Андреева А. Ю.
Русский народный костюм
СПб.: Паритет, 2005
По истории костюма сейчас выходит очень много разных изданий - от роскошных до неброских, от академичных до более чем облегченных. На этом фоне представляемая книжка, однако, не теряется: у нее есть свое лицо и собственная задача. Она предназначена для детей и, помимо популярных очерков собственно о костюме, включает превосходное пособие по изготовлению оригинальных самоделок.
Используя самые простые и доступные материалы - картон, обертки из-под чая, шоколадную фольгу, лоскутки ткани, пуговицы, бисер, яблочные зернышки и т.п., юный читатель - да и взрослый тоже - могут сделать своими руками изящные куклы-коллажи в исторических костюмах, стилизованные, но точные и убедительные по силуэту, и тем закрепить в памяти полученные сведения.
В. Бокова
стр. 81
Бабенко В. Г.
Птицы в мифах и легендах
М.: Дрофа, 2005
Триста лет назад жил-был в Швеции натуралист Карл Линней, который половину своей жизни посвятил созданию классификации животного и растительного мира. В главном труде Линнея "Система природы" каждое живое существо обрело, наконец, свое место и получило название по латыни. А до этого в области биологии была сплошная неразбериха, потому что на разных языках один и тот же вид мог называться по-разному. Многим животным Линней присвоил имена из мифологии.
Составители этой книги нашли остроумный ход подачи материала: альбом состоит из "парных" сюжетов, первый из которых отсылает к древним легендам, а второй повествует о представителях царства пернатых, получивших имена мифологических персонажей. У В. Г. Бабенко и В. Н. Алексеева получилась яркая красивая книга, в занимательной форме рассказывающая о биологических особенностях, местах обитания и множестве загадок, которые задают нам птицы, эти удивительные создания природы. Читатель, несомненно, получит удовольствие от встречи с подзабытыми персонажами древних мифов, о которых все мы когда-то читали у Куна. Альбом великолепно иллюстрирован: на его страницах соседствуют репродукции картин великих художников прошлого и цветные изображения птиц. Легкий, образный язык, чтение, доступное детям и небезынтересное взрослым: За фракийскими горами, за царством бога холодного ветра Борея, на севере Скифии лежит блаженная страна. Живут там счастливые люди, которые зовутся гиперборейцами. ... Могут гиперборейцы летать, знают они магию, способны отыскивать скрытые под землей сокровища, не ведают войн, печалей и болезней. Беззаботно течет их жизнь. Весь свой долгий век (а боги положили им земной предел в 1000 лет) проводят гиперборейцы в песнях, танцах, веселье и молитвах. ... А охраняли их "собаки Зевса" - страшные Грифы - крылатые чудовища с телом льва и головой орла. После этого живописного экскурса в мифологию авторы напоминают читателям сцену из романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта", в которой обессиленного Роберта Гранта в Кордильерах схватила и понесла на своих мощных крыльях огромная хищная птица. То был андский кондор. По-научному он называется Vultur gryphus, в честь легендарного Грифа. Фантаст, правда, немного преувеличил - оказывается, лапы кондора устроены так, что они не способны ухватить тяжелую добычу. Еще мы узнаем, что кондор - самая крупная хищная птица в мире: размах его крыльев достигает 2,75 метра, а длина тела - 1,15 метра. Этот вид обитает в Южной Америке, от Венесуэлы до Огненной Земли. Беднягу кондора, в общем-то безвред-
стр. 82
ную птицу, преследуют охотники и скотоводы, из-за чего ее численность постоянно сокращается и к настоящему времени не превышает одной тысячи особей. Вряд ли нам посчастливится встретиться хотя бы с одной из этой тысячи, зато, читая эту книгу, мы можем в совершенной безопасности от когтистых лап, не торопясь, рассматривать черновато-серую неоперенную шею и красный гребень этих гигантских птиц.
Е. Ленчук
Золотницкий Н. Ф.
Цветы в легендах и преданиях
М.: Дрофа-Плюс, 2005
Эта книга Николая Федоровича Золотницкого была впервые издана еще в начале XX века. Остроумная идея дореволюционного писателя, автора популярных книг о природе, подхвачена и продолжена в наши дни, обратившись серией "Исторический альбом" из красивых большеформатных книг, познавательных и занимательных одновременно.
Трудно устоять перед красотой цветка: царственной розы, нежной фиалки, непорочной лилии, дурманящего мака... Что скрывают эти тонкие лепестки, какой давности историю хранят хрупкие тычинки, как и почему появились они на гербах и эмблемах, всегда ли безгрешен этот дивный аромат?
В книге Золотницкого 23 главы о 22 самых известных и любимых всеми цветах (розе - "царице из цариц" - как и положено венценосной особе, уделено больше всего места: с рассказа о ней книга начинается, ею и заканчивается). Автор- эрудит щедро наполняет свое повествование самыми разнообразными историями, связанными с цветами. Здесь и предания, и мифы, и способы приворота, и рецепты врачевания. Розовые лепестки накладывались на лицо, чтобы придать ему юношескую свежесть; настой из сваренных в розовом масле пчел употребляли как средство для ращения волос, а собранная на розах роса считалась лучшим средством против воспаления глаз.
С цветами связаны и мрачные истории. Вот, например, бесхитростный весенний красавец гиацинт. Кто же не знаком с его пышным султаном! Оказывается, во Франции в XVII веке гиацинт активно использовался неверными женами для отравления постылых мужей. Очень удобно: корзины с гиацинтами в больших количествах расставлялись в спальне жертвы, при этом цветы опрыскивались каким-нибудь ядовитым веществом, запах которого был неощутим из-за собственного сильного аромата гиацинтов...
Глава о тюльпане названа "Любимец гаремов и цветок биржевой игры". Знаменитый персидский поэт Хафиз уверял, что с девственной красотой тюльпана не сравнится даже роза. Александр Дюма-отец посвятил ему свой роман "Черный тюльпан".
В советские годы была такая песня гражданственного звучания - "Красная гвоздика, вестница тревог, красная гвоздика - наш цветок!" Тем интереснее прочитать в книге Золотницкого, что красная гвоздика была во Франции эмблемой самоотверженной преданности дому Бурбонов. Особенно эту последнюю роль гвоздика стала играть во времена Французской революции, в 1793 году, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это кровавое время цветок носил название гвоздики ужаса.
Яркий альбом богато украшен множественными иллюстрациями: здесь и репродукции классических полотен, и качественные современные фотографии.
А. Монгуш
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |