 1938.

стр. 8

Фридрих Лесснер рассказывает, о своей встрече с Марксом и Энгельсом в начале 1848 г.: "Тогда я впервые увидел Маркса и Энгельса. Никогда я не забуду впечатления, которое произвели на меня оба эти человека. Марко был тогда ещё молодым человеком, лет 28 - 30. Он был среднего роста, широкоплеч, крепко сложен, энергичен, с высоким благородным лбом, густыми иссиня-чёрными волосами и проницательным взглядом. Рот его уже тогда обладал тем саркастическим выражением, которого так боялись его противники. Маркс был рождён народным вождём. Его речь была краткой, связной, неумолимо логичной; он никогда не говорил лишних слов; каждая фраза - мысль, каждая фраза - необходимое звено в цепи доводов. В Марксе ж было ничего от мечтателя. Чем больше я создавал разницу между коммунизмом вейтлинговского периода и коммунизмом "Коммунистического Манифеста", тем; яснее становилось для меня, что Маркс представлял зрелый возраст социалистической мысли"1 .

Трудно найти в истории человечества последних веков до появления на политической арене Ленина и Сталина другие столь величественные фигуры, наложившие такой глубокий отпечаток на борьбу самого революционного класса капиталистического общества - рабочего класса, - как Маркс и Энгельс.

Маркс пришёл в ряды рабочего движения на основании глубокого убеждения, что именно рабочему классу история отвела роль творца нового человеческого общества, где будет уничтожена эксплоатация человека человеком.

Поль Лафарг, работавший в течение ряда лет непосредственно с Марксом и помогавший ему в работе, пишет о нём в своих воспоминаниях: "К коммунистическим убеждениям он пришёл не путём сентиментальных размышлений, хотя он и глубоко сочувствовал страданиям рабочего класса, а путём изучения истории и политической экономии. Он утверждал, что всякий беспристрастный ум", свободный от влияния капиталистических интересов и не ослеплённый классовыми предрассудками, непременно должен притти к тем же выводам... Он выступал публично с одной лишь целью: способствовать торжеству дела рабочего класса... В своей деятельности Маркс не ограничивался страной, в которой он родился. "Я - гражданин мира, - говорил он, - и действую там, где нахожусь". И действительно, во всех странах, куда забрасывали его события и политические преследования, - во Франции, Бельгии, Англии - он принимал выдающееся участие в революционных движениях, которые там развивались"2 .

Карл Маркс, как известно, примял горячее участие в революции 1848 года. Преследуемый прусским правительством, вынужденный эмигрировать из Германии, подвергаясь затем гонениям в других странах, Маркс в течение тридцати лет прожил в Лондоне, куда стекались к нему деятели рабочего движения всех стран цивилизованного мира, люди, искавшие у Маркса не только совета, но и поддержки. И не было в мировом рабочем движении ни одного шага, которым Маркс не интересовался бы живо.

Маркс был организатором и душой основанного в 1864 г. I Интернационала. Международное товарищество рабочих было любимым детищем Маркса и Энгельса. Они боролись за его создание, за его рост, за очищение рабочего движения от анархистских и других течений, которые стремились совлечь рабочий класс с правильного пути. Всю свою страсть и все свои знания вложил К. Маркс в эту борьбу. Беспощадный к врагам


1 "Воспоминания о Марксе", стр. 128. Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия". М. 1940.

2 Там же, стр. 54.

стр. 9

рабочего движения, он умел быть нежным и отечески внимательным к тем, кто оказывал деятельную помощь этому движению. С исключительной силой он обрушился на пруссаков как на палачей Парижской коммуны, в которой Маркс увидел "прообраз государства нового типа".

К. Маркс был пламенным певцом Парижской коммуны. Когда под стенами Парижа стояли пруссаки, Маркс писал: "Трудящийся, мыслящий, борющийся, истекающий кровью, но сияющий вдохновенным сознанием своей исторической инициативы, Париж почти; забывая о людоедах, стоявших перед его стенами, с энтузиазмом отдавшись строительству нового общества!"1 .

Накануне восстания в Париже Маркс считал, что парижский пролетариат ещё не готов к тому, чтобы совершить победоносную революцию. Однако, когда революция началась, он всей душой был с восставшими, оказывал им и моральную, и политическую, и материальную поддержку.

"Каковы бы ни были достоинства отдельных мероприятий Коммуны, - писал Маркс, - её величайшим мероприятием была её собственная организация, созданная наспех в такое время, когда иноземный враг стоял у одних ворот, а классовый враг у других, доказывая своим существованием свою жизнеспособность, подтверждая свои принципы своими делами. Её появление было победой над победителями Франции. Пленный Париж одним смелым усилием вернул себе своё руководство Европой, основанное не на голой силе, а на том, что он встал во главе социального движения, воплотив чаяния рабочего класса всех стран"2 .

Мы невольно вспоминаем эти слова К. Маркса в грозные дни второй мировой войны, когда петэны и лавали, эти достойные потомки версальцев, так же предали Францию, когда они в животном страхе перед повторением Коммуны сдали Париж на растерзание фашистским людоедам, преемникам тех прусских претендентов на мировое господство, которые терзали Францию в 1870 - 1871 годах.

Маркс с ненавистью писал о пруссаках, что они "в грубом упоении своим военным триумфом смотрят на агонию французского общества и используют её для своих целей с грязной расчётливостью Шейлока и с грубой наглостью..."3 .

Он с юных дней ненавидел пруссачество, прусскую систему государства, прусский порядок, установившийся в Германии, и всю силу своего таланта направил на борьбу с этим порядком.

Маркс в течение всей своей жизни боролся против прусской системы государства, в основу которой "была Положена старая опала на все желания и на все мысли людей о человеческих правах и обязанностях", против системы, при которой люди "вернулись к старому окостенелому государству слуг, где раб молча служит, а владелец земли и людей по возможности молчаливо господствует посредством благовоспитанной, тихо-послушной дворни"4 .

*

Падение Парижской коммуны отразилось на судьбе всего мирового рабочего движения. Распался I Интернационал, раздираемый внутренними противоречиями и ослабленный жестокими преследованиями его деятелей со стороны восторжествовавшей во всей Европе политической реакции. Не суждено было сбыться мечтам К. Маркса о том, что следующий, новый Интернационал будет свободен от ошибок и недостатков I Интернационала. II интернационал не оправдал этих надежд. Не суждено было


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XIII. Ч. 2-я, стр. 323.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс "Парижская Коммуна", стр. 81. М. 1938.

3 Архив Маркса и Энгельса. Том III (VIII), стр. 429.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 357.

стр. 10

также Марксу увидеть расцвет, а затем торжество своих идей в революционной России, которую он любил, к которой он страстно тянулся.

Известно, что Маркс и Энгельс проявляли большой интерес к России, в особенности, начиная с крымской войны. В 40-х годах Маркс и Энгельс видели в России только оплот реакции. Но более близкое знакомство с положением в России привело их к убеждению в неизбежности и близости революции в этой стране. Маркс и Энгельс изучали русский язык; библиотека Маркса так щедро пополнялась русскими изданиями, что друзья временами опасались, как бы Маркс не перегрузил себя изучением русских материалов. В библиотеке Маркса находилось, по крайней мере, несколько сот книг и брошюр на русском языке. Энгельс, отметил в письме к Зорге, что после смерти Маркса в его библиотеке оказалось больше двух кубических метров книг только по одной русской статистике. Это было, возможно, преувеличением, но не вызывает сомнения тот факт, что Маркс и Энгельс действительно уделяли огромное внимание России и русской литературе. Они изучали русский язык специально для того, чтобы знакомиться с произведениями русской литературы, причём Маркс изучил язык настолько, что читал Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Пушкина без словаря.

Большое внимание уделял Маркс изучению русской истории. Об этом свидетельствуют "Хронологические выписки" Маркса по русской истории. Об этом говорят такие его работы, как "Разоблачение тайной дипломатии XVIII столетия".

Маркс уделял огромное внимание изучению экономики России и положения крестьянства. Он готовился к тому, чтобы в III томе "Капитале", основываясь в значительной степени на материале об экономике России, дать столь же обстоятельный анализ аграрных отношений, какой он дал на основе главным образом английских материалов о классовых отношениях при капитализме в области промышленности.

Многочисленная переписка Маркса с русскими общественными, деятелями, а также с Энгельсом, Зорге, Беккером и другими по поводу русских дел составляет довольно значительную и по объёму и по содержанию часть его литературной деятельности.

Маркс и Энгельс переписывались с Анненковым, Бакуниным, Даниэльсоном, Лопатиным, Лавровым, Плехановым, Верой Засулич и рядом других русских политических деятелей. В переписке Маркса и Энгельса мы находим характеристики и отзывы о Толстом, Чернышевском, Герцене, Огарёве, Добролюбове, Бакунине, Нечаеве, Флеровском, Утине, Серно-Соловьевиче, Элпидине, Кауфмане, Зибере, Ткачёве, Ю. Жуковском, Михайловском, М. Ковалевском, Скалдине, Гартмане, Софье Перовской, Л. Тихомирове, Плеханове, Вере Засулич, П. Струве и многих других.

В живом интересе К. Маркса к русским делам, конечно, сыграло большую роль и то обстоятельство, что на его пути к организации идеологически выдержанного объединения рабочего движения всех стран стали такие люди, как Бакунин и его сторонники, с которыми Маркс вёл ожесточённую борьбу. Маркс не мог примириться с панславистскими, анархическими теориями Бакунина, как он не мог примириться с либеральными и отчасти панславистскими идеями Герцена.

С другой стороны, мы видим Маркса представителем русской секции социалистов - отнюдь не марксистов - в I Интернационале. Первый том "Капитала", прежде чем на другие языки, был переведён на русский язык и сыграл уже в 70-х годах в России большую роль. Всё это заставляло Маркса основательно изучать русскую литературу, изучать Россию.

К. Маркс не дожил до образования в России марксистской рабочей партии. Он умер в 1883 г.: в этом году, в России возникла первая марк-

стр. 11

систская группа - "Освобождение труда" - во главе с Плехановым, Аксельродам, Верой Засулич, Дейчем.

Для историка представляет огромный интерес тот факт, что ни Маркс, ни Энгельс не сблизились с этой группой по-настоящему. Ведь. Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич эмигрировали заграницу в конце 70-х годов. Они не сделали, видимо, всех необходимых шагов к тому, чтобы сблизиться с Марксом и Энгельсом, внушить им доверие к своей группе. Несомненно, большую роль в известном недоверии к этой группе со стороны Маркса сыграло то обстоятельство, что Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич и Дейч до того, как они стали на путь марксизма, были бакунистами. Известно, с каким недоверием Маркс отнёсся к плехановской группе "Чёрный передел", которая образовалась наряду о партией "Народная воля", когда организация "Земля и воля" раскололась.

Маркс и Энгельс придавали столь огромное значение свержению царского самодержавия, что приветствовали и поддерживали политическую деятельность партии "Народная воля", направленную против царизма. Когда же группа Плеханова, уйдя со съезда "Земли и воли", стала издавать в Женеве журнал "Чёрный передел", Маркс в письме к Зорге от 5 ноября 1880 г. иронически писал: "Эти господа высказываются против всякой революционной политической деятельности. Россия должна одним махом перескочить в анархистско-коммунистически-атеистический рай. Пока же они подготовляют этот прыжок нудным доктринёрством, так называемые принципы которого вошли в обиход с легкой руки покойного Бакунина"1 .

Приходится удивляться, что только в 1889 г. Г. В. Плеханов приехал в Лондон, чтобы лично повидаться с Энгельсом и поговорить с ним о делах труппы "Освобождение труда". Переписка, которую вели с Энгельсом члены группы, главным образом Вера Засулич, показывает, как слабы были связи этой группы с ним. К сожалению, Ленин попал заграницу, надеясь встретиться с виднейшими деятелями рабочего движения лишь в 1895 г., когда Маркса уже не было в живых, и в самый год смерти Фридриха Энгельса.

То обстоятельство, что у Маркса в течение многих лет была близкая и оживлённая связь с целым рядом русских общественных деятелей из немарксистского лагеря, необходимо принимать во внимание историку, когда он изучает отношения Маркса и Энгельса к России.

Маркс был особенно непримирим и резок, когда дело касалось его идейных противников. Его борьба против. Бакунина и Герцена, конечно, объясняется глубоко идейными мотивами. Маркс и Энгельс были убеждены о том, что царское самодержавие является главнейшим (одно время Маркс и Энгельс ошибочно думали, что и единственным) серьёзным оплотом реакции в Европе. Маркс в течение многих лет решительно осуждал всякие попытки представить Россию в роли страны, которая даст толчок преобразованию человеческого общества.

Однако же впоследствии Маркс увидел, что внутри России зарождаются силы, которые могут совершенно изменить весь ход и развитие нашей страны. Под конец своей жизни он, уже предвидел возможность того, что именно Россия может дать толчок могучему движению во всей Европе.

29 апреля 1858 г. в письме к Энгельсу Маркс писал: "Движение в пользу освобождения крепостных и России мажется мне важным потому, что оно знаменует собою начало в стране внутренней истории, которая может встать поперёк дороги её традиционной внешней политике"2 .


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII. стр. 100.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXII, стр. 337.

стр. 12

Задача советского историка заключается в том, чтобы теперь, в свете тех глубоких изменений, которые произошли в России после Октябрьской социалистической революции и благодаря ей, а также изменений во всей мировой обстановке в эпоху империализма, изучить тщательно, с одной стороны, всё литературное наследство Маркса и Энгельса, о России, а с другой - отношение Маркса и Энгельса к русской истории, к общественным деятелям России. Это очень благородная и благодарная задача. Работа в этом направлении едва только начата.

*

Велико значение Маркса в Мировой науке. "Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории", - говорил Энгельс на могиле Маркса. "Маркс открыл также специальный закон движения современного капиталистического способа производства и порождённого им буржуазного общества. С открытием прибавочной стоимости в эту область была сразу внесена ясность, в то время как все прежние исследования как буржуазных экономистов, так и социалистических критиков были блужданием в потёмках. Двух таких открытий было бы достаточно для одной жизни. Счастлив был бы тот, кому удалось бы одно такое открытие. Но Маркс сделал самостоятельные открытия в каждой области, которую он исследовал, - даже в области математики, - а таких областей было немало, и ни одною из таких он не занимался поверхностно. Таков был Маркс как человек науки. Но не это в нём было главным. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой. Какую бы живую радость ни доставляло ему каждое новое открытие в любой теоретической науке, о практическом применении которого пока ещё не было и мечи, - его радость была совсем иной, когда дело шло об открытии, немедленно оказывающем революционное воздействие на промышленность, на историческое развитие вообще... ибо Маркс был прежде всего революционер"1 .

Огромная заслуга Маркса и Энгельса заключается в том, что они показали, как человечество в своём развитии идёт к созданию бесклассового социалистического общества. "Все знают, что марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов"2 , - говорит Ленин. Но для того, чтобы марксизм стал достоянием миллионных масс трудящихся, прежде всего рабочего класса, чтобы он стал преобразующей мир силой, "чтобы победить старый мир и создать новое бесклассовое общество, пролетариат должен иметь свою собственную рабочую партию, которую Маркс и Энгельс называли коммунистической партией"3 .

Почему учение Маркса стало таким распространённым, так овладело умами и сердцами миллионных масс? Почему несмотря на преследование марксистов в разных странах марксизм остаёмся самой жизненной теорией? На этот вопрос мы находим ответ у Ленина:

"Это произошло потому, что Маркс опирался на пробный фундамент человеческих знаний, завоёванных при капитализме, изучивши законы развития человеческого общества, Маркс понял неизбежность развития капитализма, ведущего к коммунизму, и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи полного усвоения всего того, что дала прежняя наука. Всё то, что было создано чело-


1 "Воспоминания о Марксе", стр. 190 - 191.

2 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 140.

3 История ВКП(б). "Краткий курс", стр. 11.

стр. 13

веческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделал те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли"1 .

Никто так много не сделал для того, чтобы поставить изучение истории человеческого Общества на твёрдое, научное, основание, как К. Маркс. Величайшей заслугой Маркса является его стройная теории исторического материализма. Если многие учёные - физики, химики - считали вполне правильным материалистическим взгляд на процессы природы, то с гораздо большими трудностями прокладывало себе дорогу последовательное материалистическое истолкование общественных явлений. Ленин писал, что "домарксовская "социология" и историография в лучшей случае давали накопление сырых фактов, отрывочно наганных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных "главенствующих" идей или в толковании их, вскрывая корпии без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, - на всё это обратил внимание Маркс и указал путь к, научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса"2 .

Маркс считал историю самой важной наукой. Он даже говорил, что история - это единственно настоящая наука. Плодотворный метод исторического исследования, данный Марксом, находит всё более и более блестящее подтверждение. Он раскрывает совершенно по-новому всю историю развития человеческого общества. Он помогает построить из огромной массы фактов, нередко разорванных большими промежутками времени, стройную картину развития человеческого общества.

Отсюда большие задачи, которые выдвинуты перед марксистскими историками. Задачи марксистских историков с предельной ясностью сформулированы товарищем Сталиным в "Кратком курсе" истории ВКП(б): "История общественного развития есть вместе с тем история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества.

Значит, историческая наука, если она хочет быть действительной наукой, не "может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям "завоевателей" и "покорителей" государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов. Значит, ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе произ-


1 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 387.

2 Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 13.

стр. 14

водства, практикуемом, обществом в каждый данный исторический период, - в экономике общества.

Значит, первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества"1 .

Маркс всю жизнь стремился к тому, чтобы сделать науку двигателем исторического прогресса, помощником передовых сил человеческого общества. Теория Маркса - "не мёртвая догма, не какое-либо законченное, готовое, неизменное учение, а живое руководство к действию"2 .

Именно эта сторона марксистской теории делает её привлекательной для всех, кто стремится найти в науке опору для своей практической политической деятельности, направленной к борьбе о реакционными силами общества, мешающими созданию общественного строя, где бы не было эксплоатации человека человеком. Ленин говорит, что теория Маркса "прямо ставит своей задачей вскрыть все формы антагонизма и эксплоатации в современном обществе, проследить их эволюцию, доказать их преходящий характер, неизбежность превращения их в другую форму и послужить таким образом пролетариату для того, чтобы он как южно скорее и как можно легче покончил со всякой эксплоатацией. Непреодолимая привлекательная сила, которая влечёт к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины; лично соединял в себе качества; учёного и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно. В самом деле, задачей теории, целью науки - прямо ставится тут содействие классу угнетённых в его действительно происходящей экономической борьбе"3 .

В то время как теоретики либеральной, а также " консервативной буржуазии видели в революционных периодах отклонения от "нормального пути", видели "смуту", проявление "социальной болезни", рассматривали эти революционные периоды как печальный результат крайностей и ошибок тех или иных общественных деятелей, или общественных групп, Маркс рассматривал революционные периоды как "самые жизненные, самые важные, существенные, решающие моменты в истории человеческих обществ"4 . Марко считал, что "именно в такие периоды разрешаются те многочисленные противоречия, которые медленно накапливаются периодами так называемого мирного развития. Именно в такие периоды проявляется с наибольшей силой непосредственная роль разных классов в определении форм социальном жизни, созидаются основы политической "надстройки", которая долго держится потом на базисе обновлённых производственных отношений"5 .

Ещё в 1848 г., говоря об английской революции 1648 г. и о французской революции 1789 г., Маркс показал, какое огромное значение имели эти революции в развитии человеческого общества. Он писал в "Новой Рейнской газете" 14 декабря 1848 г., что "каждая из этих революций ушла на столетие вперёд по сравнению со своими прообразами не только хронологически, но и по существу"6 . И далее: "Революция 1648 г. представляла победу семнадцатого века над шестнадцатым, ре-


1 История ВКП(б). "Краткий курс", стр. 116.

2 Ленин. Соч. Т. XV, стр. 74.

3 Ленин. Соч. Т. I, стр. 218.

4 Ленин. Соч. Т. XII, стр. 33.

5 Там же, стр. 32.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VII, стр. 54.

стр. 15

волюция 1789 г. - победу восемнадцатого века над семнадцатым. Эти революции выражали ещё больше потребности тогдашнего мира, чем потребности тех частей мира, где они происходили, т. е. Англии и Франции"1 .

Это откосится и к последующим революция, в особенности к Великой Октябрьский социалистической революции, которая открыла новую эру в истории человечества, завершив огромный исторический путь, рисовавшийся духовному взору Маркса и Энгельса, когда они составляли "Коммунистический Манифест".

Ленин ещё до победы Великой Октябрьской социалистической революции был убеждён в том, что будущее развитие человеческого общества принесёт ещё большее торжество марксизму: "После появления марксизма каждая из трёх великих эпох всемирной истории приносила ему новые подтверждения и новые триумфы. Но ещё больший триумф принесёт марксизму, как учению пролетариата, прядущая историческая эпоха"2 .

История ложностью оправдала это предвидение Ленина ещё при его жизни.

*

Особенное значение марксистско-ленинская теория имела для России, ибо на её прочной основе строилась Лениным и. Сталиным партия нового типа - большевистская партия. Подводя итоги большому периоду деятельности большевистской партии, В. И. Ленин писал в 1920 г.: "Большевизм возник в 1903 году на самой прочной базе теории марксизма. А правильность этой - и только этой - революционной теории доказал не только всемирный опыт всего XIX века, но и в особенности опыт блужданий и шатаний, ошибок и разочарований революционной мысли в России. В течение около полувека..., передовая мышь в России, под гнётом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и "тщательностью за всяким и каждым "последним словам" Европы и Америки в этой области. Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы"3 .

История революционного движения в России начиная с 70-х годов прошлого столетия самым тесным образом связана с именами основоположников научного социализма - Карла Маркса и Фридриха Энгельса, особенно К. Маркса. Ещё до появления перевода I тома "Капитала" многие русские революционеры относились с величайшим уважением к Марксу. Отсталость общественных отношений в России помешала им понять до конца и верно учение Маркса и сделать из него правильные выводы. Лишь появление группы "Освобождение труда" Плеханова дало толчок развитию и распространению марксизма среди передовых рабочих и передовой интеллигенции, видевшей уже в зарождающемся рабочем движении России основу для создания рабочей партии как опоры освобождения рабочих и крестьян России от гнёта царизма, помещиков и капиталистов. Однако группа "Освобождение труда" лишь теоретически обосновала возможность создания такой рабочей партии. Ока не была связана непосредственно с рабочим движением.


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VII, стр. 55.

2 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 333.

3 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 175.

стр. 16

Ленину принадлежит величайшая заслуга организации первой, зародышевой ячейки будущей большевистской партии. Возникновение "Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса" в 90-х годах явилось переломным пунктам в развитии всего общественного движения в России.

Но для того чтобы перенести в Россию марксистскую теорию, необходимо было её самостоятельно разработать, применительно к своеобразным условиям российской действительности и о учётом тех глубоких изменений в развитии капиталистического общества, которые произошли за последнюю треть XIX и в начале XX столетия. Заслуга разработки марксистской теории в новых условиях принадлежит Ленину и Сталину. Ленин разработал учение об империализме как новой фазе капитализма, "дал обоснованный марксистский анализ империализма, так последней фазы капитализма, вскрыв его язвы и уровня его неизбежной гибели. На базе этого анализа возникло известное положение Ленина о том, что в условиях империализма возможна победа социализма в отдельных, отдельно взятых, капиталистических странам"1 .

Сталин дальше разработал это учение Ленина; он продолжил марксистско-ленинский анализ империализма в новой обстановке; он показал в блестящих прогнозах дальнейшее развитие противоречий империализма; он предсказал возникновение новой мировой войны; и это предсказание товарища Сталина блестяще оправдалось.

Ленин "обосновал возможность построения полного социалистического общества в стране диктатуры пролетариата, окружённой империалистическими государствами, ори условии, что эта страна не будет задушена военной интервенцией окружающий капиталистических государств"2 .

Ленин наметил и конкретные пути, при помощи которых пролетариат ведёт народное хозяйство к социализму, дал кооперативный плащ, который при диктатуре пролетариата является величайшим средством "переделки мелкого крестьянского хозяйства и перевоспитания основных масс крестьянства в духе социализма". Сталин продолжил эту работу Ленина. Он подробнейшим образам обосновал это учение и отстоял его от нападок троцкистов, правых, меньшевиков и других врагов социализма; Сталин и теоретически и практически разработал весь план построения социалистического общества.

Ленин внёс новое в учение о диктатуре пролетариата. Ленин "открыл Советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата, использовав для этого опыт Парижской Коммуны и русской революции"3 . Ленин обосновал диктатуру пролетариата, "как особую форму классового союза пролетариата, являющегося руководителем, с эксплоатируемыми массами непролетарских классов (крестьянства и проч.), являющимися руководимыми"4 .

Ленин показал, что диктатура пролетариата есть высший тип демократии, форма пролетарской демократии, что пролетарская демократия выражает интересы большинства, тогда как буржуазная демократия выражает интересы меньшинства, интересы эксплоататоров.

Сталин развил это учение Ленина. Ему принадлежит разработка и первой и второй конституций СССР - этих важнейших документов ары социализма. Сталин отстоял ленинское учение о диктатуре пролетариата


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 170. Госполитиздат. ОГИЗ. 1938. 10-е изд.

2 Там же, стр. 171.

3 Там же, стр. 170.

4 Там же.

стр. 17

в обстановке капиталистического окружения; он показал необходимость сохранения и укрепления диктатуры пролетариата в СССР, при наличии капиталистического окружения, даже когда паразитические классы уже ликвидированы. С этим неразрывно связано марксистско-ленинское учение о государстве. Маркс и Энгельс разработали вопрос о роли государства три капитализме и об отмирании государства при социализме, исходя из того, что социализм побеждает одновременно во всех странах капитализма. Ленин и Сталин показали, что одновременная победа социализма во всех странах невозможна и что, наоборот, победа социализма возможна вначале в немногих и Даже в одной, отдельно взятой стране. Ленин развил марксистское учение о государстве. Стадии продолжил его работу. Он показал роль государства в бесклассовом социалистическом обществе. Он показал, что если сохранится капиталистическое окружение, то должно сохраниться и государство при коммунизме; только когда это окружение будет ликвидировано, государство при коммунизме станет излишним.

Ленин и Сталин разработали учение Маркса - Энгельса о гегемонии пролетариата. Они показали, что в эпоху империализма пролетариат является гегемоном не только в пролетарской, но и в буржуазно-демократической революции и что гегемония пролетариата в буржуазно-демократической революции есть зачаток и условие осуществления Пролетарской диктатуры при победе социалистической революции.

Ленин и Сталин разработали национально-колониальный вопрос в эпоху империализма. Они показали, что это есть вопрос о свержении империализма, что это есть часть общего вопроса о международной пролетарской революции. Нет ни одного документа, относящегося к созданию великого содружества народов СССР, в котором не принял бы непосредственного участия Сталин. В историю человечества Ленин и Сталин вошли как вожди народов в борьбе против национального гнёта, как носители идеи освобождения всех угнетённых народов мира.

В историю человечества Ленин и Сталин вошли как гениальные продолжатели учения Маркса, оправданного всем ходом развития истории.

На родине Маркса великое его учение было опошлено германскими социал-демократами, которые считали себя духовными наследниками Маркса. Они втоптали в грязь это наследство. Никто так много не сделал для опошления, для извращения великого утаения. Маркса, как все эти оппортунисты Бернштейна, ренегаты Каутские и прочие. Именно они проложили дорогу к господству самых реакционных империалистов - германских фашистов, партии Гитлера. На родине Маркса фашисты палачествуют в течение десяти лет. Стёрт с лица земли домик в Трире, где родился и жил Карл Маркс, где зародились первые революционные мысли в его юношеской голове. Сожжены в Германии и оккупированных гитлеровцами странах великие творения мысли Маркса. Замучены, убиты сотни тысяч учеников Маркса. Германские фашисты считают, что этим они уничтожили марксизм. Жалкие пигмеи, калифы на час! Хотя они сумели испакостить половину Европы, но только слепой не видит, что от гитлеровской партии не останется ничего, кроме воспоминаний об их страшных злодеяниях, кроме кровавого следа от шествия этой коричневой чумы. А марксизм живёт и будет жить, как величайшее учение, помогающее человечеству создать строй, обеспечивающий радостное существование всех людей.

Товарищ Сталин на XVII съезде ВКП(б) указал на огромное значение того факта, что большевистская партия со дня её основания руководствуется марксистско-ленинской теорией. "Посмотрите на окружающие страны, - говорил товарищ Сталин, - много ли вы найдёте правящих партий, имеющих правильную линию и проводящих её в жизнь?... Только

стр. 18

наша партия знает, куда вести делю, и ведёт его вперёд с успехом. Чему обязана каша партия этим своим преимуществом? Тому, что она является партией марксистской, партией ленинской. Она обязана тому, что руководствуется в своей работе учением Маркса, Энгельса, Ленина. Не может быть сомнения, что пока мы остаёмся верными этому учению, пока мы владеем этим компасом, - будем иметь успехи в своей работе. Говорят, что на Западе в некоторых государствах уже уничтожен марксизм. Говорят, что его уничтожило будто бы буржуазно-националистическое течение, называемое фашизм. Это, конечно, пустяки. Так могут говорить лишь люди, не знающие истории. Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. Чтобы уничтожить марксизм, надо уничтожить рабочий класс. А уничтожить рабочий класс невозможно. Более 80 лет прошло с тех пор, как марксизм выступил на арену. За это время десятки и сотни буржуазных правительств пытались уничтожить марксизм. И что же? Буржуазные правительства приходили и уходили, а марксизм оставайся. Более того, марксизм добился того., что он одержал полную победу в одной шестой части света, причём добился победы в той самой стране, где марксизм считали окончательно уничтоженным"1 .

*

60 лет тому назад, 14 марта 1883 г., один из друзей Маркса, Зорге, получил телеграмму из Лондона о смерти Маркса. Зорге записал: "Умер передовой боец пролетариата, человек, который ковал оружие для освобождения рабочего класса. Угас величайший ум, который метал молнии в буржуазный мир, чтобы рассеять невежество, порождённое тьмой и туманом, чтобы рассеять невежество, которое в свою очередь порождает тьму и туман. Умер величайший мыслитель, открывавший перспективы в новый мир, новые времена, новое человечество"2 .

Энгельс, прошедший весь жизненный путь плечом к плечу, рука об руку с Марксом, писая с глубокой грустью: "Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало"3 .

Но в Лондоне под простой каменной плитой покоится лишь то, что было смертного в Карле Марксе. Учение Карла Маркса бессмертно, жив и пышет в сердцах миллионов призыв Маркса: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Учение Маркса является и всегда будет являться для миллионов человечества не мёртвой догмой, а живым призывом к действию, живым призывом к борьбе за общественный строй, где уничтожена всякая эксплоатация человека человеком, где раскрыты перед всем человечеством пути безграничного, радостного, гармоничного развитая всех его сил и способностей.


1 И. Сталин. "Вопросы ленинизма", стр. 484 - 485. Госполитиздат. 1939. 11-е изд.

2 "Воспоминания о Марксе", стр. 149.

3 Там же, стр. 187.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОВОЗВЕСТНИК-НОВОГО-МИРА-К-60-ЛЕТИЮ-СО-ДНЯ-СМЕРТИ-К-МАРКСА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Mikhail SechinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sechin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ, ПРОВОЗВЕСТНИК НОВОГО МИРА. (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ К. МАРКСА) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОВОЗВЕСТНИК-НОВОГО-МИРА-К-60-ЛЕТИЮ-СО-ДНЯ-СМЕРТИ-К-МАРКСА (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ:

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Mikhail Sechin
Ekaterinburg, Россия
855 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3150 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОВОЗВЕСТНИК НОВОГО МИРА. (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ К. МАРКСА)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android