Libmonster ID: RU-16507
Автор(ы) публикации: Я. Я. ЭТИНГЕР

В последнее время события на Ближнем Востоке привлекают все большее внимание мировой общественности. Наиболее экстремистские круги арабского мира не только отрицают Холокост и гибель миллионов евреев в годы второй мировой войны вследствие нацистского террора, но и выдвигают требования о "переселении", переносе еврейского государства Израиль в Европу.

В связи с этим ООН приняла резолюцию, в которой решительно осудила отрицание Холокоста. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал все государства решительно и безоговорочно бороться с "любыми попытками переписать историю и опровергнуть факт об убийстве в ходе Холокоста трети еврейского народа и несчетного числа других меньшинств". "Израиль - давний член ООН, обладающий теми же правами и обязанностями, что и другие члены этой международной организации", - подчеркнул Генеральный секретарь ООН.

Планы перенесения Израиля в Европу еще не так давно обсуждались некоторыми реакционными арабскими политиками, которые утверждают, что "немцы уничтожали евреев и результатом этого стало в конечном счете создание в Палестине государства Израиль". Конечно, Холокост в Европе, когда ни одно европейское правительство не смогло защитить евреев, в значительной степени активизировал их борьбу за создание еврейского государства в Палестине.

Постоянный представитель СССР при ООН А. А. Громыко, выступая на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине, заявил 14 мая 1947 года: "Еврейский народ перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания. Эти бедствия и страдания без преувеличения не поддаются описанию. Их трудно выразить рядами сухих цифр о жертвах, понесенных еврейским народом от фашистских оккупантов. На территории, где господствовали гитлеровцы, евреи подверглись почти полному физическому истреблению. Общее число погибших от рук фашистских палачей определяется приблизительно в шесть миллионов человек. Только около полутора миллионов евреев в Европе пережили войну". Громыко говорил о бедствиях и страданиях, которые испытывают спасшиеся евреи в Европе: "...Позволительно спросить: могут ли Объединенные Нации, учитывая тяжелое положение сотен тысяч уцелевшего еврейского населения, не проявлять интереса к положению этих людей, оторванных от родины и своих очагов? ООН не может и не должна равнодушно наблюдать такое положение, ибо это было бы несовместимо с высокими принципами, провозглашенными в ее Уставе... Пора не на словах, а на деле оказать этим людям помощь... То обстоятельство, что ни одно западноевропейское государство оказалось не в состоянии обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилия со стороны фашистских палачей, объясняет стремление евреев к созданию своего государства. Было бы несправедливо не считаться с


Этингер Яков Яковлевич - доктор исторических наук.

стр. 153


этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремления"1 . Громыко подробно проанализировал наиболее известные проекты создания еврейского государства в Палестине и в своем выступлении 26 ноября 1947 г. на пленарном заседании второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН решительно выступил за раздел Палестины на два самостоятельных государства - еврейское и арабское, отметив, что создание евреями своего государства будет иметь историческое значение2 .

Заявление Громыко приветствовали в еврейских кругах США, Англии, Канады, Австралии и ряда других стран. Председатель Американской секции правления Еврейского агентства для Палестины Абба Хил ель Сил вер 4 декабря 1947 г. направил Громыко письмо, в котором выражалась глубокая благодарность правительству СССР "за поддержку резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН об образовании еврейского государства": "Принятие этой рекомендации - поворотный пункт в истории еврейского народа. Еврейский народ всегда будет благодарен Вашему правительству, которое помогло ему на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в достижении национального освобождения. Были бы весьма признательны, если бы Вы передали содержание этого письма Вашему правительству"3 . Громыко выполнил эту просьбу. Сталин ознакомился с письмом и не скрывал своего глубокого удовлетворения. Это необходимо отметить, несмотря на последующую антисемитскую позицию Сталина в отношении Израиля и советских евреев. Громыко поддержал план создания еврейского государства в Палестине не по своей инициативе, а по указанию Сталина, рассчитывавшего, что будущее еврейское государство будет отвечать далеко идущим стратегическим целям СССР на Ближнем Востоке.

Возвращаясь к планам "перенесения" Израиля в Европу, нельзя не сказать, что подобные взгляды высказывали не только некоторые арабские деятели; нечто подобное предлагалось и антисемитскими кругами в самих европейских странах. В этой связи заслуживает упоминания так называемый "мадагаскарский план". В конце XIX и в первой половине XX века появился ряд проектов, авторы которых рекомендовали создать на острове Мадагаскар, находившемся под контролем Франции, своего рода "пристанище" для евреев из Восточной Европы. Автор первого такого плана немецкий юдофоб П. А. де Лягард предложил в 1885 г. решить еврейский вопрос в Восточной Европе, которую он рассматривал как потенциальную сферу немецкой колонизации, высылкой евреев из России, польских территорий, Австро-Венгрии и Румынии на Мадагаскар.

После первой мировой войны план переселения евреев из Польши на Мадагаскар оказался в поле зрения правящих кругов этой страны. В 1937 г., спустя два года после смерти основателя независимой Польши Ю. Пилсудского, осуждавшего антисемитизм, польское правительство создало специальную комиссию, перед которой была поставлена задача выяснить приемлемость плана насильственного выселения польских евреев на Мадагаскар. В Варшаве рассчитывали на то, что создание с согласия Франции в какой-либо форме еврейского автономного образования на острове укрепит международные позиции Польши. Однако польская правительственная комиссия, посетив Мадагаскар, пришла к заключению, что климатические условия на острове неблагоприятны для жизни польских евреев - выходцев из Европы. Такого же мнения придерживался тогдашний французский губернатор Мадагаскара. Тем не менее министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ в декабре 1938 г. в беседе с министром иностранных дел Германии И. Риббентропом заявил, что в целях очистки Франции от 10 тысяч евреев - беженцев из Германии - их придется выслать на Мадагаскар4 .

В это же время в нацистской Германии А. Эйхман разработал державшийся в секрете в течение четырех лет план депортации 4 млн. европейских евреев на Мадагаскар, где предполагалось создать своего рода гигантское гетто с элементами еврейского самоуправления, но под германским политическим контролем. Против этого нацистского проекта выступил Американский еврейский комитет, который со своей стороны исследовал условия жизни на Мадагаскаре и признал невозможность массового поселения там евреев. Во второй половине 1940 г., после поражения Франции, Германия официально выдвинула так называемый "мадагаскарский план". Не исключено, что он был использован нацистами в пропагандистских целях для отвлечения внимания мирового сообщества от плана "окончательного решения еврейского вопроса". В январе 1942 г. на конференции нацистских лидеров в Ванзее "мадагаскарский проект" был отклонен и заменен планом поголовного уничтожения евреев Европы, который включал также и намерения насильственного вывоза западноевропейских евреев на восток Европы для их последующего уничтожения.

Планы создания еврейского автономного государственного образования не на территории Палестины, а в Африке, в Уганде, разрабатывались и в руководящих

стр. 154


сионистских кругах в самом начале XX века. Как это ни парадоксально, инициатива исходила от идеолога политического сионизма Теодора Герцля, посвятившего значительную часть своей жизни идее создания еврейского государства на исторической родине - в Палестине. Не добившись согласия турецкого правительства, под контролем которого была тогда Палестина, на образование там еврейского государства, Герцль в июне 1902 г., находясь в Лондоне, заявил, что необходимо немедленно облегчить безысходное положение евреев. Не отказываясь от своей программы образования еврейского национального очага в Палестине, он предложил создать независимое еврейское поселение на Кипре или на Синайском полуострове, в Эль-Арише, находившихся под британским протекторатом в непосредственной близости от Палестины. В начале XX в. средиземноморское побережье Синая было мало заселено. По инициативе Лондона специальная комиссия во главе с лидером южноафриканских сионистов Л. Кесслером обследовала район Эль-Ариша и пришла к выводу, что он пригоден для заселения его евреями. Однако египетское правительство отвергло этот проект, ссылаясь на невозможность выделить воды Нила для ирригационных нужд населения. В итоге "план Эль-Ариша" закончился провалом.

Но Герцль продолжал усилия по поиску места для создания еврейского государства за пределами Палестины. После переговоров с британским правительством было выдвинуто предложение об автономном еврейском образовании в Восточной Африке (протекторат Уганда). Под влиянием сообщений о Кишиневском погроме 1903 г. Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством об Уганде, не прекращая борьбы за создание еврейского государства в Палестине. 14 августа 1903 г. британское правительство заявило о своей поддержке плана образования еврейского полугосударства в Уганде во главе с еврейским губернатором, но под верховной властью Лондона. Герцль представил угандийский план на рассмотрение 6-го сионистского конгресса в Базеле в конце августа 1903 года. Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что угандийский проект не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионизма. Противники проекта объединились на созванной ими конференции в Харькове и предъявили Герцлю ультиматум, требуя от него отказаться от "угандийского плана". В начале апреля 1904 г. Герцль созвал расширенное заседание исполкома сионистской организации, на котором после бурных дебатов ему удалось опровергнуть обвинение в измене идеалам сионизма и урегулировать отношения с оппозицией. Вскоре после смерти Герцля на 7-м сионистском Конгрессе в 1905 г. этот план был окончательно отвергнут сионистским движением. Конгресс принял резолюцию, гласившую, что сионистская организация должна содействовать поселению евреев только в Палестине5 .

Рассматривая проекты создания еврейского государства не в Палестине, а в других регионах, следует остановиться на практически неизвестном плане образования его... на территории Германии! В. П. Любин, работавший в московских архивах, опубликовал в 2002 г. чрезвычайно интересный документ об инициативе некоторых еврейских лидеров, предложивших в самом конце второй мировой войны "вариант строительства национального еврейского государства на территории Германии"6 . Любин справедливо подчеркивает, что для предложения о создании "в самом центре Европы, на территории Германии, еврейского государства наподобие возникшего позднее Израиля надо было обладать немалой фантазией и незаурядной политической смелостью". 15 марта 1945 г. в Риме представители двух организаций - "Международного еврейского комитета действий" и "Международного союза эмигрантов и беженцев-антифашистов" - составили письмо с изложением своего проекта. В этом письме авторы призвали отдать евреям ту часть Германии, которая им представлялась "наилучшей с экономической точки зрения. Речь шла о Северо-западной Германии. Одновременно они предложили еще один вариант: "...Если существуют какие-либо причины, по которым Северо-запад Германии не может быть отдан еврейской нации, мы предлагаем устроить это государство в другой части Германии". По этому варианту имелось в виду образование еврейского государства "на Юго-западе Германии, на территории, граничившей со Швейцарией, Францией и состоявшей из Рейнской области, части Бадена, Гессена и Вюртемберга". В поддержку этого варианта приводились сообщения европейской прессы о том, что Франция разрабатывает проект создания независимого государства, размещенного как раз в той же части Германии. По французскому плану это государство не должно было иметь никаких связей с Берлином. В таком случае, по мнению авторов плана, "было бы весьма логично доверить автономное управление этим государством еврейской нации". Проект предоставления евреям права на часть немецкой территории, по мнению авторов документа, полностью совпадал с позицией английского правительства. Они напомнили, что

стр. 155


еще в июне 1942 г. известный английский политический деятель лорд Мойн говорил "что сионисты рассматривают не одну лишь Палестину в качестве места, куда могли бы переселиться европейские евреи". Письмо было направлено министрам иностранных дел стран антигитлеровской коалиции. Советские представители в Риме получили его в апреле 1945 года. Спустя месяц, 30 мая 1945 г., письмо было отправлено в Москву. 16 июня 1945 г. это письмо было зарегистрировано в Наркоминделе, но, как считает Любин, не попало в руки наркома иностранных дел В. М. Молотова. Никакой реакции со стороны СССР не последовало. Как не последовала реакция и других государств.

План создания еврейского государства в Германии был очередной отчаянной попыткой определенных сионистских кругов добиться создания еврейского государства за пределами Палестины.

Все перечисленные проекты такого рода были обречены на провал. Еврейское государство могло быть создано лишь в Палестине, на исторической родине еврейского народа.

Примечания

1. Советско-израильские отношения. Сб. док-ов. Т. I. 1941 - 1953. Кн. 1. 1941 - май 1949. М. 2000, с. 215.

2. Там же, с. 267.

3. Там же, с. 273.

4. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5. Иерусалим. М. 1996, с. 23.

5. Там же, т. 8. Иерусалим. М. 1996, с. 1152.

6. ЛЮБИН В. Израиль в центре Европы: неизвестный проект создания еврейского государства на территории Германии. - Материалы 9-й ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М. 2002.

стр. 156


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЕКТЫ-СОЗДАНИЯ-ЕВРЕЙСКОГО-ГОСУДАРСТВА-В-ЕВРОПЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Я. Я. ЭТИНГЕР, ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.02.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОЕКТЫ-СОЗДАНИЯ-ЕВРЕЙСКОГО-ГОСУДАРСТВА-В-ЕВРОПЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Я. Я. ЭТИНГЕР:

Я. Я. ЭТИНГЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
545 просмотров рейтинг
17.02.2021 (1135 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android