Libmonster ID: RU-13803
Автор(ы) публикации: А. П. Каждан

Павликиане в византийских источниках

"Travaux et memoires". Paris. 1973, N 5.

После того как группа французских исследователей во главе с П. Лемерлем опубликовала свод греческих источников по истории еретического движения VII - IX вв., известного под именем павликианства 1 , Лемерль предпринял в журнальной статье попытку систематизировать и критически пересмотреть все данные о павликианах, сохранившиеся у византийских авторов.

До последнего времени оставалось неясным соотношение между основными источниками по истории павликиан, их атрибуция и хронология 2 . Лемерль считает главным источником сочинения Петра Сицилийского, которого он (расходясь, в частности, с Р. М. Бартикяном) идентифицирует с другим автором, известным под именем Петра Игумена. Среди этих сочинений "Полезная история", написанная после возвращения Петра Сицилийского из поездки в павликианскую столицу Тефрику в 869 - 870 годах. К "Истории" примыкают "Слова" Петра (из шести "Слов" сохранилось два первых и начало третьего). Краткое сочинение Петра "О павликианах, они же манихеи", написанное около 871 - 872 гг., помимо нескольких известных списков, было включено в состав хроники Георгия Амартола, где было пополнено интерполяциями. Близкое по материалу к "Полезной истории", это сочинение Петра содержит некоторые дополнительные данные. Последнее сочинение, приписываемое ему, - "Повествование о новоявленных манихеях", Лемерль считает принадлежащим перу патриарха Фотия и


жуазной революцией конца XVIII в. "Вестник" МГУ. Серия история. 1966, N 3; его же. Крестьянские движения и продовольственный вопрос во время Французской буржуазной революции. "Проблемы новой и новейшей истории". М. 1972.

3 Думается, прав Ж. Рюдэ, называя продовольственный "бунт" "типичной формой народного выступления в прединдустриальный период" (G. Rude. The Crowd in History. N. Y., 1964, p. 5). Из 275 сельских бунтов, которые Ж. Рюдэ насчитал в Англии между 1735 и 1800 гг., две трети носили продовольственный характер (ibid., pp. 33 - 46).

-------

1 Ch. Astruc, W. Conus-Wolska, J. Gouillard, P. Lemerle, D. Papachryssanthou, J. Paramelle. Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure. "Travaux et memoires", 1970, N 4.

2 См. об этом: Р. М. Бартикян. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван. 1961, стр. 55 - 104.

стр. 186


датирует примерно 871 - 872 годами. Фотий затрагивал павликианскую тему и в некоторых других своих произведениях; сохранилось также одиннадцать посланий Фотия Иоанну Хрисохиру, но в каком отношении Фотий находился с вождем павликиан Хрисохиром, сказать трудно.

Историю павликианства Лемерль начинает со второй половины VII в., с сомнением относясь к сообщению об осуждении павликиан на соборе в Двине в 554 году. Первая община павликиан, по мнению Лемерля, была основана в Кивосе (близ малоазийского города Колония) выходцем из Армении Константином-Сильваном, который был казнен византийскими властями, по предположению автора, в 682 году. Постепенно павликианство стало распространяться в греческой среде: один из павликианских учителей конца VII в., Симеон-Тит, был даже константинопольским чиновником. Центр павликианской пропаганды переместился затем в Эписпарис, который Лемерль локализует в обширной пограничной арабо-византийской зоне в верховьях Евфрата; впоследствии павликиане переселились в фему Арменик. Поворотным моментом в истории павликианства Лемерль считает первую треть IX в., когда во главе павликиан стал Сергий-Тихик. В это время павликиане вступают в резкий конфликт с властями Византии. Павликианам пришлось покинуть византийские владения и бежать в Аргаун, на территории халифата. Хотя сам Сергий-Тихик (около 800 - 835 гг.) был сторонником мирной проповеди, в это время возникает полувоенная организация "астатов" и начинаются спорадические вооруженные выступления павликиан. Однако Лемерль категорически отрицает их связь с восстанием Фомы Славянина (820 - 823 гг.).

Сергием-Тихиком завершается, по Лемерлю, "миссионерский" период истории павликиан и начинается полоса их ожесточенной борьбы с Византийской империей. Преемники Тихика Карвеас (умер в 863 г.) и его племянник Хрисохир создали независимое государство, центром которого стала Тефрика (основана, по-видимому, до 856г.). Войска павликиан доходили до берегов Эгейского моря. Императору Василию I удалось нанести им поражение: в 872 г. погиб Хрисохир, затем, по Лемерлю, только в 878 г. пала Тефрика. Лемерль касается также судьбы павликианского учения после падения независимого государства: в некоторых житиях святых Х-XI вв. говорится о борьбе монахов с павликианами.

В статье содержится тщательный разбор скудных сведений о вероучении павликиан. При этом Лемерль отказывается от представлений в духе "филиации идей" и, подобно американской арменистке Н. Гарсоян 3 , отвергает возможность вывести учение павликиан непосредственно из манихейского или даже из ереси маркионитов, сходство с которой он считает более заметным. Социальную сторону павликианства Лемерль не рассматривает вовсе. Если Гарсоян полемизировала с оценкой павликианской ереси как "пролетарской", то Лемерль вообще умалчивает об этом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Павликиане-в-византийских-источниках

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий СмогоржевскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. П. Каждан, Павликиане в византийских источниках // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Павликиане-в-византийских-источниках (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. П. Каждан:

А. П. Каждан → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий Смогоржевский
Минск, Беларусь
1106 просмотров рейтинг
27.04.2017 (2549 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
12 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Павликиане в византийских источниках
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android